Федеральный перечень учебников химии, рекомендуемых к использованию в учреждениях основного общего, среднего общего образования

Аннотация

Приводится Федеральный перечень учебников, утверждённый 31 марта 2014 г. Министерством образования и науки РФ


Наука и промышленность

Химия сладкого вкуса

Авторы:

Белов Д. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Аннотация

В настоящей статье продолжен рассказ о химии сладкого. Раскрыты такие понятия, как подсластитель, сахарозаменитель, модификатор вкуса, рассказано о сравнительной оценке сладости некоторых подсластителей.

Ключевые слова:

сладкий вкус, углеводы, подсластители, сахарозаменители, модификаторы вкуса, природные и синтетические подсластители, сравнительная оценка сладости подсластителей, изомальтитол, мальтитол, лактитол, ксилитол, сорбитол, неотам, каррелам, ходулозид.

Список литературы
  • Батуев А. С., Куликов Г. Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983.

  • Биологически активные вещества, входящие в состав растительного сырья: Учебное пособие для вузов. - Воронеж: ИПЦ Воронежского государственного университета, 2010.

  • Голубев В. Н., Шленская Т. В., Чичева-Филатова Л. В. Пищевые и биологически активные добавки. – М.: Академия, 2003.

  • Гудман М., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии / Пер. с англ. М. П. Терениной; Под ред. А. П. Пурмаля. - М.: Мир, 1977.

  • Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества / Пер. со словацкого; Под ред. Д. Л. Рахманкулова. - М.: Мир, 1988.

  • Пищевая химия /А. П. Нечаев, С. Е. Траубенберг, А. А. Кочетков и др. / Под ред. А. П. Нечаева. - 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГИОРД, 2012.

  • Рогожин В. В. Биохимия растений. – СПб.: ГИОРД, 2012.

  • Сарафанова Л. А. Пищевые добавки: Энциклопедия / Под ред. Л. А. Сарафановой. 2-е изд. - СПб.: Гиорд, 2004.

  • Семёнов А. А. Очерк химии природных соединений. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000.

  • http://www.ukrsugar.kiev.ua/products/

  • http://www.khimia.ru/Sweet.htm

  • http://chemister.ru/Database/

  • http://www.plant-expert.com/plant/


Методика и обмен опытом

Методическая программа формирования УУД и её реализация в процессе обучения

Авторы:

Шаталов М. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Ленинградский областной институт развития образования.

Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения предусматривает разработку и внедрение межпредметной программы формирования у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения. В статье представлена модель такой программы (5-11 классы), а также рассматриваются технолого-методические аспекты её реализации в обучении химии.

Ключевые слова:

метапредметные образовательные результаты, универсальные учебные действия, межпредметная программа и технологии формирования универсальных учебных действий в обучении химии.

Список литературы
  • 1. Основное общее образование: Федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

  • 3. Шаталов М. А., Кузнецова Н. Е. Химия. Достижение метапредметных результатов обучения. Решение интегративных учебных проблем: 8‑9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • 4. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008.

  • 5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.


Методика и обмен опытом

Творческая мастерская «Кто этот человек?»

Авторы:

Багрова Н. В.. Адрес: г. Волжский, Волгоградская обл.. Место работы: СШ № 14 «Зелёный шум».

Аннотация

Автор предлагает урок для учащихся 9-го класса по теме «Жизнь и научная деятельность великого русского учёного Д. И. Менделеева», который был проведён в форме творческой мастерской.

Ключевые слова:

Д И Менделеев, работа с информацией, творческая мастерская.


Методика и обмен опытом

Изучение химических свойств органических кислот в свете теории электролитической диссоциации

Авторы:

Демидов В. А.. Адрес: г. Киров. Место работы: СШ № 51.

Аннотация

Данная модель урока (урок комплексного применения знаний) по теме «Изучение химических свойств органических кислот в свете теории электролитической диссоциации» соответствует уроку, проведенному автором в стенах школы в рамках дня открытых дверей для директоров школ области. Четко прописанные цели, задачи, методики и приемы, примененные на уроке, позволят учителю, особенно начинающему, взяв за основу данную модель, сконструировать собственный урок, дополнив его необходимыми элементами.

Ключевые слова:

модель урока, цели, задачи, методики, приёмы, органические кислоты, теория электролитической диссоциации, правила безопасности.

Список литературы
  • Артеменко А. И., Малеванный В. А., Тикунова И. В. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 1990.

  • Демидов В. А. Химия. Практикум. 8‑11 классы. ‑ М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.

  • Настольная книга учителя химии: Справочно-методическое пособие. ‑ М.: Астрель, 2003.

  • Петров А. А., Бальян Х. В., Трощенко А. Т. Органическая химия. – М.: Высшая школа, 1981.

  • Терней А. Современная органическая химия. – М.: Мир, 1981.

  • Интернет-ресурсы:

  • http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch1_7-2.html

  • http://chem-bsu.narod.ru/umk_chem_webCD/lwork/lr1.files/image100.gif

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%FF%E4_%ED%E0%EF%F0%FF%E6%E5%ED%E8%E9

  • http://www.himhelp.ru/section25/section24/section128/

  • http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/sposoby-polucheniya-i-himicheskie-svoystva-organicheskih-veshchestv

  • http://www.xenoid.ru/materials/himiya/uch_chem_organ09.php

  • http://lib.rus.ec/b/176583/read


Методика и обмен опытом

К методике формирования познавательной активности

Авторы:

Лобанова Е. А.. Адрес: д. Веледниково, Московская обл.. Место работы: Павловская гимназия.

Аннотация

Статья написана под руководством заведующего кафедрой методики преподавания химии Московского института открытого образования профессора П. А. Оржековского. Реализация личностно значимой деятельности, пропедевтика химических знаний и умений, способствуют преодолению учебных проблем и достижению успеха в проектно-исследовательской деятельности по химии, формируют познавательную активность обучающихся в этом предмете, которая потом проявляется в их высокой успеваемости, а иногда и в выборе профессии. В статье рассмотрен механизм положительного влияния пропедевтики химических знаний и умений на формирование познавательной активности в изучении химии на конкретных примерах проектно-исследовательских работ.

Ключевые слова:

пропедевтика, проектно-исследовательская деятельность, химические знания и умения, успеваемость учеников, познавательная активность.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

  • 2. Шалашова М. М., Оржековский П. А. Новые средства достижения требований ФГОС // Химия в школе. – 2013. - № 4.

  • 3. Сиденко А., Яшина Г. Педсовет-семинар: метод проектов от истоков модернизации образования // Народное образование. – 2006. - № 2. – С. 78-85.

  • 4. Чайка А. Н. Метод проектов в образовательном пространстве школы // Химия в школе. – 2006. - № 6. – С. 48-52.


Методика и обмен опытом

Из опыта организации проектной деятельности школьников

Авторы:

Иванова Л. В.. Адрес: г. Орёл. Место работы: Гимназия № 19.

Аннотация

Работа с проектами является необходимым условием для развития творческих способностей учащихся и профессиональной компетентности учителя. Проекты, направленные на изучение экологических проблем своей малой родины являются особенно важными. В рамках проекта рассматриваются состав оборотной воды автомоек и проблемы очистки воды.

Ключевые слова:

проектная деятельность, автомойки, оборотная вода.

Список литературы
  • Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень. ‑ М.: Дрофа, 2008.

  • Чернобельская Г. М., Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования «Школа-вуз» // Наука и школа. - 2012. - № 2. - С. 112-115.

  • http://www.orel-story.ru

  • http://www.vorle.ru/

  • http://ru.wikipedia.org

  • http://www.rvb.ru/homerus/iliada/

  • http://www.rvb.ru/pushkin/01text/04onegin/01onegin/0836.htm


Методика и обмен опытом

Блицопросы на этапе отработки знаний и умений.

Авторы:

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Аннотация

В статье дана характеристика блицопросов с целью отработки химических понятий и умений, приведены конкретные примеры серий познавательных заданий.

Ключевые слова:

учебная деятельность, этап отработки знаний и умений, блицопрос.


Методика и обмен опытом

Контрольная работа по теме «Вещества и их свойства» в формате ЕГЭ

Авторы:

Гнутова О. А.. Адрес: Самара. Место работы: СШ № 8.

Аннотация

Автор предлагает контрольную работу, которая составлена по аналогии с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ.

Ключевые слова:

контрольная работа, вещества и их свойства.


Методика и обмен опытом

Математическая составляющая конкурсных химических задач

Авторы:

Кузьменко Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Рыжова О. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Белевцова Е. А.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Работа посвящена определению места заданий с геометрическим (планиметрическим и стереометрическим) содержанием среди расчетных химических задач, которые предлагались школьникам и абитуриентам на химических олимпиадах («Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!») и на письменных вступительных экзаменах в МГУ. С этой целью проанализирован массив заданий с 1990 г. по настоящее время. Приведены примеры задач с геометрическим содержанием и их решение. Показано, что нахождение объема тела, площади фигуры, величин углов треугольника – необходимые математические навыки при решении конкурсных и олимпиадных химических задач расчетного характера.

Ключевые слова:

письменный конкурсный экзамен по химии, химические олимпиады, математическая составляющая химических задач.

Список литературы
  • 1. Рыжова О. Н., Кузьменко Н. Е., Белевцова Е. А. Математическое содержание заданий вступительных испытаний и олимпиад по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. ‑ С. 168.

  • 2. Ерёмин В. В. Математика в химии // Современные тенденции развития естественно-научного образования: фундаментальное университетское образование. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. ‑ С. 62‑84.

  • 3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен, 2001.

  • 4. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.

  • 5. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2012.


Консультация

Химия без логических разрывов. Современная Периодическая система.

Авторы:

Мануйлов А. В.. Адрес: Новосибирск. Место работы: Институт педагогических исследований одарённости детей РАО, Специализированный учебно-научный центр Новосибирского Государственного Университета.

Аннотация

В российской школе и в заданиях ЕГЭ по химии до сих пор используется традиционная «короткая» форма Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, состоящую из восьми групп. В то же время мировое образовательное сообщество и ИЮПАК используют более удобную длинную форму, состоящую из 18 групп. В статье обсуждаются методические особенности короткой и длинной форм таблицы. Использование длинной формы таблицы упрощает терминологию, устраняет логические разрывы, облегчает понимание учащимися электронных конфигураций атомов, понятий «валентность» и «степень окисления».

Ключевые слова:

ИЮПАК, Периодическая система, короткая форма, длинная форма, сверхдлинная форма таблицы, элемент, атом, электронная конфигурация, валентность, степень окисления, неметаллы, металлы, главная и побочная подгруппы, триады, правило Клечковского, квантовые числа.

Список литературы
  • 1. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 44-49.

  • 2. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Единая природа химической связи // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 51-58.

  • 3. Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия, 8 класс. – М.: Дрофа, 2011. – С. 170, 214.

  • 4. Fluck E. New notations in the periodic table // Pure & Appl. Chem. – 1988. – Vol. 60. - No 3. – P. 431-436. – Режим доступа: www.iupac.org/publications/pac/1988/pdf/6003x0431.pdf

  • 5. IUPAC Periodic Table of the Elements. – Режим доступа: www.iupac.org. Periodic Table of the Elements

  • 6. Трифонов Д. Н. Столетие нулевой группы // Химия. Изд. дом «Первое сентября». – 2000. – № 5. – Режим доступа: http://him.1september.ru/article.php?ID=200000501

  • 7. Сайфуллин Р. С., Сайфуллин А. Р. Новая таблица Менделеева // Химия и жизнь. – 2003. – № 12. – С. 14-17.

  • 8. Сайфуллин Р. С., Сайфуллин А. Р. Современную периодическую систему элементов – в школьное образование // Химия: методика преподавания. – 2004. – № 2. – С. 4-11.

  • 9. Сайфуллин Р., Сайфуллин А. Современная форма таблицы Менделеева // Наука и жизнь. – 2004. – № 7. – С. 2-7. Статьи [7] и [9] доступны в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

  • 10. Киселёв Ю. М. Актуальные аспекты проблемы стабилизации состояний окисления // Вестник Московского ун-та. Сер. 2. Химия. – 1998. – Т. 39, № 1. – С. 3-19. – Режим доступа: www.chem.msu.su/rus/vmgu/981/3.pdf.

  • 11. Leigh G. J. Periodic Tables and IUPAC // Chemistry International. – 2009. – Vol. 31. - No 1. – P. 4-6. – Режим доступа: www.iupac.org/publications/ci/2009/3101/1_leigh.html

  • 12. IUPAC Periodic Table of the Isotopes. – Режим доступа: www.ciaaw.org/pubs/Periodic_Table_Isotopes.pdf


Химический эксперимент

Использование элементов развивающих технологий в химическом практикуме.

Авторы:

Киселёва Е. В.. Адрес: Серпуховский р-он, Московская обл.. Место работы: Оболенская СШ.

Аннотация

В статье рассмотрены методические основы использования школьного химического эксперимента в системе развивающего обучения. Большое внимание уделено ориентированию эксперимента на проблемный и индивидуальный характер. Большое дидактическое значение имеет методика включения химического эксперимента в учебный процесс.

Ключевые слова:

развивающее обучение, проблемный эксперимент, методика включения эксперимента.

Список литературы
  • 1. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. - С. 24.

  • 2. Данилов М. А., Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. – М.: Просвещение, 1975. - С. 91.

  • 3. Цветков Л. А., Иванова Р. Г., Полосин В. С. Общая методика обучения химии. – М.: Просвещение, 1981.

  • 4. Верховский В. Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента. – М.: Просвещение, 1973. - С. 6.

  • 5. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: развивающий эксперимент. – М.: Школа-Пресс,1998. - С. 9, 22.

  • 6. Лямин А. Н., Толетова М. К. Использование интегральных познавательных заданий в практике обучения // Химия в школе. – 2010. - № 2. – С. 44.


Химический эксперимент

Изучение физических и химических свойств солей на примере сульфата меди(II).

Авторы:

Мухаметшина Т. Г.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116.

Аннотация

Статья представляет собой разработку урока в 11-м классе с элементами учебного исследования и применением цифровой лаборатории. Оригинальность и сложность работы заключается в её многоплановости, в том, что сделана попытка объединить сложные вопросы темы и сформировать «объёмное» представление на примере свойств конкретной соли. Работа рассчитана на 2 урока и сопровождается решением ситуационных задач, способствующих достижению не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

Ключевые слова:

исследовательские способности, цифровые лаборатории, датчики, гидролиз, электролиз.

Список литературы
  • Дорофеев М. В., Беспалов П. И. Изучение скорости химической реакции с использованием цифровой лаборатории // Химия в школе. - 2011. - № 8. - С. 43-50.

  • Зимина А. И. Применение цифровых лабораторий при проведении ученического эксперимента // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 56-62.


Из истории химии

История применения и изучения минеральных удобрений в России.

Авторы:

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Тюрина М. В.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

Рассмотрены некоторые исторические аспекты развития агрохимии в Российской империи. Проанализированы работы отечественных учёных по изучению и применению минеральных удобрений.

Ключевые слова:

история химии, агрохимия, минеральные удобрения, фосфорные удобрения, азотные удобрения, калийные удобрения.

Список литературы
  • Грученко Г. И. Александр Николаевич Энгельгардт // Химия и жизнь. - 2008. - № 1. - С. 56-59.

  • Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984.

  • Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России. - Т. 3. – М.: Изд-во АН СССР, 1951.

  • Менделеев Д. И. Сочинения. - Т. 16. – Л.;М.: Изд-во АН СССР, 1951.

  • Пешакерова М. С. Павел Александрович Лачинов // Материалы по истории отечественной химии. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1954. – С. 47-55.

  • Ушакова Н. Н., Фигуровский Н. А. Василий Михайлович Севергин (1765-1826). – М.: Наука, 1981.


Внеклассная работа

Интеллектуальная игра «Основные классы неорганических веществ»

Авторы:

Валиева Э. Ф.. Адрес: с. Актаныш, Республика Татарстан. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

В статье представлен опыт работы педагога по проведению в занимательной форме смотра знаний школьников по теме «Основные классы неорганических веществ».

Ключевые слова:

интеллектуальная игра в виде химической эстафеты, викторина, филфорды, крестики-нолики, конкурс химиков-болельщиков, занимательные опыты.

Список литературы
  • Денисова В. Г. Мастер-класс учителя химии. – М.: Глобус, 2010.

  • Мангутова Л. А. Популярная экология (Полезные советы в повседневной жизни). ‑ Казань: Экоцентр, 1997.

  • Савина Л. В. Я познаю мир. ‑ М.: АСТ, 1996.

  • Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? ‑ М.: Яуза-пресс, 2011.


Внеклассная работа

Решение словесных уравнений

Авторы:

Златопольский Д. М.. Адрес: Москва.

Аннотация

В статье представлены головоломки для викторин, конкурсов и других внеклассных мероприятий по химии.

Ключевые слова:

химия, внеклассная работа, словесное уравнение, химический элемент.