Чтобы принимать правильные решения

Авторы:

Мустафин Д. И.. Адрес: Москва. Место работы: Российский Химико-Технологический Университет им. Д. И. Менделеева.

Оганесян Е. С.. Адрес: Москва. Место работы: Российский Химико-Технологический Университет им. Д. И. Менделеева.


Консультация

Культура химической безопасности при обучении химии

Авторы:

Лямин А. Н.. Адрес: Киров. Место работы: Институт развития образования Кировской области.

Пак М. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения качества общего химического образования посредством формированния культуры химической безопасности в решении задач химического образования. Новое понимание химического образования, заключающееся в фундаментализации обучения химии посредством интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний, обеспечивающей оптимизацию и качество естественно-научного образования. Постановка и решение актуальной и новой проблемы обусловлены ведущими идеями, отражёнными в документах ЮНЕСКО, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ФГОС.

Ключевые слова:

культура химической безопасности, антинаркотическая безопасность, химическая авария, химически опасные объекты (ХОО), аварийно химически опасное вещество (АХОВ), основные группы АХОВ, интегральное познавательное задание.

Список литературы
  • 1. Воробьев Ю. Л. Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России //Право и безопасность, 2006. – № 3-4 (20-21). http://dpr.ru/pravo/pravo_19_25.htm.

  • 2. Пак М.С. Проблемы культуры безопасности жизнедеятельности в образовании //Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика. ― Южно-Сахалинск, СахГУ, 2012. – С.142-146.

  • 3. Пак М. С., Лямин А. Н. Международный Год Химии: события и возможности //Химия в школе, 2011. – №4. – С. 2-5.

  • 4. Пак М. С., Соломин В. П. Безопасность жизнедеятельности //Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения): Материалы XII всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2008 года. ― СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – С. 6-13.

  • 5. Лямин, А. Н. Интегральные познавательные задания на уроках химии [Текст]: универсальные учебные действия школьника, учебно-методическое пособие / А. Н. Лямин. — Киров: ИРО Кировской области, 2014. – 115 с.

  • 6. cerenkova.narod.ru/kursovay.doc

  • 7. etelien.ru/Collection/4/4_00070.htm

  • 8. http://tatarstan.vdpo.ru/article/386/2/

  • 9. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/77298


Методика и обмен опытом

О содержании технологической карты урока

Авторы:

Аксёнова И. В.. Адрес: Липецк. Место работы: Липецкий институт развития образования.

Аннотация

Статья посвящена конструированию содержания технологической карты урока химии на основе системно – деятельностного подхода и формирования универсальных учебных действий. Предложенный вариант технологической карты урока позволяет целостно видеть содержание этапов урока с использованием системно – деятельностного подхода, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися, согласовывать действия учителя и обучающихся, формировать конкретные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, проектировать индивидуальный образовательный маршрут с учетом интересов и потребностей каждого школьника в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова:

технологическая карта урока, этапы урока на основе системно-деятельностного подхода, деятельность учителя, познавательная деятельность, формирование универсальных учебных действий.

Список литературы
  • 1. Логвинова И. М., Копотева Г. Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12‑18.

  • 2. Якушина Е. В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС // Справочник заместителя директора школы. — 2012. — № 10. — С. 21-25.

  • 3. Миронов А. В. Признаки урока, ориентированного на новый образовательный стандарт // Начальная школа. – 2011. - № 11. - С. 3-5.

  • 4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18–22.

  • 5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

  • 6. Емельянова Е. О. Деятельностный подход в обучении: теория и практика реализации // Химия: методика преподавания. - 2004. - № 2. – С. 22-27.

  • 7. Хуторской А. В. Современная дидактика – СПб.: Питер, 2001.

  • 8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – (Стандарты второго поколения).


Методика и обмен опытом

Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

Технология смешанного обучения, как интеграция традиционного очного образования и электронного обучения, стала достаточно популярна в современном образовании во многих странах. Для российской школы это технология новая. В данной статье представлено общее понятие о технологии, включающее описание ее дидактических элементов и оснований для выбора подхода обучения (модели). Автор акцентирует внимание на достоинствах и возможных рисках ее использования в средней школе.

Ключевые слова:

смешанное обучение, электронное обучение, педагогическая технология, средняя школа.

Список литературы
  • 1. Кондаков М. Л., Латыпова Е. В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности / http://www.vestnik.edu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/

  • 2. http://www.internet-school.ru/for_teachers/for_teachers769/for_teachers769770

  • 3. Staker H., Horn M. B. Classifying K-12 blended learning. http://www.innosightinstitute.org/innosight/wp-content/uploads/2012/05/Classifying-K-12-blended-learning2.pdf

  • 4. Gonzalez D. The flipped classroom. Education. Issue7, 2013. p.16-20.


Методика и обмен опытом

К методике формирования понятия «уравнение химической реакции»

Авторы:

Ахметов М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: Ульяновский Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Аннотация

Успех в формировании химических понятий в значительной степени зависит от того, насколько учителю удастся реализовать принцип наглядности. В статье описана методика формирования понятия «уравнение химической реакции», включающая четыре этапа: составление уравнения, чтение уравнения, понимание уравнения, применение уравнения.

Ключевые слова:

обучение химии, уравнение химической реакции, принцип наглядности.

Список литературы
  • 1. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения / Под ред. проф. А. А. Красновского. — М.: Учпедгиз, 1955.

  • 2. Борисов И. Н. Методика преподавания химии. – М.: Учпедгиз, 1956.

  • 3. Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А., Клещева Е. П., Савич Т. З. Преподавание неорганической химии в средней школе: Методическое пособие для учителей. ‑ М.: Просвещение, 1975.

  • 4. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Неорганическая химия: Учебник для 7‑8 классов. – М.: Просвещение, 1986.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Серная кислота – хлеб химической промышленности»

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

Предлагается конспект урока по теме «Применения серной кислоты» с использованием технологии групп сменного состава.

Ключевые слова:

серная кислота, применение.

Список литературы
  • 1. Хомченко Г. П., Платонов Ф. П., Чертков И. Н. Демонстрационный эксперимент по химии: Пособие для учителей. — М.: Просвещение,1978.

  • 2. Реми Г. Курс неорганической химии. – Т. 1. – М.: Мир, 1974. – С. 178.

  • 3. http://elena-kuzmina.ru/xleb-dar-bozhij,-otecz,-kormilecz.html, http://elena-kuzmina.ru/assets/images/new/brot.jpg

  • 4. http://agbor.ru/application/chemical/

  • 5. http://www.e1.ru/news/spool/news_id-392288.html, http://www.e1.ru/news/images/new/392287/images/kislota.jpg

  • 6. http://fareasttrade.ru/d/285003/d/127067606_6.jpg


Методика и обмен опытом

Об испозовании дидактического материала на разных этапах урока

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 496.

Аннотация

Представлены наборы карточек с формулами неорганических веществ и задания учащимся для работы с ними.

Ключевые слова:

дидактический материал по химии, оксиды, основания, кислоты, соли, генетическая связь между классами неорганических соединений.


Методика и обмен опытом

Как мы составляем уравнения окислительно-восстановительных реакций

Авторы:

Ахметов Н. К.. Адрес: Алматы. Место работы: Казахский национальный педагогический университет им. Абая.

Нурахметова А. Р.. Адрес: Алматы. Место работы: Казахский национальный педагогический университет им. Абая.

Сагимбаева А. Е.. Адрес: Алматы. Место работы: Казахский национальный педагогический университет им. Абая.

Аннотация

Статья посвящена методам составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Авторы утверждают, что наглядность и эффективность метода электронного баланса и метода полуреакций можно повысить, если объединить метод электронного баланса и метод полуреакций в рамках общего подхода, назвав его методом электронного баланса полуреакций. Авторы предлагают для его реализации процессы уравнивания количеств отданных и принятых электронов и прохождения полуреакций, отражающихся на общем рисунке в определенной последовательности.

Ключевые слова:

окислительно-восстановительные реакции, методы уравнивания, метод электронного баланса и метод полуреакций, метод электронного баланса полуреакций, количество отданных и принятых электронов, исходные вещества и продукты реакции.

Список литературы
  • 1. Глинка Н. Л. Общая химия: учебное пособие для вузов – М.: Интеграл-Пресс, 2000.

  • 2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы – М.: Дрофа, 2005.

  • 3. Гареев И. Н. Выбор оптимального метода составления уравнений окислительно-восстановительных реакций при изучении курса «Общая химия» // Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2011 г.) Т. 11. – Пермь: Меркурий, 2011. - С. 58-60.


Методика и обмен опытом

Применение уравнений с параметрами при решении задач

Авторы:

Григорьев А. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 197.

Аннотация

Рассмотрено решение задач на вывод химической формулы и определение элемента алгебраическим способом с применением уравнений с параметрами.

Ключевые слова:

задачи на вывод химической формулы и определение элемента, уравнения с параметрами, алгебраический способ решения задач, межпредметные задания.

Список литературы
  • 1. Лидин Р. А., Якимова Е. Е., Вотинова Н. А. Химия. 10–11 кл.: Учеб. пособие / Под ред. проф. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 1999.

  • 2. Толетова М. К., Григорьев А. Г., Лямин А. Н., Фролова Т. Н. Межпредметные задания как средство формирования интегративных умений // Химия в школе. – 2010. – № 10. – С. 41–43.

  • 3. Шахмейстер А. Х. Уравнения и неравенства с параметрами. – М.: Издательство МЦНМО; СПб.: Петроглиф, Виктория плюс, 2010.


Химический эксперимент

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Авторы:

Ширяева М. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1413.

Аннотация

Значительное место в содержании курса химии отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит их безопасному и грамотному обращению с веществами на уроках, в быту и на производстве. Основная роль практической работы заключается в развитии у учащихся научного мышления, формировании умений интеллектуального проникновения в суть изучаемых явлений, в побуждении интереса к науке, приобщении к научному поиску и т. д. Практические работы должны проводиться с учётом интересов школьников, иметь практическую направленность, носить элемент занимательности. Постановка проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания должны стать логическим дополнением к уроку. Такой деятельностный подход в обучении химии делает успешной практическую работу, повышает интерес учащихся к исследовательской деятельности и к предмету в целом.

Ключевые слова:

личностно-ориентированные технологии, химический эксперимент, проблемные вопросы.

Список литературы
  • Маршанова Г. Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приёмы формирования // Химия в школе. — 2012. — № 2. — С. 4-10.

  • Нечитайлова Е. В. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся // Химия в школе. — 2012. — № 5. — С. 14-20.

  • Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А., Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа. – http://standart.edu.ru/Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

  • Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  • Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. — 2012. — № 6. – С. 4-9.

  • Шепелев М. В. Методика использования качественных задач во внеурочной деятельности одарённых школьников на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2013. – № 1. – С. 96–99.


Химический эксперимент

Эксперимент своими руками

Авторы:

Мухаметшина Т. Г.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116.

Аннотация

Одним из основных дидактических принципов по-прежнему остаётся принцип наглядности, а основным методом изучения химии как естественной науки - эксперимент. Поэтому, начиная буквально с первых уроков в 8-м классе, автор проводит практические работы по ознакомлению учащихся с физическими характеристиками веществ, признаками и условиями протекания химических реакций, демонстрируя проводимость электрического тока растворами солей и электролиз воды.

Ключевые слова:

информационные технологии, виртуальная реальность, практические умения, принцип наглядности, эксперимент.

Список литературы
  • Беспалов П. И., Богданова Н. Н. Применение цифрового видеоэксперимента при формировании естественно-научной грамотности // Химия в школе. -2012. - № 6. – С. 66-70.

  • Жилин Д. М. Заметки с Международной конференции по химическому образованию // Химия в школе. -2012. - № 10. – С. 44-52.


Химический эксперимент

Эксперимент при изучении теории Бутлерова

Авторы:

Серокурова Ю. Л.. Адрес: Курган. Место работы: Сельскохозяйственная академия им. Т. С. Мальцева.

Аннотация

В статье на основе эксперимента показаны взаимосвязь строения и свойств органических соединений, а также влияние атомов и групп атомов на реакционную способность веществ.

Ключевые слова:

теория строения органических соединений А М Бутлерова, строение молекулы, физические и химические свойства веществ, качественная реакция, структурный фрагмент молекулы.

Список литературы
  • Иванов В. Г., Гева О. Н., Гаверова Ю. Г. Практикум по органической химии.-М.: Академия, 2000.


Химический эксперимент

Определение качества мяса и мясных продуктов

Авторы:

Волков В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский Государственный Университет.

Волкова Л. А.. Адрес: Псков. Место работы: Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Аннотация

В статье рассмотрены пищевая ценность и определение качества мясопродуктов по органолептическим показателям, а также с помощью простых и доступных аналитических реакций. Показано применение люминесцентного анализа для определения степени свежести мяса и его видовой принадлежности.

Ключевые слова:

мясо, пищевая ценность, органолептические показатели, химическая оценка качества, люминесцентный анализ.

Список литературы
  • 1. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика. - М.: Высшая школа, 1991.

  • 2. Жванко Ю. Н., Панкратова Г. В., Мамедова З. И. Аналитическая химия и технологический контроль в общественном питании. - М.: Высшая школа, 1989.

  • 3. ГОСТ 23392–78 Мясо. Методы химического и микроскопического анализа свежести.


Внеклассная работа

Комплексные экскурсии как часть технологического образования

Авторы:

Лунькина В. А.. Адрес: Р. п. Колышлей, Пензенская область. Место работы: СШ №1.

Аннотация

В статье говориться о том, что в ходе работы над проектом «Обучение для жизни» главное место отводиться комплексным экскурсиям. Цель экскурсий - знакомство с миром профессий, получение целостного представления о технологическом цикле изготовления продукции и формирование социальных компетенций учащихся. Подробно рассказывается о подготовке экскурсии на промышленное предприятие, проведении её. Показано применение инструктивных карт-заданий, групповых и кейс-технологий.

Ключевые слова:

обучение для жизни, комплексные экскурсии, технология, инструктивные задания, кейс-метод.

Список литературы
  • 1. Лунькина В. А., Сидорова Е. В. Комплексная экскурсия на водоочистительную станцию // Химия в школе. – 2012. – № 4.

  • 2. Окольников Ф. Б. Урок химии в Музее воды // Химия в школе. – 2013. – № 9.


Из истории химии

«...тут исторически и самой природой скоплены судьбы всей западной Сибири»

Авторы:

Беляк Е. Л.. Адрес: Тобольск. Место работы: Филиал ТюмГНГУ в Тобольске.

Аннотация

В данной статье показано торжество менделеевских прогнозов относительно развития г. Тобольска – родины учёного.

Ключевые слова:

Д И Менделеев, Тобольск, попутный газ, химическая переработка, «Тобольск-Полимер».

Список литературы
  • Беляк Е. Л. Заповедная земля Менделеева // Химия в школе. - 2009. - № 1. - С. 73-77.

  • Макареня А. А. Великий сибиряк / Отв. ред. Ю. П. Прибыльский; сост. А. А. Валитов, Н. И. Загороднюк; Тобольская биологическая станция РАН. - М.: Наука, 2009.

  • Полимер пошёл! // Тобольская правда. - 2013. - № 160.