Модернизация образования: работа с одарёнными детьми
Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей № 1.
В статье обоснована значимость работы с одаренными детьми на современном этапе. Автор статьи представляет данную тему в рамках обсуждения на VI съезде Всероссийского педагогического собрания, где обсуждались вопросы выявления одаренности и методов работы с одаренными детьми. В статье представлен опыт автора работы с одаренными детьми при обучении химии на основе использования технологии развития критического мышления.
одарённые дети, критическое мышление, обучение химии, педагогическая технология.
-
1. Сайт Всероссийского педагогического собрания: http://www.pedagogsobr.ru/newsshow/408
-
2. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. — СПб.: КАРО, 2009.
-
3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011.
-
4. Вишнякова Е. Е. Развитие критического мышления через чтение и письмо // Открытое образование. – 2006. - № 3. – С. 65-73.
-
5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
Консультация
О постоянстве физико-химических констант металлов
Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.
Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.
Филиппова А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.
Приведён анализ значений температур плавления и кипения металлов по справочным данным за период около 80 лет, начиная с 1920 г. Значения физико-химических констант взяты из фундаментального справочника по химии Ландольта, Наndbook of Chemistry and Physics, Химической энциклопедии. Обнаружено, что значения температур плавления совпадают только у 21 металла, а значения температур кипения – только у 8. Для остальных металлов обнаруживается разброс в числовых значениях. По мнению авторов, для школьных учебников и пособий следует брать значения этих величин из справочного издания Наndbook of Chemistry and Physics, поскольку оно ежегодно обновляется данными текущей научной периодики.
физико-химические константы простых веществ, температура плавления, температура кипения, тугоплавкие металлы, термическая стойкость металлов.
-
1. Landolt-Bornstein Phydikalisch-Chemische Tabelle in zwei Banden. Berlin. Springer Verlag. - 1923. - B. 1. -S. 313-331.
-
2. Handbook of Chemistry and Physics. 37th Edition. - Cleveland, 1955.
-
3. CRC Handbook of Chemistry and Physics. 86th Edition. - Boca Raton, London, New York, Singapore, 2005-2006.
-
4. Химическая энциклопедия. Т. 1–2. - М.: Советская энциклопедия, 1988-1990. Т. 3–5. - М.: Большая российская энциклопедия, 1992-1998.
-
5. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии / Пер. с англ. В 2 т. - М.: Мир, 2009. Т. 2.
Методика и обмен опытом
Из опыта диагностики метапредметных результатов обучения
Заграничная Н.А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования, развития и диагностики метапредметных результатов в практике изучения химии. Автором разработан инструментарий для диагностики уровня достижения метапредметных результатов восьмиклассников. Подробно рассмотрены комплексные задания и критерии оценивания.
планируемые результаты обучения, метапредметные результаты, комплексные задания.
-
1. Заграничная Н. А. О метапредметных результатах изучения школьного курса химии // Химия в школе. - 2011. - № 4. - С. 18-22.
-
2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008.
-
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
-
4. Касимова И. С. Ситуационные задачи как средство оценивания результатов обучения биологии в школе. URL: http://www.rae.ru/forum2011/10/2031
Внутрипредметная интеграция при изучении органической химии
Новошинский И. И.. Адрес: Москва.
Новошинская Н. С.. Адрес: Москва.
Перенесение курса органической химии в 11-й класс даёт возможность не отвлекать внимание учащихся на изучение материала общей химии и кроме того постоянно опираться на знания, полученные в курсах неорганической и общей химии, формировать представления учащихся о химии как единой науке, осуществляя таким образом внутрипредметную интеграцию знаний.
интеграция знаний, органическая химия, место курса органической химии в средней школе.
Урок — ролевая игра «Суд над алкенами»
Соковишина Н. В.. Адрес: г. Кимры, Тверская обл.. Место работы: СШ № 16.
Предложен урок в форме ролевой игры, который позволяет обобщить и расширить знания учащихся об алкенах; показать зависимость свойств алкенов от их строения; сравнить алканы и алкены по строению и свойствам; изучить историю открытия алкенов и их применение; рассмотреть номенклатуру непредельных соединений; закрепить умение решать задачи на определение молекулярной формулы вещества; повторить основные положения теории химического строения органических соединений.
алкены, ролевая игра.
-
Кожанова Э. А. Ролевая игра «Суд на алканами» // Химия в школе. – 1995. – № 4.
Химические ориентиры в мире запахов
Трухаткина И. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: СШ № 122.
Использование на уроках химии информационного подхода способствует повышению мотивации и познавательной активности учащихся. Рассматривается методика применения стереохимической теории обоняния при изучении отдельных тем органической и неорганической химии.
стереохимическая теория обоняния, модель «ключ-замок», валентный угол, длина связи.
-
Некрасов Б. В. Основы общей химии. - М.: Химия, 1974.
-
Человский Н. В. А чем это тут у вас пахнет? // Естествознание в школе. – 2006. - № 2. – С. 20-35.
-
Яблоков В. А., Монич Т. П., Ваганова Н. Ю. Химия-10: Учебное пособие. - Н. Новгород: Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2001. – С. 167-168.
Раздаточный материал как средство активизации познавательной деятельности
Бондаренко И.И.. Адрес: Казахстан, г. Петропавловск. Место работы: Северо-Казахстанский государственный университет.
Волкова А.М.. Адрес: Казахстан, г. Петропавловск. Место работы: Северо-Казахстанский государственный университет.
Пфлюк Н.Ф.. Адрес: Казахстан, г. Петропавловск. Место работы: Северо-Казахстанский государственный университет.
Есть много методов и приемов, позволяющих активизировать деятельность учеников, не только передать им определенную сумму знаний, но и дать возможность ощутить радость открытия. Один из них – это использование активного раздаточного материала.
раздаточный материал, углеводы, глюкоза.
Урок по теме «Введение в кристаллографию»
Деденева О.А.. Адрес: Смоленская обл.. Место работы: Баскаковская СШ.
Предложена разработка урока химии в 7 классе. Урок позволяет формировать ключевые образовательные компетенции.
кристаллы, выращивание кристаллов.
Интегрированный урок в курсе естествознания
Шадрова О. И.. Адрес: Москва. Место работы: Гимназия № 1583.
Предложена разработка интегрированного урока в 6-м классе, который был проведён в рамках недели естественных наук. Использование химического эксперимента, химических понятий и символики позволяет сделать урок ярким, насыщенным, познавательным и нескучным. Главное же состоит в том, что учащиеся осознают многогранность рассматриваемого явления.
вулкан, Везувий, дегазация магмы.
Расчётные задачи как способ актуализации экологической информации
Ахрименко З. М.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский социально-экономический институт.
Пащевская Н. В.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
Ахрименко В. Е.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский государственный аграрный университет.
Предложены расчётные задачи с экологическим содержанием и показана возможность их использования на разных ступенях обучения как эффективного средства формирования экологического мировоззрения.
расчётные задачи с экологическим содержанием, формирование экологического мировоззрения.
-
1. Ковалёва Г. С. Организация и проведение исследования TIMSS в России // Школьные технологии. – 1997. – № 2. – С. 4.
-
2. Ковалёва Г. С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований) // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 83.
-
3. Табуева Э. М. Экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности // Химия в школе. – 2004. – № 5. – С. 18.
-
4. Чумаковский Н. Н., Чебураков Б. Ю., Скрибицкий А. В., Криворотов С. Б. Экология Кубанского региона: Учебник. – Краснодар: Издательство Кубанского социально-экономического института, 2006.
-
5. Мари Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: В 2 т. – Пер. с англ. – М.: Мир, 1993.
-
6. Чибисова Н. В. Практикум по экологической химии: Учебное пособие. – Калининград: Изд-во КГУ, 1999.
-
7. Шустов С. Б., Шустова Л. В. Химические основы экологии: Учебное пособие для учащихся школ, гимназий с углублённым изучением химии, биологии и экологии / Под ред. С. В. Жильцова. – М.: Просвещение, 1995.
-
8. Денисов В. В., Курбатова А.С., Денисова И. А., Бондаренко В. Л., Грачев В.А., Гутнев В.В., Нагнибеда Б.А. Экология города: Учебное пособие / Под ред. В. В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.
Химический эксперимент
Изучение скорости химической реакции с использованием цифровой лаборатории
Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.
Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.
Представлена методика самостоятельного учебного исследования школьников, нацеленного на изучение реакции между растворами тиосульфата натрия и серной кислоты. Для количественных измерений предлагается использовать датчик оптической плотности, входящий в состав цифровых лабораторий для средних школ. Показаны примеры применения математического аппарата, доступного школьникам, для определения порядков реакции по тиосульфат-ионам и катионам водорода, температурного коэффициента скорости реакции, энергии активации.
учебное исследование, скорость химической реакции, химическая кинетика, порядок реакции, температурный коэффициент скорости реакции, энергия активации, правило Вант-Гоффа, уравнение Аррениуса, цифровая лаборатория, оптическая плотность, турбидиметрия.
Как распознать состав энергетических напитков
Игошева Е. В.. Адрес: Пермь. Место работы: СШ № 109.
Трапезникова Н. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: ГСХА им. Д. Н. Прянишникова.
Цель исследования – установление состава энергетических напитков и доказательство их опасности для школьников, а также предложение использовать более безопасные напитки для получения организмом энергии и питательных веществ.
энергетик, кофеин, гуарана, таурин, угольная кислота.
-
Органическая химия и химия высокомолекулярных соединений: Метод. указания к лабораторному практикуму для студентов биологического факультета / Сост. Л. С. Косвинцева, Н. Ф. Кириллов, П. Т. Павлов. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005.
-
Программа элективных курсов. Химия. 10-11 классы. Профильное обучение / Авт.-сост. Г. А. Шипарёва. – М.: Дрофа, 2005.
-
Химические основы жизни: Учеб.-метод. Пособие / Сост. Д. Д. Некрасов, Л. Д. Орлова. Изд. 2-е, доп. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008.
Аналитические реакции в химическом анализе
Торосян В. Ф.. Адрес: Юрга. Место работы: Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета.
Торосян Е. С.. Адрес: Юрга. Место работы: Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета.
Аналитики стремятся выбирать аналитические реакции с нижним пределом обнаружения и максимальной избирательностью. Улучшение этих параметров аналитических реакций – одно из направлений современной аналитической химии. Основные типы аналитических реакций: осаждение, комплексообразование, реакции окисления-восстановления, а также методы маскирования и разделения, которые применяются в ходе анализа для устранения мешающего влияния компонентов, могут быть использованы на практических занятиях в школе.
химические методы анализа, аналитические реакции, аналитический сигнал, избирательность, специфичность, селективность, достоверность, верхняя и нижняя граница интервала обнаружения, осаждение, комплексообразование, реакции окисления-восстановления, методы маскирования и разделения.
Проблемно-развивающие опыты по взаимодействию солей железа(III) с металлами разной активности
Юрова Н. С.. Адрес: Москва. Место работы: МГОУ.
Сурин Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГОУ.
В работе показаны возможности применения методики проблемного обучения химии в 9, 11-м классах средней школы. В основу этой методики положены разработанные авторами новые школьные химические опыты с растворами солей железа(III) и металлами различной активности. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешаться учащимися под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемых результатов.
новые опыты с растворами солей железа(iii) и металлами различной активности, проблемная характеристика свойств хлорида, нитрата и сульфата железа(III), выводы о свойствах солей железа(III).
-
1. Реми Г. Курс неорганической химии. – Т. 2. – М.: Мир, 1974. – С. 279.
-
2. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 2. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 75.
-
3. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 3. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 79.
-
4. Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2008.
-
5. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных экспериментов по химии. Развивающий эксперимент. (Библиотека журнала «Химия в школе») – М.: Школа-Пресс, 1998.
Как получить экологически чистый кипяток
Половняк В. К.. Адрес: Казань. Место работы: Технологический университет.
Хайбрахманова Д. Ф.. Адрес: Казань. Место работы: Технологический университет.
Предложен способ дополнительной очистки воды в электрочайниках с помощью таблеток активированного угля, помещённых в использованные одноразовые пакетики для заваривания чая (2 таблетки активированного угля на 1 л воды). При этом содержание ионов тяжёлых металлов в приготовленном кипятке снижается на порядок.
водопроводная вода, кипяток, активировнный уголь, ионы металлов.
Внеклассная работа
Конкурс «Знатоки химии»
Гапоненко О. К.. Адрес: г. Сургут, Тюменская обл.. Место работы: СШ № 32.
Конкурс проводится среди учащихся 9-го класса. В нём участвуют 4 команды по 5-7 человек. Цель его проведения - расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках, продемонстрировать практическую значимость химических знаний в повседневной жизни, развивать навыки самостоятельной работы и устойчивый интерес к химии.
конкурс, химический элемент, занимательная химия.
Турецкое золото для России
Ерёмин В. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.
Подведены итоги 43-й Международной химической олимпиады школьников (Анкара, июль 2011). Обсуждены наиболее интересные задачи теоретического тура, проанализированы типичные ошибки школьников.
Международная химическая олимпиада, задачи по химии, топливный элемент, водородная энергетика.
Из истории химии
Стоит ли ссылаться на «ошибку Фарадея»?
Дроздов А. М.. Адрес: г. Кривой Рог, Украина. Место работы: Педагогический университет.
Старова Т. В.. Адрес: г. Кривой Рог, Украина. Место работы: Педагогический университет.
Термином «ошибка Фарадея» методисты прикрывают недочёты и недостатки собственной работы. Но самое удивительное заключается в том, что в школьном учебном материале, посвящённом электролитической диссоциации, отмечена только ошибка Фарадея и ни слова не сказано о том, что Фарадей, а не Аррениус ввёл в науку важнейшие понятия диссоциации.
Майкл Фарадей, электрический ток, электролиты, ионы.
-
1. Кравец Т. П. М. Фарадей и его «Экспериментальные исследования по электричеству». В кн. Фарадей М. Экспериментальное исследование по электричеству. – Т. 1. – М: Изд-во АН СССР, 1947.
-
2. Столетов А. Г. Собрание сочинений. - Т. 2. – М.: ОГИЗ, 1941. – С. 145.
-
3. Шкільний світ. – 2002. - № 52. – С. 1–2.
-
4. Кирюшкін Д. М., Полосін В. С. Методика викладання хімії. – Киев: Вища школа, 1974. – С. 307–308.
-
5. Методика преподавания химии / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1984. – С. 295.
-
6. Методика викладання шкільного курсу хімії за редакцією Н. М. Буринської. – Киев: Освіта, 1991. – С. 105–106.
Артиллерия микромира
Изюмов И. А.. Адрес: г. Аксай, Ростовская обл.. Место работы: СШ № 3.
Описан первые опыты Дж. Д. Кокрофта и Э. Т. Уолтона по ускорению протонов. Рассказано об открытии нейтрона Дж. Чедвиком.
Дж Д Кокрофт, Э Т Уолтон, Дж Чедвик, протон, нейтрон, ускоритель.
-
1. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.
-
2. ЧЕДВИК (Chadwick), Джеймс - http://n-t.ru/nl/fz/chadwick.htm
-
3. КОКРОФТ (Cockcroft), Джон - http://n-t.ru/nl/fz/cockcroft.htm
-
4. УОЛТОН (Walton), Эрнест - http://n-t.ru/nl/fz/walton.htm