О целях обучения химии в школе, Или почему учащимся не нравится химия

Авторы:

Ахметов М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: УлГПУ им. И. Н. Ульянова.

Аннотация

На пути внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) общеобразовательные организации и учителя сталкиваются с рядом проблем. Нередко возникающие препятствия оказываются настолько непреодолимыми, что возникает риск реализации ФГОС ОО только на бумаге. О причинах возникающих трудностей, и о том, что органы управления образованием и учителя химии могут сделать, чтобы химия вновь стала любимой учебной дисциплиной миллионов учащихся, говорится в статье.

Ключевые слова:

обучение химии, общеобразовательная школа, образовательные стандарты, трудности реализации.

Список литературы
  • 1. Международные исследования // Центр оценки качества образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/projects.htm - (10.04.2016).

  • 2. Лисичкин Г. В., Леенсон И. А. Школьное естественно-научное образование: история, итоги, перспективы // Химия в школе. – 2010. − № 6. – С. 5.

  • 3. Оржековский П. А. С чего начинать изучать химию, или Как заинтересовать химией: Круглый стол на третьем Московском педагогическом марафоне учебных предметов 8 апреля 2004 г. [Электронный ресурс] – Сайт издательства «1 сентября». – Режим доступа: him.1september.ru/2004/33/4.htm – (10.04.2016).

  • 4. Журин А. А. Парадоксы обучения химии в современной школе // Химия в школе. – 2007. - № 9. – С. 2-5.

  • 5. Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии: методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2006.

  • 6. Миренкова Е. В., Пак М. С. Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности // Химия в школе. - 2015. - № 10. С. 7-13.

  • 7. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.


Методика и обмен опытом

О формировании естественно-научной грамотности учащихся

Авторы:

Заграничная Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСРО РАО.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования естественно-научной грамотности учащихся. Эта тема актуальна в настоящее время и разрабатывается в Центре естественно-научного образования ИСРО РАО. Статья знакомит учителей химии с современным подходом к достижению результатов естественно-научного образования.

Ключевые слова:

естественно-научная грамотность, научный метод познания, требования ФГОС к результатам обучения.

Список литературы
  • 1. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2012 г.) - http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm

  • 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010 г. - URL:http://минобрнауки.рф

  • 3. Ковалёва Г. С. Доклад «Основные результаты российских учащихся в международных сравнительных исследованиях качества общего образования PIRLS-2011 и TIMSS-2011: проблемы и перспективы». - М.: ИСМО РАО, 2013.

  • 4. Ковалёва Г. С. РISА - размышления на распутье // Народное образование. – 2008. - № 8. - С. 155-166.

  • 5. Разумовский В. Г., Майер В. В., Вараксина Е. И. ФГОС и изучение физики в школе. О научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников. – М., СПб.: Нестор-История, 2014. - С. 208.

  • 6. Перминова Л. М. Развитие дидактического принципа научности в контексте современности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. - № 4. - С. 63-74.

  • 7. Менделеев Д. И. Заветные мысли: Полное издание. - М.: Мысль, 1995. — С. 246-248.

  • 8. Оржековский П. А. О методологических позициях современного учителя // Химия в школе. – 2015. - № 6. – С. 2-4.

  • 9. Пентин А. Ю. Некоторые направления модернизации курса физики основной школы: формирование естественно-научной грамотности учащихся // Физика в школе. – 2015. - № 6.

  • 10. Заграничная Н. А. О проблемах формирования общеучебных умений // Химия в школе. - 2014 . - № 3. - С. 11-15.


Методика и обмен опытом

Из опыта организации проблемно-интегративного обучения

Авторы:

Безрукова Н. П.. Адрес: Красноярск. Место работы: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.

Агафонова И. П.. Адрес: Красноярск. Место работы: Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого.

Аннотация

В контексте системного подхода предложена классификация междисциплинарных связей, на основе которой следует разрабатывать учебные проблемы для формирования у студентов опыта разрешения интегративных проблем в будущей профессиональной деятельности. Проведена типологизация и приведены примеры учебных интегративных проблем, использование которых содействует развитию не только развитие химических компетенций, но и компонентов профессиональных и общих компетенций студентов в процессе обучения химическим дисциплинам.

Ключевые слова:

профессиональное образование, подготовка фармацевта, обучение химическим дисциплинам, классификация междисциплинарных связей, учебная интегративная проблема.

Список литературы
  • 1. Агафонова И. П., Безрукова Н. П. Реализация преемственности и практико-ориентированности в системе развития химических компетенций студентов фармацевтического колледжа // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2012. – № 3. – С. 11–16.

  • 2. Агафонова И. П. Методика проблемно-интегративного обучения химии студентов фармацевтического колледжа // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 103–108.

  • 3. Шаталов М. А. Система методической подготовки учителя химии на основе проблемно-интегративного подхода: Монография. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004..

  • 4. Гаркунов В. П., Николаева Е. Б. Межпредметные связи при проблемном изучении химии // Химия в школе. – 1982. – № 3.– С. 28–30.

  • 5. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981.

  • 6. Пан Н. В. Химия в профессии: интеграция со специальными дисциплинами // Химия в школе. – 2010. – № 1. – 39-40.

  • 7. Минченков Е. Е., Старченко А. К. Межпредметные связи в процессе формирования понятия о химической реакции // Химия в школе. – 1987. – № 2. – С. 28–31.

  • 8. Афанасьева О. Ю. Коммуникативное образование студентов педагогических вузов на основе идеи междисциплинарности // Педагогическое образование и наука. – 2006. – № 2. – С. 24–28.

  • 9. Кукушкин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  • 10. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.


Методика и обмен опытом

Процессуальный мониторинг как мониторинговая система

Авторы:

Солянкина Н. Л.. Адрес: Красноярск. Место работы: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Аннотация

На примере содержания школьного курса химии в статье рассматривается процессуальный мониторинг как мониторинговая система, которая представляет собой совокупность четырех элементов: субъекты мониторинга, комплекс мониторинговых процедур, инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности, сама мониторинговая деятельность. Автор описывает каждый элемент мониторинговой системы и приводит фрагменты методических материалов (карты развития, листа учебных достижений, учебные задания), необходимых для организации процессуального мониторинга.

Ключевые слова:

мониторинг, процессуальный мониторинг, мониторинговая система, учебные достижения.

Список литературы
  • 1. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. - М.: Интеллект-центр, 2005.

  • 2. Белкин А. С. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь. – Екатеринбург, 1995.

  • 3. Вербицкая Н., Назаров В. Мониторинг и саморазвитие школьного управления // Директор школы. – 1999. № 6. – С. 15-19.

  • 4. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000.

  • 5. Ильенкова С. Д. и др. Социальный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1998.

  • 6. Кальней В. А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». – М.: Педагогическое общество России, 1999.

  • 7. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

  • 8. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. – М.: ИНФРА – М – НОРМА, 1998.

  • 9. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  • 10. Попов В. Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг. – 2000. № 2. – С. 30-33.


Методика и обмен опытом

Ситуационные задачи в практико-ориентированном обучении

Авторы:

Огородник В. Э.. Адрес: Минск. Место работы: Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка.

Аршанский Е. Я.. Адрес: Витебск. Место работы: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова.

Аннотация

Статья содержит методические рекомендации к составлению практико-ориентированных ситуационных задач по химии, классификацию таких задач по инвариантной и вариативной (ситуационно-контекстной) части и примеры конкретных задач.

Ключевые слова:

практико-ориентированное обучение, ситуационные задачи по химии, классификация химических задач.

Список литературы
  • 1. Аршанский Е. Я., Романовец Г. С., Мякинник Т. Н. Настольная книга учителя химии: Учебно-методическое пособие для учителей общеобразоват. учреждений с бел. и рус. яз. обучения / под ред. Е. Я. Аршанского. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – (Мастерская учителя).

  • 2. Огородник В. Э. Возможности использования практико-ориентированных ситуационных задач в курсе методики обучения химии // Свиридовские чтения: Сб. статей. – Мн.: БГУ. – 2009. – Вып. 5 (в печати).

  • 3. Горбенко Н. В. Ситуационные задачи как одна из форм работы с текстом // Химия в школе. – 2011. - № 3. – С. 48-50.

  • 4. Жулькова Н. В. Роль и место ситуационных задач в современном уроке // Химия в школе. – 2013. - № 9. – С. 45-47.

  • 5. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004.


Методика и обмен опытом

Тестовые задания при смешанном обучении

Авторы:

Ганина Н. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский технологический университет.

Аннотация

Рассмотрены возможности использования тестовых заданий по химии в условиях дистанционного и смешанного обучения. Показана перспективность использования тематических тестовых заданий по всем разделам курса с детализацией по группам химических элементов для домашних заданий в рамках смешанного обучения.

Ключевые слова:

тестирование, тест по химии, тестовое задание, дистанционное обучение, смешанное обучение, довузовская подготовка.

Список литературы
  • 1. Ганина Н. В. Тесты в вузе: их место в системе управления качеством учебного процесса. – Материалы XVIII Международной научно-методической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». – ЛЭТИ, Санкт-Петербург, 2012. – С. 134-136.

  • 2. Ганина Н. В. Использование тестов в системе управления качеством (на примере химического вуза). - Вестник Тверского Государственного университета. – 2015. - № 2. - С. 73-78.

  • 3. Кондаков М. Л., Латыпова Е. В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности. – http://www.vestnik.edu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/

  • 4. Нечитайлова Е. В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды. - Химия в школе. – 2014. – № 9. - С. 22-28.


Методика и обмен опытом

Трудно изменить привычку

Авторы:

Шульчус A.. Адрес: Каунас, Литва. Место работы: Технологический университет.

Аннотация

В химии, особенно при решении задач, часто используют значение молярного объёма газа и указывают термин «нормальные условия». Но этот термин противоречит указаниям ЮПАК, и численное значение молярного объёма газа из-за уточнённого значения стандартного давления немного больше. Трудно, но уже пора в преподавании химии учитывать рекомендации международной организации ЮПАК.

Ключевые слова:

молярный объём газа, идеальные и реальные газы, нормальные и стандартные условия.

Список литературы
  • 1. Мануйлов А. В., Родионов В. И. Основы химии: Интернетучебник.  Новосибирск: Изд-во НГУ, 2013.  Режим доступа:

  • http://www.hemi.nsu.ru/ucheb189.htm

  • 2. Шелинский Г. И., Юрова Н. М. Химия: Учебник для 11 класса.  СПб.: Книжный мир, 2005.

  • 3. Averill B., Eldredge P. Chemistry: Principles, patterns and applications.  Pearson Benjamin Cummings, 2006.  Р. 444.

  • 4. Бердоносов C. C., Менделеева Е. А. Химия: Новейший справочник.  М.: Mахаон, 2006.

  • 5. Полинг Л., Полинг П. Химия.  М.: Мир 1978. - С. 683.

  • 6. Petrucci R. General chemistry: Principles and modern applications.  Macmillan Publishing Company, New York, 1989. - Р. 1042.

  • 7. McNaught A. D., Wilkinson A. (1997). Compendium of Chemical Terminology: The Gold book (2nd ed.). Blackwell Science. ISBN 0865426848.

  • http://www.iupac.org/goldbook/S05910.pdf

  • 8. IUPAC Compendium of Chemical Terminology: Тhe Gold Book (2nd ed.). Compiled by McNaught, A. D.; Wilkinson, A.; Blackwell Scientific Publications: Oxford, 1997. XML online corrected version created by Nic, M.; Jirat, J.; Kosata, B. Updates compiled by Jenkins, A. http://goldbook.iupac.org/ (accessed Jul 2015).

  • 9. McBane G. A plea for the abandonment of the atmosphere as a unit in gas law instruction  Journal of Chemical Education.  2009. - № 86. - Vol. 1. - Р. 1718.

  • 10. International Union of Pure and Applied Chemistry (1982). “Notation for states and processes, significance of the world standard in chemical tehermodynamics, and remarks on commonly tabulated forms of thermodynamic functions”. Pure Appl. Chem. 54 (6): 1239–50. http://media.iupac.org/publicatins/pac/1982/pdf/5406x1239.pdf

  • 11. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. – М.: Мир, 2002. - Т. 1.

  • 12. Gallagher R. M., Ingram P. Complete Chemistry. – Oxford University Press, 2001.


Методика и обмен опытом

Считаем бутерброды с колбасой

Авторы:

Александрова Е. В.. Адрес: г. Гаврилов Посад, Ивановская обл.. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

В данной статье рассматривается нестандартный приём составления алгоритма решения задач на «избыток» вещества. На этапе актуализации знаний вместо химической задачи решаем бытовую задачу по приготовлению бутербродов с колбасой. Обобщая результаты работы над бытовой задачей, формулируем алгоритм решения задач на «избыток» вещества.

Ключевые слова:

нестандартный приём, задача, алгоритм, избыток вещества, бытовая задача, бутерброды с колбасой.


Химический эксперимент

Учебные фильмы в цифровом формате как важный инструмент обучения

Авторы:

Пустовит С. О.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

В статье на примере учебных фильмов, представленных в цифровом формате, рассмотрены возможности применения цифровых образовательных ресурсов при обучении учащихся химии. Определено положение цифровых образовательных ресурсов в интерактивном обучении школьников. Приведена классификация видеозаписей и показаны возможности оптимального сочетания реального и компьютерного эксперимента.

Ключевые слова:

цифровые образовательные ресурсы, учебный фильм, электронные издания, интерактивное обучение, химический эксперимент, экспериментальные умения.

Список литературы
  • 1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. – М.: Владос, 1994.

  • 2. Волкова С. А., Пустовит С. О. Химический эксперимент нового поколения на основе цифровых лабораторий // Химия в школе. – 2013. - № 4. – С. 51-55.

  • 3. Амирова А. Х. Учебные видеофильмы на уроках химии // Химия в школе. – 2002. - № 7. – С. 37-40.

  • 4. Амирова А. Х. Видеофильмы на уроках химии как фактор развития культуры // «Химия» издательского дома «Первое сентября». – 2006. - № 6. – С. 35-36.

  • 5. Наноструктура [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=S54N2OWxxpY

  • 6. Сера. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=RegJSQk9TNs

  • 7. Тайны древности. Магия алхимии. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=crRp

  • 8. Наностекло [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=gzoNZ0pX9Kc

  • 9. В каких видах и форматах существует видео в интернете? [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ChromaVideo.biz/

  • 10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

  • 11. Ковальчук О. М. Технологии интерактивного обучения. Методическая разработка по химии по теме «Технологии интерактивного обучения на уроках химии». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nsportal.ru/shkola/khimiya/library/tehnologii-interaktivnogo-obucheniya

  • 12. Прасолова Е. Л. Педагогика. Междисциплинарный словарь-справочник: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2006.

  • 13. Углерод. Киевнаучфильм. Часть 1. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=5haQDkJ9B8

  • 14. Углерод. Киевнаучфильм. Часть 2. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=pA8JQnK0WeY

  • 15. Волкова С. А., Пустовит С. О. Наш опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников по химии // «Химия» издательского дома «Первое сентября». – 2014. - № 1. – С. 20-27.

  • 16. Волкова С. А., Куприянова Н. С., Пустовит С. О. Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС // Химия в школе. – 2014. - № 1. – С. 61-69.


Химический эксперимент

Исследовательская работа учащихся в условиях школьной лаборатории

Авторы:

Лосева Н. И.. Адрес: Тобольск. Место работы: Филиал ТюмГНГУ в Тобльске.

Аннотация

В статье рассматривается возможность организации исследовательской работы учащихся на примере исследования душистых веществ и эфирных масел. Показаны методики определения содержания сложных эфиров в различных эфирных маслах, способы получения фруктовых эссенций, осуществление которых возможно в условиях школьной лаборатории.

Ключевые слова:

сложные эфиры, ароматерапия, этерификация.

Список литературы
  • Миргородская С. Аромалогия: quantum satis. - М.: Навеус, 1999.

  • Сидоров И. И. Технология натуральных эфирных масел и синтетических душистых веществ. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984.

  • Шулов Л. М., Хейфиц Л. А. Душистые вещества и полупродукты парфюмерно-косметического производства. - М.: Агропромиздат, 1990.


Химический эксперимент

Опыты по определению качества молока и молочных продуктов

Авторы:

Проскурина И. К.. Адрес: Ярославль. Место работы: Педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Шумилова Л. А.. Адрес: Ярославль. Место работы: Педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Лисицина Д. С.. Адрес: Ярославль. Место работы: Педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Аннотация

В статье рассмотрены основные классы химических соединений в составе молока и биологические функции некоторых из них. Приведены доступные для выполнения в условиях школы методики определения качества молока и молочных продуктов. Данные методики можно использовать во внеурочной деятельности учащихся по химии.

Ключевые слова:

незаменимые аминокислоты, казеин, лактоглобулин, альбумин, липиды.

Список литературы
  • ГОСТ 32252-2013.

  • Горбатова К. К. Химия и физика молока. - СПб.: ГИОРД, 2004.

  • Шапиро Д. К. Практикум по биологической химии. - Минск: Вышэйшая школа, 1976.


Химический эксперимент

Химический синтез в проектных работах учащихся

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Институт открытого образования.

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1253.

Аннотация

Предлагается методика синтеза люминола, соединения, способного к хемилюминесценции, выделению света в процессе окисления в водных растворах. Осуществление синтеза данного вещества и изучение его удивительных свойств можно рассматривать как эффективную форму проектной работы учащихся, направленной на повышение устойчивого познавательного интереса как к химии, так и к обучению в целом.

Ключевые слова:

люминол, хемилюминесценция, химический синтез, учебное исследование, проектная работа.

Список литературы
  • 1. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Как организовать учебное исследование // Химия в школе. - 2010. - № 5. — С. 61-64.

  • 2. Тайдаков И. В. Хемилюминесценция в школьной лаборатории // Химия в школе. - 1999. - № 2. — С. 48-51.


Внеурочная деятельность

КВН «День моля»

Авторы:

Хамитова А. И.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Аннотация

В статье представлен сценарий КВН, посвященного дню моля для школьников 8-х классов. Определены действующие лица, задания для участников. Даны методические указания по подготовке к КВН.

Ключевые слова:

день моля, КВН, алхимический период, Периодическая система химических элементов Д И Менделеева, принцип систематизации химических элементов, сценарий.

Список литературы
  • 1. Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. День моля // Химия в школе. - 2012. - № 7. - С. 41-42.

  • 2. Пенькова Г. А. День моля: создаём традиции сами // Химия в школе. - 2014. - № 7. - С. 62-63.

  • 3. Чекмарёв А. М., Тарасова Н. П., Сметанников Ю. В. Химия, ядерная энергетика, устойчивое развитие. - М.: Академкнига, 2006.

  • 4. Левицкий М. М. О химии серьёзно и с улыбкой. - М.: Академкнига, 2005.


Из истории химии

Патриотическое воспитание учащихся на основе фактов из истории науки

Авторы:

Пак М. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

В статье речь идёт об использовании историко-химических материалов в решении задач патриотического воспитания учащихся.

Ключевые слова:

патриотизм, историко-химические материалы, вклад учёных-химиков в развитие химии и в защиту Отечества, патриотическое воспитание.

Список литературы
  • 1. Пак М. С. Патриотизм в содержании современного образования // Наука XXI века: теория, практика, перспективы: Сборник статей МНПК. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 141-142.

  • 2. Пак М. С., Бондаренко Д. К. Патриотический потенциал в содержании обучения химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - С. 389-394.

  • 3. Фигуровский Н. А. Торжество научного предвидения // Химия в школе. - 1983. - № 6. – С. 3-6.

  • 4. Кузнецов В. И., Волков В. А. Советские учёные-химики в период Великой Отечественной войны // Химия в школе. - 1984. - № 6. – С. 6-11.