Методика и обмен опытом

Информационные технологии в образовательном процессе

Авторы:

Н. Л.. Адрес: Казань. Место работы: СОШ № 72.

Л. А.. Адрес: Казань. Место работы: СОШ № 72.

Аннотация

В рамках статьи затронуты отличительные особенности и возможности применения в сфере образования информационных технологий, показано, что средства информатизации, способны в ряде случаев существенно повысить эффективность обучения. Практические иллюстрации (презентации и разработки уроков с применением данной технологии или её элементов) размещены на сайте wiki.iteach.ru/index.php и в сообществе учителей на edu.tatar.ru.

Ключевые слова:

Информационные технологии, системы мультимедиа, компьютерные программы, информация.

Список литературы
  • Белохвостов А. А. Электронные дидактические материалы: методика разработки и использования // Химия в школе. – 2016. – № 8. – С. 31-34.

  • Денбер С. В. Современные технологии в процессе преподавания химии. – М., 2009.

  • Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. – Ростов на Дону, 2008.

  • Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр Академия, 2011.


Наука и промышленность

Производство алюминия: инновации компании РУСАЛ

Авторы:

В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Центр образования «Псковский педагогический комплекс».

Аннотация

В статье рассмотрены современные технологии производства глинозёма и алюминия в российской объединённой компании РУСАЛ.

Ключевые слова:

Алюминий, глинозём, красный шлам, электролиз.

Список литературы
  • 1. Производство алюминия по странам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xroniker.ru/analitika/proizvodstvo-alyuminiya-v-2017-godu-v-mire-po-stranam.html

  • 2. Объединённая компания РУСАЛ: структура, руководство, продукция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fb.ru/article/278109/obyedin-nnaya-kompaniya-rusal-struktura-rukovodstvo-produktsiya

  • 3. Манн В. Как инновации преображают алюминиевую отрасль [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https//www.ng.ru/economics/2017-08-15/5_7051_ innovation.html

  • 4. Соколов Р. С. Химическая технология. В 2 т. — М.: Владос, 2000.

  • 5. Троицкий И. А., Железнов В. А. Металлургия алюминия. — М.: Металлургия, 1984.

  • 6. Пресс-релиз РУСАЛ от 20.03.2019. о строительстве опытной установки по выпуску инновационного материала для кабельной отрасли [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rusal.ru/press-center/press-releases/25692/

  • 7. Русал переводит свои заводы на технологию «ЭкоСодерберг» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://metals-expert.com›news/business/452.html

  • 8. Основы электролиза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vossta.ru/osnovi-elektroliza.html?page=3

  • 9. Литейные алюминиевые сплавы, способы их получения и применение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://coolnew.ru/litejnie-alyuminievie-splavi-sposobi-ih-poluchenie-i-ego-prime.html?page=4


Методика и обмен опытом

Урок химии в свете требований ФГОС

Авторы:

Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСРО РАО.

Е. С.. Адрес: пос. Дубовая роща, Московская обл.. Место работы: СОШ № 22.

О. С.. Адрес: пос. Дружба, Московская обл.. Место работы: СОШ № 11.

Аннотация

В статье рассматривается возможность формирования результатов обучения химии на основе использования приёмов научного метода познания. Предлагается включать в содержание уроков этапы цикла научного познания в качестве ориентировочной основы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Приведены примеры познавательных заданий – исследований.

Ключевые слова:

Научный метод познания, универсальные учебные действия, межпредметные понятия, цикл научного познания, проблемное обучение.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/

  • 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/

  • 3. Разумовский В. Г. Проблемы теории и практики школьного физического образования: Избранные научные статьи / Сост. Ю. А. Сауров. - М.: Изд-во РАО, 2016.

  • 4. Заграничная Н. А. Роль научного метода познания в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 65 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Астерион, 2018. - С. 94-98.

  • 5. Заграничная Н. А. Метод научного познания как основа изучения школьного курса химии // Химия в школе. – 2018. - № 6. - С. 5-8.

  • 6. Заграничная Н. А., Коротаева А. И. Из опыта использования научного метода познания // Химия в школе. – 2017. - № 9. - С. 9-16.

  • 7. Перминова Л. М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. - М.: МИОО, 2009.


Методика и обмен опытом

Мобильное обучение на основе применения мессенджеров

Авторы:

А. А.. Адрес: Минск. Место работы: Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка.

Е. Я.. Адрес: Витебск. Место работы: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова.

Аннотация

В статье рассмотрены перспективные направления мобильного обучения химии на основе применения мессенджеров, в частности Instagram. Описаны преимущества мобильного обучения, приведены примеры заданий.

Ключевые слова:

Мобильное обучение, мобильные приложения, Instagram, виртуальный эксперимент.

Список литературы
  • 1. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. — 2011. — № 1. — С. 241–252.

  • 2. Савельев К. Н., Назарова О. Л. Перспективы мобильного обучения для организации непрерывной профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений // Новые информационные технологии в образовании: материалы IХ международной научно-практической конференции, 15-18 марта 2016 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Магнитогорский гос. технич. ун-т им. Г. И. Носова, Свердл. обл. универс. науч. биб-ка им. В. Г. Белинского. — Екатеринбург, 2016. — С. 422–426.

  • 3. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Профессиональные сообщества в соцсетях как средство повышения компетентности учителя химии // Химия в школе. — 2016. — № 3. — С. 21-26.

  • 4. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Методика обучения химии в условиях информатизации образования: учебное пособие. — М.: Интеллект-Центр, 2016.

  • 5. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Дополненная реальность в преподавании химии: возможности и перспективы использования // Свиридовские чтения. — Вып. 14. — Минск: БГУ, 2018. — С. 131-140.


Методика и обмен опытом

Об использовании индивидуальных образовательных траекторий

Авторы:

Н. П.. Адрес: г. Лениногорск, Республика Татарстан. Место работы: СОШ № 7.

Аннотация

Рассмотрены этапы организации обучения с использованием индивидуальных образовательных траекторий. Показана методика проведения занятий с использованием данной технологии.

Ключевые слова:

Индивидуальная образовательная траектория, самостоятельная деятельность учащихся, познавательная деятельность.

Список литературы
  • Жукова Н. В., Садомская Е. Г. О реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 34-39.

  • Миренкова Е. В., Пак М. С. Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. - № 10. - С. 7-13.

  • Оржековский П. А. Условия самоорганизайии учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. - № 6. - С. 6-12.

  • Якунина И. И. Из опыта использования личностно ориентированных технологий обучения // Химия в школе. – 2017. - № 8. - С. 19-22.


Методика и обмен опытом

Диагностическая работа для выпускников средней школы

Авторы:

Д. П.. Адрес: с. Шипуново, Алтайский край. Место работы: Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2.

Аннотация

Предложена разработка диагностического теста по химии для учащихся 11 класса. Диагностическое тестирование проводится с целью оценки качества общеобразовательной подготовки выпускников средней школы на базовом уровне и проверки их готовности к ЕГЭ по некоторым вопросам.

Ключевые слова:

Диагностический тест, ЕГЭ, оценка качества общеобразовательной подготовки, критерии оценивания.

Список литературы
  • Борунова Е. Б., Медведев Ю. Н. Всероссийская проверочная работа: единый стандарт оценки знаний // Химия в школе. – 2017. - № 4. – С. 16.

  • Медведев Ю. Н., Стаханова С. В. Контрольные измерительные материалы: реальность и перспективы // Химия в школе. – 2018. - № 1. – С. 23.

  • Сидоренко Н. Н. Учим составлять уравнения ОВР // Химия в школе. – 2018. – № 6. – С. 26.


Методика и обмен опытом

Развитие профессиональных компетенций учителя-предметника

Авторы:

М. М.. Адрес: Москва. Место работы: Институт непрерывного образования Московского городского педагогического университета.

Аннотация

В настоящее время увеличивается потребность педагогов в предметных знаниях, развитии профессиональных компетенций. В системе дополнительного профессионального образования приоритетным должно стать развитие у слушателей способности к самообразованию и желания заниматься этим, а также искать новые форматы работы с детьми.

Ключевые слова:

Повышение квалификации, профессиональные компетенции учителя, образовательные технологии, развитие способности к самообразованию.


Методика и обмен опытом

Химия и география: интегрированный обобщающий урок

Авторы:

Е. Н.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116 им. М. И. Махмутова.

Т. Г.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116 им. М. И. Махмутова.

Аннотация

Тема «Нефть: состав, свойства. Экономические и химические аспекты добычи и переработки нефти» очень обширная, актуальная и изучается на уроках химии и географии в 10 классе. Статья представляет конспект интегрированного обобщающего урока. Учащиеся работают в рамках заполнения модуля с комментариями и обсуждением.

Ключевые слова:

Крекинг, перегонка (ректификация), пиролиз, риформинг.

Список литературы
  • Барабанщиков Д. А., Сердюкова А. Ф. Экологические проблемы нефтяной промышленности России // Молодой учёный. – 2016. - № 26. – С. 727-731.

  • Букс И. И., Фомин С. А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду: Учеб.-метод. пособие. Кн. 1. - М.: Изд-во МНЭПУ,1999.

  • Волков В. Н., Давтян М. Л. Нефть Арктического шельфа и баженовская свита // Химия в школе. – 2017. - № 3. - С. 6-10.

  • Волков В. Н., Давтян М. Л. Переработка нефти в России // Химия в школе. – 2017. - № 9. - С. 3-10.

  • Грачёв М. К., Оржековский П. А. Химико-технологические принципы в решении проблем экологии // Химия в школе. – 2018. - № 3. - С. 37-40.

  • Химия. 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ // Авт.-сост. Л. И. Асанова, Т. Н. Богданович, О. Н. Вережникова. – Ярославль: Академия развития, 2011.

  • https://minenergo.gov.ru/node/1209


Методика и обмен опытом

Система работы учителя по подготовке к экзамену

Авторы:

Н. С.. Адрес: г. Дзержинск, Нижегородская обл.. Место работы: СШ № 36.

Аннотация

Подготовка учащихся к ЕГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время.

Ключевые слова:

Система подготовки к егэ, тестовые задания, тематические контрольные работы, организационная подготовка.

Список литературы
  • 1. http://statgrad.mioo.ru

  • 2. http://www.moeobrazovanie.ru

  • 3. http://www.examen.ru

  • 4. http://egetestonline.ru

  • 5. http://ege.yandex.ru

  • 6. http://www.master-multimedia.ru

  • 7. http://onlinetestpad.com

  • 8. ЕГЭ-2018. Химия. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов / Под редакцией А. А. Кавериной. – Национальное образование, 2018. – (Серия «ЕГЭ. ФИПИ — школе»).

  • 9. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Сажнева Т. В., Февралева В. А. ЕГЭ. Химия. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности. – Ростов н/Д, 2018.

  • 10. http://www.ege.edu.ru

  • 11. http://obrnadzor.gov.ru

  • 12. http://www.rustest.ru


Методика и обмен опытом

К методике выполнения задания № 32

Авторы:

Р. Н.. Адрес: Томск. Место работы: СОШ № 31.

Аннотация

Статья посвящена описанию системы подготовки обучающихся к выполнению задания № 32 ЕГЭ по химии. Эта система основана на создании наглядного материала в виде схем и таблиц, используемых обучающимися при подготовке к экзамену. Такой подход в совокупности с поиском ключевых слов в условии задания позволяет улучшить понимание терминологии, свойственной рассматриваемому заданию. Данный материал может быть использован старшеклассниками при подготовке к ЕГЭ по химии, преподавателями химии.

Ключевые слова:

Уравнения химических реакций, окислитель, восстановитель, осадок, навеска, фильтрат, обжиг.

Список литературы
  • 1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Переходные элементы и их соединения: теория, упражнения, тесты, задачи, решения: пособие для старшеклассников и абитуриентов. – Краснодар: Советская Кубань, 2006.

  • 2. Лёвкин А. Н., Кузнецова Н. Е. Задачник по химии: 11 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.

  • 3. Химия. ЕГЭ. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности: учеб-но-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2017.


Методика и обмен опытом

Из опыта проведения практической работы №1 в 8 классе

Авторы:

В. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Международная гимназия инновационного центра «Сколково».

Аннотация

Предложена разработка урока, на котором восьмиклассники, используя учебник, выполняют практическую работу 1 «Правила безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием».

Ключевые слова:

Практическая работа, правила безопасности, спиртовка, лабораторный штатив, строение пламени.

Список литературы
  • Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2012.


Методика и обмен опытом

Алгоритмизация решения задач по термохимии

Авторы:

А. М.. Адрес: Москва. Место работы: Химический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье предлагается алгоритм решения школьных задач на закон Гесса при помощи диаграмм (в высшей школе их называют энтальпийными диаграммами). Рассмотрены примеры расчета теплоты образования и энергии связи.

Ключевые слова:

Тепловой эффект, закон Гесса, энергия связи.

Список литературы
  • 1. Савиткин Н. И., Авдеев Я. Г., Тюрина М. В. Работы русских учёных в области термохимии // Химия в школе. – 2016. – № 4. – С. 53-57.

  • 2. Ахметов М. А. Выбор методов обучения: от теории к практике // Химия в школе. – 2010. – № 9. – С. 25-28.

  • 3. Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Подготовка к химическим олимпиадам. – М.: МЦНМО, 2014.

  • 4. Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии. – М.: КНОРУС, 2014.


Методика и обмен опытом

Смена УМК: как решить проблему

Авторы:

С. В.. Адрес: Москва. Место работы: Центр естественно-научного образования корпорации «Российский учебник».

Аннотация

Вместо учебников О. С. Габриеляна корпорация «Российский учебник» предлагает использовать УМК В. В. Лунина. Приведено поурочно-тематическое планирование, которое позволит безболезненно осуществить переход с одного УМК на другой.

Ключевые слова:

Учебники по химии, Корпорация «Российский учебник».

Список литературы
  • 1. Ерёмин В. В., Дроздов А. А., Керимов Э. Ю. Химия. 8-9 классы: рабочая программа к линии УМК В. В. Лунина: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2017.

  • 2. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс: учебник / Под ред. В. В. Лунина. — М.: Дрофа, 2019.

  • 3. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс: учебник / Под ред. В. В. Лунина. — М.: Дрофа, 2019.


Внеурочная деятельность

Роль учителя в формировании естественно-научной грамотности

Авторы:

И. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Новосибирский государственный аграрный университет.

Аннотация

Внеклассная исследовательская работа по изучению качества продуктов питания формирует естественно-научную грамотность учащихся, учит работать с нормативными документами, вырабатывает одну из ключевых компетенций человека в современном мире.

Ключевые слова:

Внеклассная исследовательская работа, выбор объекта исследований, нормативный документ.

Список литературы
  • 1. Технический регламент Таможенного Союза о безопасности пищевой продукции (ТР ТС 021/2011). — М., 2011.

  • 2. Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств (ТР ТС 029/2012). — М., 2012.

  • 3. Растительные ресурсы СССР. Вып. 1. — Л.-СПб: Наука, 1985-1993.


Внеурочная деятельность

Исследовательские проекты с использованием регионального компонента

Авторы:

В. В.. Адрес: Якутск. Место работы: Северо-Восточный федеральный университет.

А. Т.. Адрес: Якутск. Место работы: Северо-Восточный федеральный университет.

Аннотация

Статья посвящена изучению темы «Витамины» в школьном курсе химии на основе краеведческого материала Республики Саха (Якутии), являющегося необходимой составной частью регионального компонента ФГОС. Использованы примеры исследования и использования витаминов и других биологически активных веществ, выделенных из лекарственных растений Якутии. Используемый материал позволяет формировать уважение к истории, традициям народа.

Ключевые слова:

Исследовательская деятельность, творческий потенциал, инициативность, исследовательские проекты, витамины, лекарственные растения, криолитозона.

Список литературы
  • 1. Кортунов Г. М., Боровских Т. А., Чернобельская Г. М. Проектная деятельность в формировании УУД // Химия в школе. — 2016. — № 7. — С. 32-35.

  • 2. Богомолова О. В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. — 2008. — № 2. — С. 22–25.

  • 3. Ивашедкина О. А. Методика проектно-исследовательской деятельности при изучении курса «Естествознание» // Методические ориентиры преподавания интегрированного курса «Естествознание»: монография. — СПб.: СПб АППО, 2014. — С. 86.

  • 4. Кершенгольц Б. М, Аньшакова В. В., Филиппова Г. В. Влияние температурно-влажностных метеорологических условий на качественный и количественный состав эфирных масел полыней Якутии // Химия растительного сырья. — 2009. — № 3. — С. 89-94.

  • 5. Макаров A. A. Биологически активные вещества в растениях Якутии. — Якутск: ЯНЦСО АН СССР, 1989. — С. 156.


Внеурочная деятельность

Викторина «Встречи у Периодической системы»

Авторы:

Л. В.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Л.А.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Ю.Н.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Е.Ю.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Я.Ю.. Адрес: Белгород. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Аннотация

Статья посвящена организации внеурочных мероприятий, направленных на развитие у учащихся творческой самостоятельности, формирование практических умений и навыков, самореализации личности школьника, а также на организацию внеурочной деятельности путем сотрудничества с вузами, что позволяет моделировать стратегию внеучебной деятельности в школе

Ключевые слова:

Периодическая система, химические элементы, внеурочные мероприятия, опытная викторина, эксперимент.

Список литературы
  • Исаев Д. С., Пак М. С. Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 54-57.


Внеурочная деятельность

Межшкольный турнир «К 150-летию Периодической системы Д.И. Менделеева»

Авторы:

Т.Н.. Адрес: г. Озёрск. Место работы: Лицей № 23.

Аннотация

В рамках программы повышения качества школьного химического образования через усиление интереса и мотивации к изучению предмета проводятся химические турниры между школами и классами с углублённым изучением химии. Автор предлагает сценарий межшкольного химического турнира, посвящённого Периодическому закону и биографии Д.И. Менделеева.

Ключевые слова:

Межшкольный химический турнир, углублённое изучение химии, Периодическая система химических элементов.

Список литературы
  • 1. Добротин Р. Б., Карпило Н. Г. Библиотека Д. И. Менделеева. — Л.: Наука, 1980.

  • 2. Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников. — М.: Атомиздат, 1973.

  • 3. Д. И. Менделеев и Тобольск. — М.: Наука, 2009.

  • 4. Морозов Н. А. Д. И. Менделеев и значение его Периодической системы для химии будущего. — М.: Книга по Требованию, 2012.

  • 5. Кедров Б. М. Прогнозы Д. И. Менделеева в атомистике. Неизвестные элементы. — М.: Атомиздат, 1977.

  • 6. Макареня А. А. Д. И. Менделеев и физико-химические науки. — М.: Атомиздат, 1972.


Химический эксперимент

Реальный эксперимент в рамках ОГЭ по химии

Авторы:

А.А.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

В. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

М. Ж.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Н. М.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

С. Г.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Аннотация

В статье рассмотрены варианты решения задания ОГЭ по химии, связанного с выполнением реального химического эксперимента. Показана многовариантность путей достижения результата, требующая глубокого анализа условий проведения процессов и возможности их протекания в данных реальных условиях.

Ключевые слова:

Химический эксперимент, основной государственный экзамен, экспериментальная задача.

Список литературы
  • 1. Беспалов П. И., Трусихина Н. Н. Подготовка к ГИА: использование экспериментальных заданий // Химия в школе. — 2018. — № 2. — С. 44-49.

  • 2. Демонстрационный вариант № 2 контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по химии. — Москва: ФГБНУ «ФИПИ», 2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  • 3. Левина С. Г. и др. Новые подходы к организации химического эксперимента // Химия в школе. — 2015. — № 2. — С. 43-49.

  • 4. Открытый банк заданий ГИА – 9 / Химия. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. ФИПИ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=33B3A93C5A6599124B04FB95616C835B


Из истории химии

«Я выслужил 48 лет родине и науке»

Авторы:

Я. Г.. Адрес: Москва. Место работы: Институт физической химии и электрохимии им. А. Н. Фрумкина РАН.

Аннотация

В статье приводятся некоторые интересные факты из жизни и деятельности нашего выдающегося соотечественника Д.И. Менделеева. Рассказывается о его деятельности в области экономики, образования, судебной экспертизы и борьбе с лженаукой.

Ключевые слова:

История науки, история химии, Д И Менделеев, Н П Вагнер, А М Бутлеров.

Список литературы
  • 1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. В 2-х т. / Под. ред. А. А. Зворыкина. — М.: Большая советская энциклопедия, 1958, 1959.

  • 2. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. ХХIV. Статьи и материалы по общим вопросам. — Л.-М.: Изд. АН СССР, 1954.

  • 3. Русакова М. Ю. Менделеев — судебный эксперт. // Химия и жизнь. — 2002. — № 5. — С. 52.

  • 4. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. ХХV. Дополнительные материалы. — Л.-М.: Изд. АН СССР, 1952.

  • 5. Голубев Е. Д. И. Менделеев: «Какой я химик?.. я политико-эконом...» // Конкуренция и рынок. — 2004. — № 22. — С. 76-79.

  • 6. Менделеев Д. И. Сочинения. Т.ХIХ. Экономические работы II. — Л.-М.: Изд. АН СССР, 1950.

  • 7. Менделеев Д. И. К статьям о заводско-фабричных производствах. / Энциклопедический словарь. Т. IVa. Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — С.-Петербург: Типо Литография (И. А. Эфрона), 1891.