Кабинет химии: а как по закону?

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

На вопросы наших читателей, связанные с правилами безопасности при работе в кабинете химии, отвечает П. И. Беспалов, доцент кафедры естественно-научного образования Московского института открытого образования.

Ключевые слова:

хранение реактивов, правила безопасности.


Наука и промышленность

Изополисоединения в современной координационной химии

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Институт биологии и химии МПГУ.

Исайчев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Институт биологии и химии МПГУ.

Аннотация

В статье содержится обзор важнейших сведений по свойствам изополисоединений (полиоксометаллатов) как представителей координационных соединений. Рассматриваются равновесия в водных растворах ванадатов, молибдатов и вольфраматов. Обсуждаются состав, структурные формулы и полиэдрическое строение изополисоединений, а также основные направления их практического применения.

Ключевые слова:

полиоксометаллаты, изополисоединения, координационные соединения, поликонденсация, ванадаты, молибдаты, вольфраматы, молибденовые сини, молекулярные контейнеры.

Список литературы
  • 1. Гринберг А. А. Введение в химию комплексных соединений, 3 изд. – М., Л.: Химия. – 1966.

  • 2. Коттон Ф., Уилкинсон Дж.. Современная неорганическая химия, пер. с англ., т. 3. – М., Мир. – 1969.

  • 3. Медведев Ю. Н. Избранные главы общей химии. – М.: издат-во МГПИ. – 2002.

  • 4. Гринвуд Н., Эрншо А. Химия элементов, т.2. – М.: Бином. Лаборатория знаний. – 2008.

  • 5. Уэллс А. Структурная неорганическая химия, т.2. – М.: Мир. – 1987.

  • 6. Muller A., Fenske D., Kogerler P. ChemInform Abstract: From Giant Molecular Clusters and Precursors to Solid-State Structures // Current Opinion in Solid State and Materials Science. – 1999. – № 4. – P. 141.


Методика и обмен опытом

Виды и функции иллюстративного материала в процессе обучения

Авторы:

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Аннотация

В статье раскрыты различные варианты систематизации иллюстративного материала, применяемого в обучении химии. Описаны свойства выделенных групп наглядных средств и охарактеризованы их отличительные особенности. Раскрыты функции основных видов наглядности.

Ключевые слова:

средства наглядности, систематизация иллюстративного материала, функции изобразительных средств наглядности.

Список литературы
  • 1. Боровских Т. А. Анализ опыта обучения химии в странах Юго-Восточной Азии // Химия в школе. - 2016. - № 5. - С. 29-34.

  • 2. Болотина Т. В. и др. Основные приёмы и технологии в работе преподавателя курса ОРКСЭ. Методика работы с иллюстративным материалом // Методист. – 2013. - № 1. – С. 11-19.

  • 3. Антонов А. В. Информация: восприятие и понимание. - Киев: Наукова думка, 1988.

  • 4. Зуев Д. Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983.


Методика и обмен опытом

Как определить сформированность регулятивных УУД

Авторы:

Кортунов Г. М.. Адрес: Москва. Место работы: Институт биологии и химии МПГУ.

Боровских Т. А.. Адрес: Москва. Место работы: Институт биологии и химии МПГУ.

Аннотация

В статье рассматриваются способы определения у учащихся уровня сформированности регулятивных УУД при обучении химии. Предложены авторские разработки, описан зарубежный опыт по выявлению владения стратегиями саморегуляции при обучении химии.

Ключевые слова:

регулятивные УУД в обучении химии, диагностика сформированности УУД, Шкала стратегий саморегуляции.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.

  • 2. Judd J. S. The relationship between self-regulatory learning strategies and the academic achievement of high school chemistry students. Master’s thesis. University of Hawaii (USA), 2005. – 52 p.

  • 3. Seyhan S. G. Effects of self-regulatory strategy on prospective teachers’ chemistry self-efficacy according to class level and gender // Journal of Education and Training Studies. – 2016. – Vol. 4. - № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://dx.doi.org/10.11114/jets.v4i3.1213

  • 4. Макаров Ю. Б. Универсальные учебные действия на уроках химии и биологии // Первое сентября. Химия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/603240/


Методика и обмен опытом

Урок-исследование по теме «Алюминий»

Авторы:

Неводчикова М. П.. Адрес: Камызякский р-н, Астраханская обл.. Место работы: Волго-Каспийская СШ.

Аннотация

Автор предлагает урок для учащихся 9 класса по теме «Алюминий». Используя элементы проблемного обучения, проектной деятельности учитель даёт возможность обучающимся исследовать свойства алюминия и области его применения.

Ключевые слова:

алюминий, химический элемент, простое вещество, физические и химические свойства, кристаллическая решётка, амфотерность.


Методика и обмен опытом

Урок-практикум по изучению свойств и способов получения соляной кислоты

Авторы:

Демидов В. А.. Адрес: г. Киров. Место работы: СШ № 51.

Аннотация

Предложена разработка урока комплексного применения знаний по теме «Соляная кислота и её свойства. Получение соляной кислоты» (9-й класс). На нем учащихся в группах выполняют химический эксперимент. При этом они работают в знакомой ситуации, в изменённой ситуации, а также в новой ситуации.

Ключевые слова:

урок-практикум, соляная кислота, химический эксперимент.


Методика и обмен опытом

Развитие экологической культуры методом проектов

Авторы:

Золотавина Е. А.. Адрес: г. Заводоуковск, Тюменская обл.. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Автор представляет учебный проект «Обвиняются природные источники углеводородов» - урок изучения нового материала с использованием мультимедийной технологии, метода проектов.

Ключевые слова:

природные источники углеводородов, нефть, природный газ, учебный проект, мультимедийная технология.

Список литературы
  • Калабина А. А. Урок-игра по теме «Природные источники углеводородов» // Химия в школе. - 1999. - № 6. - С. 32-39.

  • Новикова Т. Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - № 7. – С. 15.


Методика и обмен опытом

Как мы изучаем применение спиртов

Авторы:

Кузовая Т. В.. Адрес: г. Белогорск, Амурская обл.. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Предложен урок в форме ролевой игры после изучения темы «Спирты». Цель урока - показать, что спирты - большая группа органических соединений, имеющих широкий спектр применения. На уроке уделено внимание проблеме алкоголизма.

Ключевые слова:

урок – ролевая игра, этанол, алкоголизм.


Методика и обмен опытом

Урок-конференция по теме «Средства бытовой химии и здоровье человека»

Авторы:

Казановская Е. Б.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Ставропольское президентское кадетское училище.

Аннотация

Статья посвящена одной из современных педагогических технологий - проектному обучению. Автор предлагает методическую разработку урока в форме конференции, на котором подводятся итоги обучающего проекта для учащихся 9-10 классов.

Ключевые слова:

проектное обучение, исследовательская работа, урок-конференция, познавательная активность.


Методика и обмен опытом

Об использовании на уроках философского словаря

Авторы:

Серокурова Ю. Л.. Адрес: с. Лесниково, Курганская обл.. Место работы: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева.

Аннотация

В статье предложен вариант изучения химических понятий, исходя из общей характеристики понятия, представленной в философском энциклопедическом словаре, проанализированы основные понятия химии с точки зрения объёма и содержания, отмечена межпредметная связь с курсом физики.

Ключевые слова:

понятие, структура и содержание понятия, родовой и видовые признаки, основные понятия химии.

Список литературы
  • Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.


Методика и обмен опытом

Основные подходы к решению расчётных задач

Авторы:

Жукова Н. И.. Адрес: Уссурийск, Приморский край. Место работы: Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики.

Аннотация

Работа посвящена решению одной задачи школьного курса химии различными методами.

Ключевые слова:

задача, методы решения, алгебраический метод, пропорция, количество вещества, моль, молярная масса.


Методика и обмен опытом

Расчётные задачи: корректная запись ответов

Авторы:

Хрусталёв А. Ф.. Адрес: Севастополь. Место работы: Севастопольский государственный университет.

Аннотация

Рассмотрены задачи из действующих учебников химии и приведены корректные записи ответов к ним.

Ключевые слова:

расчётные задачи, приближённые вычисления.

Список литературы
  • 1. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Домашняя работа по химии за 10 класс к учебнику «Химия. 10 класс», Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. – М.: Просвещение, 2000.

  • 2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD). – М.: Просвещение, 2014.

  • 3. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD): базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.

  • 4. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

  • 5. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD). – М.: Просвещение, 2014.

  • 6. Хрусталёв А. Ф. Информатика в задачах математики и химии // Информатика в школе. - 2014. - № 9.


Консультация

Химия без логических разрывов. Кислотно-основное равновесие в растворах и шкала рН

Авторы:

Мануйлов А. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогических исследований одаренности детей Российской академии образования». Специализированный учебно-научный центр НГУ.

Аннотация

В статье рассматривается кислотно-основное равновесие в водных растворах как частный случай равновесных химических процессов. Обсуждаются такие понятия как электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, кислотность и основность, константа и степень диссоциации. Рассматривается шкала рН. На основе закона разбавления даётся вывод формул для вычисления рН и α в растворах слабых кислот и оснований. Приведены примеры задач.

Ключевые слова:

электролитическая диссоциация, химическое равновесие, константа диссоциации, степень диссоциации, сильные и слабые электролиты, кислотность, основность, водородный показатель, шкала рН, закон разбавления Оствальда.

Список литературы
  • 1. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Скорость реакции и химическое равновесие // Химия в школе. – 2016. – № 2. – С. 9-17.

  • 2. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – С. 104.

  • 3. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 28, 31-32.

  • 4. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 10 (11) класс. Профильный уровень. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – С. 145.

  • 5. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А. Лунин В. В. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009. – С. 42, 57-63.

  • 6. Гордон А., Форд Р. Спутник химика. – М.: Мир, 1976. – С. 71-72, С. 92.

  • 7. CRC Handbook of Chemistry and Physics / Ed. D.R. Lide. – Taylor & Francis: CRC Press, 2007. – Sect. 8: Analytical Chem., Dissociation Constants of Organic Acids and Bases.

  • 8. Lange’s Handbook of Chemistry, 15th Edition / Ed. J. A. Dean. – McGraw-Hill, Inc., 1999. – Table. 8.7.

  • 9. Справочник химика / Под ред. Никольского Б.П. / М.: «Химия», 1965, том III, С. 77, 87, 95, 98, 102.

  • 10. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Единая природа химической связи // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 51-58.

  • 11. Загорский В. В., Морозова Н. И. Задачи на вступительных экзаменах в МГУ на тему «Равновесие» и «Равновесие в растворах» – М.: МГУ, Электронная библиотека учебных материалов по химии. – Режим доступа: www.chem.msu.su/rus/elibrary, раздел «Задачи для подготовки к вступительным экзаменам на химический фак-тет МГУ».

  • 12. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Белевцова Е. А. Квадратные уравнения в конкурсных и олимпиадных задачах // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 36-42.

  • 13. Чупахин А. П., Коренев С. В., Федотова Т. Д. Химия в НГУ. Физическая химия. – Новосибирск: НГУ, 2011. – С. 106-108.

  • 14. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, разделы: Коллекции / Предметные коллекции / Химия / Неорганическая химия. Видеоопыты: а) / Водород. Кислоты / Свойства кислот / 3. Действие кислот на индикаторы. б) Растворы. Вода. Основания. Соли / Основания / 1. Действие щелочей на индикаторы.

  • 15. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, разделы: Коллекции / Предметные коллекции / Химия / Неорганическая химия. Видеоопыты: / Теория электролитической диссоциации / Электролиты и неэлектролиты / Зависимость электропроводности растворов от концентрации.


Химический эксперимент

Определение тяжёлых металлов методом хроматографии на бумаге

Авторы:

Сибриков С. Г.. Адрес: Ярославль. Место работы: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Казин В. Н.. Адрес: Ярославль. Место работы: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Гузов Е. А.. Адрес: Ярославль. Место работы: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Аннотация

Рассмотрена методика проведения хроматографии на бумаге для аналитического определения содержания тяжёлых металлов. Идентификацию соединения проводят по индексу подвижности в определённом элюенте, с применением качественных реакций соответствующих реагентов на катионы.

Ключевые слова:

хроматография на бумаге, тяжёлые металлы, окружающая среда.

Список литературы
  • 1. Белявская Т. А., Большова Т. А., Брыкина Г. Д. Хроматография неорганических веществ (практическое руководство): Учеб. Пособие для хим. фак. ун-тов и хим.-технол. вузов. – М., Высшая школа, 1986.

  • 2. Харитонов Ю. Я. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн.1.Общие теоретические основы. Качественный анализ: Учеб, для вузов. - М., Высшая школа, 2001.

  • 3. Харитонов Ю. Я. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн.2. Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы анализа: Учеб, для вузов. - М., Высшая школа, 2003.


Химический эксперимент

Мини-квест как форма проведения практической работы

Авторы:

Коваленко И. Н.. Адрес: Ростов-на-Дону. Место работы: Лицей № 27 им. А. В. Суворова.

Аннотация

Предложена методическая разработка проведения практической работы «Получение и свойства соединений металлов» (9 класс) в форме мини-квеста.

Ключевые слова:

квест, развитие мыслительной деятельности, полезные свойства соли, роли в группах, качественные реакции.

Список литературы
  • Габриелян О. С. Химия 9 кл. Учебник для образовательных учреждений. - М., Дрофа, 2009. – с. 84-85.

  • Никулина Н. В. Химический квест: увлекательно и полезно // Химия в школе. - 2016. - №10. - с.58-60.


Внеурочная деятельность

О решении олимпиадных задач на вывод формулы вещества

Авторы:

Курамшин Б. К.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский Приволжский федеральный университет.

Аннотация

В статье рассмотрен алгоритм решения олимпиадных задач на вывод формулы вещества. Приведены примеры задач и их подробные решения.

Ключевые слова:

химические олимпиады, уравнение реакции, математические методы решения задач по химии.

Список литературы
  • Лисицын А. З., Зейфман А. А. Очень нестандартные задачи по химии / под ред. В. В. Еремина. – М.: МЦНМО, 2015.