Российскому химическому обществу – 150 лет!

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Саулевич Ф. А.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Аннотация

В статье рассматривается история создания Русского химического общества (впоследствии Русского физико-химического общества, Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева, Российского химического общества им. Д. И. Менделеева). Приводятся сведения о химиках – основателях общества, основных этапах деятельности и современном дне РХО им. Д. И. Менделеева.

Ключевые слова:

Русское химическое общество, Российское химическое общество, Менделеевский съезд по общей и прикладной химии, Д И Менделеев, Н А Меншуткин.

Список литературы
  • 1. Козлов В. В. Очерки истории химических обществ СССР. – М.: Изд-во АН СССР, 1958.

  • 2. Старосельский П. И., Соловьев Ю. И. Николай Александрович Меншуткин. – М.: Изд-во «Наука», 1969.

  • 3. Музей-архив Д. И. Менделеева (СПбГУ). [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7491234

  • 4. Воробьёва О. Кто создавал Русское химическое общество? // Наука и жизнь, 2014. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://www.nkj.ru/open/24947/

  • 5. Архив Д. И. Менделеева. Автобиографические материалы. Сборник документов, т. 1. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1951.

  • 6. Русанов А. И. Российское химическое общество на пороге XXI века. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.chem.msu.su/rus/jvho/1998-3/rusan.html


Методика и обмен опытом

Из опыта реализации деятельностного подхода

Авторы:

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: СмолГУ.

Зайцева О. И.. Адрес: Смоленск. Место работы: СШ № 26.

Аннотация

Основой современного урока химии следует считать организуемую и направляемую учителем познавательную деятельность учеников. Её внешним стимулом служат познавательные задания. Важнейшими являются задания, в процессе выполнения которых школьники открывают новые для себя знания. В статье приводятся примеры познавательных заданий по теме «Металлы главных подгрупп».

Ключевые слова:

Организация познавательной деятельности, учебно-познавательные задания, изучение металлов.

Список литературы
  • 1. Демидова М. Ю. и др. Основные результаты международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2011: Аналитический отчёт / Под науч. ред. Г. С. Ковалевой. - М.: МАКС Пресс, 2013.

  • 2. Фёдоров Б. И. Курс повышения квалификации учителей «Логико-информационные технологии обучения» ЛИТО. - СпбАППО, 2010.

  • 3. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. ‒ М.: Академия, 1998.

  • 4. Миренкова Е. В. Система методического обеспечения формирования познавательных универсальных умений учащихся при обучении химии: Монография. ‒ Смоленск: СмолГУ, 2016.

  • 5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. ‒ М.: Логос, 2000.

  • 6. Миренкова Е. В., Пак М. С. Система заданий в формировании универсальных познавательных умений // Химия в школе. – 2015. - № 7. – С. 17-22.

  • 7. Миренкова Е. В. Виды и функции иллюстративного материала в процессе обучения // Химия в школе. – 2017. - № 6. – С. 11-17.

  • 8. Миренкова Е. В. Средства наглядности в организации учебного процесса // Химия в школе. – 2017. - № 8. – С. 7-15.

  • 9. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2014.


Методика и обмен опытом

Современные требования к контролю образовательных достижений учащихся

Авторы:

Добротин Д. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: ФИПИ.

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к разработке контрольных измерительных материалов для Государственной итоговой аттестации по химии, подчёркивается важная роль ФГОС и процесса стандартизации, а также учёта современных тенденций в контрольно-оценочной деятельности для совершенствования моделей заданий ЕГЭ по химии.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен, образовательный стандарт, контрольные измерительные материалы, предметно-компетентностный подход, вещества, химические реакции.

Список литературы
  • 1. Добротин Д. Ю. Особенности стандартизированного контроля образовательных достижений учащихся по химии // Наука и школа. - 2018. - № 2. - С. 21-27.

  • 2. Борунова Е. Б., Медведев Ю. Н. Всероссийская проверочная работа: единый стандарт оценки знаний // Химия в школе. - 2017. - № 4. – С. 16-23.

  • 3. Добротин Д. Ю. Предметно-компетентностный подход к контрольно-оценочной деятельности в школьном химическом образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2017. - № 2 (26). - С. 100-105.

  • 4. Медведев Ю. Н., Стаханова С. В. Контрольные измерительные материалы: реальность и перспективы // Химия в школе. - 2018. - № 1. - С. 23-29.

  • 5. Каверина А. А., Медведев Ю. Н., Молчанова Г. Н. и др. Я сдам ЕГЭ! Химия. Практикум и диагностика. – М.: Просвещение, 2017.

  • 6. Каверина А. А., Молчанова Г. Н., Свириденкова Н. В., Стаханова С. В. Химия. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. – М.: Интеллект-Центр, 2015.

  • 7. Добротин Д. Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по химии // Педагогические измерения. - 2017. - № 4. - С. 46-69.


Методика и обмен опытом

О приёмах формирования навыков смыслового чтения

Авторы:

Горбенко Н. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский институт развития образования.

Аннотация

В статье представлены приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, приведены примеры их использования при изучении школьного курса химии для формирования навыка смыслового чтения.

Ключевые слова:

Современные педагогические технологии, развитие критического мышления через чтение и письмо, смысловое чтение.

Список литературы
  • Абрамович И. В. Приёмы технологии критического мышления на уроках биологии // Биология в школе. – 2015. - № 3. – С. 21-29.

  • Асанова Л. И., Снигирёва Е. М. Формирование навыков смыслового чтения при решении ситуационных задач // Химия в школе. – 2016. - № 9. – С. 10-15.

  • Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

  • Карцова А. А., Лёвкин А. Н. Химия: 11 класс: профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006.

  • Маршанова Г. Л., Пичугина Г. В. Использование кластеров в процессе обучения // Химия в школе. – 2014. - № 1. – С. 15-21.

  • Трошина Г. В. Из опыта использования технологии развития критического мышления // Химия в школе. – 2017. - № 5. – С. 23-28.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu. ги/


Методика и обмен опытом

Универсальные методы развития исследовательских умений обучающихся

Авторы:

Дранишникова Л. И.. Адрес: г. Дзержинск, Нижегородская обл.. Место работы: СОШ № 27.

Плотникова М. Н.. Адрес: г. Дзержинск, Нижегородская обл.. Место работы: СОШ № 27.

Аннотация

В статье показано, как, используя одинаковые методы обучения, можно формировать исследовательские умения обучающихся на уроках разных учебных дисциплин. Приведены конкретные примеры применения таких методов на уроках химии и русского языка.

Ключевые слова:

Исследовательские умения, проблемное обучение, работа с текстом и текстовой информацией, эксперимент.

Список литературы
  • Заграничная Н. А., Коротаева А. И. Из опыта использования научного метода познания // Химия в школе. – 2017. - № 9. – С. 9-16.

  • Неводчикова Н. П. Урок-исследование по теме «Алюминий» // Химия в школе. – 2017. - № 6. – С. 22-26.


Методика и обмен опытом

О формировании опыта самообучения

Авторы:

Нгуен Тхук Тху. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Чан Тхи Тхань. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Новичкова Е. С.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Боровских Т. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье рассматривается обучение учащихся приёмам самостоятельной работы с химическими текстами, аудио и видеоинформацией. Авторы приводят примеры заданий для работы с текстами по теме «Кислород».

Ключевые слова:

Информация, поиск, осмысление информации, текст, приёмы работы с текстом, видеоинформацией и аудиоинформацией.

Список литературы
  • 1. Журин А. А., Заграничная Н. А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2014.

  • 2. Маршанова Г. Л., Пичугина Г. В. Использование кластеров в процессе обучения // Химия в школе. – 2014. - № 1. – С. 15-21.

  • 3. Говорун С. И. Виды учебного аудирования и методы контроля аудитивных умений // Научное мнение: Санкт-Петербургский университетский консорциум. – Санкт-Петербург, 2015. – №6-2. – С. 140-144.

  • 4. Новичкова Е. С., Боровских Т. А. Аудирование как способ развития универсальных учебных действий на уроках химии // Актуальные проблемы химического и биологического образования: сборник материалов IX Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Под ред. П.А. Оржековского. – Москва: МПГУ, 2018. – С. 219-222.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Влияние спиртов на организм человека»

Авторы:

Панькина В. В.. Адрес: Саранск. Место работы: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева.

Жукова Н. В.. Адрес: Саранск. Место работы: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева.

Ляпина О. А.. Адрес: Саранск. Место работы: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева.

Аннотация

Авторы статьи предлагают пример урока для учащихся 10-го класса после изучения темы спирты. На нём учащиеся в группах самостоятельно проводят теоретическое, экспериментальное исследования и изучают влияние спиртов на организм человека. Большое внимание уделено межпредметным связям.

Ключевые слова:

Спирт, влияние этанола на организм человека, исследовательское обучение, работа по станциям.

Список литературы
  • 1. Порошина Л. А. Из опыта изучения спиртов // Химия в школе. – 2016. - № 3. – С. 16-21.

  • 2. История алкоголя. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.medicinform.net/narco/alco11.htm

  • 3. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.

  • 4. Биология. Общая биология. 10–11 классы: Учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень: в 2 ч., ч. 1 / Под общ. ред. П. М. Бородина. – М.: Просвещение, 2012.

  • 5. Единая коллекция ЦОР: информационная система: [сайт]. URL: http://www.school-collection.edu.ru. Окисление этанола (тест на алкоголь) (№54508).


Методика и обмен опытом

Реализация эффективной модели урока при изучении белков

Авторы:

Голубева А. И.. Адрес: г. Гороховец, Владимирская обл.. Место работы: СОШ № 3.

Аннотация

В статье приведена разработка современного урока химии, построенного на основе системно-деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов для повышения качества подготовки выпускников школы.

Ключевые слова:

Урок, белки, структура, функции, аминокислоты.

Список литературы
  • Марчукова О. Ю. Проблемно-развивающее обучение на уроке по теме «Аминокислоты» // Химия в школе. – 2017. - № 3. – С. 23-28.

  • Современный урок: принципы, требования, анализ: Учебно-методическое пособие для педагогов, проходящих курсовую подготовку / Под ред. О. Е. Морозовой. – Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2017.


Внеурочная деятельность

Конкурс дидактических игр «Химическая игротека»

Авторы:

Исаев Д. С.. Адрес: Тверь. Место работы: СОШ № 43.

Соболев А. Е.. Адрес: Тверь. Место работы: Тверской государственный технический университет.

Аннотация

В данной статье конкурс дидактических игр по химии «Химическая игротека», ежегодно организуемый Тверским региональным отделением Межрегиональной общественной организации «Ассоциация учителей и преподавателей химии», рассматривается не только как конкурс профессионального мастерства для учителей химии, но и как инновационная форма организации внеурочной деятельности школьников, позволяющая формировать познавательный интерес воспитанников, вовлекая последних в разработку итоговых проектов по химии в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова:

Дидактические игры по химии, конкурс профессионального мастерства, внеурочная деятельность школьников, познавательный интерес к химии, итоговый проект.

Список литературы
  • 1. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт, проблемы, перспективы // Химия в школе. – 2016. – № 9. – С. 33-37.

  • 2. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт решения тактических задач // Химия в школе. – 2017. – № 3. – С. 2-5.

  • 3. Соболев А. Е., Исаев Д. С. Опыт Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области по развитию потенциала региональной системы химического образования // Вестник образования. – 2016. – № 18. – С. 19-23.

  • 4. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. – 2018. – № 2.– С. 54-58.

  • 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Внеурочная деятельность школьников по химии: теоретический и прикладной аспекты. – Тверь: Издательство «СФК-офис», 2018.

  • 6. Исаев Д. С. Система дидактических игр при обучении химии // Химия в школе. – 2003. – № 6. – С. 46-49.

  • 7. Химическая игротека: сборник дидактических игр по химии / Д.С. Исаев [и др.]; под ред. А. Е. Соболева. – Тверь: Издательство «СФК-офис», 2017. – Вып.4. – 100 с.

  • 8. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. – 2018. – № 3. – С. 50-55.

  • 9. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Возможности внеурочной деятельности школьников для подготовки итогового проекта по химии // Актуальные проблемы химического и биологического образования: сборник материалов IX Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. – М.: МГПУ, 2018. – С. 135-138.

  • 10. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Инновационный подход к внеурочной деятельности школьников по химии // Актуальные проблемы науки, производства и химического образования: Сб. материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2017. – С. 138-142.


Внеурочная деятельность

Исследование парфюмерно-косметической продукции на занятиях элективного курса

Авторы:

Алёхина Е. А.. Адрес: Омск. Место работы: Омский государственный педагогический университет.

Аннотация

В статье приведены определение и классификация парфюмерно-косметических изделий, описана методика исследования их упаковок. Далее представлены классификации и описаны методики органолептического исследования парфюмерных жидкостей и качественного и количественного определения в их составе этилового спирта.

Ключевые слова:

Парфюмерно-косметические изделия и их классификация, маркировка упаковок, органолептическое исследование (внешний вид, цвет, запах, стойкость запаха, прозрачность), этиловый спирт, иодоформная проба, плотность водно-спиртовых растворов.

Список литературы
  • 1. Алёхина Е. А. Изучение состава и определение качества губных помад // Химия в школе. – 2010. – № 1. – С. 52-59.

  • 2. ГОСТ Р 51391-99. Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200006320

  • 3. ГОСТ 28303-89. Изделия парфюмерно-косметические. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200008312

  • 4. ГОСТ 31678-2012. Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200098754

  • 5. Вилкова С. А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров: Учебник для вузов. – М: Издательский дом «Деловая литература», 2000.

  • 6. Мельниченко Т. А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров. / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  • 7. Шепелев А. Ф., Туров А. С., Елизаров Ю. Д. Технология производства непродовольственных товаров. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  • 8. Р 50.2.041- 2004. Государственная система обеспечения единства измерений. Ареометры стеклянные. Методика поверки. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200038330


Внеурочная деятельность

Лактоза в молочных продуктах: свойства, применение и методы определения

Авторы:

Волков В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Аннотация

В статье описаны строение, свойства и применение лактозы и её производных, а также определение лактозы в молочных продуктах методами объёмного анализа. Данные материалы могут быть использованы при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Ключевые слова:

Молоко, лактоза, объёмные методы анализа.

Список литературы
  • 1. Синельников Б. М., Храмцов А. Г. и др. Лактоза и её производные. – С. Петербург, 2007.

  • 2. Как производится безлактозное молоко? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.valio.ru.

  • 3. ГОСТ 29248-91. Консервы молочные. Иодометрический метод определения сахаров.

  • 4. ГОСТ 3628-78. Молочные продукты. Методы определения сахара.

  • 5. Ермакова Н. В. Химия и физика молока: лабораторный практикум. Учебное пособие для студентов аграрных вузов. – Орёл, Орловский ГАУ им. Н. В. Парахина, 2013.

  • 6. Жванко Ю. Н., Панкратова Г. В., Мамедова З. И. Аналитическая химия и технологический контроль в общественном питании. – М.: Высшая школа, 1989.