Как создать проблемную ситуацию в ходе урока-исследования

Авторы:

Назаренко В. А.. Адрес: г. Волжский, Волгоградская обл.. Место работы: СШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика – развитие».

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации исследовательской деятельности обучающихся на уроке; подробно описан этап выделения и формулирования проблемы; приведены типы проблемных ситуаций с примерами, используемыми на уроках химии.

Ключевые слова:

исследовательская деятельность, урок – исследование, проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций.

Список литературы
  • 1. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. – 1999. - № 10. - С. 152-158.

  • 2. Абрамова С. И. Урок-исследование по теме «Физические и химические явления» // Химия в школе. – 2015. - № 7. - С. 12-16.

  • 3. Золотавина Е. А. Урок-исследование при изучении количественных отношений в химии // Химия в школе. – 2015. - № 10. - С. 14-19.

  • 4. Педагогика и психология: теории и технологии: Курс лекций: в 2 ч. Ч. 1: Учебное пособие / Под. ред. проф. Л. И. Гриценко. – М.: Планета, 2012. - С. 110.


Наука и промышленность

Новые имена в химии: нихоний, московий, теннессин, оганессон

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Аннотация

В статье подробно рассказывается об открытии четырех новых химических элементов. Статья также содержит обзор информации о синтезе искусственных химических элементов, в том числе трансактинидов.

Ключевые слова:

новые химические элементы, нихоний, московий, теннессин, оганесон, ядерные реакции, синтез элементов.

Список литературы
  • 1. Д.И. Мустафин, Дж. Джанинотто. Новые элементы Периодической системы Д.И. Менделеева. // Химия в школе. – 2016. – №3. – С. 6-8.

  • 2. Names and symbols of the elements with atomic numbers 113, 115, 117 and 118. URL: https://iupac.org/recommendation/names-and-symbols-of-the-elements-with-atomic-numbers-113-115-117-and-118/


Методика и обмен опытом

Конструирование и анализ системы познавательных заданий

Авторы:

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: СмолГУ.

Аннотация

В статье раскрываются два подхода к конструированию познавательных заданий и учебно-познавательных диалогов. Приведены критерии комплексного методического анализа системы познавательных заданий для урока химии.

Ключевые слова:

познавательные задания, учебно-познавательный диалог, методический анализ заданий.

Список литературы
  • 1. Мещерякова Л. М., Шалашова М. М., Оржековский П. А. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий // Химия в школе. – 2013. – № 1. – С. 9-12.

  • 2. Шалашова М. М. О средствах достижения предметных и метапредметных результатов обучения // Химия в школе. – 2016. – № 4. – С. 7-10.

  • 3. Миренкова Е. В., Пак М. С. Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 10. – С. 7-13.

  • 4. Миренкова Е. В., Пак М. С. Система заданий в формировании универсальных познавательных умений // Химия в школе. – 2015. – № 7. – С. 17-22.

  • 5. Фёдоров Б. И. Курс повышения квалификации учителей «Логико-информационные технологии обучения» ЛИТО. - СПб.: АППО, 2010.

  • 6. Миренкова Е. В. Система методического обеспечения формирования познавательных универсальных умений учащихся при обучении химии: монография. – Смоленск: СмолГУ, 2016.

  • 7. Основные результаты международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2011. Аналитический отчёт / М. Ю. Демидова и др. - М.: МАКС Пресс, 2013.


Методика и обмен опытом

Наш подход к определению уровня обученности

Авторы:

Мартынова Н. Н.. Адрес: Архангельск. Место работы: Гимназия № 6.

Таскаева Л. Г.. Адрес: Архангельск. Место работы: Институт естественных наук и технологий Северного Арктического Федерального университета им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье на примере цепочки превращения железа и его соединений предлагается проверка уровня обученности выпускника средней школы. Предложенная схема превращений может быть также использована для систематизации и обобщения материала. Применение аналогичных заданий позволяет экономить время, устанавливать внутренние и внешние связи между классами неорганических соединений, производить перекодирование информации, т. е. перевод текстовой информации в химические знаки, формулы, уравнения реакций.

Ключевые слова:

графическое представление информации, Единый государственный экзамен, уровень обученности, универсальные учебные умения, генетическая связь, железо и его соединения.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Химические свойства оксидов»

Авторы:

Кузнецова И. В.. Адрес: Вологда. Место работы: СШ № 16.

Аннотация

Методическая разработка предполагает изучение химических свойств кислотных и основных оксидов с использованием системно-деятельностного подхода. Для открытия новых знаний применяются теоретический способ и эксперимент. Раскрывается смысл изучения свойств веществ.

Ключевые слова:

системно-деятельностный подход, эксперимент, свойства кислотных и основных оксидов, уравнения химических реакций.


Методика и обмен опытом

Об использовании рельефно-графических пособий

Авторы:

Кекнохаева Л. Д.. Адрес: Москва. Место работы: Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых.

Аннотация

В статье рассматривается использование рельефно-графических пособий, которые способствуют формированию у слепых правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире.

Ключевые слова:

рельефно-графические пособия, осязательное восприятие, условная сигнализация.

Список литературы
  • 1. Першин В. Г. Рельефная наглядность в системе обучения и эстетического воспитания лиц с нарушением зрения. - М.: Центральное полиграфическое УПП МГП ВОС,1985.

  • 2. Петров Ю. И., Руцкая Е. Н. Особенности восприятия рельефно-графических пособий незрячими. - М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1993.

  • 3. Тупоногов Б. К. Использование рельефно-графических пособий по биологии и химии. М.: Центральное полиграфическое УПП МГП ВОС, 1985.

  • 4. http://ru.wikipedia.org/wiki/


Методика и обмен опытом

Об использовании компьютерных моделей на уроках органической химии

Авторы:

Караскова Н.. Адрес: Градец Кралове, Чешская Республика. Место работы: Университет Градец Кралове.

Колар К.. Адрес: Градец Кралове, Чешская Республика. Место работы: Университет Градец Кралове.

Аннотация

Химия принадлежит к абстрактным учебным предметам. Важно на уроках применять материалы, которые поддерживают воображение учащихся. В статье рассматриваются компьютерные модели, как средство, которое помогает учащимся при осваиванию учебного материала. Модели показывают расположение электронной плотности в молекуле вещества. На основе моделей можно узнать химические свойства определенной молекулы вещества. Приведены конкретные вопросы, которые можно с помощью компьютерных моделей решать. Представлены конкретные примеры химических веществ и сопоставление свойств определенных веществ.

Ключевые слова:

компьютерные модели, электронная плотность, молекула, донор, акцептор.

Список литературы
  • 1. Marek M. Molekulární modely ve výuce organické chemie. Praha, 2013. Rigorózní práce.

  • 2. PC Spartan Pro User´s Guide, 1999. Irvine: CA Wavefunction.108 s. ISBN 1-890661-09-0.

  • 3. Myška K., Kolář K., a Marek M. Vzorce, modely a počítačová grafika ve výuce chemie. Vyd. 1. Hradec Králové: Gaudeamus, 2006, 76 s. ISBN 80-7041-979-2.

  • 4. Kolář K., Myška K., Doležal R., a Marek M. Počítačové modely ve výuce chemie. Vyd. 1. Hradec Králové: Gaudeamus, 2006, 74 s. ISBN 80-7041-991-1.

  • 5. Myška K. Multimediální opora s podporou molekulárního modelování. Hradec Králové: Univerzita Hradec Králové, 2005.

  • 6. Shusterman G. P., Shusterman A. J. Journal of Chemical Education, 74, 771 (1997).

  • 7. Hehre W. J., Shusterman A. J., Nelson J. E. The Molecular Modeling Workbook for Organic Chemistry, Wavefunction, Inc., Irvine 1998.


Методика и обмен опытом

Сравнительный анализ способов решения расчётных задач

Авторы:

Дерябина Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье обсуждаются характеристики способов решения расчётных задач, отношения между ними а также критерии оптимальности способа решения. Показано, что обучение школьников различным способам решения стандартных задач может способствовать формированию умений решать задачи нестандартные, задачи повышенной сложности.

Ключевые слова:

расчётные задачи, способы решения задачи.

Список литературы
  • 1. Дерябина Н. Е., Молчанова Г. Н. К вопросу об альтернативных способах решения расчётных задач по химии // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе. — ВГУ им. П. М. Машерова, Витебск, 2016. — С. 49–51.

  • 2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 г. Единого государственного экзамена по химии. [Электронный ресурс] / http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  • 3. Дерябина Н. Е., Молчанова Г. Н. Нестандартные решения стандартных задач // Химия в школе. — 2016. — № 9. — С. 25–32.

  • 4. Каверина А. А., Медведев Ю. Н., Молчанова Г. Н. и др. Единый государственный экзамен. Химия. Комплекс материалов для подготовки учащихся: Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2016.

  • 5. Ахметов М. А. Математические методы решения расчётных задач по химии (в помощь слушателям курсов повышения квалификации учителей химии). — Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.

  • 6. Ахметов М. А., Мусенова Э. А. К решению типовых расчётных задач: стратегия выдвижения гипотез // Химия в школе. - 2011. - № 9. - С.40-41.

  • 7. Турчен Д. Н. От закрытых задач к открытым. Методика обучения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Том 7. - № 3 (2015). http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN315.pdf

  • 8. Миренкова Е. В. Разные способы решения одной задачи // Химия в школе. — 2008. — № 5. — С. 52–53.

  • 9. Дерябина Н. Е. Обобщённый метод решения расчётных задач // Химия в школе. — 2008. — № 1. — С. 18–26.

  • 10. Дерябина Н. Е. Решение расчётных задач с помощью обобщённого метода // Химия в школе. — 2008. — № 4. — С. 43–50.


Методика и обмен опытом

Формирование УУД при решении расчётных задач

Авторы:

Завьялова Г. Е.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Реут Л. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Панибратенко М. В.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Грибанова О. В.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Аннотация

Статья посвящена разработке алгоритмических предписаний, являющихся важным средством формирования универсальных учебных действий обучающихся при решении расчетных задач по химии. Приведены примеры алгоритмов решения задач по темам «Термодинамика» и «Химическая кинетика».

Ключевые слова:

универсальные учебные действия, химическая задача, алгоритм, алгоритмические предписания, термодинамика, химическая кинетика.

Список литературы
  • 1. Ерыгин Д. П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии. - М.: Просвещение, 1989.

  • 2. Иванова Р. Г., Городилова Н. А., Добротин Д. Ю. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008.

  • 3. Штремплер Г. И. Методика решения расчётных задач по химии. – М.: Просвещение, 2001.


Химический эксперимент

Учим конструировать приборы для получения и собирания газов

Авторы:

Лазыкина Л. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Пустовит С. О.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

В статье раскрываются особенности поэтапного формирования у учащихся умений конструировать простейшие приборы для получения и собирания различных газообразных веществ с учётом их свойств и условий проведения химических реакций. Внимание уделяется не только технике химического эксперимента, но и формированию у обучающихся знаний методологического характера.

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт, химический эксперимент, умения конструировать приборы, газообразные вещества.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx

  • 2. Верховский В. Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента. Пособие для учителя. – В 2 т.: Т. 2. – 6-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1975. – 368 с.

  • 3. Волкова С. А., Куприянова Н. С., Пустовит С. О. Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС // Химия в школе. – 2014. - №1. – С. 61-69.

  • 4. Кряжева Е. В. Развитие технического мышления у будущих специалистов на основе межпредметной интеграции // Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. – Ярославль: 2009. – 179 с.

  • 5. Горбунова Т. В., Терешков В. А. Формирование конструкторско-технологических умений как ключевой компетенции педагога профессионального образования // Образование и наука. – 2007. - №2 (44). – С. 42-51.

  • 6. Граник Г. Г. Психологическая модель процесса формирования умения // Вопросы психологии. – 1979. – №3. – С. 56 – 65.

  • 7. Плетнер Ю.В., Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии. Учеб. пособие для студентов хим. специальностей пед. ин-тов. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1977. – 207 с.


Из истории химии

Работы русских учёных в области химии силикатов

Авторы:

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Тюрина М. В.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

Статья представляет собой обзор истории производства и использования искусственных силикатных материалов, в первую очередь стекла. Особое внимание уделено работам русских учёных 18 века М. В. Ломоносова и К. Г. Лаксмана.

Ключевые слова:

история химии, химия силикатов, силикатные материалы, стекло, М В Ломоносов, К Г Лаксман.

Список литературы
  • 1. Безбородов М. А. М. В. Ломоносов и его работа по химии и технологии силикатов. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

  • 2. Безбородов М. А. Физическая химия силикатов в трудах русских учёных XVIII в. // Природа. - 1948. - № 7. - С. 70-74.

  • 3. Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: Молодая гвардия, 1955.

  • Соколов Р. С. Химическая технология. Т. 1. – М.: Владос, 2000.

  • 4. Угрюмов П. Г., Гусева И. В. Силикаты в народном хозяйстве // Химия в школе. - 1974. - № 3. - С. 6-17.


Внеурочная деятельность

Фруктовые соки: состав и качество

Авторы:

Сайдуллин В. Г.. Адрес: г. Касли. Место работы: Каслинский промышленно – гуманитарный техникум.

Федотовских Н. В.. Адрес: г. Касли. Место работы: Каслинский промышленно – гуманитарный техникум.

Аннотация

Предлагается сценарий научно-практической конференции по актуальной в наше время проблеме «Качество пищевых продуктов», посвящённой фруктовым сокам. Были подобраны статистические данные и полезная информация по данной теме; проведены химические опыты, иллюстрирующие содержание витамина С в соках промышленного производства и свежевыжатом соке, а также анкетирование и конкурс тематических газет. После конференции была организована рефлексия.

Ключевые слова:

апельсиновый сок, пищевая ценность, органолептические и физико-химические показатели, методы определения, оценка качества, качественный и количественный эксперимент.


Внеурочная деятельность

Химический квест: увлекательно и полезно

Авторы:

Никулина Н. В.. Адрес: Калуга. Место работы: СШ № 21.

Аннотация

В статье рассматриваются возможности химического квеста как одного из активных методов обучения и способа повышения познавательного интереса школьников. Автор предлагает разработку квеста, рассматривает подходы к его подготовке и проведению, описывает эффекты и риски.

Ключевые слова:

мотивация, активные методы обучения, квест.

Список литературы
  • Азимов А. Сила привычки // Вокруг света. – 1990. – № 8. – С. 52-65.

  • Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 23.03.2016).