Как слово наше отзовётся

Авторы:

Кузнецова Л. М.. Адрес: Москва.

Аннотация

Развитие слова и развитие мысли происходит параллельно и одновременно. Это необходимо учитывать на всех этапах обучения школьников. От того, как построен учебный процесс, зависит развитие школьников.

Ключевые слова:

Объяснение учителя, восприятие объяснения, усвоение понятий, развитие школьников.

Список литературы
  • 1. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999.

  • 2. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003.

  • 3. Выготский Л. С. Умственное развитие ребёнка в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1983.


Методика и обмен опытом

Об особенностях методических систем развивающего обучения химии

Авторы:

Шаталов М. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: ЛОИРО.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению особенностей проектирования и реализации методических систем развивающего обучения химии в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Ключевые слова:

Фгос оо, развивающее обучение, методическая система развивающего обучения химии, особенности систем развивающего обучения химии.

Список литературы
  • 1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

  • 2. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: Современное слово, 2001.

  • 3. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

  • 4. Практическая психология образования: Учебное пособие. / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2006.

  • 5. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

  • 6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г.).

  • 7. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсаль-ных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  • 8. Шаталов М. А., Лебедева М. Б. Урок в современной школе: учеб. пособие / Под общ. ред. М.А. Шаталова. – СПб.: ЛОИРО, 2015.


Методика и обмен опытом

Интернет как средство обучения: проблемы и перспективы

Авторы:

Нечитайлова Е.В.. Адрес: Цимлянск. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

В статье рассматриваются преимущества использования Интернета как средства обучения в средней школе на основе его дидактических свойств. Также представлены возможные риски и необходимость формирования основ информационной безопасности школьников. Представлена идея развития критического мышления школьников на основе использования медиатекстов Интернета.

Ключевые слова:

Медиатекст, Интернет, средняя школа, критическое мышление.

Список литературы
  • 1. Якушина Е. В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. – 2001.- № 4. – С. 55-62.

  • 2. Раянов М. Р. Формирование интернет-культуры будущего учителя: Дис. ... канд. пед. наук. — Самара, 2004.

  • 3. Журин А. А. Компьютер в кабинете химии: пособие для учителя. - М.: Школьная пресса, 2004.

  • 4. Господарик Ю. П. Интернет на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 5. – С. 33-38.

  • 5. Журин А. А. Интегрированное медиаобразование в средней школе (предметы естественно-научного цикла): монография. — М.: Саров: СГТ, 2009.

  • 6. Красильникова В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. – 2003.- № 4. – С. 21-27.

  • 7. Нечитайлова Е. В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. – 2005. - № 3. – С. 13-15.

  • 8. Андреев А. А. Введение в интернет-образование: Учебное пособие. — М.: Логос, 2003.

  • 9. Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 1999.

  • 10. Бэкон Ф. Заблуждения людей // Хрестоматия по философии: учеб. пособие / Сост. П. В. Алексеев. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007, — С. 270-273.

  • 11. Оспенникова Е. В. Методологическая функция виртуального лабораторного эксперимента // Информатика и образование. – 2002. - № 11. – С. 83-89.

  • 12. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Сайт Совета безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/documents/5.html

  • 13. Толкачёв А. В., Толкачёва Т. К. Школа и СМИ в XXI в.: организация информационно-коммуникативной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2009. - № 3. – С. 2-4.

  • 14. Журин А. А. Медиаобразование не уроках естественно-научного цикла // Естествознание в школе. – 2004. - № 5. – С. 23-27.

  • 15. Журин А. А. «Параллельная школа» СМИ: искажение картины мира // Народное образование. – 2004. - № 1. – С. 240-247.

  • 16. Журин А. А. Научно недостоверная информация: не во вред, а во благо // Химия в школе. – 2002. - № 2. – С. 48-52.

  • 17. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.


Методика и обмен опытом

Урок-исследование по теме «Аммиак»

Авторы:

Лунькина В. А.. Адрес: Колышлейский р-н, Пензенская обл.. Место работы: СОШ № 1.

Аннотация

Представленный урок химии по теме «Аммиак» для 9 класса разработан согласно требованиям ФГОС. Для создания проблемной ситуации использовано ситуационное задание. Аналогичные задания можно использовать при изучении различных тем школьного курса химии. Опыт показал, что в результате материал усваивается легко и запоминается надолго.

Ключевые слова:

Урок химии, аммиак, проблемная ситуация, универсальные учебные действия.

Список литературы
  • Горбенко Н. В., Карпов Г. М. Из опыта формирования и развития универсальных учебных действий при изучении темы «Неметаллы» // Химия в школе. – 2014. - № 7. – С. 16-19.

  • Коновалова И. М. Урок по теме «Реакции ионного обмена» // Химия в школе. – 2016. - № 4. – С. 11-17.

  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2011.

  • Пильникова Н. Н. Из опыта изучения непредельных углеводородов // Химия в школе. – 2015. - № 4. – С. 25-29.

  • Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: Аркти, 1999.

  • Шалашова М. М. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: проблемы и пути решения // Химия в школе. – 2014. - № 7. – С. 10-16.

  • Шалашова М. М. О создании условий для достижения требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. - № 4. – С. 14-15.

  • Шалашова М. М. О средствах достижения предметных и метапредметных результатов обучения // Химия в школе. – 2016. - № 4. – С. 7-10.


Методика и обмен опытом

Валеологический подход при изучении органической химии

Авторы:

Лосева Н. И.. Адрес: Тобольск. Место работы: Тобольский индустриальный институт, филиал Тюменского индустриального университета.

Аннотация

В статье показана необходимость получения обучающимися валеологических знаний на уроках химии на примере изучения алканов. Валеологическая составляющая уроков химии может представлять собой часть самостоятельной работы обучающихся исследовательского характера.

Ключевые слова:

Валеология, алканы, действие алканов на здоровье человека.

Список литературы
  • Бережной Р. В. Судебно-медицинская экспертиза отравлений техническими жидкостями. – М.: Медицина, 1977.

  • Бубнова В. И. и др. Влияние химических факторов среды на здоровье человека. – Ростов-на-Дону, 1980.

  • Колычева З. И., Суртаева Н. Н., Егорова Г. И. Валеологический императив современной школы // Тезисы международной научно-практической конференции «Валеология: проблемы и перспективы развития». – Ижевск, 1998.

  • Макулова И. Д., Филичева А. П. Профессиональные интоксикации. – Л.: Лен. ин-т гиг. труда и проф. заболев., 1966.

  • Предельные алифатические углеводороды (алканы). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chemanalytica.com/book/novyy_spravochnik_khimika_i_tekhnologa/11_radioaktivnye_veshchestva_vrednye_veshchestva_gigienicheskie_normativy/5171

  • Углеводороды, насыщенные и алициклические // Документ из ИПС «Кодекс». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.safework.ru/iloenc?print&nd=857300050

  • Химия и токсикология. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chemister.ru/index.html


Консультация

Механизмы органических реакций: реакции электрофильного и нуклеофильного присоединения и замещения

Авторы:

Карцова А. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СПбГУ.

Аннотация

В статье дано подробное описание механизмов протекания реакций электрофильного и нуклеофильного присоединения и замещения, приведены примеры заданий по органической химии, для выполнения которых необходимы знания о механизмах протекания реакций.

Ключевые слова:

Механизмы органических реакций, электрофильное присоединение и замещение, нуклеофильное присоединение и замещение.


Химический эксперимент

Как получить наночастицы серебра

Авторы:

Маркин А. В.. Адрес: Саратов. Место работы: Саратовский национально-исследовательский университет им. Н. Г. Чернышевского.

Аннотация

В статье приведено описание простой и доступной методики приготовления наночастиц серебра в условиях школьной лаборатории. Для синтеза понадобятся обычная микроволновая печь, нитрат серебра, питьевая сода и лимонная кислота. Предложенную методику можно использовать на внеурочных занятиях с учащимися, в элективных курсах.

Ключевые слова:

Наночастицы серебра, синтез наночастиц, микроволновый синтез, внеурочные занятия.

Список литературы
  • Markin A. V. Introduction to nanotechnology: a short course for high school students // Proc. SPIE. — 2016. — Vol. 9917. — P. 99171N (1–6).


Внеурочная деятельность

Конвергентное занятие «Тридцать пять оттенков синего, или Цианотипия»

Авторы:

Кротова А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт педагогики и психологии образования МГПУ,Центр проектного творчества «Старт-ПРО».

Смелова В. Г.. Адрес: Москва. Место работы: Институт педагогики и психологии образования МГПУ.

Аннотация

Представлены методические рекомендации проведения конвергентного занятия в системе дополнительного образования школьников на примере получения цианотипийных изображений.

Ключевые слова:

Химическое образование, цианотипия, дополнительное образование школьников, конвергентное образование, конвергентный подход.

Список литературы
  • 1. Смелова В. Г. Конвергентное образование: основные идеи и терминология // Школа и производство. – 2017. – № 7. – С. 8–12.

  • 2. Смелова В. Г. Место и роль биологии в конвергентном образовании школьников // Биология в школе. – 2018. – №2. – С. 62–71.

  • 3. Первая женщина фотограф – Анна Аткинс (Anna Atkins) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://photopoint.com.ua/066332-pervaya-zhenshhina-fotograf-anna-atkins/

  • 4. Савина А. Цианотипия: как напечатать фотографию своими руками: Репортаж [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/live/experience-reports/196481-cyanotype

  • 5. Фотография. Всемирная история / Под ред. Дж. Хэкинг. – М.: Магма, 2016. – С. 18–25.

  • 6. Азбель А. А. Тетрадь кейсовых практик. Опыт самостоятельных исследований. – М.: Изд-во МГПУ, 2015.


Внеурочная деятельность

Практико-ориентированный проект «Исследование состава йогурта»

Авторы:

Плужник О. М.. Адрес: г. Орехово-Зуево, Московская область. Место работы: Государственный гуманитарно-технологический университет.

Короткова А. В.. Адрес: г. Орехово-Зуево, Московская область. Место работы: Государственный гуманитарно-технологический университет.

Потёмкина Н. М.. Адрес: г. Орехово-Зуево, Московская область. Место работы: Государственный гуманитарно-технологический университет.

Аннотация

В статье дано описание исследовательского проекта для учащихся старших классов по установлению соответствия заявленного на упаковке качественного состава наиболее популярных марок йогуртов с фактическим содержанием белка, жиров, лактозы, сахарозы, крахмала.

Ключевые слова:

Йогурт, качественный состав, крахмал, сахароза, лактоза, белок, жир.

Список литературы
  • ГОСТ 31981-2013 Йогурты. Общие технические условия.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

  • Иванов В. Г., Горленко В. А., Гева О. Н. Органическая химия. Учебник для ВУЗов. – М.: Мастерство, 2003.


Внеурочная деятельность

К методике формирования опыта познания

Авторы:

Елизарова Е. В.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 597 «Новое Поколение».

Аннотация

В статье показано, как у учащихся происходит формирование опыта познания в процессе включения их в активную самостоятельную исследовательскую деятельность на пропедевтическом этапе изучения химии.

Ключевые слова:

Пропедевтическое изучение химии, опыт познания, продуктивная модель обучения, учебное исследование, состав Кока-колы.

Список литературы
  • 1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956. – С. 118.

  • 2. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 6-12.

  • 3. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. О моделях обучения химии в современной школе // Химия в школе. – 2018. – № 1. – С. 6-10.

  • 4. Елизарова Е. В. Формирование опыта познания учащихся на пропедевтическом этапе обучения химии // Химия в школе. – 2017. – № 10. – С. 26-29.

  • 5. Елизарова Е. В. Один вопрос – сто открытий // Химия в школе. – 2018. – № 5. – С. 18-20.

  • 6. Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Содержание опыта познания обучающихся при реализации продуктивной модели обучения химии // Химия в школе. – 2018. – № 2. – С. 5-9.


Жизнь, отданная школе

Авторы:

Кирьянова А. Б.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 344.

Шелюховская М. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 344.

Аннотация

Статья посвящена 90-летию со дня рождения Заслуженного учителя РФ Л. В. Маховой. Авторы рассказывают о биографии и педагогическом наследии Людмилы Васильевны, раскрывают секрет уникальности этого педагога.

Ключевые слова:

Педагогическое наследие, воспитание творческой личности, музей Д И Менделеева, Маховские педагогические чтения.

Список литературы
  • Дядинчук Т. Г. Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников // Молодой учёный. — 2014. — №18. — С. 553-556.

  • Дружинин И. А. Судьба одного выпуска. – Л., Лениздат, 1981.

  • Дружинин И. А. Школьные годы чудесные. – Л., Лениздат, 1986.

  • Злотников Э. Г. Урок окончен – занятия продолжаются. – М., Просвещение, 1992.

  • Махова Л. В. Развитие мыслительной деятельности учащихся в преподавании химии. – Ленуприздат, 1990.

  • Махова Л. В. Минутки школьного урока. – Сыктывкар, 1994.

  • Махова Л. В. Опыт, поиск, раздумья… – Иваново, 1995.