Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Авторы:

Торосян В. Ф.. Адрес: г. Юрга, Кемеровская обл.. Место работы: Технологический институт (филиал) Томского политехнического университета.

Аннотация

В статье рассмотрены основные этапы организации научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова:

научно-исследовательская деятельность учащихся.

Список литературы
  • 1. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. — 2000.— № 3. — С. 136–138.

  • 2. Зеленская Е. А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время // Химия в школе. — 2009. — № 8. — С. 55–59.


Наука и промышленность

О применении взрывчатых веществ в горном деле

Авторы:

Симонов П. С.. Адрес: Магнитогорск. Место работы: Технический университет им. Г. И. Носова.

Аннотация

Для повышения успеваемости учащихся школ из горнодобывающих регионов предлагается связывать уроки химии с производственной деятельностью горняков, в частности, с профессией «взрывника». Приводятся общие сведения о взрыве и взрывчатых веществах. Представлена упрощённая методика составления реакций взрывчатого превращения веществ, позволяющая рассчитать теплоту, температуру и объём газов, выделяющихся при взрыве.

Ключевые слова:

горнодобывающая промышленность, взрывчатое вещество, взрывное дело, продукты взрыва.

Список литературы
  • Дубнов Л. В., Бахаревич Н. С., Романов А. И. Промышленные взрывчатые вещества. – М.: Недра, 1988.

  • Красногоров В. Подражающие молниям. – М.: Знание, 1977.

  • Покровский Г. И. Взрыв. – М.: Недра, 1980.


Методика и обмен опытом

Технологический подход к обучению: система постановки целей

Авторы:

Береснева Е. В.. Адрес: Киров. Место работы: Вятский государственный гуманитарный университет.

Аннотация

В статье представлено авторское видение технологического подхода к обучению химии, модель технологически организованного педагогического процесса. Показаны этапы, которые необходимо пройти учителю для освоения технологического подхода к обучению. Основное внимание уделено этапу освоения диагностируемой постановки целей.

Ключевые слова:

технологический подход к обучению химии, технологически организованный педагогический процесс, система целей обучения, диагностичные цели обучения.

Список литературы
  • 1. Кузнецова Н. Е. Педагогические технологии в предметном обучении: лекции. – СПб.: Образование, 1995.

  • 2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Изд-во ин-та проф. обр. РАО, 1995.

  • 3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994.

  • 4. Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии: учеб. пособие. – М.: Центрхимпресс, 2004.

  • 5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

  • 6. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989.

  • 7. Bloom B. S. Handbook on formative and summative evaluation of Students Learning. – N. Y.: McGrow-Hill, 1971.

  • 8. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М.: Сентябрь, 1996.


Региональный подход при изучении силикатной промышленности

Авторы:

Марсунова Е. О.. Адрес: Хангаласский р-н, Республика Саха (Якутия). Место работы: Мохсоголлохская СШ.

Егорова К. Е.. Адрес: Республика Саха (Якутия). Место работы: СВФУ.

Аннотация

В данной статье рассматривается использование региональных возможностей при изучении химических производств на примере темы «Силикатная промышленность».

Ключевые слова:

сырье, технология, производство, региональный подход.

Список литературы
  • Андреева М. П. Химия: модули регионального содержания. - Якутск, 2001.

  • Буринская Н. Н. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе обучения химии. - М.: Просвещение, 1983.

  • Егорова К. Е. Региональный подход в обучении химии. - М.: Школа-Пресс, 1999.


Изучение меди и её соединений

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

Изучение темы «Медь и её соединения» позволяет закрепить знания и умения на примере материала, изложенного в школьном учебнике весьма кратко. Это даёт школьникам возможность научиться использовать свои знания в процессе поисковой деятельности. Автор предлагает урок-исследование по отработке полученных навыков.

Ключевые слова:

урок-исследование, медь, соединения меди.


Обобщающий урок по теме «Медь, цинк, хром»

Авторы:

Бурбело И. А.. Адрес: Владимир. Место работы: Техникум экономики и права Владкоопсоюза.

Аннотация

В целях активизации учебно-познавательной деятельности, а также стимулирования творческих способностей учащихся в 11-м классе после изучения металлов побочных подгрупп автор проводит обобщающий урок по теме «Медь, цинк, хром» в виде игры. Учащиеся делятся на три группы А, В, С, которые заранее получают задания по соответствующим темам для подготовки рассказов, сообщений, стихотворений, геологических карт, дополнительного материала по данной теме.

Ключевые слова:

медь, цинк, хром, соединения металлов.


Железный век продолжается

Авторы:

Варламова А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Школа-интернат № 65 для глухих детей.

Аннотация

В школе глухих педагогический процесс базируется на принципе обучения основам наук в процессе формирования словесной речи. Для выполнения этой специфической задачи можно использовать различные современные технологии, методы и формы обучения. Автор предлагает разработку урока-семинара по теме «Металлы».

Ключевые слова:

обучение глухих детей, железо, соединения железа, руды.


М. В. Ломоносов и математическая химия

Авторы:

Деркач М.И.. Адрес: Севастополь. Место работы: Севастопольский национальный технический университет.

Хрусталев А.Ф.. Адрес: Севастополь. Место работы: Севастопольский национальный технический университет.

Аннотация

Предложены формулировки и доказательства простейших теорем математической химии и рассмотрены их практические приложения.

Ключевые слова:

Математическая химия.

Список литературы
  • 1. Штейнгауз Г. Задачи и размышления. – М.: Мир, 1974.

  • 2. Мышкис А. Д. Элементы теории математических моделей. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

  • 3. Хрусталёв А. Ф. Можно и лучше // Математика в школе. – 1995. – № 3.

  • 4. Ломоносов и математика. Режим доступа: http://muzey.mitht.ru/library/lomonosov_i_matematika.html

  • 5. Деркач М. И. Две простейшие теоремы об углеводородах и их практические приложения. Материалы XVI международной научно -методической конференции «Методы совершенствования фундаментального образования в школах и вузах». – Севастополь: СевНТУ, 2011.

  • 6. Хрусталёв А. Ф. Химические теоремы // Химия в школе. – 1998. – № 7.


Язык химии: составление химических формул по валентности

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт- Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Ханукович Е. М.. Адрес: Санкт- Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

Интегрированные уроки, на которых пятиклассников знакомят с языком химии и учат составлять химические формулы по валентности, проводятся при изучении темы «Биогеохимическая роль горных пород, минералов и почвы на Земле» по программе курса естествознания И. Ю. Алексашина. Материал уроков с небольшими изменениями может быть использован и в 8-м классе при изучении основных понятий химии.

Ключевые слова:

пропедевтика химии, язык химии, составление химических формул.


К решению типовых расчетных задач: стратегия выдвижения гипотез

Авторы:

Ахметов М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: ИПКРО.

Мусенова Э. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: ИПКРО.

Аннотация

Рассмотрена методика обучения учащихся решению задач «на избыток-недостаток» в свете задачи формирования универсальных учебных действий.

Ключевые слова:

универсальные учебные действия, решение задач.


Химический эксперимент

Эксперимент на уроке по теме «Растворение. Растворимость. Растворы»

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Челябинск. Место работы: СШ № 129.

Аннотация

В результате экспериментальной работы на уроке школьники формулируют определения основных понятий темы (раствор, растворение, растворимость и др.) и делают выводы.

Ключевые слова:

растворение, растворимость, растворы, суспензия, эмульсия, плотность растворов, плотность воды, насыщенные и ненасыщенные растворы, кристаллогидраты.


Простые способы обнаружения ферментов

Авторы:

Ватлина Л. П.. Адрес: Ярославль. Место работы: Педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Александрова Е. В.. Адрес: Ярославль. Место работы: Педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Аннотация

Тема «Ферменты» включена в школьную программу по химии в 2001 г. Её изучение происходит в несколько этапов (8, 9, 10 и 11 классы) и характеризуется использованием тесных межпредметных связей курса химии с курсом биологии. Особый интерес представляют те специфические характеристики ферментативных реакций, которые делают возможным существование обмена веществ. Выявить эти особенности можно экспериментально, используя достаточно простые методики и доступные материалы.

Ключевые слова:

ферменты, ферментативные реакции, пероксидаза, дегидрогеназа, амилаза, уреаза.

Список литературы
  • 1. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. / Сост. Н. И. Габрусева. – М.: Дрофа, 2001.

  • 2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.

  • 3. Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин. – М.: Дрофа, 2001.

  • 4. Кузнецов В. И. Концепция самоорганизации в химии катализа // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. – М.: Наука, 1994. – С. 55-85.

  • 5. Руденко А. П. Химическая добиологическая эволюция каталитических систем и критерий живого // Критерии живого. – М.: Изд-во МГУ, 1971. – С. 37-56.

  • 6. Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. – М.: Просвещение, 1982.

  • 7. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии / Под ред. Т. Т. Березова. - М.: Медицина, 1976.

  • 8. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Карцова А. А. Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением химии. – М.: Просвещение, 2003.


Как определить подлинность оливкового масла

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

Оливковое масло, потребление которого в России в последнее время заметно выросло, может стать объектом интересного и познавательного учебного исследования. С помощью экспериментов, осуществимых в условиях школьной лаборатории, нетрудно установить подлинность анализируемого продукта, выявить фальсификат. Предложены методики определения иодного числа растительного масла, элаидиновой пробы, цветных реакций с серной кислотой, определения температуры затвердевания и установления наличия примесей. Подробно описаны способы получения необходимых реактивов.

Ключевые слова:

учебное исследование, химический эксперимент, оливковое масло, иодное число, элаидиновая проба, фальсификат.

Список литературы
  • 1. Кодекс Алиментариус. Жиры, масла и производные продукты / Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2007.

  • 2. Государственная фармакопея СССР. 10-е изд. - М.: Медицина, 1968. - С. 810–811.

  • 3. Практикум по агрохимии: Учеб. пособие / Под ред. академика РАСХН В. Г. Минеева. - М.: Изд-во МГУ, 2001.

  • 4. Рудаков О. Б., Полянский К. К. Хроматографическая идентификация растительных масел // Хранение и переработка сельхозсырья. - 2001. - № 10. - С. 37–40.

  • 5. Дейнека В. И., Дейнека Л. А., Габрук Н. Г. и др. Анализ растительных масел с использованием ВЭЖХ // Журн. аналитической химии. - М.: Наука, 2003. - Т. 58. - № 12. - С. 1294–1299.

  • 6. Чечета О. В., Сафонова Е. Ф., Сливкин А. И. Идентификация растительных масел и масляных экстрактов методом ТСХ / Сорбционные и хроматографические процессы. - 2008. - Т. 8. - Вып. 4. - С. 646–653.

  • 7. European Pharmacopoeia, 2th ed. Strastbourg: Council of Europe, 1997. - P. 49.

  • 8. Малахов Б. П. Школьные работы по химической технологии органических веществ. - М.; Л.: Госуд. изд-во, 1928.


Как исследовать качество мороженого

Авторы:

Игошева Е. В.. Адрес: Пермь. Место работы: СШ № 109.

Трапезникова Н. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: ГСХА им. Д. Н. Прянишникова.

Аннотация

Мороженое – вкусный и любимый всеми десерт, очень полезный для здоровья, так как вырабатывает вещество серотонин («гормон счастья»), которое в организме человека отвечает за отличное настроение и спасает от возможного стресса. К таким выводам пришли известные английские исследователи. Поэтому прекрасный способ улучшения настроения – съесть мороженое. Мы предполагаем, что состав современного мороженого отличается от состава мороженого, которое ели наши бабушки. Скорее всего это отличие будет заключаться в процентном содержании жиров и их качестве, потому что в состав современного мороженого входят непредельные (растительные) жиры. Все остальные компоненты не будут сильно изменять вкус и качество мороженого.

Ключевые слова:

мороженое, качество, состав, жиры, углеводы.

Список литературы
  • Белов Ю. Г. Готовимся к экзамену / Товароведение продовольственных товаров. - М., 2004.

  • Бунаков С. М. Товароведение продовольственных товаров. - М., 2002.

  • Глухов А. Н. Товароведение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

  • Грибанов М. Ю. Основы товароведения. - СПб., 1999.

  • Завьялов К. В. Товароведение продовольственных товаров. - М., 2004.

  • Молочные реки становятся мельче // Экономическая газета. - 2004. - № 6.

  • Производство молочной продукции в России // Маркетинговые исследования. - 2002. - № 3.

  • Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат, 2004.

  • Сборник таможенной статистики внешней торговли РФ 1996-2004 гг.

  • Смирнов Т. П. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. - М., 2004.

  • Усова Н. Е. Товароведение продовольственных товаров. - М., 2004.

  • Чудакин С. Н. Краткий курс товароведения. - М., 2002.

  • http://www.marketcenter.ru


Опыты с хитином: получение глюкозамина

Авторы:

Храмов В. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: ВГПУ.

Савин Г. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: ВГПУ.

Храмова О. В.. Адрес: Волгоград. Место работы: ВГПУ.

Аннотация

В статье рассказано о том, что хитозаны и глюкозамин можно получить в условиях школьной химической лаборатории.

Ключевые слова:

целлюлоза, хитин, глюкозамин, хитозан.


Внеклассная работа

Проблема курения в ракурсе естественно-научных дисциплин

Авторы:

Файрушина С. М.. Адрес: Набережные Челны. Место работы: Набережночелнинский государственный педагогический институт.

Аннотация

Проблема курения рассмотрена с точки зрения естественно-научных дисциплин. Материал может быть использован в практике профилактической работы среди учащихся.

Ключевые слова:

курение, никотин, подростки.

Список литературы
  • Андреев П. М., Латыпов А. Г. и др. Состояние функции внешнего дыхания у подростков // Казанский медицинский журнал. — 1994. — № 6.

  • Гурова О. А., Самбурова И. П., Соколов Е. В. Влияние курения табака на организм подростков: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — Москва, 1991.

  • Левшин В. Ф. Методология и формы организации помощи в отказе от курения // За свободную от табачного дыма Россию: Информационный бюллетень. — 2003. — Вып. 3–4.

  • Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. — М.: Просвещение, 1986.

  • http://www.tabacum.ru


Научный театр как форма популяризации химических знаний

Авторы:

Белякова И. В.. Адрес: Москва. Место работы: Научно-учебная лаборатория «Химия», Политехнический музей.

Ларионова Г. С.. Адрес: Москва. Место работы: Научно-учебная лаборатория «Химия», Политехнический музей.

Аннотация

Научно-популярное направление деятельности химической лаборатории Политехнического музея представлено, в частности, спектаклями научного химического театра – новой занимательной интерактивной формой популяризации химических знаний. Это направление рассчитано на одиночных посетителей. Цель данной формы общения с одиночными посетителями – пробудить интерес не только к занятиям химией в школе, но и к достижениям современной химической науки.

Ключевые слова:

научный химический театр, популяризация химических знаний.


Шесть химических элементов

Авторы:

Бакланова Л.В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: СШ№ 82.

Аннотация

Приведена самостоятельная работа на тему «Атомы химических элементов» в 8-м классе.

Ключевые слова:

элемент, состав атома.


Из истории химии

М. В. Ломоносов − великий русский учёный

Авторы:

Сергеева Г. С.. Адрес: Чита. Место работы: Забайкальский государственный университет.

Аннотация

Михаил Васильевич Ломоносов − один из основоположников современного естествознания. Его исследования относятся к химии, физике, математике, астрономии. Развивая атомно-молекулярные представления о строении вещества, он высказал мнение о том, что тела состоят из «корпускул», а те − в свою очередь из «элементов», что соответствует современным представлениям о молекулах и атомах. Он выдвинул кинетическую теорию теплоты, сформулировал принцип сохранения вещества и энергии. Ломоносов создал многие химические производства в России, был зачинателем применения математических и физических методов в химии. Ломоносов исследовал атмосферное электричество, дал толковое объяснение наличия атмосферы у планеты Венера.

Ключевые слова:

великий русский учёный, естествознание, химия, химические производства, физика, математика, астрономия, приборостроение.


«Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом…»

Авторы:

Изюмов И. А.. Адрес: г. Аксай, Ростовская обл.. Место работы: Гимназия № 3.

Аннотация

В предлагаемой статье сделана попытка оценки литературно-художественного и естественно-научного наследия величайшего русского гения – Михаила Васильевича Ломоносова.

Ключевые слова:

М В Ломоносов.

Список литературы
  • 1. Балязин В. Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1995.

  • 2. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов; Худож. Б. А. Лавров. – М.: Современник, 1989.

  • 3. Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек. – М.: Молодая гвардия, 2010.