Радость ученичества
Меньшикова А. М.. Адрес: г. Тулун, Иркутская обл.. Место работы: СШ № 6.
Автор раскрывает принципы, которые нужно соблюдать для формирования потребности в учении и самообразовании.
самообразование, потребность в обучении.
А как по закону?..
Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийскогопрофсоюза образования.
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Наука и промышленность
Развитие химических принципов биоэнергетики
Матвеенков Н.А.. Адрес: Москва. Место работы: Классическая гимназия при Греко-Латинском кабинете Ю.А. Шичалина.
В статье показано, каким образом подход к реакциям биологического окисления как ферментативным реакциям синтеза позволил сформировать химические основы понимания процессов, обеспечивающих энергией живые организмы. В настоящее время их изучением занимается молекулярная биоэнергетика. Эта исследовательская область биохимии призвана ответить прежде всего на вопрос, как АТФ, универсальный энергетический эквивалент живых систем, образуется за счёт энергии переноса электронов по дыхательной цепи.
биологическое окисление, дыхание, биоэнергетические процессы, цикл лимоннойкислоты, дыхательная цепь, окислительное фосфорилирование, электрохимический потенциал ионов водорода (ΔμH), аденозинтрифосфат (АТФ).
-
Шамин А.Н. История биологической химии. Т.1. Истоки науки. М., Наука, 1990.
-
Шамин А.Н. История биологической химии. Т.2. Формирование биохимии. М.,
-
Наука, 1993.
-
Кривобокова С.С. Биологическое окисление. Исторический очерк. М., Наука,
-
1971.
-
Гутина В.Н. Очерки по истории физиологии микроорганизмов. М., Наука, 1988.
-
Скулачев В.П. Рассказы о биоэнергетике. 2-е изд. М., Молодая гвардия, 1985.
Методика и обмен опытом
Содержание образования как средство интеллектуального воспитаниия учащихся
Батурова Э. Ф.. Адрес: Москва. Место работы: СШ «Школа здоровья» № 1084.
Кузнецова Н. И.. Адрес: Москва. Место работы: СШ «Школа здоровья» № 1084.
Интеллектуальное воспитание направлено прежде всего на выстраивание внутренних интеллектуальных ресурсов учащихся (освоение разных способов кодирования информации, дифференциации и интеграции понятийного опыта, формирование общих интеллектуальных умений, развитие способности к саморегуляции интеллектуальной деятельности, готовности доверять интуиции и т. д.). Авторы показывают, как в процессе обучения могут быть созданы условия для формирования и обогащения понятийного опыта учащихся.
интеллектуальное воспитание, содержание образования.
-
1. Гельфман Э., Холодная М. Психодидактика школьного учебника. – М.: Питер
-
2006.
-
2. Способ учебной работы – условие и продукт познавательной деятельности
-
школьника / Под ред. Е. Д. Божович. – М.: Кони, 2009.
-
3. Волков А. И. Строение атома и периодический закон. –М.: Новое знание,
-
2006.
-
4. Фримантл М. Химия в действии. – М.: Мир, 1998.
-
5. Галеева Н. Л. Сам себе учитель. – М.: ВАКО, 2006.
-
6. Левицкий М. М. Увлекательная химия. – М.: АСТ Астрель, 2008.
Урок-исследование «Жёсткость воды и способы её устранения»
Подкопаева И. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Гуманитарный лицей.
На уроке-исследовании учитель – организатор самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, консультант при проведении эксперимента, оператор ИКТ при просмотре видеофрагмента и координатор в сообществе учитель – учащиеся при осмыслении результатов исследования.
жёсткость воды, исследование, учебный текст, карстовые пещеры.
Выбор методов обучения: от теории к практике
Ахметов М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: ИПКПРО.
В статье рассмотрена проблема выбора методов обучения химии на основе учета когнитивных особенностей учащихся, даны рекомендации по выбору методов обучения химии на этапах формирования и закрепления понятий.
индивидуальные когнитивные особенности, методы обучения химии.
-
Ахметов М. А., Журин А. А. От дидактического принципа наглядности к
-
полимодальному обучению // Cтандарты и мониторинг в образовании. – 2009. -
-
№ 5. - С. 11-14.
-
Ахметов М. А. Выбор содержания, форм и методов обучения химии на основе
-
учёта стилей мышления учащихся // «Research, theory and practice in
-
chemistry didactics» – Proceedings of the 19-th International Conference on
-
Chemistry Education. – Hradec Kralove, 2009. – 1-st Part. – 83-92 pp.
-
Борисов И. Н. Методика преподавания химии. – М.: Учпедгиз, 1956. - С. 370.
-
Ахметов М. А., Мусенова Э. А. Визуальный подход к определению степени
-
окисления // Химия в школе. - 2008. - № 5. – С. 31-33.
-
Ахметов М. А., Мусенова Э. А., Петухов М. А. О методике формирования
-
внутреннего представления // Химия в школе. – 2007. – № 8. – С. 28-35.
-
Носова Н. В. Интеллектуальные факторы репрезентации химических знаний
-
старшеклассниками. – Дис… канд. псих. наук. – Вологда, 2004.
-
Байкина Е. В. Чтоб учение было в радость // Химия в школе. – 2008. – № 3. –
-
С. 2-5.
-
Ахметов М. А. Решение задач повышенной сложности с использованием таблиц //
-
Химия в школе. – 2005. - № 4. – С. 56-58.
-
Ахметов М. А. Визуальные модели в формировании основных теоретических
-
представлений // Химия в школе. – 2009. – № 9. – С. 33-36.
Наш подход к изучению реакций в растворах
Литвинова Т.Н.. Адрес: Краснодар. Место работы: КГМУ.
Соловьева М.В.. Адрес: Краснодар. Место работы: КГМУ.
Представлена методика преемственного формирования знаний, умений, навыков (ЗУН) фундаментального характера у учащихся медико-биологических классов – будущих студентов КГМУ по профессионально значимой теме «Реакции в растворах электролитов». Разработана поэтапность изучения данной темы, приведены примеры заданий, выполняемые с учащимися на этапе тренинга, их развернутые и детализированные решения, а также алгоритмы действий для учащихся.
профильное обучение, медико-биологический класс, методика преемственногоизучения, реакции в растворах электролитов, константа равновесия.
Из опыта использования интерактивной доски
Льгова Р. А.. Адрес: Красноярск. Место работы: Красноярский государственный педагогический университет.
В статье рассматриваются дидактические функции интерактивной доски. Приведены примеры использования интерактивной доски в процессе обучения химии в школе.
интерактивная доска, цифровой образовательный ресурс, интерактивный урокхимии.
Из опыта изучения фосфора и его соединений
Мотайло М. В.. Адрес: Грайворонский р-н, Белгородская обл.. Место работы: Головчинская СШ.
Спиридонова Е.Г.. Адрес: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.. Место работы: Лицей № 111.
Авторы делятся опытом проведения уроков изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний по теме «Фосфор и его соединения».
фосфор, элемент, простое вещество, соединения фосфора.
К использованию проблемно-диалогических методов обучения
Клименко М. Е.. Адрес: Хабаровск. Место работы: Гимназия № 3 им. М. Ф. Панькова.
Предлагается разработка урока по теме «Химические свойства оксидов углерода» (8-й класс) с использованием проблемно-диалогического метода обучения. Урок включает два этапа: постановку учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это формулирование темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – формирование нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют учащиеся в ходе специально организованного учителем диалога.
проблемно-диалогический метод обучения, диалог, оксиды углерода.
О применении тестовых заданий на разных этапах урока
Крылова Т. Ю.. Адрес: Ярославль. Место работы: СШ № 33.
Кукова Г. Г.. Адрес: Ярославль. Место работы: Городской центр развития образования.
Задания в тестовой форме учителя используют в основном для текущего и итогового контроля качества знаний. Однако применять систему тестовых заданий можно на разных этапах урока с целью развития познавательной активности учащихся. Авторы предлагают один из возможных вариантов проведения подобного урока по теме «Угольная кислота, соли угольной кислоты».
тестовые задания, угольния кислота, соли угольной кислоты.
Задай вопрос задаче
Запольских Г. Ю.. Адрес: пос. Лебяжье, Кировская обл..
Рассматривается приём «Задай вопрос задаче», направленный на обучение учащихся составлению краткой записи условия задачи и уравнения реакции к ней, выводу простейших формул. Он особенно полезен при работе в классах коррекции.
задача, краткое условие, основные и дополнительные данные.
Консультация
Амфотерные вещества
Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: I Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: I Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
Обобщаются сведения по кислотно-основной амфотерности химических соединений, встречающиеся в разных разделах курса химии общеобразовательной школы. Понятие амфотерности предложено Г. Бредигом в 1900 г. Рассмотрены разновидности амфолитов: одноцентровые и двухцентровые амфолиты; амфотерные жидкости, гидроксиды металлов, кислые и основные соли, соли слабой кислоты и слабого основания, поли- и гетерофункциональные органические соединения, полиамфолиты. Состояние амфолита в растворе охарактеризовано константами равновесия и значениями рН изоэлектрической точки. Даны условия перехода двухцентрового амфолита в состояние цвиттер-иона. Материал статьи поможет учителям разъяснять сущность амфотерности, и в некоторых случаях привлекать количественные данные по равновесию реакций амфотерных соединений.
амфотерные вещества, кислотно-основная амфотерность, амфотерныеэлектролиты, амфотерные жидкости, полиамфолиты.
-
1. Джонсъ Г. Основы физической химии. Пер. с англ. — СПб: Издание А. С.
-
Суворина,1911. — С. 300.
-
2. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. — Т. 1. — М.: Мир,
-
1982. — С. 485.
-
3. CRC Handbook of Chemistry and Physics. 86th Edition. Boca Raton, London,
-
New York, Singapore. 2005–2006.
-
4. Уильямс В., Уильямс Х. Физическая химия для биологов. — М.: Мир, 1976. —
-
С. 230.
-
5. Булатов М. И. Расчёты равновесий в аналитической химии. — Л.: Химия,
-
1984. — С. 33.
-
6. Херинг Р. Хелатообразующие ионообменники. — М.: Мир, 1971. — С. 89.
Химический эксперимент
Демонстрационные опыты по теме «Электролитическая диссоциация»
Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.
Предложена серия демонстрационных опытов, используемых при изучении электролитической диссоциации. При наблюдении данных опытов учащиеся оказываются в ситуации неожиданности, предположения, неопределенности, что стимулирует из познавательную активность и развивает логическое мышление.
раствор, электролитическая диссоциация, электролит, степень диссоциации, природа растворителя, электропроводность.
-
1. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытом по химии: развивающий
-
эксперимент. М.: Школа-Пресс, 1998.
-
2. Платонов Ф.П. Лекционные опыты и демонстрации по общей и неорганической
-
химии: Учебное пособие для вузов. - М.: высшая школа, 1976.
Исследование антисептических свойств эфирных масел
Креминская Л.В.. Адрес: г.Канск, Красноярский край. Место работы: СШ № 21.
Автор предлагает исследовательскую работу, посвященную эфирным маслам. Цель работы — показать способность аэрозолей эфирных масел убивать микроорганизмы в воздухе закрытых помещений.
эфирные масла, ароматерапия, аромапрофилактика, аэрозоль.
«Химические хамелеоны»
Усова Н.Т.. Адрес: Томск. Место работы: Лицей при ТПУ.
«Химическими хамелеонами» можно назвать соединения трех переходных элементов: ванадия, хрома, марганца. На примере их соединений можно поставить эффектный эксперимент.
ванадий, хром, марганец, валентность, степень окисления, ионы, окислительно-восстановительные реакции, уравнения.
Простой способ проверки чистоты потребляемой воды
Храмов В.А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Медицинский университет.
Для выявления загрязнения воды предлагается простая реакция с таннином.
природная вода, микроорганизмы, таннин.
Внеклассная работа
Факультативное занятие по теме «Исследуем воду»
Мейснер Е. В.. Адрес: Краснослободск. Место работы: Краснослободская городская гимназия.
На данном занятии учащиеся подводят итоги исследовательской работы проводимой в рамках занятий факультативного курса, знакомят присутствующих с методикой определения жесткости воды с помощью трилона Б, проводят связанные с этим расчеты, делают выводы. Учащиеся устанавливают причинно- следственные связи, оценивают значимость воды в жизни человека, знакомят гостей с историей использования воды, способами умягчения жесткой воды.
исследовательская работа, жесткость воды.
Cоставление олимпиадных задач: «западный» и «восточный» подходы
Еремин В.В.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М.В.Ломоносова.
На примере темы «Кристаллохимия» рассмотрены различные подходы к составлению задач Международной химической олимпиады, обсуждены их соревновательные и научные аспекты. Проанализированы типичные ошибки участников олимпиад.
Международная химическая олимпиада, задачи по химии, кристаллическаяструктура, клатрат.
Из истории химии
Третий барон Рэлей
Изюмов И.А.. Адрес: г.Аксай, Ростовская обл.. Место работы: СШ №3.
Статья представляет собой краткий рассказ о некоторых научных открытиях лорда Рэлея.
Лорд Рэлей, аргон.
-
1. Данин Д.С. Резерфорд. М.: молодая гвардия, 1966. С. 85-90.
-
2. Говард Дж. Джон Уильям Стрэтт (лорд Рэлей) // УФН. - 1966. - Т.88. -
-
Вып. 1. - С.150-160.