Педагогические измерения в образовании

Авторы:

Гуськова М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Управление Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Аннотация

Представлен краткий обзор истории развития педагогических измерений в России и за рубежом. Приведен ряд инновационных преобразований отечественного образования, рассматриваемых в контексте оценивания качества образования.

Ключевые слова:

качество образования, модернизация образования, тестирование, педагогические измерения, классическая теория, современная теория, стандарты педагогических и психологических тестов.

Список литературы
  • Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001.

  • Ефремова Н. Ф. Современные тестовые технологии в образовании. — М.: Логос, 2003.

  • Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). — М.: Логос, 2012.

  • Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. — М.: Логос, 2010.


Химия и геометрия молекул

Авторы:

Белов Д. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Грабовский Е. А.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Аннотация

Статья посвящена последним достижениям неорганической химии в области получения новых соединений, изучения их стереохимического строения и практического применения.

Ключевые слова:

стереохимия неорганических веществ, соединения бора, кремния, циклические системы «азот – сера», «фосфор – сера», «азот – фосфор».

Список литературы
  • Гринвуд Н. Химия элементов. В 2 т. / Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  • Карапетьянц М. Х., Дракин С. И. Общая и неорганическая химия: Учебник для вузов. – М.: Химия, 1993.

  • Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. В 3 т. – М.: Мир, 1969.

  • Лидин Р. А. и др. Константы неорганических веществ: справочник. – М.: Дрофа, 2006.

  • Уэллс А. Структурная неорганическая химия. В 3 т. Т. 2 / Пер. с англ. – М.: Мир, 1987.

  • Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2 т. Т. 1 / Пер. с англ. – М.: Мир, 2002.

  • Шрайвер Д., Эткинс П. Неорганическая химия. В 2 т. Т. 1 / Пер. с англ. – М.: Мир, 2004.


Методика и обмен опытом

Инновационный инструментарий для оценки уровня достижений учащихся

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

В данной статье представлен инновационный инструментарий для оценки уровня достижений учащихся в рамках компетентностного подхода при обучении химии. В качестве примеров автор предлагает использование контекстных задач и компетентностно-ориентированных тестов. В статье приведены принципы разработки таких материалов. Автор приводит пример контрольной работы на основе контекстных заданий по теме «Галогены», а также пример задания компетентностно-ориентированного теста с множественным выбором ответа.

Ключевые слова:

компетентностный подход, инновационный инструментарий, контекстные задачи, компетентностно-ориентированный тест, тесты с множественным выбором ответа, обучение химии.

Список литературы
  • 1. Нечитайлова Е. В. Медиаурок на основе технологии развития критического мышления // Химия в школе. — 2012. — № 4. — С. 17–21.

  • 2. Шалашова М. М. Непрерывность и преемственность измерения химических компетенций учащихся средних общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов: Дис. … доктора пед. наук. — М., 2009.

  • 3. Нечитайлова Е. В. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся // Химия в школе. — 2012. — № 5. — С. 14–20.

  • 4. Двуличанская Н. Н. Дидактическая система формирования профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе естественно-научной подготовки: Дис. … доктора пед. наук. — М., 2011.

  • 5. Morrison S., Walsh Free K. Writing multiple-choice test items that promote and measure critical thinking, Journal of Nursing Education, volume 40, No.1, 2001, p. 17–24.


Из опыта развития рефлексивных способностей студентов

Авторы:

Титов Н. А.. Адрес: Брянск. Место работы: Брянский государственный университет.

Чернышева Л. А.. Адрес: Брянск. Место работы: Гимназия № 1.

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития рефлексивных способностей студентов на занятиях практикума по методике обучения химии. Показано, что успешно культивировать рефлексию можно с помощью постановки химического эксперимента, обсуждения его результатов, создания при этом проблемных ситуаций, осмысления их и решения. На примере разработки студентами методики опыта «Реакция соединения серы и железа» показаны приёмы развития их рефлексии.

Ключевые слова:

рефлексия, стереотип, демонстрационный химический эксперимент, проблемная ситуация, процесс познания.


Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций

Авторы:

Беседина Л. Л.. Адрес: С. Криводановка, Новосибирская обл..

Аннотация

Исследовательская деятельность — путь к познанию. Учащиеся не получают сумму знаний, а приобретают их в результате собственной деятельности. В качестве примера рассматривается урок изучения нового материала в 8-м классе, на котором учащимся предлагается образец исследования.

Ключевые слова:

ключевые компетенции, урок-исследование, химические свойства кислот.


Урок по теме «Кислоты»

Авторы:

Маммаева А. М.. Адрес: Пос. Фёдоровский, Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО — Югра.

Аннотация

Приведена разработка урока, на котором вводится понятие о кислотах, рассматривается их состав, названия, классификация и физические свойства.

Ключевые слова:

кислоты, изучение кислот.


Геометрия молекул: метематические расчёты

Авторы:

Миленко Н. Н.. Адрес: Севастополь. Место работы: Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова.

Хрусталёв А. Ф.. Адрес: Севастополь. Место работы: Севастопольский национальный технический университет.

Аннотация

Рассмотрены различные подходы к решению задач по геометрии молекул.

Ключевые слова:

геометрия молекул.

Список литературы
  • 1. Погорелов А. В. Геометрия: Учебникдля 7–9 кл. — М.: Просвещение, 2009.

  • 2. Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Подготовка к химическим олимпиадам. — М.: МЦНМО, 2007.

  • 3. Деркач М. И., Хрусталёв А. Ф. М. В. Ломоносов и математическая химия // Химия в школе. — 2011. — № 9. — С. 30–35.


Терминология: молекулы и формульные единицы

Авторы:

Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Аннотация

Рассмотрено применение в химии терминов «молекула» и «формульная единица». Последнее длинное и не вполне точное сочетание слов предложено заменить словом «толи́ка». Толика – условная частица, включающая минимальное число атомов, состав которой совпадает с элементным составом вещества с каркасной или ионной структурой.

Ключевые слова:

молекула, формульная единица, толика.


Поздравляем!

Авторы:

Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Аннотация

К юбилею А. В. Бабкова.

Ключевые слова:

А В Бабков.


Крупномодульная таблица «Способы выражения концентрации растворов»

Авторы:

Остапенко А. А.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский государственный университет.

Гавриленко С. А.. Адрес: Краснодар. Место работы: Политехнический техникум.

Аннотация

В статье представлена крупномодульная таблица «Способы выражения концентрации растворов», позволяющая учителю более системно и наглядного излагать материал, а ученикам эту тему усваивать целостно и быстро. Таблица может облегчить облегчит работу учащихся при самостоятельном решении типовых задач по этой теме.

Ключевые слова:

интенсификация учебного процесса, сгущение учебной информации, модульная наглядность, логико-смысловая модель, концентрация растворов.

Список литературы
  • Остапенко А. А., Грушевский С. П., Касатиков А. А. Техника графического уплотнения учебной информации // Педагогическая техника. — 2005. — № 1. — С. 23–26; № 2. — С. 19–22; № 3. — С. 51–66.


В поисках формулы

Авторы:

Постников А. Ю.. Адрес: г.Саров Нижегородской обл.. Место работы: Российский Федеральный Ядерный центр – Всероссийский научно-исследо¬вательский институт экспериментальной физики.

Аннотация

Рассмотрены основы расчётных методов определения молекулярных формул соединений. Показано, что информация о содержании даже одного элемента в соединении известного или предполагаемого класса бывает достаточной для нахождения истинной формулы соединения.

Ключевые слова:

химическая формула, молекулярная (истинная) формула, эмпирическая (простейшая) формула, массовая доля элемента.

Список литературы
  • 1. Золотов Ю. А. Химики ещё шутят. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

  • 2. Оганесян Э. Т. Важнейшие понятия и термины в химии: Справ. пособие. — М.: Высшая школа, 1993.

  • 3. Агеева Л. В. Из опыта изучения курса по выбору «Её величество массовая доля» // Химия в школе. — 2011. — № 4.

  • 4. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. Т. 1: учебное пособие. — М.: Экзамен, 2010.

  • 5. Хрусталёв А. Ф. Наш подход к решению задач с избыточными данными // Химия в школе. — 2011. — № 4.

  • 6. Деркач М. И., Хрусталёв А. Ф. М. В. Ломоносов и математическая химия // Химия в школе. — 2011. — № 9.

  • 7. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. — М.: ОНИКС 21 век: Мир и Образование, 2002.

  • 8. Пузаков С. А., Попков В. А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2006


Государственная итоговая аттестация: мнения, предложения, вопросы

Авторы:

Добротин Д. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Лаборатория дидактики химии ИСМО РАО.

Аннотация

В статье предлагается взгляд на сложившуюся ситуацию в методике преподавания предмета и оценивании качества знаний учащихся в условиях введения новых форм итоговой аттестации (ГИА). Описаны основные вопросы, возникающие у педагогов; предложены варианты решения выявленных проблем.

Ключевые слова:

государственная итоговая аттестация в новой форме, вопросы содержания и организации экзамена, методические подходы к подготовке учащихся, изучение органической химии.


День моля

Авторы:

Борунова Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Перевозчикова Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1246.

Аннотация

В статье рассказывается о Дне моля – неофициальном празднике, посвященном понятию «моль» и числу Авогадро, и Национальной Недели Химии в США и некоторых других англоязычных странах.

Ключевые слова:

День моля, Национальная Неделя Химии в США.

Список литературы
  • «National Chemistry Week Celebrates 20 Years», Chemical & Engineering News, 85 (51), December 17, 2007.

  • National Mole Day Foundation. [Электронный ресурс]. — Код доступа: http://www.moleday.org/


Игровые задания для подготовки к ЕГЭ

Авторы:

Чинаева В. М.. Адрес: Республика Татарстан. Место работы: Актанышская СШ.

Аннотация

Автор предлагает тестовые задания и задачи, аналогичные встречающимся на экзамене, дополняя их элементами игры или соревнования.

Ключевые слова:

ЕГЭ, ГИА, игра, соревнование, головоломка, кроссворд.


Урок по теме «Спирты» в 9-м классе

Авторы:

Кокорина Н. Ю.. Адрес: Новосибирская обл.. Место работы: Станционно-Ояшинская СШ.

Аннотация

Предложена разработка урока по теме «Спирты» в 9-м классе. В урок включены элементы информационных технологий, что позволяет экономить время, разнообразить формы работы, использовать наглядный материал, осуществлять самопроверку.

Ключевые слова:

спирты, этанол, глицерин.


Путешествие в мир химии

Авторы:

Шепелев М. В.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Аннотация

Пропедевтический урок в 5–6-м классах по теме «Путешествие в мир химии» разработан в соответствии с авторской образовательной программой по предмету и направлен на подготовку учащихся к усвоению сложного материала по химии в старших классах. Концепция представленного урока — важный этап реализации методической системы педагогической поддержки одарённых детей на пропедевтическом этапе изучения химии.

Ключевые слова:

пропедевтический курс химии, работа с одарёнными детьми.


Консультация

Генномодифицированные продукты: «за» и «против»

Авторы:

Хальзова С. А.. Адрес: г. Борисоглебск, Воронежская обл.. Место работы: Технолого-экономический техникум.

Аннотация

Биотехнологии, в частности, генетическая модификация растений – один из двигателей научно-технического прогресса. Они позволяют вывести новые сорта растений, стойкие к вредителям и имеющие улучшенный состав белков и жиров. Большинство культурных растений – результат искусственного отбора особей со свойствами, полезными человеку и бесполезными, а чаще – вредными самому растению.

Ключевые слова:

генномодифицированные продукты, генетическая пушка, межвидовые гибриды, суперпродукты.


Химический эксперимент

Формирование универсальных учебных действий при выполнении практических работ

Авторы:

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Мещерякова Л. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Стунеева Ю. Б.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 528.

Аннотация

Разработана методика, предполагающая количественные измерения, в том числе с использованием цифровых лабораторий при проведении практических работ: «Приготовление раствора с определённой массовой долей растворенного вещества» и «Приготовление раствора заданной молярной концентрации». Новые подходы к организации химического эксперимента на уроке позволяют нацелить работу на формирование универсальных учебных действий учащихся, включающих учебное исследование, поиск, отбор и использование необходимой информации.

Ключевые слова:

химический эксперимент, количественный эксперимент, учебное исследование, приготовление растворов, массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, универсальные учебные действия, цифровые лаборатории.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Электронный ресурс http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370 Последнее обращение 10.05.2012.

  • 2. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10–11 классы. — М.: Просвещение, 2010.

  • 3. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8–9 классы. — М.: Просвещение, 2010.

  • 4. Волков A. И, Жарский И. М. Большой химический справочник. — Мн.: Современная школа, 2005. — С. 388.

  • 5. Дорофеев М. В., Зимина А. И., Стунеева Ю. Б. Принципы эффективного использования цифровых лабораторий на уроках химии // Химия в школе. - 2010. - № 2. - С. 55–63.

  • 6. Гете И. В. Избранные сочинения по естествознанию. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — С. 300–340.


Требования безопасности при размещении и хранении химреактивов

Авторы:

Лаврова В. Н.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

Химические реактивы хранят в лаборантском помещении в запирающихся секциях шкафов с глухими дверками. Для хранения ядовитых и огнеопасных веществ используют сейф. Сосуды с ЛВЖ размещают в переносном металлическом ящике, на дно которого насыпан песок. При проверке кабинетов химии особое внимание уделяют системе хранения реактивов и наличию журнала регистрации расходования реактивов из числа прекурсоров.

Ключевые слова:

правила, хранение химических реактивов, кабинет химии.


Внеклассная работа

Программа внеурочной деятельности «Цветной калейдоскоп»

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург.

Аннотация

Автор предлагает образовательную программу внеурочной деятельности младших школьников «Цветной калейдоскоп», основная цель её - создание условий для интеллектуального развития учащихся начальных классов в области естественно-научных дисциплин. Программа базируется на знаниях, полученных школьниками из курса «Окружающий мир». Возраст детей, участвующих в реализации программы, 9-11 лет.

Ключевые слова:

внеурочная деятельность школьников, образовательная программа, развитие познавательного интереса к химии.

Список литературы
  • 1. Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В. А. Горского – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

  • 2. Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).


Из истории химии

Женщины в алхимии

Авторы:

Рогожников С. И.. Адрес: Пермь. Место работы: Национальный исследовательский университет.

Аннотация

В статье рассматривается вклад женщин в алхимию. Приводятся сведения о таких женщинах-алхимиках. Рассматриваются попытки этих женщин осуществить получение золота из неблагородных металлов, а также поиски ими эликсира бессмертия. Рассказывается о книгах, написанных некоторыми из них. Анализируются причины ограниченного участия женщин в проведении алхимических экспериментов.

Ключевые слова:

алхимия, женщины-алхимики.


Алхимия сэра Исаака

Авторы:

Изюмов И. А.. Адрес: г. Аксай, Ростовская обл.. Место работы: Гимназия № 3.

Аннотация

Рассказывается об алхимических поисках «философской ртути» сэром Исааком Ньютоном.

Ключевые слова:

Cэр Исаак Ньютон, алхимия.

Список литературы
  • 1. Исаак Ньютон. 1643–1727. Сборник статей / Под ред. С. И. Вавилова. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1943.

  • 2. Карцев В. П. Ньютон. – М.: Молодая гвардия, 1987.