Подготовка врача начинается в школе

Авторы:

Кузнецова Е. В.. Адрес: Москва. Место работы: Городской методический центр Департамента образования.

Аннотация

Для подготовки будущих врачей необходимо создать систему предпрофессиональной подготовки в школе, которая ведёт к осознанному выбору профессии. По инициативе Департамента образования Москвы и Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова 1 сентября 2015 г. стартовал городской образовательный проект «Медицинский класс в московской школе».

Ключевые слова:

профессия врача, осознанный выбор профессии, образовательный проект «Медицинский класс в московской школе», предпрофессиональный экзамен.


Методика и обмен опытом

Инновационные технологии на уроках химии

Авторы:

Дерябина С. С.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ СОШ № 556.

Аннотация

В статье изложен опыт автора по использованию инновационных технологий как условия достижения высокого качества образования и выполнения требований новых стандартов. Предложено несколько вариантов уроков, нацеленных на достижение метапредметных результатов.

Ключевые слова:

инновационные технологии, проектная деятельность, интегрированное обучение, дискуссия, синектика.

Список литературы
  • Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1987.

  • Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Рост. н/Д: РГПИ, 2000. - С. 3.

  • Занков JI. B. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование. - М.: Педагогика, 1975.

  • Зорина Л. Я. Отражение науки в содержании образования // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983.

  • Левчук Л., Жинжило В. Проектное обучение и российская школа // Экологическое образование. - 2001. - № 4. - С. 9-14.

  • Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.

  • Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1988.


Методика и обмен опытом

О формировании функциональной грамотности

Авторы:

Болотов Д. В.. Адрес: Москва. Место работы: Городской методический центр Департамента образования.

Дёмина О. В.. Адрес: Москва. Место работы: Городской методический центр Департамента образования.

Миловзорова А. М.. Адрес: Москва. Место работы: Городской методический центр Департамента образования.

Аннотация

В статье представлен опыт по формированию функциональной грамотности учащихся на основе компетентностного подхода с использованием объектов городской социокультурной среды. Приведены общие указания и примерное содержание междисциплинарного интеграционного занятия «Рациональный потребитель – это я!», проводимого на базе супермакета.

Ключевые слова:

функциональная грамотность, межпредметные связи, междисциплинарная интеграция, деятельностный подход.

Список литературы
  • 1. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. — М.: Педагогика, 1981.

  • 2. Чернобай Е. В. Логика изменений в системе образования города Москвы. — М.: Просвещение, 2015.

  • 3. Сборник технических нормативов: Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания школьников / Под ред. М. П. Могильного. — М.: ДеЛи принт, 2005.

  • 4. СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (в редакции от 23.12.2010).


Методика и обмен опытом

Развитие познавательной активности: городская социальная среда как образовательный ресурс

Авторы:

Дёмина О. В.. Адрес: Москва. Место работы: Городской методический центр Департамента образования.

Кузнецова Е. В.. Адрес: Москва. Место работы: Городской методический центр Департамента образования.

Наседкина С. В.. Адрес: Москва. Место работы: Городской методический центр Департамента образования.

Никитин В. Е.. Адрес: Москва. Место работы: Городской методический центр Департамента образования.

Аннотация

В статье представлен опыт методистов Городского методического центра по созданию конструкторов уроков с использованием социокультурного потенциала столицы для достижения более высоких образовательных результатов: предметных, личностных и метапредметных.

Ключевые слова:

учебно-исследовательская деятельность учащихся, интегрированный урок, конструктор урока, рабочий лист, ситуационные задания, кристаллические решётки, добыча, переработка, транспортировка нефти, экологические риски.

Список литературы
  • Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школы. – СПб.: Каро, 2008.

  • Мещерякова Л. М., Оржековский П. А., Шалашова М. М. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий // Химия в школе. – 2013. – № 1.

  • Оржековский П. А., Шалашова М. М. Новые средства достижения требований ФГОС // Химия в школе. – 2013. – № 4.


Методика и обмен опытом

Элективный курс «Химия биогенных элементов-неметаллов в организме человека»

Авторы:

Рассохин Р. В.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ Школа № 827.

Аннотация

В статье представлен опыт по формированию первоначальных медико-биологических знаний о физиологических процессах в организме человека и по профориентации учащихся 9 класса при изучении элективного курса «Химия биогенных элементов-неметаллов в организме человека». Курс построен на основе межпредметной интеграции различных школьных предметов и деятельностного подхода в рамках проекта «Медицинский класс в московской школе». Приведена программа разработанного элективного курса.

Ключевые слова:

межпредметная интеграция, профориентация, деятельностный подход, медицинский класс.

Список литературы
  • Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. ― М.: Просвещение, 1995.

  • Аликберова Л. Ю., Хабарова Е. И. Задачи по хи¬мии с экологическим содержанием. ― М.: Центрхимпресс, 2001.

  • Аспицкая А. Ф. Химические элементы в жизни человека: Методическое пособие для учителя. ― ПОИПКРО, 1998.

  • Афиногенов Ю. П., Бусыгина И. А., Гончаров Е. Г. Биогенные элементы и их физиологическая роль: Учебное пособие. — Воронеж: ВГУ, 2008.

  • Бирюлина Е. В. Эколикбез по теме «Лекарства» // Химия в школе. - 2005. - № 1. - С. 25-28.

  • Глушенков В. В. Фармацевтическая химия. ― М.: Академия, 2005.

  • Ершов Ю. А., Попков В. А., Берлянд А. С. и др. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. – М.: Высшая школа, 2000.

  • Ерыгин Д. П., Грабовой Л. К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием. ― М.: Высшая школа, 1989.

  • Золотые купола химии [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.superhimik.com.

  • Калибабчук В. А. Медицинская химия. ― М.: Медицина 2006.

  • Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. ― М: Высшая школа, 1992.

  • Кушнарёв А. А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Школа-Пресс, 1999.

  • Ленский А. С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию: Учеб. пособие для студентов медицинских вузов. — M.: Высшая школа, 1989.

  • Медведев Ю. Н. Что такое буферные растворы // Химия в школе. - 2006. - № 2. - С. 46-53.

  • Николаев А. А., Луцкий Д. Л. Химия биоэлементов-неметаллов: Учебное пособие. — Астрахань, АГМА, 2009.

  • Петровский К. С. Минеральные вещества внутри нас // Химия и жизнь. – 1981. - № 2. ― С. 47-48.

  • Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. ― М.: Дрофа, 2006.

  • Энциклопедия для детей Аванта+. Химия. ― М.: Мир энциклопедий Аванта+, Сергеев Б. Д. Занимательная физиология: Книга для чтения. ― М.: Просвещение, 2011.

  • Скальный А. В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. ― М.: Оникс, 2004.

  • Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. ― М.: Дрофа, 2002.

  • Хухрянский В. Г., Цыганенко А. Я. Химия биогенных элементов. ― Киев: Вища школа, 1990.

  • Астрель, 2007.


Методика и обмен опытом

Задание № 22: от «мысленного» эксперимента к реальному

Авторы:

Варламова А. В.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ Лицей № 1501.

Аннотация

В статье даны рекомендации по подготовке учащихся к решению задания № 22 ОГЭ по химии. Предложена разработка практической работы, приведена схема для анализа задания и структурирования и записи решения, подобраны разнообразные задания.

Ключевые слова:

задание № 22 ОГЭ по химии, типичные ошибки, схема для анализа задания, практическая работа.

Список литературы
  • 1. Химия. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом / Авт.-сост. Добротин Д. Ю., ФИПИ.

  • http://down.ctege.info/gia9/2016/metod-rekom-slojno/himiya2016oge9metod-rekom-slojno.pdf

  • 2. Маршанова Г. Л. Анализ результатов экзамена: проблемы, выводы и рекомендации // Химия в школе. – 2016. - № 8.

  • 3. Асанова Л. И. Организация подготовки к ОГЭ по химии: «мысленный» и реальный эксперимент. https://drofa-ventana.ru/upload/iblock/087/08772bc3aa959bd18c2b24229b86df9e.pdf


Методика и обмен опытом

Учим выполнять задание № 33

Авторы:

Червина В. В.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ Лицей № 1501.

Аннотация

В статье представлен опыт по формированию навыков решения расчётных задач по химии. Приведены некоторые приёмы, используемые автором в работе с учащимися, показано как на каждом этапе решения можно добиться требуемого результата.

Ключевые слова:

анализ условия, определение типа задачи, составление таблицы для расчёта количества вещества участников процесса до и после реакции, составление уравнения материального баланса на основе закона сохранения массы.

Список литературы
  • Белавин И. Ю. Решение задач по химии: Учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Изд-во РГМУ, 2006.

  • Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия: Современное пособие для школьников и абитуриентов. - М.: Илекса, 2013.

  • Глинка Н. Л. Общая химия. - М.: Кнорус, 2016.

  • Доронькин В. Н., Сажнева Т. В., Февралева В. А. Химия: Подготовка к ЕГЭ-2017. Тематический тренинг. Базовый и повышенный уровень. - Ростов-на-Дону: Легион, 2016.

  • Доронькин В. Н., Сажнева Т. В., Февралева В. А. Химия: Подготовка к ЕГЭ-2017. Задания высокого уровня сложности. - Ростов-на-Дону: Легион, 2016.

  • Доронькин В. Н., Сажнева Т. В., Февралева В. А. Химия: Большой справочник для подготовки к ЕГЭ. - Ростов-на-Дону: Легион, 2016.

  • Ерёмина Е. А., Рыжова О. Н. Химия: Справочник школьника. - М.: Изд-во МГУ, 2014.

  • Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н. Задачник по химии. 11 класс. - М.: Вентана-Граф, 2012.

  • Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. Начала химии: Современный курс для поступающих в вузы. - М.: Экзамен, 2013.

  • Теренин В. И., Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н. Вступительные экзамены и олимпиады по химии. - М.: Изд-во МГУ, 2011.


Методика и обмен опытом

Методы расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР

Авторы:

Галин А. М.. Адрес: Москва. Место работы: Специализированный учебно-научный центр МГУ.

Патрашкин Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: Механико-математический факультет МГУ.

Аннотация

В статье рассмотрены как стандартные, так и различные нестандартные методы расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций в органической и неорганической химии. Идеи, изложенные в данной статье, пригодятся как учителям, так и ученикам при подготовке к ЕГЭ по химии и к олимпиадам.

Ключевые слова:

уравнивание, окислительно-восстановительные реакции, реакции окисления в органической химии.


Химический эксперимент

Реализация принципа конвергентности в классах химико-биологического профиля

Авторы:

Безверхий В. И.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ Школа № 2030.

Аннотация

В статье представлен опыт реализации конвергентного и междисциплинарного подходов в обучении в классе химико-биологического профиля.

Ключевые слова:

конвергентный подход, междисциплинарный подход, дифференциация, интегративный процесс.

Список литературы
  • Ковальчук М. В., Нарайкин О. С., Яцишина Е. Б. Конвергенция наук и технологий — новый этап научно-технического развития // Вопросы философии» — 2013. — № 3. — С. 3-11.

  • Ковальчук М. В. Наука и жизнь: Моя конвергенция: Т. 1: Автобиографические наброски: Научно-популярные и концептуальные статьи. — М.: Академкнига, 2011.

  • Лекция член-корреспондента РАН, президента НИЦ «Курчатовский институт» М. В. Ковальчука на тему: «Природоподобные (конвергентные) технологии – глобальные угрозы и вызовы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=tt6QNM12nh4

  • Черниговская Т. В. Когнитивные процессы и мозг // Учебные программы по специализации «Психолингвистика» 021728. СПбГУ, филологический факультет, кафедра общего языкознания. — Санкт-Петербург, 2002.

  • Черниговская Т. В. Нейролингвистика // Учебные программы по специализации «Психолингвистика» 021728. СПбГУ, филологический факультет, кафедра общего языкознания. — Санкт-Петербург, 2002.


Химический эксперимент

Использование цифровых лабораторий в проектной деятельности

Авторы:

Власова М. Н.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ Школа № 1375.

Ищенко В. А.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ Школа № 1375.

Аннотация

В статье представлен опыт использования современного цифрового оборудования в проектной деятельности учащихся медицинских классов. Приведены темы проектных работ и содержание практической части двух выполненных проектных работ, с использование цифровых лабораторий PROlog и Relab.

Ключевые слова:

современные цифровые лаборатории, датчики, индивидуальный учебный проект.


Химический эксперимент

Исследовательская работа «Определение состава пигментов желтка куриных яиц»

Авторы:

Железнякова Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ ЦО № 1449.

Чернов Т. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский физико-технический институт.

Аннотация

В статье представлен опыт по формированию универсальных учебных действий учащихся на всех этапах исследовательской деятельности, ставшей неотъемлемой частью школьного образования. Приведена методика организации конкретного исследования для учащихся старшей школы по теме «Определение количественного и качественного состава пигментов желтка куриных яиц различных производителей».

Ключевые слова:

универсальные учебные действия, исследовательская деятельность, антиоксидант, пигмент, каротиноид, экстракт, концентрация, коэффициент экстинкции, длина волны.

Список литературы
  • 1. Карнаухов В. Н. Функции каротиноидов в клетках животных. – М.: Мир, 1973.

  • 2. Кольман Я., Рем К.-Г. Наглядная биохимия. – М.: Мир, 2009.

  • 3. Никитюк В. Г. Каротиноиды и их значение в живой природе и для человека // Провизор. – 1999. – № 6. – С. 30-32.

  • 4. Зак П., Донцов А. Перепелиная слепота // Химия и жизнь. – 2013. – №7.– С. 16-20.

  • 5. Сахаров О. В. Определение пигментов в пластидах зеленых растений // Методы комплексного изучения фотосинтеза. – Л.: Наука, 1969. – С. 165-180.

  • 6. Землякова Е. С. Использование метода спектрофотометрии при определении наличия биологически активных веществ // Спектрометрические методы анализа в науке и технике: электронный научный журнал. – 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.paxgrid.ru/proceedings_spectro2014.pdf


Внеурочная деятельность

Научно-практическая конференция «Старт в медицину»

Авторы:

Колясников О. В.. Адрес: Москва. Место работы: Городской методический центр Департамента образования Москвы.

Морозова С. М.. Адрес: Москва. Место работы: Городской методический центр Департамента образования Москвы.

Аннотация

В Москве состоялась очередная научно-практическая конференция «Старт в медицину». В представляемом материале проведен анализ работ обучающихся, представленных на секции «Химия и биохимия», а также «Фармация и лекарственные растения». Освещена тематика работ, подчеркнуты их основные особенности, как общие, так и вытекающие из специфики конференции.

Ключевые слова:

«Старт в медицину», химия, биохимия, фармация, лекарственные растения, проектная и исследовательская деятельность.

Список литературы
  • 1. Портал медицинских классов [Электронный ресурс] URL: http://profil.mos.ru/med.html (дата обращения: 25.05.2017).

  • 2. Леонтович А., Саввичев А. Исследовательская и проектная работа школьников. — М.: ВАКО, 2014.

  • 3. Государственная Фармакопея Российской Федерации. XIII издание. М.: 2015 [Электронный ресурс] URL: http://femb.ru/feml (дата обращения: 25.05.2017).

  • 4. Химия и жизнь. Научно-популярный журнал [Электронный ресурс] URL: http://www.hij.ru/ (дата обращения: 25.05.2017).

  • 5. Популярная механика [Электронный ресурс] URL: http://www.popmech.ru/ (дата обращения: 25.05.2017).

  • 6. Кот Шредингера. Живой научно-популярный журнал [Электронный ресурс] URL: http://kot.sh/ (дата обращения: 25.05.2017).

  • 7. Колясников О. В. Биоинформатика в современной школе // Потенциал. Химия. Биология. Медицина. — 2011. — № 4. — С. 68–73.


Внеурочная деятельность

Программа практикума по химии

Авторы:

Азова Н. Л.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ Школа № 1253.

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ Школа № 1253.

Аннотация

В статье приводится содержание спецкурса для учащихся медицинских классов естественно-научного профиля, изучающих химию по УМК В. В. Ерёмина и др. Спецкурс апробирован при обучении химии в ГБОУ «Школа № 1253».

Ключевые слова:

химический эксперимент, программа, спецкурс, углублённое изучение химии, практикум по химии, естественнонаучный профиль.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. — М.: Просвещение, 2014.

  • 2. Ерёмин В. В. и др. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2008.

  • 3. Ерёмин В. В. и др. Химия. 10 класс. Углублённый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015.

  • 4. Ерёмин В. В. и др. Химия. 11 класс. Углублённый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015.

  • 5. Артемьева Н. Н. и др. Руководство к лабораторным работам по биоорганической химии. — М.: Дрофа, 2008.

  • 6. Бабков А. Б., Попков В. А. Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. — М.: Просвещение, 2004.

  • 7. Батраков В. В. и др. Практикум по общей и неорганической химии. — М.: КолосС, 2007.

  • 8. Глинка Н. Л. Общая химия. — М.: Издательство Юрайт, 2013.

  • 9. Леенсон И. А. Занимательная химия. 8 – 11 кл.: в 2 ч. — М.: Дрофа, 1996.

  • 10. Пузаков С. А., Попков В. А. Пособие по химии. Вопросы, упражнения, задачи. — М.: Высшая школа, 2009.


Внеурочная деятельность

Исследовательская деятельность учащихся в условиях дополнительного образования

Авторы:

Галахова О. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Городской методический центр Департамента образования.

Аннотация

Исследовательская деятельность способствует эффективному формированию метапредметных компетенций школьников. В свете обновления содержания образования актуально внедрение современных экспрессных методов в формат дополнительного естественнонаучного образования. Одним из таких методов является метод гидролиза диацетата флуоресцеина, который достаточно прост в освоении школьниками и может применяться при решении достаточно широкого круга задач конвергентного характера.

Ключевые слова:

исследовательская деятельность школьников, конвергенция в образовании, гидролиз диацетата флуоресцеина, дополнительное образование.

Список литературы
  • 1. Green V. S., Stott D. E., Diack M. Assay for fluorescein diacetate hydrolytic activity: optimization for soil samples // Soil Biology and Biochemistry. – 2006. – Vol. 38. – №. 4. – P. 693-701.

  • 2. Якушев А. В., Бызов Б. А. Гидролазная активность как показатель состояния микробного сообщества вермикомпоста // Вестник Московского университета. – 2009. – №. 2. – С. 41-46.

  • 3. Fluorescein Diacetate (FDA) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.thermofisher.com/order/catalog/product/F1303


Внеурочная деятельность

Дистанционный межшкольный исследовательский проект

Авторы:

Пухальская Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ Школа № 1236.

Шерман М. М.. Адрес: Москва. Место работы: ГБОУ Школа № 1236.

Аннотация

Рассмотрен эксперимент по организации дистанционного обучающего проекта с участием командам нескольких школ. Учащиеся проводили исследование влияния ионов алюминия в присутствии азотных удобрений на гречиху.

Ключевые слова:

дистанционный проект, обучающие проекты, проектная и исследовательская деятельность.

Список литературы
  • 1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего общего образования. – Москва, 2012.

  • 2. Старкова Е. А. Обучение будущих учителей организации проектной и исследовательской деятельности учащихся // В мире научных открытий. — 2011.

  • 3. Knoll M. “I Had Made a Mistake”: William H. Kilpatrick and the Project Method. Teachers College Record 114. — 2012. — № 2.

  • 4. Звякина Л. В., Кадулина Т. С., Дементьева О. С. Проектная деятельность в системе профессионального образования // Педагогическая мастерская. Научно-методический сборник. Чувашский государственный пед. университет им. И. Я. Яковлева. — Выпуск IV. — 2015. — С. 8-11.

  • 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  • 6. Пашкова Л. И., Кузнецова Л. В., Власенко К. К. Целесообразное соотношение теории и фактов в образовании как условие устранения формализации знаний // Сборник материалов II Всероссийской научно-методической конференции "Актуальные проблемы химического образования. Москва, 28-29 апреля 2011 г. — С. 152-156.