Методика и обмен опытом

Учитель года: в будущее возьмут не всех?

Авторы:

В. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 1259.

Аннотация

Основная цель конкурса – выявить самых талантливых, уникальных учителей, которые могут служить маяками в своей профессии, популяризировать её. Но эта цель в известном смысле прямо противоречит тенденции на унификацию и тиражирование, которая складывается в образовательном пространстве.

Ключевые слова:

Конкурс «учитель года», профессия учителя, конкурсные уроки, педагогическое мастерство, тенденции развития образования.


Методика и обмен опытом

Интеграция урочной и внеурочной познавательной деятельности

Авторы:

И. В.. Адрес: Липецк. Место работы: ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования».

Е. В.. Адрес: г. Усмань Липецкой области. Место работы: СОШ № 3.

Аннотация

Статья посвящена вариантам взаимосвязи содержания видов познавательной деятельности обучающихся и активных форм аудиторных и внеаудиторных занятий, организуемых учителем при обучении химии в условиях их интеграции. В сценариях занятий урочной и внеурочной деятельности, объединенных одной темой, показан деятельностный подход в изучении строения атома.

Ключевые слова:

Интеграция урочной и внеурочной учебной деятельности, технология деятельностного метода обучения, активные формы аудиторных и внеаудиторных занятий.

Список литературы
  • Аксёнова И. В. Активные формы обучения в условиях интеграции естественно-научных дисциплин // Химия в школе. - 2018. – № 3. - С. 3-18.

  • Аксёнова И. В. Формирование и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе». - Республика Беларусь: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2016. – С. 3-6.

  • Аксёнова И. В., Ковешникова О. С., Хвостова Е. И. Инновационная модель аудиторных и внеаудиторных занятий для успешной организации учебно-познавательной деятельности в условиях интеграции естественно-математического образования // Приоритетные направления развития естественно-математического образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования: материалы 18-й ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы естественно-математического образования». - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2015. – С. 8-11.


Методика и обмен опытом

Средства виртуальной реальности при формировании понятия «изотопы»

Авторы:

Ю. Ю.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

М. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Университет ИТМО.

И. И.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 11.

Аннотация

В статье описано проведение урока химии по теме «Состав ядер атомов химических элементов. Изотопы» (8 класс) с использованием средств виртуальной реальности. Особенностью урока является то, что абстрактное понятие «изотопы» формируется не традиционным для обучения химии путём дедукции, когда учитель даёт ученикам определение с последующими разъяснениями и упражнениями, а выводится учениками в процессе реалистичных манипуляций с объектами микромира.

Ключевые слова:

Обучение химии, формирование понятий, виртуальная реальность, изотопы.

Список литературы
  • Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии. 8 кл.: Методическое пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2006.

  • Кузнецова Н. Е. Формирование систем понятий при обучении химии. - М.: Просвещение, 1989.

  • Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. — М.: ВЛАДОС, 2000.


Методика и обмен опытом

Урок-исследование «Классификация органических соединений»

Авторы:

Е. Н.. Адрес: г. Гатчина, Ленинградская обл.. Место работы: Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского,.

Аннотация

В 10 классе знакомство с классификацией органических веществ я провожу в виде небольшого исследования, которое учащиеся выполняют в группах. На уроке учащиеся, постепенно открывая конверты с заданиями, знакомятся с веществами, которые отличаются от изученных раньше и по составу и по строению. Они проводят лабораторный эксперимент, который показывает, как от строения зависят свойства веществ. В ходе урока составляют схемы, узнают о функциональных группах, различают вещества с кратными химическими связями.

Ключевые слова:

Органическая химия, органические вещества, функциональные группы, кратные связи.

Список литературы
  • Байбакова Ю. А. Из опыта проведения урока-исследования // Химия в школе. – 2017. - № 4. - С. 32-35.

  • Васюкова Е. Ю. К методике изучения классов неорганических веществ // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 42-49.

  • Лунькина В. А. Урок-исследование по теме «Аммиак» // Химия в школе. – 2018. - № 7. - С. 23-28.


Методика и обмен опытом

Основные проблемы, которые решать учителю

Авторы:

Е. В.. Адрес: г. Ступино, Тульская обл.. Место работы: Ступинская СШ № 14.

Аннотация

В данной работе рассматриваются актуальные вопросы, возникающие у учителя при подготовке к Основному государственному экзамену по химии. Автором предлагаются варианты их решения, которые способствуют качественной подготовке к экзамену.

Ключевые слова:

Основной государственный экзамен, индивидуальные планы подготовки, индивидуальный подход.


Методика и обмен опытом

Разработка и применение образовательных комиксов

Авторы:

И. И.. Адрес: Якутск. Место работы: Северо-Восточный федеральный университет.

Н. О.. Адрес: Якутск. Место работы: СОШ № 31 с углублённым изучением отдельных предметов.

Аннотация

В статье описаны пути и условия организации урока химии с использованием методического приёма создания комикса. Представлено обоснование роли применения образовательного комикса для развития положительной мотивации к обучению, интеллектуальных умений, опыта творческой деятельности. Приведено описание урока по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ» с применением данного приёма.

Ключевые слова:

Комикс, химия, мотивация, умения, творчество, формирование понятия, проектирование, самостоятельная работа.

Список литературы
  • 1. Павлов И. И. Технология разработки и применения образовательных комиксов на уроке. Свидетельство о государственной регистрации базы данных. № 2018620587 от 18 апреля 2018 г.

  • 2. Вавилова А. К. Образовательный комикс в учебно-исследовательской и проектной деятельности // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С. 49-51.

  • 3. Павлов И. И., Гуляева М. И. Формирование физиологических понятий с помощью комиксов в курсе «Человек и его здоровье» // Биология в школе. — 2017. — № 8. — C. 31-37.

  • 4. Павлов И. И. и др. Мотивационные технологии обучения в системе школьного образования. Учебно-методическое пособие. — Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2017.

  • 5. Павлов И. И., Соломонова А. А. Изучение темы «Клетка» путём создания и применения комикса на уроке биологии // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — Т. 66. — № 5. — С. 157-159.


Методика и обмен опытом

Из зарубежного опыта использования аналогий

Авторы:

А. М.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье обсуждаются аналогии, предлагаемые за рубежом школьникам при изучении химии, начиная с 80-х гг. ХХ в. Большинство аналогий касается вопросов общей химии. Приводятся примеры из тематических разделов: «Строение атома», «Строение молекул», «Стехиометрия», «Кинетика и термодинамика».

Ключевые слова:

Аналогия, метафора, строение атома, стехиометрия.

Список литературы
  • 1. Orgill M., Bodner G. What Research Tells Us About Using Analogies To Teach Chemistry // Chem. Educ. Res. Pract. – The Royal Society of Chemistry, 2004. – Vol. 5, № 1. – P. 15.

  • 2. Fortman J. J. Analogical demonstrations // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1992. – Vol. 69, № 4. – P. 323.

  • 3. Fortman J. J. Pictorial analogies VII: Quantum numbers and orbitals // J. Chem. Educ. – 2009. – Vol. 70, № 8. – P. 649.

  • 4. Neto B. de B. Dice throwing as an analogy for teaching quantum mechanics // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1984. – Vol. 61, № 12. – P. 1044.

  • 5. Battino R. The disco analogy // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1991. – Vol. 68, № 4. – P. 285.

  • 6. Didiş N. The analysis of analogy use in the teaching of introductory quantum theory // Chem. Educ. Res. Pract. – 2015. – Vol. 16, № 2. – P. 355.

  • 7. Dicks A. P. Shake for sigma, pray for Pi: Classroom orbital overlap analogies // J. Chem. Educ. – 2011. – Vol. 88, № 4. – P. 426–427.

  • 8. Silverstein T. P. The “Big Dog-Puppy Dog” Analogy for Resonance // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1999. – Vol. 76, № 2. – P. 206.

  • 9. Levy Y. Protein Assembly and Building Blocks: Beyond the Limits of the LEGO Brick Metaphor // Biochemistry. – 2017. – Vol. 56, № 38. – P. 5040.

  • 10. Helser T. L. Enzyme activity: The ping-pong ball torture analogy // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1992. – Vol. 69, № 2. – P. 137.

  • 11. Abel K. B., Halenz D. R. Enzyme activity: A simple analogy // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1992. – Vol. 69, № 1. – P. 9.

  • 12. Gould E. S. Phosphate Buffers and Telephone Poles - A Useful Analogy with Limitations // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1999. – Vol. 76, № 11. – P. 1511.

  • 13. Tóth Z. Limiting Reactant. An Alternative Analogy // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1999. – Vol. 76, № 7. – P. 934.

  • 14. Marzzacco C. J. An Analogy to Help Students Understand Reaction Orders // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1998. – Vol. 75, № 4. – P. 482.

  • 15. Ball D. W. Another auto analogy: Rate-determining steps // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1987. – Vol. 64, № 6. – P. 486.

  • 16. Schultz E. Dice Shaking as an Analogy for Radioactive Decay and First Order Kinetics // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1997. – Vol. 74, № 5. – P. 505.

  • 17. Garritz A. The Painting-Sponging Analogy for Chemical Equilibrium // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1997. – Vol. 74, № 5. – P. 544.

  • 18. Wynn C. M. Heat Flow vs. Cash Flow: A Banking Analogy // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1997. – Vol. 74, № 4. – P. 397.

  • 19. Thornton B. K. An Analogy To Illustrate Miscibility of Liquids // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1994. – Vol. 71, № 2. – P. 156.

  • 20. Kjonaas R. A. An analogy for solubility: Marbles and magnets // J. Chem. Educ. – American Chemical Society, 1984. – Vol. 61, № 9. – P. 765.


Методика и обмен опытом

О способах повышения эффективности процесса обучения

Авторы:

А. Н.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Школа № 7.

Аннотация

В статье говорится о создании основы для интеграции национальной системы образования Азербайджанской Республики в мировую систему образования путём использования новых педагогических технологий, активных методов обучения.

Ключевые слова:

Новые технологии обучения, творческое мышление, исследование, познавательная деятельность, самостоятельная работа, интеллект, знание, умение, способность.

Список литературы
  • Abbasov M. M., Əliyev A. H., Fərəcov M. S., Əliyev V. S. Ümumtəhsil məktəbləri üçün kimya fənni üzrə təhsil proqramı ( kurikulumu), Kimya məktəbdə, Elmi – nəzəri və metodik məcmuə, 2 – 3 (46 – 47), 2014.

  • Голубева А. И. Реализация эффективной модели урока при изучении белков // Химия в школе. – 2018. - № 8. - С. 40-45.

  • Иванова Р. Г. О наболевших проблемах методики обучения химии // Химия в школе. – 2007. - № 6. - С. 13-22.


Методика и обмен опытом

Из опыта использования контурных периодических таблиц

Авторы:

ж. С.. Адрес: г. Цхинвал. Место работы: Юго-Осетинский государственный университет.

Р. Г.. Адрес: г. Цхинвал. Место работы: Юго-Осетинский государственный университет.

Аннотация

С целью повышения интереса учащихся к изучению химии авторы предлагают в качестве наглядного пособия использовать набор контурных периодических таблиц. В статье приводится методика использования контурных таблиц при изучении темы «Положение химических элементов в Периодической системе и свойства их оксидов».

Ключевые слова:

Контурные периодические таблицы, металлы, неметаллы, свойства оксидов.

Список литературы
  • 1. Хайков В. С. Полнее изучать предсказательные возможности Периодической системы // Химия в школе. – 1975. – № 5. – С. 29-33.

  • 2. Менделеев Д. И. Основы химии. - М.; Л.: Гос. научно-техническое изд. химической литературы, 1947. – Т. 2. – С. 80.

  • 3. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. - М.: Мир, 1982.

  • 4. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химия. - М.: Дрофа, 2001. – С. 70-71.

  • 5. Кузьмина Г. В., Кольцов В. И. О применении длиннопериодных таблиц Периодической системы в средней школе // Химия в школе. – 1976. – № 3. – С. 39-44.

  • 6. Курилин С. Л., Курилина Е. С., Дубков С. Г. Из опыта применения современных вариантов Периодической системы // Химия в школе. – 2019. – № 7. – С. 34-38.

  • 7. Панькина В. В., Жукова Н. В., Ляпина О. А. О реализации метапредметного подхода при обучении химии // Химия в школе. – 2019. – № 1. – С. 15-16.

  • 8. Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н. Задачник по химии: 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011. - С. 55, 56.


Консультация

Об особенностях реакций органических веществ

Авторы:

М. К.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье рассмотрены особенности окисления алканов, гидрогалогенирования алкенов, присоединения к диенам, деполимеризации полимеров, внутримолекулярной дегидратации спиртов.

Ключевые слова:

Селективность реакций, алканы, алкены, диены, спирты, полимеры.


Внеурочная деятельность

Исследование нефтепродуктов на занятиях элективного курса

Авторы:

Е. А.. Адрес: Омск. Место работы: Омский государственный педагогический университет.

Аннотация

В статье представлены материалы для организации учебного исследования нефтепродуктов. Теоретические сведения включают определение понятия «нефтепродукт», краткое описание процессов первичной (перегонка или ректификация) и вторичной (крекинг, риформинг, платформинг, гидроформинг) переработки нефти, классификации и показатели качества нефти и нефтепродуктов. Экспериментальная часть содержит методики определения качества нефтепродуктов и задания для учащихся, рекомендуемые при выполнении опытов.

Ключевые слова:

Нефть, нефтепродукты, перегонка, ректификация, крекинг, риформинг, платформинг, гидроформинг, бензин, октановое число, физические свойства нефти.

Список литературы
  • ГОСТ 26098-84. Нефтепродукты. Термины и определения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200003648

  • ГОСТ Р 51858-2002. Нефть. Общие технические условия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200028839

  • ГОСТ 6370-83. Нефть, нефтепродукты и присадки. Метод определения механических примесей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200004078

  • Ким А. М. Органическая химия. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.

  • Папок К. К., Рагозин Н. А. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. — М.: Химия, 1975.

  • Пузин Ю. И. Практикум по химии нефти и газа. Для студентов заочной дистанционной формы обучения. – Уфа: Изд-во Уфим. гос. нефтяного техн. ун-та, 2004. – 141 с.

  • Смирнова Н. Н., Дорофеева И. Б. Лабораторный практикум по дисциплине «Химическая и экологическая экспертиза». В 2 ч. Ч. 1. — Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2007.


Внеурочная деятельность

Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету

Авторы:

О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

В статье представлен опыт организации исследовательской деятельности учащихся. Тематику исследовательских работ по химии можно разделить на несколько направлений: исследование объектов окружающей среды, исследование продуктов питания или средств бытовой химии, интеграция естественно-математических и гуманитарных знаний.

Ключевые слова:

Исследовательская деятельность учащихся, экология, исследование продуктов питания.


Внеурочная деятельность

Как определить содержание витамина С в яблоках

Авторы:

В. Г.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Аннотация

В статье представлено описание учебного проекта по определению содержания витамина C в яблоках разных сортов методом иодометрии.

Ключевые слова:

Яблоки, аскорбиновая кислота, титрование.

Список литературы
  • 1. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/

  • 2. Нечаев А. П. Пищевая химия. — СПб.: ГИОРД, 2003.

  • 3. Морозкина Т. С. Витамины: Краткое руководство для врачей и студентов медицинских, фармацевтических, и биологических специальностей. — Мн.: ООО «Асар», 2002.

  • 4. Яблоня. Каталог сортов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sortoved.ru/category/yablonya

  • 5. Прохладу «Гренни Смит» не любит [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2024021

  • 6. Рогов И. А., Антипова Л. В., Дунченко Н. И. Химия пищи. — М.: Колос, 2007.

  • 7. Ольгин О. Опыты без взрывов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zadachi-po-khimii.ru/books/children/olgin.pdf

  • 8. Волобуева В. Ф. Практикум по биохимии овощных, плодовых, ягодных, эфироносных и лекарственных культур. — М.: ФГОУ ВПО РГАУ–МСХА им. К. А. Тимирязева, 2008.


Из истории химии

Нейтрон и «ньютоний»

Авторы:

И. А.. Адрес: Аксайский район. Место работы: Гимназия № 3 им. Н. Д. Гулаева.

Аннотация

Рассказывается о поисках гипотетического вещества – «мирового эфира» – Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Даётся исторический обзор проблемы. Приводятся результаты работ Менделеева.

Ключевые слова:

Д и менделеев, И Ньютон, Х Гюйгенс, Периодическая система химических элементов, «мировой эфир», нейтрон.

Список литературы
  • 1. Данин Д. С. Нильс Бор. — М.: Молодая гвардия, 1978.

  • 2. Изюмов И. А. Величайшее эмпирическое обобщение // Учительская газета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1281

  • 3. Изюмов И. А. Закон симметрии простых тел // Учительская газета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1282

  • 4. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: АЙРИС — пресс, 2013.

  • 5. Голин Г. М., Филонович С. Р. Классики физической науки (с древнейших времен до начала XX в.): Справ. пособие. — М.: Высш. школа, 1989.

  • 6. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — Киров: Константа, 2013.

  • 7. Беленький М. Д. Менделеев. — М.: Молодая гвардия, 2010.


Химический эксперимент

Использование количественного эксперимента в курсе химии

Авторы:

Т. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье описана методика проведения количественных опытов по общей и неорганической химии, ориентированных на изучение предмета на базовом и углублённом уровне и рекомендованных к использованию как на уроках химии, так и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова:

Количественный эксперимент, измерения, ученический эксперимент.

Список литературы
  • 1. Злотников Э. Г. Химический эксперимент как специфический метод

  • обучения// Первое сентября. Химия. — 2007. — № 24. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://him.1sept.ru/article.php?ID=200702404

  • 2. Ахметов М. А., Ермакова Ю. А. Направления развития школьного химического эксперимента // Химия в школе. — 2017. — № 5. — С. 37-40.

  • 3. Герус С. А., Кузнецова Н. Е. Модель критериально-ориентированного обучения химии // Химия: метод. преподавания. — 2004. — № 6. — С. 12-18.

  • 4. Казанцев С. В. Химик, экономист, патриот // Эко. — 1999. — № 8. — № 9. — С. 53-61.

  • 5. Стась Н. Ф., Плакидкин А. А., Князева Е. М. Лабораторный практикум по общей и неорганической химии: Учебное пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007.

  • 6. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учебник для студентов вузов. — М.: ВЛАДОС, 2000.


Химический эксперимент

Эксперимент при изучении темы «Аминокислоты»

Авторы:

И. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СЗГМУ им. И. И. Мечникова.

Н. П.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СЗГМУ им. И. И. Мечникова.

Е. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СЗГМУ им. И. И. Мечникова.

Аннотация

В статье представлен химический эксперимент по теме «Аминокислоты» для классов с медицинской направленностью. Карточки химических опытов разработаны с учетом использования технологии проблемного обучения.

Ключевые слова:

Технология проблемного обучения, карточки химического эксперимента, аминокислоты, классы медицинской направленности.

Список литературы
  • 1. Лабораторные работы по биоорганической химии. Методическое пособие для студентов медицинских вузов // Под ред. Дадали В.А., Сорокиной В.С. — СПб., 2004.

  • 2. Вивюрский В. Я. Эксперимент по химии в средних профтехучилищах: Метод. пособие для сред. проф.-техн. уч-щ. — М.: Высш. школа, 1980.

  • 3. Иванова И. С., Григорьев А. Г. Тяжёлое пламя. // Химия в школе. — 2013. — № 4. — С. 68-70.


Химический эксперимент

Практикум по теме «Неметаллы и их соединения»

Авторы:

О. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 1584.

Аннотация

В статье представлены инструкции четырёх практических работ по неорганической химии для обучающихся, изучающих химию на углублённом уровне.

Ключевые слова:

Практическая работа, лабораторный опыт, уравнение химической реакции.

Список литературы
  • Введенская А. Г. Экспериментальные задания при изучении темы «Гидролиз солей» // Химия в школе. — 2017. — № 1. — С. 52-56.

  • Дубцова Ю. Ю., Дубинин Ю. В. Химический практикум как элемент профильного естественно-научного образования // Химия в школе. — 2017. — № 2. — С. 51-54.