Естественно-научная школа: от идеи к воплощению

Авторы:

Казанцев Ю. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: СОШ № 71.

Аннотация

На формирование мотивации к успешному изучению того или иного учебного предмета значительное влияние оказывают профессиональные и личностные качества учителя, собственный опыт учащихся и предпочтения родителей. Однако велика роль и школьной среды, традиций и отлаженной системы работы образовательной организации.

Ключевые слова:

Естественно-научные дисциплины, мотивация, системы работы педагогического коллектива.


Методика и обмен опытом

Метод научного познания как основа изучения школьного курса химии

Авторы:

Заграничная Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: ЦЕНО ИСРО РАО.

Аннотация

В статье показано, что естественно-научное образование призвано обеспечивать формирование естественно-научной грамотности выпускников, знакомить со спецификой научного мышления и научного метода познания. С целью реализации этих подходов автором выделены два методических направления реализации научного метода познания в курсе химии основной школы. При рассмотрении этих направлений доказано, что опора на научный метод познания является эффективным методическим приёмом формирования естественно-научной грамотности и достижения результатов образования при изучении химии.

Ключевые слова:

Результаты обучения, естественно-научная грамотность, научный метод познания.

Список литературы
  • 1. Общая методика обучения химии: Содержание и методы обучения химии: Пособие для учителей / Под ред. Л. А. Цветкова. - M.: Просвещение, 1981.

  • 2. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. - М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР: Учпедгиз, 1963.

  • 3. Разумовский В. Г. Проблемы теории и практики школьного физического образования: Избранные научные статьи / Сост. Ю. А. Сауров. – М.: Из-во РАО, 2016.

  • 4. Заграничная Н. А. Принцип научности в современном содержании обучения // Химия в школе. - 2017. - № 4. - С. 4-8.

  • 5. Заграничная Н. А., Коротаева А. И. Из опыта использования научного метода познания // Химия в школе. - 2017. - № 9. - С. 9-16.


Методика и обмен опытом

Формирующее оценивание при обучении в стационаре

Авторы:

Дзенис А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Школа № 109.

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования электронных дидактических материалов, созданных с помощью сервиса LearningApps.org, в практике обучения химии школьников, находящихся на длительном лечении в медицинском стационаре.

Ключевые слова:

Обучение химии, длительно болеющие дети, электронные дидактические материалы по химии.

Список литературы
  • 1. Дзенис А. В., Оржековский П. А. К методике обучения детей в условиях стационара // Химия в школе. – 2017. - № 3. – С. 11-16.

  • 2. Крылова О. Н., Бойцова Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе. - СПб.: Каро, 2015.

  • 3. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. - Narva: TartuUlikool, 2012.

  • 4. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. - М.: Логос, 2010.

  • 5. https://learningapps.org/

  • 6. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Методика обучения химии в условиях информатизации образования: учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2016. - С. 204-206.

  • 7. Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. Создание электронных дидактических материалов по химии // Химия в школе. – 2016. - № 8. – С. 28-31.


Методика и обмен опытом

Из опыта проведения интегрированного урока с региональным компонентом

Авторы:

Игнатьева С. Ю.. Адрес: Волгоград. Место работы: Гимназия № 6.

Аннотация

Изучение научных основ современного производства, в том числе химического, – одно из важнейших средств политехнической подготовки учащихся. Это позволяет учащимся связать теорию с практикой, конкретизировать, углубить и закрепить знание теоретических основ химии, а также сориентироваться в выборе профессии. При этом каждый учитель должен корректировать содержание курса химии, рассматривая наиболее подробно основные химические производства, находящиеся на территории родного города или области. Для Красноармейского района Волгограда важнейшим является предприятие «Каустик», производящее каустическую соду, поэтому я провожу ролевую игру, содержание которой направлено на изучение данного химического производства, его закономерностей.

Ключевые слова:

Каустическая сода, химическое производство, закономерности протекания и управления химическими реакциями, сырьё, этапы производства, охрана труда, охрана окружающей среды, инженерные профессии химического производства.

Список литературы
  • Воотчель М. А. Семинар по теме «Производство серной кислоты» // Химия в школе. – 2011. - № 7. – С. 29-35.

  • Мастюга С. С., Ревазова И. Дз. Интегрированный урок химии и географии // Химия в школе. – 2014. - № 1. – С. 37-42.

  • Каустическая сода (NaOH). Способы получения, марки и применение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5922504/page:44/

  • Обзор рынка каустической соды в СНГ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing-ervices.ru/imgs/goods/851/rynok_kaust_sody.pdf

  • Полезные ископаемые Волгоградской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://volgograd-area.narod.ru/polezn.htmс

  • Подвязный В. И., Навроцкий В. А., Ускач Я. Л. Экономическая и экологическая оценка модернизации оборудования в производстве хлора и каустической соды в электролизёрах с ртутным катодом // Известия ВолГТУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/ekonomicheskaya-i-ekologicheskaya-otsenka-modernizatsii-oborudovaniya-v-proizvodstve-hlora-i-kausticheskoy-sody-v-elektrolizerah-s.pdf

  • Химическое производство ОАО «Каустик». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kaustik.ru/rus/index.php?option=com_zoom&Itemid=151&catid=2

  • Экологические проблемы в ОАО «Каустик» и экономические пути их решения: Дипломная работа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.allbest.ru/


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Кислоты»

Авторы:

Денисова В. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СОШ № 503.

Денисов В. И.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СОШ № 509.

Аннотация

Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и с учётом психологических закономерностей запоминания.

Ключевые слова:

Универсальные учебные действия, кислота, индикатор.

Список литературы
  • Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.: Прогресс, 1980.

  • Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.


Методика и обмен опытом

Из опыта изучения солей аммония

Авторы:

Салихова З. Р.. Адрес: Томск. Место работы: СОШ № 54.

Аннотация

Автор делится опытом проведения урока открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков для учащихся 9-го класса по теме «Соли аммония».

Ключевые слова:

Соли аммония, урок открытия новых знаний.


Методика и обмен опытом

Задания по теме «Гидролиз солей»

Авторы:

Сайдуллин З. Г.. Адрес: Касли. Место работы: Каслинский промышленно-гуманитарный техникум.

Федотовских Н. В.. Адрес: Касли. Место работы: Каслинский промышленно-гуманитарный техникум.

Аннотация

Приведены вопросы для самоконтроля, которые можно применять как для закрепления изученного материала, так и для текущего дифференцированного контроля.

Ключевые слова:

Гидролиз солей, уравнения гидролиза солей, обратимый и необратимый гидролиз.


Методика и обмен опытом

Учим составлять уравнения ОВР

Авторы:

Сидоренко Н. Н.. Адрес: Воронежская обл.. Место работы: Семилукская сельская СОШ.

Аннотация

Приведена разработка занятия факультативного курса для учащихся 10-11-го классов по теме «Составление уравнений ОВР на ЕГЭ по химии».

Ключевые слова:

Егэ, окислительно-восстановительные реакции.

Список литературы
  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Учебник для 10 (11) класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.

  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: неорганическая химия: теория, упражнения, задачи, тесты: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных органи¬заций. — М.: Русское слово, 2017.

  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Готовимся к Единому государственному экзамену: органическая химия: пособие для учащихся: теория, упражнения, задачи, тесты. — М.: Русское слово, 2013.

  • http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  • https://chem-ege.sdamgia.ru


Методика и обмен опытом

О международном медицинском вступительном экзамене (IMAT)

Авторы:

Борунова Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Шварц Е. С.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье рассмотрено содержание блока «Химия» международного медицинского вступительного экзамена IMAT, даны примеры заданий. По результатам этого экзамена проводят приём студентов на Международный факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова, а также на медицинские факультеты многих европейских университетов.

Ключевые слова:

Международный медицинский вступительный экзамен, задания с множественным выбором ответа, «химический» английский язык.

Список литературы
  • 1. Кузнецова Е. В. Подготовка врача начинается в школе // Химия в школе. — 2017. — № 7. — С. 2–3.

  • 2. The IMAT Test Specifi cation. — Cambridge: UCLES, 2017.

  • 3. Admission Test for the Degree Course in Medicine and Surgery. Academic Year 2017/2018. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://www.admissionstesting.org/images/462135-imat-past-paper-2017.pdf

  • 4. Admission Test for the Degree Course in Medicine and Surgery. Academic Year 2016/2017. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://www.admissionstesting.org/images/370030-imat-specimen-paper-.pdf

  • 5. Derry L., Connor M., Jordan C. Chemistry: For use with the IB Diploma Programme Standard Level. — Melbourne: Pearson Education Australia, 2008.

  • 6. Краткий англо-русский русско-английский словарь-справочник химических терминов с произношением / Под ред. к.п.н. доцента М. М. Кутеповой. — М.: Издательство «Экзамен», 2006.


Методика и обмен опытом

Из опыта обучения решению задач повышенной сложности

Авторы:

Шмелёва Л. Г.. Адрес: г. Раменское, Московская обл.. Место работы: Гимназия № 2.

Аннотация

Приведён пример организации одного из занятий в рамках элективного курса для старшеклассников «Решение задач по химии повышенной сложности». На данном занятии рассматривается решение задач, в условиях которых речь идёт о протекании нескольких последовательных реакций.

Ключевые слова:

Элективный курс, решение задач, комплексные соединения.

Список литературы
  • Методическое пособие к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия». 10 (11) класс. Углублённый уровень / авт.-сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Учебник для 10 (11) класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.

  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 10 (11) класс. Углублённый уровень». - М.: Русское слово, 2015.

  • Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы. - М.: Русское слово, 2013. (Серия «Подготовка к ЕГЭ»).


Консультация

Механизмы органических реакций: реакции радикального присоединения и замещения

Авторы:

Карцова А.А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СПбГУ.

Аннотация

В статье дано подробное описание механизмов протекания реакций радикального присоединения и замещения, приведены примеры заданий по органической химии, для выполнения которых необходимы знания о механизмах протекания реакций.

Ключевые слова:

Механизмы органических реакций, радикальное присоединение, радикальное замещение.


Химический эксперимент

Использование мобильных приложений для фотоколориметрии в школьных исследованиях

Авторы:

Меньшиков В. В.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Лисун Н. М.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Симонова М. Ж.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Сутягин А. А.. Адрес: Челябинск. Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Аннотация

В статье рассмотрена возможность применения программного обеспечения смартфонов для аналитических целей в химической лаборатории. На примере количественного определения ионов меди и кобальта показана возможность замены смартфоном лабораторного спектрофотометра для проведения фотометрического анализа. Применение смартфонов для этих целей позволит расширить возможности аналитических исследований при организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Ключевые слова:

Смартфон, спектрофотометрический анализ, градуировочный график.

Список литературы
  • 1. Меньшиков В. В., Лисун Н. М., Сутягин А. А., Стерлигов Г. Самодельный спектрофотометр для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С. 60–63.

  • 2. Smartphones in science teaching / The European platform for science teachers [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.science-on-stage.eu/page/

  • display/5/28/1290/istage-2-smartphones-in-scienceteaching

  • 3. Kehoe E., Penn R.L. Introducing colorimetric analysis with camera phones and digital cameras: an activity for high school or general chemistry // J. Chem. Educ., 2013. — V. 90. — № 9. — Pp. 1191–1195.

  • 4. Montangero M. Determining the amount of copper(II) ions in a solution using a smartphone // J. Chem. Educ.,2015. — V. 92. — № 10. — Pp. 1759–1762.

  • 5. Tu San Park et al. Paper microfluidics for red wine testing // The Royal Society of Chemistry, 2014. — № 4. — Pp. 24356–24362/

  • 6. Schafer M., Ulber R. Biosensorischer Schwermetallnachweis am Smartphone-Photometer // Dresdner Sensor-Symposium, 2017. — Pp. 114–119.

  • 7. Qingshan Wei et al. Fluorescent Imaging of Single Nanoparticles and Viruses on a Smart Phone // ACS Nano, 2013. — V. 7. — № 10. — Pp. 9147–9155.


Химический эксперимент

Как организовать самостоятельное исследование

Авторы:

Нгуен Тхук Тху. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Чан Тхи Тхань. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Боровских Т. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.

Аннотация

В статье рассматривается пример самостоятельной работы в практикуме по химии - организация самостоятельного исследования на примере изучения темы «Скорость химической реакции. Равновесие» в старших классах средней школы. При выполнении исследования школьники учатся планировать и проводить самостоятельно исследование химических явлений и процессов, делать выводы на основании наблюдений, что способствует повышению учебной мотивации и, как следствие, развитию их познавательной активности. Самостоятельная работа в практикуме по химии обеспечивает также развитие целого ряда универсальных учебных действий когнитивной и регулятивной групп.

Ключевые слова:

Самостоятельная работа, химический эксперимент, самостоятельное исследование, мотивация к обучению, познавательная активность.

Список литературы
  • 1. Байбакова Ю. А. Из опыта проведения урока-исследования // Химия в школе. — 2017. — № 4. — С. 32–34.

  • 2. Неводчикова М. П. Урок-исследование по теме «Алюминий» // Химия в школе. — 2017. — № 8. — С. 22–26.

  • 3. Нгуен Суан Чыонг и др. Химия: учебник: 10 класс. — М.: Изд: Просвещение, 2006.

  • 4. Нгуен Суан Чыонг и др. Химия: учебник: 12 класс. — М.: Изд: Просвещение, 2016.

  • 5. Химия и жизнь (Солтерсовская химия). Часть III. Практикум: пер. с англ. — М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1997.

  • 6. Чан Тхи Тхань, Боровских Т. А. Химический эксперимент в технологии развития критического мышления // Химия в школе. — 2017. — № 10. — С. 47–50.


Внеурочная деятельность

Региональная олимпиада «Химоня»: формирование познавательного интереса

Авторы:

Исаев Д. С.. Адрес: Тверь. Место работы: СОШ № 43.

Соболев А. Е.. Адрес: Тверь. Место работы: Тверской государственный технический университет.

Аннотация

В статье представлена новая, адекватная современным условиям научно-методическая разработка формирования познавательного интереса школьников к химии посредством проведения Региональной олимпиады «Химоня». Олимпиада, куратором которой выступает Тверское региональное отделение Ассоциации учителей и преподавателей химии России, организуется в рамках системы внеурочной деятельности школьников в Тверской области. В статье обобщен опыт организации олимпиады «Химоня» за пять лет её проведения, даны подробные методические рекомендации по организации олимпиады, представлены результаты апробации научно-методической разработки.

Ключевые слова:

Формирование познавательных интересов, химические олимпиады школьников, региональная олимпиада «Химоня», логистика предметной олимпиады, методические рекомендации, образовательный эффект химической олимпиады.

Список литературы
  • 1. Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2122 «Химия». — М.: Просвещение, 1987. — С. 141.

  • 2. Исаев Д.С., Соболев А. Е. Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт решения тактических задач // Химия в школе. — 2017. — № 3. — С. 2–5.

  • 3. Isaev D., Sobolev А. Educational project «Khimonya» as one of the components of the regional system of extracurricular work in chemistry // 8th International Conference on Education and New Learning Technologies EDULEARN16

  • (4–6 July, 2016; Barcelona, Spain): Procee dings, 2016. — Pp. 2284–2289.

  • 4. Соболев А. Е. и др. Оригинальная задача: Сборник олимпиадных задач по химии. — Тверь: Издательство «СФК-офис», 2013.

  • 5. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Основные направления воспитательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научн. тр. 64-й Все-

  • российской научно-практической конференции химиков с международным участием (Санкт-Петербург, 13–15 апреля 2017 года). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. — С. 79–88.


Внеурочная деятельность

Из опыта организации проектной деятельности

Авторы:

Самофалова Н. Н.. Адрес: ст. Ладожская, Краснодарский край. Место работы: СОШ № 20.

Аннотация

Проект «Школа реальных дел» – это модель организации проектно-исследовательской деятельности и профессиональной ориентации обучающихся 7-11 классов школы через работу с конкретными ситуациями (кейсами), которые предлагают реальные работодатели из разных секторов экономики, организаций науки и культуры, органов местного управления.

Ключевые слова:

Проектная деятельность, Школа реальных дел, очистка воды, фильтры.

Список литературы
  • Новошинский И. И. Химия. 8 класс. Учебник — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013.

  • Пёрышкин А. В. Физика. 7 класс. Учебник. — М.: Дрофа, 2013.

  • Школа реальных дел. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://www.leaducation.ru/programms/shkolanovogo-pokoleniya/shkola-realnykh-del/

  • Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов. Методические рекомендации для подготовки к государственному экзамену по специальности 310700 «Зоотехния» / Под ред. Н. В. Пристача. — СПб.- Пушкин, 2008.

  • Насколько связаны между собой водопоение животных и их продуктивность? [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://big-fermer.ru/naskolko-svyazany-mezhdusoboi-vodopoenie-zhivotnyh-i-ih-produktivnost

  • Очистка воды из скважины. Основные способы. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://recn.ru/ochistka-vody-iz-skvazhiny-osnovnye-sposoby

  • Рудометов В. Н. и др. Бесконечный фильтр воды. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://www.findpatent.ru/patent/234/2343954.html

  • Обманчивая альтернатива — фильтрация воды. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://us-in.net/voda/voda_14.php


Из истории химии

Крымский период в биографии Н. И. Зелинского

Авторы:

Дергачёва И. Н.. Адрес: Симферополь. Место работы: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского.

Аннотация

В статье представлены материалы об участии выдающегося химика Н.Д. Зелинского в глубоководной океанографической экспедиции (1891) и его роли в химическом исследовании воды и ила Чёрного моря. Данная историко-химическая информация будет полезна учителям для достижения на уроке метапредметных результатов химического образования средствами представленного межпредметного материала об учёном Н. Д. Зелинском; разработки ситуационных задач, проблемных вопросов, а также для проведения внеурочных региональных мероприятий.

Ключевые слова:

Химик н д зелинский, развитие химической науки в Крыму, глубоководная океанографическая экспедиция (1891), химическое исследование воды и ила Чёрного моря, сероводород.

Список литературы
  • 1. Волков В. А. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. — М.: Высшая школа, 1991.

  • 2. Нилов Е. Зелинский / Под ред. О. Писаржевского. — М.: Молодая гвардия, 1964.

  • 3. Фигуровский Н. А. История химии. — М.: Просвещение, 1979.

  • 4. Зелинский Н. Д. Избранные труды. — М.: Наука, 1968.

  • 5. Балезин С. А., Бесков С. Д. Выдающиеся русские учёные химики. — Гос. Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953.

  • 6. Ена В. Г. и др. Открыватели земли Крымской. — Симферополь: Бизнес — Информ, 2007.

  • 7. Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели — исследователи морей и океанов. — М.: Государственное издательство географической литературы, 1954.