Указатель статей, опубликованных в журнале в 2019 г.

Банников С. В., Федотова О. Д., Латун В. В., Эртель А. Б. Об использовании дидактических иллюстраций как средства обучения. № 2, с. 2.

Бурганов Р. Т. Система школьного химического образования Республики Татарстан: становление и развитие. № 9, с. 2.

Головнер В. Н. Учитель года: в будущее возьмут не всех? № 10, с. 2.

Гребёнкина Т. С. Как помочь учащимся найти свой путь. № 7, с. 2.

Дубровская Н. Л., Мосолова Л. А. Информационные технологии в образовательном процессе. № 6, с. 2.

Марголина Ж. Б. Наставничество как средство развития профессионализма педагога. № 4, с. 2.

Миронова И. И. Химия в привычных вещах. № 3, с. 2.

Офицерова Н. В. Долгий путь к успеху. № 8, с. 2.

Резолюция Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии. № 5, с. 73.

Садовничий В. А. Роль Московского университета в развитии химической науки и химического образования в России. № 5, с. 10.

Сафина Л. Г. О создании индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников. № 1, с. 2.

Соболев А. Е. Международный год периодической таблицы: официальная церемония открытия. № 5, с. 17.

Третий Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. № 5, с. 2.

 

Наука и промышленность

Борунова Е. Б. Мартин Полякофф: учёный и популяризатор науки. № 5, с. 32.

Волков В. Н. Производство алюминия: инновации компании РУСАЛ. № 6, с. 5; Современные алюминиевые сплавы и композиционные материалы. № 8, с. 5.

Волков В. Н., Давтян М. Л. Угольная энергетика России. № 1, с. 5; Углехимия России: состояние и перспективы. № 3, с. 4.

Дмитриев С. Н. Сверхтяжёлые элементы периодической таблицы Д. И. Менделеева. № 5, с. 21.

Лаптенков Б. К. Взрыв гремучего газа: кинетика и механизм реакции. № 2, с. 5.

Осадченко И. М., Лябин М. П. О способах получения водорода. № 1, с. 11.

Сергиев П. В. Откуда берутся белки и почему лечат антибиотики? № 5, с. 28.

 

Консультация

Борисевич И. С., Аршанский Е. Я. Физическая химия: как заинтересовать учащихся. № 7, с. 39.

Грачёв М. К. Об особенностях реакций органических веществ. № 10, с. 45.

Яблоков В. А., Захарова О. М. О квантово-химических моделях атомов и молекул. № 1, с. 54.

 

Методика и обмен опытом

Абдрахманова А. Р., Абдрахманов Р. Ш. Метод проектов в развитии исследовательских умений учащихся. № 9, с. 24.

Аксёнова И. В., Брыкина Е. В. Интеграция урочной и внеурочной познавательной деятельности. № 10, с. 10.

Александрова Е. В. О формировании навыков смыслового чтения. № 1, с. 24.

Амосова А. Н. К методике обучения решению расчётных задач. № 7, с. 28.

Анацко О. Э. Организация групповой работы при изучении фосфора и его соединений. № 2, с. 36.

Андрюшин В. Н. Из опыта проведения практической работы № 1 в 8 классе. № 6, с. 41.

Асанова Л. И. Исследования качества образования: от международных к российским. № 5, с. 47.

Астафьев С. В. О составлении и использовании авторских кейсов-рассказов. № 3, с. 36.

Ахметов М. А. К вопросу об изучении теории электролитической диссоциации. № 3, с. 43; Наши проблемы нам и решать. № 5, с. 50.

Банару А. М. Из зарубежного опыта использования аналогий. № 10, с. 34.

Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Мобильное обучение на основе применения мессенджеров. № 6, с. 19.

Бочковская А. Г. Урок по теме «Типы химических реакций. Реакции обмена». № 2, с. 39.

Бяулова Е. Н., Мухаметшина Т. Г. Химия и география: интегрированный обобщающий урок. № 6, с. 32.

Гаврилова С. В. Смена УМК: как решить проблему. № 6, с. 48.

Гавронская Ю. Ю., Курушкин М. В., Савельев И. И. Средства виртуальной реальности при формировании понятия «изотопы». № 10, с. 20.

Гайфуллина А. З. Компетентностно-ориентированные задания: структура, типы, конструирование. № 7, с. 17.

Гашинская Е. Н. Урок-исследование «Классификация органических соединений». № 10, с. 24.

Головнер В. Н., Степаньянц С., Атоян Э. Мемы в обучении химии. № 3, с. 16.

Городенская А. С. О системе домашних заданий с использованием Интернета. № 1, с. 50.

Губчук Д. П. Диагностическая работа для выпускников средней школы. № 6, с. 27.

Дзенис А. В. Здоровьесбережение при обучении школьников в медицинском стационаре. № 3, с. 40.

Добротин Д. Ю. Актуальные вопросы оценки качества школьного химического образования. № 5, с. 41; Формирование и контроль усвоения систем химических понятий. № 7, с. 4.

Дробышев Е. Ю., Чернышёв Д. А. Об организации учебно-исследовательской деятельности. № 1, с. 33.

Дубровская Н. Л., Мосолова Л. А. Наш опыт организации дидактической деятельности учащихся. № 9, с. 39.

Емельянова Е. О., Тушева Г. Г. Научное познание и обучение как основа изучения теорий. № 4, с. 6.

Ефимова Л. В. К методике работы с одарёнными детьми. № 9, с. 6.

Заграничная Н. А., Зубцова Е. С., Щедрина О. С. Урок химии в свете требований ФГОС. № 6, с. 12.

Ильичёва Т. В. Об использовании элементов технологии проблемного обучения. № 9, с. 17.

Исаев Д. С. Урок по теме «Химические реакции». № 7, с. 10.

Клеменова Е. В. Урок обобщения знаний для слабослышащих учащихся. № 4, с. 21.

Козлова З. А. Из опыта организации проблемно-интегративного обучения. № 9, с. 30.

Колчанова Л. В., Буржинская Т. Г. Качественные задачи как средство повышения познавательного интереса. № 2, с. 18.

Коновалова И. М. Урок по теме «Ионные уравнения реакций». № 8, с. 30.

Конопляник Е. М. О проблемном подходе в практике обучения. № 8, с. 47.

Короткова Г. У. Урок-практикум при изучении химических явлений. № 8, с. 38.

Кортунов Г. М. Развитие регулятивных умений для повышения качества химических знаний. № 1, с. 30.

Кудряшова Н. П. Об использовании индивидуальных образовательных траекторий. № 6, с. 24.

Курамшин A. И., Гильманшина С. И. Система повышения квалификации учителей: работа с одарёнными учащимися. № 9, с. 11.

Липатова И. А. Сообщества педагогов: проблемы и их решения. № 3, с. 11; Информационно-образовательная среда района: принципы и задачи. № 4, с. 32.

Лисичкин Г. В. Проблемы преемственности общего и высшего образования. № 5, с. 61.

Макаров Ю. Б. Интегрированный урок «Отравленная душа». № 3, с. 20.

Мелкозерова А. А., Москалёва И. С., Борунова Е. Б. Уровневая интеграция и дифференциация как способ формирования УУД. № 8, с. 42.

Миренкова Е. В. К методике изучения периодического закона и строения атома. № 8, с. 12.

Морзунова И. Б. Ищем выход... № 2, с. 16.

Нелюбина Е. Г., Панфилова Л. В. О методических приёмах формирующего оценивания. № 2, с. 12.

Новикова А. В. Коррозия металлов, или Медный всадник в опасности. № 4, с. 14.

Овсиенко Л. В. Участники съезда о преподавании химии в системе СПО. № 5, с. 55.

Оржековский П. А. Актуальные вопросы высшего педагогического образования. № 5, с. 63.

Павлов И. И., Баланова Н. О. Разработка и применение образовательных комиксов. № 10, с. 31.

Панькина В. В., Жукова Н. В., Ляпина О. А. О реализации метапредметного подхода при обучении химии. № 1, с. 13.

Расулов А. И., Борзова З. В. Современная химия в противостоянии биотерроризму. № 8, с. 23.

Савчик Е. А. Из опыта развития исследовательской компетенции старшеклассников. № 2, с. 28.

Сафина Л. Г. Проблемные задания с использованием метода аналогий. № 4, с. 11.

Серокурова Ю. Л. Из опыта изучения номенклатуры неорганических кислот. № 2, с. 34.

Суртаева Н. Н. О социальной обусловленности изучения предметов естественно-научного цикла. № 3, с. 48.

Табачная О. В. Как мы изучаем изомерию и номенклатуру предельных углеводородов. № 9, с. 35.

Титов Н. А. Из опыта проведения дидактической игры «Выборы». № 7, с. 30.

Тухватова Р. А. Воспитание патриотизма: изучение истории казанской химической школы. № 9, с. 14.

Успенская И. А., Иванова М. С. Высшее профессиональное образование: проблемы и перспективы. № 5, с. 57.

Фадеев Г. Н., Двуличанская Н. Н., Карпов Г. М. Естествознание против естественных наук. № 5, с. 36.

Фатхрахманова Л. Ш. О реализации межпредметных связей в процессе обучения. № 9, с. 27.

Халикова Ф. Д., Ямбушев Ф. Д., Дербышева Д. Л., Халаман А. В. Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности. № 7, с. 25.

Хомякова И. Н. Использование ситуационных задач для достижения метапредметных результатов. № 9, с. 32.

Чугунова С. А. Исторический подход к изучению электролитической диссоциации. № 9, с. 21.

Шалашова М. М. Развитие профессиональных компетенций учителя-предметника. № 6, с. 30.

Шипарёва Г. А.; Хачатурян Р. Б., Чуднова Е. И., Шмелёва Л. Г., Аврамчикова М. В.; Чудинова И. В. Экспертиза учебников: проблема, требующая решения. № 5, с. 52.

Шумилин А. С. Повышение квалификации учителей: сотворчество преподавателя и слушателей. № 3, с. 25.

Щукина Т. В., Мухаметшина Т. Г. Использование схем превращений веществ в курсе органической химии. № 8, с. 51.

 

Готовим учащихся к Единому государственному экзамену

Бланк Р. Н. К методике выполнения задания № 32. № 6, с. 38.

Дерябина Н. Е. Система заданий повышенной сложности по теме «Строение атома». № 2, с. 23; № 3, с. 32; № 4, с. 31.

Ковылина Н. С. Система работы учителя по подготовке к экзамену. № 6, с. 35.

Морозова Н. И. Неорганическая химия в ЕГЭ: задание № 8. № 4, с. 26.

Стрельникова Е. Н. Учим выпускников размышлять. № 1, с. 17.

Сутягин А. А. Решение расчётных задач: составляем материальный баланс. № 7, с. 21.

Тогидний М. Л. Из опыта организации работы при подготовке к экзамену. № 4, с. 29.

Трушина Н. Р. Слагаемые успеха. № 3, с. 30.

 

Готовим учащихся к Основному государственному экзамену

Савенкова Е. В. Основные проблемы, которые решать учителю. № 10, с. 28.

 

Профилизация обучения

Банару А. М. Алгоритмизация решения задач по термохимии. № 6, с. 44.

Дронова Н. Ю. Об использовании обобщающих таблиц. № 7, с. 32.

Клименко М. Е. Из опыта изучения комплексных соединений. № 1, с. 37.

Ларионов П. М. Расчётные задачи: химические превращения в газовых смесях. № 1, с. 42.

Пономаренко О. А. Компьютерное моделирование строения химических соединений. № 4, с. 38.

Хисамиева Н. М. Проектная деятельность на уроке по теме «Растворы». № 9, с. 19.

 

Начинающему учителю

Гайфуллина А. З. Урок по теме «Кислоты». № 9, с. 41.

 

Химическое образование за рубежом

Гумбатова А. Н. О способах повышения эффективности процесса обучения. № 10, с. 40.

Курилин С. Л., Курилина Е. С., Дубков С. Г. Из опыта применения современных вариантов Периодической системы. № 7, с. 34.

Тагиев Т. И. Формирование элементов медицинских знаний при обучении химии. № 1, с. 46.

Хасиева Дж. С., Джиоева Р. Г. Из опыта использования контурных периодических таблиц. № 10, с. 42.

Шульчус A., Телешов С. В., Чесунене Р., Саулене И. Настольные игры как средство повышения эффективности процесса обучения. № 2, с. 43.

 

Химический эксперимент

Амелин Д. С., Евсюков А. И. Синтез и исследование борных люминофоров со смешанными активаторами. № 7, с. 53.

Дорофеев М. В., Беспалов П. И. Исследование ароматических кислот на уроках в медицинском классе. № 2, с. 70.

Качалова Г. С. Экспериментальные задачи как средство формирования химической компетентности. № 8, с. 72.

Коломойцева Н. В., Боровских Т. А. Использование количественного эксперимента в курсе химии. № 10, с. 64.

Ларионова В. М., Пустовит С. О., Смоленский В. А. Организация познавательной деятельности: использование метода биолюминесценции. № 7, с. 46.

Меньшиков В. В., Сутягин А. А., Симонова М. Ж., Лисун Н. М. Нанохимия: школьный лабораторный эксперимент. № 3, с. 68; Эксперимент по нанохимии на основе коллоидных растворов металлов. № 4, с. 45.

Опарина С. А., Железнова Т. А. Об определении подлинности лекарственных средств. № 7, с. 56.

Сагитова Р. Н., Гильманшина С. И. Реакции окисления спиртов. № 9, с. 66.

Сутягин А. А., Меньшиков В. В., Симонова М. Ж., Лисун Н. М., Левина С. Г. Реальный эксперимент в рамках ОГЭ по химии. № 6, с. 68.

Титов Н. А., Чернышева Л. А. О переосмыслении стереотипов при выполнении химического эксперимента. № 4, с. 42.

Фомичёв В. А., Лобанов А. В. Проблемный эксперимент при ознакомлении с костной биоинженерией. № 7, с. 62.

Чан Тхи Тхань Урок-практикум: основа развития критического мышления. № 7, с. 66.

Чан Тхи Тхань, Боровских Т. А. Химический эксперимент как средство развития критического мышления. № 2, с. 76.

 

Профилизация обучения

Гобрикова О. Ю. Практикум по теме «Неметаллы и их соединения». № 10, с. 72.

Иванова И. С., Степанова Н. П., Соколова Е. А. Эксперимент при изучении темы «Аминокислоты». № 10, с. 69.

 

Внеурочная деятельность

Алёхина Е. А. Исследование средств для бритья на занятиях элективного курса. № 1, с. 60; Исследование нефтепродуктов на занятиях элективного курса. № 10, с. 48.

Анацко О. Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету. № 10, с. 54.

Архангельская О. В. Всероссийская химическая олимпиада: трудный путь к успеху. № 5, с. 68.

Бухарова А. В. Проектно-исследовательская деятельность: математика для химиков. № 9, с. 52.

Викторова Л. В. Конкурс «Юный химик» как форма профориентационной работы. № 9, с. 62.

Гильманшина С. И., Гайфуллина А. З. Формирование регулятивных УУД в проектной деятельности. № 9, с. 44.

Журова В. Г. Как определить содержание витамина C в яблоках. № 10, с. 57.

Золотавина Е. А. Квест-игра «Химическая лаборатория». № 4, с. 64.

Иванова Т. Н. Межшкольный турнир «К 150-летию Периодической системы Д. И. Менделеева». № 6, с. 63

Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н. Исследуем качество мёда. № 1, с. 67.

Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта. № 3, с. 53; Кроссворд и кроссенс как виды учебно-познавательных заданий по химической экологии. № 8, с. 61.

Колесникова И. В. Роль учителя в формировании естественно-научной грамотности. № 6, с. 52.

Колчанова Л. В., Дейнека Л. А., Козырева Ю. Н., Олейниц Е. Ю., Кульченко Я. Ю. Викторина «Встречи у Периодической системы». № 6, с. 59.

Кузнецова А. В., Мартынова Т. Ю., Губенко А. А. Учебное исследование гальваностегии и её применения. № 2, с. 57.

Макарова Д. А., Панина У. В., Борунова Е. Б. Познавательно-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». № 3, с. 62.

Нестерова О. О. О формировании культуры обращения со средствами бытовой химии. № 3, с. 65.

Нохсоров В. В., Саввинова А. Т. Исследовательские проекты с использованием регионального компонента. № 6, с. 55.

Опарина С. А., Железнова Т. А. Образовательные веб-квесты: интеграция химии и математики. № 4, с. 59.

Пластинина Н. Б. Скалярное сложение олимпиад. № 5, с. 70.

Проскурина И. К., Преснухина С. С., Савко П. С. Учебное исследование «Синергизм и антагонизм витаминов и минеральных веществ». № 3, с. 58.

Пустовит С. О. Формирование предметных умений на занятиях факультатива. № 8, с. 65.

Романова О. Н. Элективный курс «Вторичная переработка материалов». № 9, с. 55.

Рутина О. П. Игра для девятиклассников «Вперёд, химики!». № 4, с. 69.

Севостьянова Л. Н. Игра «Шесть чувств». № 2, с. 47.

Филинова И. П. Квест-игра «Парад химических элементов». № 7, с. 70.

Фирстова Н. В., Волкова Н. В., Вернигора А. Н., Кузнецова А. В., Керимов Э. Ю. Учебный проект «Современный фармакопейный анализ аспирина». № 4, с. 50.

Халикова Ф. Д. Исследовательские проекты во внеурочной деятельности лицеистов. № 9, с. 48.

Чурилина Е. В. Организация занятий кружка «Научное общество химиков». № 8, с. 56.

Шамитова Е. Н., Алексеев М. Ю., Смирнова А. П., Степанова У. В. Пропедевтическое занятие «Витамины и здоровье». № 7, с. 76.

 

Готовимся к изучению химии

Бухарова А. В. О разработке проектов учащимися начальных классов. № 2, с. 53.

 

Из истории химии

Авдеев Я. Г. «Я выслужил 48 лет родине и науке». № 6, с. 74.

Баум Е. А., Лунин В. В. Практико-ориентированное обучение истории химии на химическом факультете МГУ. № 3, с. 73.

Изюмов И. А. Нейтрон и «ньютоний». № 10, с. 60.

Мельникова Г. Ф. А. М. Бутлеров: жизнь, полная интересов и увлечений. № 9, с. 73.

Панкратова Я. A. Из истории pH-метрии. № 3, с. 76.

Садриева Г. К. Г. Х. Камай: педагог, учёный, гражданин. № 9, с. 68.

Шикуть Н. Л., Баум Е. А. Из истории калориметрии. № 4, с. 73.

 

К 150-летию периодической таблицы

Плужник О. М., Короткова А. В., Потемкина Н. М. Географическое происхождение названий некоторых химических элементов. № 2, с. 61.

Фадеев Г. Н., Лебедев Ю. А. Периодический закон: история и современноcть. № 1, с. 71.

 

Химическое образование за рубежом

Слабин В. К. Американский бизнесмен против российского учёного. № 2, с. 66.