Химические мифы и реальность: «водородная» вода

Авторы:

Бердоносов С. С.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Автор разоблачает рекламный миф о целительных свойствах так называемой водородной воды.

Ключевые слова:

«водородная» вода, растворимость водорода в воде, реклама.

Список литературы
  • Химическая энциклопедия. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 400.


Методика и обмен опытом

Из опыта гуманитаризации обучения химии

Авторы:

Кунаева А. П.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Иванова И. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СОШ № 292.

Аннотация

Предложены методическая разработка из опыта изучения классификации химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции посредством интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний.

Ключевые слова:

Гуманитаризация обучения химии, типы химических реакций, познавательные задания по химии.

Список литературы
  • 1. Пак М. С., Орлова И. А. Гуманитарное обновление химического образования: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательский дом «МИРС», 2010.

  • 2. Интернет-энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 15.10.2017).

  • 3. Распутин В. Г. Прощание с Матёрой [Электронный ресурс]. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=22933&p=1 (дата обращения: 01.10.2017).

  • 4. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.

  • 5. Альберт Великий. Малый алхимический свод [Электронный ресурс]. – URL: http://www.theosophy.ru/lib/albert.htm (дата обращения: 01.10.2017).


Методика и обмен опытом

Информационно-обучающие карты-алгоритмы по органической химии

Авторы:

Кендиван О.Д-С.. Адрес: Кызыл. Место работы: Тувинский государственный университет.

Аннотация

Представлены алгоритмы решения задач по органической химии. Показано, что алгоритмы могут быть реализованы в процессе изучения химии при установлении молекулярных формул органических веществ. Особое внимание уделено основным законам химии и количественным расчетам по уравнениям реакций горения. Приведены примеры применения алгоритмов при решении задач путем составления таблиц, распределения хода решения по стадиям.

Ключевые слова:

Дидактические карточки, алгоритмы, органическая химия, методика преподавания химии, молекулярные формулы, расчётные задачи, Единый государственный экзамен.

Список литературы
  • 1. Каверина А. А., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 г. по химии. Москва, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1440158231/metod-rek_himiya_2016.pdf

  • 2. Каверина А. А., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 г. по химии. Москва, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1471851308/himiya.pdf

  • 3. Добротин Д. Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 г. по химии. Москва, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1503951371/himiya_2017.pdf

  • 4. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС. 2000.

  • 5. Турчен Д. Н. Графические схемы при решении расчётных задач // Химия в школе. - 2010. - № 6. - С. 50-56.

  • 6. Голубев А. М., Романко О. И., Смирнов А. Д. Алгоритмы решения задач по курсу химии для технических университетов. Общие законы химии // Инженерный журнал: наука и инновации.- 2013. - Выпуск 6. [Электронный ресурс]. URL: http://engjournal.ru/articles/786/html/files/assets/basic-html/page14.html


Методика и обмен опытом

Адаптивно-инновационный подход при использовании презентаций

Авторы:

Казарова О.А.. Адрес: Новгород. Место работы: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.

Пчёлина Е.А.. Адрес: Новгород. Место работы: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности адаптивно-инновационного подхода при использовании презентаций в учебном процессе. Этот подход обеспечивает достижение качественно новых результатов обучения благодаря обоснованному, системному применению педагогических технологий, индивидуализации обучения, использованию оригинальных методов и инструментов оценивания достижений обучающихся.

Ключевые слова:

Инновации, адаптивно-инновационный подход, презентации, классификации презентаций, функции презентаций, педагогические технологии, индивидуализация обучения, оригинальные методы и инструменты оценивания достижений обучающихся.

Список литературы
  • 1. Калинова Г. С. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии // Биология в школе. – 2012. – № 5. – С. 29–37.

  • 2. Титов Е. В., Морозова Л. В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2010.

  • 3. Казарова О. А., Пчёлина Е. А., Егорова В. А. Методические аспекты применения адаптивно-инновационных методов и инструментов оценивания в обучении химии // Наука в современном мире: материалы XXVIII Междунар. науч.-практ. конф. (31 октября 2016 г.): сб. науч. тр. – М.: Перо, 2016. – С. 43–51.

  • 4. Казарова О. А., Пчёлина Е. А. Оценивание УУД адаптивно-инновационными методами // Химия в школе. — 2016. — № 8. — С. 6–9.

  • 5. Казарова О. А., Ледяева Ю. Н. Организация исследовательской деятельности школьников // Проблемы и перспективы формирования инновационной системы образования в XXI веке: I Междунар. науч.-практ. конф. (2012; Йошкар-Ола). – Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2012. – С. 43–47.

  • 6. Казанина С. М. Технология интеллектуального развития учащихся: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НРЦРО, 2008.


Методика и обмен опытом

Основной государственный экзамен: отражение современных тенденций в контрольно-оценочной деятельности

Авторы:

Добротин Д. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: ФИПИ.

Молчанова Г. Н.. Адрес: Москва. Место работы: ФИПИ.

Аннотация

В статье рассматриваются перспективные модели заданий, планирующиеся для включения в контрольные измерительные варианты Основного государственного экзамена по химии, обращено внимание на их содержательную и умениевую направленность, а также приведены подходы к оцениванию заданий с развёрнутым ответом.

Ключевые слова:

Основной государственный экзамен по химии, контрольные измерительные материалы, критерии оценивания, умения, вещество, химическая реакция.

Список литературы
  • 1. Добротин Д. Ю. Современные требования к контролю образовательных достижений учащихся // Химия в школе. - 2018. - № 8. - С. 14-20.

  • 2. Каверина А. А. Моделирование учебно-познавательных и учебно-практических задач по химии для оценки учебных достижений выпускников основной школы // Педагогические измерения. - 2016. - № 1. - С. 59–65.

  • 3. Добротин Д. Ю. Государственная итоговая аттестация: мнения, предложения, вопросы // Химия в школе. - 2012. - № 7. - С. 38-41.

  • 4. Добротин Д. Ю. Предметно-компетентностный подход к контрольно-оценочной деятельности в школьном химическом образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2017. - № 2 (26).- С. 100-105.

  • 5. Добротин Д. Ю., Молчанова Г. Н. Я сдам ОГЭ! Химия. Практикум и диагностика: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2018.

  • 6. Каверина А. А., Иванова Р. Г., Добротин Д. Ю. Химия. Планируемые результаты. Система заданий 8-9 класс. (Работаем по новым стандартам). – М.: Просвещение, 2013.

  • 7. Добротин Д. Ю. Системный подход при формировании понятия «вещество» // Химия в школе. - 2005. - № 7. - С. 11-16.


Методика и обмен опытом

Приёмы развития логического мышления

Авторы:

Латыпова Э. Ф.. Адрес: Агрызский муниципальный р-н, Республика Татарстан. Место работы: Исенбаевская СОШ.

Аннотация

В статье представлен материал из собственной методической копилки учителя – подходы к развитию логического мышления на уроках химии и биологии.

Ключевые слова:

Логическое мышление, активизация познавательной деятельности учащихся, активизация мышления.


Методика и обмен опытом

Об ознакомлении с физикой и химией в курсе естествознания

Авторы:

Симонова И. С.. Адрес: Казань. Место работы: СОШ № 49.

Аннотация

Большие возможности для организации активной самостоятельной деятельности учащихся предоставляет изучение окружающего мира и его законов в рамках пропедевтического курса естествознания (физика и химия) в 5-6 классах. Учащиеся знакомятся с широким кругом явлений, с которыми непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.

Ключевые слова:

Естествознание, пропедевтическое изучение химии, явления.


Методика и обмен опытом

Краеведческий аспект изучения металлов

Авторы:

Завьялова Г.Е.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Реут Л.А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Панибратенко М.В.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Аннотация

Статья посвящена изучению темы металлов в школьном курсе химии на основе краеведческого материала, являющегося необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Использованы примеры памятников истории и культуры города Волгограда, выполненные из бронзы. Используемый материал позволяет формировать уважение к истории, традициям, святыням родного края.

Ключевые слова:

Металлы, сплавы, бронза, краеведческий материал, региональный компонент, традиции родного края, дидактические карточки.

Список литературы
  • 1. Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов. – М.: Высшая школа, 2006.

  • 2. Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2003.

  • 3. Площадь Чекистов и памятник чекистам (Волгоград). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vetert.ru/rossiya/volgograd/sights/327-pamyatnik-chekistam.php


Методика и обмен опытом

Фантастические сюжеты как контекст химических задач

Авторы:

Павлов И.И.. Адрес: Якутск. Место работы: Институт естественных наук Северо-Восточного федерального университета.

Аннотация

В статье описываются возможности использования сюжетов из научной фантастики для составления задач по химии, способствующих повышению положительной мотивации школьников к учебному процессу. Представлена методика презентации отрывков из кинофильмов, их обоснование и опровержение на основе научных знаний. Образовательная цель предлагаемой методики заключается в создании условий для повышения положительной мотивации у школьников, способствующей систематизацию и практическому применению приобретенных знаний при решении проблемных задач, основанных на сюжетах научной фантастики.

Ключевые слова:

Мотив, мотивация, научная фантастика, химические задачи, неорганическая химия, урок, видео, средства обучения.

Список литературы
  • 1. Павлов И. И., Кузнецова Н. О., Данилова М. П. и др. Мотивационные технологии обучения в системе школьного образования. Учебно-методическое пособие. – Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2017.

  • 2. Павлов И. И. Технология составления и применения задач на основе видеофрагментов из научной фантастики. Свидетельство о государственной регистрации базы данных. № 2018620623 от 23 апреля 2018 г.

  • 3. Павлов И. И., Яковлева А. В. Развитие критического мышления на уроках биологии при решении задач на основе научной фантастики // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – Т. 64. – №3. – С. 156-160.

  • 4. Швец М. Е. Ситуационная задача «Один на всем Марсе» // Химия в школе. - 2018. - № 2. - С. 19.


Методика и обмен опытом

Организация групповой работы при изучении химической связи

Авторы:

Ефимова Л.В.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей-интернат для одарённых детей им. П. А. Кирпичникова.

Аннотация

В статье представлена методическая разработка урока по теме «Химическая связь» для учащихся 8 класса, которые начинают изучать эту тему. Урок разработан в соответствии с программой О.С. Габриеляна, но также может быть использован и при изучении химии по программам других авторов.

Ключевые слова:

Атом, электрон, внешний энергетический уровень, благородные газы, ковалентная химическая связь, работа в группах, алгоритм.

Список литературы
  • Кандаурова А. В., Кравченко М. В. Формирование опыта социального взаимодействия в процессе интерактивного обучения // Химия в школе. — 2014. — № 1. — С. 27–31.

  • Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. — 2015. — № 6. — С. 6–12.


Методика и обмен опытом

Урок-обобщение по теме «Химические свойства органических веществ»

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

Предложен обобщающий урок по теме «Химические свойства органических веществ». Урок рассчитан на 2 ч и проводится после изучения кислородсодержащих органических соединений.

Ключевые слова:

Обобщение знаний, сравнение свойств веществ, классы органических веществ, групповая работа.

Список литературы
  • Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н. Из опыта обучения приёмам сравнения и прогнозирования // Химия в школе. – 2017. - № 5. - С. 21-00.

  • Иоанидис Н. В. Кислородсодержащие органические соединения в заданиях ЕГЭ // Химия в школе. — 2013. — № 5. — С. 31–37.

  • Макаров Ю. Б. Контролирующий семинар по теме «Альдегиды и карбоновые кислоты» // Химия в школе. — 2015. — № 5. — С. 34–36.


Консультация

К изучению ОВР в курсе неорганической химии

Авторы:

Веколова В.В.. Адрес: Коломна. Место работы: Государственный социально-гуманитарный университет.

Аннотация

В статье рассмотрены следующие проблемы: зависимость окислительно-восстановительной активности системы от значения её окислительно-восстановительного потенциала; окислительная способность азотной и концентрированной серной кислот; окислительно-восстановительные свойства соединений марганца, хрома и пероксида водорода.

Ключевые слова:

Окислительно-восстановительный потенциал, окислитель, восстановитель, азотная кислота, серная кислота, соединения марганца и хрома, пероксид водорода.

Список литературы
  • 1. Никольский А. Б., Суворов А. В. Химия: учебник для вузов. – СПб.: Химиздат, 2001.

  • 2. Неорганическая химия в 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. Т.2: Дроздов А. А., Зломанов В. П., Мазо Г. Н., Спиридонов Ф. М. Химия непереходных элементов. – М.: Академия, 2004.

  • 3. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ. – М.: Химия, 2000.

  • 4. Глинка Н. Л. Общая химия: учебник для бакалавров / Под редакцией В. А. Попкова, А. В. Бабкова. – М.: Юрайт, 2014.

  • 5. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 2008.

  • 6. Угай Я. А. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 1997.

  • 7. Павлов Н. Н. Общая и неорганическая химия. – М.: Дрофа, 2002.

  • 8. Неорганическая химия в 3 т./ Под ред. Ю. Д. Третьякова. Т. 3, Кн. 1: Дроздов А. А., Зломанов В. П., Мазо Г. Н., Спиридонов Ф. М. Химия переходных элементов. – М.: Академия, 2007.


Химический эксперимент

Лабораторный эксперимент для подготовки учащихся к выполнению задания № 32 ЕГЭ

Авторы:

Ларионова В. М.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Лазыкина Л. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Пустовит С. О.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

В статье даны методические рекомендации по использованию лабораторного эксперимента для подготовки учащихся к выполнению задания № 32 ЕГЭ. Рассмотрены типичные трудности, возникающие у учащихся, и пути их преодоления.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен по химии, связь между неорганическими веществами, химический эксперимент, технические операции.

Список литературы
  • 1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 г. единого государственного экзамена по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  • 2. Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 ЕГЭ // Химия в школе. – 2018. – № 9. – С. 13-17.

  • 3. Гайдукова А. П. Методика подготовки учащихся к ЕГЭ с помощью химического эксперимента // Химия в школе. — 2014. — № 5. — С. 43–47.

  • 4. Прокаливание. Химический портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.himikatus.ru/art/tecnik_lab/0225.php

  • 5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.


Внеурочная деятельность

Интернет-тур межрегиональных олимпиад Казанского университета

Авторы:

Курамшин А.И.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Плотникова А.В.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией, проведением и оцениванием заданий межрегиональных предметных олимпиад КФУ по химии, проводится анализ уровня компетентности учащихся при решении заданий первого (заочного) тура олимпиады, делается вывод о разрыве между уровнем знаний учащихся и осознанным умением их применять.

Ключевые слова:

Предметные олимпиады, контрольно-измерительные материалы, педагогические измерения, компетентность, знания, умения, навыки.

Список литературы
  • 1. Курамшин А. И., Гуревич П. А., Сафиуллина Т. Р., Багаутдинова Д. Б. Химия в задачах республиканских олимпиад (с решениями и пояснениями) – 2013. – Казань. Изд-во КНИТУ. 180 с.

  • 2. Гильманшина С. И., Курамшин А. И., Халикова Ф. Д. Методика решения заданий единого государственного экзамена по общей и неорганической химии: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.

  • 3. Гильманшина С. И., Халикова Ф. Д. Формы работы с одаренной молодежью в системе университетского образования // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 4. – Ч.2. – С. 294-297.

  • 4. Малый химический институт КФУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kpfu.ru/chemistry/malyj-himicheskij-institut

  • 5. Межрегиональные предметные олимпиады [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kpfu.ru/edu/dovuzovskoe-obrazovanie-v-kfu/centr-dovuzovskogo-obrazovaniya/mezhregionalnye-predmetnye-olimpiady


Внеурочная деятельность

Менделеевские среды

Авторы:

Макаров Ю.Б.. Адрес: Клинский район, Московская область. Место работы: Малеевская СОШ.

Аннотация

В статье рассказывается о Меделеевских «средах» – встречах учёных и художников, проходивших дома у Д.И. Менделеева. Предложена тематика учебных проектов, связанных с разными аспектами жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Автор предлагает проводить с учащимися обсуждение проектных работ регулярно по средам, в память о традиции, которая сложилась среди друзей Д.И. Менделеева.

Ключевые слова:

Исследовательский проект, индивидуальная работа, темы проектов, экскурсия.


Внеурочная деятельность

Знакомство с минералами с помощью игры

Авторы:

Лупаков В.Э.. Адрес: Брест, Беларусь. Место работы: Средняя школа № 10.

Аннотация

Автор предлагает описание внеурочного мероприятия в форме игры, позволяющей познакомить учащихся с названиями и свойствами наиболее распространённых минералов.

Ключевые слова:

Внеклассное мероприятие, игра, минерал.