«Учитель года России-2013»: послесловие...

Авторы:

Левина Л. С.. Адрес: Москва. Место работы: ООО «Центрхимпресс».

Аннотация

Главный редактор журнала делится впечатлениями об очередном конкурсе «Учитель года России».

Ключевые слова:

конкурс «Учитель года России».


Наука и промышленность

Бактерии – в помощь природе

Авторы:

Белов Д. В.. Адрес: г. Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Аннотация

В статье рассмотрены основные принципы биоразлагаемости некоторых ксенобиотиков бактериями. Показано, что определённые культуры бактерий способны разлагать многие органические соединения, чуждые окружающей среде, до менее токсичных или нетоксичных соединений. Рассмотрены пути микробной трансформации некоторых пестицидов, ароматических углеводородов, азот- и хлорсодержащих органических соединений.

Ключевые слова:

ксенобиотики, бактерии, метаболизм, микробиологическое окисление, биоразложение, биотрансформация, деструкция органических соединений.

Список литературы
  • 1. Скрябин Г. К., Головлева Л. А. и др. // ДАН. - 1977. - Т. 237. - № 5. - С. 1212–1215.

  • 2. Pfaender F. K., Alexander M. // ibid. - 1972. - V. 20. - P. 848.

  • 3. Головлева Л. А., Червин И. Н. и др. // ДАН. - 1975. - Т. 222. - № 6. - С. 1448.

  • 4. Головлева Л. А., Ганбаров Х. Г. и др. // ДАН. - 1977. - Т. 234. - № 3. - С. 706–708.

  • 5. Jibson D. T., Cardini G. E., Masels G. C., Kellio R. E. //Biochemistry. - 1970. - V. 9. - P. 1631–1635.

  • 6. Yamaguchi M., Yamagychi T., Fujisava H. // Biochem. Biophys. Res. Comm. - 1975. - V. 67. - P. 264–271.

  • 7. Kunt A. L., Hughes D. E., Lewenstein J. M. // Biochem. J. - 1958. - V. 69. - P. 170–173.

  • 8. Ewens W. C. // Biochem. J. - 1967. - V. 103. - P. 1–5.

  • 9. Hougton C., Cain R. B. // Biochem. J. - 1972. - V. 130. - P. 879–893.

  • 10. Bollaf J. M. Adv. // In Appl. Microbiol. - 1974. - V. 18. - P. 75.

  • 11. Соколов М. С., Кныр Л. И. и др. // Химия в сельском хозяйстве. - 1975. - Т. 3. - С. 64.

  • 12. Дзумедзей Н. В., Шевченко А. Г. и др. // Микробиология. - 1983. - Т. 52. - № 2. - С. 209–212.

  • 13. Шевченко А. Г., Старовойтов И. И. и др. // ДАН. - 1990. - Т. 310. - № 6. - С. 1493–1495.

  • 14. Суровцева Э. Г., Васильева Г. К. и др. // ДАН. - 1977. - Т. 237. - № 1. - С. 220–223.

  • 15. Цыбань А. В. Экологический мониторинг Балтийского моря. - М.: Гидрометеоиздат, 1983.

  • 16. Израэль Ю. А., Цыбань А. В., Панов Г. В. и др. Всесторонний анализ окружающей природной среды. Труды V Советско-американского симпозиума. - Л.: Гидрометеоиздат, 1988. - С. 77–111.

  • 17. Tanabe S. // J. Oceanogr. Soc. Japan. - 1982. - V. 38. - P. 137–148.

  • 18. Цыбань А. В., Шабад Л. М., Хесина А. Я. и др. // ДАН. - 1980. - Т. 252. - № 6. - С. 1490–1493.

  • 19. Израэль Ю. А., Цыбань А. В., Панов Г. В. и др. // ДАН. - 1990. - Т. 310. - № 2. - С. 502–506.

  • 20. Bird J. A., Cain R. B. // Biochem. J. - 1974. - V. 140. - № 2. - P. 121– 134.

  • 21. Ставская С. С. и др. // Химия и технология воды. - 1982. - Т. 4. - № 4. - С. 368–370.

  • 22. Ротмистров М. Н., Таранова Л. А., Радченко О. С. и др. // ДАН. - 1986. - Т. 288. - № 1. - С. 246–248.


Наука и промышленность

Лауреаты Нобелевской премии по химии за 2013 г.

Авторы:

Пройчева Л. Г.. Адрес: Москва. Место работы: ООО «Центрхимпресс».

Аннотация

Нобелевская премия по химии за 2013 г. , как сообщил Нобелевский комитет Королевской шведской академии наук, присуждена Мартину Карплюсу, Майклу Левитту, Арье Варшелю.

Ключевые слова:

Нобелевская премия, Мартин Карплюс, Майкл Левитт, Арье Варшель, внедрение химического эксперимента в киберпространство.


Методика и обмен опытом

О состоянии и уровне школьного химического образования

Авторы:

Кузнецова Л. М.. Адрес: Москва.

Аннотация

В последнее время в педагогической науке и практике появилось множество заимствованных терминов: компетентность, критическое мышление, конструктивизм, метафоры, контекст и других. Однако введение новой терминологии способно только ввести учителя в заблуждение, но не помочь ему в каждодневном труде. Между тем наши дидактика и педпсихология ещё в советские времена выработала научно-обоснованные дидактические приёмы и подходы, которые позволяют достичь высоких результатов в обучении. В погоне за ложными инновациями опыт отечественных учёных забывается и не используется, хотя этот опыт способен повысить качество нашего образования.

Ключевые слова:

педагогическая терминология, аналогия, рефлексия, метафора, формализм знаний, материальные модели, критическое мышление, знаниево-ориентированный подход, проблемный подход, деятельностный подход.

Список литературы
  • 1. Жилин Д. М. Заметки с международной конференции по химическому образованию // Химия в школе. – 2012. № 10; 2013. № 1.

  • 2. Кузнецова Л. Новая технология обучения химии в 8 классе. — М: Мнемозина, 2006.

  • 3. Кузнецова Л. Химия. УМК для 8 11 классов. М.: Мнемозина, 2012, 2013.

  • 4. Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография. М., 2009.

  • 5. Муякина В. П. Критическое мышление: генезис и эволюция понятия в воззрениях западных исследователей. — Вестник Ставропольского государственного университета, 67/2010.

  • 6. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.

  • 7. Ходаков Ю. В. и др. Химия. Учебник для 8 класса. М., 1978.

  • 8. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. 2013.

  • 9. Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. — М.: Педагогика, 1972.

  • 10. Бойко Е. И. Механизмы умственной деятельности. — М.: Педагогика, 1976.


Методика и обмен опытом

Метод проектов в образовательном пространстве школы.

Авторы:

Клименко М. Е.. Адрес: Хабаровск. Место работы: Гимназия №3 им. М.Ф. Панькова.

Аннотация

Проектная деятельность ориентирована на реализацию принципа осознанности знаний, способствует усвоению программного материала, позволяет естественным образом развивать необходимые учебные навыки, формировать коммуникативные умения, повышает деловую и творческую активность школьников. Автор предлагает разработку урока-конференции по теме «Вода – вещество привычное и загадочное», на котором подводятся итоги обучающего проекта для учащихся 8-го класса.

Ключевые слова:

метод проектов, вода, урок-конференция.

Список литературы
  • Бочкарёва Н. Ф. Экология России: пособие по географии. 8–9 классы. – Калуга: Золотая аллея, 1997.

  • Бурштейн Л. М. Обыкновенное чудо – вода. – М.: Детский экологический центр, 1997.

  • Вода не простая, а талая // Газета «Хабаровская неделя». 2007. № 13.

  • Водно-экологические проблемы бассейна реки Амур. – Владивосток: ДВО РАН, 2003.

  • Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Хабаровского края в 2002 году. – Хабаровск, 2003.

  • Тунгусский проект // Газета «Хабаровская неделя». 2007. № 31.

  • Залетило С. С. Вода. Очистка воды // Химия в школе. – 2007. – № 4. – С. 36 39.

  • Зоммер К. Химия: Справочник студента и школьника. – М.: Дрофа, 2000.

  • Иванова Л. П. Вода – вещество привычное и необычное // Газета «Химия». 2000. № 47.

  • Ильин М. Сто тысяч почему. Л., 1989.

  • Ильченко В. Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.

  • Книга для чтения по неорганической химии / Сост. В. А. Крицман. – Ч.1. – М.: Просвещение, 1993.

  • Крыжановский Р. А. Ресурс будущего. – М.: Мысль, 1985.

  • Лисевич О. Н. и др. Аква: полевой физико-химический практикум. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001.

  • Маршанова Г. Л. Аналитический семинар «Вода в природе и жизни человека // Химия в школе. – 2006. № 2. – С. 18–25.

  • Маршанова Г. Л. Роль и место уроков конференций в учебном процессе // Химия в школе. – 2006. № 8. – С. 30 36.

  • Новиков Ю. В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.

  • Экология России: хрестоматия / Сост. В. Н. Кузнецов. – М.: АО МДС, 1995.

  • Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1990.

  • Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника. – М.: Аванта +, 2000.


Методика и обмен опытом

Роль химической информации в формировании мировоззрения.

Авторы:

Гилязова И. Б.. Адрес: Омск. Место работы: Омский государственный педагогический университет.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме влияния информационного пространства на мировоззрение обучающихся и их отношение к изучению химии. Автором проанализированы имеющиеся в обществе негативные установки, связанные с химией и приведены позитивные установки, положительно влияющие на мотивацию изучения химии. В статье приводятся примеры заданий из области химии питания, химии окружающей среды, химии здоровья, которые автор рекомендует использовать в образовательном процессе.

Ключевые слова:

химическая картина природы, мировоззрение, влияние информационного пространства, задания по химии.


Методика и обмен опытом

К методике обучения решению задач на газовые смеси

Авторы:

Реут Л. А.. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Панибратенко М. В.. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос о нестандартном подходе к решению расчетных химических задач на газовые смеси. Он заключается в разработке единой структуры решения задач данного типа. Авторами предлагается использовать обобщенную таблицу, в которую по ходу решения вносятся данные обо всех газообразных веществах, используемых в конкретной задачи. Общий подход к решению задач на газовые смеси позволяет направить мысли учащихся в определенное русло и всякая новая задача решается на основе предыдущего личностного опыта учащегося.

Ключевые слова:

компетенции, газовая смесь, таблица, личностный опыт, расчетные задачи, химические формулы, газовые объемы, решение, компоненты газовой смеси, объемная доля, относительная плотность газов.


Методика и обмен опытом

Использование креативных карт при изучении нефти и нефтепродуктов

Авторы:

Егорова Г. И.. Адрес: Тобольск. Место работы: Филиал ТюмГНГУ в г. Тобольске.

Тушакова З. Р.. Адрес: Тобольск. Место работы: Филиал ТюмГНГУ в г. Тобольске.

Аннотация

Проведено осмысление накопленных теоретических и практических знаний в области организации учебного процесса по химии нефти, нефтепродуктов с применением системы креативных карт. Показана методика составления и применения креативных карт с целью развития личности школьника, его мыслительных способностей, интеллекта.

Ключевые слова:

креативные карты, развитие личности, химия нефти и нефтепродуктов, обучение химии.

Список литературы
  • 1. Новак Д., Канас А. Теория построения и практика применения карт понятий // http://cmap.ihmc.us/Publications/ResearchPapers/TheoryCmaps/TheoryUnderlyingConceptMaps.htm

  • 2. Технология переработки нефти. Часть первая. Первичная переработка нефти / Под ред. О. Ф. Глаголевой и В. М. Капустина. – М.: Химия, Колосс, 2006.


Консультация

Приём сравнения при изучении химии элементов.

Авторы:

Матвеева Э. Ф.. Адрес: Астрахань. Место работы: Астраханский государственный университет.

Насиров Р.. Адрес: Атырау. Место работы: Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова.

Аннотация

В статье раскрывается использование приёма сравнения в ходе изучения химии элементов главной и побочной подгрупп на примере p- и d-элементов V группы Периодической системы химических элементов.

Ключевые слова:

приём сравнения, валентность, степень окисления, элементы главной и побочной подгруппы.

Список литературы
  • 1. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8–9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 44 с. – (Стандарты второго поколения).

  • 2. Кузнецова Н. Е., Герус С. А. Формирование обобщённых умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе. - 2002. – № 5 – С. 16–20.

  • 3. Зуева М. В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

  • 4. Реми Г. Курс неорганической химии. В 2 т. Т. II. – М.: Мир, 1966.

  • 5. Lee D. J. A new concise inorganic chemistry. - New York, 1977. - C. 317–321.

  • 6. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 2001.

  • 7. Некрасов Б. В. Основы общей химии. – М.: Химия, 1969. –Т. 3. – С. 236.

  • 8. Nasirov R., Nasirov A. R. Investigation of Vanadium in Crude Oils of the Caspian Region by Electronic Paramagnetic Resonance (EPR). Abstract of 48th Rocky mountain conference on analytical chemistry. Breckenridge. Colorado, 2006. – P. 65.

  • 9. Данилова А. Г. Из опыта проведения мониторинга развития общеучебных умений // Химия в школе. - 2002. – № 10. – С. 22–27.


Химический эксперимент

О классификации школьного химического эксперимента

Авторы:

Грабовый А. К.. Адрес: г. Черкассы, Украина. Место работы: Национальный университет им. Б. Хмельницкого.

Аннотация

В статье рассматриваются различные способы классификации школьного химического эксперимента.

Ключевые слова:

школьный химический эксперимент, демонстрации, лабораторные опыты, практические работы, практикум, учительский и ученический эксперимент, исследовательский, иллюстративный, проблемный эксперимент, качественный и количественный эксперимент, длительный и кратковременный эксперимент, эффектный и малоэффектный эксперимент, реальный, мысленный, виртуальный эксперимент, урочный и внеурочный эксперимент, макро-микро-эксперимент, эксперимент с малыми количествами реактивов, эксперимент производственного содержания, эксперимент с использованием электрического тока и без него, прикладной эксперимент, экологический эксперимент.

Список литературы
  • 1. Дьякович С. В. Методика факультативных занятий по химии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

  • 2. Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  • 3. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1987.

  • 4. Общая методика обучения химии: содерж. и методы обучения: Пособие для учителей / Цветков Л. А., Иванова Р. Г., Полосин В. С. и др. / Под ред. Л. А. Цветкова. – М.: Просвещение, 1981.

  • 5. Сурин Ю. В. Совершенствование химического эксперимента в условиях проблемно-развивающего обучения // Химия в школе. – 2008. – № 8. – С. 61-67.

  • 6. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии в средней школе: Методика и техника: Пособие для учителей. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Школьная пресса, 2000.

  • 7. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  • 8. Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

  • 9. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов.: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

  • 10. Иванова Р. Г., Савич Т. З., Чертков И. Н. Самостоятельные работы по химии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.

  • 11. Количественные опыты по химии: Пособие для учителей / Афанасьев М. А., Агаханянц В. А., Королёв Д. П., Тулякова Г. М. – М.: Просвещение, 1972.

  • 12. Пармёнов К. Я. Демонстрационный химический эксперимент. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.

  • 13. Полосин В. С. Роль химического эксперимента в развитии познавательных интересов учащихся по химии // Химия в школе. – 1982. – № 5. – С. 53-56.

  • 14. Дорофеев М. В., Нагин Н. А., Лущай М. Г. Мотивационный ресурс виртуальной химической лаборатории // Химия в школе. – 2008. – № 9. – С. 60-67.

  • 15. Зуева М. В. Развитие учащихся при обучении химии. – М.: Просвещение, 1987.

  • 16. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. / Кузнецова Н. Е., Гаркунов В. П., Ерыгин Д. П. и др. – М.: Просвещение, 1984.

  • 17. Вивюрский В. Я. Эксперимент по химии в средних профтехучилищах: методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1980.

  • 18. Иванова Р. Г., Коверина А. А. Об основных направлениях обновления химического образования при переходе к двенадцатилетней школе // Химия в школе. – 2000. – № 3. – С. 2-5.

  • 19. Назаренко В. М., Лучинина Н. В. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании // Химия в школе. – 1993. – № 6. – С. 47-53; 1994. – № 1. – С. 69-72.

  • 20. Злотников Э. Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения // Химия в школе. – 2001. – № 1. – С. 60-64.


Химический эксперимент

Конкуренция и автокатализ в колебательных химических реакциях.

Авторы:

Торосян В. Ф.. Адрес: г. Юрга, Кемеровская обл.. Место работы: Юргинский технологический институт (филиал Томского политехнического университета).

Торосян Е. С.. Адрес: г. Юрга, Кемеровская обл.. Место работы: Юргинский технологический институт (филиал Томского политехнического университета).

Аннотация

Колебательные процессы лежат в основе многих явлений природы. Колебательная химическая реакция, носящая сейчас имя Белоусова—Жаботинского (БЖ), получила широкую известность. как у научной химической общественности, так и у учащихся и просто у любознательных людей. Целью экспериментальных задач, предложенных в данной работе, является ознакомление с колебаниями в химических системах, кинетикой автокаталитических реакций, явлением самоорганизации в химических системах. Механизм колебательной реакции (БЖ), создателями которого являются Филд – Кереш – Нойес (ФКН), представляет собой совокупность нескольких процессов. Принципиальной чертой механизма является конкуренция между Br– и BrO3– за HbrO2. Основу механизма ФКН составляет процесс, который включает автокаталитическую стадию производства HBrO2. И реакция происходит в результате повторяющихся импульсов окисления. Экспериментальные задачи по исследованию кинетики колебательных процессов могут быть использованы на практических занятиях по химии и при выполнении научно-исследовательской работы учащихся.

Ключевые слова:

колебательные процессы, экспериментальные задачи, кинетика автокаталитических реакций, механизм колебательной реакции, конкуренция, самоорганизации в химической системе.

Список литературы
  • 1. Колебания и бегущие волны в химических системах. - М.: Мир, 1988. (Oscillations and traveling waves in chemical systems, Eds. R. J. Field, M. Burger, A Wiley-Interscience. - N. Y., 1985).

  • 2. Field R. J. Chemistry of inorganic systems exhibiting nonmonotonic behavior. in Theoretical chemistry: periodicities in chemistry and biology (Eds. H. Eyring, D. Henderson). - N. Y.: AcademicPress, 1978. - V. 4. - P. 53–110.


Химический эксперимент

Обнаружение этанола в спиртных напитках.

Авторы:

Савин Г. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Педагогический университет.

Храмов В. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Педагогический университет.

Аннотация

Смысл предлагаемой лабораторной работы состоит, во-первых, в ознакомлении школьников с процессом простой перегонки как способом извлечения легкокипящего компонента из сложной биологической смеси веществ, во-вторых, они узнают о чувствительной цветной реакции, позволяющей идентифицировать такой отогнанный компонент, как спирт.

Ключевые слова:

спирты, этанол, спиртные напитки.


Из истории химии

Л. Н. Воклен – выдающийся французский химик конца XVIII – начала XIX в.

Авторы:

Рогожников С. И.. Адрес: Пермь. Место работы: Пермский национальный исследовательский университет.

Аннотация

Статья посвящена жизни и деятельности одного из самых известных учёных химико-аналитического периода, выдающегося французского химика Луи Николя Воклена. Рассказывается о его юношеских годах, о совместных исследованиях с А. Фуркруа, о работе в различных научных и учебных организациях Парижа. Анализируется вклад ученого в аналитическую химию, в частности в титриметрический и гравиметрический анализ, в анализ минералов, а также в изучение объектов растительного и животного происхождения (пектин, яблочная кислота, мочевина, аспарагин, никотин и т. д.). Особый акцент сделан на открытие Л. Вокленом двух химических элементов – хрома и бериллия, а также его работах по изучению соединений церия, титана и платиновых металлов.

Ключевые слова:

история химии, Л Воклен, открытие химических элементов.

Список литературы
  • Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.

  • Трифонов Д. В., Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы. – М.: Просвещение, 1980.

  • Фигуровский Н. А. Открытие химических элементов и происхождение их названий. – М.: Наука, 1970.


Внеклассная работа

Алкоголизм: проблема социальная, экономическая, экологическая.

Авторы:

Ахрименко З. М.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский социально-экономический институт.

Пащевская Н. В.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский социально-экономический институт.

Ахрименко В. Е.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский государственный аграрный университет.

Аннотация

Для успешной адаптации студентов первого курса к специфике вузовского обучения необходима эффективная воспитательная работа, в рамках которой нами ежегодно разрабатываются и проводятся внеаудиторные мероприятия на актуальные темы. Предложен сценарий конференции «Алкоголизм – проблема социальная, экономическая и экологическая».

Ключевые слова:

воспитательная работа, внеаудиторные мероприятия, сценарий конференции, алкоголизм.


Указатель статей, опубликованных в журнале в 2013 г.

Авторы:

Соболь Т. О.. Адрес: Москва. Место работы: ООО «Центрхимпресс».

Аннотация

Приведен указатель статей, опубликованных в журнале в 2013 г.

Ключевые слова:

указатель статей.