О формировании предметных и метапредметных компетенций

Авторы:

Мухаметшина Т. Г.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116.

Аннотация

Автор размышляет о формировании предметных и метапредметных компетенций. Предложена схема, соотносящая предметные (теоретические знания, 1-й уровень усвоения) и метапредметные компетенции (2-й и 3-й уровни, предполагающие расширение имеющихся знаний и создание новых).

Ключевые слова:

предметные, метапредметные, личностные результаты, семинар, инновационные средства обучения и контроля.

Список литературы
  • Маршанова Г. Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приёмы формирования // Химия в школе. — 2012. — № 2. — С. 4—10.

  • Нечитайлова Е. В. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся // Химия в школе. — 2012. — № 5. — С. 14—20.

  • Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. — 2012. — № 6. – С. 4—9.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Профсоюз работников народного образования и науки РФ.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.


Методика и обмен опытом

Об оперативности знаний и функциональной грамотности

Авторы:

Шалашова М. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

В современном мире важно обладать системой предметных знаний, которые отличаются оперативностью и гибкостью, что позволяет выпускнику школы решать возникающие проблемы и быть успешным в различных сферах деятельности. Данные признаки знаний является показателями качества образовательных результатов и подлежат диагностике в процессе мониторинга и контроля. В тоже время в международных исследованиях качества образования выявляется уровень функциональной грамотности учащихся. Как взаимосвязаны данные характеристики? На что учителю следует обратить особое внимание? В данной статье предпринята попытка определить границы действия рассматриваемых характеристик и определить условия их достижения.

Ключевые слова:

функциональная грамотность, качество знаний учащихся, оперативность и гибкость знаний.

Список литературы
  • 1. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.,1978.

  • 2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Баласс, 2003.

  • 3. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009, 7 декабря 2010 г. Российская академия образования, Институт содержания и методов обучения, отдел оценки качества общего образования // Сайт отдела оценки качества общего образования ИСМО РАО http://www.centeroko.ru/


Социальное развитие школьников как условие их успешной жизнедеятельности

Авторы:

Колычева З. И.. Адрес: г. Тобольск. Место работы: Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева.

Аннотация

Педагогическое сопровождение социального развития школьников рассматривается как особая сфера деятельности учителя как фасилитатора и модератора, ориентированная на взаимодействие с обучающимися по оказанию поддержки в личностном росте, формировании социально-личностной компетентности, социально-значимых личностных качеств.

Ключевые слова:

социальное развитие, педагогическое сопровождение, социально-педагогические технологии.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа. – http://standart.edu.ru/

  • 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

  • 3. Колычева З. И. Технологии социального развития личности в образовательном процессе: Учебное пособие – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена; Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2005.

  • 4. Суртаева Н. Н. Навигатор в мире технологий. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013.

  • 5. Лазарев Т. В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. I: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения. – Петрозаводск: Verso, 2012.

  • 6. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. – М.: Владос, 1998.


Методика и обмен опытом

Технология укрупнения дидактических единиц в дистанционном обучении детей-инвалидов

Авторы:

Емцова О. М.. Адрес: г. Элиста. Место работы: Центр качества обучения Республики Калмыкия.

Васильева П. Д.. Адрес: г. Элиста. Место работы: Калмыцкий государственный университет.

Аннотация

В настоящее время проблема обучения детей-инвалидов выходит за рамки социально-педагогических и организационно-управленческих и требует оптимизации на методическом уровне. В статье рассматривается потенциал технологии укрупнения дидактических единиц для обучения химии в условиях дефицита учебного времени.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, обучение химии детей-инвалидов, укрупнение дидактических единиц, сравнение и противопоставление, прямые и обратные задачи.

Список литературы
  • 1. Снегурова В. И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2009. — № 2.– М.: Изд-во РУДН, 2009. — С. 95–106.

  • 2. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996.

  • 3. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математики. — М.: Просвещение, 1989.

  • 4. Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. Модернизация общего образования. — СПб.: КАРО, 2003.

  • 5. Емцова О. М., Васильева П. Д. Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в преподавании химии: Сборник научных и научно-методических трудов 3 Всероссийской научно-практической конференции. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2012. – С. 84—87.


Методика и обмен опытом

О проблемах методической подготовки учителей в инновационных условиях.

Авторы:

Суртаева Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт педагогического образования и образования взрослых РАО.

Аннотация

В данной статье рассматриваются изменения, произошедшие в образовании в последнее время, в том числе в области химического образования и показываются вопросы, требующие решения при подготовке учителя химии, влияющие на изменения содержания курса «Методика обучения химии».

Ключевые слова:

проблемное поле, инновационные процессы, методическое образование.


Методика и обмен опытом

Конференция по теме «Химия и медицинские материалы»

Авторы:

Чинаева В. М.. Адрес: С. Актаныш, Актанышский р-н, Республика Татарстан. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Для учащихся 11-го класса с углублённым изучением химии мы проводим на уроке деловую игру в форме научной конференции. Учащиеся выступают в ролях врачей: кардиолога, кардиохирурга, терапевта, травматолога, хирурга, а также фармацевта и химиков. Задача этого урока — показать роль химической науки в изготовлении медицинских материалов.

Ключевые слова:

химия и медицина, полимеры, искусственное сердце.


Методика и обмен опытом

Из опыта интеграции возможностей ИКТ и содержания химического образования

Авторы:

Ширяева М. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Центр образования № 1682.

Довгопол Н. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Центр образования № 1682.

Аннотация

Статья отражает опыт применения новых информационных технологий в процессе обучения химии, а также создания научно-исследовательских проектов в области естественных наук в Центре образования №1682. Интеграция информационных технологий с содержанием общего и дополнительного образования делает учебно-воспитательный процесс увлекательным и интересным, повышает мотивацию учения.

Ключевые слова:

информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы.

Список литературы
  • Сборник докладов Московского открытого конкурса исследовательских проектов школьников «Эксперимент в Космосе». – М.: МГДД(Ю)Т, 2007.

  • Разработка модели образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся. – М.: ДНТТМ, 2008.

  • Городская экспериментальная площадка «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» / Серия «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы». — М.: Центр «Школьная книга», 2008.

  • Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве вуза: Материалы межрег. науч.-практ. конф. — Москва, 30 октября 2008 г. — М.:Изд-во СГУ, 2009.


Методика и обмен опытом

Организация семинарских семинарских занятий по решению задач

Авторы:

Левшук А. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 84.

Аннотация

Автор рассказывает о проведении семинарских занятий для учащихся 8-11-го классов, на которых организует интенсивную познавательную деятельность, способствующую развитию у них устойчивого навыка решения задач. Для этого используется тематический комплекс дидактических материалов и карт-заданий для групповой работы. Огромный интерес у учащихся вызывают занимательные задания.

Ключевые слова:

семинар, решение задач, спирты, фенолы, запах веществ.


Методика и обмен опытом

Курс по выбору «Химия, здоровье и красота».

Авторы:

Орлова И. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Румянцева Е. М.. Адрес: г. Кировск, Ленинградская обл.. Место работы: СШ № 2.

Корсунова Л. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СОШ «Тутти».

Аннотация

В статье речь идет об особенностях межпредметного курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Авторами представлена разработка занятия на тему «Жиры и рациональное питание».

Ключевые слова:

межпредметный курс по выбору, жиры, рациональное питание.

Список литературы
  • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. / пер. с англ.; под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1993.

  • Химия для гуманитариев / Сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2004.

  • Барановский А. Ю. Современная диетология // Нелекарственная медицина. – 2005. – № 1.

  • Нечаев А. П., Траубенберг С. Е., Кочеткова А. А. и др. Пищевая химия: Учебник для вузов / Под. ред. А.П. Нечаева. – 3-е изд. – СПб.: ГИОРД, 2004.


Консультация

Трудности при изучении темы «Гидролиз солей»

Авторы:

Шульчус A.. Адрес: г. Каунас. Место работы: Каунасский технологический университет.

Аннотация

При изучении гидролиза солей в школе у более мотивированных учащихся возникают вопросы, для ответов на которые требуется углублённые знания химии. Усвоение темы зависит и от проделанных экспериментов. В статье представлены лабораторные работы по теме «Гидролиз солей» и обсуждается их теоритическая обoснованность.

Ключевые слова:

гидролиз солей, эксперимент, pH.

Список литературы
  • 1. Матаннанова А. Н. Формирование умения выявлять причинно-следственные связи при изучении гидролиза солей // Химия в школе. - 2012 - № 10. - С. 3133.

  • 2. Галлямова В. М. К изучению гидролиза солей // Химия в школе. - 2012. - № 9. - С. 3539.

  • 3. Гнутова О. А. Контрольная работа по теме «Химические реакции» // Химия в школе. - 2012. - № 2. - С. 2230.

  • 4. Добош Д. Электрохимические константы: Справочник для электрохимиков.  М.: Мир, 1980. - С. 365.

  • 5. Левенко П. И. Химия и технология отмочно-зольных процессов.  М.: «Лёгкая индустрия», 1976. - С. 200.

  • 6. Petkuvienė J., Paliulis D. The impact of road maintenance substances on metals surface corrosion // Environmental Protection Engineering. - 2009. - Vol. 1. - № 4. - Р. 92—96.

  • 7. http://www.livestrong.com/article/279730-what-is-the-difference-between-sodium-chloride-calcium-chloride/

  • 8. Рипан Р., Четяну И. Неорганическая химия. Химия металлов.  Т. 1. - М.: Мир, 1971. - С. 560.

  • 9. http://www.sigma-aldrich.com/catalog

  • 10. Амирова А. Х. Как мы изучаем гидролиз солей // Химия в школе. - 2011. - № 10. - С. 39—44.

  • 11. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. — М.: «Высшая школа», 1988. - С. 640.

  • 12. Lincoln S. F., Richens D. T., Sykes A. G. Metal Aqua Ions // Comprehensive Coordination Chemistry II.  2003. - V. 1. - Р. 515–555. doi:10.1016/B0-08-043748-6/01055-0

  • 13. Rodgers M. T., Armentrout P. B. Noncovalent metal-ligand bond energies as studied by threshold collision-induced dissociation // Mass Spectrometry Reviews. - 2000. - V. 19. - Р. 215—247.

  • 14. Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. - 2012. - № 9. - С. 1014.

  • 15. Заграничная Н. А. О содержании химического образования в свете требований ФГОС // Химия в школе. - 2012. - № 10. - С. 18—23.

  • 16. Титов Н. А. Мыслительные стеоритипы и условия их преодаления // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 62—66.


Химический эксперимент

Формирование и развитие творческих способностей учащихся на практических занятиях по химии.

Авторы:

Шепелев М. В.. Адрес: г. Иваново. Место работы: Химико-технологический университет.

Аннотация

В статье рассмотрены методические подходы по формированию и развитию творческих способностей учащихся на практических занятиях по химии. Показано, что применение практико-ориентированных задач на уроке и во внеурочной деятельности по предмету способствует формированию у школьников системы химических знаний, развитию их образного и логического мышления, росту мотивации к изучению химии в классах более высокой ступени обучения, а также профессиональному самоопределению учащихся и развитию у них творческих способностей.

Ключевые слова:

формирование и развитие творческих способностей учащихся, практико-ориентированные задачи по химии.

Список литературы
  • 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  • 2. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А., Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.

  • 3. Шепелев М. В. Методика использования качественных задач во внеурочной деятельности одарённых школьников на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2013. – № 1. – С. 96–99.

  • 4. Шепелев М. В. Использование цифровой лаборатории в учебном процессе как инновационный подход в работе с одарёнными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2012. – № 5. – С. 74–77.

  • 5. Румянцев Е. В., Марфин Ю. С. Непрерывная технология проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. – 2012. – № 8. – С. 61–65.


Химический эксперимент

Изучение химического состава костной ткани животных на занятиях элективного курса.

Авторы:

Алёхина Е. А.. Адрес: Омск. Место работы: Омский государственный педагогический университет.

Аннотация

В статье описаны химический состав, строение и функции костной ткани, приведены методики и результаты определения учащимися химического состава костной ткани в рамках учебно-исследовательской работы. Работа носила сравнительный характер. В качестве объектов исследования были выбраны костная ткань курицы, барана, свиньи и лошади. В составе костной ткани животных учащимися были определены углерод, катионы кальция Са2+, магния Mg2+, железа Fe3+ и фосфор в виде фосфат-аниона РО43–.

Ключевые слова:

костная ткань, функции скелета, химический состав костной ткани, твёрдость и механическая прочность, упругость и эластичность, остеопороз, остеомаляция, рахит, ионы кальция Са2+, магния Mg2+, железа Fe3+, фосфат-анион РО43–, углерод.

Список литературы
  • Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1986.

  • Колесова Д. В., Мишина Р. Д., Беляева И. Н. Биология. Человек: Учебник. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.

  • Практикум по биохимии: методические указания / Сост. О. А. Петров, С. Г. Пуховская. – Иваново: Иван. гос. хим.-технол. ун-т, 2006.

  • Пустовалова Л. М. Практикум по биохимии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

  • Филиппович Ю. Б. Основы биохимии: Учеб. для хим. и биол. спец. пед. ун-тов и ин-тов. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Агар, 1999.

  • Химик: сайт о химии. [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://www.xumuk.ru

  • Химия. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1998.


Химический эксперимент

Химический эксперимент по теме «Нуклеиновые кислоты»

Авторы:

Опарина C. A.. Адрес: Арзамас. Место работы: Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара.

Аннотация

В статье рассмотрен лабораторный и домашний химический эксперимент по выделению и изучению качественного состава нуклеиновых кислот, который может быть использован во внеклассной работе и в научно-исследовательской деятельности учащихся младших и старших классов.

Ключевые слова:

нуклеиновые кислоты, нуклеопротеиды, химический эксперимент.

Список литературы
  • Берёзов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 2007. – С.140-148.

  • Веккионе Г. Занимательные опыты. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  • Филиппович Ю. Б., Ковалевская Н. И., Севастьянова Г. А. Биологическая химия: Уч. пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.

  • Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. —ьт М., 1982.


Химический эксперимент

Влияние автотранспорта на окружающую среду.

Авторы:

Марчукова О. Ю.. Адрес: г. Энгельс, Саратовская обл.. Место работы: Политехникум.

Аннотация

В статье приводится информация о составе автомобильных выбросов и доказательства того, что выхлопные газы автомобилей являются одним из источников загрязнения окружающей среды. Показано, что снежный покров - удобный индикатор загрязнения не только атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха. Приведены результаты исследования химического состава проб талого снега на разных участках территории г. Энгельса.

Ключевые слова:

техногенное воздействие, загрязнение, проблемы окружающей среды, ядовитые вещества, автомобильный транспорт, химический состав выхлопов (автомобилей), сжигание топлива.

Список литературы
  • Коробкин В. И. Экология. – М., 2006.

  • Простейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований / Сост. А. С. Боголюбов. - М.: Экосистема, 2001.

  • Руденко Б. Цена цивилизации // Наука и жизнь. – 2004. – № 7. – С. 32–36.


Химический эксперимент

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся.

Авторы:

Ларина С. В.. Адрес: г. Нижнекамск, Республика Татарстан. Место работы: СШ № 26.

Аннотация

Выявлен наиболее эффективный метод восстановления архивных документов от пожелтения с помощью боргидрида натрия.

Ключевые слова:

архивные документы, отбеливание, восстановитель, окислитель, цифровая лаборатория «Архимед».

Список литературы
  • Банасюкевич В.Д. Актуальные научные проблемы обеспечения сохранности архивных документов //Отечественные архивы. -2001. - № 2

  • Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации. Справочное пособие,Л.,1990.

  • http://techno.bigmir.net

  • http://www.poznovatelno.ru

  • www.bonistikaweb.ru


Из истории химии

М. Г. Клапрот — выдающийся химик-аналитик.

Авторы:

Рогожников С. И.. Адрес: Пермь. Место работы: Национальный исследовательский университет.

Аннотация

Статья посвящена жизни и деятельности знаменитого немецкого химика, одного из основоположников аналитической химии, автора открытия нескольких химических элементов М. Клапрота. Особый акцент делается на открытия Клапрота, и в частности на открытие им четырех химических элементов – урана, циркония, титана и церия. Рассматриваются также взгляды Лавуазье и Клапрота на принципы названий химических элементов.

Ключевые слова:

Мартин Клапрот, открытие химических элементов.

Список литературы
  • Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.

  • Джуа М. История химии. – М.: Мир, 1975.

  • Сабадвари Ф., Робинсон А. История аналитической химии. – М.: Мир, 1984.

  • Становление химии как науки. Всеобщая история химии. – М.: Наука, 1983.

  • Трифонов Д. Н., Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы. – М.: Просвещение, 1980.

  • Фигуровский Н. А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.: Наука, 1970.

  • Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала ХIХ в. – М.: Наука, 1969.


Из истории химии

Слово об учителе

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный педагогический университет.

Аннотация

Статья к 100-летию со дня рождения выдающегося химика и педагога Б. Н. Иванова-Эмина.

Ключевые слова:

Б Н Иванов-Эмин.


Внеклассная работа

Экспонаты политехнического музея на занятиях по химии.

Авторы:

Шакирова Н. С.. Адрес: Москва. Место работы: Политехнический музей.

Аннотация

В статье описан план реконструкции исторического здания Политехнического музея на Новой площади (г. Москва) и формы функционирования Музея в этот период. Приведены примеры использования экспонатов Политехнического музея на музейных занятиях по химии с учётом этих преобразований.

Ключевые слова:

экспонаты Политехнического музея, музейные занятия по химии, реконструкция Политехнического музея.

Список литературы
  • 1. Воскресенский П. С. Политехнический музей в Москве: истор. обзор. Ч. 1. – С. 81.

  • 2. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике. – М., 2001. – С. 18.

  • 3. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 22.

  • 4. Игра-путешествие «Я иду искать!» – партнёрский проект петербургских музеев / авт.-сост. Д. Агапова. – СПб., 2007.

  • 5. Дневник проекта «Вода из реки Лимпопо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://museum.fondpotanin.ru/diaries/13963/diary/ (дата обращения: 10.05.2013).

  • 6. Фестиваль «Детские дни в Петербурге» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://museum12345.ru/ (дата обращения: 13.05.2013).

  • 7. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984.

  • 8. Die Ausstellung «WINDSTÄRKEN» im Deutsches Technikmuseum Berlin [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sdtb.de/WINDSTÄRKEN.

  • 2002.0.html (дата обращения: 13.05.2013).

  • 9. Конвертерное производство стали [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/search/ (дата обращения: 13.05.2013).

  • 10. Макет химической лаборатории М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/search/ (дата обращения: 13.05.2013).

  • 11. Шакирова Н. С., Войнова И. Ю., Чернобельская Г. М. Школа и музей: опыт сотрудничества // Химия в школе. – 2012. – № 2. – С. 75—78.

  • 12. Политехнический музей запустил «лёгкую» версию интернет-портала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://modern.polymus.ru/ru/news_384 (дата обращения: 10.05.2013).