Школьное естественно-научное образование: история, итоги и перспективы

Авторы:

Лисичкин Г. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Леенсон И. А.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Представлены данные результатов ЕГЭ (по физике, химии и биологии) за 2008 и 2009 годы. Заключение следующее: немногие выпускники школы показывают отличные или даже хорошие знания предмета. Сравнение проводилось по академическим знаниям выпускников школ Российской Федерации, с одной стороны, и выпускников школ в Финляндии, Германии, Великобритании, Канаде, США и некоторых других государствах (по результатам программы PISA за 2006 год), с другой. Очевидно наше отставание во всех областях знаний. Причины кроются в неадекватных законах об образовании, в недостаточности фондов, выделяемых на образовательные цели, в нехватке квалифицированных кадров для средних общеобразовательных школ и т.д.

Ключевые слова:

школьное образование, естественно-научное образование, уровень образования.

Список литературы
  • 1. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r66533/fipi_report_2009.pdf

  • 2. Российское образование-2020. Модель образования для экономики,

  • основанной на знаниях. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

  • 3. Лисичкин Г. В., Ромашина Т. Н. Профильное обучение в школах с

  • углублённым изучением химии // Педагогика. – 2007. - № 4. - С. 34–39.

  • 4. Лисичкин Г. В., Леенсон И. А. Естествознание вместо физики, химии и

  • биологии? // Химия в школе. – 2007. - № 6. - С. 2–5.

  • 5. Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные

  • училища с конца Х1Х в. до февральской революции 1917 г. – М.: Учпедгиз,

  • 1956. – C. 18.

  • 6. Садовничий В. А. Выступление на общем собрании Российской академии наук

  • 29 мая 2008 г. // Вестник РАН. - 2008. - Т. 78. - № 11. - С. 1022.

  • 7. Прокофьев М. А. Послевоенная школа России. - М.: МИРОС, 1997.

  • 8. Лисичкин Г. В., Ромашина Т. Н. Проблемы подготовки учителей химии в

  • педагогических вузах и университетах // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. –

  • 1990. - Т. 35. - № 3. - С. 304–308.

  • 9. Багоцкий С. В. О реформе средней школы. Материалы научно-общественного

  • семинара ФИАН. Выпуск 5. - М., 2000–2001.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийскогопрофсоюза образования.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.


Наука и промышленность

Химия вкуса

Авторы:

Кролевец А. А.. Адрес: Курск. Место работы: Технический университет.

Аннотация

Приведены данные по химическому анализу вкусовых особенностей пищи. Указаны компоненты, идентифицированные как носители запаха, а также их химическая структура.

Ключевые слова:

Запах, вкус, ароматические вещества.


Методика и обмен опытом

К оценке результатов учебной экспериментальной деятельности

Авторы:

Заграничная Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

В статье рассматривается один из возможных вариантов решения актуальной проблемы определения планируемых результатов обучения химии в средней школе. Выделенные метапредметные и предметные результаты учебной экспериментальной деятельности учащихся важны для модернизации школьного химического эксперимента и организации диагностики учебных достижений.

Ключевые слова:

планируемые результаты обучения, метапредметные результаты, предметныерезультаты, учебная химическая экспериментальная деятельность.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего

  • образования. Основные положения: проект / Под ред. В. В. Козлова, А. М.

  • Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

  • 2. Лебедев О. Е. Оценка результатов школьного образования при переходе к

  • ЕГЭ // Школьные технологии. – 2009. – № 2. – С. 45–51.


Как организовать проектную деятельность учащихся

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Автор рассматривает методику организации деятельности на первом этапе работы учащихся с проектами.

Ключевые слова:

проектная деятельность, информационная карта.


Наш подход к формированию химико-экологической компетентности

Авторы:

Горбенко Н. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский институт развития образования.

Тупикин Е. И.. Адрес: Москва. Место работы: Научно-исследовательский институт развития профессионального образованияпри Департаменте образования.

Карпов Г. М.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский государственный педагогический университет.

Аннотация

Предложенная статья раскрывает черты формирования химико-экологической компетентности учащихся. Данная компетентность основывается на интеграции предмета химии в формировании основы знаний и на формировании компетентной сверхструктуры по экологии. Химико-экологическая компетенция присутствует в ней в качестве поддерживающего элемента.

Ключевые слова:

химико-экологическая компетенция.

Список литературы
  • 1. Модернизация российского образования: документы и материалы. – М.: ГУ

  • ВШЭ, 2002.

  • 2. Тупикин Е. И., Горбенко Н. В., Карпов Г. М. Возможности курса химии

  • довузовских образовательных учреждений в формировании личности обучаемых в

  • соответствии с концепцией устойчивого развития общества // Актуальные

  • проблемы химического и естественно-научного образования: Сб. матер. 55

  • Всерос. науч.-практ. конф. по химии с межд. уч., 9–12 апреля 2008 г. –

  • СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – С. 85–86.

  • 3. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на

  • уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ,

  • 2007.

  • 4. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992

  • г. // Экоинформ. – 1994. – № 3–4.


Элективный курс «Химия и экология»

Авторы:

Иванова Т. Н.. Адрес: г. Вязьма, Смоленская обл.. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Автор предлагает программу межпредметного элективного курса «Химия и экология», предназначенного для предпрофильного обучения девятиклассников.

Ключевые слова:

химия, экология, элективный курс.


О структуре учебно-методического комплекта элективного курса

Авторы:

Мандрюк О. А.. Адрес: Саратов. Место работы: Саратовский государственный университет.

Штремплер Г. И.. Адрес: Саратов. Место работы: Саратовский государственный университет.

Пичугина Г. А.. Адрес: Саратов. Место работы: Саратовский государственный университет.

Аннотация

Учебно-методический комплект элективного курса включает учебные материалы для учащихся и методические рекомендации для учителя. Приведена методика конструирования учебно-методического комплекта элективного курса химического профиля с включением проектной деятельности учащихся. В конструировании элективного курса, включающего проектную деятельность учащихся, можно выделить три основных этапа подготовки элективного курса – вводный этап, этап разработки содержания и завершающий. Предложенный вариант конструирования учебно-методического комплекта элективного курса по химии, на наш взгляд, является более содержательным, последовательным и результативным.

Ключевые слова:

элективный курс, учебно-методический комплект, конструирование, проектнаядеятельность учащихся.


Из опыта формирования мотивационного компонента образовательной компетенции

Авторы:

Мейснер Е. В.. Адрес: Краснослободск. Место работы: Краснослободская городская гимназия.

Кузнецова Н. П.. Адрес: Краснослободск. Место работы: Краснослободская городская гимназия.

Аннотация

Данная статья основана на опыте работы. В работе рассмотрены основы формирования ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личного самосовершенствования. Формирование компетенций начинается с начальной школы, а заканчивается в старшей школе и основывается на психофизиологических особенностях личности.

Ключевые слова:

ключевые образовательные компетенции.


Урок обобщения и систематизации знаний об углеводородах

Авторы:

Курылева Г. Д.. Адрес: Нижегородская обл.. Место работы: Кстовский нефтяной техникум.

Аннотация

Предложена разработка урока обобщения и систематизации знаний по разделу «Углеводороды», который предшествует контрольной работе. От уровня сформированности знаний и умений в рамках этого раздела зависит осознанность восприятия и усвоения курса органической химии. На этом уроке имеются возможности и средства для реализации технологии развивающего обучения. Индивидуальный и дифференцированный подход осуществляются как при организации деятельности, так и при отборе содержания заданий: студенты имеют возможность выбирать задания и формы работы.

Ключевые слова:

углеводороды, обобщение знаний.


Профориентация при обучении химии

Авторы:

Казарина Н. И.. Адрес: Костромская обл.. Место работы: Шарьинский аграрный техникум.

Аннотация

Ориентация на профессии, связанные с применением химических знаний, наиболее эффективна, если её проводят систематически: на уроках, факультативных занятиях, во внеурочной работе, во время учебно- производственной практики. Конечно, на урок приходится самая значительная часть профориентационной работы. Автор показывает примеры профориентационной работы на уроках химии.

Ключевые слова:

профориентация, профориентационная работа на уроках химии.


Игра – не забава

Авторы:

Князева М. П.. Адрес: с. Шалушка, Чегемский р-н, Кабарди́но-Балка́рская Респу́блика. Место работы: СШ №1.

Аннотация

Предложена игра для учащихся 8-го класса «Путешествие в мир химии». Её можно провести как на уроке, так и во внеурочное время. Задачи игры: активизировать познавательную деятельность учащихся; оценить умение применять знания в новых условиях; обобщить и повторить материал. В ходе игры учащиеся выполняют различные задания, путешествуя по станциям.

Ключевые слова:

игра, игровой урок.


Консультация

Скорость и механизмы химических реакций

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Аннотация

В статье рассматривается порядок реакции, его связь с кинетическим уравнением, а также общий порядок реакции.

Ключевые слова:

порядок реакции, кинетическое уравнение, общий порядок реакции, лимитирующая стадия.


Химический эксперимент

Применение цифровых лабораторий при решении экспериментальных задач

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

В статье описан химический эксперимент с применением цифровых лабораторий. Различные цифровые датчики позволяют ученикам успешно решать экспериментальные задачи на уроках химии. Приведена классификация экспериментальных задач.

Ключевые слова:

химический эксперимент, цифровая лаборатория, цифровые датчики, экспериментальные задачи, классификация экспериментальных задач.


Определение химического состава сульфатных пород.

Авторы:

Давтян М. Л.. Адрес: Псков.

Волков В. Н.. Адрес: Псков.

Аннотация

Гипс и ангидрит – наиболее распространённые сульфатные минералы. Для обнаружения в гипсовой породе карбонатов проводят качественную реакцию на карбонат-ионы. Содержание гипса в породах может колебаться в широких пределах. Часто встречаются глинистые и мергелистые породы, включающие значительные количества гипса или ангидрита. Ещё шире распространены породы с малым или очень малым содержанием рассеянного сульфата кальция.

Ключевые слова:

сульфатные породы, гипс, ангидрит, минеральный состав породы.


Разделение и идентификация ионов в курсе неорганической химии

Авторы:

Торосян В. Ф.. Адрес: Юрга. Место работы: Юргинский технологический институт.

Аннотация

Хроматография — современный высокоэффективный и универсальный метод, позволяет достаточно быстро и надежно определить содержание отдельных компонентов в смесях, концентрировать и идентифицировать эти компоненты. Хроматографирование анализируемых растворов проводят на фильтровальной бумаге, соблюдая технику получения хроматограмм и методику анализа. При этом обращают особое внимание на положение хроматографических зон, их окраску и интенсивность. Идентификацию разделяемых ионов проводят сопоставляя наблюдения с характеристиками их хроматографических зон, приведенными в таблицах. Бумажный вариант методов хроматографического анализа основан на распределительном и хемосорбционном механизме. Он отличается простотой и наглядностью и применяется для разделения, идентификации, а также количественного определения различных веществ и может быть использован на практических занятиях в школе.

Ключевые слова:

хроматография, хроматографические методы, хроматограмма, хемосорбционныймеханизм, подвижная фаза, сорбент, аналитический сигнал, идентификация.


Внеклассная работа

Химический КВН для старшеклассников

Авторы:

Сулейманова А. А.. Адрес: г. Учалы, Республика Башкортостан. Место работы: СШ № 5.

Аннотация

Автор предлагает вариант игры для четырёх команд из параллели 11-х классов, которую можно провести во время недели химии в школе.

Ключевые слова:

игра, неделя химии.

Список литературы
  • Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980.

  • Ольгин О. М. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.

  • Злотников Э. Г., Махова Л. В., Веселова Т. А. и др. Урок окончен – занятия

  • продолжаются. – М.: Просвещение, 1993.


Химическая игра «О, счастливчик!»

Авторы:

Дьяченко В. И.. Адрес: Белгород. Место работы: СШ № 43.

Аннотация

Эта интеллектуальная игра предназначена для учащихся 8–9-го классов. Цели игры: закрепить знания по важнейшим темам курса химии.

Ключевые слова:

игра, закрепление знаний.


Праздник «Посвящение в химики»

Авторы:

Бабей И. Ф.. Адрес: Ставропольский р-н, Самарская обл.. Место работы: СШ с. Жигули.

Аннотация

В конце первой четверти автор проводит для восьмиклассников урок-праздник «Посвящение в химики». На такой урок можно пригласить и учащихся 7-го класса, которым предстоит изучать этот предмет на следующий год. На уроке учащиеся узнают интересные факты из истории химии, расширяют свои знания о предмете химии и методах изучения, характерных для этой науки.

Ключевые слова:

Праздник «Посвящение в химики».