Конкурс «Учитель года России-2012»: лучшие потому что уникальные

Авторы:

Головнер В. Н.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1259.

Аннотация

Член межпредметного жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» делится впечатлениями о конкурсе «Учитель года России-2012».

Ключевые слова:

конкурс «Учитель года России-2012», финал конкурса, победители конкурса.


Наука и промышленность

Кристаллогидраты: не всё так просто!

Авторы:

Белов Д. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Грабовский Е. А.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Аннотация

Статья посвящена изучению вопроса состояния воды в молекулах кристаллогидратов солей. Рассмотрены современный подход к изучению химии комплексных солей кристаллогидратов, строение простых и двойных неорганических солей, купоросов и квасцов, как в водных растворах, так и в кристаллическом состоянии.

Ключевые слова:

кристаллогидраты, комплексные соединения, состояние воды, купоросы, простые неорганические соли, квасцы, двойные соли.

Список литературы
  • 1. Гринвуд Н. Химия элементов: В 2-х т. Т. 2: Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  • 2. Карякин А. В., Кривенцова Г. А. Состояние воды в органических и неорганических соединениях. – М.: Наука, 1973.

  • 3. Крестов Г. А. Термодинамика ионных процессов в растворах. – Л.: Химия, 1984.

  • 4. Уэллс А. Структурная неорганическая химия: В 3-х т. Т. 2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987.

  • 5. Храненко С. П., Байдина И. А., Громилов С. А. Уточнение кристаллической структуры транс-[Pd(NO3)2·(H2O)2] // Журнал структурной химии. - 2007. - Т. 48. - № 6. - С. 1218–1221.

  • 6. Шипачев В. А., Исакова В. Г., Козлова С. Г. и др. Синтез и структура слоистых фторсодержащих кристаллогидратов на основе аквакомплексов благородных металлов // Журнал структурной химии. - 1999. - Т. 40. - № 2. - С. 259–264.

  • 7. Беляев А. В., Федотов М. А., Шатабутдинова С. Н. Состояние родия(III) в сернокислых растворах // Координационная химия. – 2007. – Т. 33. - № 2. – С. 141–145.

  • 8. Шатабутдинова С. Н., Федотов М. А., Беляев А. В. и др. Исследование твёрдых фаз сульфатов родия(III) // Координационная химия. – 2008. – Т. 34. - № 12. – С. 930–936.

  • 9. Скогарева Л. С., Минаева Н. А., Филиппова Т. В. Синтез, колебательные спектры и структура пероксодисульфатов двухвалентных металлов // Журнал неорганической химии. – 2009. – Т. 54. - № 9. – С. 1411–1419.

  • 10. Chang T. G., Irish D. E. // Can. J. Chem. - 1973. – V. 51. - № 1. – P. 118–121.

  • 11. Лидин Р. А. и др. Константы неорганических веществ: справочник: Под ред. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2006.

  • 12. Маноменова В. Л., Руднева Е. Б., Малахова Л. Ф. и др. Выращивание и некоторые свойства кристалла Rb2Ni(SO4)2·6H2O (RNSH) // Кристаллография. – 2007. – Т. 52. - № 5. – С. 949–954.


Лауреаты Нобелевской премии по химии 2012 г.

Авторы:

Пройчева Л. Г.. Адрес: Москва.

Аннотация

Нобелевская премия по химии за 2012 г. присуждена американским учёным Роберту Лефковицу и Брайану Кобилке за изучение работы рецепторов живых клеток, как сообщил Нобелевский комитет Королевской шведской академии наук. Американских учёных удостоили высокой награды за постижение механизмов взаимодействия рецепторов адреналина с G-белками.

Ключевые слова:

Нобелевская премия, лауреаты, живая клетка, рецептор, G-белки.


Методика и обмен опытом

О содержании химического образования в свете требований ФГОС

Авторы:

Заграничная Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: Лаборатория химического образования, ИСМО РАО.

Аннотация

Статья познакомит учителей химии с современными требованиями и принципами формирования содержания химического образования. Эти сведения будут полезны учителям при составлении рабочих программ и выборе учебных пособий.

Ключевые слова:

содержание химического образования, принципы модернизации.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 апреля 2012 г. № 413.)

  • 2. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008.

  • 3. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Содержание базового химического образования в современном социуме // Химия в школе. - 2010. - № 1. - С. 20-23.

  • 4. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Современные подходы к обучению химии // Химия в школе. - 2010. - № 2. - С. 10-15.


Приёмы педагогической поддержки учащихся с разными особенностями нервной системы

Авторы:

Афонина Р. Ф.. Адрес: Алтайский край. Место работы: Красногорская СШ.

Логинова Е. И.. Адрес: Алтайский край. Место работы: Красногорская СШ.

Аннотация

Для школьников с разными нейродинамическими особенностями нервной системой характерны индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности. На основе теппинг-теста Е. П. Ильина «Определение свойств нервной системы учащихся по психомоторным показателям» авторы провели исследование в ученическом коллективе, а затем разработали методическую систему средств и приёмов педагогической поддержки индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Ключевые слова:

поздняя неуспеваемость, индивидуально-психологические особенности учащихся, педагогическая поддержка.


Формирование умения выявлять причинно-следственные связи при изучении гидролиза веществ

Авторы:

Матаннанова А. Н.. Адрес: Республика Саха (Якутия). Место работы: Таттинская гимназия им. А. Е. Мординова.

Аннотация

В данной статье представлено описание методики проведения урока «Гидролиз неорганических и органических веществ». Предлагаемая методика направлена на формирование важной компетенции – определять взаимосвязь между строением вещества и его свойствами (с химическими реакциями, в которых оно участвует), представлять химические реакции в виде ионных и молекулярных уравнений, подтверждающих реакцию в растворах солей. В статье представлены результаты проверки эффективности методики в условиях Таттинской гимназии.

Ключевые слова:

гидролиз, среда раствора соли.

Список литературы
  • Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010.

  • Глинка Н. Л. Общая химия: учебник / под ред. В. А. Попкова, А. В. Бабкова. – М.: ИД Юрайт, 2010.

  • Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  • Минченков Е. Е. Практическая дидактика. Лекция 4. Объяснение нового материала (ч. 1) // Химия: методика преподавания в школе. – 2001. – № 7.

  • Минченков Е. Е. Практическая дидактика. Лекция 5. Объяснение нового материала (ч. 2) // Химия: методика преподавания в школе. – 2001. – № 8.

  • Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в школе: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.


Наш подход к решению задач по расчёту состава растворов

Авторы:

Майзель В. В.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный технический университет.

Лавникова И. В.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный технический университет.

Аннотация

Cуществуют определенные трудности при решении задач, в которых по условию изменяется масса растворимого вещества и растворителя в растворе, и при этом изменяется ещё и способ выражения концентрации. Проблема упрощается при использовании определенного алгоритма решения задач подобного типа. Алгоритм решения расчетной задачи сводится к записи необходимого числа независимых алгебраических уравнений, связывающих известные и неизвестные параметры, и решения полученной системы уравнений.

Ключевые слова:

Состав растворов, компонент системы, расчетная задача, алгебраические преобразования, система уравнений.


Из опыта обучения решению химических задач повышенного уровня сложности

Авторы:

Сидоренко С. В.. Адрес: C. Кваркено, Оренбургская обл..

Аннотация

Для учащихся 10-го химико-биологического класса мною разработан предметно-ориентированный элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности». Посещение занятий этого курса позволяет старшеклассникам закрепить, систематизировать и углубить знания по химии, овладеть основными подходами к решению нестандартных качественных и количественных задач по общей и неорганической химии, развивает их мышление. Успешной работе в рамках данного курса способствует владение прочными знаниями в рамках программы химического образования, важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых задач. Кроме того, требуются химическая интуиция и наблюдательность. Для обучения решению задач, вызывающих у учащихся наибольшие затруднения, важна чёткая их систематизация и структуризация по общим типам и способам решения.

Ключевые слова:

элективный курс, решение задач.

Список литературы
  • Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 1999.

  • Савинкина Е. В., Логинова Г. П. Химия. Сборник задач: 8–9 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  • Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. — М.: Высшая школа, 1993.


Сдаём ЕГЭ на «отлично»!

Авторы:

Чинаева В. М.. Адрес: Республика Татарстан. Место работы: Актанышская СШ № 1.

Аннотация

Выпускники школы без труда решают задачи, связанные с вычислением массовой доли растворённого вещества или массы растворённого вещества в растворе, однако затрудняются при решении задач на вычисление массы вещества, взятого для реакции с целью уменьшения или увеличения концентрации продукта реакции. Автор предлагает задачи такого типа и способ их решения.

Ключевые слова:

массовая доля растворенного вещества в растворе, решение задач.


Заметки с международной конференции по химическому образованию

Авторы:

Жилин Д. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

С 15 по 20 июля в Риме прошла XXII международная конференция по химическому образованию. Автор излагает современные западные идеи и проблемы в области химического образования, прозвучавшие на конференции, переведя их, где можно, в российский дискурс.

Ключевые слова:

международная конференция по химическому образованию.

Список литературы
  • 1. Reid N. A scientific approach to the teaching of chemistry. What do we know about how students learn in the sciences, and how can we make our teaching match this to maximise performance? // Chemistry Education Research and Practice, 2008, v. 9, p. 51–59.

  • 2. Johnstone A. H. The development of chemistry teaching: A changing response to changing demand. // Journal of Chemical Education, 1993, v. 70, No. 9, p. 701–705.


Химический эксперимент

Проблемно-развивающие опыты по взаимодействию солей меди(II) с металлами различной активности

Авторы:

Юрова Н. С.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Сурин Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Аннотация

В основу положены разработанные авторами новые проблемно-развивающие опыты с растворами солей меди(II) и металлами различной активности. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешаться учащимися под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемых опытов. Данные опыты помогут учителям более глубоко раскрыть тему, объяснить особенности взаимодействия солей меди(II) c металлами, вызвать у учащихся интерес к химической науке, расширить их кругозор.

Ключевые слова:

проблемный химический эксперимент, растворы солей меди(II), активность металлов, степень окисления.

Список литературы
  • Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных экспериментов по химии. Развивающий эксперимент. (Библиотека журнала «Химия в школе») – М.: Школа-Пресс, 1998.

  • Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 3. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 79, 188.


Исследуем свойства чернил

Авторы:

Маркова О. Н.. Адрес: Кезский р-он, Удмурдская Республика. Место работы: Гыинская СШ.

Аннотация

Данное исследование проведено учащимися на внеклассном занятии по информатике с интеграцией с химией. Учащиеся обратили внимание на то, что им интересно было бы исследовать школьные чернила. С этой целью они исследовали индикаторные свойства ученических чернил. Проводя опыты, они фотографировали полученные результаты.

Ключевые слова:

интеграция химии и информатики, школьные чернила, фотографии.


Из истории химии

Охотник за «Сердцем Льва»

Авторы:

Изюмов И. А.. Адрес: г. Аксай, Ростовская обл.. Место работы: Гимназия № 3.

Аннотация

Рассказывается об алхимических увлечениях сэра Исаака Ньютона, способствовавших становлению в науке понятия «сила».

Ключевые слова:

сэр Исаак Ньютон, алхимия, сила.

Список литературы
  • 1. Карцев В. П. Ньютон. – М.: Молодая гвардия, 1987.

  • 2. Dobbs B. J. T. The foundations of Newton’s alchemy or «The hunting of the Green Lion». – Cambridge, 1975.

  • 3. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.


Внеклассная работа

Химический калейдоскоп

Авторы:

Бакланова Л. В.. Адрес: г. Новосибирск.. Место работы: СШ № 82.

Аннотация

В рамках недели химии для учащихся 9-го класса автор проводит игру «Химический калейдоскоп». В игре участвуют две команды. Она состоит из нескольких конкурсов.

Ключевые слова:

неметаллы, игра, внеклассная работа.

Список литературы
  • 1. Бемеш П., Пумпр В. и др. 111 вопросов по химии… для всех. — М.: Просвещение, 1994.

  • 2. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1995.

  • 3. Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия (Для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке). — Ярославль: Академия, Академия Холдинг, 2000.

  • 4. Злотников Э. Г. Урок окончен — занятия продолжаются. — М.: Просвещение, 1992.

  • 5. Кукушкин Ю. Н. Что мы знаем о химии (вопросы и ответы). — М.: Высшая школа, 1993.

  • 6. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2002.

  • 7. Тыльдсепп А. А. Мы изучаем химию. — М.: Просвещение, 1988.


«Золотое, как небо, аи»

Авторы:

Борунова Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Перевозчикова Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1246.

Аннотация

Статья посвящена шампанскому – традиционному праздничному напитку. Описываются его состав, свойства, даны рекомендации по его выбору, хранению и употреблению. Приведены интересные факты, связанные с шампанским. Предлагается краткое описание учебного практико-ориентированного проекта по исследованию шампанского.

Ключевые слова:

проектная деятельность школьников, шампанское.

Список литературы
  • Гарматина Ю. Шампанское: всё дело в «долготе игры» // Аргументы и факты. - № 50 (1623) от 14 декабря 2011 г. - С. 34.

  • Дубровин И. И. Всё о шампанском. – М.: Самиздат, 2012.

  • Забозлаева Т. Б. Шампанское в русской культуре. - СПб.: Искусство, 2007.

  • Коренман Я. И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов: В 4-х кн. – М.: КолосС, 2005.

  • Кутан К. Шампанское. - Урал ЛТД, 2010.

  • Spanos G. A., Wrolstad R. E. Phenolics of apple, pear, and white grape juice and their changes with processing and storage — a review // J. Agric Food Chem. – 1992. – 40. – P. 1478-1487.

  • Чернобельская Г. М., Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования «Школа - вуз» // Наука и школа. – 2012. – № 2.


Указатель статей, опубликованных в журнале в 2012 г.

Авторы:

Соболь Т. О.. Адрес: Москва.

Аннотация

Приведен указатель статей, опубликованных в журнале в 2012 г.

Ключевые слова:

указатель статей.