Химическая промышленность, наука и образование в Ставропольском крае

Авторы:

Щербаков С. В.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет.

Москаленко Л. В.. Адрес: Невинномысск. Место работы: Невинномысский технологический институт (филиал) Северо-Кавказского федерального университета.

Аннотация

Северный Кавказ - стратегически важная часть территории Российской Федерации, уникальная по богатству территория, где развиты сельское хозяйство и промышленность. В соответствии с планом модернизации Северо-Кавказского федерального округа на базе трёх крупнейших вузов Ставрополья создан Северо-Кавказский федеральный университет, один из крупнейших в России центров фундаментальных исследований. В университете сформировалась одна из ведущих научных школ химиков-органиков не только Северного Кавказа, но и России. За 20 лет школой получен огромный массив фундаментальных и прикладных результатов. Это вывело её в число лидеров в области органической и элементоорганической химии. Наиболее крупные и значимые его открытия, достижения и разработки будут служить основой развития в последующие годы, естественно, с учётом мировых тенденций развития химической науки и региональных задач.

Ключевые слова:

Северный Кавказ, Северо-Кавказский федеральный округ, Ставропольский край, г Невинномысск, Северо-Кавказский федеральный университет, органическая химия, научная школа.


Наука и промышленность

Торф: не только топливо

Авторы:

Перейма А. А.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Институт нефти и газа Северо-Кавказского федерального университета.

Черкасова В. Е.. Адрес: Ставрополь. Место работы: ОАО «СевКавНИПИгаз».

Кукулинская Е. Ю.. Адрес: Ставрополь. Место работы: ОАО «СевКавНИПИгаз».

Аннотация

В статье рассмотрены физико-химические свойства торфа, показана эффективность его применения в нефтегазовом комплексе в качестве реагента для приготовления технологических жидкостей для бурения и ремонта скважин с целью предотвращения загрязнения продуктивных пластов. Приведённые материалы могут быть полезными в химико-экологическом образовании старшеклассников.

Ключевые слова:

торф, физико-химические свойства, скважина, ремонтные работы, жидкость для глушения скважин.

Список литературы
  • 1. Лиштван И. И., Круглицкий Н. Н., Третинник В. Ю. Физико-химическая механика гуминовых веществ. – Минск: Наука и техника, 1976.

  • 2. Кауричев И. С. Почвоведение. – М.: Агропромиздат, 1989.

  • 3. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.mining-enc.ru/t/torf (дата обращения 03.09.2014).

  • 4. Годунов Е. Б., Чубик П. С. Применение твёрдых горючих ископаемых для регулирования свойств промывочных жидкостей // Обз. инф. Техника, технология и организация геологоразведочных работ. – М.:Геоинформмарк, 1997. – Вып. 3.

  • 5. Перейма А. А. Жидкости для глушения скважин в условиях АНПД. – Saarbrücken (Germany): Palmarium Academic Publishing, 2012.

  • 6. Перейма А. А. Разработка тампонажных материалов и технологических жидкостей для заканчивания и ремонта скважин в сложных горно-геологических условиях: Автореф. дис. д-ра техн. наук (25.00.15). – Ставрополь: РИО ОАО «СевКавНИПИгаз», 2009.


Наука и промышленность

Рациональные направления переработки высокопарафинистых нефтей и их фракций

Авторы:

Овчарова А. С.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет.

Овчаров С. Н.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет.

Аннотация

Исследованы характеристики дистиллятных фракций ставропольской нефтесмеси и возможные направления их каталитической переработки. Обоснованы рекомендации по получению из высокопарафинистого сырья компонентов товарных моторных топлив.

Ключевые слова:

нефть, нормальные парафины, бензиновая фракция, дизельная фракция, изомеризация, депарафинизация.

Список литературы
  • 1. Полищук Ю. М., Ященко И. Г. Физико-химические свойства нефтей: статистический анализ пространственных и временных изменений. – Новосибирск: изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2004.

  • 2. Ильин А. Н., Полищук Ю. М., Ященко И. Г. Высокопарафинистые нефти: закономерности пространственных и временных изменений их свойств // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». – 2007. – № 2. –

  • С. 291–297. – URL: http://www.ogbus.ru/authors/Iliin/Iliin_1.pdf.

  • 3. Овчарова А. С. Обеспечение низкотемпературных свойств дистиллятных фракций рациональными приёмами перегонки смесевого сырья // Вестник СевКавГТУ. – 2011. – № 3. – С. 74–78.

  • 4. Овчаров С. Н., Савенкова И. В., Овчарова А. С. Деструктивная безводородная изомеризация лёгких фракций на малотоннажных НПЗ // Цеолиты и мезопористые материалы: достижения и перспективы. Материалы 6-й всероссийской цеолитной конференции. – Звенигород: 2011. – С. 139–140.

  • 5. Овчарова А. С., Князева Е. Е., Савенкова И. В., Овчаров С. Н. Безводородная депарафинизация дизельных фракций на цеолитсодержащих катализаторах типа BETA // Вестник СКФУ. – 2013. – № 2. – С. 42–46.


Наука и промышленность

Применение полимеров при строительстве и ремонте нефтегазовых скважин

Авторы:

Перейма А. А.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Институт нефти и газа Северо-Кавказского федерального университета.

Сотников Д. В.. Адрес: Когалым. Место работы: Структурное подразделение филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг»«КогалымНИПИнефть».

Кукулинская Е. Ю.. Адрес: Ставрополь. Место работы: ОАО «СевКавНИПИгаз».

Аннотация

В статье рассматриваются физико-химические свойства некоторых полимеров, приведены примеры их использования в качестве ингредиентов технологических составов, применяемых в нефтегазовом комплексе при строительстве и ремонте скважин. Изучение данного материала рекомендуется на занятиях элективного курса профильного обучения.

Ключевые слова:

полимер, жидкое стекло, поливинилацетатная дисперсия, скважина, цементно-полимерная композиция, герметичность заколонного пространства, укрепление слабосцементированных пород.

Список литературы
  • 1. Тагер А. А. Физико-химия полимеров. – М.: Научный мир, 2007.

  • 2. Борсук П. А., Лясс А. М. Жидкие самотвердеющие смеси. – М.: Машиностроение, 1979.

  • 3. Перейма А. А., Кукулинская Е. Ю. Анализ причин разрушения призабойной зоны пласта в нефтегазовых скважинах и методы его предотвращения // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – 2014. – № 5. – С. 33–37.

  • 4. Перейма А. А., Кукулинская Е. Ю. Укрепление слабосцементированных пород в нефтегазовых скважинах химической обработкой призабойной зоны пласта // Газовая промышленность. – 2014. – № 9. – С. 108–113.

  • 5. Пат. 2121560 РФ, МПК6 Е 21 В 33/138. Состав для крепления призабойной зоны слабосцементированных пластов / Перейма А. А., Гасумов Р. А., Астапова З. А. и др. – Бюл. № 31, 1998.

  • 6. Перейма А. А., Гасумов Р. А., Астапова З. А. Технологические жидкости для укрепления слабосцементированных рыхлых пород призабойной зоны пласта газовых скважин / Тез. докл. I-ой регион. НТК «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». – Ставрополь: СГТУ, 1997. – С. 155–156.


Наука и промышленность

Создание продуктов питания корригирующего действия

Авторы:

Писаренко О. Н.. Адрес: Пятигорск. Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет, филиал в Пятигорске.

Оробинская В. Н.. Адрес: Пятигорск. Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет, филиал в Пятигорске.

Аннотация

Последние исследования показали, что органические соединения, содержащиеся в крестоцветных овощах способны снизить риск онкозаболеваний, особенно на ранних стадиях. В статье рассматривается вопрос использования Brassica rapa L. и инулинсодержащего сырья Scorzonera hispanica L. в качестве ингредиентов для производства функциональных продуктов лечебно-профилактического действия. Разработана рецептура функционального продукта, содержащего эти ингредиенты. Расчётными и химическими методами определены содержание сухих веществ, жира, витамина С, минеральных веществ, клетчатки, общая кислотность. При введении вышеприведённых ингредиентов в продукт уменьшается содержание белка, жира, крахмала; увеличивается содержание моно- и дисахаридов, минеральных веществ, витаминов и клетчатки. Энергетическая ценность уменьшается на 10,65%. Функциональный продукт – оладьи с репой - после фармакологических исследований in vivo на различные виды активности может быть использован в диетическом и лечебно-профилактическом питании людей, предрасположенных к онкозаболеваниям.

Ключевые слова:

Brassica rapa l, Scorzonera hispanica L, сульфорафан, глюкозинолаты, глюкорафанин, водорастворимый полисахаридный комплекс, онкозаболевания, функциональный продукт.

Список литературы
  • 1. Писаренко О. Н., Беляева И. А. Новые возможности использования brassica rapa в производстве функциональных продуктов питания / Материалы 2-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых СКФУ «Университетская наука – региону» / Под. ред. Т. А. Шебзуховой, И. М. Першина. – Пятигорск: ФГАОУ ВПО «СКФУ» (филиал) в г. Пятигорске, 2014. - В двух томах. – Т. II. - С. 144-146.

  • 2. Оробинская В. Н., Коновалов Д. А. Ресурсосберегающая технология экстракгирования биологически ценных веществ из плодово-ягодного сырья / Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53365. - URL: http://e-koncept.ru/article/738/ - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

  • 3. Сборник технических нормативов: Сборник рецептур на продукцию для обучающихся во всех образ. Учреждениях / Под ред. М. П. Могильного и В. А.Тутельяна. - М.: ДеЛипринт, 2011.

  • 4. Оробинская В. Н., Писаренко О. Н. Физиологические эффекты различных типов диетических волокон на желудочно-кишечный тракт (ЖКТ)/ Материалы VI Международной научно-практической конференции 25 марта 2014. – Краснодар: АПРИОРИ, 2014. - С. 101-102.


Методика и обмен опытом

О формировании интеллектуальных способностей учащихся

Авторы:

Фоменко И. А.. Адрес: г. Новоалександровск. Место работы: СШ № 2.

Аннотация

На уроке необходимо создать среду, в которой наиболее полно будет осуществляться постоянный интеллектуальный рост учащихся. Цель учителя - инициировать и поддержать процессы саморазвития, самообучения, оснастив школьников инструментарием - методами познания мира, научить им пользоваться, сформировать представление о себе как о субъекте образовательного процесса. Нужно включать в урок специально разработанное содержание, формирующее интеллектуальные умения, приёмы и средства развития интеллектуальных способностей учащихся.

Ключевые слова:

Интеллектуальные способности, формирование понятий, способы действий.


Методика и обмен опытом

Наш подход к обучению интеллектуально одарённых школьников

Авторы:

Чаленко О. А.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Лицей СКФУ для одарённых детей.

Соловьёва С. Н.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет.

Аннотация

Один из важнейших факторов развития одарённости подростков - организация обучения, направленного на раскрытие способностей учащихся, активизацию их познавательной деятельности, реализацию творческого потенциала, формирование универсальных знаний. Учебная и внеучебная деятельность школьников, выбравших химико-биологический профиль, включает углублённое изучение предметов естественно-научного цикла, исследовательскую деятельность, участие в творческих конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Ключевые слова:

Интеллектуальная одарённость, углублённое изучение химии, исследовательская деятельность, предметные олимпиады.

Список литературы
  • Бабукова В. В., Габрук Н. Г. Школа и вуз: новые грани сотрудничеств // Химия в школе. – 2008. - № 5.

  • Гриднёва Е. П. Чем одарить одарённого ребёнка // Химия в школе. – 2007. - № 4.

  • Драшникова Л. И. Об организации исследовательской деятельности одарённых школьников // Химия в школе. – 2008. - № 4.

  • Кривых С. В. Предпрофильная подготовка и профильное обучение. В 3-х ч. Ч. 1. Педагогика профильной школы: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2005.

  • Меркулов Б. А. Организация учебного процесса в специализированных биологических классах // Биология в школе. – 1992. – № 1‑2.

  • Петунин О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углублённого изучения предметов естественно-научного цикла: Монография. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.

  • Тюльков И. А., Архангельская О. В. Методические основы подготовки к олимпиадам по химии. Лекции 1-8. – Химия: Первое сентября, 2008, № 17-24.

  • Учителю об одарённых детях / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. - М., 1997.


Методика и обмен опытом

Урок-исследование по теме «Соли»

Авторы:

Казановская Е. Б.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Ставропольское президентское кадетское училище.

Аннотация

Предложена методическая разработка урока-исследования в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся 8 класса.

Ключевые слова:

урок-исследование, формирование предметных, метапредметных и личностных УУД, ФГОС.

Список литературы
  • Леенсон И. А. Занимательная химия. Ч. 1. – М.: Дрофа, 1996.

  • Поташник М. М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). – М.: Педагогическое общество России, 2008.


Методика и обмен опытом

Интегрированное занятие по теме «Витамины»

Авторы:

Чаленко О. А.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Лицей СКФУ для одарённых детей.

Соловьёва С. Н.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет.

Аннотация

Предложено учебное занятие по теме «Витамины», которое проводится в рамках интегрированного элективного курса «Биологически активные вещества».

Ключевые слова:

витамины, биологическое значение витаминов, качественные реакции на витамины.


Методика и обмен опытом

О совершенствовании контрольных измерительных материалов

Авторы:

Шибаева Л. М.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет.

Павлищева А. Ю.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Лицей № 35.

Аннотация

Выполнение заданий ЕГЭ предполагает овладение значительным теоретическим материалом, включающим теории, законы, понятия, а также понимание их взаимосвязи и границ применения; требует знаний и умений, позволяющих осуществлять химические превращения, решать качественные и расчётные задачи. Совершенствование процедуры ЕГЭ, тщательная работа по улучшению качества контрольных измерительных материалов принесут ощутимые плоды.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, процедура ЕГЭ.


Внеклассная работа

Игра для девятиклассников «Знатоки металлов»

Авторы:

Казановская Е. Б.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Ставропольское президентское кадетское училище.

Аннотация

Автор предлагает сценарий интеллектуальной игры для учащихся 8-9-го классов, посвященной изучению металлов.

Ключевые слова:

металлы, игра, познавательная активность.

Список литературы
  • Я познаю мир: Химия / Автор-составитель Л. А. Савина. - М.: Издательство АСТ, 1999.

  • Беккерт М. Мир металла. - М.: Мир, 1980.

  • Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. - М.: Просвещение, 1994.