Международная химическая олимпиада: успехи, ошибки, разочарования

Авторы:

Еремин В.В.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М.В.Ломоносова.

Аннотация

Подведены и проанализированы итоги Международной химической олимпиады (МХО) 2010 года. С привлечением статистических данных сравниваются различные подходы к составлению задач для МХО. Обсуждены перспективы развития МХО.

Ключевые слова:

Международная химическая олимпиада.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.


Наука и промышленность

Получен элемент № 117

Авторы:

Бердоносов С. С.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М.В.Ломоносова.

Аннотация

В подмосковной Дубне впервые получены атомы элемента № 117. До последнего времени исследования ученых из России, США, Германии, Швейцарии и некоторых других стран позволили получить информацию о существовании атомов элементов с атомными номерами вплоть до 118, но среди них не было атомов элемента № 117.

Ключевые слова:

элемент, получение элемента, сверхтяжёлые элементы, мишень, ядро, нуклид, изотопы.


Методика и обмен опытом

К методике оценивания химических компетенций

Авторы:

Шалашова М.М.. Адрес: Арзамас. Место работы: АГПИ им. А. П. Гайдара.

Аннотация

Новые требования к результатам образования обозначили необходимость разработки системы оценивания компетенций учащихся, которые мы рассматриваем как показатель качества подготовки выпускников школ. Отмечена эффективность комплексного подхода к оцениванию учебных достижений, осуществляемого с помощью традиционного и инновационного инструментария, применения накопительной системы учета результатов и вычисления рейтингового балла.

Ключевые слова:

компетентностный подход, химические компетенции, комплексный подход к оцениванию учебных достижений, инструментарий измерения, рейтинговый балл.

Список литературы
  • Шалашова М. М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: Монография. – Арзамас: АГПИ, 2009.


Об использовании элементов музейной педагогики на уроках химии

Авторы:

Соколова О. Н.. Адрес: г. Рыбинск. Место работы: СШ № 3.

Аннотация

Один из путей развития общей культуры школьников – приобщение их к ценностям музеев родной школы и города. Включение элементов музейной педагогики в образовательный процесс активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность. Автор рассказывает о возможности применения элементов музейной педагогики на уроках химии.

Ключевые слова:

музейная педагогика, уроки химии, природный газ.

Список литературы
  • Якимов И. А. Музейная педагогика и диверсификация образовательного пространства // Пути преодоления школьных перегрузок за счёт развития межпредметных связей и создания ситуации успешности для каждого ребёнка. – М., 2007.


Коллективные способы обучения на занятиях по органической химии

Авторы:

Рутина О. П.. Адрес: Соликамский р-н, Пермский край. Место работы: Родниковская СШ.

Аннотация

Использование коллективых способов организации учебной деятельности в полной мере позволяет решить непростые задачи формирования у учащихся не только способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, но и ключевых компетенций, включающих умения организовать собственную учебную деятельность, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов, способность принимать ответственное решение в сложной ситуации. Приведены дидактические карточки для работы по методике взаимообмена заданиями по методике Ривина – Баженова при изучении углеводородов.

Ключевые слова:

коллективные способы обучения, взаимообмен заданиями, углеводороды.


Интегративно-гуманитарный подход при изучении металлов

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: г. Челябинск. Место работы: СШ № 147.

Аннотация

Автор предлагает интегративно-гуманитарный подход к обучению химии, в основе которого лежит интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний. Основным механизмом и средством интеграции при этом выступают внутри- и межпредметные связи. Приводит разработку обобщающего урока химии в 9 классе по теме «Металлы», построенного на основе интегративно-гуманитарного подхода.

Ключевые слова:

интегративно-гуманитарный подход, металлы, игра.


Использование сервисов Всемирной паутины в процессе обучения

Авторы:

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Стунеева Ю. Б.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 528.

Аннотация

Предложены различные варианты использования бесплатных общедоступных сервисов Всемирной паутины в обучении химии. Показано, как можно разнообразить познавательную деятельность школьников на уроках и во внеурочное время, если организовать работу с генератором названий веществ (on-line naming service IUPAC) и с виртуальной химической лабораторией (IrYdium Chemistry Lab). Рассмотрены примеры применения видеоматериалов, доступных на YouTube, для активизации познавательной активности и развития критического мышления учащихся. Установлено, что ведущим условием высокой педагогической эффективности применения рассмотренных сервисов Интернет является их нацеленность на развитие ключевых информационно-коммуникативных компетенций школьников.

Ключевые слова:

сервисы Всемирной паутины, генератор названий веществ, виртуальная лаборатория, моделирование химического эксперимента, анализ видеоматериалов, видеохостинг YouTube, критическое мышление, информационно-коммуникативные компетенции.

Список литературы
  • 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М.: Академия, 1999.

  • 2. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. – М.: Эгвес, 2008.

  • 3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект) // Сервер Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/press/news/5233http://mon.gov.ru/press/news/5233 . – С. 4.

  • 4. Новиков А. М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. – М.: Эгвес, 2005. – С. 82–96.

  • 5. Журин А. А., Гончарук О. Ю. Художественные видеофильмы на уроках химии // Химия в школе. – 2001. – № 3. – C. 55–60.

  • 6. Мусаев Ю. И., Мусаева Э. Б., Гринёва Л. Г. О названиях органических соединений по правилам ИЮПАК // Химия в школе. – 2009. – № 5. – С. 49–54.

  • 7. Кан Р., Дермер О. Введение в химическую номенклатуру: Пер. с англ. / Под ред. В. М. Потапова и Р. А. Лидина. – М.: Химия, 1983. – С. 66.

  • 8. Малеева В. Ф. Обобщающий урок по теме «Азотсодержащие органические соединения» // Химия в школе. – 2007. – № 3. – С. 25–29.


Как мы оформляем решение расчётных задач

Авторы:

Егорина М. Н.. Адрес: республика Бурятия. Место работы: Багдаринсая эвенкийская школа-интернат.

Аннотация

Для оформления условия задачи автор предлагает использовать не краткую запись, как на уроках физики, а развёрнутую схему, отражающую суть химического процесса. Затем в ходе решения по схеме затем составляют уравнение реакции, обсуждают с учащимися порядок действий и оформляют его в виде логической цепочки решения (алгоритма), содержащего кроме порядка действий необходимые для расчёта формулы.

Ключевые слова:

Расчетные задачи, алгоритм решения.


Тестовые задания по теме «Азот и его соединения»

Авторы:

Демидов В. А.. Адрес: с. Синегорье, Кировская обл..

Аннотация

Предложены три варианта разноуровневых тестовых заданий по теме «Азот и его соединения».

Ключевые слова:

тесты, азот, соединения азота.


О содержании заданий ЕГЭ по органической химии

Авторы:

Четверин В. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Центр образования № 548 «Царицыно».

Аннотация

В статье обсуждаются некоторые проблемы, связанные с использованием современных заданий ЕГЭ. В частности, анализируются конкретные примеры неточностей и ошибок, которые ещё встречаются даже в публикуемых образцах контрольных измерительных материалов. Высказывается ряд предложений по дальнейшему совершенствованию заданий.

Ключевые слова:

задания ЕГЭ, контрольные измерительные материалы.

Список литературы
  • 1. Корощенко А. С., Снастина М. Г. ЕГЭ 2009. Химия. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ФИПИ. – М.: Астрель, 2009.

  • 2. Лидин Р. А. Химия. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С. – М.: Экзамен, 2009.

  • 3. Оржековский П. А. и др. ЕГЭ 2009. Химия. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2009.

  • 4. Левина Э. М. Химия. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – СПб: Тригон, 2009.

  • 5. Злотников Э. Г., Толетова М. К. ЕГЭ 2009. Химия. Сдаём без проблем. – М.: Эксмо, 2009.

  • 6. Каверина А. А., Медведев Ю. Н. и др. ЕГЭ 2010. Химия. Экзаменационные задания. – М.: Эксмо, 2010.

  • 7. Медведев Ю. Н. ЕГЭ 2009. Химия. Типовые тестовые задания. ФИПИ. – М.: Экзамен, 2009.

  • 8. Оржековский П. А. и др. ЕГЭ 2009. Химия. Тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2008.

  • 9. Соколова И. А. ЕГЭ–2009. Химия. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2008.

  • 10. Реутов О. А. Органическая химия, т. 1–4. – М.: Бином, 2004.

  • 11. Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии. – М.: Высшая школа, 1999.

  • 12. Травень В. Ф. Органическая химия, т. 1–2. – М.: Академкнига, 2004.

  • 13. Тюкавкина Н. А. Органическая химия. – М.: Дрофа, 2002.

  • 14. Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И. Биоорганическая химия. – М.: Дрофа, 2004.

  • 15. Химическая энциклопедия, т. 1–5. – М.: Советская энциклопедия, 1988-1998.


М. А. Прокофьев: ученый, гражданин, просветитель

Авторы:

Сушко В. И.. Адрес: Москва.

Аннотация

Статья посвящена 100-летию со дня рождения М. А. Прокофьева.

Ключевые слова:

Михаил Алексеевич Пркофьев.


Консультация

Зависимость скорости реакции от температуры, или Кто прав: Вант-Гофф или Аррениус

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Аннотация

В статье рассматривается, от каких факторов зависит скорость химических реакций, что такое энергия активации и почему катализатор ускоряет химический процесс.

Ключевые слова:

скорость реакции, температура, энергия активации, активированный комплекс, природа реагирующих веществ, катализатор, ингибитор.

Список литературы
  • Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия ― в центре наук. Т. 2. ― М.: Мир, 1983.

  • Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. Т. 2. ― М.: Мир, 1982.

  • Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. ― М.: МЦНМО, 2007.

  • Леенсон И. А. Почему и как идут химические реакции. ― М.: Мирос, 1995.

  • Леенсон И. А. Химические реакции: Пособие для учителей. ― М.: Астрель, 2002.

  • Пурмаль А. П., Розенберг Е. Л. Общая химия: Пособие для учителей. ― М.: Просвещение, 1978.

  • Пурмаль А. П., Слободецкая Е. М., Травин С. О. Как превращаются вещества // Библиотечка журнала «Квант». ― Вып. 36. ― М.: Наука, 1984.


Химический эксперимент

Экологические аспекты совершенствования школьного химического эксперимента при развивающем обучении

Авторы:

Попкова Е. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГОУ.

Сурин Ю. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГОУ.

Юрова Н. С.. Адрес: Москва. Место работы: МГОУ.

Аннотация

Применение описанных в статье проблемных опытов активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию их творческих способностей и повышает интерес к изучаемой науке. А экологические аспекты данной работы способствуют решению таких задач, как внедрение более безопасных химических опытов, сохранение здоровья учащихся.

Ключевые слова:

экологические аспекты при проведении опытов, совершенствование школьного химического эксперимента, проблемные опыты, активизация мыслительной деятельности учащихся.

Список литературы
  • 1. Правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ // Химия в школе. ― 2005. ― № 1. ― С. 50–58; 2005. ― № 2. ― С. 57.

  • 2. Сурин Ю. В., Юрова Н. С., Попкова Е. В. Проблемно-развивающие опыты с бесцветными растворами солей железа(111). ― 2009. ― № 1. ― С. 50–55.

  • 3. Угай Я. И. Общая и неорганическая химия: Учеб. для вузов. ― 2-е изд., испр. ― М.: Высшая школа, 2000. С. 302.

  • 4. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. А. Реакции неорганических веществ: справочник. ― 2-е изд., перер. и доп. ― М.: Дрофа, 2007. ― С. 152.


Фермент уреаза как объект ученического исследования

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

Исследовательская и проектная деятельность школьников стала неотъемлемым атрибутом современной школы. Имеются направления исследований, которые вполне можно реализовать в скромно оснащённой школьной лаборатории. Одно из таких исследований ― изучение ферментативных реакций и свойств ферментов. Прекрасным объектом исследования служит фермент уреаза.

Ключевые слова:

фермент, свойства ферментов, уреаза, суспензия, мочевина, тиомочевина, специфичность действия, инактивация.

Список литературы
  • Гусева К. Е., Проскурина И. К. Разработка химического эксперимента с экологическим содержанием // Химия в школе. ―2002. ― № 10. ― С. 72–74.

  • Кульберг Л. М. Синтезы органических реактивов для неорганического анализа. ― М.: ГОНТИ, 1947.

  • Самнер Дж. Химия ферментов и методы их исследования / Пер с англ. Под ред. В. А. Энгельгардта. ― М., 1948.

  • Цыганов А. Р. Биохимия. Практикум: Учебное пособие. ― Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

  • Шеховцева Т. Н. Ферменты: их использование в химическом анализе // Соросовский образовательный журнал. ― Т. 6. ― 2000. ― № 1. ― С. 44–48.


демонстрация взаимодействия ионов Fe3+ с роданид-ионами

Авторы:

Баютов О. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Специализированный учебно-научный центр НГУ.

Юсенко К. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Специализированный учебно-научный центр НГУ.

Аннотация

Реакция комплексообразования ионов Fe3+ с роданид-ионами очень красивая и познавательная. Этот демонстрационный эксперимент основан на различии цветов аква-ионов Fe3+, роданидного и фторидного комплексов. Аква-ион Fe3+ имеет жёлтую, а в разбавленных растворах почти бесцветную окраску, роданидный комплекс очень интенсивно поглощает свет и имеет кроваво-красную окраску, фторидный комплекс в растворе бесцветен.

Ключевые слова:

ионы, комплексообразование, комплекс, аква-ионы.


Внеклассная работа

Тематический вечер «Ода мёду»

Авторы:

Мартыненко Б. В.. Адрес: г. Бирск. Место работы: Социально-педагогическая академия.

Михалёва М. В.. Адрес: г. Бирск. Место работы: Социально-педагогическая академия.

Самойлова К. Н.. Адрес: г. Бирск. Место работы: Социально-педагогическая академия.

Аннотация

Несомненно, что сфера использования мёда как ценного продукта питания и эффективного оздоравливающего средства расширяется по мере познания человеком его свойств и возможностей в борьбе с отрицательными последствиями современных условий жизни. Мёд, к тому же, очень интересный и удобный объект исследовательской работы школьников на занятиях химического кружка или факультатива, имеющих экологическую направленность. Предложен сценарий тематического вечера, который является своеобразным итогом работы химического кружка.

Ключевые слова:

мёд, свойства мёда.

Список литературы
  • 1.Донцов В. В., Донцов И. В. Лекарственные растения и продукты пчеловодства: целебные свойства лекарственных трав и мёда. – Нижний Новгород: Флокс, 1992.

  • Серёгин И. Г., Уша Б. В. Лабораторные методы в ветеринарно-санитарной экспертизе пищевого сырья и готовых продуктов. – СПб.: Издательство «РАПП», 2008.


Из истории химии

Кто вы, мистер Астон?

Авторы:

Изюмов И. А.. Адрес: г. Аксай, Ростовская обл.. Место работы: СШ № 3.

Аннотация

В статье приведены факты из жизни лауреата Нобелевской премии Ф. У. Астона, рассказывается о его дружбе с Э. Резерфордом, описываются его научные изыскания.

Ключевые слова:

Пётр Капица, Френсис Уильям Астон, изотопы, нуклиды, квантовые представления, масс-спектрометрия.

Список литературы
  • 1. Данин Д. С. Резерфорд. ― М.: Молодая гвардия, 1966.

  • 2. Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Ч. 2 / Гл. ред. В. А. Володин. ― М.: Аванта+, 2002.