Что день грядущий нам готовит…

Авторы:

Фадеев Г. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана.

Аннотация

Автор рассуждает о причинах низкого уровня знаний по химии выпускников отечественных школ, поступающих в технические и педагогические вузы, об организационных и методических проблемах, стоящих перед отечественной системой образования.

Ключевые слова:

съезд учителей и преподавателей химии, реформы образования, низкий уровень знаний по химии.


Наука и промышленность

Новые наукоёмкие материалы для электроники

Авторы:

Борунова Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Аннотация

В статье говорится о вкладе ученых в создание новых материалов с заранее запрограммированными свойствами, использование которых приведет к дальнейшему развитию электроники. Приводятся примеры недавних достижений в этой области.

Ключевые слова:

материалы с заранее заданными свойствами, наноматериалы, молекулярная электроника, 2D полупроводники, жидкие металлические сплавы.

Список литературы
  • 1. Wogan T. Flipped on and off by light. Chemistry world, 17.07. 2016. URL: https://www.chemistryworld.com/news/single-molecule-switch-flipped-on-and-off-by-light/1010162.article

  • 2. Xu Y. et al. Large-Gap Quantum Spin Hall Insulators in Tin Films. Physical Review Letters, 2013, 111 (13). DOI:http://dx.doi.org/10.1103/PhysRevLett.111.136804

  • 3. Roy T. et al. Field-Effect Transistors Built from All Two-Dimensional Material Components. ACS Nano, 2014, 8 (6), pp 6259–6264.

  • 4. Pfister D. et al. Inorganic Double Helices in Semiconducting SnIP. Advanced Materials, 12.09. 2016. DOI:10.1002/adma.201603135

  • 5. Stavrinidou E. et al. Electronic Plants. Science Advances, 20.11.2015, Vol.1, № 10. DOI:10.1126/sciadv.1501136

  • 6. Zhang J., Sheng L., Liu J. Synthetically Chemical-electrical Mechanism for Controlling Large Scale Reversible Deformation of Liquid Metal Objects. Nature. Scientific Reports, 8.08.2014. DOI:10.1038/srep07116

  • 7. Tabatabai A. et al. Liquid-Phase Gallium–Indium Alloy Electronics with Microcontact Printing. Langmuir, 2013, 29 (20), pp 6194–6200.


Методика и обмен опытом

Формирование навыков смыслового чтения при решении ситуационных задач

Авторы:

Асанова Л. И.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский институт развития образования.

Снигирёва Е. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский физико-технический институт.

Аннотация

В статье представлены примеры ситуационных задач на основе учебных и научно-популярных текстов. Показаны возможности ситуационных задач как формы работы с текстом, направленной на формирование навыков смыслового чтения.

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт, читательская грамотность, смысловое чтение, ситуационные задачи.

Список литературы
  • 1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. – СПб.: КАРО, 2008.

  • 2. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  • 3. Комаров С. М. Карбонат-секвестратор // Химия и жизнь – XXI век. – 2014. - № 10.

  • 4. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Global_Carbon_Emission_by_Type_to_Y2004_ru.png

  • 5. Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н. Химия: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  • 6. Ахметов М. А. Химия: 10 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана Граф, 2012.

  • 7. Титова И. М. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

  • 8. Леенсон И. А. Химия в технологиях индустриального общества. – Долгопрудный: Издательский дом «Интеллект», 2011.

  • 9. Викторова Л. Из чего сделана биобутылка для воды BonAqua? // Химия и жизнь – XXI век. – 2015. № 4.


Методика и обмен опытом

Об организации самостоятельной работы с учебником

Авторы:

Радецкий А. М.. Адрес: Simferopol.

Аннотация

В статье рассматриваются формы и методы самостоятельной работы учащихся с учебными книгами на уроках химии. Даны примеры заданий к такой форме работы учащихся.

Ключевые слова:

учебные книги, самостоятельная работа учащихся, рисунки учебника.

Список литературы
  • Радецкий А. М. Химический тренажёр: задания для организации самостоятельной работы учащихся 8-9 и 10-11 кл.: пособие для учителя: - М.: Просвещение, 2007.


Методика и обмен опытом

Формирование понятия о направленности химических связей при изучении углеводородов

Авторы:

Жильцов С. Ф.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина.

Дружкова О. Н.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина.

Опарина С. А.. Адрес: Арзамас. Место работы: Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Аннотация

Статья ориентирует на непосредственное участие школьников в формировании у них осмысленного понятия о направленности химических связей и пространственном строении органических соединений при изучении темы «Углеводороды» в школьном курсе химии.

Ключевые слова:

атомная орбиталь, гибридизация, направленность химических связей, строение молекул углеводородов.

Список литературы
  • Жильцов С. Ф., Дружкова О. Н., Опарина С. А. К изучению раздела «Углеводороды» // Химия в школе. – 2016. - № 8. – С. 26-29.


Методика и обмен опытом

Нестандартные решения стандартных задач

Авторы:

Дерябина Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный университет им. М.В Ломоносова.

Молчанова Г. Н.. Адрес: г. Истра Московской области. Место работы: Котеревская СШ.

Аннотация

Обучение учеников различным способам решения традиционных, стандартных задач активизирует познавательную деятельность, способствует актуализации и систематизации предметных знаний.

Ключевые слова:

развитие умения решать задачи, множественность решений, нестандартные способы решения.


Методика и обмен опытом

Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт работы, проблемы, перспективы

Авторы:

Соболев А. Е.. Адрес: Тверь. Место работы: Тверской государственный технический университет.

Исаев Д. С.. Адрес: Тверь. Место работы: СШ № 43.

Аннотация

В данной статье на примере деятельности Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области демонстрируются возможности регионального профессионального сообщества учителей-предметников по решению важнейших вопросов, стоящих перед современной школой (профессиональный рост учителя в рамках его методической работы в межшкольном профессиональном объединении педагогов, организация внеурочной деятельности школьников по химии в соответствии с требованиями ФГОС).

Ключевые слова:

учителя химии, профессиональное сообщество, внеурочная работа, профессиональный рост педагогов.

Список литературы
  • 1. Sobolev A. Е., Isaev D. S. Organization of the professional community of chemistry teachers in the Russian Federation // 8th International Technology, Education and Development Conference (10-12 March, 2014; Valencia, Spain): Proceedings, 2014. – Pp. 2699-2706.

  • 2. Соболев А. Е., Исаев Д. С. От инициативной группы учителей – к профессиональному сообществу педагогов (из опыта работы Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области) // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 63-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (14-16 апреля 2016 г., Санкт-Петербург). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – С. 28-32.

  • 3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Организация системы внеурочной работы по химии в соответствии с ФГОС: опыт Тверского региона // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 63-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (14-16 апреля 2016 г., Санкт-Петербург). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – С. 20-27.

  • 4. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Некоторые итоги работы Тверского регионального отделения Ассоциации учителей и преподавателей химии России за 2012-2016 гг. // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: Сб. научн. ст. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2016. – С. 133-136.

  • 5. Isaev D. S., Sobolev A. Е. Educational project “Khimonya” as one of the components of the regional system of extracurricular work in chemistry // 8th International Conference on Education and New Learning Technologies EDULEARN16 (4-6 July, 2016; Barcelona, Spain): Proceedings, 2016. – Pp. 2284-2289.

  • 6. Sobolev A. Е., Isaev D. S. The establishment and the implementation of the system for management of professional growth of educational specialists within the framework of the Association of chemistry teachers // 8th International Conference on Education and New Learning Technologies EDULEARN16 (4-6 July, 2016; Barcelona, Spain): Proceedings, 2016. – Pp. 3361-3369.


Консультация

Элемент № … «единственный и самый»

Авторы:

Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Филиппова А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Аннотация

В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от золота до радия.

Ключевые слова:

атом, элемент, золото, ртуть, таллий, свинец, висмут, полоний, астат, радон, франций, радий.


Химический эксперимент

Практическое занятие по теме «Растворы»

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 496.

Аннотация

Предложена методическая разработка для проведения занятия при изучении темы «Растворение. Растворы» (8 класс). Занятие включает исследовательский химический эксперимент, выполняемый учащимися.

Ключевые слова:

исследовательский химический эксперимент, внеурочное занятие, растворы, растворитель, экстракция, адсорбция.


Химический эксперимент

Химические законы, принципы, правила: экспериментальное подтверждение

Авторы:

Гнутова О. А.. Адрес: Самара. Место работы: СШ № 8.

Аннотация

В статье предложены практические работы для экспериментального подтверждения некоторых химических законов в рамках элективного курса «Общая химия: законы, принципы, правила».

Ключевые слова:

практическая работа, элективный курс, законы, правила, принципы общей химии.


Внеурочная деятельность

Гордость русской науки

Авторы:

Мусина Ф. Б.. Адрес: г. Учалы, Башкортостан. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

В статье предлагается сценарий театрализованной постановки, посвящённой жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Ключевые слова:

М В Ломоносов, внеурочная деятельность, театрализованная постановка.


Из истории химии

Вдохновлённый Крымом: первые уроки педагогического мастерства Д. И. Менделеева

Авторы:

Дергачёва И. Н.. Адрес: г. Симферополь, Крым. Место работы: Таврическая академия, подразделение Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

Аннотация

В статье представлены исторические материалы, посвящённые педагогической деятельности Д. И. Менделеева в г. Симферополе в период Крымской войны (1854-1856 гг.). Данная информация будет полезна учителям химии для подготовки к внеурочной деятельности, а также для разработки межпредметных кейсовых заданий.

Ключевые слова:

педагогическая деятельность Д И Менделеева, Крым, Крымская война, Симферополь, А Х Стевен.

Список литературы
  • 1. Балезин С.А., Бесков С.Д. Выдающиеся русские учёные химики. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1953. – 216 с.

  • 2. Ена В.Г., Ена Ал.В., Ена Ан.В. Открыватели земли Крымской. Симферополь: Бизнес-Информ, 2007. – 520 с.

  • 3. Климович Т. М., Трифонов Д. Н. О пребывании Д. И. Менделеева в Симферополе. // Вопросы истории естествознания и техники. - № 3. - 1984. - С.15-17.

  • 4. Макареня А.А., Рысс Ю.В. Менделеев Д.И. М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

  • 5. Маркевич А.И. Таврическая губерния во время Крымской войны // ИТУАК. – 1905.- № 37. - С. 56-57, 65-66.

  • 6. Младенцев М.Н., В.Е. Тищенко. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность. М.: Академия наук СССР, 1938. – 268 с.

  • 7. Наумова Ю.А. Ранение, болезнь и смерть: русская медицинская служба в Крымскую войну 1853-1856 гг. М.: REGNUM, 2010. – 320 с.

  • 8. Сухоруков В.Н. Крым в лицах и биографиях. Симферополь: Атлас-Компакт, 2008. – 462 с.

  • 9. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: Академия наук СССР, 1950. – 652 с.

  • 10. Писаржевский О.Н. Дмитрий Иванович Менделеев. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ, 1949. – 475 с.

  • 11. Пупкова Н. Симферопольский Менделеев. // Газета «Крымская правда», 04 февраля 2009, Среда №17.

  • 12. Фигуровский Н.А. История химии. М.: Просвещение, 1979. – 311 с.

  • 13. Фонд 104. Опись 1. Дело № 1389, лист 1, лист 1 об. ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым».

  • 14. Фонд 104. Опись 1. Дело № 1389, лист 1 об. ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым».

  • 15. Широков В.А., Широков О.В. Улицы рассказывают. Симферополь: Таврия, 1983. – 208 с.