Радость познания – залог успеха в обучении

Авторы:

Щукина Т. В.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116.

Аннотация

Одна из главных задач учителя - продумать учебный процесс, чтоб не пропал интерес к изучению химии. Учебный материал воспринимается легче, если использовать элементы занимательности.

Ключевые слова:

интерес к предмету, качество преподавания, элементы занимательности, игровые моменты, творчество учащихся.


Наука и промышленность

Переработка нефти в России

Авторы:

Волков В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Давтян М. Л.. Адрес: Псков. Место работы: Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Аннотация

В статье рассмотрены пути углубления переработки нефти, основные характеристики моторных топлив Евро-5 и отечественные технологии изомеризации лёгких бензиновых фракций в производстве высокооктановых автомобильных бензинов.

Ключевые слова:

глубина переработки нефти, перегонка, крекинг, изомеризация, качество бензина и дизельного топлива.

Список литературы
  • 1. Новак А. В. ТЭК России. Итоги-2015. Впереди – время эффективных действий по развитию отрасли // Бурение и нефть. – 2016. – № 5. – С. 4-11.

  • 2. Чернышёва Е. Проблемы и пути развития глубокой переработки нефти в России // Бурение и нефть. – 2011. – № 5. – С. 8-13.

  • 3. Сафин З. И., Кемалов А. Ф. и др. Комплексная оценка НПЗ и заводов по переработке тяжёлых нефтей и природных битумов // Вестник КТУ. – 2011. – № 9. – С. 188-191.

  • 4. Нефть. Просто о сложном // Приложение к журналу «Сибирская нефть». – 2016. – № 3. – С. 2-27.

  • 5. Габриэлян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарёв С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10 класс. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2011.

  • 6. Кузьмина Р. И., Фролов М. П. Изомеризация – процесс получения экологически чистых бензинов. Учебно-методическое пособие. – Саратов: СГУ, 2008.

  • 7. Капустин В., Чернышёва Е. «ИЗОМАЛК-2»: Лидер среди российских конкурентноспособных технологий производства бензинов класса 5 // Технополис XXI. – 2016. – № 33. – С. 20-21.


Методика и обмен опытом

Из опыта использования научного метода познания

Авторы:

Заграничная Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: ЦЕНО ИСРО РАО.

Коротаева А. И.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1298.

Аннотация

В статье рассматривается возможность применения метода научного познания на уроке химии в 9 классе. Опора на метод научного познания в педагогической практике является эффективным методическим приёмом формирования естественно-научной грамотности выпускников основной школы, а также фактором интеграции методик изучения всех естественно-научных предметов.

Ключевые слова:

естественно-научная грамотность, метод научного познания, проблема, гипотеза, эксперимент.

Список литературы
  • 1. Пентин А. Ю. Некоторые направления модернизации содержания естественно-научных предметов основной школы // Опыт преподавания естествознания в России и за рубежом. – М., 2015. - С. 78-105.

  • 2. Разумовский В. Г. Проблемы теории и практики школьного физического образования: Избранные научные статьи / Сост. Ю. А. Сауров. – М.: Изд-во РАО, 2016.

  • 3. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. - М.: Педагогика, 1981.

  • 4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-пресс, 1995.


Методика и обмен опытом

Достижение личностных образовательных результатов в ходе изучения углеводов

Авторы:

Ковалёв Е. Г.. Адрес: Волгоград. Место работы: Лицей № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Аннотация

Представлена методическая разработка урока «Углеводы», изучаемого в 10 классе на базовом уровне. Каждый этап урока рассмотрен с позиции достижения личностных образовательных результатов. Описана авторская методика проведения химического эксперимента по изучению процесса гидролиза крахмала.

Ключевые слова:

углеводы, крахмал, глюкоза, гидролиз, личностные образовательные результаты, химический эксперимент.


Методика и обмен опытом

К методике формирования понятия о химической реакции

Авторы:

Малин А. Г.. Адрес: Москва. Место работы: Институт биологии и химии МПГУ.

Боровских Т. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт биологии и химии МПГУ.

Аннотация

В статье обосновывается необходимость формирования ключевых химических понятий на пропедевтическом этапе изучения химии в 5-6 классе, начиная с системы понятий о химической реакции, так как именно эта система понятий, по нашему мнению, определяет становление и функционирование остальных понятийных систем – «вещество» и «химический элемент». В статье приведены результаты исследования формирования у шестиклассников первоначальных представлений о превращениях веществ и интерпретации ими (на «молекулярном» уровне) различных физических и химических процессов. Обосновано, что такие средства обучения, как знаково-символические схемы («молекулярные схемы»), применяемые на пропедевтическом этапе обучения, с одной стороны, способствуют организации продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся, с другой стороны, обеспечивают глубокое понимание ключевых химических понятий в дальнейшем.

Ключевые слова:

пропедевтический курс химии, химическая реакция, средства обучения знаково-символические схемы.

Список литературы
  • 1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.

  • 2. Цукерман Г.А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2015. – С. 9.

  • 3. Высоцкая Е. В., Рехтман И. В. Деятельностный подход к построению учебных предметов. Химия как учебный предмет. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2015. – С. 29.

  • 4. Чернобельская Г. М., Дементьев А. И. Введение в химию. Мир глазами химика. 7 класс. – М.: ВЛАДОС, 2008.

  • 5. Габриелян О.С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. Химия: Вводный курс: 7 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2015.

  • 6. Ткаченко Л. Т. Пропедевтический курс «Мир химии» // Химия в школе. – 2017. – № 3. – С. 32-36.

  • 7. Высоцкая Е. В., Рехтман И. В., Хребтова С. Б. Лаборатория загадок. Введение в химию (первый год обучения). Рабочие материалы. – М.: «Авторский Клуб», 2015.

  • 8. Высоцкая Е. В., Рехтман И. В. Слово о фундаментальном понятии // Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. – № 1. – С. 51-57.


Методика и обмен опытом

Учебная задача: число ответов полнота условий, корректность

Авторы:

Дерябина Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье анализируются существующие подходы и предлагается авторский взгляд на определение и описание таких свойств учебных задач как число ответов, полнота условий и корректность, а также на классификации учебных задач по указанным критериям.

Ключевые слова:

свойство учебной задачи, классификация задач, число ответов задачи, полнота условий задачи, корректность учебной задачи.

Список литературы
  • 1. Дерябина Н. Е. Обобщённый метод решения расчётных задач // Химия в школе. — 2008. — № 1. — С. 18–26.

  • 2. Турчен Д. Н. От закрытых задач к открытым. Методика обучения // Интернет-журнал «Науковедение»: Том 7, № 3 (2015) // http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN315.pdf (доступ свободный).

  • 3. Спиридонов В. Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2006.

  • 4. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

  • 5. Дерябина Н. Е. Сравнительный анализ способов решения расчётных задач // Химия в школе. — 2016. — № 10. — С. 32–38.

  • 6. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - С. 272-317.

  • 7. Безусова Т. А. Некорректные задачи как средство развития культуры математического и естественно-научного мышления школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Тюмень, 2008.

  • 8. Куприянова М. А. Составление математических задач как инструмент развития универсальных учебных действий на уроках математики основной школы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2012. - № 150. – С. 207-212.

  • 9. Яремко Н. Н. Понятие корректности в математике и его реализация в процессе формирования математической деятельности обучающихся // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2010. - № 18 (22). - С. 244-249.

  • 10. Фридман Л. М. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся 9-11 кл. - М.: Просвещение, 2005.

  • 11. Шпильберг Л. Учить учиться // http://as2x2.com/content/52-metodika-korrektor-uchebnika


Методика и обмен опытом

Логарифмы и показательные функции в конкурсных и олимпиадных задачах

Авторы:

Кузьменко Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Рыжова О. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Белевцова Е. А.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Осипова Е. Э.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Работа посвящена определению места задач, решение которых требует владения логарифмами и показательными функциями, среди расчетных химических задач, которые предлагались школьникам и абитуриентам на химических олимпиадах («Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!») и на письменных вступительных экзаменах в МГУ. С этой целью проанализирован массив заданий с 1990 г. по настоящее время. Приведены примеры задач с логарифмами и показательными функциями и их решение. Показано, что большую их часть составляют задачи, связанные с уравнением Аррениуса и водородным показателем рН, которые традиционно вызывают затруднения у школьников и абитуриентов. Показано, что владение логарифмами и показательными функциями входит в число необходимых математических навыков при решении конкурсных и олимпиадных химических задач.

Ключевые слова:

письменный конкурсный экзамен по химии, химические олимпиады, математическая составляющая химических задач.

Список литературы
  • 1. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Математическая составляющая конкурсных химических задач // Химия в школе. – 2014. - № 6.

  • 2. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Квадратные уравнения в конкурсных и олимпиадных задачах // Химия в школе. – 2015. - № 4.

  • 3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен, 2001.

  • 4. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.

  • 5. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.

  • 6. Кузьменко Н. Е., Белевцова Е. А., Рыжова О. Н. Четыре функции математической составляющей химических задач вступительных экзаменов в вузы и школьных олимпиад // Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции учителей химии и преподавателей вузов «Актуальные проблемы химического образования». - Пенза, 2014.


Методика и обмен опытом

Химический пасьянс

Авторы:

Костенчук И. А.. Адрес: Москва.

Аннотация

Предложена дидактическая игра по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Ключевые слова:

дидактическая игра, важнейшие классы неорганических соединений.


Методика и обмен опытом

Химические мифы и реальность

Авторы:

Бердоносов С. С.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Автор объясняет типичные заблуждения, связанные со свойствами веществ и их использованием.

Ключевые слова:

химические мифы, типичные заблуждения.


Внеурочная деятельность

Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в мир химии»

Авторы:

Михеева О. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: ГБОУ СОШ № 252.

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: ГБОУ гимназия № 399.

Абакумова Т. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: ГБОУ СОШ № 262.

Аннотация

В статье представлен опыт работы учителей Красносельского района Санкт-Петербурга по подготовке и проведению интеллектуально-познавательной игры «Путешествие в мир химии» для учащихся 9 классов. Применение игровой педагогической технологии создаёт благоприятный психологический климат во время учебной деятельности, снимает излишнее напряжение, повышает познавательную активность и интерес к изучению предмета. Приведены примеры заданий, предложенных участникам в разные годы проведения данного внеурочного мероприятия.

Ключевые слова:

интеллектуально-познавательные игры, игра «Путешествие в мир химии».

Список литературы
  • Зинченко Н. Н., Звонцова Л. А. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет викторины. – Волгоград: Учитель, 2011.

  • Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2007.

  • Павлова Н. С. Обучающие игры на уроках химии // Химия в школе. – 2000. – № 6. – С. 35-37.

  • Рунов Н. Н., Щенев А. В. Кроссворды для школьников. Химия. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  • Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2005.


Внеурочная деятельность

Формирование УУД в рамках взаимодействия школы и вуза

Авторы:

Меньшиков В. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Сутягин А. А.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Лисун Н. М.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Аннотация

В статье рассмотрены возможности использования проектных задач для формирования УУД в рамках программы образовательного туризма. Данные задачи могут быть использованы для подготовки учащихся к дальнейшей проектной деятельности на базе своего образовательного учреждения.

Ключевые слова:

универсальные учебные действия, проектные задачи, познавательный интерес.

Список литературы
  • 1. Александрова М. А. Коррозия металлов. // Химия: приложение к газете «1 сентября», 2006. – №17. – с. 32-36.

  • 2. Скопинцев В. Д. Оксидирование алюминия и его сплавов. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2015.

  • 3. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. – М.: Мир, 1998.

  • 4. Химия и общество. – М.: Мир, 1995.


Химический эксперимент

Экспресс-анализа объектов окружающей среды: формирование познавательных умений учащихся

Авторы:

Пустовит С. О.. Адрес: Калуга. Место работы: КГУ им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности применения методов химического экспресс-анализа для формирования познавательных умений учащихся. Раскрываются особенности использования полевой лаборатории в решении задачи повышения качества школьного химического образования через усиление его прикладного характера. На примере исследования различных объектов природного происхождения показаны возможности и основные направления проведения обучающимися химического эксперимента в полевых условиях.

Ключевые слова:

познавательные умения как группа универсальных умений учащихся, экспресс-лаборатория, химический эксперимент, методы химического экспресс-анализа, сигнальный контроль состояния объекта.

Список литературы
  • 1. Егорова Л. С., Бобина Ю. П. Тест-методы определения активного хлора в водах // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. – №3. – 1. – С. 164-166.

  • 2. Милованова Н. Г, Прудаева В. Н. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий. Методические рекомендации. – Тюмень: ТОГИРРО, 2008.

  • 3. Муравьёв А. Г., Пугал Н. А., Лаврова В. Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. – 5-е изд. – СПб.: Крисмас+, 2017.

  • 4. Новицкая А. М., Машутова А. К., Егорова Л. С. Тест-определение алюминия(III) и железа(III) в водных объектах // Технологии и оборудование химической, биотехнологической и пищевой промышленности: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных с международным участием. – Бийск: Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 2015. – С. 27-31.

  • 5. Руководство по применению мини-экспресс-лаборатории «Пчёлка-У» и её модификаций при учебных экологических исследованиях / Под ред. к.х.н. А. Г. Муравьёва. – СПб.: Крисмас+, 2016.

  • 6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx

  • 7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.


Из истории химии

Ирен Жолио-Кюри: выдающийся учёный и общественный деятель

Авторы:

Рогожников С. И.. Адрес: Пермь. Место работы: Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Аннотация

Статья посвящена жизни и достижениям в науке нобелевского лауреата по химии Ирен Жолио-Кюри, старшей дочери Марии Кюри. Рассказывается о её детских и юношеских годах, работе в Институте радия, совместной работе с Ф. Жолио-Кюри по изучению атомных ядер и обнаружению искусственной радиоактивности. Особый акцент делается на работы Ирен и Фредерика Жолио-Кюри, подготовивших почву для открытия другими учеными нейтрона (Чедвик) и деления ядер урана (Ган и Штрассман). Рассматривается также послевоенная деятельность И. Жолио-Кюри в Комиссариате по атомной энергии, Национальном комитете Союза французских женщин, во Всемирном Совете Мира, в том числе борьбе против использования атомной энергии в военных целях, за ликвидацию угрозы ядерной войны.

Ключевые слова:

Ирен Жолио-Кюри, Фредерик-Жолио-Кюри, открытие искусственной радиоактивности.

Список литературы
  • Кюри Е. Мария Кюри. – М.: Атомиздат, 1977.

  • Кедров Ф. Ирэн и Фредерик Жолио-Кюри. M.: Атомиздат, 1973.

  • Храмов Ю. А. Жолио-Кюри Ирен // Физики: Биографический справочник. – М.: Наука, 1983.

  • Лоуренс У. Л. Люди и атомы. Открытие, использование и будущее атомной энергии. – М.: Атомиздат, 1966.

  • Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.

  • Irene Joliot-Curie. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.famousscientists.org/irene-joliot-curie/

  • Frederick and Irene Joliot-Curie. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.britannica.com/biography/Frederic-and-Irene-Joliot-Curie