Методика и обмен опытом

Система школьного химического образования Республики Татарстан: становление и развитие

Авторы:

Р. Т.. Адрес: Казань. Место работы: заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр образования и науки Республики Татарстан.

Аннотация

Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр образования и науки Республики Татарстан Р. Т. Бурганов рассказывает о системе химического образования Республики Татарстан, которая ведёт свою историю от Казанской химической научной школы.

Ключевые слова:

Система образования республики татарстан, Казанская химическая научная школа, грантовая поддержка работников сферы образования, образовательные программы для одарённых детей, олимпиадное движение.


Методика и обмен опытом

К методике работы с одарёнными детьми

Авторы:

Л.В.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей-интернат для одарённых детей им. П. А. Кирпичникова.

Аннотация

В статье представлен опыт работы автора по применению метода проблемно-эвристического обучения в средней школе. Упор сделан на использование мозгового штурма при решении открытых, или исследовательских задач, примеры которых также приводятся. Данный метод представлен в качестве одного из наиболее эффективных для организации работы с одарёнными учащимися как на уроках, так и во внеурочной деятельности, в зависимости от содержания задач.

Ключевые слова:

Одарённые дети, педагогические технологии, проблемно-поисковый (эвристический) метод, методы творческого обучения, задания когнитивного типа, задания креативного типа, задания оргдеятельностного типа, открытые (исследовательские) задачи, метод мозгового штурма.

Список литературы
  • Гильмеева Р. Х. Одарённый ребёнок в развитии, общении, учении. - Казань: Медицина, 1997.

  • Мочалова Н. М., Мочалова О. Б. Технологический подход в обучении школьников. - Казань, 1997.

  • Меерович М. И. Инструменты управляемого воображения // Одарённый ребёнок. - 2003. - № 5. - С. 76-87.

  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2009.

  • Радецкая О. Г. Психология одарённости: учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010.

  • Соловьёва С.Н., Чаленко О.А. Ша\\Наш подход к обучению интеллектуально одарённых школьников // Химия в школе. - 2014. - № 10. - С. 30-33.

  • Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников. - М.: Владос, 2000.

  • Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2006.

  • Хуторской А. В. 35 методов творческого обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru.


Методика и обмен опытом

Система повышения квалификации учителей: работа с одарёнными учащимися

Авторы:

A. И.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.

С. И.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Аннотация

В статье представлен опыт работы по повышению компетенции учителей химии – наставников одарённых в области химии учащихся. Действующая система повышения квалификации учителей химии в Казанском федеральном университете представлена как эффективная для обучения решению задач высокого уровня сложности и олимпиадных заданий, подготовки учащихся к успешному участию в химических олимпиадах.

Ключевые слова:

Повышение квалификации учителей химии, подготовка к химическим олимпиадам, одарённые учащиеся.

Список литературы
  • 1. Курамшин А. И., Гуревич П. А., Сафиуллина Т. Р., Багаутдинова Д. Б. Химия в задачах республиканских олимпиад (с решениями и пояснениями). – Казань: Изд-во КНИТУ, 2013.

  • 2. Курамшин А. И. Задачи районных, городских и республиканских химических олимпиад школьников Республики Татарстан (2003–2008 гг.): методическое пособие. – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2008.

  • 3. Гильманшина С. И., Курамшин А. И., Халикова Ф. Д. Методика реше-ния заданий Единого государственного экзамена по общей и неорганической химии: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.

  • 4. Курамшин А. И. Видеоуроки и вебинары в системе профориентационно-обучающих мероприятий химического института КФУ // Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности в субъектно-ориентированном педагогическом образовании: сб. статей Всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2015. – С. 97-99.

  • 5. Гильманшина С. И. Профессиональное мышление учителя как научно-педагогическая основа современного развивающего естественно-научного образования школьников // Теория и практика развивающего образования школьников: коллективная научная монография. – Ульяновск: SIMJET, 2015. – С.139–151.

  • 6. Гильманшина С. И., Космодемьянская С. С. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО: учебное пособие. – Казань: Отечество, 2012.


Методика и обмен опытом

Воспитание патриотизма: изучение истории Казанской химической школы

Авторы:

Р. А.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 121.

Аннотация

В статье представлена информация об учёных Казанской химической школы. Автор делится своим опытом по воспитанию у учащихся чувства гордости и патриотизма за свой город, за выдающихся земляков – учёных с мировыми именами.

Ключевые слова:

Казанская химическая школа, колыбель русской органической химии, открытия известных учёных, воспитание личности, воспитание патриотизма.

Список литературы
  • 1. Писарева С. В., Фуженкова А. В. Казанская химическая школа. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: www.kcn.ru/tat_ru/science/kch/page1.htm

  • 2. Коновалов A. И., Чмутова Г. А. Казанская химическая школа. История и современность // Российский химический журнал «Химия в Татарстане: наука, промышленность, образование». – 1999. – Т. 43. – № 3-4. – С. 7-12.

  • 3. Трифонов Д. Н. Становление органической химии. Казанская химическая школа // История химии в России. Краткие очерки. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: www.chem.msu.su/…/trifonov/kazan-school.html

  • 4. Жизненный путь Камая //«Татар-информ», 2001 г. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: www.tatar.ru


Методика и обмен опытом

Об использовании элементов технологии проблемного обучения

Авторы:

Т.В.. Адрес: Казань. Место работы: СОШ №35 с углублённым изучением отдельных предметов.

Аннотация

В статье представлен опыт работы автора по использованию технологии проблемного обучения на уроках химии. Данная технология строится на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Основной элемент данной технологии – проблемная ситуация. В условиях введения ФГОС учителю среднего и старшего звена необходимо владеть деятельностным подходом, который предполагает использование в том числе проблемных ситуаций.

Ключевые слова:

Проблемное обучение, приёмы создания проблемной ситуации, нестандартные решения, активная мыслительная деятельность.

Список литературы
  • 1. Дегтярь Л. Н. Проблемно-поисковый метод при изучении химических реакций // Химия в школе. – 2017. - № 1. – С. 22-27.

  • 2. Миренкова Е.В., Пак М.С. Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. - № 10. – С. 7-13.

  • 3. Аникушева Н.П. Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации // Химия в школе. – 2014. - № 4. – С. 37-39.

  • 4. Космодемьянская С.С., Гильманшина С.И. Методика обучения химии: учебное пособие. - Казань: ТГГПУ, 2011.


Методика и обмен опытом

Проектная деятельность на уроке по теме «Растворы»

Авторы:

Н. М.. Адрес: с. Манзарас, Кукморский муниципальный р-н, Республика Татарстан. Место работы: СОШ имени С. А. Ахтямова.

Аннотация

В задании 34 второй части ЕГЭ встречаются задачи, предполагающие расчёты с использованием понятия о концентрации раствора. В связи с этим на уроке по теме «Растворы. Решение расчётных задач» мы организуем проектную деятельность учащихся.

Ключевые слова:

Задание 34 егэ, проектная деятельность, проектирование задачи.


Методика и обмен опытом

Исторический подход к изучению электролитической диссоциации

Авторы:

С. А.. Адрес: Зеленодольский муниципальный р-н, Республика Татарстан. Место работы: Лицей № 9 имени А. С. Пушкина.

Аннотация

Предложена разработка первого урока по теме «Теория электролитической диссоциации».

Ключевые слова:

Электролиты, неэлектролиты, исторический подход.


Методика и обмен опытом

Метод проектов в развитии исследовательских умений учащихся

Авторы:

А. Р.. Адрес: Дрожжановский муниципальный р-н, Республика Татарстан. Место работы: Новокакерлинская ООШ.

Р. Ш.. Адрес: Дрожжановский муниципальный р-н, Республика Татарстан. Место работы: Новокакерлинская ООШ.

Аннотация

В работе представлен метод учебных проектов как один из эффективных методов организации обучения на уроках. Рассматриваются универсальные умения, которые формируются у учащихся в ходе разработки проектов: рефлексивные, исследовательские, менеджерские. Достоинства этого метода: учащиеся видят перед собой конечный результат; проектная деятельность позволяет выявлять и развивать их способности; способствует профессиональному самоопределению, дает возможность реализовать дифференцированный подход к учащимся.

Ключевые слова:

Метод проектов, проектная деятельность, индивидуальный проект, спирты, физиологическое действие спиртов.

Список литературы
  • Кортунов Г. М., Боровских Т. А., Чернобельская Г. М. Проектная деятельность в формировании УУД // Химия в школе. — 2016. — № 7. — С. 32–35.

  • Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: Аркти, 2003.

  • Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: Аркти, 2005.

  • Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность: учеб.-метод. пособие / Под ред. С. С. Татарченковой. — СПб.: Каро, 2008.


Методика и обмен опытом

О реализации межпредметных связей в процессе обучения

Авторы:

Л. Ш.. Адрес: Арский муниципальный р-н, Республика Татарстан. Место работы: Шушмабашская СОШ.

Аннотация

Реализация межпредметных связей позволяет учащимся синтезировать и применять знания и умения, полученные на уроках по разным предметам. Рассмотрены некоторые средства реализации межпредметных связей.

Ключевые слова:

Межпредметные связи, химия.


Методика и обмен опытом

Из опыта организации проблемно-интегративного обучения

Авторы:

З. А.. Адрес: Аксубаевский муниципальный р-н Республики Татарстан. Место работы: Аксубаевская СОШ № 3.

Аннотация

В статье освещены практические вопросы методики преподавания химии в 8-9 классах на основе опыта работы учителя по учебникам Ф.Г. Фельдмана, Г.Е. Рудзитиса. Большое внимание уделяется осуществлению проблемно-интегративного обучения на уроках химии, что особенно важно для формирования у учащихся обобщённых предметных и межпредметных знаний и умений.

Ключевые слова:

Проблемно-интегративное обучение, металлы, железо, групповая работа.


Методика и обмен опытом

Использование ситуационных задач для достижения метапредметных результатов

Авторы:

И.Н.. Адрес: г. Нижнекамск. Место работы: Лицей № 35.

Аннотация

В статье приводятся примеры авторских заданий, ситуационных задач, используемых автором в практической деятельности. Отмечена эффективность их применения для формирования и оценивания метапредметных результатов обучающихся.

Ключевые слова:

Метапредметные результаты, ситуационные задачи, исследовательский проект.

Список литературы
  • 1. Шалашова М. М. Компетентностный подход в изучении химии и оценивание компетенций учащихся в средней школе // Методика преподавания химии. — 2009. — № 13. — С. 9–15.

  • 2. Заграничная Н. А. О формировании естественнонаучной грамотности учащихся // Химия в школе. — 2016. — № 6. — С. 6–10.

  • 3. Осмоловская И. Ключевые компетентности в образовании: их смысл, значение и способы формирования // Директор школы. — 2006. — № 8. — C. 64–69.

  • 4. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. — М.: Дрофа, 2004.


Методика и обмен опытом

Как мы изучаем изомерию и номенклатуру предельных углеводородов

Авторы:

О. В.. Адрес: г. Бугульма, Республика Татарстан. Место работы: МБОУ лицей № 2.

Аннотация

Урок по теме «Изомерия и номенклатура предельных углеводородов» проводится в 10 классе (базовый уровень) с использованием дифференцированного подхода. Это урок изучения и первичного закрепления нового материала. На уроке имеет место индивидуальная и групповая работа, а также работа. Учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Ключевые слова:

Индивидуально-дифференцированный подход, групповая работа, строение, углеводороды, названия.


Методика и обмен опытом

Наш опыт организации дидактической деятельности учащихся

Авторы:

Н. Л.. Адрес: Казань. Место работы: СОШ № 72.

Л. А.. Адрес: Казань. Место работы: СОШ № 72.

Аннотация

Важнейшая задача системы образования - формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Достичь этого можно, создавая условия, в которых учащиеся сознательно и активно приобретают новый социальный опыт.

Ключевые слова:

Приобретение нового социального опыта, дидактические способности учащихся.


Методика и обмен опытом

Урок по теме: «Кислоты»

Авторы:

А.З.. Адрес: Казань. Место работы: Гимназия № 122 им. Ж. А. Зайцевой.

Аннотация

Представлен урок для 8 класса в соответствии с ФГОС. Одним из способов достижения образовательных результатов является разработка и проведение уроков, в ходе которых учащиеся соотносят теоретические знания с их практическим применением, логически размышляют, делают выводы.

Ключевые слова:

Урок, кислоты, теоретические знания, практическое применение.


Внеурочная деятельность

Формирование регулятивных УУД в проектной деятельности

Авторы:

С. И.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.

А. З.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Гимназия № 122 им. Ж. А. Зайцевой.

Аннотация

В статье представлен опыт формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся. Даны теоретическое обоснование и методика их формирования средствами проектной деятельности. Разработанная система включает четыре блока проектов, которые реализую четыре этапа формирования регулятивных учебных действий.

Ключевые слова:

Регулятивные универсальные учебные действия, проектная деятельность.

Список литературы
  • 1. Кортунов Г. М., Боровских Т. А. Как определить сформированность регулятивных УУД // Химия в школе. – 2017. – № 6. – С. 18-21.

  • 2. Графики растворимости солей в воде. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text

  • 3. Шапошник В. А. 110 лет открытия хроматографии М. С. Цветом // Сорбционные и хроматографические процессы. – 2013. – Т. 13. – № 6. – С. 741-750.

  • 4. Ларионов О. Г., Коломиец Л. Н., Сенченкова Е. М. Они были первыми в отечественной хроматографии. / В кн. 100 лет хроматографии. – М.: Наука, 2003. – С. 21-31.

  • 5. Рудаков О. Б., Селеменев В. Ф. Российская хроматография – времена и люди // Сорбционные и хроматографические процессы. – 2014. – Т. 14. – Вып. 3. – С. 384-396. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chem.vsu.ru/sorbcr/images/pdf/2014/3/.pdf

  • 6. Яшин Я. И., Яшин А. Я. Основные тенденции развития хроматографии после 110-летия со дня её открытия М. С. Цветом // Сорбционные и хроматографические процессы. – 2014. – Т.14. – № 2. – С. 203-213.

  • 7. Тонкослойная хроматография: методические рекомендации для школ с углубленно-профильным изучением химии / Науч. рук. К.И. Сакодынский. – Москва-Краснодар, 1999.


Внеурочная деятельность

Исследовательские проекты во внеурочной деятельности лицеистов

Авторы:

Ф. Д.. Адрес: Казань. Место работы: IT –лицей КФУ.

Аннотация

Статья посвящается организации внеурочной деятельности учащихся по химии на этапе модернизации химического образования. Учебно-исследовательские проекты с экспериментальной составляющей выполняются на базе научных лабораторий вузов с привлечением научных сотрудников и преподавателей. Позитивный опыт работы по приоритетному направлению внеурочной деятельности положительно отражается в индивидуальной образовательной траектории лицеистов по профилю химия.

Ключевые слова:

Химическое образование, этап модернизации, внеурочная деятельность, химический эксперимент, проектная деятельность.

Список литературы
  • 1. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественно-научные предметы. Химия» на период до 2020 года.

  • 2. Гильманшина С. И., Халикова Ф. Д. Формы работы с одарённой молодёжью в системе университетского образования // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 4. – Ч. 2. – С. 294–297.

  • 3. Халикова Ф. Д. Концепция практико-ориентированного обучения химии одарённых детей в системе непрерывного химического образования // Казанский педагогический журнал – 2018. – №1. – С. 18–21.

  • 4. Гильманшина С. И., Халикова Ф. Д. Профильное обучение одарённых учащихся естественно-научным дисциплинам как стадия непрерывного образования // Фундаментальные и прикладные аспекты современных психолого-педагогических исследований: коллективная монография в 3-х томах. Том 2 / Под науч. ред. О. П. Чигишевой. – РИШОН ЛЕ-ЦИОН: Изд-во «MEDLAL», Израиль, 2016. – С. 30-57.

  • 5. Толстиков Г. А., Флехтер О. Б., Шульц Э. Э. Бетулин и его производные. Химия и биологическая активность // Химия в интересах устойчивого развития. – 2005. – №13. – С. 1-30.

  • 6. Толстикова Т. Г., Сорокина И. В. Терпеноиды ряда лупана - биологическая активность и фармакологические перспективы. Полусинтетические производные лупана // Биоорганическая химия. – 2006. – №3. – С. 291-307.


Внеурочная деятельность

Проектно-исследовательская деятельность: математика для химиков

Авторы:

А. В.. Адрес: Казань. Место работы: Гимназия № 37.

Аннотация

Основные требования, предъявляемые к выпускникам школ в соответствии с ФГОС – умение применять полученные знания и умения на практике, то есть демонстрировать свои компетенции в разных областях деятельности. К основным из них относят математические вычисления. Проектно-исследовательские работы в области естественных наук помогают не только в развитии этих компетенций, но и в понимании их значимости.

Ключевые слова:

Проектно-исследовательская деятельность, цифровая лаборатория, математические вычисления, концентрация растворов, фотоколориметрия, кондуктометрия.

Список литературы
  • Ерёмин В. В. Математика в химии. – М., МЦНМО, 2011.

  • Аринушкина Е. В. Руководство по химическому анализу почв. – М., Изд-во Московского ун-та, 1961.

  • Матвеева Н. А. Естествознание с Vernier. – М., ПКГ «Развитие образовательных систем», 2012.

  • Образовательный портал для подготовки к экзаменам. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://chem.reshuege.ru


Внеурочная деятельность

Элективный курс «Вторичная переработка материалов»

Авторы:

О. Н.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей имени Н. И. Лобачевского КФУ.

Аннотация

Элективный курс формирует целостное представление о значении вторичной переработки материалов как способе экономии сырья и энергии, реализует мировоззренческие, образовательные и воспитательные функции учебного процесса. Постановка проблемных вопросов, необходимость поиска информации, её анализа, осмысления и представления способствует развитию и саморазвитию учащихся, формированию у них общеучебных навыков культуры умственного труда. Выполнение практических работ и строгое следование правилам техники безопасности служит развитию политехнических умений и навыков.

Ключевые слова:

Внеклассная работа, элективный курс, вторичная переработка материалов, экологические и энергетические проблемы, системно-деятельностный подход, метапредметные умения.

Список литературы
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – М., Просвещение, 2014.

  • Химическая энциклопедия. – М., «Советская энциклопедия», 1983.

  • Химический энциклопедический словарь. – М., Энциклопедия, 2003.

  • Альбицкая В. М. и др. Лабораторные работы по органической химии. – М., «Высшая школа», 1982.

  • Голдмен А. Иллюстрированный химический словарь. – М., Мир, 1988.

  • Гуль В. Е. Полимеры сохраняют продукты. – М., Знание, 1985.

  • Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. – М., Высшая школа, 1992.

  • Леенсон И. А. Занимательная химия. В 2 томах. – М., Дрофа, 1996.

  • Лисичкин Г. В., Бетанели В. И. Химики изобретают. – М., Просвещение, 1990.

  • Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. – М., Химия, 1979.

  • Тагер А. А. Физико-химия полимеров. – М., Научный мир, 2007.

  • Савич Е. З. и др. Изучение закономерностей химических реакций. – М., Просвещение, 1991.

  • Соломон З. Г. Волокна из нефти и газа. – М., Просвещение, 1978.

  • AP Chemistry. Course and Exam Description. – New York, 2013.


Внеурочная деятельность

Конкурс «Юный химик» как форма профориентационной работы

Авторы:

Л. В.. Адрес: Нижнекамск. Место работы: Нижнекамский нефтехимический колледж.

Аннотация

Рассмотрен пример проведения мероприятия профессионального образовательного учреждения «Нижнекамский нефтехимический колледж» в рамках программы профессиональной ориентационной работы «Мир профессий Нижнекамска» со школьниками города.

Ключевые слова:

Профессиональное образование, программа профессиональной ориентационной работы, профессиональное самоопределение школьников.


Химический эксперимент

Реакции окисления спиртов

Авторы:

Р. Н.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.

С. И.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Аннотация

В статье представлены методические рекомендации к экспериментальному исследованию реакций окисления одноатомных спиртов в школьном курсе химии. Отличительная черта предложенных лабораторных опытов — использование качественных реакций, позволяющих доказать присутствие альдегидов в продуктах окисления первичных спиртов и кетонов при окислении вторичных спиртов.

Ключевые слова:

Одноатомные спирты, реакции окисления спиртов, химический эксперимент в школе.

Список литературы
  • Кузнецов Д. Г. Органическая химия: учебное пособие. – СПб.: Лань, 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/72988.

  • Травень В. Ф. Органическая химия : учебное пособие. В 3 ч. Т. 2. – М.: Изд-во «Лаборатория знаний», 2015. [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/84109.


Из истории химии

Г. Х. Камай: педагог, учёный, гражданин

Авторы:

Г. К.. Адрес: Казань. Место работы: Гимназия № 155.

Аннотация

В статье предложен историко-биографический материал для подготовки внеурочного мероприятия в форме устного журнала, посвящённого жизни и деятельности выдающегося татарского учёного Гильма Хайревича Камая.

Ключевые слова:

Внеклассное мероприятие, Г Х Камай, химия.

Список литературы
  • 1. Камай Г. Сост. А. С. Лозовой, Н. Н. Амирханова. – Казань: Таткнигоиздат, 1982.

  • 2. Камай Г. Х. Мечте навстречу. – М.: Сов.Россия, 1970.

  • 3. Рассказы о казанских ученых. Сост. В. Кузьмин. – Казань: Таткнигоиздат, 1983.

  • 4. Лозовой А. С. Г. Х. Камай - видный советский ученый и общественный деятель. – Казань: Таткнигоиздат, 1981.


Из истории химии

А. М. Бутлеров: жизнь, полная интересов и увлечений

Авторы:

Г. Ф.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет, СОШ № 184.

Аннотация

В статье изложены краткие биографические данные учёного, подробно раскрыты увлечения и интересы А. М. Бутлерова на основе воспоминаний, архивных материалов.

Ключевые слова:

Биографические сведения, органическая химия, Бутлеровская научная школа.

Список литературы
  • 1. Арбузов А. Е. Очерки воспоминания материал. – М., 1989. – С. 20-21.

  • 2. Быков Г. Александр Михайлович Бутлеров. Очерки жизни и деятельности. – М., 1961.

  • 3. Зелинский Н. Великий русский химик А. М. Бутлеров. – М., 1949.

  • 4. Чмутова Г. Александр Михайлович Бутлеров,1828 – 1886. – Казань, 2004.