Под знаком эффективности… И качества?
Костенчук И. А.. Адрес: Москва. Место работы: ООО «Центрхимпресс».
Заместитель главного редактора журнала размышляет о критическом состоянии современного школьного химического образования.
учебники химии, эффективный учебный план, эффективное расписание.
А как по закону?..
Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Наука и промышленность
Химия сладкого вкуса
Белов Д. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.
Продолжен рассказ о химии сладкого. Раскрыты такие понятия, как антисластитель, гипогликемический эффект. Рассмотрены отдельные представители антисластителей.
антисластители, сапонины, гликозиды, агликон, гликон, гипогликемический эффект.
-
Батуев А. С., Куликов Г. Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983.
-
Биологически активные вещества, входящие в состав растительного сырья / Учебное пособие для вузов. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2010.
-
Голубев В. Н., Шленская Т. В., Чичева-Филатова Л. В. Пищевые и биологически активные добавки. – М.: Академия, 2003.
-
Гудман М., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии / Пер. с англ. М. П. Терениной; Под ред. А. П. Пурмаля. - М.: Мир, 1977.
-
Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества / Пер. со словацкого; Под ред. Д. Л. Рахманкулова. - М.: Мир, 1988.
-
Пищевая химия /А. П. Нечаев, С. Е. Траубенберг, А. А. Кочетков и др. / Под ред. А. П. Нечаева. - 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГИОРД, 2012.
-
Рогожин В. В. Биохимия растений: Учебник. – СПб.: ГИОРД, 2012.
-
Сарафанова Л. А. Пищевые добавки: энциклопедия / Под ред. Л. А. Сарафановой. - 2-е изд. - СПб.: Гиорд, 2004.
-
Семёнов А. А. Очерк химии природных соединений. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000.
-
Интернет-ресурсы
-
http://www.ukrsugar.kiev.ua/products/
-
http://www.khimia.ru/Sweet.htm
-
http://chemister.ru/Database/
-
http://www.plant-expert.com/plant/
Методика и обмен опытом
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: проблемы и пути решения
Шалашова М. М.. Адрес: Москва. Место работы: Институт дополнительного образования Московского государственного педуниверситета.
Реализация ФГОС предусматривает диагностику и оценивание как предметных, так и метапредметных результатов обучения. Как следствие возникает необходимость разработки критериев и показателей оценивания метапредметных достижений, определения необходимого инструментария. В данной статье представлено авторское видение решения обозначенной задачи, рассмотрены возможности и пути достижения метапредметных результатов на уроках химии.
требования ФГОС к результатам обучения, универсальные способы действий, критерии и показатели оценивания УУД.
-
Шалашова М. М. Кодификатор личностных и метапредметных результатов // Справочник заместителя директора школы. – 2013. ‑ № 4. ‑ С. 51‑62.
Методика и обмен опытом
Из опыта формирования и развития универсальных учебных действий при изучении темы «Неметаллы»
Горбенко Н. В.. Адрес: Нижегородская обл.. Место работы: Тимирязевская СШ.
Карпов Г. М.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Гимназия № 1.
В статье рассматривается один из возможных путей формирования и развития универсальных учебных действий при изучении химии - использование в учебном процессе дидактических заданий, направленных на сочетание различных видов деятельности обучающихся.
школьное химическое образование, универсальные учебные действия, химические задания.
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2011.
Методика и обмен опытом
Суд над метанолом
Минина С. Н.. Адрес: г. Азов. Место работы: СШ № 1.
2014 г. объявлен годом культуры. Изучение химии и принятие её законов дают понимание устройства мира, его уникальности, красоты, а тем самым способствует повышению культуры, обогащению собственного опыта. Поддерживать интерес к такому нелегкому предмету, как химия, сложно, но возможно, например, используя разнообразные формы проведения занятий. Позитивный вклад в решение проблемы снижения познавательного интереса школьников имеют театрализованные уроки, разработанные учителем индивидуально или с помощью учащихся, позволяющие повысить активность, раскрыть ранее не проявляющиеся таланты и учителей, и учеников - артистов, режиссеров, постановщиков, декораторов. Театрализация, эмоциональная насыщенность, игровые моменты способствуют самореализации, сотворчеству, содружеству, расширению кругозора учащихся, которые после такого урока более плодотворно изучают предмет, чувствуя свою ответственность, значимость, по-новому видят химию как науку. Театрализованные уроки четко встраиваются в систему деятельностного подхода, что отвечает требованиям ФГОС: складывается демократичный тип общения, учитель лишается своей авторитарной роли и выступает как организатор, учащиеся прилагают серьезные усилия в работе с информационными источниками. Опыт одного из таких уроков предлагает автор.
ролевая игра, театрализованное представление, деятельностный подход, экологическая культура, химическая грамотность, хемофобия.
Методика и обмен опытом
Как мы проводим графический диктант
Перевозчикова Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 362.
Автор представляет вниманию читателей нестандартную форму диктанта, который может служить для контроля знаний или повторения символов химических элементов на уроках химии в 8 классе.
графический диктант, символы химических элементов.
Методика и обмен опытом
О содержании и изучении межпредметного элективного курса
Артёмова О. В.. Адрес: Москва. Место работы: Школа надомного обучения № 379.
С целью систематизации знаний для учащихся профильного 10-го класса организован межпредметный (химия и биология) элективный курс «Промышленная деятельность человека и здоровье» (2 ч в неделю, всего 68 ч). В статье приведены программа курса и разработка одного из занятий.
элективный курс, интегрированный урок, белки, аминокислоты.
Методика и обмен опытом
Об использовании интегрированных учебных текстов
Алехина Е. А.. Адрес: Омск. Место работы: Педагогический университет.
В статье раскрыта сущность понятий «текст», «учебный текст», «интегрированный учебный текст», приведены признаки и свойства текста и представлена обобщенная классификация учебных текстов, составленная на основе анализа психолого-педагогической и энциклопедической литературы. Основное внимание в статье посвящено классификации учебных текстов по доминирующим дидактическим параметрам: информационный, инструктивный, мотивирующий текст. В статье приведены примеры интегрированных учебных текстов к элективному курсу «Эти волшебные минералы».
инструктивный текст, интегрированный учебный текст, информационный текст, классификации учебных текстов, мотивирующий текст, свойства текста, признаки текста, учебный текст, элективный курс.
-
1. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.
-
2. Цетлин В. С. Проблема выделения единого содержания образования на разных уровнях его формирования // Вопросы конструирования содержания общего среднего образования. – М.: Педагогика, 1980.
-
3. Бауманн М., Гайлинг У., Нестлер К. Доступность учебных текстов, факторы, затрудняющие понимание, их устранение // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 18. Язык и стиль школьных учебников. – М.: Просвещение, 1988. – С. 244‑258.
-
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская Академия Наук. Инс-т рус. яз. – М.: АЗЪ, 1993.
-
5. Лосева Л. М. Как строится текст: пособие для учителей / Под ред. Г. Я. Солганика. – М.: Просвещение, 1980.
-
6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. – М.: Знание, 1987.
-
7. Алехина Е. А. Эти волшебные минералы // Химия в школе. – 2014. ‑ № 3.
-
8. Граник Г. Г. О типах учебных текстов // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 3. – М.: Просвещение, 1975.
-
9. Донской Г. М. Принципы отбора описания фактов в учебниках истории // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 15. Типология школьных учебников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 70‑86.
-
10. Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. – М.: Просвещение, 1978.
-
11. Зуев Д. Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 1983.
-
12. Краевский В. В., Лернер И. Я. Классификация учебных предметов по ведущей цели // Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 8. (О конструировании учебника). – М.: Просвещение, 1980. – С. 34‑49.
-
13. Кулюткин Ю. Н. Анализ функциональных стилей учебного текста / Проблемы школьного учебника (сборник). Вып. 5. (Методы анализа и оценки учебника). – М.: Просвещение, 1977. – С. 91‑97.
-
14. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. – М.: Юрист, 1998.
-
15. Талызина Н. Ф. Место и функции учебника в учебном процессе // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 6. – М.: Просвещение, 1978. – С. 18‑33.
-
16. Устюжанина Е. Н. Персонифицированные учебные тексты по химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся: Дис. … канд. пед. наук. – Тобольск, 1995.
Методика и обмен опытом
Об особенностях содержания и структуры электронных образовательных ресурсов
Пустовит С. О.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.
На примере пособий г. Калуги и Калужской обл. автор раскрывает особенности электронных изданий, поступающих в средние школы. С точки зрения их содержания и структуры им излагаются возможности применения пособий в обучении химии. Выявляются некоторые технические сложности в варьировании предметного материала на этапе планирования и проведения урока и занятия системы дополнительного образования.
электронные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, электронные издания, мультимедийный учебник, виртуальная и цифровая лаборатории, интерактивные творческие задания, установочный диск.
-
1. Босова Л. Л. Цифровые образовательные ресурсы, разработанные в рамках федеральных программ и проектов. [Презентация]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.myshared.ru/slide
-
2. Химия. Базовый курс. 8‑9 класс. [Электронный ресурс]. – 1С: Образовательная коллекция. – 2001, 2003. ‑ 1 опт. диск.
-
3. Химия. 9 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца. [Электронный ресурс]. – Просвещение, 2005. – 3 опт. диска.
-
4. Химия. Раздаточный и дидактический материал. 10‑11 классы. [Электронный ресурс]. – Учитель, 2007. – 1 опт. диск.
-
5. Химия. Готовые домашние задания. 8‑11 классы. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.
-
6. 1С: Школа. Химия. 8 класс / Под ред. А. К. Ахлебинина [Электронный ресурс]. – 2-е изд., испр. и доп. – «1С-Паблишинг», ООО «1С». – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
-
7. Химия. 10‑11 классы. Раздаточный материал. Серия «В помощь учителю». [Электронный ресурс]. – Учитель, 2007. – 1 опт. диск.
-
8. Органическая химия. 10‑11 класс. [Электронный ресурс]. – 1С: Образовательная коллекция. – 2002, 2003. – 1 опт. диск.
-
9. Химия. Интерактивные творческие задания. 8‑9 классы. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2004. – 1 опт. диск.
-
10. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Кислоты и основания. [Электронный ресурс]. – Просвещение-Медиа, 2005. – 1 опт. диск.
-
11. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Сложные химические соединения в повседневной жизни. [Электронный ресурс]. – Просвещение-Медиа, 2005. – 1 опт. диск.
-
12. Занимательная наука. Вещества и их свойства. Интерактивная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Dorling Kinderstey, 2007. – 1 опт. диск.
-
13. Открытая химия. Версия 2.6. Автор курса – проф. МФТИ, акад. РАЕН В. В. Зеленцов. [Электронный ресурс]. – ООО «Физикон», 2005. – 1 опт. диск.
-
14. Самоучитель. Химия для всех – XXI. Решение задач. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.
-
15. Химия. Шпаргалки для старшеклассников. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.
-
16. Химия. Экспресс-подготовка к экзамену. 9‑11 классы. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.
-
17. Химия элементов. Демонстрационное поурочное планирование. [Электронный ресурс]. – Учитель, 2007. – 1 опт. диск.
-
18. Химия для всех – XXI век. Химия со взрывами и без… [Электронный ресурс]. – 1С, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
-
19. Виртуальная химическая лаборатория (9 класс). [Электронный ресурс]. – Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2005. – 1 опт. диск.
-
20. Программно-аппаратные комплексы AFS (All For School). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://afsedu.ru/22/faq/
-
21. 1С: Школа. Химия. 8 класс / Под ред. А. К. Ахлебинина [Электронный ресурс]. – ЗАО «1С», 2004. – 2 эл. опт. диска (CD-ROM).
-
22. 1С: Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ. 2006. [Электронный ресурс]. – 1С, 2006. – 1 эл. опт. Диск.
Консультация
Элемент №… «единственный и самый»
Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.
Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.
Филиппова А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.
В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от калия до никеля, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.
атом, элемент, калий, кальций, скандий, титан, ванадий, хром, марганец, железо, кобальт, никель.
Из истории химии
История развития производства минеральных удобрений в России.
Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.
Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.
Тюрина М. В.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.
Рассмотрена история развития промышленного производства минеральных удобрений в России в период до 30-х гг. XX в. Обсуждены некоторые технологические особенности выпуска фосфорных, калийных и азотных удобрений в дореволюционной России и СССР.
химическая промышленность, минеральные удобрения, фосфорные удобрения, азотные удобрения, калийные удобрения.
-
Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России. - Т. 3. – М.: Изд-во АН СССР, 1951.
-
Менделеев Д. И. Сочинения. - Т. 16. –Л.;М.: Изд-во АН СССР, 1951.
-
Соловьёв Ю. И., Каблуков М. И., Колесников Е. В. Иван Алексеевич Каблуков. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
-
Соколов Р. С. Химическая технология. - Т. 1. – М.: Владос, 2000.
Внеклассная работа
«Он всё испытал и всё проник»
Гнутова О. А.. Адрес: Самара. Место работы: СШ № 8.
Автор предлагает сценарий интеллектуальной игры для учащихся 9-11-го классов, посвященной дню рождения великого русского учёного М. В. Ломоносова.
М В Ломоносов, игра.
Внеклассная работа
День моля: создаём традиции сами
Пенькова Г. А.. Адрес: г. Зеленоград, Москва. Место работы: СШ № 618.
В статье дается информация о недавно возникшем в Северной Америке новом химическом празднике – Дне моля. Цель праздника – привлечение внимания и повышение мотивации обучающихся к химии. Предложены даты проведения праздника, связанные с числом 6 1023 – числом Авогадро. Предлагается обсудить возможные сценарии праздника, и приводится программа проведения Дня моля в школе.
День моля.
-
Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. День моля // Химия в школе. – 2012. ‑ № 7. – С. 41.
-
http://ru.wikipedia.org/День_моля
Методика и обмен опытом
Из опыта организации внеклассной работы в средней школе.
Аскеров В. Х.. Адрес: Ленкорань, Азербайджанская Республика. Место работы: Ленкоранский Государственный Университет.
Аббасов М. М.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Современный образовательный Комплекс им. Г. Алиева.
Абышов Н. А.. Адрес: Баку, Азербайджанская Республика. Место работы: Современный образовательный Комплекс им. Г. Алиева.
В статье рассматриваются общие принципы внеклассной работы по химии в средних общеобразовательных школах. Отмечено, что не забываемое в течение длительного времени впечатление оставляют химические вечера, организуемые для всех учащихся школы, тематические молодежные форумы, химические игры, химические викторины, химические олимпиады, недели химии и т.д.
внеклассная работа по химии, химические вечера, химические игры, химические викторины, химические олимпиады, неделя химии, месяц химии, экскурсии.
-
1. Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера // Химия в школе. – 2011. ‑ № 2. ‑ С. 22‑25.
-
2. Абышов Н. А. Применение ИКТ повысит качество образования // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. ‑ № 3. ‑ С. 56‑63.
Химический эксперимент
Роль проблемного эксперимента в совершенствовании теоретических знаний учащихся.
Сурин Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный областной университет.
В работе показаны возможности применения авторской методики проблемно-развивающего обучения химии в средней школе. Данная методика опирается на разработанную автором систему новых проблемных опытов. Всего в этой системе их более ста. Проблемные опыты в сочетании с применением усовершенствованной методики проблемно-развивающего обучения химии включены в общую систему развивающего обучения химии в средней школе. Новые проблемные опыты и усовершенствованная методика обучения и развития учащихся прошли экспериментальную проверку в школах Москвы и Московской области. Применение новой методической системы обучения химии в средних школах, показало её высокую эффективность на практике.
проблемно-развивающее обучение, усовершенствованная методика, систематическое проведение опытов, новые проблемные опыты.
-
1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: Владос, 2000.
-
2. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. − М.: Школа-Пресс, 1998.
Химический эксперимент
Демонстрационные опыты по электрохимической коррозии металлов.
Давтян М. Л.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.
Филина Л. П.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.
Павлова Е. В.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.
В статье предложена методика изучения темы «Коррозия металлов». В основе представленной методики – химический эксперимент – инструментарий углубления и расширения знаний учащихся, развития их познавательного интереса.
коррозия металлов, химическая коррозия, электрохимическая коррозия, гальваническая пара, защита металлов от коррозии, анодные и катодные покрытия.
-
Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2002.
-
Курс лекций по общей и экологической химии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Байдакова. – СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1993.
Химический эксперимент
Организация экспериментально-исследовательской деятельности
Кирикова И. М.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 2012.
Представлена методическая разработка экспериментально-исследовательской работы по теме «Определение содержания пищевых кислот в овощах и фруктах», которую выполняют учащиеся 10-го класса в рамках проектной внеурочной деятельности.
экспериментально-исследовательская деятельность, пищевые кислоты, кислотно-основное титрование.
-
Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Органическая химия. Профильный уровень. 11 (10) класс: Учебн. для общеобраз. учрежд. - М.: Русское слово, 2011.
-
Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Органическая химия. 10 класс: Учеб. для общеобраз. учрежд. - М.: Просвещение, 2011.
-
Цитович И. К. Курс аналитической химии: Учеб. для вузов. - СПб.: Лань, 2009.
-
Картинки плодов и овощей http://add.futuris.by/, http://images.yandex.ru
-
Таблица «Некоторые пищевые кислоты плодов, овощей, ягод» http://food-chem.ru
Химический эксперимент
Выращивание кристаллов дигидрофосфата аммония.
Яковишин Л. А.. Адрес: Севастополь. Место работы: Национальный технический университет.
В статье описаны методики выращивания кристаллов дигидрофосфата аммония в виде друзы и на макетах деревьев из картона и шерстяных ниток. Рассмотрено использование пищевых красителей для окрашивания кристаллов.
дигидрофосфат аммония, кристаллы, друза, пищевые красители, картон, шерстяные нитки.
-
1. Химическая энциклопедия. В 5 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – Т. 1. – С. 154.
-
2. Сарафанова Л. А. Пищевые добавки: Энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГИОРД, 2004.
-
3. Яковишин Л. А. Занимательные опыты по выращиванию окрашенных кристаллов // Химия в школе. – 2007. – № 9. – С. 66–67.
-
4. Яковишин Л. А. Мир кристаллов дома и в школе. Занимательные эксперименты. – Севастополь: Рибэст, 2013.