Химия и искусство: две стороны устремления к красоте

Авторы:

Золотов Ю. А.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Автор размышляет о взаимосвязи химии и культуры, химии и музыки, изобразительного искусства, кино и театра.

Ключевые слова:

наука, культура, искусство, музыка, изобразительное искусство, театр, кино.


Наука и промышленность

Природные комплексы: состав, структура и использование.

Авторы:

Матвеева Э. Ф.. Адрес: Астрахань. Место работы: Университет.

Насиров Р.. Адрес: Атырауск. Место работы: Университет им. Х. Досмухамедова.

Аннотация

В статье рассматриваются состав, структура и использование соединений порфиринового ряда, их медико-биологическое значение и биологическое происхождение нефти. Рекомендуется изучение данного материала на занятиях элективного курса (11 класс).

Ключевые слова:

природные комплексы, порфирины, нефть, ароматичность, ионы.

Список литературы
  • 1. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8 – 9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

  • 2. Слесарев В. И. Химия: Основы химии живого: Учебник для вузов. – СПб: Химиздат, 2005.

  • 3. Treibs A. Chlorophyll and hemin derivatives in bituminous rock, petroleum, coals and phosphats rocks // Justus Lied. Annal. Chem.-1935. - V. 517. – P. 172–196.

  • 4. Насиров Р. Парамагнетизм нефтей и пород Прикаспия. – М.: Недра, 1993.

  • 5. Эрдман Д. Г. Геохимия высокомолекулярных неуглеводородных фракций нефти / Органическая геохимия. – М., 1967. – С. 105–120.

  • 6. Насиров Р., Солодовников С. П., Омаров Т. Т. Спектры ЭПР окисленного ванадилпорфиринового комплекса Каражанбасской нефти // Химия природных соединений. - 1990. – № 2. – С. 190–193.

  • 7. Аскаров К. А., Березин Б. Д., Быстрицкая Е. В. и др. Порфирины: спектроскопия, электрохимия, применение. – М.: Наука, 1987.

  • 8. Насиров Р. Комплексы порфиринов Каражанбасской нефти с ионами переходных металлов // Химия природных соединений. - 1990. – № 5. – С. 621–624.


Методика и обмен опытом

Воспитательный потенциал предмета и личностные результаты образования.

Авторы:

Заграничная Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы реализации воспитательного потенциала химического образования в целях формирования личностных результатов обучения химии. Рассмотрены средства и возможности содержания и методики учебного предмета «Химия», которые могут обеспечить достижение планируемых личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова:

личностные результаты обучения, воспитательный потенциал учебного предмета.

Список литературы
  • 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. URL:http://минобрнауки.рф (дата обращения 13.05.13).

  • 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009 г. URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985 (дата обращения 16.05.13).

  • 3. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе / Под общ. ред. Н. Е. Щурковой. – М.: АРКТИ, 2012.

  • 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010 г. URL:http://минобрнауки.рф (дата обращения 13.05.13).

  • 5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2012 г. URL:http://минобрнауки.рф (дата обращения 13.05.13).

  • 6. Иванова Р. Г., Заграничная Н. А. О содержании базового химического образования в современном социуме // Химия в школе. – 2010. № 1.

  • 7. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Современные подходы к обучению химии // Химия в школе. – 2010. № 2.


Методика и обмен опытом

Из опыта реализации метода проектов

Авторы:

Клименко М. Е.. Адрес: Хабаровск. Место работы: Гимназия №3 им. М. Ф. Панькова.

Аннотация

Проектная деятельность ориентирована на реализацию принципа осознанности знаний, способствует усвоению программного материала, позволяет естественным образом развивать необходимые учебные навыки, формировать коммуникативные умения, повышает деловую и творческую активность школьников. Автор предлагает разработку урока-конференции по теме «Вода – вещество привычное и загадочное», на котором подводятся итоги обучающего проекта для учащихся 8-го класса.

Ключевые слова:

метод проектов, вода, урок-конференция.

Список литературы
  • Бочкарёва Н. Ф. Экология России: пособие по географии. 8–9 классы. – Калуга: Золотая аллея, 1997.

  • Бурштейн Л. М. Обыкновенное чудо – вода. – М.: Детский экологический центр, 1997.

  • Вода не простая, а талая // Газета «Хабаровская неделя». 2007. № 13.

  • Водно-экологические проблемы бассейна реки Амур. – Владивосток: ДВО РАН, 2003.

  • Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Хабаровского края в 2002 году. – Хабаровск, 2003.

  • Тунгусский проект // Газета «Хабаровская неделя». 2007. № 31.

  • Залетило С. С. Вода. Очистка воды // Химия в школе. – 2007. – № 4. – С. 36 39.

  • Зоммер К. Химия: Справочник студента и школьника. – М.: Дрофа, 2000.

  • Иванова Л. П. Вода – вещество привычное и необычное // Газета «Химия». – 2000. – № 47.

  • Ильин М. Сто тысяч почему. – Л., 1989.

  • Ильченко В. Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.

  • Книга для чтения по неорганической химии / Сост. В. А. Крицман. – Ч.1. – М.: Просвещение, 1993.

  • Крыжановский Р. А. Ресурс будущего. – М.: Мысль, 1985.

  • Лисевич О. Н. и др. Аква: полевой физико-химический практикум. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001.

  • Маршанова Г. Л. Аналитический семинар «Вода в природе и жизни человека // Химия в школе. – 2006. – № 2. – С. 18–25.

  • Маршанова Г. Л. Роль и место уроков конференций в учебном процессе // Химия в школе. – 2006. № 8. – С. 30 36.

  • Новиков Ю. В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.

  • Экология России: хрестоматия / Сост. В. Н. Кузнецов. – М.: АО МДС, 1995.

  • Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1990.

  • Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника. – М.: Аванта +, 2000.


Методика и обмен опытом

Урок химии в «Музее воды»

Авторы:

Окольников Ф. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Городской методический центр Департамента образования Москвы.

Аннотация

Музеи города Москвы представляют большие возможности для интегрированного изучения предметов естественнонаучного цикла. Музей воды позволяет в течение всего учебного года изучать тему "Вода. Растворы" во взаимосвязи с историей, физикой, искусством.

Ключевые слова:

музей, вода, растворы, работа в группах, химические реакции, строительство, мембраны, обеззараживание, водопроводный кран.


Методика и обмен опытом

К методике изучения окислительно-восстановительных реакций.

Авторы:

Масленникова Л. В.. Адрес: с. Авдон, Уфимский р-н, Республика Башкортостан.

Аннотация

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций часто вызывает затруднения у учащихся. Автор предлагает свой опыт повторения и обобщения материала данной темы.

Ключевые слова:

окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса.

Список литературы
  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 9 класс. – М.: Русское слово, 2012.

  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 10 (11) класс. Профильный уровень. – М.: Русское слово, 2012.


Методика и обмен опытом

Как мы обучаем решению расчётных задач.

Авторы:

Мартынова Н. Н.. Адрес: г. Архангельск. Место работы: Гимназия № 6.

Аннотация

В статье приведены примеры условий задач по химии с трансформирующими поправками в порядке усложнения. Ученики самостоятельно учатся составлять, записывать и решать задачи. Учащиеся легче усваивают информацию визуально. Обучение решению задач более эффективно, если условие задачи записано в виде схемы, отражающей сущность физических и химических процессов. Такие схемы позволяют восстановить условие задачи через любой промежуток времени. Данная методика обучения решению задач способствует формированию метапредметных умений.

Ключевые слова:

урок, ЕГЭ, приёмы обучения, опорная схема, расчётные задачи, самостоятельная работа.

Список литературы
  • 1. Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н. Задачник по химии: 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • 2. Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н. Задачник по химии: 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.


Методика и обмен опытом

Способы организации самоконтроля при решении учебных задач.

Авторы:

Дерябина Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Предложены нетрадиционные опосредованные способы организации самоконтроля при решении учебных задач, которые позволяют учащимся получать обратную связь о наличии или отсутствии ошибок, но не о их характере. Использование таких способов повышает мотивацию к обучению и стимулирует (в случае наличия ошибок) деятельность по их поиску и исправлению, что, в конечном итоге, приводит к коррекции ориентировочной основы деятельности по решению задач определённого вида. Особенно эффективны при обучении учащихся решать качественные задачи.

Ключевые слова:

учебные задачи, самоконтроль.

Список литературы
  • 1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – М., 1998.

  • 2. Занимательные задачи по химии / Под ред. Н. Е. Дерябиной. – М., 2010.

  • 3. Дерябина Н. Е. Неорганическая химия в упражнениях и задачах. – М., 2012.

  • 4. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и их монофункциональные производные. Учебник-тетрадь. – М., 2012.

  • 5. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Сборник упражнений. – М., 2012.


Методика и обмен опытом

Из опыта формирования мировоззренческих компетенций учащихся.

Авторы:

Попельницкая С. А.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: СШ № 35.

Кузьмичёва Т. Ю.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: СШ № 35.

Аннотация

Представлен сценарий урока повторения и обобщения, развития экспериментальных умений (химический и физический эксперимент). Его можно проводить при изучении тем «Действия электрического тока» (физика), «Электрический ток в химических средах неживой и живой природы» (химия), «Живая клетка» (биология).

Ключевые слова:

урок повторения и обобщения, электрические и магнитные эффекты, живые и неживые среды, эксперимент.


Методика и обмен опытом

Роль и место ситуационных задач в современном уроке

Авторы:

Жулькова Н. В.. Адрес: г. Ульяновск. Место работы: Мариинская гимназия.

Аннотация

Научить учеников обращению с веществами, которые встретятся им в быту, в повседневной жизни – задача школьного учителя химии. Для достижения результата в данном направлении важно включать в процесс обучения ситуационные задачи. В статье рассматриваются возможные варианты применения данного вида задач на различных этапах современного урока химии.

Ключевые слова:

современный урок химии, ситуационные задачи, универсальные учебные действия.

Список литературы
  • 1. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004.

  • 2. Кендиван О. Д.-С. Об особенностях практико-ориентированных учебных задач // Химия в школе. – 2009. – № 6. – С. 39.

  • 3. Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. – 2012. – № 3. – С. 4.


Консультация

О классификации неорганических веществ и не только...

Авторы:

Шульчус A.. Адрес: Каунас, Литва. Место работы: Каунасский технологический университет.

Аннотация

При изучении углублённого курса химии в школе у более мотивированных учащихся возникают специфические вопросы, для ответов на которые требуется университетские знания химии. Основываясь на конкретных примерах, в статье обсуждается введение термина «нейтральные оксиды», предлагается методика объяснения химической связи, рекомендуется обязательное указание единиц измерения при решении задач.

Ключевые слова:

классификация неорганических веществ, электроотрицательность, химическая связь, единицы измерения.

Список литературы
  • 1. Четверин В. Б. Проблемы классификации неорганических веществ // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 4955.

  • 2. Фасхутдинова Р. А., Фасхутдинов Р. Р. Из опыта изучения классификации неорганических соединений // Химия в школе. - 2012. - № 6. - С. 30–32.

  • 3. http://www.amazon.com/Dictionary-Chemistry-Oxford/dp/0198609183

  • 4. http://chemistrybook.hubpages.com/hub/Oxides

  • 5. http://www.transtutors.com/chemistry-homework-help/S-and-P-block-elements/oxides.aspx

  • 6. Третьяков Ю. Д., Мартиненко Л. И., Григорьев А. Н., Цивадзе А. Ю. Неорганическая химия. Химия элементов. - Т. 2. – М.: Академкнига, 2007. – С. 670.

  • 7. Averill B., Eldredge P. Chemistry. Principles, patterns and applications.– Pearson Benjamin Cummings, 2006.

  • 8. Petrucci R. General chemistry. Principles and modern applications.– Macmillan Publishing Company. - New York, 1989. – Р. 1042.

  • 9. Раткевич Е. Ю., Базаева М. Г., Голубева Р. М., Мансуров Г. Н. О механизме образования химической связи // Химия в школе. - 2011. - № 6. - С. 610.

  • 10. McMurry, Ballantine D. S., Hoeger C. A., Peterson V. E. Fundamentals of general, organic and biological chemistry.– 7th edition, Pearson, 2012. – Р. 893.

  • 11. Шелинский Г. И., Юрова Н. М. Химия: Учебник для 11 класса.  СПб.: Книжный мир, 2005.

  • 12. Неорганическая химия: Учебник для вузов. - В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова.  М.: Академия, 2008.

  • 13. Жукова Н. И., Потенко Е. И. Тестовые задания по теме «Химическая связь» // Химия в школе. - 2011. - № 6. - С. 51–52.

  • 14. Титов Н. А. Мыслительные стереотипы и условия их преодоления // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 62–66.

  • 15. Ball D. W. A better ion fraction for a neutral aqueous solution // Journal of chemical education. - 2012. - V. 89. - № 5. - Р. 683–684.

  • 16. Бердоносов C. C., Менделеева Е. А. Химия: Новейший справочник. – М.: Mахаон, 2006.

  • 17. Фримантл М. Химия в действии. - Т. 1. – М.: Mир, 1991.


Из истории химии

Несостоявшаяся Нобелевская премия Лиз Майтнер (к 135-летию со дня рождения)

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Московский Педагогический Государственный Университет.

Аннотация

Лиз Майтнер принадлежит к числу наиболее выдающихся учёных XX в., но имя её известно немногим. Судьба не баловала её никогда, ни в начале научной карьеры, ни в конце. Её заслуги часто приписывали другим, её предавали близкие люди, а запоздавшее признание пришло только в глубокой старости. Она выдвинула свою теорию строения атомного ядра и развила представления о дискретных энергетических состояниях ядер, вместе с Отто Ганом разработала метод выделения продуктов α-распада, открыла существование целого ряда радионуклидов, исследовала ядерную изомерию.

Ключевые слова:

Лиз Майтнер, Отто Ган, деление ядер, атомная бомба, Нобелевская премия по химии.

Список литературы
  • Боданис Д. E = mc2. Биография самого знаменитого уравнения мира. – М.: КоЛибри, 2009.

  • Вайнер Л. Как Отто Ган получил Нобелевскую премию // Чайка, Seagull Magazine, № 24 (107), 16 декабря 2007.

  • Васильев А. Деление урана: от Клапрота до Гана // Квант. - 2001. - № 4. - С. 20.

  • Гернек Ф. Пионеры атомного века. Великие исследователи от Максвелла до Гейзенберга. − М.: Прогресс, 1974.

  • Зеленин К. Н., Ноздрачев А. Д., Поляков Е. Л. Нобелевские премии по химии за 100 лет. – СПб.: Гуманистика, 2003.

  • Ирвинг Д. Ядерное оружие Третьего рейха. Немецкие физики на службе гитлеровской Германии. – М.: Центрполиграф, 2005.

  • Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия / Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.

  • Ruth Lewin Sime. Lise Meitner: a Life in Physics. Berkeley – University of California Press, 1996.

  • Rife P. Lise Meitner and the Dawn of the Nuclear Age. – Boston: Birkhäuser, 1999.

  • Снегов С. Прометей раскованный. Повесть о первооткрывателях ядерной энергии. − М.: Детская литература, 1972.

  • Шейнбаум М. Еврейская мама атомной бомбы. http://www.jewish.ru/style/press/2008/11/news994268720.php

  • Юнг Р. Ярче тысячи солнц. Повествование об учёных-атомниках / Пер. с англ. – М.: Государственное издательство литературы в области атомной науки и техники, 1961.


Внеклассная работа

Литературно-музыкальная композиция «О любви, музыке и химии».

Авторы:

Калимуллина Х. Х.. Адрес: Казань. Место работы: СШ № 87.

Аннотация

Увлечь учащихся познавательной деятельностью позволяют средства искусства. С этой целью организуются предметные и межпредметные театрализованные представления, оживляющие события из истории химии, из жизни выдающихся ученых. Предлагаю интегрированное театрализованное мероприятие, посвященное 180-летию со дня рождения А. П. Бородина. Цель мероприятия: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью А.П. Бородина – ученого, композитора.

Ключевые слова:

А П Бородин, литературно-музыкальная композиция, химия, музыка.

Список литературы
  • Кузнецов В. И. А. П. Бородин: вклад в развитие органического синтеза // Химия в школе. – 1997. – № 6. – С. 94.

  • Россихина В. П. Рассказы о русских композиторах. – М., 1971.

  • Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. – М.: Правда, 1989.


Химический эксперимент

Учебный химический эксперимент в теории и практике обучения.

Авторы:

Грабовый А. К.. Адрес: г. Черкассы. Место работы: Черкасский Национальный Университет им. Б. Хмельницкого.

Аннотация

В статье рассматривается характеристика школьного химического эксперимента как метода, средства обучения и наглядности.

Ключевые слова:

школьный химический эксперимент, учебный химический эксперимент, научный эксперимент, метод, средство обучения, средство наглядности, функции эксперимента, способы сочетания слова учителя с химическим экспериментом, способы сочетания химического эксперимента и средства наглядности, комплексное использование химического эксперимента и средств наглядности, эффекты синергизма, последовательности, антагонизма.

Список литературы
  • 1. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. / Кузнецова Н. Е., Гаркунов В. П., Ерыгин Д. П. и др. – М.: Просвещение, 1984.

  • 2. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе (общие вопросы). Пособие для учителей. – М.: Учпедиз, 1963.

  • 3. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии в средней школе. Методика и техника. Пособие для учителя. 5-е изд., перараб. и доп. – М.: Просвещение, 2000.

  • 4. Буринская Н. Н. Методика преподавания химии: Теоретические основы. – Киев: Вища школа, 1987.

  • 5. Общая методика обучения химии: Содерж. и методы обучения химии. Пособие для учителей / Цветков Л. А., Иванова Р. Г., Полосин В. С. и др. – М.: Просвещение, 1981.

  • 6. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  • 7. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

  • 8. Злотников Э. Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения // Химия в школе. – 2001. – № 1. – С. 60-64.

  • 9. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1987.

  • 10. Найдан В. М, Грабовый А. К. Использование средств обучения на уроках химии: Пособие для учителей. – Киев: Радянська школа, 1988.

  • 11. Шаповаленко С. Г. Школьное оборудование и кабинетная система / Вопросы школоведения. – М.: Просвещение, 1982. – С. 183-189.

  • 12. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

  • 13. Грабецкий А. А., Зазнобина Л. С., Назарова Т. С. Использование средств обучения на уроках химии. –М.: Просвещение, 1988.

  • 14. Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. – М.: Просвещение, 1970.

  • 15. Полосин В. С. Роль химического эксперимента в развитии познавательных интересов учащихся к химии // Химия в школе. – 1982. – № 5. – С. 53-56.

  • 16. Зазнобина Л. С. О наглядности: история в контексте современного преподавания химии // Химия в школе. – 1997. – № 1. – С. 62-66.

  • 17. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: развивающий эксперимент. Книга для учителей. – М.: Школа-Пресс, 1998.

  • 18. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. – М.: Высшая школа, 1974.


Химический эксперимент

Обнаружение молочной кислоты на коже человека.

Авторы:

Храмов В. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Педагогический университет.

Савин Г. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Педагогический университет.

Папичев Н. В.. Адрес: Волгоград. Место работы: Педагогический университет.

Аннотация

Авторы предлагают наглядную и контрастную модификацию пробы на присутствие лактата на коже человека, основанную на цветной реакции Уффельмана.

Ключевые слова:

молочная кислота, лактаты, реакция Уффельмана.