Методика и обмен опытом

Долгий путь к успеху

Авторы:

Н. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Печерская СОШ.

Аннотация

Подготовку учащихся к ГИА автор начинает задолго до экзамена. В статье описаны некоторые эффективные приёмы подготовки обучающихся к экзамену.

Ключевые слова:

Гиа, блиц-опрос, устный зачёт, химический эксперимент, озвучивание демонстрационных опытов, самоподготовка.

Список литературы
  • Варламова А. В. Задание № 22: от «мысленного» эксперимента к реальному // Химия в школе. – 2017. - № 7. - С. 27-31.

  • Ларионова В. М., Лазыкина Л. Г., Пустовит С. О. Взаимосвязь неорганических веществ в задании № 32 // Химия в школе. – 2018. - № 9. - С. 16-20.

  • Медведев Ю. Н., Саулевич Ф. А. Задачи на вывод молекулярной формулы: от математики к химии // Химия в школе. – 2017. - № 8. - С. 28-31.

  • Стрельникова Е. Н. Учим выпускников размышлять // Химия в школе. – 2019. - № 1. - С. 17-23

  • http://www.ege.edu.ru

  • http://obrnadzor.gov.ru

  • http://www.rustest.ru


Наука и промышленность

Современные алюминиевые сплавы и композиционные материалы

Авторы:

В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Аннотация

В статье рассмотрены современные алюминиевые сплавы и композиционные материалы, которые используются в авиационной и ракетной технике, атомной энергетике и других отраслях.

Ключевые слова:

Алюминиевые сплавы, композиционные материалы, дуралюмин, интерметаллиднaя фазa.

Список литературы
  • 1. Луц А. Р., Суслина А. А. Алюминий и его сплавы. — СамГТУ, 2013.

  • 2. ГОСТ 4784–97 Алюминий и алюминиевые деформируемые сплавы. Конструкционные алюминиевые сплавы дюралюмины.

  • 3. Фридляндер И. Н. Алюминиевые сплавы в авиаракетной и ядерной технике [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.metmk.com.ua/friliand3.php.

  • 4. Каблов Е. Н. Будущее авиации — за алюминий-литиевыми сплавами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rareearth.ru/ru/pub/20180702/04001.html

  • 5. В России начата добыча лития и его соединений по разработанной дешёвой технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://scientificrussia.ru/ articles/ v-rossii-nachata-dobycha-litiya-i-ego-soedinenij-po-razrabotannoj-deshevoj-tehnologii

  • 6. Бронз А. В., Ефремов В. И. и др. Сплав 1570С — материал для герметических конструкций перспективных многоразовых изделий РКК «ЭНЕРГИЯ» // Космическая техника и технологии. — 2014. — № 4. — С. 62-67.

  • 7. Луц А. Р., Галочкина И. А. Алюминиевые композиционные сплавы — сплавы будущего. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013.

  • 8. Зборщик А. М. Новые материалы в металлургии. Разделы 13.2.-13.5. —Донецк: ГВУЗ «ДонНТУ», 2008.


Методика и обмен опытом

К методике изучения периодического закона и строения атома

Авторы:

Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: СмолГУ.

Аннотация

В статье раскрываются различные методические аспекты изучения периодического закона и строения атома: значение темы в школьном курсе химии, требования к результатам обучения, место темы в школьном курсе, подходы, методические особенности, методы и средства изучения материала, реализация оценочной деятельности учителя и организация внеклассных мероприятий.

Ключевые слова:

Периодический закон и строение атома, методика изучения.

Список литературы
  • 1. Байков А. А. Научное творчество Д. И. Менделеева // Труды Юбилейного Менделеевского съезда: Т. I. - Изд. АН СССР. - 1936. - С. 21-28.

  • 2. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник. - М.: Экзамен, 2005.

  • 3. Аршанский Е. Я., Розновская О. В. Интегративный подход к изучению Периодического закона // Химия в школе. - 2008. - № 1. - С. 33-38.

  • 4. Пильникова Н. Н. О философском значении периодического закона // Химия в школе. 2012. - № 6. - С. 23-25.

  • 5. Шакирова С. М. Урок-аукцион по теме «Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева» // Химия в школе. - 2012. - № 5. - С. 33-35.

  • 6. Проект. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основное общее образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.preobra.ru/attachments/1/62/5775b2-7a83-4989-85b2-5e1534301fc8/ФГОС_ООО. pdf

  • 7. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе: пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1963.

  • 8. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.

  • 9. Борисов И. Н. Методика преподавания химии в средней школе. - М.: Учпедгиз, 1956.

  • 10. Миренкова Е. В. Причинно-следственные связи на атомарном уровне организации материи // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 25‒29.

  • 11. Миренкова Е. В. Система методического обеспечения формирования познавательных универсальных умений учащихся при обучении химии: монография. - Смоленск: СмолГУ, 2016.


Методика и обмен опытом

Современная химия в противостоянии биотерроризму

Авторы:

А. И.. Адрес: Махачкала. Место работы: Дагестанский государственный педагогический университет.

З. В.. Адрес: Махачкала. Место работы: Дагестанский институт развития образования.

Аннотация

Нейтрализация биотерроризма — одна из приоритетных задач, стоящих перед обществом. Учащиеся должны понимать серьёзность угрозы биотерроризма и необходимость защиты от него, т. е. разработки действенных диагностических, бактерицидных и лекарственных средств. Важно также формировать чувства патриотизма, веротерпимости и правильную систему жизненных ценностей. В статье приводится разработка урока для 10 профильного класса.

Ключевые слова:

Биотерроризм, химия, лекарства, веротерпимость.

Список литературы
  • Бобылов Ю. А. Генетическая бомба. Тайные сценарии наукоёмкого биотерроризма. – М.: Белые Альвы, 2008.

  • Противодействие биотерроризму: политические, технические и правовые аспекты / Под ред. А. Арбатова. – М.: Московский Центр Карнеги, РОССПЭН, 2008.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Ионные уравнения реакций»

Авторы:

И. М.. Адрес: Воронежская обл.. Место работы: Таловская СОШ.

Аннотация

Предложен урок с применением технологии деятельностного типа, которая позволяет каждому из учащихся получать наилучшие результаты обучения, воспитания и развития. Используемые на подобных уроках методы и приёмы дают учителю возможность оптимально организовать процесс обучения с наименьшими затратами времени и сил.

Ключевые слова:

Реакции ионного обмена, ионные уравнения реакций, проблемная ситуация, открытие нового знания.

Список литературы
  • 1. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 6-00.

  • 2. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Продуктивная модель обучения: содержание опыта познания // Химия в школе. – 2018. - №2. - С. 5.-00.

  • 3. Оржековский П. А. Реализация продуктивной модели обучения в школьных учебниках // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 14-00.

  • 4. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2015.

  • 5. Габриелян О. С., Берёзкин П. Н., Ушакова А. А. и др. Химия. 8 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс»: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2014.


Методика и обмен опытом

Урок-практикум при изучении химических явлений

Авторы:

Г. У.. Адрес: Свердловская обл.. Место работы: СОШ ГУФСИН России по Свердловской обл..

Аннотация

Предложена разработка урока-практикума для учащихся 8 класса, на котором они открывают новые знания.

Ключевые слова:

Химические реакции, урок открытия новых знаний.

Список литературы
  • Исаев Д. С. Урок по теме «Мир химических явлений» // Химия в школе. – 2017. - № 4. - С. 9-15.

  • Мещерякова Л. М. Как формировать осознанные знания о веществе и химической реакции // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 30-38.

  • Щукина Т. В. Радость познания — залог успеха в обучении // Химия в школе. – 2017. - № 9. - С. 2-3.


Методика и обмен опытом

Уровневая интеграция и дифференциация как способ формирования УУД

Авторы:

А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

И. С.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

Статья посвящена развитию у учащихся УУД путём использования дифференциации обучения и уровневой интеграции химии, физики и английского языка. Авторы предлагают методические рекомендации для организации учебного процесса в рамках серии интегрированных занятий на тему «Освоение Марса».

Ключевые слова:

Уровневая интеграция, внутренняя и внешняя дифференциация, химия, физика, английский язык, образовательные результаты, универсальные учебные действия.

Список литературы
  • 1. Каменецкий С. Е., Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. и др. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  • 2. Дубицкая Л. В. Методическая система подготовки учителя предмета «Естествознание» профильной школы (на основе идеи уровневой интеграции). — Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2016.

  • 3. How It Works 101 Amazing Facts You Need to Know, Single Issue Magazine. — Imagine Publishing Ltd, 2014.

  • 4. Space.сom: NASA, Space Exploration and Astronomy News [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.space.com/

  • 5. NASA’s Mars Exploration Program [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mars.nasa.gov/

  • 6. NASA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nasa.gov/


Методика и обмен опытом

О проблемном подходе в практике обучения

Авторы:

Е. М.. Адрес: Волгоград. Место работы: СОШ № 78.

Аннотация

В статье раскрывается вопрос реализации проблемного подхода на уроках химии в контексте требований ФГОС, рассматривается понятие учебной проблемы и её признаки, представлены примеры проблемных заданий по химии на основе решения практико-ориентированных задач, показано их значение в развитии у школьников системы универсальных учебных действий. Использование кейс-технологии, создание социально-ориентированных ситуаций позволяет развивать у обучающихся умение решать проблемы, что способствует их успешной социализации.

Ключевые слова:

Учебная проблема, проблемная ситуация, практико-ориентированная задача, социально-ориентированная ситуация, универсальные учебные действия, социализация.

Список литературы
  • Пажитнева Е. В. Кейс-технологии для развития одарённости // Химия в школе. – 2008. - № 4. – С. 13–17.

  • Педагогика и психология: теория и практика: курс лекций в 2 ч.: учеб. пособие. - М.: Планета, 2012.

  • Безрукова Н. П., Агафонова И. П. Из опыта организации проблемно-интегративного обучения // Химия в школе. — 2016. — № 6. — С. 10–15.


Методика и обмен опытом

Использование схем превращений веществ в курсе органической химии

Авторы:

Т. В.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116 им. М. И. Махмутова.

Т. Г.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116 им. М. И. Махмутова.

Аннотация

В статье предлагаются варианты составленных авторами схем превращений по отдельным классам органических соединений и уравнения реакций к некоторым из них. Их можно использовать в качестве домашнего задания с обязательной проверкой в классе и на зачётных занятиях. Многократное написание уравнений реакций при выполнении разнообразных заданий позволяет сформировать устойчивые знания.

Ключевые слова:

Схемы превращений, тип (вид) реакции.

Список литературы
  • Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. Т. 2. - М.: Федеративная Книготорговая Компания, 1997.

  • ????? ?? ?????????? ???????? ???????? ??????? // Химия в школе. – 201?. - № 00. – С. 00-00.

  • ????? ?? ?????????? ???????? ???????? ??????? // Химия в школе. – 201?. - № 00. – С. 00-00.


Внеурочная деятельность

Организация занятий кружка «Научное общество химиков»

Авторы:

Е. В.. Адрес: Воронеж. Место работы: Воронежский государственный университет инженерных технологий.

Аннотация

В статье представлены основные этапы организации исследовательской деятельности учащихся в рамках «Научного общества химиков» для формирования положительной мотивации к изучению химии и развития творческого потенциала. Курс включает интерактивные лекции, лабораторный практикум, круглые столы, уроки-экскурсии с посещением химических лабораторий вузов г. Воронежа, занятия-презентации, работу с интернет-ресурсами.

Ключевые слова:

Исследовательская работа, химия, мотивация.

Список литературы
  • 1. Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии: учебное пособие. — М., Центрхимпресс, 2004. — С. 35-45.

  • 2. Харина Г. В., Алешина Л. В., Мирошникова Е. Г. Разработка проектного метода изучения химии в профессионально-педагогическом вузе // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 413-425.

  • 3. Яскевич В. А. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках химии и во внеурочное время. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/19720/tvorcheskaya-rabota 

  • 4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.

  • 5. Аскеров В. Х. Из опыта организации внеклассной работы в школе // Химия в школе. — 2014. — № 7. — С. 63-65.

  • 6. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 54–57.

  • 7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. — М., Академия развития, 2005.


Внеурочная деятельность

Кроссворд и кроссенс как виды учебно-познавательных заданий по химической экологии

Авторы:

Д. С.. Адрес: Тверь. Место работы: СОШ № 43.

А. Е.. Адрес: Тверь. Место работы: Тверской государственный технический университет.

Аннотация

В статье рассматриваются возможности урочной и внеурочной деятельности школьников по формированию их экологической культуры. Представлены кроссворд «Бытовой и строительный мусор» и кроссенс «Экологические проблемы человечества». Создание авторских кроссенсов и кроссвордов в предметной области «Химия» обсуждается в качестве одной из возможных форм проектного продукта в рамках подготовки итогового проекта школьника.

Ключевые слова:

Кроссворд, кроссенс, экологические проблемы, химическая экология, системно-деятельностный подход, итоговый проект школьника, познавательный интерес к химии.

Список литературы
  • 1. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Формирование экологической грамотности школьников средствами учебного предмета «Химия» // Экологическое образование Тверской области в условиях перехода к модели устойчивого развития России и региона: Материалы региональной научно-практической конференции (г. Тверь, 27-28 октября 2017 г.). — Тверь: РИУ ТвГУ, 2017. — С. 69-73.

  • 2. Исаев Д.С., Соболев А. Е. Основные направления воспитательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 64-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (г. Санкт-Петербург, 13-15 апреля 2017 г.). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. — С. 79-88.

  • 3. Жилин Д. М. Современные проблемы утилизации мусора // Химия в школе. — 1998. — № 1. — С. 4-11.

  • 4. Балина Т. К., Папулов Ю. Г., Зимин Р. А. Охрана природы (химическая экология): Учеб. пособие. — Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1995.

  • 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 50-55.

  • 6. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Внеурочная деятельность школьников по химии: теоретический и прикладной аспекты. — Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2018.

  • 7. Химическая экология: Учебное пособие для учащихся 10 классов химико-биологического профиля / Сост. Д. С. Исаев. — Тверь, 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chem-teacher.ru/wp-content/uploads/2015/12/IDS_publ_6.pdf

  • 8. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Региональная олимпиада «Химоня»: формирование познавательного интереса // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 50-55.


Внеурочная деятельность

Формирование предметных умений на занятиях факультатива

Авторы:

С. О.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

Рассматривается вопрос совершенствования предметных умений учащихся по химии на занятиях факультатива. На примере изучения элементного состава живого организма показаны возможности интеграции химических умений в процессе решения познавательных проблем в смежных областях знаний.

Ключевые слова:

Предметные умения, факультатив, элементный состав живого организма, химический эксперимент.

Список литературы
  • 1. Проскурина И. К. Биохимия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  • 2. Продукты питания, богатые железом. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://foodandhealth.ru/mineraly/produkty-pitaniya-bogatye-zhelezom/

  • 3. Группа VIIA. Портал медицинских лекций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://medlec.org/lek-46744.html

  • 4. Как умер Наполеон. Причина смерти Наполеона установлена. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shtorm777.ru/kak-umer-napoleon-prichina-smerti-napoleona-ustanovlena.html

  • 5. Гольдфарб Я. Л., Ходаков Ю. В., Додонов Ю. В. Задачник. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа, 2002.

  • 6. Кальций. Практикум здорового образа жизни. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://health4ever.org/vitaminy-i-mineraly/kalcij

  • 7. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.


Химический эксперимент

Экспериментальные задачи как средство формирования химической компетентности

Авторы:

Г. С.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Новосибирский государственный педагогический университет.

Аннотация

В статье рассмотрена история применения экспериментальных задач в обучении химии и показано их значение в современных условиях в связи с реализацией компетентностного подхода.

Ключевые слова:

Экспериментальная задача, система экспериментальных задач, универсальные учебные действия, модель компетентностного обучения.

Список литературы
  • 1. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии. — М.: Учпедгиз, 1963.

  • 2. Кирюшкин Д. М. Методы обучения химии в средней школе. — М.: Просвещение, 1968.

  • 3. Космодемьянская С. С., Гильманшина С. И. Методика обучения химии: учебное пособие. — Казань: ТГГПУ, 2011.

  • 4. Зуева М. В. Обучение применению знаний // Исследования по методике преподавания химии. — М.: АПН РСФСР, 1980.

  • 5. Зуева М. В. Развитие учащихся при обучении химии. — М.: Просвещение, 1978.

  • 6. Качалова Г. С. Система экспериментальных задач как средство усиления практической направленности обучения химии: дис.…канд. пед. наук: 13.00.02. — Москва, 1989.

  • 7. Качалова Г. С. Обучение решению экспериментальных химических задач на компетентностной основе: монография. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016.

  • 8. Жафяров А. Ж., Качалова Г. С. Формирование метапредметной компетентности учащихся 8-х классов (химия, математика, физика): учебное пособие. Под ред. чл.-корр. РАО, проф. А. Ж. Жафярова. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014.