О методическом сопровождении профессионального развития учителей химии Санкт-Петербурга

Авторы:

Алексашина И. Ю.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Домбровская С. Е.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Аннотация

В статье представлен опыт работы методической службы Санкт-Петербурга по созданию условий для профессионального развития учителей химии и описаны некоторые результаты из профессиональной деятельности.

Ключевые слова:

Профессиональное развитие учителя химии, методическое сопровождение, инновационный педагогический опыт, районные методические объединения, педагогические результаты.


Наука и промышленность

Водоочистка: технология и наука

Авторы:

Байгозин Д. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: ООО «Аквафор», ФМЛ № 239.

Аннотация

В статье обобщаются современные представления об очистке питьевой воды, загрязнителях и методах их удаления. Делается акцент на проблемах, как научных, так и социальных, стоящих перед специалистами, работающими в этой сфере. Материал может быть полезен широкому кругу преподавателей и популяризаторов науки, например, при подготовке тематических занятий, связанных с экологией водной среды.

Ключевые слова:

Водоочистка, технологии, загрязнители, популяризация.

Список литературы
  • [1] Ксенофонт (пер. с с др.-греч. Соболевский С.И.) Киропедия // М.: Наука. - 1976. - С. 121-130.

  • [2] Кожинов В.Ф. Очистка питьевой и технической воды // СПб.: Бастет. - 2008. - С. 22-34.

  • [3] Safe water from every tap // National Academy of Science, USA - 2003. - P. 35-41.

  • [4] Parsons S.A., Jefferson B. Introduction to Potable Water Treatment Processes // Blackwell Publishing. - 2006. - 191 P.

  • [5] Irwin Hutten Handbook of Non-Woven Filter Media // Elsevier Science. - 2007. - P. 1 - 28.

  • [6] Байгозин Д.В., Ситникова Ю.А., Митилинеос А.Г. Изучение сорбции тяжелых металлов в присутствии конкурирующих ионов на трех ионообменных смолах и волокнистом ионообменном материале в модельных условиях // Вода: химия и экология. - 2011. - №11. - с. 64-70.

  • [7] Ian D. Wilson Enciclopedia of separation science // Academic Press. - 2000. - 4027 P.

  • [8] Мулдер М. Введение в мембранную технологию // М.: Мир. - 1999. - с. 164-191

  • [9] Байгозин Д.В., Калинкина Л.М., Митилинеос А.Г., Кынин А.Т. Конкурентная сорбция катионов меди(II) и свинца(II) на синтетических волокнистых и гранулированных ионообменных материалах // Сорбционные и хроматографические процессы - 2014. - Т. 14. Вып. 3. - с. 232-238

  • [10] Masao Kaneko, Ichiro Ocura Photocatalysis: scirnce and technology // Springer. - 2002. - p. 157-172

  • [11] Доклад ВОЗ <Улучшение доступа к безопасной воде в странах Европейского региона> // Всемирная организация здравоохранения. - 2010.

  • [12] Абрамов Н.Н. Водоснабжение // М.: Стройиздат 1974 г с. 42-56

  • [13] Байгозин Д.В. Спекуляции в водоочистке // Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа - Изд-во СПбГУ. 2014. с 17-21

  • [14] Архипов М.В. Вода водопроводная и аква коммуникационная // Бюллетень <В защиту науки>. 2013 №12 с. 15-21


Методика и обмен опытом

Педагогическое сопровождение предметного и профессионального самоопределения учеников методом «Процесс-фолио».

Авторы:

Гембель Т. П.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 197 с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла (физика, химия, биология).

Гутник И. Ю.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 197 с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла (физика, химия, биология).

Королькова А. Ю.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 197 с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла (физика, химия, биология).

Аннотация

В статье рассматриваются пути реализации педагогического сопровождения предметного и профессионального самоопределения учеников современной школы. Для решения данной задачи предлагается метод процесс-фолио и рекомендации по работе с ним, позволяющие выстраивать ИОМ ученика.

Ключевые слова:

педагогическое сопровождение, самоопределение, процесс-фолио, педагогическая диагностика.

Список литературы
  • 1. Газман О.С. «Неклассическое воспитание». – М.,2002

  • 2. Гембель Т.П., Гутник И.Ю., Королькова А.Ю., Силаева М.М., Тепенихина О.А., Устинова С.Э. «Процесс-фолио предметного и профессионального самоопределения учащихся. Учебно-методические рекомендации для учителей» /Под. Ред. Гутник И.Ю./ – СПб, «Свое издательство» 2014. - 42с.


Методика и обмен опытом

Экологическая химия: дополнительные материалы к урокам

Авторы:

Ляндзберг А. Р.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: ГБНОУ "СПБ ГДТЮ", Эколого-биологический центр «Крестовский остров».

Ашик Е. В.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: ГБНОУ "СПБ ГДТЮ", Эколого-биологический центр «Крестовский остров».

Кокорева А. В.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: ГБНОУ "СПБ ГДТЮ", Эколого-биологический центр «Крестовский остров».

Аннотация

В статье представлен обзор экологических проблем, связанных с некоторыми видами химических загрязнений. Описаны пути попадания загрязняющих веществ в атмосферу и природные водоемы, и механизмы формирования негативных последствий загрязнения. Приведены примеры химических опытов, которые можно использовать на занятиях, посвященных вопросам экологической химии, а также темы для возможных исследовательских работ школьников.

Ключевые слова:

экологическая химия, межпредметные уроки, кислород, биогенные соединения, эвтрофикация, кислотные дожди.

Список литературы
  • Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию экспериментально (практикум по экологической оценке состояния окружающей среды) — СПб, 1993. - 64 с.

  • ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. Дата введения 01.01.77

  • Лурье Ю.Ю. , Рыбникова А.И. Химический анализ производственных сточных вод. М. Химия, 1974г. 4-е изд., стр. 45-54.

  • Ляндзберг А.Р. Биоиндикация состояния пресноводного водоема с помощью донных организмов // Исследовательская работа школьников. – 2004. - №1-2. С.67-77; 58-76.

  • Медведев Ю.Н. Качественные реакции на неорганические вещества / Медведев Ю. Н. // Химия для школьников. - 2012. - № 2. - С. 12-28

  • Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: «Крисмас+», 2009. – 248 с.

  • Шитиков В.К., Розенберг В.С., Зинченко Т.Д. Количественная гидроэкология: методы системной идентификации. – Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. – 463 с.

  • www.mosecom.ru/air/air-normativ/


Методика и обмен опытом

Технология французских мастерских при изучении азота

Авторы:

Лященко В. О.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 271.

Аннотация

В статье представлен опыт работы автора - методическая разработка урока химии в 9 классе. Цель данного урока дать характеристику азота, выявить взаимосвязь строения атома и молекулы азота с его свойствами.

Ключевые слова:

Анализ, синтез, идентификация объектов, строение, свойства.

Список литературы
  • 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега-Л, 2014.

  • 2. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. 4-е изд., перераб. - М.: 2012. - 288 с.

  • 3. Габриелян О. С. Химия. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений . - М., 2013. -319 с.

  • 4. Комаров Б.А. «Теория и практика согласованного обучения». – СПб.: БАН - 2006г.-287 с.

  • 5. Комаров Б.А. «Система согласованного обучения. Концептуальное обеспечение: Материалы и разработки» - СПб.: гимназия №271 – 2000г. - 63.с.


Методика и обмен опытом

О развитии позитивной мотивации учащихся к выбору химических профессий

Авторы:

Крылова Т. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Экономический лицей № 373.

Аннотация

В статье представлены пути развития позитивной мотивации ученика. Автор попытался ответить на некоторые вопросы: из чего складывается мотивация ученика; от чего зависит положительное и отрицательное отношение к учению; какая роль учителя в управлении мотивационной сферы ученика; какие стороны мотивации у ребёнка не сформированы; в каком случае он не хочет учиться, а в каком мы взрослые не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась.

Ключевые слова:

Мотивационная сфера, мотивация.

Список литературы
  • 1. Болотов В. А. Перспективы перехода школы на профильное обучение. //Воспитание школьников, 2004, №1. – С. 2-7.

  • 2. Ваулина Н. М. О мотивации изучения химии. //Химия, 2004, №2 – С. 53-59.

  • 3. Гребенюк О. С. Общие основы педагогики: Учебник для вузов (О.С. Гребенюк, М.И. Рожков). – М.: Владос, 2003. – 160 с.

  • 4. Григорович Л. А. Педагогика и психология: Учебное пособие для вузов (Л.А. Григорович, Т.Д. Мэрцинковская). – М.: Гардэреки, 2003. – 432 с.

  • 5. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

  • 6. Дьякович С. В. Профориентация учащихся при обучении химии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – 159 с.

  • 7. Евстафьева Е. И. Развитие внутренней мотивации изучения химии. // Химия в школе, 2003, №2. – С. 33-40.

  • 8. Ермаков Д. С. Профильное обучение: проблемы и перспективы. // Народное образование, 2004, №7. – С. 101-107.

  • 9. Климов Е. А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – 2-е изд., доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.: ил.

  • 10. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования, 2002, №4. – С. 5-22.

  • 11. Малиновская Н. А. Развитие мотивации к профильному обучению с использованием элементов профессиональной ориентации. // Учитель, 2004, №2. – С. 13-17.

  • 12. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для чтения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

  • 13. Минченков Е. Е. Химия -8. – М.: Школа-пресс, 1998. – 365 с., ил.

  • 14. Мишина Л. Г. Химический вечер в школе как средство повышения интереса учащихся к предмету. // Химия, 2004, №2. – С. 71-78.

  • 15. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

  • 16. Петровский А. В. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, – 3-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512 с.

  • 17. Пинский А. А Концепция профильного обучения: все идет по плану. // Народное образование, 2004, №1. – С. 55-58.

  • 18. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека/ Г. В. Пичугина. – М. : Дрофа, 2004.- 252, [ 4 ] с. : ил..- (Библиотека учителя).

  • 19. Химия: Энциклопедия химических элементов/ Под. Ред. Проф. А. М. Смоленского.- М. : Дрофа, 2000. – 432 с.: ил.- (Школьная энциклопедия).

  • 20. Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2122 «Химия». – М.: Просвещение, 1987. – 256 с., ил.

  • 21. Чистякова С. Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассника в выборе профиля обучения // Профильная школа, 2004, №5. – С. 5-10.


Методика и обмен опытом

Интеграция учебных предметов как способ формирования мировоззрения

Авторы:

Королёва О. Б.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: Вторая Санкт-Петербургская Гимназия.

Аннотация

В статье представлен опыт разработки и использования системы интегрированных уроков по биологии и химии, проводимых с целью формирования целостного мировоззрения для детей, заинтересованных в сдаче ЕГЭ.

Ключевые слова:

Интегрированные уроки, межпредметная интеграция, бинарный урок, блоковая программа, линейные курсы, интегрированная образовательная технология.

Список литературы
  • 1. Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира/ М.И. Балагурова. – М.:Просвещение, 2006. – 3с.

  • 2. Горностаева, З.Я. Проблема интеграции в современном образовании/ З.Я. Горностаева.//Открыт. Школа, 1998. - №2 – 10с.

  • 3. Кларин, М.И. Технологии обучения: идея и реальность/ М.И. Кларин. – Рига, 1999. – 256с.

  • 4. Кропотова, Л.А. Проектирование и анализ современного урока/ Л.А. Кропотова. – Новокузнецк, 2001 – 310с.

  • 5. Кулагин, П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – М., 1980.

  • 6. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2001.

  • 7. Лаптева, В.В. Модернизация общего образования: оценка результатов. Кн. для учителя/ В.В. Лаптева. – СПб.: Союз, 2002. – 310с.

  • 8. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. – М.: Просвещение, 2001.

  • 9. Мельник, Э.Л., Корожнева, Л.А. Интегрированное обучение в средней общеобразовательной школе: теория и практика/ Э.Л. Мельник, А.Л. Корожнева. – СПб.. 2003. – 546с.

  • 10. Михайлова, О.С. Интеграция, как методическое явление/ О.С. Михайлова. – Ростов-на-Дону, 2009. – 48с.

  • 11. Петраков, Л.Р. Интегрированный урок – форма учебного занятия. Открытый урок/ Л.Р. Петраков// Первое сентября, 2006. – 15с.

  • 12. Петренко, Л.А. Интегрированный урок, как форма учебного занятия. – Фестиваль педагогической идеи «Открытый урок»// Л.А. Петренко. – Первое сентября, 2005. – 13с.


Методика и обмен опытом

Активные методы обучения при изучении нового материала

Авторы:

Нечаева М. А.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 619.

Аннотация

В статье автором представлен урок, с применением технологии АМО (активные методы обучения). Данная технология обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся на уроке, что очень важно на современном этапе. Активные методы обучения позволяют организовать на уроке игровое действо, творческий характер обучения, коммуникацию, исследовательскую деятельность, что в свою очередь, обеспечивает качество и эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова:

активные методы обучения, электронные образовательные ресурсы, исследовательская деятельность.


Методика и обмен опытом

Обобщающий урок по теме «Валентность»

Авторы:

Степанова Н. Е.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: СШ №77 с углублённым изучением химии.

Аннотация

Приведена разработка урока в рамках системно-деятельностного подхода. Предложены методические материалы, направленные на формирование логического мышления, умения извлекать и интерпретировать информацию, представленную разными способами, создание устойчивой мотивации к учению.

Ключевые слова:

Пропедевтический курс, системно-деятельностный подход, химическая символика.


Методика и обмен опытом

Окислительно-восстановительные реакции вокруг нас

Авторы:

Семёнова И. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 369.

Аннотация

В статье представлена подробная разработка обобщающего урока по теме «Окислительно-восстановительные реакции» для учащихся 11 класса в помощь начинающему учителю. Урок сопровождается презентацией SMART notebook.

Ключевые слова:

Обобщающий урок, окислительно-восстановительные реакции, степень окисления, окислитель, восстановитель, электронный баланс, подготовка к сдаче итоговой аттестации, технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Список литературы
  • 1. Хомченко Г. П., Севастьянова К. И., Окислительно-восстановительные реакции, 2 изд., М., 1980;

  • 2. Габриелян О.С. Химия-11. Дрофа, 2003

  • 3. Карцова А.А, Левкин А.Н. Химия-11(профиль). Вентана–Граф, 2013

  • 4. http://gallerix.ru/album/Vincent-Van-Gogh

  • 5. https://ru.wikipedia.org


Методика и обмен опытом

Технология case-study в решении расчётных задач

Авторы:

Бородина Н. А.. Адрес: г. Санкт- Петербург. Место работы: Гимназия № 74.

Аннотация

В статье представлен опыт применения кейс-метода на уроках химии на примере решения расчётных задач.

Ключевые слова:

Кейс-метод, решение расчётных задач, проблемное обучение, критическое мышление.

Список литературы
  • 1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения - http://www.evolkov.net/learn/methods/case.study.html

  • 2. Азбель А.А. –материалы выступления на конференциях

  • 3. https://ru.wikipedia.org/


Методика и обмен опытом

Рациональное использование химической символики в курсе химии

Авторы:

Воробьев В. О.. Адрес: г. Cанкт-Петербург. Место работы: СШ № 77 с углубленным изучением химии.

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы рационального использования правил орфографии и пунктуации химического языка, приведены наиболее часто встречающиеся ошибки и даны рекомендации по грамотному использованию химических символов.

Ключевые слова:

Химическая символика, составление химических формул, составление уравнений химических реакций.

Список литературы
  • Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учебник для вузов – 4-е изд., испр.-М.: Высш. шк., Изд. центр «Академия», 2001.

  • Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов/ под ред. А.И.Ермакова. изд. 30-е, испр. – М.: Интеграл-Пресс, 2003.

  • Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии.-М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.

  • Кузнецова Н.Е. Химия: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Тара. — 4-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф 2011.

  • Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. — 4-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф 2012.

  • http://multiurok.ru/


Методика и обмен опытом

Межпредметные задачи

Авторы:

Семёнова И. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Лицей 369.

Аннотация

Предлагается подборка задач.


Химический эксперимент

Элементы экологического мониторинга на уроках химии

Авторы:

Нечаева Г. А.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 516.

Аннотация

В статье представлен опыт работы автора по организации экологического образования и воспитания на уроках химии посредством деятельностного (проектного) подхода в обучении. Представленные исследовательские методики позволяют учителю конструировать разные варианты изучения элементов экологической химии и учитывать возможности и потребности обучающихся с разным уровнем познавательных способностей.

Ключевые слова:

Экологическое воспитание, деятельностный (проектный) подход в обучении, исследовательская компетентность, экологический мониторинг, химический анализ.

Список литературы
  • 1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. М., АО МДС, 1996

  • 2. Медведева Н.В., Сидорова О.В., Трубачева Л.В. Практикум по экологической химии. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999

  • 3. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10-11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 112 с.

  • 4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://минобрнауки.рф/документы/543

  • 5. Руэллан А. О. научных основах почвоведения.// Почвоведение, №4, 1996

  • 6. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 387 с.


Химический эксперимент

Использование ЦЛ «Архимед» в проектно-исследовательской деятельности учащихся

Авторы:

Григорьева Н. С.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 533 «Образовательный комплекс «Малая Охта».

Аннотация

В статье представлен опыт работы автора по использованию цифровой лаборатории «Архимед» в проектно-исследовательской деятельности школьников. Использование лаборатории «Архимед» на уроках химии и внеурочной деятельности совершенствует педагогическую эффективность образовательного процесса, активизирует познавательный интерес к предмету, повышает мотивацию школьников к исследовательской деятельности.

Ключевые слова:

Проектно-исследовательская деятельность, ЦЛ «Архимед», компьютер «NOVA 5000», комплект датчиков, программа MultiLab, ученические проекты.

Список литературы
  • 1. Архимед 2004. Первый шаг (http: //www.9151394. ru/projects/arhimed/ arhkonkurs_040315/pobediteli.html).

  • 2. http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/

  • 3. http://xreferat.ru/71/2840-1-ispol-zovanie-cifrovoiy-laboratorii-arhimed-v-shkol-nom-himicheskom-eksperimente.html


Консультация

Использование историко-научного материала при обучении химии

Авторы:

Малярчук О. В.. Адрес: г. Санкт-Петрбург. Место работы: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Гимназия № 498.

Аннотация

История открытия периодического закона Д.И. Менделеевым рассматривается с привлечением широкого историко-культурного контекста, что позволяет представить науку как важную часть культуры и осуществить интеграцию естественнонаучных и гуманитарных знаний на историко-научном материале.

Ключевые слова:

история науки, ДИ Менделеев, периодический закон, история и культура России третьей четверти XIX века.

Список литературы
  • 1. Алексашина, И.Ю. Интегративный подход в естественнонаучном образовании / И.Ю. Алексашина // Академический вестник. – СПб.: СПб АППО, 2009. – Выпуск 3(8). – С. 20-31.

  • 2. Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век/В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1990. – 413 с.

  • 3. Гельман, З.Е. История науки и культуры в общеобразовательной школе / З.Е. Гельман // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 25-32.

  • 4. Дмитриев, И.С. Социокультурная детерминация естественнонаучного познания / И.С. Дмитриев // Современные ракурсы естественнонаучного образования // Методика как наука и учебный предмет / под ред. И.Ю. Алексашиной. – Выпуск 2. – СПб.: СПбГУПМ, 2000. – С. 14-23.

  • 5. Дмитриев, И.С. Ученый в эпоху модернизации: Социально-экономическая тема в творчестве Д.И. Менделеева / И.С. Дмитриев // История науки в контексте культуры. Вып. 9. – СПб.: СПб АППО, 2003. – 200 с.

  • 6. Дмитриев, И.С. Диалог с эпохой. Хроника: 1834 – 1907 / И.С. Дмитриев // Природа. – 2009. – № 1. – С. 10 – 27.

  • 7. Зорина, Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования: Монография / Л.Я. Зорина. – М.: изд. РАО, 1993. – 192 с.

  • 8. Малярчук, О.В. Методика поликонтекстуального анализа содержания интегрированного курса «Естествознание» старшей школы / О.В. Малярчук // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2012. – № 2. – Том 3. Педагогика. – С. 72-80.

  • 9. Соловьев, Ю.И. История химии в России: Научные центры и основные направления исследований / Ю.И. Соловьев. – М.: Наука, 1985. – 416 с.

  • 10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.

  • 11. Фигуровский, Н.А. История химии: учебн. пособие для студентов / Н.А. Фигуровский. – М.: Просвещение, 1979. – 311 с.


Внеклассная работа

Урок-экскурсия «Химическая палитра художника»

Авторы:

Кузнецова Л. В.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 144.

Аннотация

Какие уникальные картины и полотна созданы талантливыми художниками. Чтобы добиться наилучшего качества своих красок и долговечности полотен, художнику зачастую нужно быть не только изографом, но и химиком… Гипотеза: если краски состоят из химических веществ, то при описании картины справедливо говорить о химической палитре художника. Автор статьи предлагает учащимся совершить химическую экскурсию по залам Эрмитажа и убедиться в справедливости выдвинутой гипотезы.

Ключевые слова:

палитра, краска, пигмент, оксид, соль, художник, картина, искусство.

Список литературы
  • 1. « Цвет в живописи» Н.Н. Волков, 1985 г.

  • 2. «Химия для гуманитариев» 10, 11 класс. Н.В. Ширшина

  • 3. «Вещества и материалы в руках художника». И.М. Титова, Москва;Мирос,1994 г.

  • 2. «Техника живописи» Д.И. Киплик, Москва «Сварог и К» 1998 г.

  • 3. «Краски рождаются…», Э.Дубровина, Москва, 1973 г.

  • 4. «Какого цвета радуга» Е. Каменева, Москва, «Детская литература», 1975 г.

  • 5. «Занимательные опыты по химии», О.Ольгин Москва, «Детская литература», 2002 г.

  • 6. .Журналы «Химия в школе» №№ 1-2, 1996 г., 1, 1999 г.

  • 7. Энциклопедия для детей «Химия», Москва, «Аванта», 2000 г.


Внеклассная работа

Развитие познавательных способностей учащихся в ходе учебных исследований экологической направленности

Авторы:

Голованова О. В.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 389 «Центр экологического образования».

Лебедева Н. В.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 419.

Аннотация

В статье представлен опыт сотрудничества авторов в области обучения школьников химико-экологическим исследованиям и защите результатов на конференциях и конкурсах различного уровня, показаны изменения личностных качеств обучающихся в процессе работы над реализацией целей исследования.

Ключевые слова:

познавательные способности, коммуникативная компетентность, информационные потоки, учебные исследования, динамика личностного роста, адаптация.

Список литературы
  • Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с.

  • Хаджиев С.М. Познавательная деятельность и специфика ее осуществления учащимися старших классов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров . 2011. №3 (8). Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-deyatelnost-i-spetsifika-ee-osuschestvleniya-uchaschimisya-starshih-klassov#ixzz3YaQPsTCi

  • Голованова О.В. и Лебедева Н.В. Исследовательская деятельность с использованием образовательного потенциала высших учебных заведений. – Владимир: Материалы международной заочной научно-практической конференции «Учитель в инновационном образовательном пространстве: историческая ретроспектива и прогностическая перспектива», 2010.

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B0

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5


Внеклассная работа

Развитие исследовательских компетенций как способ повышения качества образования

Авторы:

Федюкина Л. П.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: Академическая гимназия № 56.

Аннотация

В статье представлен опыт работы автора по реализации общеобразовательной программы «Лаборатория исследователей химии имени Д. И. Менделеева», которая направлена на формирование исследовательской компетентности учащихся за счет интеграции общего и дополнительного образования. Несомненным достоинством и актуальностью этой программы является то, что она позволяет мотивировать учащихся самостоятельно и осознанно выбрать индивидуальный общеобразовательный маршрут в предпрофильной подготовке.

Ключевые слова:

химия, химия в школе, учебно-исследовательская работа, познавательная деятельность, предпрофильная подготовка, мотивация, химический эксперимент, экология.

Список литературы
  • 1. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. М. : Чистые пруды, 2006. 32 с.

  • 2. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 65 с.

  • 3. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С. Саввичева. Под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.

  • 4. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. В Бережнова, В.В, Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 128 с.

  • 5. Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 100-104.

  • 6. Воробьев В.К., Панченко И.П. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в системе образовательной деятельности гимназии. Учебное пособие для учащихся 10-классов. -СПб.: АОЗТ «Транс-Марк», 2001.- 136 с.


Внеклассная работа

Из опыта интеграции химического и экологического образования

Авторы:

Власова Ж. Е.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 389 «Центр экологического образования».

Михайлова З. С.. Адрес: г. Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 389 «Центр экологического образования».

Аннотация

В статье представлен опыт работы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в практике преподавания химии. Интеграция программ позволяет расширить границы изучения отдельных тем курса химии, связать полученные на уроке знания с повседневной жизнью.

Ключевые слова:

ФГОС, интеграция, проектно-исследовательская деятельность, экологическая культура.

Список литературы
  • 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».-М.:Омега –Л,2014.

  • 2. Алексеев С.В., Смирнова Е.Э. Школьное экологическое образование: Реальность и перспективы. Пособие для учителя. - СПб.: Крисмас+, 1997. – 96с.

  • 3. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. М.:АГАР,2000. -386c

  • 4. Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Нижний Новгород.: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. - 76с.

  • 5. Денисова В.Г Мастер-класс учителя химии, 8-11классы.М.:Глобус2006.-268c.