Модернизация образования: работа с одарёнными детьми

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

В статье обоснована значимость работы с одаренными детьми на современном этапе. Автор статьи представляет данную тему в рамках обсуждения на VI съезде Всероссийского педагогического собрания, где обсуждались вопросы выявления одаренности и методов работы с одаренными детьми. В статье представлен опыт автора работы с одаренными детьми при обучении химии на основе использования технологии развития критического мышления.

Ключевые слова:

одарённые дети, критическое мышление, обучение химии, педагогическая технология.

Список литературы
  • 1. Сайт Всероссийского педагогического собрания: http://www.pedagogsobr.ru/newsshow/408

  • 2. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. — СПб.: КАРО, 2009.

  • 3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011.

  • 4. Вишнякова Е. Е. Развитие критического мышления через чтение и письмо // Открытое образование. – 2006. - № 3. – С. 65-73.

  • 5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005.


Консультация

О постоянстве физико-химических констант металлов

Авторы:

Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.

Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.

Филиппова А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.

Аннотация

Приведён анализ значений температур плавления и кипения металлов по справочным данным за период около 80 лет, начиная с 1920 г. Значения физико-химических констант взяты из фундаментального справочника по химии Ландольта, Наndbook of Chemistry and Physics, Химической энциклопедии. Обнаружено, что значения температур плавления совпадают только у 21 металла, а значения температур кипения – только у 8. Для остальных металлов обнаруживается разброс в числовых значениях. По мнению авторов, для школьных учебников и пособий следует брать значения этих величин из справочного издания Наndbook of Chemistry and Physics, поскольку оно ежегодно обновляется данными текущей научной периодики.

Ключевые слова:

физико-химические константы простых веществ, температура плавления, температура кипения, тугоплавкие металлы, термическая стойкость металлов.

Список литературы
  • 1. Landolt-Bornstein Phydikalisch-Chemische Tabelle in zwei Banden. Berlin. Springer Verlag. - 1923. - B. 1. -S. 313-331.

  • 2. Handbook of Chemistry and Physics. 37th Edition. - Cleveland, 1955.

  • 3. CRC Handbook of Chemistry and Physics. 86th Edition. - Boca Raton, London, New York, Singapore, 2005-2006.

  • 4. Химическая энциклопедия. Т. 1–2. - М.: Советская энциклопедия, 1988-1990. Т. 3–5. - М.: Большая российская энциклопедия, 1992-1998.

  • 5. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии / Пер. с англ. В 2 т. - М.: Мир, 2009. Т. 2.


Методика и обмен опытом

Из опыта диагностики метапредметных результатов обучения

Авторы:

Заграничная Н.А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме формирования, развития и диагностики метапредметных результатов в практике изучения химии. Автором разработан инструментарий для диагностики уровня достижения метапредметных результатов восьмиклассников. Подробно рассмотрены комплексные задания и критерии оценивания.

Ключевые слова:

планируемые результаты обучения, метапредметные результаты, комплексные задания.

Список литературы
  • 1. Заграничная Н. А. О метапредметных результатах изучения школьного курса химии // Химия в школе. - 2011. - № 4. - С. 18-22.

  • 2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008.

  • 3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  • 4. Касимова И. С. Ситуационные задачи как средство оценивания результатов обучения биологии в школе. URL: http://www.rae.ru/forum2011/10/2031


Внутрипредметная интеграция при изучении органической химии

Авторы:

Новошинский И. И.. Адрес: Москва.

Новошинская Н. С.. Адрес: Москва.

Аннотация

Перенесение курса органической химии в 11-й класс даёт возможность не отвлекать внимание учащихся на изучение материала общей химии и кроме того постоянно опираться на знания, полученные в курсах неорганической и общей химии, формировать представления учащихся о химии как единой науке, осуществляя таким образом внутрипредметную интеграцию знаний.

Ключевые слова:

интеграция знаний, органическая химия, место курса органической химии в средней школе.


Урок — ролевая игра «Суд над алкенами»

Авторы:

Соковишина Н. В.. Адрес: г. Кимры, Тверская обл.. Место работы: СШ № 16.

Аннотация

Предложен урок в форме ролевой игры, который позволяет обобщить и расширить знания учащихся об алкенах; показать зависимость свойств алкенов от их строения; сравнить алканы и алкены по строению и свойствам; изучить историю открытия алкенов и их применение; рассмотреть номенклатуру непредельных соединений; закрепить умение решать задачи на определение молекулярной формулы вещества; повторить основные положения теории химического строения органических соединений.

Ключевые слова:

алкены, ролевая игра.

Список литературы
  • Кожанова Э. А. Ролевая игра «Суд на алканами» // Химия в школе. – 1995. – № 4.


Химические ориентиры в мире запахов

Авторы:

Трухаткина И. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: СШ № 122.

Аннотация

Использование на уроках химии информационного подхода способствует повышению мотивации и познавательной активности учащихся. Рассматривается методика применения стереохимической теории обоняния при изучении отдельных тем органической и неорганической химии.

Ключевые слова:

стереохимическая теория обоняния, модель «ключ-замок», валентный угол, длина связи.

Список литературы
  • Некрасов Б. В. Основы общей химии. - М.: Химия, 1974.

  • Человский Н. В. А чем это тут у вас пахнет? // Естествознание в школе. – 2006. - № 2. – С. 20-35.

  • Яблоков В. А., Монич Т. П., Ваганова Н. Ю. Химия-10: Учебное пособие. - Н. Новгород: Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2001. – С. 167-168.


Раздаточный материал как средство активизации познавательной деятельности

Авторы:

Бондаренко И.И.. Адрес: Казахстан, г. Петропавловск. Место работы: Северо-Казахстанский государственный университет.

Волкова А.М.. Адрес: Казахстан, г. Петропавловск. Место работы: Северо-Казахстанский государственный университет.

Пфлюк Н.Ф.. Адрес: Казахстан, г. Петропавловск. Место работы: Северо-Казахстанский государственный университет.

Аннотация

Есть много методов и приемов, позволяющих активизировать деятельность учеников, не только передать им определенную сумму знаний, но и дать возможность ощутить радость открытия. Один из них – это использование активного раздаточного материала.

Ключевые слова:

раздаточный материал, углеводы, глюкоза.


Урок по теме «Введение в кристаллографию»

Авторы:

Деденева О.А.. Адрес: Смоленская обл.. Место работы: Баскаковская СШ.

Аннотация

Предложена разработка урока химии в 7 классе. Урок позволяет формировать ключевые образовательные компетенции.

Ключевые слова:

кристаллы, выращивание кристаллов.


Интегрированный урок в курсе естествознания

Авторы:

Шадрова О. И.. Адрес: Москва. Место работы: Гимназия № 1583.

Аннотация

Предложена разработка интегрированного урока в 6-м классе, который был проведён в рамках недели естественных наук. Использование химического эксперимента, химических понятий и символики позволяет сделать урок ярким, насыщенным, познавательным и нескучным. Главное же состоит в том, что учащиеся осознают многогранность рассматриваемого явления.

Ключевые слова:

вулкан, Везувий, дегазация магмы.


Расчётные задачи как способ актуализации экологической информации

Авторы:

Ахрименко З. М.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский социально-экономический институт.

Пащевская Н. В.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

Ахрименко В. Е.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский государственный аграрный университет.

Аннотация

Предложены расчётные задачи с экологическим содержанием и показана возможность их использования на разных ступенях обучения как эффективного средства формирования экологического мировоззрения.

Ключевые слова:

расчётные задачи с экологическим содержанием, формирование экологического мировоззрения.

Список литературы
  • 1. Ковалёва Г. С. Организация и проведение исследования TIMSS в России // Школьные технологии. – 1997. – № 2. – С. 4.

  • 2. Ковалёва Г. С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований) // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 83.

  • 3. Табуева Э. М. Экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности // Химия в школе. – 2004. – № 5. – С. 18.

  • 4. Чумаковский Н. Н., Чебураков Б. Ю., Скрибицкий А. В., Криворотов С. Б. Экология Кубанского региона: Учебник. – Краснодар: Издательство Кубанского социально-экономического института, 2006.

  • 5. Мари Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: В 2 т. – Пер. с англ. – М.: Мир, 1993.

  • 6. Чибисова Н. В. Практикум по экологической химии: Учебное пособие. – Калининград: Изд-во КГУ, 1999.

  • 7. Шустов С. Б., Шустова Л. В. Химические основы экологии: Учебное пособие для учащихся школ, гимназий с углублённым изучением химии, биологии и экологии / Под ред. С. В. Жильцова. – М.: Просвещение, 1995.

  • 8. Денисов В. В., Курбатова А.С., Денисова И. А., Бондаренко В. Л., Грачев В.А., Гутнев В.В., Нагнибеда Б.А. Экология города: Учебное пособие / Под ред. В. В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.


Химический эксперимент

Изучение скорости химической реакции с использованием цифровой лаборатории

Авторы:

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

Представлена методика самостоятельного учебного исследования школьников, нацеленного на изучение реакции между растворами тиосульфата натрия и серной кислоты. Для количественных измерений предлагается использовать датчик оптической плотности, входящий в состав цифровых лабораторий для средних школ. Показаны примеры применения математического аппарата, доступного школьникам, для определения порядков реакции по тиосульфат-ионам и катионам водорода, температурного коэффициента скорости реакции, энергии активации.

Ключевые слова:

учебное исследование, скорость химической реакции, химическая кинетика, порядок реакции, температурный коэффициент скорости реакции, энергия активации, правило Вант-Гоффа, уравнение Аррениуса, цифровая лаборатория, оптическая плотность, турбидиметрия.


Как распознать состав энергетических напитков

Авторы:

Игошева Е. В.. Адрес: Пермь. Место работы: СШ № 109.

Трапезникова Н. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: ГСХА им. Д. Н. Прянишникова.

Аннотация

Цель исследования – установление состава энергетических напитков и доказательство их опасности для школьников, а также предложение использовать более безопасные напитки для получения организмом энергии и питательных веществ.

Ключевые слова:

энергетик, кофеин, гуарана, таурин, угольная кислота.

Список литературы
  • Органическая химия и химия высокомолекулярных соединений: Метод. указания к лабораторному практикуму для студентов биологического факультета / Сост. Л. С. Косвинцева, Н. Ф. Кириллов, П. Т. Павлов. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005.

  • Программа элективных курсов. Химия. 10-11 классы. Профильное обучение / Авт.-сост. Г. А. Шипарёва. – М.: Дрофа, 2005.

  • Химические основы жизни: Учеб.-метод. Пособие / Сост. Д. Д. Некрасов, Л. Д. Орлова. Изд. 2-е, доп. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008.


Аналитические реакции в химическом анализе

Авторы:

Торосян В. Ф.. Адрес: Юрга. Место работы: Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета.

Торосян Е. С.. Адрес: Юрга. Место работы: Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета.

Аннотация

Аналитики стремятся выбирать аналитические реакции с нижним пределом обнаружения и максимальной избирательностью. Улучшение этих параметров аналитических реакций – одно из направлений современной аналитической химии. Основные типы аналитических реакций: осаждение, комплексообразование, реакции окисления-восстановления, а также методы маскирования и разделения, которые применяются в ходе анализа для устранения мешающего влияния компонентов, могут быть использованы на практических занятиях в школе.

Ключевые слова:

химические методы анализа, аналитические реакции, аналитический сигнал, избирательность, специфичность, селективность, достоверность, верхняя и нижняя граница интервала обнаружения, осаждение, комплексообразование, реакции окисления-восстановления, методы маскирования и разделения.


Проблемно-развивающие опыты по взаимодействию солей железа(III) с металлами разной активности

Авторы:

Юрова Н. С.. Адрес: Москва. Место работы: МГОУ.

Сурин Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГОУ.

Аннотация

В работе показаны возможности применения методики проблемного обучения химии в 9, 11-м классах средней школы. В основу этой методики положены разработанные авторами новые школьные химические опыты с растворами солей железа(III) и металлами различной активности. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешаться учащимися под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемых результатов.

Ключевые слова:

новые опыты с растворами солей железа(iii) и металлами различной активности, проблемная характеристика свойств хлорида, нитрата и сульфата железа(III), выводы о свойствах солей железа(III).

Список литературы
  • 1. Реми Г. Курс неорганической химии. – Т. 2. – М.: Мир, 1974. – С. 279.

  • 2. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 2. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 75.

  • 3. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 3. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 79.

  • 4. Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2008.

  • 5. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных экспериментов по химии. Развивающий эксперимент. (Библиотека журнала «Химия в школе») – М.: Школа-Пресс, 1998.


Как получить экологически чистый кипяток

Авторы:

Половняк В. К.. Адрес: Казань. Место работы: Технологический университет.

Хайбрахманова Д. Ф.. Адрес: Казань. Место работы: Технологический университет.

Аннотация

Предложен способ дополнительной очистки воды в электрочайниках с помощью таблеток активированного угля, помещённых в использованные одноразовые пакетики для заваривания чая (2 таблетки активированного угля на 1 л воды). При этом содержание ионов тяжёлых металлов в приготовленном кипятке снижается на порядок.

Ключевые слова:

водопроводная вода, кипяток, активировнный уголь, ионы металлов.


Внеклассная работа

Конкурс «Знатоки химии»

Авторы:

Гапоненко О. К.. Адрес: г. Сургут, Тюменская обл.. Место работы: СШ № 32.

Аннотация

Конкурс проводится среди учащихся 9-го класса. В нём участвуют 4 команды по 5-7 человек. Цель его проведения - расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках, продемонстрировать практическую значимость химических знаний в повседневной жизни, развивать навыки самостоятельной работы и устойчивый интерес к химии.

Ключевые слова:

конкурс, химический элемент, занимательная химия.


Турецкое золото для России

Авторы:

Ерёмин В. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Подведены итоги 43-й Международной химической олимпиады школьников (Анкара, июль 2011). Обсуждены наиболее интересные задачи теоретического тура, проанализированы типичные ошибки школьников.

Ключевые слова:

Международная химическая олимпиада, задачи по химии, топливный элемент, водородная энергетика.


Из истории химии

Стоит ли ссылаться на «ошибку Фарадея»?

Авторы:

Дроздов А. М.. Адрес: г. Кривой Рог, Украина. Место работы: Педагогический университет.

Старова Т. В.. Адрес: г. Кривой Рог, Украина. Место работы: Педагогический университет.

Аннотация

Термином «ошибка Фарадея» методисты прикрывают недочёты и недостатки собственной работы. Но самое удивительное заключается в том, что в школьном учебном материале, посвящённом электролитической диссоциации, отмечена только ошибка Фарадея и ни слова не сказано о том, что Фарадей, а не Аррениус ввёл в науку важнейшие понятия диссоциации.

Ключевые слова:

Майкл Фарадей, электрический ток, электролиты, ионы.

Список литературы
  • 1. Кравец Т. П. М. Фарадей и его «Экспериментальные исследования по электричеству». В кн. Фарадей М. Экспериментальное исследование по электричеству. – Т. 1. – М: Изд-во АН СССР, 1947.

  • 2. Столетов А. Г. Собрание сочинений. - Т. 2. – М.: ОГИЗ, 1941. – С. 145.

  • 3. Шкільний світ. – 2002. - № 52. – С. 1–2.

  • 4. Кирюшкін Д. М., Полосін В. С. Методика викладання хімії. – Киев: Вища школа, 1974. – С. 307–308.

  • 5. Методика преподавания химии / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1984. – С. 295.

  • 6. Методика викладання шкільного курсу хімії за редакцією Н. М. Буринської. – Киев: Освіта, 1991. – С. 105–106.


Артиллерия микромира

Авторы:

Изюмов И. А.. Адрес: г. Аксай, Ростовская обл.. Место работы: СШ № 3.

Аннотация

Описан первые опыты Дж. Д. Кокрофта и Э. Т. Уолтона по ускорению протонов. Рассказано об открытии нейтрона Дж. Чедвиком.

Ключевые слова:

Дж Д Кокрофт, Э Т Уолтон, Дж Чедвик, протон, нейтрон, ускоритель.

Список литературы
  • 1. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.

  • 2. ЧЕДВИК (Chadwick), Джеймс - http://n-t.ru/nl/fz/chadwick.htm

  • 3. КОКРОФТ (Cockcroft), Джон - http://n-t.ru/nl/fz/cockcroft.htm

  • 4. УОЛТОН (Walton), Эрнест - http://n-t.ru/nl/fz/walton.htm