Под знаком эффективности… И качества?

Авторы:

Костенчук И. А.. Адрес: Москва. Место работы: ООО «Центрхимпресс».

Аннотация

Заместитель главного редактора журнала размышляет о критическом состоянии современного школьного химического образования.

Ключевые слова:

учебники химии, эффективный учебный план, эффективное расписание.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.


Наука и промышленность

Химия сладкого вкуса

Авторы:

Белов Д. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Аннотация

Продолжен рассказ о химии сладкого. Раскрыты такие понятия, как антисластитель, гипогликемический эффект. Рассмотрены отдельные представители антисластителей.

Ключевые слова:

антисластители, сапонины, гликозиды, агликон, гликон, гипогликемический эффект.

Список литературы
  • Батуев А. С., Куликов Г. Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983.

  • Биологически активные вещества, входящие в состав растительного сырья / Учебное пособие для вузов. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2010.

  • Голубев В. Н., Шленская Т. В., Чичева-Филатова Л. В. Пищевые и биологически активные добавки. – М.: Академия, 2003.

  • Гудман М., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии / Пер. с англ. М. П. Терениной; Под ред. А. П. Пурмаля. - М.: Мир, 1977.

  • Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества / Пер. со словацкого; Под ред. Д. Л. Рахманкулова. - М.: Мир, 1988.

  • Пищевая химия /А. П. Нечаев, С. Е. Траубенберг, А. А. Кочетков и др. / Под ред. А. П. Нечаева. - 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГИОРД, 2012.

  • Рогожин В. В. Биохимия растений: Учебник. – СПб.: ГИОРД, 2012.

  • Сарафанова Л. А. Пищевые добавки: энциклопедия / Под ред. Л. А. Сарафановой. - 2-е изд. - СПб.: Гиорд, 2004.

  • Семёнов А. А. Очерк химии природных соединений. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000.

  • Интернет-ресурсы

  • http://www.ukrsugar.kiev.ua/products/

  • http://www.khimia.ru/Sweet.htm

  • http://chemister.ru/Database/

  • http://www.plant-expert.com/plant/


Методика и обмен опытом

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: проблемы и пути решения

Авторы:

Шалашова М. М.. Адрес: Москва. Место работы: Институт дополнительного образования Московского государственного педуниверситета.

Аннотация

Реализация ФГОС предусматривает диагностику и оценивание как предметных, так и метапредметных результатов обучения. Как следствие возникает необходимость разработки критериев и показателей оценивания метапредметных достижений, определения необходимого инструментария. В данной статье представлено авторское видение решения обозначенной задачи, рассмотрены возможности и пути достижения метапредметных результатов на уроках химии.

Ключевые слова:

требования ФГОС к результатам обучения, универсальные способы действий, критерии и показатели оценивания УУД.

Список литературы
  • Шалашова М. М. Кодификатор личностных и метапредметных результатов // Справочник заместителя директора школы. – 2013. ‑ № 4. ‑ С. 51‑62.


Методика и обмен опытом

Из опыта формирования и развития универсальных учебных действий при изучении темы «Неметаллы»

Авторы:

Горбенко Н. В.. Адрес: Нижегородская обл.. Место работы: Тимирязевская СШ.

Карпов Г. М.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Гимназия № 1.

Аннотация

В статье рассматривается один из возможных путей формирования и развития универсальных учебных действий при изучении химии - использование в учебном процессе дидактических заданий, направленных на сочетание различных видов деятельности обучающихся.

Ключевые слова:

школьное химическое образование, универсальные учебные действия, химические задания.

Список литературы
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2011.


Методика и обмен опытом

Суд над метанолом

Авторы:

Минина С. Н.. Адрес: г. Азов. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

2014 г. объявлен годом культуры. Изучение химии и принятие её законов дают понимание устройства мира, его уникальности, красоты, а тем самым способствует повышению культуры, обогащению собственного опыта. Поддерживать интерес к такому нелегкому предмету, как химия, сложно, но возможно, например, используя разнообразные формы проведения занятий. Позитивный вклад в решение проблемы снижения познавательного интереса школьников имеют театрализованные уроки, разработанные учителем индивидуально или с помощью учащихся, позволяющие повысить активность, раскрыть ранее не проявляющиеся таланты и учителей, и учеников - артистов, режиссеров, постановщиков, декораторов. Театрализация, эмоциональная насыщенность, игровые моменты способствуют самореализации, сотворчеству, содружеству, расширению кругозора учащихся, которые после такого урока более плодотворно изучают предмет, чувствуя свою ответственность, значимость, по-новому видят химию как науку. Театрализованные уроки четко встраиваются в систему деятельностного подхода, что отвечает требованиям ФГОС: складывается демократичный тип общения, учитель лишается своей авторитарной роли и выступает как организатор, учащиеся прилагают серьезные усилия в работе с информационными источниками. Опыт одного из таких уроков предлагает автор.

Ключевые слова:

ролевая игра, театрализованное представление, деятельностный подход, экологическая культура, химическая грамотность, хемофобия.


Методика и обмен опытом

Как мы проводим графический диктант

Авторы:

Перевозчикова Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 362.

Аннотация

Автор представляет вниманию читателей нестандартную форму диктанта, который может служить для контроля знаний или повторения символов химических элементов на уроках химии в 8 классе.

Ключевые слова:

графический диктант, символы химических элементов.


Методика и обмен опытом

О содержании и изучении межпредметного элективного курса

Авторы:

Артёмова О. В.. Адрес: Москва. Место работы: Школа надомного обучения № 379.

Аннотация

С целью систематизации знаний для учащихся профильного 10-го класса организован межпредметный (химия и биология) элективный курс «Промышленная деятельность человека и здоровье» (2 ч в неделю, всего 68 ч). В статье приведены программа курса и разработка одного из занятий.

Ключевые слова:

элективный курс, интегрированный урок, белки, аминокислоты.


Методика и обмен опытом

Об использовании интегрированных учебных текстов

Авторы:

Алехина Е. А.. Адрес: Омск. Место работы: Педагогический университет.

Аннотация

В статье раскрыта сущность понятий «текст», «учебный текст», «интегрированный учебный текст», приведены признаки и свойства текста и представлена обобщенная классификация учебных текстов, составленная на основе анализа психолого-педагогической и энциклопедической литературы. Основное внимание в статье посвящено классификации учебных текстов по доминирующим дидактическим параметрам: информационный, инструктивный, мотивирующий текст. В статье приведены примеры интегрированных учебных текстов к элективному курсу «Эти волшебные минералы».

Ключевые слова:

инструктивный текст, интегрированный учебный текст, информационный текст, классификации учебных текстов, мотивирующий текст, свойства текста, признаки текста, учебный текст, элективный курс.

Список литературы
  • 1. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.

  • 2. Цетлин В. С. Проблема выделения единого содержания образования на разных уровнях его формирования // Вопросы конструирования содержания общего среднего образования. – М.: Педагогика, 1980.

  • 3. Бауманн М., Гайлинг У., Нестлер К. Доступность учебных текстов, факторы, затрудняющие понимание, их устранение // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 18. Язык и стиль школьных учебников. – М.: Просвещение, 1988. – С. 244‑258.

  • 4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская Академия Наук. Инс-т рус. яз. – М.: АЗЪ, 1993.

  • 5. Лосева Л. М. Как строится текст: пособие для учителей / Под ред. Г. Я. Солганика. – М.: Просвещение, 1980.

  • 6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. – М.: Знание, 1987.

  • 7. Алехина Е. А. Эти волшебные минералы // Химия в школе. – 2014. ‑ № 3.

  • 8. Граник Г. Г. О типах учебных текстов // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 3. – М.: Просвещение, 1975.

  • 9. Донской Г. М. Принципы отбора описания фактов в учебниках истории // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 15. Типология школьных учебников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 70‑86.

  • 10. Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. – М.: Просвещение, 1978.

  • 11. Зуев Д. Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 1983.

  • 12. Краевский В. В., Лернер И. Я. Классификация учебных предметов по ведущей цели // Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 8. (О конструировании учебника). – М.: Просвещение, 1980. – С. 34‑49.

  • 13. Кулюткин Ю. Н. Анализ функциональных стилей учебного текста / Проблемы школьного учебника (сборник). Вып. 5. (Методы анализа и оценки учебника). – М.: Просвещение, 1977. – С. 91‑97.

  • 14. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. – М.: Юрист, 1998.

  • 15. Талызина Н. Ф. Место и функции учебника в учебном процессе // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 6. – М.: Просвещение, 1978. – С. 18‑33.

  • 16. Устюжанина Е. Н. Персонифицированные учебные тексты по химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся: Дис. … канд. пед. наук. – Тобольск, 1995.


Методика и обмен опытом

Об особенностях содержания и структуры электронных образовательных ресурсов

Авторы:

Пустовит С. О.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

На примере пособий г. Калуги и Калужской обл. автор раскрывает особенности электронных изданий, поступающих в средние школы. С точки зрения их содержания и структуры им излагаются возможности применения пособий в обучении химии. Выявляются некоторые технические сложности в варьировании предметного материала на этапе планирования и проведения урока и занятия системы дополнительного образования.

Ключевые слова:

электронные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, электронные издания, мультимедийный учебник, виртуальная и цифровая лаборатории, интерактивные творческие задания, установочный диск.

Список литературы
  • 1. Босова Л. Л. Цифровые образовательные ресурсы, разработанные в рамках федеральных программ и проектов. [Презентация]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.myshared.ru/slide

  • 2. Химия. Базовый курс. 8‑9 класс. [Электронный ресурс]. – 1С: Образовательная коллекция. – 2001, 2003. ‑ 1 опт. диск.

  • 3. Химия. 9 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца. [Электронный ресурс]. – Просвещение, 2005. – 3 опт. диска.

  • 4. Химия. Раздаточный и дидактический материал. 10‑11 классы. [Электронный ресурс]. – Учитель, 2007. – 1 опт. диск.

  • 5. Химия. Готовые домашние задания. 8‑11 классы. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.

  • 6. 1С: Школа. Химия. 8 класс / Под ред. А. К. Ахлебинина [Электронный ресурс]. – 2-е изд., испр. и доп. – «1С-Паблишинг», ООО «1С». – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  • 7. Химия. 10‑11 классы. Раздаточный материал. Серия «В помощь учителю». [Электронный ресурс]. – Учитель, 2007. – 1 опт. диск.

  • 8. Органическая химия. 10‑11 класс. [Электронный ресурс]. – 1С: Образовательная коллекция. – 2002, 2003. – 1 опт. диск.

  • 9. Химия. Интерактивные творческие задания. 8‑9 классы. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2004. – 1 опт. диск.

  • 10. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Кислоты и основания. [Электронный ресурс]. – Просвещение-Медиа, 2005. – 1 опт. диск.

  • 11. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Сложные химические соединения в повседневной жизни. [Электронный ресурс]. – Просвещение-Медиа, 2005. – 1 опт. диск.

  • 12. Занимательная наука. Вещества и их свойства. Интерактивная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Dorling Kinderstey, 2007. – 1 опт. диск.

  • 13. Открытая химия. Версия 2.6. Автор курса – проф. МФТИ, акад. РАЕН В. В. Зеленцов. [Электронный ресурс]. – ООО «Физикон», 2005. – 1 опт. диск.

  • 14. Самоучитель. Химия для всех – XXI. Решение задач. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.

  • 15. Химия. Шпаргалки для старшеклассников. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.

  • 16. Химия. Экспресс-подготовка к экзамену. 9‑11 классы. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.

  • 17. Химия элементов. Демонстрационное поурочное планирование. [Электронный ресурс]. – Учитель, 2007. – 1 опт. диск.

  • 18. Химия для всех – XXI век. Химия со взрывами и без… [Электронный ресурс]. – 1С, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  • 19. Виртуальная химическая лаборатория (9 класс). [Электронный ресурс]. – Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2005. – 1 опт. диск.

  • 20. Программно-аппаратные комплексы AFS (All For School). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://afsedu.ru/22/faq/

  • 21. 1С: Школа. Химия. 8 класс / Под ред. А. К. Ахлебинина [Электронный ресурс]. – ЗАО «1С», 2004. – 2 эл. опт. диска (CD-ROM).

  • 22. 1С: Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ. 2006. [Электронный ресурс]. – 1С, 2006. – 1 эл. опт. Диск.


Консультация

Элемент №… «единственный и самый»

Авторы:

Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.

Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.

Филиппова А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.

Аннотация

В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от калия до никеля, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.

Ключевые слова:

атом, элемент, калий, кальций, скандий, титан, ванадий, хром, марганец, железо, кобальт, никель.


Из истории химии

История развития производства минеральных удобрений в России.

Авторы:

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Тюрина М. В.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

Рассмотрена история развития промышленного производства минеральных удобрений в России в период до 30-х гг. XX в. Обсуждены некоторые технологические особенности выпуска фосфорных, калийных и азотных удобрений в дореволюционной России и СССР.

Ключевые слова:

химическая промышленность, минеральные удобрения, фосфорные удобрения, азотные удобрения, калийные удобрения.

Список литературы
  • Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России. - Т. 3. – М.: Изд-во АН СССР, 1951.

  • Менделеев Д. И. Сочинения. - Т. 16. –Л.;М.: Изд-во АН СССР, 1951.

  • Соловьёв Ю. И., Каблуков М. И., Колесников Е. В. Иван Алексеевич Каблуков. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.

  • Соколов Р. С. Химическая технология. - Т. 1. – М.: Владос, 2000.


Внеклассная работа

«Он всё испытал и всё проник»

Авторы:

Гнутова О. А.. Адрес: Самара. Место работы: СШ № 8.

Аннотация

Автор предлагает сценарий интеллектуальной игры для учащихся 9-11-го классов, посвященной дню рождения великого русского учёного М. В. Ломоносова.

Ключевые слова:

М В Ломоносов, игра.


Внеклассная работа

День моля: создаём традиции сами

Авторы:

Пенькова Г. А.. Адрес: г. Зеленоград, Москва. Место работы: СШ № 618.

Аннотация

В статье дается информация о недавно возникшем в Северной Америке новом химическом празднике – Дне моля. Цель праздника – привлечение внимания и повышение мотивации обучающихся к химии. Предложены даты проведения праздника, связанные с числом 6  1023 – числом Авогадро. Предлагается обсудить возможные сценарии праздника, и приводится программа проведения Дня моля в школе.

Ключевые слова:

День моля.

Список литературы
  • Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. День моля // Химия в школе. – 2012. ‑ № 7. – С. 41.

  • http://ru.wikipedia.org/День_моля


Методика и обмен опытом

Из опыта организации внеклассной работы в средней школе.

Авторы:

Аскеров В. Х.. Адрес: Ленкорань, Азербайджанская Республика. Место работы: Ленкоранский Государственный Университет.

Аббасов М. М.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Современный образовательный Комплекс им. Г. Алиева.

Абышов Н. А.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Современный образовательный Комплекс им. Г. Алиева.

Аннотация

В статье рассматриваются общие принципы внеклассной работы по химии в средних общеобразовательных школах. Отмечено, что не забываемое в течение длительного времени впечатление оставляют химические вечера, организуемые для всех учащихся школы, тематические молодежные форумы, химические игры, химические викторины, химические олимпиады, недели химии и т.д.

Ключевые слова:

внеклассная работа по химии, химические вечера, химические игры, химические викторины, химические олимпиады, неделя химии, месяц химии, экскурсии.

Список литературы
  • 1. Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера // Химия в школе. – 2011. ‑ № 2. ‑ С. 22‑25.

  • 2. Абышов Н. А. Применение ИКТ повысит качество образования // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. ‑ № 3. ‑ С. 56‑63.


Химический эксперимент

Роль проблемного эксперимента в совершенствовании теоретических знаний учащихся.

Авторы:

Сурин Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.

Аннотация

В работе показаны возможности применения авторской методики проблемно-развивающего обучения химии в средней школе. Данная методика опирается на разработанную автором систему новых проблемных опытов. Всего в этой системе их более ста. Проблемные опыты в сочетании с применением усовершенствованной методики проблемно-развивающего обучения химии включены в общую систему развивающего обучения химии в средней школе. Новые проблемные опыты и усовершенствованная методика обучения и развития учащихся прошли экспериментальную проверку в школах Москвы и Московской области. Применение новой методической системы обучения химии в средних школах, показало её высокую эффективность на практике.

Ключевые слова:

проблемно-развивающее обучение, усовершенствованная методика, систематическое проведение опытов, новые проблемные опыты.

Список литературы
  • 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: Владос, 2000.

  • 2. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. − М.: Школа-Пресс, 1998.


Химический эксперимент

Демонстрационные опыты по электрохимической коррозии металлов.

Авторы:

Давтян М. Л.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Филина Л. П.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Павлова Е. В.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Аннотация

В статье предложена методика изучения темы «Коррозия металлов». В основе представленной методики – химический эксперимент – инструментарий углубления и расширения знаний учащихся, развития их познавательного интереса.

Ключевые слова:

коррозия металлов, химическая коррозия, электрохимическая коррозия, гальваническая пара, защита металлов от коррозии, анодные и катодные покрытия.

Список литературы
  • Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2002.

  • Курс лекций по общей и экологической химии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Байдакова. – СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1993.


Химический эксперимент

Организация экспериментально-исследовательской деятельности

Авторы:

Кирикова И. М.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 2012.

Аннотация

Представлена методическая разработка экспериментально-исследовательской работы по теме «Определение содержания пищевых кислот в овощах и фруктах», которую выполняют учащиеся 10-го класса в рамках проектной внеурочной деятельности.

Ключевые слова:

экспериментально-исследовательская деятельность, пищевые кислоты, кислотно-основное титрование.

Список литературы
  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Органическая химия. Профильный уровень. 11 (10) класс: Учебн. для общеобраз. учрежд. - М.: Русское слово, 2011.

  • Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Органическая химия. 10 класс: Учеб. для общеобраз. учрежд. - М.: Просвещение, 2011.

  • Цитович И. К. Курс аналитической химии: Учеб. для вузов. - СПб.: Лань, 2009.

  • Картинки плодов и овощей http://add.futuris.by/, http://images.yandex.ru

  • Таблица «Некоторые пищевые кислоты плодов, овощей, ягод» http://food-chem.ru


Химический эксперимент

Выращивание кристаллов дигидрофосфата аммония.

Авторы:

Яковишин Л. А.. Адрес: Севастополь. Место работы: Национальный технический университет.

Аннотация

В статье описаны методики выращивания кристаллов дигидрофосфата аммония в виде друзы и на макетах деревьев из картона и шерстяных ниток. Рассмотрено использование пищевых красителей для окрашивания кристаллов.

Ключевые слова:

дигидрофосфат аммония, кристаллы, друза, пищевые красители, картон, шерстяные нитки.

Список литературы
  • 1. Химическая энциклопедия. В 5 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – Т. 1. – С. 154.

  • 2. Сарафанова Л. А. Пищевые добавки: Энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГИОРД, 2004.

  • 3. Яковишин Л. А. Занимательные опыты по выращиванию окрашенных кристаллов // Химия в школе. – 2007. – № 9. – С. 66–67.

  • 4. Яковишин Л. А. Мир кристаллов дома и в школе. Занимательные эксперименты. – Севастополь: Рибэст, 2013.