Методика и обмен опытом

Картинки с конкурса

Авторы:

Головнер В. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 1259.

Ковалёв Е.Г.. Адрес: Волгоград.

Аннотация

Члены жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» делятся своими впечатлениями о финале конкурса 2018 г., проходившего в Санкт-Петербурге. Показано, как увидеть в педагогическом опыте учителя ведущую идею, которую стоит продемонстрировать на конкурсе. Даны советы будущим участникам конкурса.

Ключевые слова:

Всероссийский конкурс «учитель года», конкурсные уроки, система работы учителя, осмысление личного пути в профессии, радость самопознания.


Методика и обмен опытом

Методологические аспекты формирования познавательных УУД

Авторы:

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Грачёв М. К.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Казиев Г. З.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

Достижение метапредметных результатов обучения предполагает, в частности, формирование у учащихся познавательных УУД, которое во многом связано с обучением научным методам познания. В этом проявляется влияние методов науки на методы обучения. Авторы рассматривают сущность эмпирических (наблюдение, эксперимент) и теоретических (общенаучные логические действия и моделирование) методы познания.

Ключевые слова:

Метапредметные результаты, познавательные УУД, эмпирические и теоретические методы познания.

Список литературы
  • 1. Левина С. Г., Меньшиков В. В., Лисун Н. М., Симонова М. Ж., Сутягин А. А., Сычёв В. А., Карпенко И. Г. Новые подходы к организации химического эксперимента // Химия в школе. – 2015. - № 1. - С. 43-49.

  • 2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИНЕТЕГ, 2007.

  • 3. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. – М.: КНОРУС, 2008.

  • 4. Кедров Б. М. Эволюция понятия элемента в химии. - М.: АПН РСФСР, 1956.

  • 5. Бирюкова Е. Г, Савин Г. А. Принцип аналогии при обучении органической химии // Химия в школе. – 2018. - № 2. - С. 36-38.

  • 6. Химическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - Т. 1. - С. 664-665.

  • 7. Титов Н. А. Об изучении теоретических положений в курсе 9-го класса // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 50-54


Методика и обмен опытом

Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 ЕГЭ

Авторы:

Ларионова В. М.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Лазыкина Л. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Пустовит С. О.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

В статье обозначены основные этапы обновления содержания и структуры задачи на выявление связей между неорганическими веществами единого государственного экзамена по химии. Выявлены типичные ошибки, которые допускают учащиеся. Рассмотрены основные причины затруднений обучающихся и возможные пути их преодоления.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен по химии, связь между неорганическими веществами, технические операции.

Список литературы
  • 1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 г. единого государственного экзамена по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  • 2. Химия. Тематические тесты. Новые задания ЕГЭ-2012. Химический эксперимент (С2): учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

  • 3. Овчинникова О. В. Задача С2 на ЕГЭ по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/himiya/zadanie-s2/


Методика и обмен опытом

К вопросу о составлении заданий ЕГЭ

Авторы:

Перелыгин Ю. П.. Адрес: Пенза. Место работы: Пензенский государственный университет.

Аннотация

Выполнен разбор 31 задания ЕГЭ 2018 г., отмечаются некоторые недостатки задания.

Ключевые слова:

Задание 31, ЕГЭ 2018 г.

Список литературы
  • 1. Лидин Р. А., Андреева Л. Л., Молочко В. А. Константы неорганических веществ: справочник / Под ред. Р. А. Лидина. − М.: Дрофа, 2006.

  • 2. Химия. Большой энциклопедический словарь / Гл. редактор И. Л. Кнунянц. – 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

  • 3. Реми Г. Курс неорганической химии. - М.: Мир, 1966.


Методика и обмен опытом

О способах формирования осознанной мотивации к изучению химии

Авторы:

Халикова Ф. Д.. Адрес: Казань. Место работы: IT-лицей КФУ(IТ-лицей Казанского (Приволжского) федерального университета).

Аннотация

Автор описывает свой опыт повышения мотивации к изучению химии.

Ключевые слова:

Мотивация изучения химии, рабочая программа, ФГОС, ГИА, олимпиадное движение.

Список литературы
  • Халикова Ф. Д., Халиков А. В. Практическая направленность преподавания химии для одарённых детей в системе непрерывного химического образования // Европейский журнал социальных наук. - 2017. - № 5. - С. 312-317.

  • Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. – М.: Просвещение, 1987. - С. 10-12.


Методика и обмен опытом

Система заданий в курсе органической химии

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Петергофская гимназия.

Аннотация

Представлена система заданий по основным классам органических веществ, позволяющая систематизировать знания учащихся по органической химии.

Ключевые слова:

Органические вещества, система заданий.

Список литературы
  • 1. Пильникова Н. Н. О скрытом резерве времени при изучении химии на базовом уровне // Химия в школе. – 2017. - № 5. - С.18-20.

  • 2. Пильникова Н. Н. Шаблоны для оформления конспектов по основным классам органических веществ // Химия. Первое сентября. - 2015. - № 9. - С. 17-24.

  • 3. Воловик В. Б., Крутецкая Е. Д. Органическая химия: Вопросы, упражнения, задачи, тесты: Пособие для старшеклассников. – СПб: СМИО Пресс, 2012.

  • 4. Габриелян О. С. Настольная книга учителя химии. 10 кл. – М.: Дрофа, 2003.

  • 5. Радецкий А. М. Химический тренажёр: Задания для организации самостоят. работы учащихся 8-9 и 10-11 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

  • 6. Никитина Ф. В. Как мы изучаем альдегиды и кетоны // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С.15–18.


Методика и обмен опытом

Интегрированный урок по теме «Белки»

Авторы:

Арюкова Е. А.. Адрес: Саранск. Место работы: Мордовский республиканский институт образования.

Аннотация

Статья посвящена применению инновационных образовательных технологий, в частности метода интегрированного обучения на уроках химии и биологии. Сформулированы цели урока, выделены этапы изучения нового материала, приведены схемы, рисунки, вопросы и задания для учащихся, акцентировано внимание на подведение итогов урока.

Ключевые слова:

Белок, протеин, аминокислоты, пептидная связь, фермент, валин, лизин, температура.

Список литературы
  • Азаренкова Е. М., Беляева Е. Н. Интегрированный урок закрепления изученного материала по теме «gm food: good or bad» в 10 классе // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 2. — С. 17–19.

  • Ибрагимова Д. Ш. Интегрированные уроки как средство развития познавательной активности младших школьников // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 2. — С. 23–26.

  • Королёва О. Б. Интеграция учебных предметов как способ формирования мировоззрения // Химия в школе. — 2015. — № 9. — С. 31–35.

  • Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113–115.

  • Муратова Н. Т. Эффективность внедрения интегрированных уроков биологии и химии с целью создания целостного знания об окружающем мире // Республиканский научно-методический журнал «Просвещение». — 2017. — Вып 4 (6). — С. 58–59.

  • Шкляренко А. П., Дегтяренко Ю. Г. Развивающее обучение с применением интегрированного метода на уроках биологии и химии, его влияние на качество знаний и психофизиологическое состояние школьников // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 14. — С. 137–140.


Методика и обмен опытом

Окислительно-восстановительные реакции в гальванических элементах

Авторы:

Осадченко И. М.. Адрес: Волгоград. Место работы: Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции.

Лябин М. П.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный университет.

Аннотация

В статье содержатся сведения о принципе действия гальванических элементов. Приведены основные окислительно-восстановительные реакции, лежащие в основе работы этих устройств.

Ключевые слова:

Окислительно-восстановительные реакции, гальванический элемент, электродвижущая сила.

Список литературы
  • 1. Краткая химическая энциклопедия. – Т. 5. - С. 644. - М., 1967.

  • 2. Прикладная электрохимия / Под ред. Н. П. Федотьева. - Л., 1962. - С. 492.


Методика и обмен опытом

О формировании коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Авторы:

Нелюбина Е. Г.. Адрес: Самара. Место работы: Самарский государственный социально-педагогический университет.

Аннотация

В работе рассмотрены нормативно-правовые основы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Дана характеристика коммуникативных ценностей учащихся согласно ФГОС. Разработаны методические рекомендации по организации и проведению уроков химии в 8 классе по теме «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с использованием нестандартных заданий, направленных на формирование коммуникативных ценностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова:

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, химия, методика обучения химии, коммуникативные навыки.

Список литературы
  • 1. Григорьева И. А, Нелюбина Е. Г. Особенности составления адаптированных программ по химии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Сборник материалов научно-практического семинара «Диссеминация передового педагогического опыта деятельности учителей Самарской области». 18 октября 2017 г. – Самара: Изд-во СГСПУ, 2017. - С. 7-10.

  • 2. Григорьева И. А., Нелюбина Е. Г. Нестандартные задания по химии как средство формирования коммуникативных ценностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей химии и учителей начальной школы. Самара: Изд-во СГСПУ, 2018.

  • 3. Кекнохаева Л. Д. Об использовании рельефно-графических пособий // Химия в школе. – 2016. - № 10. – С. 27-30.

  • 4. Нефёдова М. П., Бычкова Н. А. Педагогика сотрудничества в организации учебного занятия // Химия в школе. – 2015. - № 8. – С. 5-9.


Консультация

Пероксид водорода: история и современность

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье рассмотрены история открытия, строение молекулы, свойства и применение перекиси водорода.

Ключевые слова:

Пероксиды, пероксид водорода, энергия связи, электролиз серной кислоты, пероксосерная кислота, реакция диспропорционирования.

Список литературы
  • 1. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. Окисленная вода. Открытие профессора Тенара // Техника – молодёжи. – 1958. – № 10. – С. 25.

  • 2. Уэллс А. Структурная неорганическая химия: В 3-х т. Т. 1: Пер с англ. – М.: Мир, 1987.

  • 3. Леенсон И. А. Водорода пероксид. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/VODORODA_PEROKSID.html


Внеурочная деятельность

Театрализованное представление «История открытия Периодического закона»

Авторы:

Барнаковский Н. А.. Адрес: Рязань. Место работы: Школа № 3 «Центр развития образования».

Аннотация

В статье предлагается сценарий театрализованного внеурочного мероприятия, посвящённого 150-летию открытия Периодического закона. Исследования, проекты, творческие работы позволяют не только создать «ситуацию удивления», но и заставляют учащихся глубже знакомиться с изучаемыми фактами и материалами, что позволяет ребятам каждый раз делать для себя небольшое открытие. Это, безусловно, является основным и важным условием повышения эффективности обучения, поддерживает их мотивацию к изучению предмета на должном уровне, формирует у них четкие представления о науке и ее развитии, воспитывают твердую гражданскую позицию и чувство гордости за свою Родину, стимулирует их к развитию познавательной активности.

Ключевые слова:

Д и менделеев, наука, Периодический закон, Периодическая система.

Список литературы
  • 1. Петрянов И. В., Трифонов Д. Н. Великий закон. – М., «Педагогика», 1976.

  • 2. Соловьев Ю. И. и др. История химии: Развитие основных направлений соврем. химии. Кн. для учителя / Ю. Н. Соловьев, Д. Н. Трифонов, А. Н. Шамин. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984.

  • 3. Макареня А. А., Рысев Ю. В. Д. И. Менделеев: Кн. для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.

  • 4. Каверина А. А. Содержание курса химии: подходы к определению соотношения теории и фактов // Химия в школе. – 2017. – № 10. – С. 11-18.

  • 5. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Продуктивная модель обучения: содержание опыта познания // Химия в школе. – 2018. – № 2. – С. 5-9.


Внеурочная деятельность

Химия электронных сигарет

Авторы:

Корчевский А. А.. Адрес: Курск. Место работы: Средняя общеобразовательная школа № 45.

Глущенко П. И.. Адрес: Курск. Место работы: Средняя общеобразовательная школа № 45.

Маркина А. А.. Адрес: Курск. Место работы: Средняя общеобразовательная школа № 45.

Аннотация

В настоящее время, употребление электронных сигарет стало популярным среди учащихся школ, при этом, данная привычка считается безвредной. В ходе исследования был изучен состав жидкостей для курения, проведены качественные реакции на многоатомные спирты и никотин, определено наличие никотина в них методом спектроскопии в ультрафиолетовой области света и оценён потенциальный вред электронных сигарет методом биоиндикации.

Ключевые слова:

Электронные сигареты, жидкости для вейпинга, вейп и молодежь, многоатомные спирты, качественные реакции, никотин, биоиндикация.

Список литературы
  • 1. Westenberger B.J. Evaluation of e-cigarettes // U.S. Food and Drug Administration, 05.04.2009.

  • 2. Электронные системы доставки никотина. Доклад ВОЗ. Конференция Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21 июля 2014.

  • 3. Электронные системы доставки никотина. Конференция Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) от 26 августа 2014 г.

  • 4. FDA and Public Health Experts Warn About Electronic Cigarettes // U.S. Food and Drug Administration, July 22, 2009.

  • 5. Иванов В.Г., Горленко В.А., Гева О.Н. Органическая химия. – М., Мастерство, 2003.

  • 6. Березин Б.Д., Березин Д.Б. Курс современной органической химии: учебное пособие, 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2003.

  • 7. Физико-химические свойства органических соединений: справочник / Под общ. ред. А.М. Богомольного. – М.: Химия: Колос, 2008.


Из истории химии

О научной деятельности Д. И. Меделеева

Авторы:

Авдеев Я. Г.. Адрес: Москва. Место работы: Институт физической химии и электрохимии им. А. Н. Фрумкина РАН.

Аннотация

В статье приводятся некоторые интересные факты из жизни и деятельности нашего выдающегося соотечественника Д. И. Менделеева. Рассказывается о его деятельности по организации в Российской империи добычи нефти и угля, производства пороха, создании Палаты мер и весов, о первом полете на воздушном шаре.

Ключевые слова:

История науки, история химии, Д И Менделеев.

Список литературы
  • 1. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. ХI. Топливо. – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1949.

  • 2. Менделеев Д .И. Сочинения. Т. Х. Нефть. – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1949.

  • 3. Локтев С. М. Академик В. Н. Ипатьев – зачинатель каталитического органического синтеза и нефтехимии // Журн. ВХО им. Д. И. Менделеева. – 1989. – Т. 34. – № 6. – С. 698.

  • 4. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. IХ. Пороха. – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1949.

  • 5. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. ХХI. Метрологические работы. – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1950.

  • 6. Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). 2-е изд. – М.: Наука, 1987. – С. 88.

  • 7. Авдеев Я. Г., Савиткин Н. И. Малоизвестные страницы из жизни и творчества Константина Эдуардовича Циолковского. // История науки и техники. – 2007. – №3. – С. 2.


Химический эксперимент

Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности

Авторы:

Бухарова А. В.. Адрес: Казань. Место работы: Гимназия № 37.

Аннотация

В статье представляет опыт использования измерений электрической проводимости растворов в демонстрационных целях и в исследовательской деятельности учащихся средней школы. Показан ход работы при определении количества вещества с применением датчика цифровой лаборатории «Vernier» и приложения «LogerPro».

Ключевые слова:

Современные цифровые лаборатории, датчики, кондуктометрия, учебный проект.

Список литературы
  • 1. Коровин Н. В. Общая химия. Лабораторный практикум: учебное пособие / Н. В. Коровин, В. К. Камышова, Е. Я. Удрис; под общ.ред. Н. В. Коровина. – М.:КНОРУС, 2015.

  • 2. Жилин Д. М. Учебные проекты AFSТМ. Химия. Методическое пособие для учителя. – М., 2011

  • 3. Logger Pro. Описание программного обеспечения. Краткое руководство пользователя. Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», 2011.