Год литературы: из наследия Д. И. Менделеева

Авторы:

Пак М. С.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

В статье речь идёт о необходимости изучения литературного наследия гениального учёного и писателя Д. И. Менделеева.

Ключевые слова:

год литературы, Менделеев как великий писатель, монография «Заветные мысли».

Список литературы
  • 1. Указ Президента Российской Федерации от 12.06.2014 № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы». http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?1;3636988.

  • 2. Неводчикова М. П.; Белова Г. Н.; Семенькова Н. И.; Мишенина Н. Л. Интеллектуальная игра «Великий русский химик» // Химия в школе. – 2009 – № 1. – С. 60.

  • 3. Макареня А. А., Егорова Г. И. Д. И. Менделеев и всемирные выставки минувших лет // Химия в школе. – 2010. – № 3. – С. 66.

  • 4. Митряева И. В. Вечер воспоминаний «Менделеевская пятница» // Химия в школе. – 2003. – № 9. – С. 70.

  • 5. Калимуллина Х. Х. В Менделеевской гостиной за чашкой чая. // Химия в школе. – 2014. – № 5. – С. 57.

  • 6. Менделеев Д. И. Заветные мысли. – М.: Мысль, 1995.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заведующий правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Аннотация

Заведующий правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.


Методика и обмен опытом

Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности

Авторы:

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

Традиционная методика обучения химии ориентирована на организацию учителем познавательной деятельности учащихся. В связи с введением Федерального государственного стандарта основного общего образования актуальна переориентация методики на создание учителем условий самоорганизации учащихся в познавательной деятельности. Способность к самоорганизации и к самообразованию во многом определяет успешность профессиональной деятельности молодого человека в условиях инновационной экономики, которая постоянно реализует новые технологии (вбирает новизну извне). Рассмотрению условий, в которых может происходить самоорганизация учащихся в познавательной деятельности, посвящена настоящая статья.

Ключевые слова:

синергетика, самоорганизация в познавательной деятельности, мотивация обучения, метапредметные требования, методы познания, типология затруднений в познании, полилогическое обсуждение.

Список литературы
  • 1. N-T.org – электронная библиотека. Нобелевские лауреаты.

  • 2. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. - М.: Наука, 2000.

  • 3. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ: Астрель, 2013.

  • 4. Семёнов И. Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. - М.: изд-во МГУ, 1977. - Вып. 7. - С. 39-49.


Методика и обмен опытом

Методические задачи как средство формирования опыта творческой деятельности учителя

Авторы:

Чернышева Л. А.. Адрес: Брянск. Место работы: Гимназия № 1.

Титов Н. А.. Адрес: Брянск. Место работы: Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского.

Аннотация

Анализ отечественных и зарубежных публикаций показывает, что одним из приоритетов стратегического развития профессионального образования является подготовка специалистов, владеющих не только суммой фундаментальных знаний и умений, но и обладающих развитыми творческими способностями. В статье авторы рассматривают проблему формирования опыта педагогического творчества у учителей и студентов педагогических и химических специальностей. Проанализировано, чем творческая задача отличается от нетворческой; рассмотрены понятия «педагогическая задача», «методическая задача».

Ключевые слова:

педагогическое творчество, деятельность, педагогическая задача, методическая задача.

Список литературы
  • 1. Оржековский П. А. Осознанность знаний по химии как основной показатель выполнения требований ФГОС // Химия в школе. - 2014. - № 8. - С. 7-11.

  • 2. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.

  • 3. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Школа-Пресс, 1997.

  • 4. Медведев Ю. Н. Вопрос из подслушанного разговора, или Почему фенолфталеин не изменил окраску? // Химия в школе. - 2012. - № 5. - С. 46-48.


Методика и обмен опытом

Из опыта реализации проекта «Семейная химия»

Авторы:

Шепелев М. В.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Аннотация

В статье представлена организационно-педагогическая модель процесса обучения учащихся младшего школьного возраста на примере реализации проекта «Семейная химия» с использованием технологий системно-деятельностного подхода и групповой формы работы совместно с родителями учащихся. Показано, что предложенные подходы могут быть эффективно использованы на пропедевтическом этапе изучения химии как в системе дополнительного образования школьников, так и в условиях классно-урочной деятельности.

Ключевые слова:

пропедевтика химии, формирование мотивации к изучению химии, системно-деятельностный подход, групповая форма работы.

Список литературы
  • 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  • 2. Шакирова Н. С., Чернобельская Г. М. Использование методов педагогического исследования на пропедевтических занятиях в химической лаборатории политехнического музея // Наука и школа. – 2012. – № 1. – С. 71–74.

  • 3. Шакирова Н. С., Войнова И. Ю., Чернобельская Г. М. Школа и музей: опыт сотрудничества // Химия в школе. – 2012. – № 2. – С. 75–79.

  • 4. Шепелев М. В., Вашурин А. С. Как развить химические способности учащихся младшего школьного возраста // Химия в школе. – 2014. – № 5. – С. 38–42.

  • 5. Лисичкин Г. В., Коробейникова Л. А. Годитесь ли вы в химики? Часть первая, теоретическая // Химия и жизнь. – 1981. – № 4. – С. 13–17.

  • 6. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / Под ред. Т. С. Назаровой. – М.; СПб.: Нестор-История, 2012.

  • 7. Шепелев М. В. К вопросу о формировании методической системы педагогической поддержки одарённых детей на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2012. – № 4. – С. 121–124.

  • 8. Шепелев М. В. Формирование и развитие творческих способностей учащихся на практических занятиях по химии // Химия в школе. – 2013. – № 7. – С. 46–50.

  • 9. Шалашова М. М. Оценка качества школьного химического образования: инновационный инструментарий // Химия в школе. – 2011. – № 10. – С. 20–27.

  • 10. Шепелев М. В. К вопросу о проектировании индивидуальных образовательных траекторий научно-исследовательской деятельности одарённых по химии учащихся в системе «Школа – вуз» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 2 (22). – С. 114–116.

  • 11. Шепелев М. В., Румянцев Е. В., Вашурин А. С. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе «Школа – вуз»: опыт регионального университета // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 4. – № 3. – С. 210–214

  • 12. Марфин Ю. С., Шепелев М. В. Практико-ориентированное преподавание химии, или «Химия на кухне» // Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. – Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2013. – С. 11–15.


Методика и обмен опытом

Обобщение знаний по теме «Классификация неорганических веществ»

Авторы:

Гольдинштейн Л. В.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 1394.

Аннотация

Предлагается конспект урока по теме «Классификация неорганических веществ». Цель его - обобщить, систематизировать и закрепить знания о составе оксидов, кислот, солей и оснований.

Ключевые слова:

оксиды, кислоты, соли, основания.

Список литературы
  • Дерябина Н. Е. Химия: Основные классы неорганических веществ. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2011.


Методика и обмен опытом

Из опыта формирования понятия о катализаторе

Авторы:

Шибаева Л. М.. Адрес: Ставрополь. Место работы: Северо-Кавказский Федеральный Университет.

Аннотация

При изучении темы «Скорость химических реакций» у учащихся, как правило, возникают затруднения при введении понятия катализатора, который принимает участие в химическом процессе, увеличивает его скорость, но сам не расходуется. Уяснить суть явления катализа поможет сочетание химического эксперимента и рассказа-задачи из области занимательной математики.

Ключевые слова:

скорость химических реакций, катализатор, химический эксперимент, рассказ-задача.

Список литературы
  • Овчинников Ю. А., Шамин А. Н. Строение и функции белков. - М.: Педагогика, 1983.


Методика и обмен опытом

Система уроков по теме «Азот и его соединения»

Авторы:

Нелюбина Е. Г.. Адрес: г. Самара. Место работы: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.

Аннотация

Подход к обучению на основе компактных опорных конспектов не нов, однако в современном мире опорные конспекты целесообразно модернизировать и переводить в электронный вид. В статье раскрыты основные подходы к реализации данного направления на примере уроков по химии и даны практические рекомендации по изучению темы «Азот и его соединения».

Ключевые слова:

опорные конспекты, система уроков, химия, схемы, рефлексия, системность, визуализация процессов.

Список литературы
  • 1. Герасимова Н. Ф., Базеева М. В., Супоницкая И. И. Использование опорных конспектов на уроках химии // Химия в школе. - 1995. - № 4. - С. 66-69; № 5. - С. 59-60.

  • 2. Ларичев, Т. А., Морозов В. П., Кожухова Т. Ю. Химия: опорные конспекты и методические указания: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009.

  • 3. Васильева Е. В. Ещё один раз об опорных конспектах // Химия в школе. - 2001. - № 7. - С. 41-46.

  • 4. Воронцов А. В. Применение схем-конспектов при обобщении и закреплении знаний учащихся // Химия в школе. - 1978. - № 4. - С. 22.

  • 5. Габриелян О. С. Программа курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

  • 6. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.


Химический эксперимент

Технология смешанного обучения: методика работы с лабораторией SensorLab

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

Разработка новых электронных средств обучения требует решения вопроса их целесообразного использования в рамках педагогических технологий. В данной статье представлен интегрированный подход использования экспериментальной лаборатории SensorLab на основе технологии смешанного обучения. Автор акцентирует внимание на преимуществах такого методического решения и приводит пример проведения практической работы в 11-м классе.

Ключевые слова:

смешанное обучение, SensorLab, педагогическая технология, средняя школа.

Список литературы
  • 1. Чернобельская Г. М. Теория и методика обучения химии: Учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Дрофа, 2010.

  • 2. Staker H., Horn M. B. Classifying K-12 blended learning. http://www.innosightinstitute.org/innosight/wp-content/uploads/2012/05/Classifying-K-12-blended-learning2.pdf

  • 3. Андреев А. А. Педагогика информационного общества // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2013. - № 1. - C. 87-93.


Химический эксперимент

Химический эксперимент в контексте интерактивного обучения

Авторы:

Мухаметшина Т. Г.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116.

Аннотация

Постановка проблемных опытов, моделирование проблемных ситуаций в ходе химического эксперимента, творческие задания логически обоснованны и являют собой деятельностный подход в обучении химии, а также представляют основу интерактивного обучения.

Ключевые слова:

развитие исследовательских навыков, технология сотрудничества, деятельностный подход, интерактивное обучение.

Список литературы
  • Мустафин Д. И., Оганесян Е. С. Чтобы принимать правильные решения (интервью с профессором Р. Хофманном) // Химия в школе. - 2014. -№ 9. - С. 2-5.

  • Сурин Ю. В. Роль проблемного эксперимента в совершенствовании теоретических знаний учащихся // Химия в школе. - 2014. - № 7. - С. 66-71.

  • Ширяева М. Ю. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» // Химия в школе. - 2014. - № 9. - С. 45-47.


Химический эксперимент

Химические опыты при изучении белков

Авторы:

Опарина С. A.. Адрес: Арзамас. Место работы: Арзамасский филиал ННГУ им. Н. И. Лобаческого.

Аннотация

В статье рассмотрены химические опыты по изучению реакций осаждения белков. Предлагаемые опыты имеют достаточно простые методики, поэтому могут быть использованы учителями химии и биологии на уроках и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова:

белки, химический эксперимент, денатурация, высаливание.

Список литературы
  • Опарина С. А. Химический эксперимент по теме «Нуклеиновые кислоты» // Химия в школе. – 2013. - № 7. – С. 56-60.

  • Филлипович Ю. Б., Ковалевская Н. И., Севастьянова Г. А. Биологическая химия: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.

  • Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. - М., 1982.


Химический эксперимент

Лабораторно-практическое занятие «Определение нитратов в пищевых продуктах»

Авторы:

Сафина Л. Г.. Адрес: Самара. Место работы: Лицей философии планетарного гуманизма.

Аннотация

Данное занятие разработано для учащихся 10-го класса с целью их знакомства с вредным воздействием некоторых веществ, содержащихся в пищевых продуктах, на организм человека.

Ключевые слова:

лабораторно-практическое занятие, нитраты, воздействие нитратов на организм человека, химия.


Химический эксперимент

Исследование свойств соединений неметаллов, используемых в быту

Авторы:

Белова Г. Н.. Адрес: Новосибирск. Место работы: СШ «Таланъ».

Аннотация

В предлагаемой практической работе учащиеся 9-го класса определяли раствор выданного вещества, знакомого им с детства, проводили опыты, иллюстрирующие свойства данного класса соединений. Они исследовали действие этого вещества на ржавчину, чайную заварку, отвар свёклы и медные монеты.

Ключевые слова:

вещества, используемые в быту, лимонная кислота, свойства кислот, исследование, эксперимент, групповая работа, сильные и слабые электролиты, правила безопасности.


Химический эксперимент

Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Авторы:

Панькова С. В.. Адрес: с. Частые, Пермский край. Место работы: Частинская СШ.

Аннотация

В статье описывается опыт сотрудничества сельской школы с высшим учебным заведением в области профессиональной ориентации учащихся и организации их научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова:

профильное обучение, исследовательская деятельность учащихся, дубильные вещества.

Список литературы
  • 1. Дацковский Б. М. Растения и косметика. – Пермь, 1990.

  • 2. Гаммерман Г. Ф., Кадаев Г. Н., Ященко-Хмелевский А. А. Лекарственные растения. – М.: Высшая школа, 1990.

  • 3. Лавренов В. К., Лавренова Г. В. Современная энциклопедия лекарственных растений. - Издательский дом «Нева» - Санкт-Петербург – Москва, 2006.

  • 4. Игошева Е. В. Как исследовать качество чая // Химия в школе. – 2009. – № 10. - С.

  • 5. Кретович В. Л. Биохомия растений. – М.: Высшая школа, 1986.

  • 6. Химический анализ биологически активных веществ лекарственного растительного сырья и продуктов животного происхождения: Уч. пособие /М. Д. Решетилова, В. Ф. Левинова, А. В. Хлебников и др. Под ред. Г. И. Олешко. –Пермь, 2004.

  • 7. http://bank-krasoty.com - Портал «Банк Красоты».

  • 8. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.

  • 9. http://medportal.ru – MED Портал.

  • 10. http://www.fito.nnov.ru - Зелёная аптека.


Из истории химии

Химия растворов: от М. В. Ломоносова до Д. И. Менделеева

Авторы:

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Тюрина М. В.. Адрес: Калуга. Место работы: Университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

Рассмотрена история развития химии растворов в нашей стране до середины XIX в. Существенную роль в развитии этой области химии сыграли работы М. В. Ломоносова, Т. Е. Ловица, Г. И. Гесса, Д. Н. Абашева, Д. И. Менделеева.

Ключевые слова:

история химии, химия растворов, М В Ломоносов, Т Е Ловиц, Г И Гесс, Д Н Абашев, Д И Менделеев.

Список литературы
  • Вавилов Ю. И. Исаак Ньютон.  М.: АН СССР, 1961.

  • История учения о химическом процессе. Всеобщая история химии.  М.: Наука, 1981.

  • Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984.

  • Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. - В 10 т.  М.: Изд-во АН СССР, 1950-1957.

  • Любавин Н. Н. Физическая химия.  СПб., 1877.

  • Менделеев Д. И. Избранные лекции по химии.  М.: Высшая школа, 1968.

  • Менделеев Д. И. Растворы.  М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

  • Меншуткин Б. Н. Труды М. В. Ломоносова по физике и химии.  М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.

  • Погодин С. А., Соловьёв Ю. И., Раскин Н. М. Неопубликованная диссертация Г. У. Райзера о химическом растворении / Очерки по истории химии. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – С. 399-413.

  • Соловьёв Ю. И. Герман Иванович Гесс. – М.: Изд-во АН СССР, 1962.

  • Соловьёв Ю. И. История учения о растворах. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.

  • Соловьёв Ю. И. История химии в России: Научные центры и основные направления исследований. – М.: Наука, 1985.

  • Соловьёв Ю. И. Очерки по истории физической химии. – М.: Наука, 1964.

  • Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала XIX в. – М.: Наука, 1969.


Внеклассная работа

Вклад химической науки в обороноспособность страны

Авторы:

Пащевская Н. В.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский социально-экономический институт.

Ахрименко З. М.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский социально-экономический институт.

Ахрименко В. Е.. Адрес: Краснодар. Место работы: Кубанский государственный аграрный университет.

Аннотация

Предлагается сценарий устного журнала, разработанного и проведенного в качестве внеаудиторного мероприятия со студентами вуза. Содержание журнала показывает роль химических элементов и их соединений в разработке конструкторских решений в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова:

устный журнал, 70-летие победы в Великой Отечественной войне, химические элементы и их соединения, научные разработки.

Список литературы
  • Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя Победы // Химия в школе. – 1985. -№ 2. – С. 73-77.

  • Левшин Б. В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. - М.: Наука, 1983.

  • Муза Г. В. Устный журнал «Химия на военной службе» // Химия в школе. – 2009. -№ 4. – С. 70.

  • Панов П. Б. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны // По-литическое самообразование. – 1984. - № 8. – С. 50-58.

  • Пащевская Н. В., Ахрименко З. М., Ахрименко В. Е., Назаренко М. А. Устный журнал «Химия – фронту» // Химия в школе. – 2010. - № 4. - С. 67-74.

  • Пащевская Н. В., Ахрименко З. М., Ахрименко В. Е. Роль внеаудиторной работы в развитии познавательной активности и активной жизненной позиции // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2011. – № 4-6. – С. 144-147.