О методологических позициях современного учителя

Авторы:

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

Методологические позиции учителя во многом определяют его понимание целей обучения предмету, выбор тех или иных методов и образовательных технологий, а также оценку эффективности процесса обучения. Автор анализирует методологические позиции педагога, оказывающие влияние на возможность выполнения требований ФГОС.

Ключевые слова:

методологическая позиция учителя, формирование мировоззрения, обучение методам познания.


Методика и обмен опытом

Педагогика сотрудничества в организации учебного занятия

Авторы:

Нефедова М. П.. Адрес: Красноярский край. Место работы: Краснотуранская СШ.

Бычкова Н. А.. Адрес: Красноярский край. Место работы: Краснотуранская СШ.

Аннотация

В статье раскрываются способы и формы организации учебного занятия на основе сотрудничества для обеспечения метапредметных и личностных результатов обучения, обосновывается, что реализовать полноценное сотрудничество возможно в условиях погружения.

Ключевые слова:

учебное сотрудничество, метапредметные результаты.

Список литературы
  • 1. Дьяченко В. К. Дидактика. Т. 1. ‑ М.: Народное образование, 2006. ‑ С. 194‑196.

  • 2. Минова М. В. Организация понимания школьников на учебных занятиях. ‑ Germany, Saarbrucher: LAP LAMBERT, 2011. ‑ С. 126-133.


Методика и обмен опытом

К решению расчётных химических задач с неполным условием

Авторы:

Войтукевич С. А.. Адрес: Екатеринбург. Место работы: СШ № 163.

Никитина Е. В.. Адрес: Екатеринбург. Место работы: Институт фундаментального образования, Уральский федеральный университет.

Медведев Д. А.. Адрес: Екатеринбург. Место работы: Институт высокотемпературной электрохимии УрО РАН.

Аннотация

В работе описаны примеры задач, содержащих недостаточное количество данных, объясняется необходимость введения дополнительных параметров при расчётах и приводятся способы решения примеров.

Ключевые слова:

уравнения с параметрами, задачи с неполным условием, межпредметные задания, химические олимпиады.

Список литературы
  • 1. Николаенко В. К. Решение задач повышенной сложности по общей и неорганической химии. – Киев: Радяньска школа, 1989.

  • 2. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.

  • 3. Григорьев А. Г. Применение уравнений с параметрами при решении задач // Химия в школе. – 2014. – № 9. – C. 40-44.

  • 4. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Математическая составляющая конкурсных химических задач // Химия в школе. 2014. – № 6. – C. 47-53.

  • 5. Ахметов М. А. Из опыта разработки системы обучения решению расчётных задач // Химия в школе. 2012. – № 3. – C. 43-48.

  • 6. Лабий Ю. М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

  • 7. Свитанько И. В. Нестандартные задачи по химии. – М.: МИРОС, 1993.

  • 8. Козко А. И., Соболева Е. С., Субботин А. В. и др. Математические методы решения химических задач. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  • 9. Рыжова О. Н., Кузьменко Н. Е., Белевцова Е. А. Математика на вступительных экзаменах и олимпиадах по химии // Естественно-научное образование: вызовы и перспективы / Под ред. В. В. Лунина и Н. Е. Кузьменко. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – C. 141-151.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Химические свойства карбоновых кислот»

Авторы:

Багрова Н. В.. Адрес: г. Волжский. Место работы: СОШ № 14 «Зелёный шум».

Аннотация

Автор предлагает урок для учащихся 10-го класса по теме «Химические свойства карбоновых кислот». В ходе урока учащиеся вовлечены в активную исследовательскую деятельность, осуществляют самоконтроль с помощью электронного тренажёра.

Ключевые слова:

карбоновые кислоты, исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии.

Список литературы
  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Органическая химия: учебник для 11(10) класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень. – М.: «Русское слово – РС», 2010.

  • Органическая химия. 10 класс. Интерактивные дидактические материалы: Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2012.


Методика и обмен опытом

Интегрированный урок «Нанотехнологии на службе у человека»

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт-Петрбург. Место работы: Гимназия № 399.

Ханукович Е. М.. Адрес: Санкт-Петрбург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

Данный урок предназначен для учащихся 9 или 10 классов, урок является внепрограммным. Материал урока знакомит учащихся с такими понятиями как нанонаука, наночастицы, нанотехнологии. Учащиеся на уроке работают в группах, выполняют лабораторный опыт по определению размера молекулы.

Ключевые слова:

нанонаука, нанохимия, наночастицы.


Методика и обмен опытом

Практико-ориентированное обучение: домашняя аптечка на уроке

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

В данной статье представлена идея использования информации о домашней аптечке на уроках химии. Приведены краткие сведения из истории становления аптечного дела, а также практические рекомендации учителю химии по организации учебного процесса в 8 классе на основе сведений о медицинских препаратах. Автор акцентирует внимание на значимости данного подхода, как практико-ориентированного, для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

Ключевые слова:

аптечка, практико-ориентированное обучение, урок химии, средняя школа.

Список литературы
  • 1. Домашняя аптечка // Алхимик URL: http://www.alhimik.ru/apteka/apt0N.html (дата обращения: 14.11.14).

  • 2. Экономика фармации URL: http://www.ecopharmacia.ru/photo/istorija_apteki/...

  • 3. Первая казённая аптека в России // IMPERIA MUSEUM URL: http://museum.impharma.ru/text/395

  • 4. Домашняя аптечка: список того, что должно быть у каждого // Всё о гриппе и простуде URL: http://grippro.ru/domashnyaya-aptechka-spisok-togo-chto-dolzhno-byt-u-kazhdogo.html

  • 5. Домашняя аптечка // GlobalLab URL: https://globallab.org/ru/project/inquiry/domashnjaja_aptechka.ru.html#.VH9Ba2e0TX8


Методика и обмен опытом

Из опыта обучения школьников решению расчётных задач

Авторы:

Пенькова Г. А.. Адрес: Зеленоград, Москва. Место работы: СОШ № 618.

Аннотация

В статье раскрыта методика обучения школьников решению расчётных задач по химии на базовом уровне. Подробно рассказано, как составить справочник необходимых физических величин и формул, связывающих эти величины. Приведён универсальный алгоритм анализа и решения задач по формулам и уравнениям. Предложена система формирования умения решать расчётные задачи по химии.

Ключевые слова:

расчётные задачи по химии, методика обучения решению задач, справочник, алгоритм.

Список литературы
  • 1. Бакланова Л. В. В стране химических задач // Химия в школе. – 2014. ‑ № 3. – С. 47-49.

  • 2. Пенькова Г. А. Учим анализировать условия расчётных задач // Химия в школе. – 2011. – № 3. – С. 52-53.


Методика и обмен опытом

Возможности УМК при организации современного урока

Авторы:

Ахметов М. А.. Адрес: г. Ульяновск. Место работы: Ульяновский Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Аннотация

В статье рассмотрена методика использования составляющих учебно-методического комплекта: учебников, рабочих тетрадей, методических пособий для организации и проведения современного урока химии. Показана роль заданий различного типа в развитии познавательной активности учащихся.

Ключевые слова:

учебно-методический комплект, уровень самостоятельности учащегося, познавательная потребность, учебники, учебные пособия, организация современного урока химии.

Список литературы
  • 1. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 8 класс: Учебник для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • 2. Гара Н. Н., Ахметов М. А. Химия. 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  • 3. Ахметов М. А. От контекстных заданий к контекстным урокам // Химия в школе. – 2014. - № 4. – С. 24-27.

  • 4. Ахметов М. А. Готовимся к государственной итоговой аттестации (ГИА). Химия: 8-9 классы: Учебное пособие для учащихся общеобр. учр. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  • 5. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 9 класс: Учебник для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  • 6. Кузнецова Н. Е. Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 10 класс. Углублённый уровень: Учебник для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  • 7. Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. Н., Лёвкин А. Н. Химия. 11 класс. Углублённый уровень: Учебник для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  • 8. Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного изучения химии // Химия в школе. – 2012. - № 9. – С. 10-14.

  • 9. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии: монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.

  • 10. Ахметов М. А., Гара Н. Н. Химия. 8 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  • 11. Гара Н. Н., Ахметов М. А. Химия. 9 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  • 12. Ахметов М. А. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Рабочая тетрадь для учащихся общеобр. учр. – М.: Вентана-Граф, 2012.


Химический эксперимент

Проблемные опыты по взаимодействию малоактивных металлов с растворами солей

Авторы:

Сурин Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Аннотация

Основная трудность в восприятии этих опытов, а также в их обосновании заключается в том, что учащиеся, изучая взаимодействие металлов с растворами солей, всегда обращаются к анализу положения металлов в ряду напряжений, поскольку другой подход к решению этого вопроса им неизвестен.

Ключевые слова:

проблемно-развивающее обучение, усовершенствованная методика, систематическое проведение опытов, новые проблемные опыты.

Список литературы
  • 1. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. ‒ М.: Школа-Пресс, 1998.

  • 2. Юрова Н. С., Сурин Ю. В. Проблемно-развивающие опыты по взаимодействию солей меди(II) с металлами различной активности // Химия в школе. - 2012. - № 10. - С. 53-58.

  • 3. Сурин Ю. В., Киселёва Е. В., Юрова Н. С. Проблемные опыты с основными солями меди(II), никеля(II) и растворами кислых солей // Химия в школе. -2013. - № 8. - С. 57-61.

  • 4. Сурин Ю. В. Роль проблемного эксперимента в совершенствовании теоретических знаний учащихся // Химия в школе. - 2014. - № 7. - С. 66-71.


Химический эксперимент

Эксперимент на уроке по теме «Соли»

Авторы:

Иванова Л. В.. Адрес: г. Орёл. Место работы: Гимназии № 19.

Аннотация

Рассматриваются постановка химического эксперимента, моделирование проблемных ситуаций в ходе его, творческие задания – условия выполнения мини-проектов.

Ключевые слова:

химический эксперимент, творческие задания, мини-проекты.


Химический эксперимент

Печатные тетради как средство повышения эффективности и качества практических занятий

Авторы:

Эскендаров А. А.. Адрес: с. Куруш, Хасавюртовский р-н, Республика Дагестан. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Настоящая специальная тетрадь для практических занятий по химии предназначена для увеличения степени самостоятельности учащихся, лучшего формирования практических навыков и умений, закрепления теоретического материала, и повышения безопасности проведения практических работ.

Ключевые слова:

печатные тетради для практических занятий, безопасность проведения опыта, полнота составления отчёта об эксперименте, навыки самостоятельной исследовательской работы.

Список литературы
  • Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В. Химия. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Оникс: Мир и образование, 2006.

  • Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лавров В. Н. Химический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1987.

  • Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Неорганическая химия: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

  • Семенов А. С. Безопасность труда в кабинетах химии. – М.: Высшая школа, 1990.

  • Семенов А. С. Охрана труда и техника безопасности по химии. – М.: Просвещение, 1981.

  • Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Химия: Неорганическая химия: Учебник для 7–8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1985.

  • Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. – М.: Просвещение, 1987.

  • Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. – М.: Просвещение, 1989.

  • Эскендаров А. А., Хидиров Ш. Ш. Тетрадь для практических занятий по химии. 8 кл. – Махачкала: РИО ДГУ им. В. И. Ленина, 1987.

  • Эскендаров А. А., Хидиров Ш. Ш. Использование специальных тетрадей на печатной основе для повышения эффективности и качества практических занятий по химии // Махачкала: Вестник ДГУ. Естественные науки. - 1997. - Вып. 4. - С. 86-88.

  • Эскендаров А. А., Хидиров Ш. Ш. Тетрадь для практических занятий по химии. 8 кл. – Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2001.

  • Эскендаров А. А., Хидиров Ш. Ш. Химия в кроссвордах. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007.


Внеклассная работа

Как мы проводим межшкольный химический турнир

Авторы:

Иванова Т. Н.. Адрес: г. Озёрск, Челябинская обл.. Место работы: Лицей № 23.

Аннотация

В рамках реализации программы повышения качества школьного химического образования для усиления интереса и мотивации к изучению предмета проводим химические турниры между школами, где химия изучается по углубленной программе, что являет собой хорошую идею сотрудничества интеллектуально-одаренной молодежи города. Предпочтение отдаём сценариям исследовательского типа.

Ключевые слова:

межшкольный химический турнир, углублённое изучение химии, «Дуэль эрудитов».

Список литературы
  • Кукушкин Ю. Н. Рассказы о химии и веществах. ‑ СПб.: Синтез, 1995.

  • Леенсон И. А. Занимательная химия. ‑ М.: Дрофа, 1996.

  • Рич В. Охота за элементами. ‑ М.: Химия, 1982.

  • Станцо В. В. Обыкновенное вещество. ‑ М.: Химия, 1981.

  • Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. ‑ М.: Химия, 1995.


Химический эксперимент

Элективный курс «Экспериментальные задачи по химии»

Авторы:

Кандакова Ю. Б.. Адрес: г. Зубцов, Тверская обл.. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Курс адресован учащимся, выбирающим естественнонаучное направление в старших классах. Программа элективного курса «Экспериментальные задачи по химии» предназначена для учащихся 10 класса и носит предметно-ориентированный характер.

Ключевые слова:

химия, эксперимент, внеурочная деятельность.

Список литературы
  • Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.

  • Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.

  • Демидов В. А. Химия. Практикум. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

  • Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 1995.

  • Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малым количеством вещества: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

  • Яковишин Л. А. Химические опыты с шоколадом // Химия в школе. - 2006. - № 8. - С 73-75.

  • Яковишин Л. А. Химические опыты с мороженым // Химия в школе. - 2006. - № 7. - С. 69-72.


Из истории химии

Химия растворов: исследования российских учёных на рубеже ХIХ-XX вв.

Авторы:

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Тюрина М. В.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

Рассмотрена история развития химии растворов в нашей стране в конце XIX – начале XX в. Существенную роль в развитии этой области знаний сыграли работы Д. П. Коновалова, И. А. Каблукова, В. А. Кистяковского, П. И. Вальдена, М. С. Вревского, А. А. Яковкина, Я. И. Михайленко.

Ключевые слова:

история химии, химия растворов, Д П Коновалов, И А Каблуков, В А Кистяковский, П И Вальден, М С Вревский, А А Яковкин, Я И Михайленко.

Список литературы
  • Вревский М. С. Работа по теории растворов. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1953.

  • Мусабеков Ю. С. О химических работах И. М. Сеченова и его письмах к А. М. Бутлерову // Успехи химии. - 1953. - Т. 22. - № 4. - С. 508-515.

  • Соловьёв Ю. И., Каблуков М. А., Колесников Е. В. Иван Алексеевич Каблуков. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.

  • Соловьёв Ю. И. О неопубликованной работе В. А. Кистяковского «Гипотеза Планка – Аррениуса» // Журнал физической химии. - 1956. - Т. 30. - Вып. 8. - С. 1910-1915.

  • Страдынь Я. П., Соловьёв Ю. И. Павел Иванович (Пауль) Вальден: 1863–1957. – М.: Наука, 1988.

  • Турченко Я. И. Николай Николаевич Бекетов.  М.: Изд-во АН СССР, 1954.

  • Фигуровский Н. А., Романков Ю. И. Владимир Александрович Кистяковский. – М.: Наука, 1967.


Из истории химии

Властелин радиоэлектроники

Авторы:

Радецкий А. М.. Адрес: Симферополь. Место работы: СШ № 18.

Шульская Г. П.. Адрес: Симферополь. Место работы: СШ № 18.

Аннотация

В статье рассматриваются история открытия германия, методы его получения и области применения.

Ключевые слова:

германий, полупроводник, радиоэлектроника, германиевые сплавы.