Уроки конкурса «Учитель года России-2011»

Авторы:

Головнер В. Н.. Адрес: Москва. Место работы: СШ №1259.

Нечитайлова Е.В.. Адрес: Цимлянск, Ростовская обл. Место работы: Лицей №1.

Аннотация

Авторы статьи, члены жюри конкурса, анализируют итоги прошедшего состязания учителей.

Ключевые слова:

Конкурс «Учитель года России 2011», опыт работы учителя, онкурсное испытание, практика работы учителя.


Наука и промышленность

Бишофит — уникальный природный материал

Авторы:

Кортунова Т. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский медико-экологический техникум.

Аннотация

Соль «Древнего моря» высокоэффективное, экологически чистое бальнеологическое средство с высоким содержанием магния, калия, брома, железа и других жизненно важных элементов для широкого применения в санаторно-курортных и домашних условиях. Благодаря современной, высокоэффективной технологии, бишофит в процессе переработки не теряет высокое природное качество, вследствие чего становится конкурентоспособным импортному бишофиту, поставляемому на международный рынок.

Ключевые слова:

бишофит, рассол, раствор, загрязняющие вещества.

Список литературы
  • Барковский В. Ф., Городенцева Т. Б. Основные физико-химические методы анализа. - М.: Высшая школа, 1983.

  • Боголюбов С. А. Комментарий к закону РФ «Об охране окружающей природной среды». - М.: Норма, 2000.

  • Брылёв В. А. Экскурсии в родную природу. - Волгоград: Нижнее- Волжское книжное изд-во, 1984.

  • Вавилин О. А. Защита атмосферного воздуха от промышленных выбросов. - М.: Лесная промышленность, 1986.

  • Герасимов И. П. Научные основы современного мониторинга окружающей среды. - М.: Изд-во АН СССР, 1975.

  • Мухина Е. А. Физико-химические методы анализа. - М.: РАО АПО, 1997.

  • Смирнов Н. Н. Мониторинг биологической составляющей биосферы. - Л.,1980.


Нобелевскую премию по химии за 2011 г. присудили за открытие квазикристаллов

Авторы:

Пройчева Л.Г.. Адрес: Москва.

Аннотация

Лауреатом премии по химии за 2011 г. стал израильский материаловед Даниэль Шехтман. Учёный награждён за открытие и исследование структуры квазикристаллов.

Ключевые слова:

кристаллы, квазикристаллы, квазикристаллические наночастицы.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.


Методика и обмен опытом

Оценка качества школьного химического образования: инновационный инструментарий

Авторы:

Шалашова М. М.. Адрес: Арзамас. Место работы: Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара.

Аннотация

В статье рассматриваются инновационные оценочные средства, рекомендуемые для оценивания результатов освоения образовательной программы по химии, соответствующих требованиям ФГОС. Предлагается критериальная база оценивания и диагностируемые показатели, необходимые для получения количественных характеристик качества школьного химического образования.

Ключевые слова:

требования ФГОС, инновационные оценочные средства, кейсы, критериальная база оценивания.


Из опыта составления рабочей программы

Авторы:

Журова Н. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Кадетская школа № 1780.

Аннотация

Начиная с этого учебного года, учителя разрабатывают тематическое планирование в соответствии с ФГОС второго поколения. Применявшееся ранее календарно-тематическое планирование приобрело форму рабочей программы, которая предусматривает конкретизацию содержания образования по химии, типов уроков, видов контроля, основных видов учебных действий учащихся.

Ключевые слова:

рабочая программа, Федеральный государственный образовательный стандарт.


О применении модульной технологии в обучении восьмиклассников

Авторы:

Лиджиева Т. Ч.. Адрес: Республика Калмыкия, пос. Шин-Мер. Место работы: Шин-Мерская СШ им. Героя Советского Союза Б.М.Басанова.

Аннотация

Модульная технология обучения ориентирована на активную учебную деятельность школьников, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе с модулем.

Ключевые слова:

модульное обучение, изменения, происходящие с веществами.


Металлы в мягкой упаковке

Авторы:

Ларина С. В.. Адрес: г. Нижнекамск, Республика Татарстан. Место работы: СШ № 26.

Аннотация

При подготовке к ЕГЭ по химии учащимся нужно прочно усвоить материал о свойствах металлов побочных подгрупп, рассмотреть их возможные соединения, знать номенклатуру. Многие реакции в растворе происходят с образованием комплексных солей, основу которых составляют металлы. Синтез многих лекарств, витаминов, биодобавок также связан с комплексными соединениями. Этой теме посвящён урок в 11-м профильном классе.

Ключевые слова:

комплексные соединения, профильное обучение.


Как мы изучаем гидролиз солей

Авторы:

Амирова А.Х.. Адрес: Екатеринбург. Место работы: Екатеринбургское суворовское училище.

Аннотация

Как показывает опыт, тема «Гидролиз солей» достаточно сложна для восприятия учащимися. Предложена методика изучения данной темы.

Ключевые слова:

гидролиз солей.


Обобщающий урок по теме «Вода»

Авторы:

Лунькина В. А.. Адрес: р. п. Колышлей, Пензенская обл.. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Предложен обобщающий урок по теме «Вода», на котором учащиеся работают в группах и индивидуально, используя карточки с групповыми и с индивидуальными заданиями.

Ключевые слова:

вода, работа в группах, индивидуальные задания.


Об использовании метода полуреакций

Авторы:

Постников А. Ю.. Адрес: г.Саров Нижегородской обл.. Место работы: Российский Федеральный Ядерный центр – Всероссийский научно-исследо¬вательский институт экспериментальной физики.

Аннотация

На примере наиболее часто встречаемых в заданиях по химии для абитуриентов окислителей рассмотрен алгоритм использования метода ионных полуреакций. Метод ионных полуреакций универсален и имеет несомненные преимущества по сравнению с методом электронного баланса, так как позволяет определить неизвестные продукты (или даже исходные вещества) с одновременной расстановкой коэффициентов в уравнении реакции. Современная методика обучения и подготовки абитуриента делает знание этого метода обязательным.

Ключевые слова:

метод ионных полуреакций, окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс.


Химический эксперимент

Экспериментальное изучение свойств ферментов

Авторы:

Ватлина Л. П.. Адрес: Ярославль. Место работы: Педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Александрова Е. В.. Адрес: Ярославль. Место работы: Педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Аннотация

Изучение темы «Ферменты» в курсе химии 10-го класса даёт возможность обобщить знания о катализаторах и каталитических реакциях, накопленные учащимися к этому времени. Выполнение лабораторной работы «Свойства ферментов» не только позволит расширить и обобщить знания учащихся по химии, но и даст возможность установить взаимосвязь изучаемого материала с курсом общей биологии, объяснить причины губительного действия на организм ряда веществ, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.

Ключевые слова:

ферменты, катализаторы, каталитическая активность, свойства ферментов.


Какой шоколад вкуснее и полезнее?

Авторы:

Игошева Е. В.. Адрес: Пермь. Место работы: СШ № 109.

Трапезникова Н. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: ГСХА им. Д. Н. Прянишникова.

Аннотация

Шоколад - один из самых вкусных и полезных кондитерских изделий, употребляемых большинством людей. Но знают ли потребители, какой шоколад вкуснее и полезнее? Авторы пытаются установить, какой шоколад вкуснее и полезнее.

Ключевые слова:

шоколад, классификация шоколада, идентификация.

Список литературы
  • 1. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2010.

  • 2. Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2003.

  • 3. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика: Справ. издание. - С 46. - М.: Высшая школа, 1991.


Внеклассная работа

«Всё испытал и всё проник...»

Авторы:

Ахрименко З. М.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский социально-экономический институт.

Пащевская Н. В.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

Ахрименко В. Е.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский государственный аграрный университет.

Аннотация

Предложена программа мероприятий, посвящённая 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова и сценарий устного журнала.

Ключевые слова:

М В Ломоносов, программа мероприятий, устный журнал.

Список литературы
  • 1. Дягилев Ф. М. М. В. Ломоносов – великий сын России. Из истории физики и жизни её творцов. – М.: Просвещение, 1966.

  • 2. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 2. – М., Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

  • 3. Ломоносов М. В. Сборник статей и материалов. Т. 3. – М.: Наука, 1951.

  • 4. Ломоносов М. В. Сборник статей и материалов. Т. 6. – М.: Наука, 1965.

  • 5. Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

  • 6. Музей М. В. Ломоносова в Ленинграде. – Л.: Наука, 1974.

  • 7. Сенковские А. и С. Шеренга великих химиков. – Варшава: Наша ксенгарня, 1966.

  • 8. Тукфатулина Р. Т. М. В. Ломоносов – великий русский учёный // Химия в школе. – 2001. – № 8. – С. 85.

  • 9. Ферсман А. Е. Институт им. М. В. Ломоносова и задачи его учреждений // Избранные труды. Т. 2. – М.: Изд-во АН СССР, 1953.


Из истории химии

Первые женщины-химики Америки

Авторы:

Рогожников С. И.. Адрес: Пермь. Место работы: Университет.

Аннотация

В статье рассказывается о первых женщинах-химиках Америки – Рейчел Бодли и Рейчел Ллойд, являющихся первыми профессорами химии среди женщин США, первыми женщинами – членами Американского химического общества, а также о Эллен Ричардс – первой американке, получившей научную степень в техническом университете. Подробно описываются их биографии, достижения в химии и других областях человеческой деятельности. Рассматривается вклад Бодли в создание Американского химического общества, заслуги Ллойд в изучение возможности выращивания сахарной свеклы в штате Небраска, вклад Ричардс в решение экологических проблем штата Массачусетс и разработку научных основ ведения домашнего хозяйства. В статье приводятся сведения по истории женского высшего образования в Америке, а также о первых высших учебных заведениях для американских женщин.

Ключевые слова:

американские женщины-химики xix в, первые профессора химии среди женщин, первые члены Американского химического общества среди женщин, первые доктора наук по химии среди американских женщин.


Открывший «атомопланеты»

Авторы:

Изюмов И. А.. Адрес: г. Аксай, Ростовская обл.. Место работы: Гимназия № 3.

Аннотация

Рассказывается об атомной модели, предложенной русским учёным Петром Николаевичем Лебедевым.

Ключевые слова:

Пётр Николаевич Лебедев, планетарный атом.

Список литературы
  • 1. Болховитинов В. Н. Столетов. – М.: Молодая гвардия, 1965.

  • 2. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.

  • 3. Яковлев К. П. К истории первых работ по радиоактивности в Физическом институте МГУ (1900-1930). «История и методология естественных наук». - Вып. 2. - М., 1963.