Конкурс «Учитель года России-2017»: уроки, выводы, размышления…

Авторы:

Головнер В. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 1259.

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

Авторы статьи, члены предметного жюри конкурса «Учитель года России-2017», делятся впечатлениями о проведении конкурсных мероприятий первого этапа: методического семинара и конкурсного урока. В статье показана значимость профессионального конкурса для развития всей системы образования России. Отмечено определяющее значение личности учителя, что стало основой оценки всех конкурсных испытаний в 2017 г.

Ключевые слова:

конкурс «Учитель года России», конкурсный урок, ФГОС, содержание современного урока, методический семинар.


Методика и обмен опытом

Содержание курса химии: подходы к определению соотношения теории и фактов

Авторы:

Каверина А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт стратегии развития образования РАО.

Аннотация

В статье дана содержательная характеристика ведущих дидактических принципов: научности, смыслового отношения к миру, соответствия логического и исторического, показано инновационное влияние их на формирование содержания предмета «Химия» с учётом приоритетов развития современной школы.

Ключевые слова:

содержание образования, учебный предмет, дидактические принципы формирования учебного предмета, теория, факт.

Список литературы
  • 1. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983.

  • 2. Цветков Л. А. Преподавание органической химии в средней школе: Пособие для учителя. – М: Просвещение, 1987.

  • 3. Ходаков Ю. В. Основные принципы построения учебника химии // Известия АПН РСФСР. – М.-Л., 1946. - Вып. 4.

  • 4. Иванова Р. Г., Городилова Н. А., Добротин Д. Ю., Каверина А. А. и др. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008 (Российская академия образования - учителю).

  • 5. Каверина А. А. К обновлению вопроса о «модели содержания» общего среднего химического образования и требованиях к результатам обучения // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2016.


Методика и обмен опытом

Определение структуры органического вещества при решении учебных задач

Авторы:

Дерябина Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Описывается разработанный автором приём решения некоторых видов задач, позволяющий составить структурную формулу органического вещества по информации о имеющихся в его составе элементах с учётом валентности атомов, устойчивости органических соединений и химических свойств вещества. Приведены примеры решения задач с использованием указанного приёма.

Ключевые слова:

задачи по органической химии, приемы приёмы решения, определение структуры по свойствам.

Список литературы
  • 1. Дерябина Н. Е. Формирование умения составлять общие формулы классов органических веществ // Химия в школе. — 2005. — № 5. — С. 20–24.

  • 2. Дерябина Н. Е. Мини-справочник школьника и абитуриента «Органическая химия в реакциях». – М., 2003.

  • 3. Дерябина Н. Е. Системно-деятельностный подход к цепочкам превращений органических веществ // Химия в школе. — 2006. — № 2-3.

  • 4. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Кн. 1. Углеводороды и их монофункциональные производные: Учебник-тетрадь. — М.: ИПО «У Никитских ворот», 2012. — С. 200.

  • 5. Дерябина Н. Е. Органическая химия: Сборник упражнений. — М.: ИПО «У Никитских ворот», 2012. — С. 88.

  • 6. Дерябина Н. Е. 300 попроще и 300 посложнее: Задания-цепочки по органической химии. — М.: ИПО «У Никитских ворот», 2011. — С. 72.


Методика и обмен опытом

О развитии умения составлять уравнения ОВР

Авторы:

Волкова С. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт стратегии развития образования РАО.

Аннотация

В статье рассматривается методика развития умений школьников составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса и осуществлять расчёты по ним.

Ключевые слова:

предметные умения школьников, окислительно-восстановительные реакции, степень окисления, метод электронного баланса, алгоритм составления уравнений, расчётные задачи.

Список литературы
  • Башмаков В. Я. Об окислительно-восстановительных реакциях в органической химии // Химия в школе. – 2017. – № 1. – С. 40–44.

  • Волкова C. А., Куприянова Н. С., Пустовит С. О. Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС // Химия в школе. – 2014. № 1. – С. 61–69; № 2. – С. 63–67.

  • ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.А. Кавериной. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. (ЕГЭ, ФИПИ – школе).

  • ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. А.А. Кавериной. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – (ЕГЭ, ФИПИ – школе).

  • Кузнецова Н. Е., Герус С. А. Формирование обобщённых умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе. – 2002. № 5. - С. 16–20.

  • Открытый банк заданий ЕГЭ 2017 года по химии [Электронный ресурс]. URL: http://www.adobe.com/products/acrobat/readstep2_allversions.html


Методика и обмен опытом

О формировании у учащихся опыта познания

Авторы:

Елизарова Е. В.. Адрес: Москва. Место работы: Школа №597 «Новое поколение».

Аннотация

В статье приводятся аргументы в пользу формирования опыта познания учащихся на пропедевтическом уровне преподавания химии (начальная ступень образования). Автор раскрывает методику формирования опыта познания учащихся в процессе включения их в активную самостоятельную исследовательскую деятельность, являющуюся продолжением познания мира, которое осуществляет ребенок еще до школы.

Ключевые слова:

продуктивная модель обучения, опыт познания, преодоление интеллектуальных трудностей, личностный рост и развитие.

Список литературы
  • 1. Загорский В. В. Формирование личности будущих учёных при подготовке кадров для российской науки. Дисс. … доктора педагогических наук. – М., 2004.

  • 2. Психология развития: Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. URL: http://insai.ru/slovar/1881?page=5

  • 3. Степанов С. Ю., Оржековский П. А. О «кольцевой детерминации» естественно-научного образования в современной школе / Образовательная политика. - 2017. - № 1 (75). - С. 1-14.


Методика и обмен опытом

Применение алгебраических неравенств при составлении уравнений химических реакций

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 496.

Аннотация

Автор предлагает некоторые приёмы, которые позволяют преодолевать затруднения, испытываемые учащимися при расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакций.

Ключевые слова:

уравнения химических реакций, коэффициенты, индексы, неравенства.


Методика и обмен опытом

Обучение в условиях стационара: дидактические материалы на магнитной основе

Авторы:

Дзенис А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 109.

Аннотация

В статье рассматривается применение дидактических материалов на магнитной основе для решения некоторых проблем, возникающих при обучении химии длительно болеющих детей в условиях стационара.

Ключевые слова:

обучение химии, длительно болеющие дети, дидактические материалы на магнитной основе.

Список литературы
  • 1. Коротеева А. С., Якушева Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий // Актуальные проблемы химического образования: VI Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием. Сборник материалов. – М.:ИМИР, 2015. - С. 116-120.

  • 2. Жадаев А. Ю. Применение адаптированных к условиям больницы химических опытов при обучении детей, проходящих длительное лечение: Дисс…. канд. пед. наук: 13.00.02. – Н. Новгород, 2014. - С. 62.

  • 3. Груденов Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. – М.: Педагогика, 1987. - С. 59.


Внеурочная деятельность

Тайны новогоднего напитка

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

Автор рассказывает о шампанских винах, их истории и особенностях химического состава. Приведено задание Всероссийской химической олимпиады, контекст которого связан с производством шампанского.

Ключевые слова:

шампанское, органические вещества в вине, контекстная задача.

Список литературы
  • Kladstrup D., Kladstrup P. Champagne: How the World's Most Glamorous Wine Triumphed Over War and Hard Times. – N.-Y., London: Harper Perennial, 2006.

  • Авакянц С. П. Игристые вина. – Москва: Агропромиздат, 1986.

  • Мержаниан А. А. Физико-химия игристых вин. – Москва: Изд-во «Пищевая промышленность», 1979.

  • Романенко Е. С., Сосюра Е. А. и др. Химия вина. – Ставрополь: Изд-во «Агрус», 2013.


Химический эксперимент

Как изготовить ёлочные игрушки в лаборатории

Авторы:

Борунова Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Перевозчикова Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 1246.

Аннотация

В статье рассказано об истории ёлочных игрушек в России, химических аспектах их производства. Предлагаются несложные химические опыты для изготовления новогодних украшений в лаборатории.

Список литературы
  • Дёмина М. Сколько на ёлочке шариков цветных // Химия и жизнь. – 2010. – № 12. – С. 64.

  • Сальникова А. А. История ёлочных игрушек, или как наряжали советскую ёлку. – М., Новое литературное обозрение, 2012.

  • Godfrey S. Solve the Mystery Lab and Make a Silver Christmas Ornament. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://www.carolina.com/teacher-resources/Interactive/holiday-chemistry-lab-redox-reaction-silver-christmas-ornament/tr10864.tr

  • White Christmas Science. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://www.homesciencetools.com/a/christmas-science-projects


Химический эксперимент

Химический эксперимент в технологии развития критического мышления

Авторы:

Тхань Ч. Т.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Боровских Т. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье рассмотрен пример урока по теме «Кальций и его соединения. Жесткость воды», где реализуется технология развития критического мышления. В процессе выполнения практической работы обучающиеся не только получают информацию об известном природном явлении, но и учатся сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи.

Ключевые слова:

технология, критическое мышление, стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии, практическая работа, жёсткость воды.

Список литературы
  • 1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Изд-во «Просвещение», 2011.

  • 2. Нгуен Суан Чыонг, Фам Ван Хоан и др. Химия: учебник: 12 класс. – М.: Изд-во «Просвещение», 2016.

  • 3. Польза или вред жёсткой воды. Рекомендации по её смягчению. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://healthystyle.info/medicine/item/3696-vred-zhestkoj-vody

  • 4. Боровских Т. А. Тетрадь для практических и лабораторных работ по химии: 8-9 классы. – Москва: Экзамен, 2010.


Консультация

Изучение оптической изомерии в старших классах

Авторы:

Грачёв М. К.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье даны рекомендации по изучению оптической изомерии на уроках химии в профильных классах. Рассмотрены основные понятия, номенклатура оптических изомеров, приведены примеры объяснения свойств и механизмов реакций органических веществ с учётом оптической изомерии.

Ключевые слова:

оптическая изомерия, хиральность, энантиомеры, механизмы реакций в органической химии.

Список литературы
  • 1. Шахмаев М. Н., Павлов Н. И. Физический эксперимент в средней школе. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя. — М.: Мнемозина, 2010.

  • 2. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия. Учебник в 4 томах. — М.: Лаборатория знаний.

  • 2017.

  • 3. Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И., Зурабян С. Э. Биоорганическая химия. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.


Из истории химии

История химии на карте Санкт-Петербурга

Авторы:

Кунаева А. П.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

В статье рассматривается использование краеведческого подхода на уроках химии в процессе гуманитаризации. Показаны возможности и приведены примеры использования краеведческих знаний о Санкт-Петербурге и их интеграция со школьным курсом химии.

Ключевые слова:

гуманитаризация обучения химии, краеведческий подход.

Список литературы
  • 1. Горбачевич К. С. Почему так названы? – СПб., «Норинт», 2007.

  • 2. Химический энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 2003.

  • 3. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.citywalls.ru

  • 4. Лямин А. Н., Пак М. С. Гуманитарное обновление обучения химии в современной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №7. – С. 1–5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2012/12081.htm

  • 5. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф