Из истории химии

Лауреаты Нобелевской премии по химии за 2015 г.

Авторы:

Пройчева Л. Г.. Адрес: Москва. Место работы: «Центрхимпресс».


Методика и обмен опытом

Методика изучения реакций ионного обмена: системно-деятельностный подход

Авторы:

Ахметов М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова.

Зорова Е. Ю.. Адрес: Димитровград. Место работы: СШ № 17.

Аннотация

В статье представлена методика изучения реакций ионного обмена, построенная на системно-деятельностном подходе. Отличительной чертой данной методики является опора на познавательную деятельность учащихся, предполагающую самостоятельное открытие нового знания, развитие мыслительных операций, характерных для теоретического мышления.

Ключевые слова:

химическое образование, реакции ионного обмена.

Список литературы
  • 1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Российский образовательный портал [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://standart.edu.ru – (09.07.2015).

  • 2. Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии в 8 классе. – Обнинск: Титул, 1999.

  • 3. Оржековский П. А. С чего начинать изучать химию, или Как заинтересовать химией: круглый стол на третьем Московском педагогическом марафоне учебных предметов 8 апреля 2004 г. [Электронный ресурс] – Сайт издательства «1 сентября». – Режим доступа: him.1september.ru/2004/33/4.htm – (17.07.2015)

  • 4. Борисов И. Н. Методика преподавания химии. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 85.


Методика и обмен опытом

Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности

Авторы:

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Пак М. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

Центральным элементом методического обеспечения формирования познавательных умений школьников выступают познавательные задания. В статье выделены познавательные типы и уровни учебных заданий. Акцент сделан на приемах конструирования познавательных заданий, способствующих самостоятельному созиданию школьниками новых знаний. Приведены многочисленные примеры заданий.

Ключевые слова:

познавательные умения школьников, познавательные задания, классификация познавательных заданий по химии.

Список литературы
  • 1. Фёдоров Б. И. Курс повышения квалификации учителей “Логико-информационные технологии обучения” ЛИТО. ‒ СпбАППО, 2010.

  • 2. Дерябина Н. Е. Формирование уменя составлять общие формулы классов органических веществ // Химия в школе. – 2005. – № 2. – С. 20.

  • 3. Большая советская энциклопедия: в 30-ти т., Т. 23 ‒ 3-е изд. ‒ М.: Советская энциклопедия, 1976.

  • 4. Миренкова Е. В. Прогностические задания // Химия в школе. ‒ 2015. ‒ № 4, с. 19.

  • 5. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии [Текст]: монография / М.А. Ахметов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.

  • 6. Бондаренко Д. К. Особенности обучения химии в средних военных учебных заведениях: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – СПб, 2013.

  • 7. Лямин А. Н. Интегральные познавательные задания при обучении химии в современной школе // Концепт. – 2013. – № 10 (октябрь). – URL: http://e-koncept.ru/2013/13210.htm (дата обращения 10. 06. 2014).

  • 8. Ильясов И. И. Структура процесса учения. ‒ М.: МГУ, 1986.

  • 9. Ильясов И. И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по

  • учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. ‒ М.: Логос, 1994.


Методика и обмен опытом

Урок-исследование при изучении количественных отношений в химии

Авторы:

Золотавина Е. А.. Адрес: г. Заводоуковск. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Автор представляет урок по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов», на котором восьмиклассники систематизируют знания о понятиях, выявляют их взаимосвязь и использование при решении экспериментальных задач.

Ключевые слова:

количество вещества, молярная масса, молярный объем газов, решение задач.


Методика и обмен опытом

Обобщение сведений об основаниях

Авторы:

Бондарев Г. В.. Адрес: Волгоград. Место работы: Лицей № 9 им. А. Н. Неверова.

Аннотация

Данный урок разработан в соответствии с темой и возрастными особенностями учащихся. Особенностью данного урока является использование деятельностного подхода к изучению предмета. Использование дистанционного курса позволяет повысить уровень наглядности урока. Урок актуальный, так как каждая его часть требует от учащихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Просмотр видеофрагмента способствует лучшему усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. Работа в группах позволяет рассмотреть большой по объему учебный материал, а каждому учащемуся проявить себя в роли исследователя.

Ключевые слова:

основания, классификация оснований, химические свойства оснований, дистанционный курс.


Методика и обмен опытом

Тестовые задания на установление правильной последовательности

Авторы:

Ганина Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный университет тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Рассмотрены тестовые задания на установление правильной последовательности по различным разделам курса химии. Данные задания могут использоваться как для контроля уровня знаний учащихся, так и для обучения. Охвачены темы: периодический закон, химическая связь, растворы, электролитическая диссоциация, генетическая связь органических веществ. Рассмотрены преимущества и недостатки заданий на установление правильной последовательности.

Ключевые слова:

тестирование, тест по химии, тестовое задание, тестовое задание на установление правильной последовательности.

Список литературы
  • 1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. – М.: Центр

  • тестирования, 2002.

  • 2. Аванесов В. С. Применение тестовых форм в E-learning // Педагогические измерения. – 2008. № 2. – С. 3-11.

  • 3. Ганина Н. В. Применение тестовых технологий при оценке знаний учащихся по химии в России и Украине (сравнительный анализ). – Сборник научных трудов SWorld. – Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании». 2013, т. 19, вып. 1. – С.17-19.

  • 4. Ганина Н. В. Научно-методические основы внешнего независимого оценивания в Украине // Химия в школе. – 2014. № 4. – С. 57-60.

  • 5. Григорович О. В. ХIМIЯ. Експрес-пiдготовка. – К.:Лiтера ЛТД, 2014.

  • 6. Тесты. Химия: Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования. – М.: ООО «Рустест», 2006.


Методика и обмен опытом

К методике решения расчётных задач

Авторы:

Печерий А. А.. Адрес: Москва. Место работы: CШ № 1206.

Аннотация

В статье рассматриваются методические подходы к решению задач на расчёты по уравнениям химических реакций, термохимическим уравнениям и вычисление массовой доли и массы вещества в растворе (выносимых на государственную итоговую аттестацию).

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен, решение расчётных задач.

Список литературы
  • 1. ЕГЭ-2015. Единый государственный экзамен. Химия. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. А. А. Кавериной. – М.: Национальное образование, 2015. – (ЕГЭ-2015. ФИПИ – школе).

  • 2. ЕГЭ-2012. Единый государственный экзамен. Химия. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. А. А. Кавериной. – М.: Национальное образование, 2011. – (ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе).

  • 3. ЕГЭ-2013. Единый государственный экзамен. Химия. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. А. А. Кавериной. – М.: Национальное образование, 2012. – (ЕГЭ-2013. ФИПИ – школе).

  • 4. Печерий А. А. Методика подготовки обучающихся к решению задач ГИА по химии // Актуальные проблемы химического образования: V Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием; Москва, 11-12 апреля 2014 г. Сборник материалов. – М.: ИМИР, 2014, С. 157 159.


Консультация

Элемент № … «единственный и самый»

Авторы:

Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Филиппова А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Аннотация

В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от рубидия до палладия, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.

Ключевые слова:

атом, элемент, рубидий, стронций, иттрий, цирконий, ниобий, молибден, технеций, рутений, родий, палладий.


Химический эксперимент

Исследовательский химический эксперимент при изучении темы «Полимеры»

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 496.

Аннотация

Представлены инструкции к проведению школьного химического эксперимента по изучению пластмасс, используемых в качестве упаковочных материалов для пищевых продуктов, и подборка познавательных заданий для учащихся. Исследовательский химический эксперимент направлен на убеждение учащихся в значимости химических знаний для решения практических задач, выполнения правил здорового и экологически целесообразного образа жизни.

Ключевые слова:

исследовательский химический эксперимент, полимеры, пластмассы.


Химический эксперимент

Экспериментальная работа по теме «Фенолы»

Авторы:

Бирюкова Е. Г.. Адрес: Волгоград. Место работы: Социально-педагогический университет.

Савин Г. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Социально-педагогический университет.

Аннотация

Авторы предлагают свои собственные изыскания по проведению химического эксперимента по теме «Фенолы». Все описанные в статье опыты с участием фенольных соединений основаны на применении известных из повседневной жизни веществ, что, безусловно, повысит интерес учащихся к изучаемой теме.

Ключевые слова:

профильное обучение, химический эксперимент, фенолы, качественные реакции на фенолы, химическая идентификация фенолов, признаки реакций.


Химический эксперимент

Исследование качества растительных масел

Авторы:

Волков В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Волкова Л. А.. Адрес: Псков. Место работы: Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Подкопаева И. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Гуманитарный лицей.

Аннотация

В работе кратко описаны химический состав, пищевая ценность и способы получения растительных масел. Приведены методики определения органолептических, физических и химических показателей их качества. Обсуждаются результаты исследования рафинированного и нерафинированного подсолнечного масла торговой марки «Юг Руси» (г. Ростов-на-Дону).

Ключевые слова:

рафинированное и нерафинированное подсолнечное масло, органолептические, физические и химические показатели качества, титрование.

Список литературы
  • 1. ГОСТ 1129-93. Масло подсолнечное.

  • 2. Кичигин В. П. Технология и технологический контроль производства растительных масел. - М., 1976.

  • 3. Крищенко В. П. Методы оценки качества растительной продукции. - М.: Колос, 1983.

  • 4. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика. - М.: Высшая школа, 1991.


Внеклассная работа

Из опыта подготовки учащихся к химическим олимпиадам

Авторы:

Семёнова И. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 369.

Аннотация

В статье представлен опыт работы автора по подготовке учащихся 8-9 классов к участию химических олимпиадах различного уровня. Предлагается примерная программа спецкурса и тематическая подборка задач.

Ключевые слова:

химические олимпиады, задачи повышенного уровня сложности, программа спецкурса.

Список литературы
  • 1. Башмаков В. И., Беляев А. Н. Пособие по решению типовых и конкурсных задач по химии для слушателей Малого факультета СПбГТУ. – СПб., 2002.

  • 2. Домбровская С. Е., Кириллова М. А. Задачи по химии. – СПб., 2000.

  • 3. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Сажнева Т. В. Химия. Сборник олимпиадных задач. ‑ Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

  • 4. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. ‑ М., 2003.

  • 5. Пособие по химии для поступающих в Военно-Медицинскую Академию и другие высшие медицинские учебные заведения. ‑ СПб., 2000.

  • 6. Свитанько И. В., Кисин В. В., Чуранов С. С. Стандартные алгоритмы решения нестандартных химических задач. ‑ М., 2011.

  • 7. http://chemspb.3dn.ru/index/0-5

  • 8. http://moschem.olimpiada.ru/tasks


Химический эксперимент

Газ, как топливо будущего или Папа, купи автомобиль

Авторы:

Иванова Л. В.. Адрес: Орёл. Место работы: Гимназия № 19.

Аннотация

В современном мире понимание основ элементарной химии необходимо всем. Важно активно включать младших школьников во внеурочную деятельность для развития интереса к предмету. В статье отмечается, что проектирование в игровой форме позволяет определить перспективы развития автомобильного транспорта, показывает важность использования химического эксперимента.

Ключевые слова:

внеурочная деятельность, водородное топливо, проект, автомобиль будущего.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2014. — (Стандарты второго поколения).

  • 2. http://www.rod-nik.com.ua/content/propan-i-propan-butan-kak-gaz-i-toplivo-dlya-avtomobilei

  • 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2010. - 223 с.