Съезд ассоциаций учителей и преподавателей химии

Авторы:

Левина Л. С.. Адрес: Москва. Место работы: Редакция журнала «Химия в школе».

Аннотация

Представлена информация о съезде представителей ассоциаций учителей и преподавателей химии, который прошёл в Москве19 июля 2016 г.

Ключевые слова:

съезд представителей ассоциаций учителей химии, преподавание химии в школе.


Наука и промышленность

Какой вкус у перца?

Авторы:

Белов Д. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Медицинская академия.

Аннотация

В статье раскрыты основные категории веществ, содержащихся в перцах и других «жгучих» растениях. Рассмотрена структура и свойства ванилоидных рецепторов. Показано, что TRPV1-рецептор - важнейший интегратор различных болевых стимулов. В этой связи его рассматривают как перспективную терапевтическую мишень в лечении болевых состояний. Таким образом, поиск модуляторов активности TRPV1-рецептора - одна из важнейших общенаучных проблем.

Ключевые слова:

ванилоидный рецептор, TRPV1, ионные каналы, TV1, капсаицин, резинифератоксин, капсиноиды, ванилоиды, жгучий перец, перец чили.

Список литературы
  • Гиляров Д. А., Сахарова Т. А., Буздин А. А. Молекулярные рецепторы вкусовых веществ // Биоорганическая химия. – 2009. – Т. 35. - № 1. - С. 5–14.

  • Колесников С. С. Наука со вкусом // Химия и жизнь. – 2010. – № 10. - С. 38–40.

  • Миронов Н. Ю., Чурюканов В. В. Ванилоидные рецепторы: структура, участие в регулировании функций организма, фармакология, терапевтический потенциал. // Экспериментальная и клиническая фармакология. – 2006. – Т. 69. - № 5. - С. 55–69.

  • Смит К. Биология сенсорных систем // Бином. Лаборатория знаний, 2005.


Методика и обмен опытом

Чему учить в современной школе, чтобы успеть в будущее

Авторы:

Аргунова М. В.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Виноградова Т. С.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

Представлены тенденции развития научно-технического прогресса в соответствии с новым шестым технологическим укладом для подготовки учащихся к освоению профессий будущего. Обсуждается концепция «умных» городов, необходимые специалисты и их компетенции. В целях профориентационной работы со старшеклассниками подготовлена учебно-методическая разработка (ролевая игра) «Экологичный умный город – город будущего», которая может быть использована в урочной, внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования детей, а также при организации командной работы в процессе подготовки и проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Ключевые слова:

«умный город», шестой технологический уклад, инновационные технологии, профориентационная работа, ролевая игра.

Список литературы
  • 1. Каблов Е. Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. – 2010. – № 4.

  • 2. Международный форум технологического развития «ТЕХНОПРОМ» http://technoprom.novosibexpo.ru/wp/ru/

  • 3. Паршин М. А., Круглов Д. А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5.

  • 4. http://smartcity.ria.ru

  • 5. Информационный бюллетень «Умный город. Городские технологии». – ИА «Монитор», 2015. - № 1 (1) апрель. – www.icenter.ru.

  • 6. Коршунова Е. В., Кутергина Е. А. Образовательный потенциал управления «умным городом»: анализ стандартов подготовки государственных служащих // Научный электронный журнал «Бизнес. Общество. Власть». – НИУ ВШЭ, 2014, № 20. – C. 31-35.

  • 7. Интернет-ресурс компании ООО «АЭнерджи» http://aenergy.ru

  • 8. Цикл интервью с профессорами и выпускниками IE Business School «Mastersoffuture» http://future.theoryandpractice.ru/12002-ie-smart-cities


Методика и обмен опытом

Интегрированный урок «Экология души и экология природы»

Авторы:

Савина Л. Н.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Бирюкова Е. Г.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Савин Г. А.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Аннотация

В статье авторы предлагают свой собственный опыт проведения интегрированного урока по теме: «Экология души и экология природы». Должное внимание уделено методическим аспектам рассматриваемой проблемы. Показано, что подобная форма занятий благотворно сказывается на формировании творческой активности учащихся, позволяет им многопланово реализовать собственное Я.

Ключевые слова:

профильное обучение, интеграция в процессе обучения, творческая активность учащихся, экология души, экология природы.


Методика и обмен опытом

Активное обучение на уроках химии

Авторы:

Тагиев Т. И.. Адрес: Гянджа, Азербайджанская Республика. Место работы: Гянджинский государственный университет.

Аннотация

Опыт показывает, что активное обучение на уроках химии повышает интерес учащихся к предмету, заметно активизируют их, обеспечивает самостоятельность, более глубокое понимание материала, способствует формированию творческих задатков.

Ключевые слова:

современные технологии, спирты, фенолы, проблемное обучение, самостоятельность, творческие способности.

Список литературы
  • 1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  • 2. Тагиев Т. И. Методика преподавания органической химии: Учебник. – Баку, 2015.


Методика и обмен опытом

«Стартовый эксперимент»: принципы нового методического подхода

Авторы:

Син Е. Е.. Адрес: Бишкек. Место работы: Кыргызская академия образования.

Кособаева Б. М.. Адрес: Бишкек. Место работы: Кыргызская академия образования.

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные с опытом применения «стартового эксперимента» в школах Кыргызстана. Целью статьи является анализ проведенных уроков и отчетов учителей по методу «стартового эксперимента», выявление их особенностей и недостатков при их проведении. В работе описываются структура и особенности предложенной формы проведения уроков, цели, методы и приёмы достижения результатов обучения. Подробно описываются учебные действия участников учебного процесса в виде последовательных шагов. В выводах и рекомендациях авторами даются отдельные предложения по улучшению описываемого метода обучения, в том числе и пошаговых действий учащихся.

Ключевые слова:

стартовый эксперимент, мониторинг, гипотезы, верификационный эксперимент.

Список литературы
  • 1. Зайцев О. С. Методика обучения химии. - М.: ВЛАДОС, 1999.

  • 2. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.

  • 3. Салмина Н. Г. Виды и функции материализации в обучении. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

  • 4. Мюллер И., Шёнхерр Ю. Метод обучения и тренинг. - Бишкек, 2013.

  • 5. Син Е. Е., Кособаева Б. М. Опыт применения «стартового эксперимента» в школе // Известия Кыргызской академии образования. - 2013. - № 2. - С. 16-22.


Методика и обмен опытом

О формировании исследовательского мышления в области химии

Авторы:

Шепелев М. В.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Румянцев Е. В.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Марфин Ю. С.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Вашурин А. С.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Аннотация

В статье рассмотрены научно-методические подходы к формированию исследовательского мышления учащихся в области химии на примере организации и проведения Летней школы юных химиков. Показано, что уровень развития такого мышления у современных школьников определяется созданием специальной информационно-образовательной среды учреждения и использованием технологии погружения в обучении, реализующей идеи интеграции общего и дополнительного образования детей.

Ключевые слова:

исследовательское мышление, информационно-образовательная среда учреждения, технология погружения в обучении, интеграция общего и дополнительного образования детей.

Список литературы
  • 1. Волкова Е. В. Развитие ментальных структур как основы специальных способностей: дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.13. – М., 2011.

  • 2. Лисичкин Г. В., Коробейникова Л. А. Годитесь ли вы в химики? Часть первая, теоретическая // Химия и жизнь. – 1981. – № 4. – С. 13–17.

  • 3. Шалашова М. М. О создании условий для достижения требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 14–19.

  • 4. Шепелев М. В., Румянцев Е. В., Вашурин А. С. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе «Школа – вуз»: опыт регионального университета // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 4. – № 3. – С. 210–214.

  • 5. Шепелев М. В. К вопросу о проектировании индивидуальных образовательных траекторий научно-исследовательской деятельности одарённых по химии учащихся в системе «Школа – вуз» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 2 (22). – С. 114–116.

  • 6. Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 10–14.

  • 7. Румянцев Е. В., Марфин Ю. С. Непрерывная технология проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. – 2012. – № 8. – С. 61–65.

  • 8. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2007.

  • 9. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 6–12.

  • 10. Румянцев Е. В., Марфин Ю. С., Соломонов А. В., Вашурин А. С., Шепелев М. В. Химии летом – Да! Учебно-методические материалы, рекомендации, дневник и расписание работы Летней школы юных химиков 2014 года: учебно-методическое пособие. – Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2014.


Методика и обмен опытом

Проектная деятельность в формировании УУД

Авторы:

Кортунов Г. М.. Адрес: Москва. Место работы: Институт биологии и химии МПГУ.

Боровских Т. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт биологии и химии МПГУ.

Чернобельская Г. М.. Адрес: Москва. Место работы: Институт биологии и химии МПГУ.

Аннотация

Статья посвящена формированию универсальных учебных действий методом проектной деятельности. Представлен проект по теме «Определение качественного состава бензина различных марок» для учащихся 10 класса. Критерием выбора темы служит результат предварительного профориентационного мониторинга. Указаны виды учебных действий, развивающиеся на разных этапах проектной деятельности.

Ключевые слова:

универсальные учебные действия, проекты по химии, формирование УУД, проектная деятельность, мониторинг.

Список литературы
  • 1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

  • 2. Миренкова Е. В. Прогностические задания // Химия в школе. - 2015. - № 4.- С. 19-25.

  • 3. Тюменова С. И. Развитие творческого потенциала старшеклассников посредством проектной деятельности // Химия в школе. - 2008. - № 10. – С. 59-61.

  • 4. Немерещенко Л. В., Чайка А. Н. Актуальная тема: организация проектной деятельности // Химия в школе. - 2005. - № 4. - С. 2-5.

  • 5. Богомолова О. В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2008. – № 2. – С. 23-26.

  • 6. Щербакова С. Г. Метод проектов. Организация деятельности по химии: Методическая разработка. - Волгоград, 2005.

  • 7. Егорова Т. А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2004. - С. 102-104.


Методика и обмен опытом

О применении логического приёма сравнения

Авторы:

Ковель М. И.. Адрес: г. Красноярск. Место работы: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Аннотация

В статье рассматривается один из важных логических приёмов — сравнение. С помощью сравнения учащиеся могут находить существенные признаки сходства и отличия одного понятия от другого. Автором показано, каким образом с помощью дидактического инструментария познания, разработанного в способе диалектического обучения можно применять на уроках химии приём сравнения.

Ключевые слова:

сравнение, правила сравнения, способ диалектического обучения.

Список литературы
  • 1. Вивюрский В. Я. Сравнение. - URL: http://him.1september.ru›articlef.php [Дата обращения: 13.05.2014].

  • 2. Ковель М. И., Глинкина Г. В. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: Монография. — Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014.

  • 3. Глинкина Г. В., Ковель М. И., Митрухина М. А., Зорина В. Л. ФГОС: формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обучения: Учебно-методическое пособие. — Красноярск: КИПК, 2015.


Химический эксперимент

Обнаружение аминокислот в пищевых продуктах

Авторы:

Опарина C. A.. Адрес: Арзамас. Место работы: Филиал ННГУ им. Н. И. Лобаческого.

Аннотация

В статье рассмотрен химический эксперимент по обнаружению аминокислот в пищевых продуктах. Предлагаемые опыты имеют достаточно простые методики, поэтому могут быть использованы учителями химии и биологии на уроках и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова:

аминокислоты, белки, цветные реакции.

Список литературы
  • Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 2007. - С. 140-148.

  • Филлипович С. Б., Ковалевская Н. И., Севастьянова Г. А. Биологическая химия: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.

  • Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. - М., 1982.


Химический эксперимент

Определение кислотности газированных напитков и минеральных вод

Авторы:

Дёмин А. М.. Адрес: Екатеринбург. Место работы: Институт органического синтеза им. И. Я. Постовского.

Аннотация

В работе было проведено определение рН (при использовании различных типов индикаторной бумаги) 14-и наименований «холодных чаёв», 6-и наименований газированных напитков на основе натуральных соков, 10-и наименований традиционных сладких газированных напитков, 13-и наименований очищенных питьевых и минеральных вод. Выявлены напитки с наименьшим и наибольшим значением рН. Основываясь на обзоре научной литературы, сделан вывод, что на сегодняшний день нет объективных научных данных, указывающих на способность газированных напитков вызывать хронические заболевания.

Ключевые слова:

проектно-исследовательская деятельность, газированные напитки, минеральные воды, рН.

Список литературы
  • 1. Солдатенков А. Т., Колядина Н. М., Ле Туан Ань, Буянов В. Н. Основы органической химии пищевых, кормовых и биологически активных добавок. – М.: Химия, 2006.

  • 2. Морозов С. В. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь: роль факторов питания в патогенезе и лечении // Вопросы питания. – 2013. – № 5. – С. 10-22.

  • 3. Feldman M., Barnett C. Relationships between the acidity and osmolality of popular beverages and reported postprandial heartburn // Gastroenterology. – 1995. – V. 108. – P. 125-131.

  • 4. Нижевич А.А., Бельмер С.В. Газированные напитки с позиции гастроэнтеролога: мифы и реалии // Вопросы детской диетологии. – 2015. – Т. 13. - № 4. – С. 18-23.

  • 5. Лечение минеральной водой на курортах Кавказских Минеральных Вод / Под ред. Е. Сенкевича). – Мин. Воды: Кавказская здравница, 2012.

  • 6. Иванова В. В., Невраева Г. А. Классификация подземных минеральных вод. – М.: Недра, 1964.

  • 7. Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н., Чирков Н. В. Как исследовать качество чая // Химия в школе. – 2009. – № 10. – С. 64-68.

  • 8. Волков В. Н., Давтян М. Л. Фруктовые соки: определение химического состава и качества // Химия в школе. – 2013. – № 3. – С. 45-51.

  • 9. Кирикова И. М. Организация экспериментально-исследовательской деятельности // Химия в школе. – 2014. – № 7. – С. 75-76.

  • 10. Ширяева М. Ю. Проектно-исследовательская работа «Определение качества творога» // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 52-54.

  • 11. Габрук Н. Г., Бабукова В. В. Хлеб, который мы едим // Химия в школе. – 2010. – № 10. – С. 66-69.

  • 12. Жукова Н. И. Химический анализ пищевых продуктов // Химия в школе. – 2012. – № 8. – С. 56-60.


Внеурочная деятельность

Театрализованное представление «Теория, открывшая путь к развитию органической химии»

Авторы:

Барнаковский Н. А.. Адрес: Рязань. Место работы: СШ № 3 «Центр развития образования».

Аннотация

Основными и важными условиями повышения эффективности обучения на современном этапе остаётся не только поддержание мотивации учащихся к изучению предмета на должном уровне, но и систематическое включение их в самостоятельную учебную и исследовательскую деятельность и развитие познавательной активности. Реализации этих направлений в процессе обучения помогает использование принципа историзма, который способствует не только приобретению знаний учащихся о предмете, формированию у них познавательной активности, но и позволяет воспитывать у них чёткую гражданскую позицию с чувством гордости за свою Родину, бережное отношение к историческому и культурному наследию нашей страны. Предлагаемый сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9 – 11 классов посвящён 155-летию создания А. М. Бутлеровым теории химического строения. Цель мероприятия: познакомить учащихся с этапами жизни А. М. Бутлерова и его вкладом в развитие органической химии.

Ключевые слова:

А М Бутлеров, наука, химия, теория строения.

Список литературы
  • Литература

  • Потапов В. М. Органическая химия: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1976.

  • Проблемы обучения физике и химии в средней и высшей школе // Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Нижний Новгород, 2002.

  • Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. –М.: Химия, 1995.

  • Энциклопедия для детей. [Том 17.] Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007.

  • Смолякова О. Н. Театрализованное представление «Его имя навсегда останется в науке» // Химия в школе. – 2003. - № 6. – С. 66-76.


Из истории химии

Время собирать камни…

Авторы:

Телешов С. В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 209.

Аннотация

Вниманию читателя предлагается материал, касающийся начала деятельности выдающегося химика с мировым именем Владимира Николаевича Ипатьева. Человек, не получивший университетского химического образования, сумел достичь высочайших успехов и достижений. Фактически он был самоучкой, поэтому более чем поучительно проследить его путь к вершинам химической науки. В современной России его почти не знают. В 2017 г. мировое сообщество химиков отметит его 150-летний юбилей. Вспомним и мы это славное имя.

Ключевые слова:

В Н Ипатьев, история химии, начало пути в науку.

Список литературы
  • 1. Pines H. My mentor, Ipatieff // Chemtech. - 1981. - V. 11. - № 2. - Р. 78-82.

  • 2. Краевич К. Д. Учебник физики: Курс средних учебных заведений. - СПб.: Тип. Министерства путей сообщения, 1880.

  • 3. Протокол заседания РФХО от 29.11.1890 // ЖРФХО. - 1891. - Т. XXIII. - С. 1-2.

  • 4. Академик В. Н. Ипатьев. Воспоминания. Кн. 1 / Сост. К. Д. Кальнер. - М.: Калвис, 2011.

  • 5. Ипатьев В. Н. Опыт химического исследования структуры стали // Артиллерийский журнал. - 1892. - Ч. I. - № 8. - С. 937-954 + 1 л.; - Ч. II. - № 9. - C. 1059-1075 + 1 черт.

  • 6. Телешов С. В. От истоков до устья…: Европа и Россия: взаимовыгодное сотрудничество. - СПб.: Президентская библиотека, 2011.

  • 7. Bayer A., Ipatiew W. Ueber die Caronsäure // Berichte der Deutschen chemischen Gesellschaft. - 1896. - V. 29. - Р. 2796-2802.

  • 8. Ипатьев В. Н. Строение и синтез изопрена // ЖРФХО. - 1897. - Т. XXIX. - С. 170-179.

  • 9. Ипатьев В. Н., Витторф Н. М. К строению изопрена // ЖРФХО. - 1897. - Т. XXIX. - С. 132-135.