Резолюция Первого Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии

Авторы:

Кузьменко Н. Е.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова.

Аннотация

Программный комитет Первого Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии представляет резолюцию съезда.

Ключевые слова:

Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии, резолюция.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.


Наука и промышленность

Состояние и тенденции развития химической промышленности

Авторы:

Жилин Д. М.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

Последние десятилетия химические технологии неуклонно развиваются. Однако это развитие до сих пор не нашло отражения в школьных учебниках: излагаемые в них представления о химической технологии безнадёжно устарели. Рассматриваются современные тенденции развития химической промышленности.

Ключевые слова:

химическая промышленность, химические технологии, органический синтез, проблемы энергетики.


Методика и обмен опытом

ФГОС как инструмент модернизации системы образования

Авторы:

Шалашова М. М.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования  значительно отличаются от ранее действующих документов. Их реализация потребует внесения существенных изменений в образовательный процесс. В тоже время не каждый учитель понимает в чем различия ФГОС и каково их содержание? В данной статье авторы раскрывают данные аспекты, предлагают основные направления достижения требований ФГОС.

Ключевые слова:

Федеральные государственные образовательные стандарты, требования к результатам, особенности образовательного процесса, диагностика и контроль образовательных достижений.

Список литературы
  • 1. www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii

  • 2. Каверина А. А., Зуева М. В., Корощенко А. С., Иванова Р. Г., Минченков Е. Е., Оржековский П. А. и др. Химия (Проект нормативного документа) // Учебные стандарты школ России. Математика. Естественно-научные дисциплины. — М.: Прометей, 1998. — С. 114–147.

  • 3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. — М.: Министерство образования РФ, 2004.

  • 4. www.standart.edu.ru

  • 5. Шалашова М. М. Компетентностный подход: ипроблемы и перспективы // химия в школе. — 2012. — № 3. — С. 4–9.


Роль визуальных образов в системном формирование понятий «гомология» и «изомерия»

Авторы:

Ахметов М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: ИПКПРО.

Аннотация

В статье представлена методика использования визуального представления «гомологической разности» в сочетании с численным представлением в системном формировании понятий «гомология» и «структурная изомерия». Построенная система знаний позволяет учащемуся решать расчетные задачи на вывод формулы органического вещества альтернативным методом, если рациональный метод решения не был определен.

Ключевые слова:

визуальное мышление, гомологическая разность, гомология, структурная изомерия, нахождение формулы органического вещества.

Список литературы
  • 1. Арнхейм P. Визуальное мышление: Хрестоматия по общей психологии [Электрон. ресурс]. — М.: МГУ. — Режим доступа: http://strider.ru/2007/03/19/115. — (24.04.2008).

  • 2. Гриндер М., Ллойд Л. Исправление школьного конвейера. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

  • 3. Мусенова Э. А., Ахметов М. А. Диагностика индивидуальных стилей мышления учащихся: методическое пособие. — Ульяновск: УИПКПРО, 2008.


О философском значении периодического закона

Авторы:

Пильникова H. H.. Адрес: Санкт-Петербург.

Аннотация

Теоретическую основу химии составляет периодический закон. В школьном курсе химии следует обращать больше внимания на значение этого фундаментального закона природы, философское осмысление его значения.

Ключевые слова:

периодический закон, Д И Менделеев.

Список литературы
  • Будрейко Н. А. Философские вопросы химии. — М.: Высш. шк., 1970.

  • Макареня А. А. Повторим химию: для поступающих в вузы: Практ. пособие. — М.: Высш. шк., 1989.

  • Шептулин А. П. Диалектический метод познания. — М.: Политиздат, 1983.


Контрольная работа в формате ЕГЭ

Авторы:

Гнутова О. А.. Адрес: Самара. Место работы: СШ №8.

Аннотация

Предложены 3 варианта контрольной работы по теме «Строение атома» в 11 классе в формате ЕГЭ с ответами.

Ключевые слова:

тесты, атом, протон, нейтрон, электрон, энергетический уровень, орбиталь, энергетический подуровень, электронная конфигурация атома, валентные возможности атома.


Из опыта изучения классификации неорганических соединений

Авторы:

Фасхутдинова Р. А.. Адрес: г. Уфа. Место работы: Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Фасхутдинов Р. Р.. Адрес: г. Уфа. Место работы: Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Аннотация

В статье предложена схема, иллюстрирующая связь между темами "Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" и "Классификация неорганических соединений", с рекомендацией изучать эти темы последовательно друг за другом. Использование этой схемы в качестве учебного материала позволяет легче понять генетическую связь между всеми классами неорганических веществ, а затем и более сложные вопросы химической теории, с возможностью в дальнейшем решать практические задачи любой сложности.

Ключевые слова:

ДИ Менделеев, классификация, элементы, неорганические вещества, превращения, химические свойства, генетическая связь.


К методике выполнения заданий на генетическую связь веществ

Авторы:

Миренкова Е. В.. Адрес: Смоленск. Место работы: Смоленский государственный университет.

Аннотация

Рассмотрена классификация цепочек превращения веществ и подходы к выполнению заданий на генетическую связь веществ.

Ключевые слова:

цепочки превращений веществ, генетическая связь веществ.


Из опыта развития коммуникативной культуры учащихся

Авторы:

 Прокофьева Т. М.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Лицей № 64.

Аннотация

Автор рассматривает возможности формирования коммуникативной культуры учащихся с использованием Microsoft Office Publisher на примере курса химии 8–9-го классов, разработанного О. С. Габриеляном.

Ключевые слова:

образовательные результаты, коммуникативная культура, информационные технологии.

Список литературы
  • Гиндилис Н. Л. Ценности современных старшеклассников и понятие «дети индиго» // Дети Нового Сознания. Материалы Международной научно-общественной конференции. — М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007.

  • Кривченко Т. А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании // Классный руководитель. — 2002. — № 5. — С. 132–143.

  • Соколова В. В. Культура речи и культура общения. — М.: Просвещение, 1995.


Как мы изучаем реакцию нейтрализации

Авторы:

Гашинская Е. Н.. Адрес: г. Североморск, Мурманская обл.. Место работы: Гимназия № 1.

Аннотация

При знакомстве с классификацией неорганических соединений особое внимание необходимо уделить реакции нейтрализации – солеобразования. Это позволит избежать формального подхода к составлению формул солей и упростит изучение химических свойств, характерных для каждого класса соединений.

Ключевые слова:

реакция нейтрализации, солеобразование, генетическая связь.


Правила противопожарной безопасности: игра для учащихся 5-го класса

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

Предложен урок-игра для учащихся 5-го класса. Она состоит из пяти конкурсов и рассчитана на 60 мин.

Ключевые слова:

огонь, пожар, тушение огня.


Оценка антропогенных воздействий на окружающую среду в ходе выполнения заданий

Авторы:

Гилязова И. Б.. Адрес: Омск. Место работы: Омский государственный педагогический университет.

Аннотация

Изучение вопросов химии окружающей среды чрезвычайно актуально, в связи с необходимостью экологизации образования, связанной с условиями жизни в современном обществе. Автором сделана подборка интересных заданий на качественную и количественную оценку антропогенных воздействий на окружающую среду, которые могут использоваться на уроках химии, включаться в содержание олимпиад, рассматриваться на элективных курсах.

Ключевые слова:

антропогенные воздействия, химия окружающей среды, задания по химии.

Список литературы
  • Исидоров В. А. Экологическая химия. — СПб: Химиздат, 2001.

  • Сметанин В. И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. — М.: Колос, 2000.

  • Экология. Учеб. пособ. / Под ред. проф. В. В. Денисова. — Ростов н/Д.: Март, 2002.


Химический эксперимент

Вариативный эксперимент “Взаимодействие магния с водой”

Авторы:

Перевозчиков А. И.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: НГПУ им. К. Минина.

Тростин В. Л.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: НГПУ им. К. Минина.

Каширина С. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: НГПУ им. К. Минина.

Аннотация

Данная статья представляет обзор вариантов демонстрационных опытов, иллюстрирующих реакцию магния с водой. Приведены все известные в литературе опыты по этой теме, предложены варианты опытов, разработанные авторами статьи. К опытам даётся методический комментарий. Разъясняется понятие «вариативный эксперимент» и его дидактическая функция. Все предлагаемые варианты опытов неоднократно проверены авторами на практике.

Ключевые слова:

магний, реакция магния с водой, вариативный эксперимент, варианты демонстрационных опытов реакции магния с водой.


Правила электро- и пожаробезопасности при работе в кабинете химии

Авторы:

Лаврова В. Н.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

Приведены подробные правила электро- и пожаробезопасности при работе в кабинете химии.

Ключевые слова:

средства пожаротушения, электробезопасность, кабинет химии.


Количественное определение витамина P в различных сортах чая

Авторы:

Шепелев М. В.. Адрес: г. Иваново. Место работы: Химико-технологический университет.

Аннотация

В статье представлена научно-исследовательская работа учащихся 7-го класса по теме «Количественное определение витамина P в различных сортах чая», выполненная на кафедре аналитической химии Ивановского государственного химико-технологического университета согласно программе взаимодействия средней и высшей школы, успешно реализуемой в Ивановской области. Сотрудничество средней и высшей школы в области организации научно-исследовательской деятельности учащихся - важный этап реализации методической системы педагогической поддержки одарённых детей на пропедевтическом этапе изучения химии.

Ключевые слова:

количественный анализ, титрование, витамин P, зелёные и чёрные сорта чая.

Список литературы
  • 1. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 2002.

  • 2. Строев Е. А. Биологическая химия. - М.: Высшая школа, 1986.

  • 3. Петровский К. С. Как улучшить внутреннюю среду? // Химия и жизнь. - 1981. - № 11. - С. 44–47.

  • 4. Кнорре Д. Г., Мызина С. Д. Биологическая химия. - М.: Высшая школа, 2000.

  • 5. Кухта В. К., Морозкина Т. С., Таганович А. Д., Олецкий Э. И. Основы биохимии. - М.: Медицина, 1999.

  • 6. Северин Е. С., Алейникова Т. Л., Осипов Е. В. Биохимия. - М.: Медицина, 2000.

  • 7. Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И. Биоорганическая химия. - М.: Медицина, 1985.

  • 8. Уайт А., Хендлер Ф., Смит Э. и др. Основы биохимии: в 3 т. - М.: Мир, 1981.

  • 9. Химические основы жизни: текст лекций / Антина Е. В., Чистяков Ю. В. - Иваново, 1995.

  • 10. Химические основы жизни: учебно-методическое пособие к лекционному курсу / Румянцев Е. В., Антина Е. В., Чистяков Ю. В. - Иваново, 2003.

  • 11. Минделл Э. Справочник по витаминам и минеральным веществам. - М.: Медицина и питание, 1997.

  • 12. Химические основы жизнедеятельности: лабораторный практикум / Антина Е. В., Чистяков Ю. В. - Иваново, 1994.

  • 13. Назаров Н. Г. Метрология. Основные понятия и математические модели. - М.: Высшая школа, 2002.


Применение цифрового видеоэксперимента при формировании естественно-научной грамотности

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Богданова Н. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

Предложена методика применения цифровых образовательных ресурсов на этапах изучения нового материала, обобщения и систематизации. Описаны приёмы формирования коммуникативных, регулятивных и познавательных умений.

Ключевые слова:

цифровой видеоресурс, естественно-научная грамотность, метапредметные умения, химический эксперимент.

Список литературы
  • 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  • 2. http://www.fcior.edu.ruhttp://www.fcior.edu.ru

  • 3. http://www.school-collection.edu.ruhttp://www.school-collection.edu.ru

  • 4.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c83a1a0-c8f8-72e3-c1a6-8d94d09e115c/index.htm

  • 5.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09a73a26-340a-0743-b42d-d2372b78657b/index.htm

  • 6.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2885e5d7-f8c6-6109-765f-47006109c14e/index.htm

  • 7.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9543e984-9963-c0f8-83de-72b439970be1/index.htm

  • 8.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/17806d58-ddfb-3b84-450b-54137a483de4/index.htm

  • 9. Любимцев В. В. Вопросы и ответы. — М.: Дрофа, 1995.

  • 10. http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm


Из истории химии

Естественно-научные и педагогические идеи М. В. Ломоносова

Авторы:

Иванова О. А.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.

Аннотация

Михаил Васильевич Ломоносов внёс значительный вклад в развитие отечественной науки и просвещения. Учёный-энциклопедист совмещал в себе дар теоретика, экспериментатора, педагога. Многогранный талант М. В. Ломоносова коснулся всех сторон науки, культуры того времени. Он известен как физик, химик, геолог, астроном, географ, технолог, философ, историк, филолог, литератор.

Ключевые слова:

М В Ломоносов, учёный-энциклопедист, развитие естественных наук.

Список литературы
  • Ишлинский А. Ю, Павлова Г. Е. М. В. Ломоносов – великий русский ученый. – М.,1986.

  • Ломоносов М. В. О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Буторина. – М., 1991.

  • Макареня А. А. Избранные труды. Т. 1. - Тюмень: ТИГИРРО, 2000.

  • Слово о пользе химии, в Публичном Собрании Имперской академии наук сентябрь 6 дня 1751 года говоренное Михайлом Ломоносовым // История педагогики в России: Хрестоматия. – М., 1999. - С. 87-88.


Внеклассная работа

Школьное химическое общество

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: г. Цимлянск, Ростовская обл. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Автор рассказывает о работе школьного химического общества. Цель его — содействие в удовлетворении познавательных потребностей учащихся и пропаганда химической науки как средства для создания экологически чистой среды обитания. Выделены основные направления его деятельности.

Ключевые слова:

школьное химическое общество, проектная деятельность, школьный химический журнал.


Научное общество учащихся как форма интеграции основного и дополнительного образования

Авторы:

Толстолужинская С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Центр образования № 1475.

Аннотация

В качестве перспективной формы интеграции основного и дополнительного образования можно назвать создание на базе образовательных учреждений научных обществ учащихся. Согласно стандартам образования второго поколения их деятельность считается частью основного образовательного процесса.

Ключевые слова:

интеграция, основное и дополнительное образование, научное общество учащихся, исследовательская и проектная деятельность.