О развитии личностно-смыслового отношения к химии

Авторы:

Князева М.П.. Адрес: С. Шалушка. Место работы: СШ №1.

Аннотация

Чтобы увлечь учащихся предметом, необходимо показать значимость обсуждаемых вопросов, развивая у школьников личностно-смысловое отношение к химии. Приведены примеры соответствующих заданий.

Ключевые слова:

личностно-смысловое отношение к химии.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.


Консультация

Реакции радикального замещения водорода в алкенах, аренах и циклоалканах

Авторы:

Алёхина Е. А.. Адрес: Омск. Место работы: Педагогический университет.

Шалыгин С. П.. Адрес: Омск. Место работы: Педагогический университет.

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей протекания реакций радикального замещения в алкенах, аренах и циклоалканах.

Ключевые слова:

реакции радикального замещения водорода, алкены, арены, циклоалканы, галогенирование, нитрование, окисление.

Список литературы
  • 1. Алёхина Е. А., Шалыгин С. П. Радикальные реакции галогенирования // Химия в школе. - 2009. - № 8. - С. 51-54.

  • 2. Органическая химия: Учебник для вузов / Под ред. Н. А. Тюкавкиной. – М.: Дрофа, 2003. Кн. 1: Основной курс.

  • 3. Травень В. Ф. Органическая химия: Учебник для вузов. В 2-х т. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. Т. 1.

  • 4. Ким А. М. Органическая химия: Учебное пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.

  • 5. Петров А. А., Бальян Х. В., Трощенко А. Т. Органическая химия: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1981.

  • 6. Шабаров Ю. С. Органическая химия: Учебник для вузов. В 2-х кн. – М.: Химия, 1996. Ч. 1. Нециклические соединения.

  • 7. Органическая химия. Часть II. Арены. Галогенпроизводные углеводородов: Учебное пособие. – Ярославль: Яросл. гос. техн. Ун-т, 1999.

  • 8. Шабаров Ю. С. Органическая химия: Учебник для вузов. В 2-х кн. – М.: Химия, 1996. Ч. 2. Циклические соединения.


Методика и обмен опытом

Из опыта активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Авторы:

Пильникова Н.Н.. Адрес: г. Челябинск. Место работы: СШ №129.

Аннотация

При обучении школьников химии на базовом уровне у учителя возникает масса проблем: необходимость изучения большого объёма материала в сжатые сроки; недостаток времени на отработку изученного материала; растерянность и страх учащихся перед избытком новой информации; снижение мотивации к изучению химии; снижение успеваемости по предмету. Автор делится опытом решения данных проблем.

Ключевые слова:

активизация познавательной деятельности учащихся.


Тайны химического уравнения

Авторы:

Бакланова Л.В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: СШ № 82.

Аннотация

На заключительных уроках в 9-м классе учащиеся характеризуют химическую реакцию и все участвующие в ней вещества.

Ключевые слова:

химическая реакция, уравнение.


Как мы проводим урок по теме «Спирты»

Авторы:

Пан Н.В.. Адрес: Пермь. Место работы: Пермский государственный автотранспортный колледж.

Аннотация

При обучении химии необходимо создать условия для качественной подготовки выпускника. Автор в своей практике использует различные формы и методы обучения, элементы инновационных технологий. В качестве примера приведен сценарий сдвоенного урока по теме «Предельные одноатомные спирты. Этиловый спирт».

Ключевые слова:

спирты, одноатомные спирты, групповая работа.


Вино безумных творит

Авторы:

Малова Е. М.. Адрес: г.Ноябрьск Тюменской обл.. Место работы: СШ № 11.

Аннотация

При изучении темы «Предельные одноатомные спирты» автор проводит урок о влиянии алкоголя на организм человека. Урок является интегрированным, так как опирается на знания учащихся в области анатомии, химии, физиологии и гигиены человека.

Ключевые слова:

алкоголь, алкоголизм, спирты.


Ода воде

Авторы:

Байкина Л. В.. Адрес: Камышинский р-н, Волгоградская обл.. Место работы: Усть-Грязнухинская СШ.

Аннотация

Автор приводит интересные и познавательные сведения о воде.

Ключевые слова:

вода, опыты с водой.


Систематизация знаний в процессе изучения нового материала

Авторы:

Голодникова Н. В.. Адрес: г. Климовск, Московская обл.. Место работы: Гимназия им. Подольских курсантов.

Новошинская Н. С.. Адрес: Москва.

Аннотация

Многие уроки в 9-м классе целесообразно проводить как уроки систематизации, обобщения уже полученных знаний с добавлением небольшого объёма нового материала. В качестве примера авторы рассматривают урок по теме «Вода».

Ключевые слова:

познавательная деятельность, методический приём, деятельностный подход в обучении химии.


Семинар по теме «Производство серной кислоты»

Авторы:

Вотчель М.А.. Адрес: г. Краснотурьинск, Свердловская обл.. Место работы: СШ № 24.

Аннотация

При изучении производства серной кислоты важно сформировать у учащихся представление об основных понятиях химической технологии, ознакомить их с общими научными принципами производства, развивать навыки решения теоретических и практических задач по химии с политехническим содержанием. Автор делится опытом проведения семинара по данной теме, для участия в котором все учащиеся класса распределяются по группам (технологи, экологи, краеведы, историки).

Ключевые слова:

производство серной кислоты, семинар.

Список литературы
  • Коробейникова Л. А., Рысс В. Л. Проверь свои знания по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1981.

  • Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1974.

  • Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. — М.: Аркти, 1999.

  • Сенкевич В. М., Суравегина И. Т. Как учить экологии. — М.: Просвещение, 1995.

  • Ходаков Ю. В. Преподавание химии в 7–8 классах. — М.: Просвещение, 1969.

  • Эпштейн Д. А. Общая химическая технология. — М.: Химия, 1979.


О типичных ошибках на экзамене по химии

Авторы:

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Аннотация

Опыт участия автора в ЕГЭ по химии в качестве эксперта позволяет заключить, что из года в год при выполнении заданий части 3 школьники часто допускают ошибки, связанные с кислотно-основным и окислительно-восстановительным взаимодействием веществ. Приводятся конкретные примеры.

Ключевые слова:

ЕГЭ, одна из ошибок.


О повышении мотивации изучения химии

Авторы:

Двуличанская Н. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Аннотация

Рассматриваются проблемы изучения химии в довузовских образовательных учреждениях в условиях развития непрерывного образования. Обосновывается необходимость аксиологического характера содержания обучения, способствующего формированию ценностного отношения к процессу познания и использованию химических знаний. Аксиологическая направленность обучения химии, в том числе в довузовских профессиональных образовательных учреждениях, реализуется через применение гуманистически ориентированных задач.

Ключевые слова:

непрерывное образование, аксиологическая направленность, гуманистически ориентированные задачи.

Список литературы
  • 1. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/6907.doc

  • 2. Двуличанская, Н.Н. Системно-аксиологическая концепция как основа обучения химии в профессиональных образовательных учреждениях / Н.Н.Двуличанская, Г.Н.Фадеев, С.А.Матакова //Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования: материалы 56 Всерос. научно-практич. конф. химиков с международным участием, г.Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2009 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 363 с. – С. 99-101.

  • 3. Двуличанская, Н.Н. Непрерывное химическое образование в учебных заведениях технического направления / Н.Н.Двуличанская, Е.И.Тупикин, Г.Н.Фадеев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. – № 1. – С.46-48.

  • 4. Фадеев, Г.Н. Интегративно-аксиологический подход при обучении химии в нехимическом вузе / Г.Н.Фадеев, С.А.Матакова //Современные тенденции развития химического образования: интеграционные процессы: сборник; под общ. ред. акад. В.В.Лунина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 150 с. – С. 60-69.

  • 5. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе / Г.М.Чернобельская. – М.: Владос, 2000. – 336 с.

  • 6. Задачи и тесты для самоподготовки по химии / Г.Н.Фадеев, Е.В.Быстрицкая, М.Б.Степанов, С.А.Матакова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 310


Систематизация общих отношений между физическими величинами

Авторы:

Дерябина Н.Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова.

Аннотация

Статья посвящена описанию способа установления общих отношений между физическими величинами, описывающими свойства объектов в расчетных химических задачах с помощью специально разработанных таблиц. Предлагаемая систематизация отношений между физическими величинами облегчает ориентировку во всем множестве формул и способствует осознанному и быстрому их отбору при решении задач.

Ключевые слова:

систематизация, отношения между физическими величинами, решение расчетных задач.

Список литературы
  • 1. Дерябина Н.Е. Обобщенный метод решения расчетных задач // Химия в школе.-2008.-№1.-С. 18-26.

  • 2. Дерябина Н.Е. Решение расчетных задач с помощью обобщенного метода // Химия в школе.-2008.-№4.-С. 43-50.


К методике обучения решению расчетных задач

Авторы:

Матвеева Э. Ф.. Адрес: Астрахань. Место работы: Астраханский государственный университет.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности подготовки современного учителя к обучению учащихся решению химических задач. Основное внимание уделено решению расчетных задач, подчеркивается значимость единого подхода к решению и оформлению решения химических задач. Автор дает примерный перечень типов расчетных задач, образец планирования и фрагмент урока по обучению учащихся решению задач.

Ключевые слова:

расчетная задача по химии, алгоритм для решения задач.

Список литературы
  • 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.


Об использовании правила смешения

Авторы:

Кольцова Г.А.. Адрес: г. Нововоронеж. Место работы: СШ № 3.

Аннотация

В 11-м классе автор знакомит учащихся с применением правила смешения (правила креста) при решении расчётных задач на растворы. Приведена разработка урока по этой теме.

Ключевые слова:

растворы, решение задач, правило креста.


Химический эксперимент

Эта простая «непростая» реакция

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

Разработан химический эксперимент по окислению формальдегида гидроксидом меди(II), позволяющий убедительно демонстрировать продукты реакции. Выявлены оптимальные условия протекания реакции – концентрации реагирующих веществ и температура. Приведены два варианта реакции получения медного зеркала. Предложена методика восстановления раствора формальдегида из параформа.

Ключевые слова:

формальдегид, гидроксид меди(II), реактив Фелинга, аминоуксусная кислота, медное зеркало, параформ.

Список литературы
  • 1. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии: Методика и техника / Пособие для учителей. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Школьная Пресса, 2000.

  • 2. Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

  • 3. Огородников С. К. Формальдегид. - Л.: Химия, 1984.

  • 4. Формалин технический. ГОСТ 1625-89.


Использование процесса фиксации изображения для демонстрации качественной реакции на ион Fe3+

Авторы:

Комарова В. И.. Адрес: Волгоград. Место работы: Сельскохозяйственная академия.

Аннотация

Рассказывая о солях железа(III), учитель может не только изложить их основные свойства, но и подчеркнуть светочувствительность таких соединений. Пользуясь простейшими реактивами и обычной школьной техникой, без дополнительных затрат, по нашей методике можно продемонстрировать качественную реакцию фотохимии. Изготовление на уроке цианотипии – изображения на солях железа — позволяет учащемуся стать сотворцом маленького чуда. По методике был снят фильм «Цианотипия как случай окислительно-восстановительных реакций» http://www.youtube.com/watch?v=1CvOpiAD_G4.

Ключевые слова:

светочувствительность солей железа, цианотипия, фотохимия.


Получение трёхслойной несмешивающейся жидкости

Авторы:

Дубич Т. С.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Специализированный учебно-научный центр НГУ.

Юсенко К. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Специализированный учебно-научный центр НГУ.

Аннотация

Авторы предлагают заменить раствор красителя в п- или м-ксилоле на аналогичный раствор красителя в четырёххлористом углероде. Плотность этого растворителя выше, чем воды, поэтому органический слой будет внизу. Отмечают, что четырёххлористый углерод - крайне ядовитый растворитель, поэтому обращаться с ним необходимо внимательно и осторожно, соблюдая правила безопасности.

Ключевые слова:

трёхслойная жидкость, интенсивное перемешивание, экстракция, высаливание.


Как исследовать качество колбасы

Авторы:

Запивалова Д. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: ГСХА им. Д. Н. Прянишникова.

Трапезникова Н. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: ГСХА им. Д. Н. Прянишникова.

Аннотация

Сегодня производители предлагают многообразный ассортимент колбасных изделий, которые можно увидеть на прилавках наших магазинов. Какая колбаса не только качественная, но и вкусная? Цель исследования - с помощью экспресс-методов определить основные показатели качества колбасных изделий: содержание влаги, крахмала и нитритов, а также выяснить, какой производитель предлагает более качественную и вкусную колбасу.

Ключевые слова:

докторская колбаса, показатели качества, влага, крахмал, нитриты.


Проблемный опыт взаимодействия серной кислоты с водой

Авторы:

Перевозчиков А. И.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Педагогический университет.

Аннотация

Давно известно, что при смешивании концентрированной серной кислоты с водой происходит сильное разогревание смеси да такое, что раствор может даже закипеть. Однако, смешивая серную кислоту и воду, можно получить и сильное охлаждение. Всё зависит от условий ведения процесса.

Ключевые слова:

вода, концентрированная серная кислота, смешивание, агрегатные состояния воды, тепловой эффект процесса растворения.


Из истории химии

Российская химическая промышленность в Первую мировую войну

Авторы:

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

В статье рассказывается об участии отечественных учёных-химиков в годы Первой мировой войны в создании в нашей стране химической промышленности и становлении армейской химической службы.

Ключевые слова:

Первая мировая война, химическая промышленность, учёные-химики, армейская химическая служба.


Астрономия микромира

Авторы:

Изюмов И. А.. Адрес: г. Аксай, Ростовская обл.. Место работы: СШ № 3.

Аннотация

Рассказывается об атомных моделях, предложенных в разное время учеными Жаном Перреном и Хантаро Нагаокой.

Ключевые слова:

Эрнест Резерфорд, Жан Перрен, Хантаро Нагаока, планетарный атом.

Список литературы
  • 1. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.

  • 2. Макс Планк, 1858 – 1958. Сборник. – М.: АН, 1958.

  • 3. Резерфорд Э. Атомы. Электроны. Эфир. – Л., 1924.


Внеклассная работа

Зачерпнем из бажовского колодца

Авторы:

Солкина Т. Д.. Адрес: г. Спасск. Место работы: Общеобразовательная школа.

Гаврина В. Д.. Адрес: г. Спасск. Место работы: Общеобразовательная школа.

Воробьёва О. В.. Адрес: г. Спасск. Место работы: Общеобразовательная школа.

Аннотация

Предложено интегрированное внеклассное мероприятие, позволяющее расширить знания учащихся о творчестве великого русского писателя П. П. Бажова, изучить географию месторождений камней-самоцветов, познакомить с их химическим составом, продемонстрировать межпредметные связи химии, литературы и географии, воспитывать чувство патриотизма.

Ключевые слова:

драгоценные камни, П П Бажов.