Методика и обмен опытом

Оценку поставит жизнь, или Послесловие к ЕГЭ-2020 по химии

Авторы:

Дерябина Н. Е.. Адрес: Москва.

Головнер В.Н.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 1259.

Игонина М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 1474.

Афанасьева М. Н.. Адрес: Курск. Место работы: СОШ № 7 им. А. С. Пушкина.

Аннотация

ЕГЭ по химии 2020 г. вызвал широкий общественный резонанс. Вокруг содержания и формулировок заданий развернулась острая полемика. Предлагаем всем заинтересованным сторонам поразмышлять над этой ситуацией.

Ключевые слова:

Егэ по химии 2020 г, подготовка к экзамену, сложность заданий, проблемы школьного химического образования.


Методика и обмен опытом

Функциональная грамотность учащихся: условия и пути формирования

Авторы:

Заграничная Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт стратегии развития образования РАО.

Паршутина Л. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт стратегии развития образования РАО.

Аннотация

В статье рассматриваются концепции учебных дисциплин в контексте целей и результатов естественно-научного образования. Особое внимание уделяется естественно-научной грамотности (ЕНГ) как интегративному образовательному результату, характеризующему качество образования. Понятие ЕНГ определяется в соответствии с международными подходами к оценке образовательных результатов. Авторы рассматривают состав естественно-научных компетенций, отражающих формирование естественно-научной грамотности у выпускника школы. Описаны основные факторы и условия формирования ЕНГ в процессе изучения естественно-научных учебных дисциплин.

Ключевые слова:

Концепция преподавания предмета, естественно-научная грамотность, результаты обучения, естественно-научная компетентность учащихся.

Список литературы
  • 1. Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Химия в школе. – 2020. - № 2. – С. 2-12.

  • 2. Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн. [Электронный ресурс]. - Режим достyпа: https://docs.edu.gov.ru/id1731 (дата обращения 22.02.2020).

  • 3. Заграничная Н. А. Естественно-научная грамотность как важный результат химического образования // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей / Под ред. Е. Я. Аршанского. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2016. - С. 55-58.

  • 4. Ковалёва Г. С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. – 2019. - № 16. - С. 32-36.

  • 5. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Методы формирования естественно-научной грамотности учащихся основной школы: интегративный подход // Школьные технологии. – 2017. - № 3. – С. 20-26.


Методика и обмен опытом

Интегрированный урок по теме «Кристаллические решётки»

Авторы:

Ефимкина Е. М.. Адрес: Саратов. Место работы: Лицей № 62.

Крылатова Я. Г.. Адрес: Саратов. Место работы: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.

Бриж Т. А.. Адрес: Саратов. Место работы: Саратовский ГАУ им. Н. И. Вавилова, финансово-технологический колледж.

Аннотация

Представлен конспект урока на тему «Кристаллические решётки». Учащиеся усваивают и запоминают информацию при изучении нового материала, а также на стадии закрепления, выполняя задания интегрированного типа. Задания рассчитаны на разные уровни подготовки школьников.

Ключевые слова:

Кристаллические решётки, интегрированный урок, задания интегрированного типа.


Методика и обмен опытом

Проблемное обучение с использованием QR-кода

Авторы:

Янкив К. Ф.. Адрес: Курск. Место работы: Юго-Западный государственный университет.

Козлова М. А.. Адрес: Курск. Место работы: Юго-Западный государственный университет.

Аннотация

Использование QR-кода позволяет максимально приблизить учащихся к современным информационным достижениям. Предлагаем методику изучения темы «Тепловой эффект химических реакций» на основе проблемного подхода с использованием QR-кода.

Ключевые слова:

Проблемное обучение, QR-код, методика, тепловой эффект химических реакций, химический эксперимент, проблемная задача.

Список литературы
  • 1. Козлова М. А., Кавардина В. А. Проблемное обучение на уроках химии // Будущее науки - 2019: сборник научных статей 7-й международной молодёжной научной конференции. – ЮЗГУ, 2019. - Т. 2. - С. 158-161.

  • 2. Леенсон И. А. Как и почему происходят химические реакции. Элементы химической термодинамики и кинетики: Учебное пособие. — Долгопрудный: Издательский Дом «Интеллект», 2010.

  • 3. Окольников Ф. Б. Химический эксперимент как средство естественно-научной интеграции // Химия в школе. - 2007. - № 9. - С. 61-63.

  • 4. Сурин Ю. В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента // Химия в школе. - 2007. - № 10. - С. 57-61.

  • 5. Янкив К. Ф, Лысенко А. В. Самостоятельная работа как метод организации экспериментальной работы // Известия ЮЗГУ, Серия «Лингвистика и педагогика». - 2018. - Т. 8. - № 3 (28). - С. 102-109.

  • 6. Козлова М., Янкив К. Ф. Совместная научно-исследовательская работа студентов и школьников по синтезу акридона-9 // Школа юных иноваторов: Сборник научных статей итоговой конференции. ЮЗГУ, 2018 г. - Курск: Университетская книга, 2018. - С. 260-264.

  • 7. Козлова М., Янкив К. Ф. Определение содержания витамина С в покупных фруктах и овощах методом иодометрии // Будущее науки -2019: сборник научных статей 7-й международной молодёжной научной конференции. - ЮЗГУ, 2019. – Т. 5. - С. 263-265.

  • 8. Козлова М., Ступакова С., Янкив К. Ф. Определение содержания нитрат-ионов в покупных овощах с помощью ионоселективной потенциометрии // Будущее науки - 2019: сборник научных статей 7-й международной молодёжной научной конференции. - ЮЗГУ, 2019. – Т. 5. - С. 291-293.


Методика и обмен опытом

Листая семейный альбом

Авторы:

Шилина Л. Я.. Адрес: Новопавловск. Место работы: СОШ № 13.

Липей Е. Л.. Адрес: Невинномысск. Место работы: Гимназия № 10 ЛИК.

Аннотация

Предложена разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме «Генетическая связь между основными классами углеводородов». Для его проведения учащиеся приносят по три фотографии из своего семейного альбома.

Ключевые слова:

Генезис, генетические связи, химическая формула, химические превращения.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Спирты»

Авторы:

Спиридонова Е. Б.. Адрес: Бийск, Алтайский край. Место работы: СОШ № 4 им. В. В. Бианки.

Аннотация

На уроке созданы содержательные и организационные условия для изучения особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических свойств одноатомных спиртов, формирования навыков грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента, стимулирования обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений.

Ключевые слова:

Спирты, функциональная группа, гомологи, изомерия, физические свойства, химические свойства.

Список литературы
  • 1. Габриелян О. С. Химия: 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

  • 2. Батаев В. А., Батаева Е. В. Справочник по органической химии: учебное пособие для школьников и абитуриентов. - М.: Издательство АСТ: Издательство Астрель, 2004.

  • 3. Контрольно-измерительные материалы: Химия: 10 класс / Сост. Н. П. Трегубова. – М.: ВАКО, 2011.


Методика и обмен опытом

Обсуждаем точность терминов и определений

Авторы:

Четверин В. Б.. Адрес: Москва. Место работы: ГАОУ (Центр образования) № 548 «Царицыно».

Аннотация

В статье рассматриваются неточности терминов и формулировок, которые встречаются в некоторых учебниках, пособиях и заданиях ЕГЭ. Обсуждаются возможности уточнения этих понятий.

Ключевые слова:

Точность терминов и определений, вопросы общей химии, вопросы органической и неорганической химии.

Список литературы
  • 1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. и др. Общая химия: учеб. для 11 кл. с углубл. изучением химии. — М.: Просвещение, 2005.

  • 2. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В. и др. Химия: учеб. для 10 и 11 кл., проф. уровень. — М.: Дрофа, 2010.

  • 3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: учеб. для 10 и 11 кл., углубл. уровень. — М.: Русское слово, 2014.

  • 4. Сиборг Г. и др. Химия: Курс для средней школы, пер. с англ. — М.: Мир, 1971.

  • 5. Воробьёв А. Ф., Кузнецов Н. Т. и др. Общая и неорганическая химия: учеб. для вузов, Т. 1, 2. — М.: Академкнига, 2004.

  • 6. Семёнов И. Н., Перфилова И. Л. Химия: учеб. для вузов. — СПб.: Химиздат, 2000.

  • 7. Слесарев В. И. Химия. Основы химии живого: учеб. для вузов. — СПб: Химиздат, 2001.

  • 8. Химическая энциклопедия. Т. 1-5. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1989-1998.

  • 9. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Неорганическая химия в реакциях: справочник. — М.: Дрофа, 2007.


Методика и обмен опытом

Об использовании рисунков при решении задач на растворимость

Авторы:

Хасиева Д ж. С.. Адрес: Цхинвал. Место работы: Юго-Осетинский государственный университет им. А. Тибилова.

Джиоева Р. Г.. Адрес: Цхинвал. Место работы: Юго-Осетинский государственный университет им. А. Тибилова.

Аннотация

Авторы предлагают единый алгоритм решения задач на растворимость солей двух типов. Для большей наглядности предлагается использовать рисунки.

Ключевые слова:

Растворимость, кристаллогидраты, рисунки.

Список литературы
  • 1. Середа И. П. Контурные задачи по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1974.

  • 2. Егоров А. С. Химия. Репетитор для поступающих в вузы. - Ростов н/Д., Феникс, 2002.

  • 3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. - М.: Экзамен, 2006.


Методика и обмен опытом

Прикладной аспект химического образования в задачах с практическим содержанием

Авторы:

Колчанова Л. В.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Буржинская Т. Г.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Колчанова А. Р.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Аннотация

Рассматривается прикладной аспект химического образования школьников. Описан один из эффективных методов реализации прикладного аспекта - решение задач с прикладным содержанием, которые не только раскрывают роль химии в окружающей нас действительности, но и активизируют мыслительную деятельность, развивают интерес к предмету.

Ключевые слова:

Задачи, межпредметные связи, активизация мыслительной деятельности, интерес.

Список литературы
  • 1. Асанова Л. И., Снигирёва Е. М. Контекстные задачи с межпредметным содержанием // Химия в школе. – 2018. – № 2. - С. 14.

  • 2. Ахметов М. А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения химии // Химия в школе. – 2011. – № 4. – С. 23-27.

  • 3. Кузнецова А. В., Фирстова Н. В., Волкова Н. В., Вернигора А. Н. Практико-ориентированные задачи при подготовке к олимпиадам // Химия в школе. – 2018. – № 2. - С. 58.

  • 4. Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Как ты знаешь химию? – Л.: Химия, 1987.


Наука и промышленность

Механизм моющего действия поверхностно-активных веществ

Авторы:

Белов Д. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: ЦНИИ «Буревестник».

Беляев С. Н.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики РАН.

Аннотация

Моющее действие поверхностно-активных веществ – это совокупность множества явлений и состоит из ряда параллельно и последовательно протекающих процессов. Детальное установление механизма моющего действия – это сложная задача, имеющая важнейшее научно-теоретическое и практическое значение. Теория моющего действия проливает свет на ряд процессов и явлений, широко распространенных в природе и практической деятельности человека.

Ключевые слова:

Поверхностно-активные вещества, поверхностное натяжение, межмолекулярные силы, моющее действие, мицелла, смачивание, пептизация, коагуляция, адсорбция, эмульгирование, солюбилизация, гидрофильность, гидрофобность, загрязнения, пенообразование, мыло, детергент, синтетические моющие средства.

Список литературы
  • 1. Волков В. А. Поверхностно-активные вещества в моющих средствах и усилителях химической очистки. — М.: Легпромбытиздат, 1985.

  • 2. Джейкок М., Парфит Дж. Химия поверхностей раздела фаз. — М.: Мир, 1984.

  • 3. Ланге К. Р. Поверхностно-активные вещества: синтез, свойства, анализ, применение. Справочник. — СПб.: Профессия, 2007.

  • 4. Русанов А. И., Щёкин А. К. Мицеллообразование в растворах поверхностно-активных веществ. — СПб.: Лань, 2016.

  • 5. Сумм Б. Д., Горюнов Ю. В. Физико-химические основы смачивания и растекания. — М.: Химия. 1976.

  • 6. Холмберг К. и др. Поверхностно-активные вещества и полимеры в водных растворах. Пер. с англ. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • 7. Щукин Е. Д., Перцов А. В., Амелина Е. А. и др. Коллоидная химия. Учеб. для университетов и химико-технолог. вузов. — М.: Высшая школа, 2004.


Химический эксперимент

Организация исследовательской деятельности при изучении скорости реакции

Авторы:

Айдина И. Г.. Адрес: Павлодар, Казахстан. Место работы: Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления.

Аннотация

В статье представлены практические работы исследовательского характера по теме «Факторы, влияющие на скорость химической реакции». В процессе выполнения этих работ учащиеся работают с таблицами и графиками, оценивают точность полученных данных, предлагают способы усовершенствования эксперимента. Также в статье предложен мысленный эксперимент по данной теме как альтернатива практической работе в случае недостатка реактивов или оборудования.

Ключевые слова:

Скорость реакции, факторы, оказывающие влияние на скорость химической реакции.

Список литературы
  • 1. Earl B., Wilford D. Cambridge IGCSE Chemistry Laboratory Practical Book

  • 2. Max Papers. Ultimate resource for Cambridge papers [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://maxpapers.com/

  • 3. XtremePapers [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://papers.xtremepape.rs/


Из истории химии

Айзек Азимов: «Это была хорошая жизнь»

Авторы:

Анисимова Т. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Аннотация

Статья посвящена столетию со дня рождения американского биохимика и писателя-фантаста Айзека Азимова. Излагаются биографические сведения, перечисляются некоторые произведения из богатейшего наследия автора. Дается краткий анализ научно-популярных книг химического содержания.

Ключевые слова:

Азимов, биография, произведения, популяризация химических знаний.

Список литературы
  • 1. Грученко Г. И., Анисимова Т. В. Учёные-химики Смоленщины: учебное пособие. — Смоленск: СГПИ, 1996. — С. 6-12.

  • 2. Айзек Азимов: альбом / МБУ «Шумячский музей», сост. С. Н. Семенова. Шумячи, 2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shumyachi.museum67.ru/files/327/ajzek-azimov-output

  • 3. Выдающиеся земляки Смоленского края: алфавитный указатель [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smolensklib.ru/sites/default/files/old%20str/kray2/alfavit.htm

  • 4. Грученко Г. И., Максимчук Н. А. Айзек Азимов. К 85-летию со дня рождения // Химия. — 2005. — № 6 (678).

  • 5. Максимчук В. П., Максимчук Н. А. Азимов Айзек. Смоленская область. Энциклопедия. Т. 1. — Смоленск: СГПУ, 2001. — С. 7.

  • 6. Айзек Азимов: фан-сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asimovonline.ru/

  • 7. Азимов А. Строительный материал Вселенной. Вся Галактика в таблице Менделеева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.

  • 8. Азимов А. Мир углерода. — М.: Химия, 1978.

  • 9. Азимов А. Мир азота. — М.: Химия, 1981.

  • 10. Азимов А. Краткая история химии: Развитие идей и представлений в химии. — М.: Мир, 1983.

  • 11. Айзек Азимов: «Я никогда не забывал, где я родился…» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://smolnarod.ru/politroom/ajzek-azimov-ya-nikogda-ne-zabyval-gde-ya-rodilsya/


Внеурочная деятельность

Факультативный курс «Химия против вирусов»

Авторы:

Перевозчикова Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ Школа № 1246.

Аннотация

В статье предлагается описание факультативного курса «Химия против вирусов» для 10 классов естественно-научного или медицинского профиля. Курс носит интегрированный характер (химия, биология, ОБЖ). Цель факультатива — ознакомление с материалом о современных способах борьбы с болезнетворными микроорганизмами, углубление и расширение предметных знаний учащихся.

Ключевые слова:

Факультативный курс, классы медицинского профиля, антибиотики, антисептики, дезинфектанты.

Список литературы
  • 1. Янкив К. Ф., Арабаджи Л. И. Формирование ценности здорового образа жизни в школьном курсе химии // Химия в школе. — 2016. — № 4. — С. 35–40.

  • 2. Веселов С. В. и др. Антибактериальные препараты: дезинфицирующие средства и антисептики. Общие принципы антибиотикотерапии: учебное пособие для ординаторов клинических кафедр медицинских вузов / под. общ. ред. С. Б. Марасанова. — Тверь: Ред.-изд. центр Твер. гос. мед. унив., 2018.

  • 3. Национальный справочно-аналитический портал о дезсредствах, зарегистрированных на территории РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.dezreestr.ru

  • 4. ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности (с Изменениями № 1, 2) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/5200233

  • 5. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 апреля 2020 г. № 02/6475-2020-32 «Об использовании средств индивидуальной защиты» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/news/1364422/

  • 6. The highest levels of sanitation using the power of ClO2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.scotmas.com/industries/healthcare-building-services/laboratory-disinfection


Внеурочная деятельность

Факультативный курс «Химия и здоровое питание»

Авторы:

Забегина М. Г.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье дано описание факультативного курса «Химия и здоровое питание», направленного на расширение знаний старшеклассников и формирование у них культуры питания. Содержание факультатива охватывает следующие разделы: основные химические компоненты продуктов питания (белки, жиры, углеводы, вода, витамины); пищевые добавки; возрастные и климатогеографические особенности рациона; принципы рационального питания. Приведена методическая разработка факультативного занятия на тему: «Каким должен быть идеальный завтрак».

Ключевые слова:

Факультативный курс, белки, жиры, углеводы, рацион, здоровое питание.

Список литературы
  • Барановский А.Ю. Диетология. — СПб.: Питер, 2012.

  • Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия: Учебник. — М.: Медицина, 1998.

  • Калькулятор калорий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kalkulyator-kaloriy.ru

  • Нельсон Д., Кокс М. Основы биохимии Ленинджера. Том 1. Основы биохимии, строение и катализ. — М.: Лаборатория знаний, 2019.

  • Прайс В. Статьи о питании и здоровье Фонда Вестона Прайса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.westonaprice.org/russian