Учитель, которому доверяют

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

Автор размышляет о своем понимании профессии учителя в современном обществе

Ключевые слова:

учитель, семья, воспитание детей.


Наука и промышленность

Новый подход в исследовании верхней границы Периодической системы

Авторы:

Дроздов А. М.. Адрес: Санкт-Петербург.

Макареня А. А.. Адрес: Санкт-Петербург.

Старова Т. В.. Адрес: Санкт-Петербург.

Аннотация

Данное исследование представляет попытку разработать метод и определить верхнюю границу на основе структуры Периодической системы, полученной Д. И. Менделеевым и развитой И. Ридбергом и Е. В. Бироном.

Ключевые слова:

периодический закон, Периодическая система химических элементов Д И Менделеева, порядковый номер элемента, группа, период, диада, метапериод.

Список литературы
  • 1. Дроздов А. М., Макареня А. А. Статистическая обработка данных Периодической системы химических элементов – метапериод. – Кривой Рог: КГПИ. Деп. в Укр. НИИНТИ 20.05.87.

  • 2. Кедров Б. М. Теоретические вопросы материалистической диалектики // Вопросы философии. - 1976. - № 12. – С. 52-66.

  • 3. Щукарев С. А. Неорганическая химия. Т. 1. – М.: Высшая школа, 1970. - С. 5.

  • 4. Трифонов Д. Н. Моделирование и модели в учении о периодичности / Моделирование в теоретической химии. – М.: Наука, 1975. – С. 98.

  • 5. Бор Н. Избранные научные труды. Т. 1. – М.: Наука, 1970. – С. 291, 325.

  • 6. Зоммерфельд А. Строение атома и спектры. – М.: Изд.-во техн.-теор. Литер., 1956. – С. 134.

  • 7. Трифонов Д. Н. О количественной интерпретации периодичности. – М.: Наука, 1971. – С. 128.

  • 8. Rydberg I. The originals of the elements and the highfrequency spectra. Phil. Mag, 1914, ser. Vol. 28, p. 144-149.

  • 9. Щукарев С. А. Некоторые перспективы прогнозирования свойств не открытых ещё сверхтяжёлых элементов / Прогнозирование в учении о периодичности. – М., 1976. – С. 117.

  • 10. Бронштейн И. Н., Семендяев К. А. Справочник по математике. – М.: Наука, 1965.

  • 11. Комова Е. Г. Группа химических астероидов. – М.: Просвещение, 1984. – С. 172.


Методика и обмен опытом

Как организовать познавательную деятельность учащихся, Или семь правил успешного обучения

Авторы:

Ахметов М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: ИПКиПРО.

Аннотация

Актуальной проблемой российского общего образования является организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся. В статье приведены семь правил, выполнение которых позволит учителю организовать учебно-познавательную деятельность учащихся и добиться успеха в обучении химии

Ключевые слова:

обучение химии, познавательная деятельность, познавательный интерес, успех в обучении.

Список литературы
  • 1. Ваулина Н. М. Формирование мотивов учения как средства повышения эффективности преподавания химии в школе: дис…. канд. пед. наук. — М., 2003. — С. 149.

  • 2. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения / Под ред. проф. А. А. Красновского. — М.: Учпедгиз, 1955.


Из опыта организации исследовательской деятельности в классах гуманитарного профиля

Авторы:

Жулькова Н. В.. Адрес: Ульяновск. Место работы: Мариинская гимназия.

Аннотация

Организация исследовательской деятельности учащихся гуманитарных классов позволяет развивать их познавательную активность, способствует их самореализации, накоплению собстенного опыта. При выборе предмета исследования для учащихся-гуманиратариев необходимо подчеркивать связь химии с литературой, искусством, историей и повседневной жизнью.

Ключевые слова:

исследовательская деятельность, гуманитарный профиль, межпредметные связи.

Список литературы
  • 1. Кузнецов В. И., Третьякова Л. Г. Проблема гуманизации химического образования и поиски путей её решения // Химия в школе. — 1991. — № 4. — С. 25–28.

  • 2. Каверина А. А. О преподавании химии в классах гуманитарного профиля // Химия в школе. — 1992. — № 5–6. — С. 29–32.

  • 3. Беликова М. Ю. Использование художественной литературы на уроках и во внеклассной работе // Химия в школе. — 1999. — № 3. — С. 73–80.

  • 4. Гольдфельд М. Г. Химическая картина природы и межпредметные связи в курсе химии // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. — 1983. — № 5. — С. 17–28.


К изучению первоначальных сведений об органических веществах в курсе 9-го класса

Авторы:

Добротин Д. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Лаборатория дидактики химии ИСМО РАО.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы изучения раздела «Первоначальные сведения об органических веществах» через призму систематизации материала курса 8-9 класса и возможности подготовки к выполнению заданий ГИА, а также пропедевтики курса органической химии, изучаемого в 10 классе.

Ключевые слова:

федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обязательный минимум содержания, ГИА, элемент содержания, органические вещества, углеводороды, кислородсодержащие вещества.


Наш опыт изучения карбоновых кислотность

Авторы:

Новикова Г.С.. Адрес: г. Ростов, Ярославская обл.. Место работы: СШ № 4.

Аннотация

Предложена разработка одного из уроков по разделу «Органические соединения» для 9-го класса. На уроке использована технология развития критического мышления.

Ключевые слова:

карбоновые кислоты, технология развития критического мышления.


Итоговая контрольная работа по теме «Основные понятия об органических веществах»

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

В статье представлен вариант контрольной работы по теме «Основные понятия об органических веществах» в 9 классе.

Ключевые слова:

Контрольная работа, органическая химия, 9 класс.


Особенности окислительно-восстановительных реакций органических соединений

Авторы:

Кузнецова Л. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Пашкова Л. И.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Власенко К. К.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

Рассмотрены примеры составления уравнений ОВР для различных классов органических соединений в соответствии с традиционной последовательностью изучения материала органической химии в средней школе.

Ключевые слова:

степень окисления атома углерода в органических соединениях, каталитическое окисление, мягкое окисление, реакция Вагнера, жёсткое окисление или окислительная деструкция, озонолиз, реакция Гарриеса.

Список литературы
  • Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии. — М.: Высшая школа, 1999.

  • Кудрявцев А. А. Составление химических уравнений. — М.: Высшая школа, 1991.

  • Марч Дж. Органическая химия: в 4-х т. — М.: Мир, 1987.

  • Угай Я. А. Общая химия. — М.: Высшая школа, 1997.


Реализация проблемного обучения на уроке по теме «Полимеры»

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ №496.

Аннотация

Автор предлагает разработку урока химии с использованием блока проблемных ситуаций по теме «Полимеры», прилагает дидактический материал к уроку, рекомендации по организации групповой формы работы учащихся и использованию электронной презентации.

Ключевые слова:

проблемное обучение, проблемная ситуация, разработка урока, полимеры, дидактическая карта.

Список литературы
  • 1. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 2. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / Авт.-сост. С. В. Дендебер, О. В. Ключникова. – М.: «5» за знания, 2007.


К изучению гидролиза солей

Авторы:

Галлямова В. М.. Адрес: Елабужский р-н, республика Татарстан. Место работы: Яковлевская СШ.

Черненко Н. М.. Адрес: Вилюйский р-н, Республика Саха (Якутия). Место работы: Кысыл-сырская СШ.

Аннотация

Учащиеся узнают, что вследствие гидролиза раствор соли может иметь кислотную, нейтральную или щелочную среду, составляют ионные уравнения и выполняют тестовые задания. В продолжении двух уроков учащиеся проводят опыты, составляют уравнения гидролиза солей и узнают, как сместить равновесие этого обратимого процесса.

Ключевые слова:

уравнения гидролиза солей, обратимый и необратимый гидролиз.

Список литературы
  • Кузнецова Л. М. Химия. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006.

  • Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии. 9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2006.

  • Врублевский А. И., Барковский Е. В. Тесты по химии. Химия элементов. – М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999.


Учебные тексты и тестовые задания к ним

Авторы:

Ганина Н.В.. Адрес: Москва. Место работы: МИТХТ им. М.В.Ломоносова.

Аннотация

Предлагаются краткие учебные тексты и задания в тестовой форме, по темам «Общие научные принципы химического производства», «Промышленные способы получения веществ» (на примере производства серной кислоты, аммиака, азотной кислоты и чугуна ).

Ключевые слова:

тестовое задание, краткие тексты, производство, химическое равновесие, экзотермическая реакция, эндотермическая реакция, скорость реакции, серная кислота, азотная кислота , аммиак, чугун, практический выход.

Список литературы
  • 1. Аванесов В. С. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях. http://testolog.narod.ru/Theory76.html

  • 2. Ганина Н. В. Тестовые задания по химии практической направленности // Актуальные проблемы химического и естественно-научного образования: III Всероссийская научно-методическая конференция. Сборник материалов. — М.: МАКС Пресс, 2012. — С. 45–46.


К решению задач на смеси веществ

Авторы:

Серебряков Е. А.. Адрес: Йошкар-ола. Место работы: Марийский Государственный университет.

Аннотация

Статья посвящена описанию алгоритмов решения расчетных задач на смеси. Представлены три типа задач и способы их решения.

Ключевые слова:

Расчетная задача, смесь, алгоритм решения.


Химический эксперимент

Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии

Авторы:

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

Показано, что для решения задач, стоящих перед современной школой и обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, необходимо усилить роль химического эксперимента как основного метода научного познания, перенести акценты с его иллюстративной функции на эвристическую и исследовательскую. В соответствии с обозначенными подходами предложена методика проведения химических опытов при изучении темы «Первоначальные химические понятия».

Ключевые слова:

химический эксперимент, учебное исследование, первоначальные химические понятия.


Получение газа в двухколенной пробирке

Авторы:

Жилин Д. М.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 192.

Аннотация

Описано использование двухколенной пробирки в качестве прибора для получения газа. В одно колено пробирки насыпают твёрдый реагент, в другое – жидкий. Если нужно получить газ, приливают жидкий реагент к твёрдому. Если нужно остановить реакцию, сливают жидкий реагент с твёрдого обратно. Описаны четыре опыта с водородом с применением данного устройства.

Ключевые слова:

аппарат Кирюшкина, получение газа, двухколенная пробирка, кислота, металл.


Проблемно-развивающие опыты по теме «Гидролиз солей»

Авторы:

Кладов Д. М.. Адрес: Талдомский р-н, Московская обл.. Место работы: Новоникольская основная образовательная школа.

Аннотация

Показаны возможности применения методики проблемного обучения химии в 9-м, 11-м классах средней школы. В основу этой методики положены разработанные автором новые школьные химические опыты с растворами солей, подверженных гидролизу. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешаться учащимися под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемых опытов. Опыты разработаны с целью осуществления на практике основных положений теории проблемного обучения.

Ключевые слова:

проблемный химический эксперимент, новые опыты с растворами солей, подверженных гидролизу.

Список литературы
  • 1. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007.

  • 2. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 2. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – С. 97.

  • 3. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 3. Кн. 2. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – С. 78.

  • 4. Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2008.

  • 5. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных экспериментов по химии. Развивающий эксперимент. (Библиотека журнала «Химия в школе»). – М.: Школа-Пресс, 1998.


Из истории химии

Д. И. Менделеев: детство и гимназические годы

Авторы:

Валитов А. А.. Адрес: Тобольск. Место работы: Тобольская комплексная научная станция УрО РАН.

Аннотация

Статья посвящена детству и гимназическим годам великого учёного Д. И. Менделеева. Показана историческая среда, в которой шёл процесс воспитания и образования юного Мити Менделеева.

Ключевые слова:

Д И Менделеев, воспитание, образование, гимназия, Тобольск.

Список литературы
  • 1. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (далее ГБУТО ГА в г. Тобольске). - Ф. 156. - Оп. 20. - Д. 93. - Л. 1.

  • 2. Архив Д. И. Менделеева. Автобиографические материалы. Сб. док. Т. 1. - Л., 1961. - С. 11.

  • 3. Уральская железная промышленность в 1899 г. - СПб., 1900. - С. 426-427.

  • 4. Памяти Д. И. Менделеева. Семейная хроника в письмах. - СПб., 1908. - С. 24.

  • 5. Замахаев С. Н., Цветаев Г. А. Историческая записка о Тобольской гимназии 1789-1889 гг. - Тобольск, 1889. - С. 138.

  • 6. ГБУТО ГА в г. Тобольске. - Ф. 5. - Оп. 1. - Д. 121. - Л. 20-24.

  • 7. Михайлова Л. П. Школа Тобольской губернии в конце XVIII - половине XIX вв. // Воспитание учащихся в процессе учебной и внеклассной работы. - Тюмень, 1966. - С. 185.


Внеклассная работа

Занятие по теме «Разделение смесей» с использованием ИКТ

Авторы:

Карнажитская Л. А.. Адрес: Краснодар. Место работы: СШ № 43.

Литвинова Т. Н.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский государственный медицинский университет.

Аннотация

Проблема развития познавательной активности школьников является одной из центральных проблем в педагогике, так как успех учебной деятельности во многом зависит от формирования непрерывного и устойчивого интереса к учению на ранних этапах обучения. Разработанная и апробированная в системе дополнительного образования школьников программа курса «Химия в центре наук» для учащихся 5-7 классов направлена на развитие познавательной активности школьников средствами предмета «химия» и информационно-коммуникационных технологий, и, как следствие, на создание благоприятных условий для формирования интереса к химии, понимания ее роли в профессиональном самоопределении. В статье приведена методика проведения урока с использованием ИКТ для учащихся 5 класса на тему «Методы разделения смесей».

Ключевые слова:

курс химии, дополнительное образование школьников, познавательная активность, средства ИКТ, физические способы разделения смесей.

Список литературы
  • 1. Литвинова Т. Н., Курятник Л. А. Информационно-коммуникационные технологии на внеклассных занятиях по химии как средство формирования познавательной активности учащихся // Завдання i перспективи навчання хiмii у профiльнiй школi. — Украина, Полтава, Полтавский национальный педагогический университет им. В. Г. Короленка, 2010. — С. 35–39.

  • 2. Карнажитская Л. А. Модернизация структуры и содержания программы пропедевтического курса химии «Школа юного химика» в связи с переходом на новые образовательные стандарты // Актуальные проблемы химического и экологического образования. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012.

  • 3. Габайдулина Л. И. Исследовательская деятельность и ИКТ-компетентность учащихся в процессе изучения естествознания // Народное образование, 2007. — № 5. — С. 153–157.

  • 4. Стародубцев В. А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественно-научном образовании. — Томск: Дельтаплан, 2002.

  • 5. http://school-collection.edu.ru

  • 6. Виртуальная лаборатория, 8–11 класс. — Мультимедиа МАРГТУ, 2004.


Анализ задач 44-й Междунарожной химческой олимпиады

Авторы:

Ерёмин В. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Рассмотрены спортивные и научные результаты 44-й Международной химической олимпиады школьников (Вашингтон, июль 2012). Проанализированы избранные задачи теоретического и экспериментального туров и их решения.

Ключевые слова:

Международная химическая олимпиада, задачи по химии.