Заметки с финала Всероссийского конкурса «Учитель года-2010»

Авторы:

Головнер В. Н.. Адрес: Москва.

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск Ростовской обл..

Аннотация

Авторы – члены жюри всероссийского конкурса «Учитель года России» – делятся своими впечатлениями о конкурсе 2010 г.

Ключевые слова:

конкурс «Учитель года России», престиж естественно-научных дисциплн, метапреметный подход, учитель химии, мастер-класс, профессиональныйконкурс.


Поздравляем с юбилеем!

Авторы:

Левина Л.С..

Аннотация

Статья написана к юбилею Е. А. Косаревой.


Наука и промышленность

Пищевые ароматизаторы

Авторы:

Кролевец А. А.. Адрес: Курск. Место работы: Юго-Западный государственный университет.

Аннотация

Каждому пищевому продукту присущи индивидуальные, характерные только для него вкус и аромат. В их формировании принимают участие сотни гармонирующих друг с другом соединений, которые образуются в процессе роста растений (эфирные масла), при получении пищевых продуктов под действием микроорганизмов или под действием ферментов (квашеная капуста, сыры, кисломолочные продукты), приготовления пищи (жарка, выпечка).

Ключевые слова:

вкус, аромат, пищевые ароматизаторы, натуральные ароматизаторы, искусственные ароматизаторы.


Методика и обмен опытом

О формировании осознанных знаний при подготовке к ЕГЭ

Авторы:

Титов Н.А.. Адрес: Брянск. Место работы: Брянский государственный университет.

Оржековский П.А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

В статье выявлена проблема формализации знаний учащихся по химии, обусловленная введением единого государственного экзамена. Предложено использование экспериментальных творческих задач при подготовке учащихся к ЕГЭ, что позволит учителю формировать у учеников осознанные знания по химии. Приводятся примеры экспериментальных творческих задач и методика организации учителем творческой деятельности учеников. Показано, что предлагаемые задания повысят качество знаний и умений школьников по химии, повысят их познавательный интерес, позволят учителю эффективно подготовить учеников к ЕГЭ.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен, осознанность знаний, экспериментальнаятворческая задача, подготовка учащихся к ЕГЭ по химии.

Список литературы
  • 1. http://www.ege.edu.ru/.

  • 2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов.

  • – М.: Большая российская энциклопедия, 1993.

  • 3. Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М.: Педагогика, 1976.

  • 4. Семёнов И.Н. Опыт системного изучения рефлексивных механизмов

  • организации творческого мышления методом содержательно-смыслового анализа.

  • // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука,

  • 1998. С. 56-64.

  • 5. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие

  • задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. – М.: АРКТИ,

  • 1998. – С. 21.

  • 6. П.А. Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов, Н.В. Богомолова. Творчество

  • учащихся на практических занятиях по химии. Книга для учителя. – М.: АРКТИ,

  • 1999. – С. 79-81.


Из опыта организации проектной деятельности

Авторы:

Береснева Е. В.. Адрес: Киров. Место работы: Вятский государственный гуманитарный университет.

Трапицына Н. В.. Адрес: Киров. Место работы: Лицей № 21.

Аннотация

В статье раскрыты основы технологии проектного обучения: её цели, задачи, структура учебного проекта, этапы технологии с описанием деятельности учителя и учащихся на каждом этапе. Авторами представлен опыт организации внеурочного практического природоохранного проекта по проблеме загрязнения окружающей среды твёрдыми бытовыми отходами и деятельности учащихся по его реализации.

Ключевые слова:

технологический подход, проектная технология, проект, цель, проблема, результат, презентация проекта.

Список литературы
  • Немерещенко Л. В., Чайка А. Н. Актуальная тема: организация проектной

  • деятельности // Химия в школе. – 2005. – № 4. – С. 2–5.

  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:

  • Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю.

  • Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.:

  • Издательский центр «Академия», 2008.

  • Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических

  • специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. – М.: ИКТ «МарТ»: – Ростов

  • н/Д: издательский центр «МарТ», 2006.


Проблемно-модульное обучение как условие развития научного потерциаластаршеклассников

Авторы:

Макотрова Г.В.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный университет.

Аннотация

В статье показаны способы реализации педагогических условий развития научного потенциала с помощью проблемно-модульного обучения, даны образцы заданий проблемного модуля, составленных в соответствии с целями развития учебно-исследовательской культуры старшеклассников.

Ключевые слова:

проблемный модуль, учебный элемент, учебно-исследовательская культура, педагогические условия, старшеклассники.

Список литературы
  • Леенсон И.А. Удивительная химия.М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

  • Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой. - М.: Академкнига, 2005.

  • Раков Э.Г. Вещества и люди: заметки и очерки о химии. - М.: Академкнига,

  • 2003.


Из опыта реализации деятельностного подхода в обучении

Авторы:

Тарасова Н. М.. Адрес: Москва. Место работы: Методический центр САО.

Аннотация

В статье рассмотрены приемы деятельностного подхода при обучении химии на основных этапах урока.

Ключевые слова:

деятельностный подход при обучении химии.


О развитии критического мышления учащихся

Авторы:

Мухаметшина Т.Г.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116.

Аннотация

Автор рассуждает о необходимости формирования элементов критического мышления на основе базовых знаний в старших классах.

Ключевые слова:

критическое мышление, самостоятельное мышление, активное мышление, творческое мышление, рефлексия.


Применение креативных заданий при изучении химии

Авторы:

Егорова Г.И.. Адрес: Тобольск. Место работы: Тобольский индустриальный институт Тюменского государственногонефтегазового университета.

Тушакова З.Р.. Адрес: Тобольск. Место работы: Филиал МГУТУ.

Аннотация

В статье описана практика применения креативных заданий, причины и способы использования при обучении химии в школе. Авторы статьи разрабатывают методику использования креативных заданий с целью развития личности учащегося, его мыслительных способностей, интеллекта.

Ключевые слова:

креативные задания, креативные карты, творческое развитие, мотивация, обучение химии.


Межпредметные задания как средство формирования интегративных умений

Авторы:

 Толетова М. К.. Адрес: С.-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Григорьев А. Г.. Адрес: С.-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Лямин А. Н.. Адрес: Киров. Место работы: ИПКУ.

Фролова Т. Н.. Адрес: г. Коммунар, Ленинградская обл.. Место работы: СШ № 3.

Аннотация

В статье раскрываются методические аспекты разработки и применения межпредметных заданий, приводятся примеры межпредметных заданий химико- математического содержания различных видов, анализируются результаты применения межпредметных заданий в процессе обучения.

Ключевые слова:

межпредметные задания, задания химико-математического содержания.


Уроки обобщения знаний о важнейших класах неорганических соединений

Авторы:

Лоскутникова А.М.. Адрес: Пос. Красный Чикой, Читинская обл.. Место работы: Красночикойская СШ.

Неводчикова М.П.. Адрес: пос.Волго-Каспийск. Место работы: Волго-Каспийская СШ.

Анацко О. Э.. Адрес: С.-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Ильюшиц С. А.. Адрес: Оленегорск, Мурманская обл.. Место работы: СШ № 3.

Аннотация

В статье приведены разработки четырех разных по форме уроков обобщения по данной теме.

Ключевые слова:

урок-игра, урок-путешествие, классы неорганических веществ, оксиды, основания, кислоты, соли.


Консультация

Изучение водородной связи в школьном курсе химии

Авторы:

Ермолаева В. В.. Адрес: Ярославль. Место работы: Педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Проскурина И. К.. Адрес: Ярославль. Место работы: Педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Аннотация

Принято считать, что водородная связь существует, если: 1) установлен факт образования связи; 2) в этой связи особое участие принимает атом водорода. Способность образовывать водородную связь - одно из важнейших особенных свойств атома водорода. При определённых условиях атом водорода способен соединяться одновременно с двумя другими атомами, образуя своеобразный мостик между ними.

Ключевые слова:

водородная связь, донорно-акцепторная связь, электростатическоевзаимодействие, ассоциаты, молекулярные комплексы.

Список литературы
  • 1. Москва В. В. Водородная связь в органической химии // Соросовский

  • образовательный журнал. - 1999. - № 2.

  • 2. Корольков Д. В. Основы неорганической химии. - М.: Высшая школа, 1982.

  • 3. Хаусткрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. – М.: Мир,

  • 2002.

  • 4. Пиментел Дж., Мак-Клеллан О. Водородная связь. − М.: Мир, 1964.

  • 5. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. − М.: Высшая школа, 1988.

  • 6. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. − М.: Агар, 1999.

  • 7. Бабков А. В., Попков В. А. Общая и неорганическая химия. − М.: МГУ,

  • 1998.


Химический эксперимент

Применение цифровых лабораторий при проведении демонстрационногоэксперимента

Авторы:

Зимина А. И.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1287.

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Институт открытого образования.

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Институт открытого образования.

Аннотация

Цифровые лаборатории, поступающие в школьные учебные кабинеты химии, позволяют организовать демонстрационный эксперимент на принципиально новом уровне, перейти от исключительно качественной оценки наблюдаемых явлений к элементам научного исследования. При этом демонстрация химического опыта может выполнять частные дидактические функции: информативную, эвристическую, критериальную, корректирующую, исследовательскую и обобщающую.

Ключевые слова:

Digital laboratories, sensors, chemical experiment, demonstrationalexperiment, experiment functions.

Список литературы
  • 1. Дорофеев М. В., Зимина А. И., Стунеева Ю. Б.Принципы эффективного

  • применения цифровых лабораторий // Химия в школе. - 2010. - № 2. - С.

  • 55–63.

  • 2. Злотников Э. Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения

  • // Химия в школе. - 2001. - № 1. - С. 60–64.


Хлеб, который мы едим

Авторы:

Габрук Н. Г.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный университет.

Бабукова В. В.. Адрес: п. Северный, Белгородская обл. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

В статье рассматривают вопросы организации целенаправленной исследовательской деятельности старшеклассников – членов научного общества, функционирующего третий год, в рамках сотрудничества школа-вуз на примере алгоритмов выполнения исследовательского проекта «Губернаторская программа в действии: качественный хлеб - наше здоровье». Выбор актуальной темы исследовательского проекта, использование простых и надежных методов количественного анализа является доминирующей мотивацией в углубленном изучении химии. Авторы выделяют основные этапы исследовательского проекта: изучение спроса потребления хлеба и хлебобулочных изделий некоторыми слоями населения с помощью социологического опроса; адаптирование методики количественного определения кислотности хлеба и хлебобулочных изделий методом нейтрализации; проведение сравнительного анализа по качеству исследуемых образцов хлеба. В статье анализируется потребительский спрос, приводятся методика и результаты определения кислотности хлеба и хлебобулочных изделий.

Ключевые слова:

научное общество старшеклассников, исследовательский проект, социологический опрос, кислотность хлеба, метод нейтрализации, качественныйхлеб.

Список литературы
  • 1. Бабукова В. В., Габрук Н. Г. Школа и вуз – новые грани сотрудничества //

  • Химия в школе. – 2008. - № 5. – С. 32-34.

  • 2. Андреев А. Н. Производство сдобных хлебобулочных изделий:

  • Производственно-практическое издание. – С.-Пб.: Гиорд, 2003.


Внеклассная работа

Следствие ведут… химики

Авторы:

Игнатьева С. Ю.. Адрес: Волгоград. Место работы: Гимназия № 6.

Аннотация

Предложена ролевая игра, которая охватывает материал по неорганической химии, химии элементов. Ученики выступают в роли молодых специалистов – детективов. В процессе расследования загадочных происшествий ребята узнают много нового из истории открытия веществ, демонстрируют знания физических и химических свойств соединений. расширяет свой кругозор.

Ключевые слова:

ролевая игра, детективные истории.