Методика и обмен опытом

Последствия пандемии: как компенсировать потери в обучении

Авторы:

Овчинников А. В.. Адрес: с. Баловнево, Липецкая обл.. Место работы: СОШ с. Баловнево.

Аннотация

Вынужденный трёхмесячный карантин негативно повлиял на обучение большинства школьников, но особенно сильно отразился на детях из семей с низким социально-экономическим статусом. В статье рассмотрены возможные варианты компенсации учебных потерь.

Ключевые слова:

Пандемия, дистанционное обучение, образовательные результаты, компенсация потерь в обучении.

Список литературы
  • 1. Борьба с собой или новые возможности: дистанционное обучение глазами школьников и родителей по данным опросов Фонда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nro.center/news/borba-s-soboj-ili-novye-vozmozhnosti-distancionnoe-obuchenie-glazami-shkolnikov-i-roditelej-po-dannym-oprosov-fonda/ (дата обращения 22.06.20)

  • 2. Исследование Вышки: 74% учителей, не пользовавшихся онлайн-ресурсами, теперь их применяют. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/news/expertise/357830670.html?fbclid=IwAR1HfFUsFsAIbDB13aj0IKvsnbQjzT9_OsRqpyeTWtaFSXpeavgcD_JBd0g (дата обращения 21.06.20)

  • 3. Детское онлайн-образование. Выпуск 8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pltf.ru/2020/04/24/vypusk-8-detskoe-onlajn-obrazovanie/?fbclid=IwAR30lhle9bnwKHkgtW-L5M9KqOcW13cbmm2dbM5cqMlomngiM7MS05C4r7Y (дата обращения 21.06.20)

  • 4. Исаев А. И., Косарецкий С. Г., Михайлова А. М. Зарубежный опыт профилактики и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в семьях с низким социально-экономическим статусом // Современная зарубежная психология. – 2009. - Т. 8. - № 1. - С. 7–16.


Методика и обмен опытом

Оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС

Авторы:

Миренкова Е.В.. Адрес: Смоленск. Место работы: СмолГУ.

Аннотация

Раскрывается содержание контролирующей деятельности учителя в условиях реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов. Акцентируется внимание на диагностике метапредметных образовательных результатов и функциональной грамотности. Приводятся примеры инструментария.

Ключевые слова:

Требования фгос, система оценки, содержание контроля, виды контроля, способы оценивания, инструменты контроля образовательных результатов.

Список литературы
  • 1. Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. - № 1 (23). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike

  • 2. Демидова М. Ю. Современные подходы к оценке качества естественно-научного образования в международных и национальных исследованиях // Естественно-научное образование: проблемы оценки качества / Под общей ред. проф. Г. В. Лисичкина. – М.: Издательство Московского университета, 2018. – С. 14-41.

  • 3. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/1041

  • 4. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить // Народное образование. – 1964. - № 4 (приложение).

  • 5. Заграничная Н. А., Миренкова Е. В. Диагностика метапредметных результатов при обучении химии в основной школе. – М.: Русское слово, 2020.

  • 6. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2013.


Методика и обмен опытом

Домашние задания в информационной среде

Авторы:

Городенская А. С.. Адрес: Москва. Место работы: СОШ № 1357.

Аннотация

Статья посвящена проблеме выполнения учащимися домашних заданий по химии. Показаны возможности информационной среды для формирования познавательной активности учащихся при выполнении домашних работ по химии на примере темы «Химические элементы VА группы».

Ключевые слова:

Домашняя работа, информационная среда, интерактивные приложения, виртуальная лаборатория, познавательная активность.

Список литературы
  • 1. Белохвостов А. А. Электронные дидактические материалы: методика разработки и использования // Химия в школе. – 2016. - № 8. - С. 31.

  • 2. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Мобильное обучение на основе применения мессенджеров // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 19.

  • 3. Бухарова А. В. Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 51.

  • 4. Бухарова А. В. Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. – 2018. - № 9. - С. 60.


Методика и обмен опытом

Интегрированное обучение: развитие профессиональных компетенций

Авторы:

Васильева В. В.. Адрес: Ярославль. Место работы: Ярославский колледж сервиса и дизайна.

Кардия И. Е.. Адрес: Ярославль. Место работы: Ярославский колледж сервиса и дизайна.

Аннотация

Получив подготовку по общеобразовательным дисциплинам, обучающиеся часто затрудняются использовать знания при изучении специальных дисциплин. Интегрированные занятия предоставляют возможность для синтеза знаний, способствуют проявлению активности обучающихся, предполагают развитие профессионального мышления, пробуждают интерес к предмету, снимают напряжённость, неуверенность, помогают сознательному усвоению материала. Интеграция не только обогащает содержание одного предмета содержанием другого, но и объединяет их, обеспечивает комплексную подготовку, формирующую общие и профессиональные компетенции, достижение метапредметных результатов. Применение технологии интегрированного обучения в процессе подготовки обучающихся среднего профессионального образования является одним из направлений, реализующих основную цель профессионального образования: подготовки высококвалифицированного, компетентного специалиста, способного мыслить широко и нестандартно, готового к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию. Цель данной статьи – показать на конкретном примере реализацию интегрированного подхода в системе профессионального образования.

Ключевые слова:

Технология интегрированного обучения, интегрированное занятие, метапредметные результаты, профессиональные компетенции, конференция, химики, биологи, физиологи, биополимеры, белки, познавательная деятельность.

Список литературы
  • 1. Арюкова Е. А. Интегрированный урок по теме «Белки» // Химия в школе. – 2018. -№ 9. - С. 30.

  • 2. Габриелян О. С. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2014.

  • 3. Киричек К. А. Технология интегрированного обучения в формировании и развитии профессиональной компетентности студентов в системе среднего профессионального образования // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4843 (дата обращения: 07.11.2018).

  • 4. Константинов В. М., Резанов А. Г., Фадеева Е. О. Биология для профессий и специальностей: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2017.

  • 5. Соколова Е. А. Основы физиологии кожи и волос: учебное пособие проф. образования. – М.: Академия, 2013.

  • 6. Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 45-47). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11271/ (дата обращения: 08.11.2018).


Методика и обмен опытом

Интегрированный урок: решение нестандартных задач

Авторы:

Золотавина Е. А.. Адрес: Заводоуковск, Тюменская обл.. Место работы: СОШ № 1.

Рафейкова Л. С.. Адрес: Заводоуковск, Тюменская обл.. Место работы: СОШ № 1.

Аннотация

Авторы представляют интегрированный урок (биология, география, физика, химия) «Расскажи о воде» - урок одной задачи с использованием фотосетов.

Ключевые слова:

Вода, физические и химические свойства воды, роль воды для живых организмов, гидросфера.

Список литературы
  • 1. Бяулова Е. Н., Мухаметшина Т. Г. Химия и география: интегрированный обобщающий урок // Химия в школе. – 2019. - № 6. - С. 32.

  • 2. Игнатьева С. Ю. Из опыта проведения интегрированного урока с региональным компонентом // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 12.


Методика и обмен опытом

Интегрированное занятие элективного курса по теме «Модели молекул».

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Ханукович Е. М.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

Основная цель данного урока - познакомить учащихся с геометрическим строением молекул углеводородов. В течение урока учащиеся создают шаростержневые и тетраэдрические модели молекул углеводородов. Для создания моделей необходимо знание свойств геометрических тел, таким образом на уроке демонстрируется необходимость знаний по геометрии для понимания строения и, соответственно, свойств веществ.

Ключевые слова:

Геометрическое строение, модель, шаростержневая модель, тетраэдрическая модель.

Список литературы
  • 1. Минкин В. И., Симкин Б. Я., Миняев Р. М. Теория строения молекул. - М., 1979.

  • 2. Шумилин А. С. Обучение моделированию как методу познания // Химия в школе. – 2018. - № 4. - С. 40.

  • 3. http://math4school.ru/mnogogranniki.html


Методика и обмен опытом

Профильное обучение химии в школе: за и против

Авторы:

Хамитова А. И.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский научно-исследовательский технологический университет.

Аннотация

Рассмотрена проблема преемственности профильного обучения химии в подсистеме «школа – вуз». Выявлено нарушение принципа преемственности дифференцированной общехимической подготовки в подсистеме «школа – вуз». Декларируется необходимость изучения химии в любом профиле старшей школы.

Ключевые слова:

Модернизация системы образования, непрерывное образование, преемственность обучения, профили обучения, старшая школа, химико-технологический вуз.

Список литературы
  • 1. Курамшин И., Хамитова А., Иванов В. Проектирование непрерывной общехимической подготовки в университетском комплексе // Высшее образование в России. – 2006. – № 10. – С. 40-45.

  • 2. Казанцев Ю. Н. Естественно-научная школа: от идеи к воплощению // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 2-00.

  • 3. Кузнецова Е. В. Подготовка врача начинается в школе // Химия в школе. – 2017. - № 7. - С. 2-00.


Методика и обмен опытом

Из грязи - в князи

Авторы:

Ковалев Е. Г.. Адрес: Волгоград. Место работы: Лицей № 5.

Аннотация

В статье рассказывается о получении и использовании поликристаллического кремния.

Ключевые слова:

Кремний, производство электроники, производство солнечных батарей.


Методика и обмен опытом

Выполняем задания по органической химии

Авторы:

Сутягин А. А.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Аннотация

Рассмотрены подходы к выполнению заданий второй части ЕГЭ по химии, связанных с составлением реакций с участием органических соединений, а также с выводом формулы органического соединения.

Ключевые слова:

Единый государственный экзамен, органическая химия, анализ условия задачи.

Список литературы
  • 1. Добротин Д. Ю., Свириденкова Н. В., Снастина М. Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по химии // Педагогические измерения. – 2019. – № 4. – С. 109-135.

  • 2. Ерёмин В. В. Химия. Подготовка к ЕГЭ в 2019 году. Диагностические работы. – М.: МЦНМО, 2019.

  • 3. Сутягин А. А. Решение расчётных задач: составляем материальный баланс // Химия в школе. - 2019. – № 7. – С. 21-24.

  • 4. Медведев Ю. Н. ЕГЭ 2020. Химия. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2020.


Методика и обмен опытом

Подготовка современного учителя: формирование билингвальной коммуникативной компетентности

Авторы:

Шварц Е.С.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный педагогический университет.

Борунова Е.Б.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный педагогический университет.

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки учителя химии с точки зрения развития билингвальной коммуникативной компетентности применительно к его профессиональному образованию и будущей педагогической деятельности. Обсуждаются достоинства интегрированного предметно-языкового обучения на занятиях английским языком в группах педагогического бакалавриата с первым профилем «Химия» с точки зрения повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и эффективности усвоения ими химических понятий. Авторы приводят пример интегрированного занятия, совмещающего изучение актуальной химико-экологической темы и освоение навыков англоязычной коммуникации.

Ключевые слова:

Подготовка учителя химии, иностранный язык, педагогический вуз, интегрированное предметно-языковое обучение, международные экзамены по химии.

Список литературы
  • 1. Борунова Е. Б. Особенности организации учебной работы по химии в рамках интегрированного предметно-языкового обучения в вузе // В сб. «Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе» под ред. Е. Я. Аршанского. — Витебск, ВГУ им. П. М. Машерова, 2018. — С. 192-194.

  • 2. Борунова Е. Б., Шварц Е. С. О Международном медицинском вступительном экзамене (IMAT) // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 31-35.

  • 3. Борунова Е. Б., Шварц Е. С. Развитие иноязычной компетенции магистрантов и аспирантов естественно-научных специальностей // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в вузе. — 2015. — Вып. 4. — С. 27-34.

  • 4. Weathering // National Geographic [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nationalgeographic.org/encyclopedia/weathering/

  • 5. The BBC Bitesize [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bbc.co.uk/bitesize/levels/z98jmp3


Химический эксперимент

Титриметрия как метод количественного анализа

Авторы:

Журова В.Г.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Аннотация

В статье рассматривается титриметрический метод количественного химического анализа. Данные материалы могут быть использованы при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, а также при проведении факультативов и элективных курсов по подготовке к олимпиадам по химии.

Ключевые слова:

Химический анализ, количественный анализ, титриметрия, титрование, олимпиада школьников по химии.

Список литературы
  • 1. Всероссийская олимпиада школьников и международные олимпиады школьников по общеобразовательным предметам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/him.php

  • 2. Каталог заданий экспериментального тура [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kontren.narod.ru/Oli/Kat_OE.htm

  • 3. Основы аналитической химии. В 2 томах. / Под ред. Ю. А. Золотова. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  • 4. Левченков С. И. Краткий очерк истории химии. Биографии учёных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/index.html#д

  • 5. Точка эквивалентности и точка конца титрования. Справочник химика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.chem21.info/info/1657696/

  • 6. Радион Е. В. Аналитическая химия. В 2-х ч. Ч. 2.: учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования по химико-технологическим специальностям. — Минск: БГТУ, 2018.

  • 7. Кутумов И., Телешов С. В. «Именные» приборы. История химии в школьном курсе // Журнал «Химия». — 2001. — № 36. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://him.1sept.ru/article.php?ID=200103601

  • 8. Кристиан Г. Аналитическая химия в 2 томах. Т. 1. Пер. с англ. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.


Химический эксперимент

Лабораторное занятие «Определение молярной концентрации растворов»

Авторы:

Янкив К.Ф.. Адрес: Курск. Место работы: Юго-Западный государственный университет.

Ступакова С.В.. Адрес: Курск. Место работы: Юго-Западный государственный университет.

Аннотация

В статье предложено описание внеурочного лабораторного занятия для учащихся 10 класса, занимающихся исследовательской работой по химии. Занятие включает ознакомление учащихся с количественным методом определения концентрации кислот и щелочей; практическое определение молярной концентрации соляной кислоты и гидроксида натрия методом титрования. Проведение подобных занятий способствует развитию экспериментальных умений и познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова:

Химический анализ, титрование, кислота, щёлочь, молярная концентрация.

Список литературы
  • 1. Янкив К. Ф, Лысенко А. В. Самостоятельная работа как метод организации экспериментальной работы // Известия ЮЗГУ, Серия Лингвистика и педагогика. — 2018. — Т. 8. — № 3 (28). — С.102-109.

  • 2. Жилин Д. М. Химический эксперимент в российских школах // Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире. Сборник под ред. акад. РАН Лунина В. В. и проф. Кузьменко Н. Е. — М.: Изд-во МГУ, 2011. — С. 125-149.

  • 3. Козлова М. А., Ступакова С. В., Янкив К. Ф. Определение содержания нитрат-ионов в покупных овощах с помощью ионоселективной потенциометрии // Будущее науки-2019: сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. Том 5. — Курск, ЮЗГУ, 2019. — С.291-293.

  • 4. Янкив К. Ф., Козлова М. А., Ступакова С. В. Определение содержания витамина С в покупных фруктах и овощах методом иодометрии // Будущее науки-2019: сборник научных статей 7-й Международной молодёжной научной конференции. Т 5. — Курск, ЮЗГУ, 2019. — С.263-266

  • 5. Васильев В. П. Аналитическая химия. — М.: Дрофа, 2004.

  • 6. Основы аналитической химии / Под ред. академика Ю. А. Золотова. — М.: Высшая школа, 2002.

  • 7. Фадеева В. И. Методическое руководство по гравиметрическим и титриметрическим методам анализа. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.


Из истории химии

Первая мировая война: химическое оружие и изобретение противогаза

Авторы:

Телешов С.В.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СОШ № 134.

Шульчус А.. Адрес: Каунас. Место работы: Каунасский технологический университет.

Мирюгина Т.А.. Адрес: Тюмень. Место работы: Тюменский государственный университет.

Аннотация

Вниманию читателей предлагается материал о периоде Первой мировой войны. Война продемонстрировала расширение возможностей использования мирных технологий в военных целях. Исследователи впоследствии отмечали повышение наукоёмкости войны, её индустриализацию. Обороноспособность страны начинает зависеть от способности национальной промышленности производить как боеприпасы, так и средства защиты от их действия. В статье представлены краткие характеристики некоторых боевых веществ и история создания средств защиты от них, в том числе противогаза Зелинского-Кумманта.

Ключевые слова:

Первая мировая война, боевые отравляющие вещества, противогаз, Зелинский, Осовец.

Список литературы
  • 1. Павлович М.П. Химическая война и химическая промышленность. — М.: Московский рабочий, 1925.

  • 2. Хмельков С.А. Борьба за Осовец. — М.: Воениздат, 1939.

  • 3. Малыгина А.А. Химическая война на полях Первой мировой: наука, промышленность, инновации / В сб.: Первая мировая война, Версальская система и современность. — СПб.: СПбГУ, 2011.

  • 4. Малыгина А.А. Проблема химического оружия после окончания Первой мировой войны / В сб.: Великая война. 1914-1918. — Вып. 2. — М., МБА, Квадрига, 2013.

  • 5. Медведев Ю.Н., Борунова Е.Б. Газовая атака под Ипром: бесславный юбилей // Химия в школе. — 2015. — № 5. — С.56-63.

  • 6. Авиновицкий Я.Л. Химическая война и оборона СССР. — М.: Военный вестник, 1924.

  • 7. Астафьев С.В. О составлении и использовании авторских кейсов-рассказов // Химия в школе. — № 3. — С.36-39.

  • 8. Трофимова Е.В. Создание и деятельность Химического Комитета при Главном Артиллерийском Управлении в годы Первой мировой войны. — М.: Спутник+, 2002.

  • 9. Фигуровский Н.А. Очерк развития русского противогаза во время империалистической войны 1914–1918 гг. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1942.


Внеурочная деятельность

Мобилизация интеллектуального потенциала в годы войны

Авторы:

Бирюлина Е.В.. Адрес: Калуга. Место работы: СОШ № 3 им. Г. В. Зимина.

Тесник Ю.В.. Адрес: Калуга. Место работы: СОШ № 26.

Аннотация

В статье предлагается материал викторины «Вклад учёных-химиков в победу в Великой Отечественной войне» для 8-11 классов.

Ключевые слова:

Патриотическое воспитание, 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, викторина.

Список литературы
  • 1. Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя Победы // Химия в школе. — 1985. — № 2. — С. 73-77.

  • 2. Антонова Л. С. Вклад химиков в Великую Победу // Химия в школе. — 2006. — № 3. — С. 73-80.

  • 3. Бойкова В. М. Учёные-химики в ВОВ // Химия в школе. — 1985. — № 2. — С. 77-78.

  • 4. Баранова Ж. Г., Волков В. А., Кузнецов В. И. Советские учёные-химики в период ВОВ // Химия в школе. — 1985. — № 1. — С. 6-13.

  • 5. Гусева А. Д., Рунов Н. Н. Химия — фронту. Трудовой подвиг учёных-химиков в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/60_let/27_2/

  • 6. Валитова Р. Х. Из опыта проведения урока-конференции // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 9-11.


Внеурочная деятельность

Конкурс олимпиадных заданий «Оригинальная задача»

Авторы:

Исаев Д. С.. Адрес: Тверь. Место работы: СОШ № 43.

Соболев А. Е.. Адрес: Тверь. Место работы: Тверской государственный технический университет.

Аннотация

В статье рассказывается о цели, задачах и процедуре проведения конкурса олимпиадных задач по химии «Оригинальная задача», ежегодно организуемого Тверским региональным отделением Ассоциации учителей и преподавателей химии России. Это состязание рассматривается не только как конкурс профессионального мастерства педагогов, но и как инновационная форма организации внеурочной деятельности школьников. Участие педагогов в конкурсе способствует их профессиональному росту, а школьников готовит к самостоятельной разработке итоговых проектов по химии в соответствии с требованиями ФГОС. В статье приведены два примера конкурсных олимпиадных заданий.

Ключевые слова:

Химические олимпиады школьников, олимпиадная задача, конкурс профессионального мастерства педагогов, внеурочная деятельность школьников по химии, познавательный интерес к химии.

Список литературы
  • 1. Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 54-58.

  • 2. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Внеурочная деятельность школьников по химии: теоретический и прикладной аспекты. — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2018. — 180 с.

  • 3. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Региональная олимпиада «Химоня»: формирование познавательного интереса // Химия в школе. — 2018. — № 6. — С. 50-55.

  • 4. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Конкурс дидактических игр «Химическая игротека» // Химия в школе. — 2018. — № 8. — С. 46-51.

  • 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е., Пак М. С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 50-55.

  • 6. Соболев А. Е., Исаев Д. С. и др. Оригинальная задача: Сборник олимпиадных задач по химии. — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2013-2018.

  • 7. Исаев Д. С., Соболев А. Е. О подготовке и оценивании итогового проекта // Химия в школе. — 2019. — № 3. — С. 55-58.


Внеурочная деятельность

Об учебных исследованиях с использованием природных объектов

Авторы:

Барткевич М. В.. Адрес: Витебск, Республика Беларусь. Место работы: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова.

Балаева-Тихомирова О. М.. Адрес: Витебск, Республика Беларусь. Место работы: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова.

Аршанский Е. Я.. Адрес: Витебск, Республика Беларусь. Место работы: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова.

Аннотация

В статье раскрываются особенности организации исследовательской работы учащихся, состоящей в изучении химического состава организма пресноводных легочных моллюсков (прудовика обыкновенного и катушки роговой), особенностей его сезонной динамики и влияния на него факторов окружающей среды. Описаны методики определения концентраций глюкозы в гемолимфе и гликогена в гепатопанкреасе.

Ключевые слова:

Исследовательская деятельность учащихся, химический состав пресноводных легочных моллюсков, методики определения концентраций глюкозы и гликогена.

Список литературы
  • 1. Аршанский Е. Я., Борисевич И. С. Организация исследовательской деятельности учащихся (на примере химии) // Адукацыя і выхаванне. — 2020. — № 1. — С. 51–56.

  • 2. Борисевич И. С., Аршанский Е. Я., Белохвостов А. А. Химия. 7–11 классы: организация исследовательской деятельности учащихся: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. — Минск: Аверсэв, 2020.

  • 3. Полозова Н. Ю., Кацнельсон Е. И., Балаева-Тихомирова О. М. Организация исследовательской работы учащихся: использование биохимических стандартных наборов при исследовании легочных моллюсков // Бiялогiя i хiмiя. — 2019. — № 4. — С. 44–52.

  • 4. Барковский Е. В. и др. Современные проблемы биохимии. Методы исследований: учеб. пособие. — Минск: Выш. шк., 2013.

  • 5. Krisman C. R. A method for the colometric estimation of glycogen with iodine // Anal / Biochem. – 1962. – Vol. 4. – P. 17–23.


Внеурочная деятельность

Изучение хемилюминесценции на основе интегративного подхода

Авторы:

Григорьев А. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Школа № 197.

Аннотация

В статье обоснована актуальность изучения хемилюминесценции на основе интегративного подхода в рамках внеурочной деятельности. Автором предложена методика формирования понятия о хемилюминесценции, описан демонстрационный химический эксперимент по получению синглетного кислорода.

Ключевые слова:

Внеурочная деятельность, интегративный подход, интеграция, межпредметная связь, метод молекулярных орбиталей, синглетный кислород, углублённое изучение химии, хемилюминесценция.

Список литературы
  • 1. Белов Д. В. Химия света // Химия в школе. — 2010. — № 1. — С. 13–19.

  • 2. Авербух В. М., Постолов В. С. Люминофоры: вчера, сегодня, завтра // Химия в школе. — 2014. — № 10. — С. 52–59.

  • 3. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Химический синтез в проектных работах учащихся // Химия в школе. — 2016. — № 6. — С. 49–52.

  • 4. Ларионова В. М., Пустовит С. О., Смоленский В. А. Организация познавательной деятельности: использование метода биолюминесценции // Химия в школе. — 2019. — № 7. — С. 46–53.

  • 5. Амелин Д. С., Евсюков А. И. Синтез и исследование борных люминофоров со смешанными активаторами // Химия в школе. — 2019. — № 7. — С. 53–55.

  • 6. Пак М. С. Дидактика химии: учебник для студентов вузов. — СПб.: ООО «ТРИО», 2012.

  • 7. Габриелян О. С. и др. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии. — М.: Просвещение, 2005.

  • 8. Григорьев А. Г. Галогенирование алканов: формирование понятия о фотохимических реакциях // Химия в школе. — 2020. — № 4. — С. 28-34.

  • 9. Wöhrle D., Tausch M., Stohrer W.-D. Photochemie: Konzepte, Methoden, Experimente. — Weinheim: Wiley-VCH, 1998.

  • 10. Шинкаренко Н. В., Алесковский В. Б. Синглетный кислород, методы получения и обнаружения // Успехи химии. — 1981. — Вып. 3. — С. 406 – 428.

  • 11. Шрайвер Д., Эткинс П. Неорганическая химия: в 2 т. — М.: Мир, 2009.

  • 12. Лидин Р. А., Андреева Л. Л., Молочко В. А. Константы неорганических веществ: справочник. — М.: Дрофа, 2006.

  • 13. Сайт учителя химии А. Г. Григорьева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/chemistry197/video