Актуальная тема

Химия — ключ к профессии

Авторы:

Хальзова С. А.. Адрес: Воронежская обл.. Место работы: Борисоглебский технолого-экономический техникум.

Аннотация

Автор в своей статье уделяет внимание роли химии в выбранной профессии. Химия оказывает огромное влияние на все сферы деятельности человека, особенно на профессию – повар.

Ключевые слова:

выбор профессии, химия в жизни человека, молекулярная гастрономия, нанотехнологии в пищевой промышленности.

Список литературы
  • Ботвинникова В. В. Нанотехнологии в области продуктов питания // Масла и жиры: специализированный информационный бюллетень / ЗАО «Отраслевые ведомости». – М.: Отраслевые ведомости. – 2008. – № 12. – С. 28 – 31.

  • http://marinaboroviko.ucoz.ru/news/zachem_nuzhna_khimija/2010-02-12-6

  • http://www.horeca.ru/rubrics/apropos/tag-1080

  • http://www.socioforum.ru/topic11673.html


Наука и промышленность

Основные направления химической переработки природного газа

Авторы:

Давтян М. Л.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Волков В. Н.. Адрес: Псков. Место работы: Псковский государственный университет.

Аннотация

РФ занимает первое место в мире по добыче и запасам природного газа. Большая его часть экспортируется за рубеж или сжигается для выработки тепла и электроэнергии. В статье рассмотрены основные направления химической переработки природного газа с использованием принципиально новых отечественных технологий, которые открывают перспективы постепенного перехода от экспорта сырья к экспорту продуктов более глубокой переработки. Для нашей страны это может стать мощным стимулом развития всей экономики.

Ключевые слова:

природный газ, попутный газ, химическая переработка, синтез-газ, метанол, диметиловый эфир, газ в жидкость, метанол в олефины.

Список литературы
  • 1. Лебедев Н. Н. Химия и технология основного органического и нефтехимического синтеза. — М.: Химия, 1988.

  • 2. Арутюнов В. С. Роль газохимии в инновационном развитии России // Газохимия. — 2008. — № 1.

  • 3. Жилин Д. М. Состояние и тенденции развития химической промышленности // Химия в школе. — 2012. — № 6. — С. 7-11.

  • 4. Исследование состояния и перспектив направлений переработки нефти и газа, нефте- и газохимии в РФ. – М.: Эконом-информ, 2011.

  • 5. Усачёв Н. Я. и др. Окислительная переработка низших алканов: состояние и перспективы // Ж. Рос. хим. об-ва им. Д. И. Менделеева. — 2008. — Т. LII. — № 4.

  • 6. Соколов Р. С. Химическая технология. В 2 т. – М.: Владос, 2000.


Методика и обмен опытом

О воспроизводящей и творческой познавательной активности учащихся

Авторы:

Абасов З. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: Ульяновский государственный педагогический университет им. Н. И. Ульянова.

Аннотация

Автор рассматривает три уровня познавательной активности школьников и иллюстрирует различные уровни познавательной активности учащихся примерами из курса химии в 8-го класса.

Ключевые слова:

воспроизводящая и творческая активность, активизация учения школьников, средства формирования творческой активности учащихся.

Список литературы
  • 1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.

  • 2. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М., 1982.


Методика и обмен опытом

К методике изучения проблем здоровья и здорового образа жизни

Авторы:

Добротин Д. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Институт содержания и методов обучения Российской академии образования.

Аннотация

В статье дан анализ нормативных документов, определяющих содержание химического образования в рамках заявленной проблемы, а также рассматриваются возможности формирования у учащихся правильного отношения к проблеме здоровья и здоровьесбережения средствами учебного предмета «Химия».

Ключевые слова:

интеграция знаний, предметы естественнонаучного цикла, элементы содержания, образующие систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни, метод проектов, контрольные измерительные материалы (КИМ) государственной итоговой аттестации (ГИА).

Список литературы
  • Антонова И. П. Программа элективного курса «Химия и здоровье». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/581707/

  • Добротин Д. Ю. Обсуждение проблем наркомании на уроках химии // Химия в школе. — 2002. — № 2 —С. 4.

  • Контрольно-измерительные материалы ГИА по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html

  • Лисицин Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. — М.: Медицина, 2002.

  • Тарьянова О. В. Программа элективного курса «Научные основы здоровья». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2383/Itemid,188/


Методика и обмен опытом

Об использовании электронных образовательных ресурсов

Авторы:

Круглякова О. В.. Адрес: Тюменский муниципальный р-н. Место работы: Боровская СШ № 1.

Аннотация

В статье представлен опыт работы педагога по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках химии, предложен план – конспект урока по теме «Реакции разложения».

Ключевые слова:

электронные образовательные ресурсы, методика преподавания.


Методика и обмен опытом

Исторический аспект в обучении органической химии

Авторы:

Ражабов Х. М.. Адрес: г. Ургенч, Узбекистан. Место работы: Ургенчский государственный университет им. Ал-Хорезми.

Аннотация

Использования исторических материалов на уроке и вне урока требуется использованием педагогических и информационных технологий и научная организация самостоятельных работ студентов. Технология совместного обучения является эффективной педагогической технологией позволяющей обучать органическую химию с использованием исторических материалов. Успешное внедрение технологии совместного обучения связано с регулярной умственной работой каждого студента, с полным и качественным выполнением домашних заданий, с освоением учебного материала, с работой в команде.

Ключевые слова:

история химии, технология совместного обучения, метод “зигзаг”, исторические материалы, исторический аспект.


Методика и обмен опытом

Курс по выбору «Генетические связи между органическими соединениями»

Авторы:

Опарина С. А.. Адрес: г. Арзамас. Место работы: Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара.

Аннотация

Основная цель данного курса по выбору – углубление и систематизация знаний учащихся о стуктурно-логических взаимных превращениях органических соединений на основе химического эксперимента.

Ключевые слова:

курсы по выбору, генетические связи, органическая химия.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Карбоновые кислоты».

Авторы:

Мельник Н. В.. Адрес: г. Бутурлиновка, Воронежская обл.. Место работы: Бутурлиновский механико-технологический колледж.

Аннотация

Систематическое использование на уроках проблемно-поисковых методов позволяет добиться высокого уровня развития мыслительных умений учащихся. Так, в курсе органической химии уже начиная с темы «Алкины» обучающиеся могут самостоятельно формулировать выводы и делать умозаключения, изучая новую тему. Автор рассматривает в качестве примера урок по теме «Карбоновые кислоты» (10-й класс).

Ключевые слова:

органическая химия, урок, карбоновые кислоты.


Методика и обмен опытом

Изучаем оксиды: классификации и химических свойства

Авторы:

Орлова И. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Румянцева Е. М.. Адрес: г. Кировск, Ленинградская обл.. Место работы: СШ № 2.

Аннотация

Авторами раскрыта методика изучения первоначальной классификации оксидов, описана методика обучения составлению уравнений реакций взаимодействия веществ, относящихся к разным классам. Даны типовые примеры системы разноуровневых познавательных заданий.

Ключевые слова:

классификация оксидов, кислотные оксиды, основные оксиды, солеобразующие оксиды, несолеобразующие оксиды, химические свойства оксидов, алгоритм написания химического уравнения, система типовых познавательных заданий.


Методика и обмен опытом

Решаем задачи на раз, два, три, четыре.

Авторы:

Богуславская Н. К.. Адрес: г. Фрязино. Место работы: Лицей.

Аннотация

Статья касается не только частного урока, но работы учителя, сконцентрированной на понимании студентами химических процессов, как описано, и затем вычислять количество веществ и их пропорции в химических реакциях, работать с математическими формулами и находить массу и объем веществ и смесей по заданным количествам веществ. И, если в результате, сами студенты смогут обдумать задание, написать текст, предложить решение, результат, что значит, что учитель достиг своего результата и студенты овладели мыслительными навыками равно как и познавательными аспектами представленных действия и мыслительных процессов, их результаты и основы знаний и пределы своей осведомленности, новые познавательные задачи, что значит, их достижение.

Ключевые слова:

Метод изучения химии, решение задач.


Методика и обмен опытом

Как составить задачи на определение формулы алкана.

Авторы:

Сагитова Л. А.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 520.

Аннотация

Материал статьи поможет учителю составить большое количество разнообразных задач на определение формулы алкана по известным массовым долям элементов и по известным количествам продуктов сгорания, используя данные таблиц. При этом уровень сложности можно варьировать самому, изменяя количество данных, то есть готовить учащихся к решению задач и на базовом уровне и на профильном.

Ключевые слова:

решение задач, алканы, продукты сгорания, массовая доля, формула молекулы, молярная масса.


Консультация

Секреты стехиометрии

Авторы:

Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.

Аннотация

Рассмотрены некоторые вопросы стехиометрии как системы законов, правил и терминов, обосновывающих расчёты состава веществ и количественных соотношений между веществами в химических реакциях. Отмечено, что не следует суммировать уравнения независимо протекающих реакций и обратимых последовательных реакций. В качестве «секретов» стехиометрии взяты малоизвестные факты об отрицательных значениях стехиометрических коэффициентов исходных веществ в уравнении реакции; понятие протяжённости реакции, которое в некоторых источниках неадекватно названо степенью завершённости реакции. В окислительно-восстановительной реакции, зависящей от кислотности среды, реагент может иметь два разных эквивалента. Это показано на примере дихромата калия.

Ключевые слова:

стехиометрия, стехиометрические коэффициенты, протяжённость реакции, моль реакции, химический эквивалент.

Список литературы
  • 1. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. — Т. 1. — М.: Наука, 1969. — С. 420.

  • 2. Robisch G. Elementare Stochiometrie grossenrchtig und SI-gerecht. — Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1981. — S. 1—122.

  • 3. Номенклатурные правила ИЮПАК по химии. — Т. 1. — М.: ВИНИТИ, 1979. — С. 305.

  • 4. Стёпин Б. Д. Применение международной системы единиц физических величин в химии. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 83.


Химический эксперимент

Химический эксперимент на занятиях элективного курса

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 496.

Аннотация

Предлагается подборка опытов, которые можно провести с учащимися девятых классов на занятиях элективного курса по химии.

Ключевые слова:

элективный курс по химии, химический эксперимент, кристаллизация.


Химический эксперимент

Средство «Белизна» в школьном химическом эксперименте.

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Дорофеев М. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

Доступный хлорсодержащий отбеливатель, в состав которого входит гипохлорит натрия, позволяет получить необходимые реактивы, разнообразить школьный химический эксперимент и провести практико ориентированное учебное исследование.

Ключевые слова:

гипохлорит натрия, отбеливатель, галогены, бром, хлор, бромная вода, хлорная вода, учебное исследование, химический эксперимент.

Список литературы
  • 1. Дорофеев М. В., Беспалов П. И. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии // Химия в школе. — 2012. — № 9. — С. 51–59.

  • 2. Головнер В. Н. Как хранить бром // Химия в школе. — 2013. — № 2. — С. 67–68.

  • 3. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Экспериментальное исследование генетических связей между классами органических соединений // Химия в школе. — 2013. — № 1. — С. 46–54.

  • 4. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии: Методика и техника. — М.: Школьная Пресса, 2000. — С. 73.

  • 5. Хомченко Г. П., Платонов Ф. П., Чертков И. Н. Демонстрационный эксперимент по химии: Пособие для учителей. — М.: Просвещение,1978.


Химический эксперимент

Из опыта проведения проблемно-развивающего эксперимента.

Авторы:

Кладов Д. М.. Адрес: Талдомский р-н, Московская обл.. Место работы: Новоникольская ООШ.

Аннотация

Предлагается подборка опытов, которые можно провести с учащимися девятых классов на занятиях элективного курса по химии.

Ключевые слова:

проблемный химический эксперимент, новые опыты с металлами и водой, проблемная характеристика свойств металлов.

Список литературы
  • 1. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2008.

  • 2. Реми Г. Курс неорганической химии. – Т.1. – М.: Мир, 1974. – С. 178.

  • 3. Третьяков Ю.Д. Неорганическая химия. – Т.2. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 75.

  • 4. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных экспериментов по химии. Развивающий эксперимент. (Библиотека журнала «Химия в школе») – М.: Школа-Пресс, 1998.


Химический эксперимент

Изучение методов разделения и очистки веществ в современной малочисленной школе.

Авторы:

Гусев С. Н.. Место работы: Российский гуманитарный научный фонд.

Аннотация

Предложены методические рекомендации по изучению методов очистки и разделения веществ. К особенностям подхода к организации познавательной деятельности учащихся при изучении данного материала относится широкое использование лабораторного химического эксперимента, а также цифровых образовательных ресурсов, позволяющих учитывать особенности малочисленной школы.

Ключевые слова:

чистое вещество, смесь, способы очистки веществ, лабораторный химический эксперимент, цифровые образовательные ресурсы.

Список литературы
  • 1. Толкачева Т. К. Малокомплектная школа: за и против // Химия в школе. - 1994. – № 5. – С. 27–28.

  • 2. Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О. С. Габриеляна и др., Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана, Л. С. Гузея и др.: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

  • 3. Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без. Образовательная коллекция: 1С. ООО «1С-Паблишинг», 2006. [Электронный ресурс]. – 1 оп. Диск.

  • 4. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Понтак Л. С. Химия: 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: АСТ: Астель, 2006.

  • 5. Демонстрационные опыт с датчиком температуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vernier.com

  • 6. Оржековский П. А., Титов Н. А., Гегеле Ф. Ф. Сборник задач и упражнений по химии: 8 класс: к учебнику П. А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс». – М.: АСТ: Астрель, 2006.


Внеклассная работа

Разработка проекта:приготовление чернил из растительных компонентов.

Авторы:

Федотова Н. И.. Адрес: Арзамасский р-н, Нижегородская обл.. Место работы: Наумовская ООШ.

Аннотация

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.

Ключевые слова:

метод проектов, чернила, исследовательские умения.


Внеклассная работа

Пути улучшения школьной подготовки по химии и экологии.

Авторы:

Павлов Н. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МХО им. Д. И. Менделеева.

Богачёв Н. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МХО им. Д. И. Менделеева.

Аннотация

Высокий научный и педагогический потенциал МХО им. Д. И. Менделеева позволяет не только вести пропагандистско-образовательную работу со школьниками 8–11 классов, но и повышать квалификацию учителей. И такая работа уже ведётся: разработана «Инновационная программа начального химического и экологического образования школьников».Предполагается организация экскурсий школьников в вузы, институты РАН и другие научные центры.

Ключевые слова:

МХО им Д И Менделеева, химия, экология, образование школьников.


Из истории химии

Д. И. Менделеев: последний год прибывания в Петербургском университете

Авторы:

Макареня А. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: ФГНУ «ИПООВ» РАО.

Аннотация

Автор прослеживает события, происходящие в жизни Д. И. Меделеева в последний год его пребывания в Петербургском университете.

Ключевые слова:

Д И Менделеев, Петербургский университет, лекции Менделеева.

Список литературы
  • 1. Замахаев С. Н., Цветаев Г. А. Историческая записка о Тобольской гимназии. 1789-1889. – Тобольск, 1889.

  • 2. Белый А. На рубеже столетий. – М.: Художественная литература, 1989. – С. 411-412.