Третий Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии (5-7 февраля 2019 г., МГУ имени М. В. Ломоносова)

Авторы:

Левина Л. С.. Адрес: Москва. Место работы: Редакция журнала «Химия в школе».

Аннотация

В феврале 2019 г. в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова состоялся третий Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Организаторы съезда - Московский университет и Ассоциация учителей и преподавателей химии.

Ключевые слова:

Съезд учителей и преподавателей химии, проблемы химического образования, Ассоциация учителей и преподавателей химии.


Роль Московского университета в развитии химической науки и химического образования в России

Авторы:

Садовничий В. А.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова.

Аннотация

Московский университет во все времена вносил и вносит огромный вклад в развитие химической науки и технологий. Важное направление деятельности Московского университета - активная работа со школами, школьниками и школьными учителями в рамках программы «МГУ – школе». Значительным вкладом Московского университета в развитие образования в стране является сохранение системы школьных олимпиад.

Ключевые слова:

История химического факультета мгу, химическое образование, олимпиады школьников, программа «МГУ – школе».


Международный год периодической таблицы: официальная церемония открытия

Авторы:

Соболев А. Е.. Адрес: Тверь. Место работы: Тверской государственный технический университет.

Аннотация

В статье рассказывается об официальной церемонии открытия Международного года периодической таблицы химических элементов, которая состоялась 29 января 2019 года в штаб-квартире ЮНЕСКО (Париж, Франция). Отмечается международное признание открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов. Показано, что проведение в 2019 году Международного года периодической таблицы элементов способствует укреплению престижа и популяризации российской науки.

Ключевые слова:

Международный год периодической таблицы химических элементов, официальная церемония открытия, Д И Менделеев, периодический закон, Периодическая система, ЮНЕСКО, популяризация российской науки.


Наука и промышленность

Сверхтяжёлые элементы периодической таблицы Д. И. Менделеева

Авторы:

Дмитриев С. Н.. Адрес: Дубна. Место работы: Объединённый институт ядерных исследований.

Аннотация

Рассмотрено состояние работ по синтезу сверхтяжёлых элементов с атомными номерами 114-118. Обсуждены результаты первых экспериментов по изучению химических свойств Cn и Fl. Рассмотрены перспективы развития данных исследований, включая синтез элементов 119 и 120, в свете создания в ЛЯР им. Г. Н. Флерова ОИЯИ (Дубна, РФ) первой в мире Фабрики Сверхтяжёлых Элементов.

Ключевые слова:

Сверхтяжёлые элементы, реакции синтеза, химические свойства Cn и Fl, перспективы синтеза 119 и 120 элементов.

Список литературы
  • 1. Oganessian Yu. Ts., Dmitriev S. N. Synthesis and study of properties of superheavy atoms. Factory of superheavy elements // Russ. Chem. Rev. — 2016. — 85 (9). — Pp. 901–916.

  • 2. Loss R. D., Coish J. Names and symbols of the elements with atomic numbers 114 and 116 // Pure Appl. Chem. — 2012. — 84(7). — Pp. 1669–1672.

  • 3. Öhrström L., Reedijk J. Names and symbols of the elements with atomic numbers 113, 115, 117 and 118 // Pure Appl. Chem. — 2016. — 88(12). — Pp. 1225–1229.4. Dmitriev S., Itkis M., Oganessian Yu. Status and perspectives of the Dubna superheavy element factory // Proceedings of the Nobel Symposium NS 160, EPJ Web of Conferences 131 (2016) 08001.


Наука и промышленность

Откуда берутся белки и почему лечат антибиотики?

Авторы:

Сергиев П. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова, Сколковский институт науки и технологий, НМИЦ Онкологии им. И. И. Петрова.

Аннотация

Рибосома это молекулярная машина, синтезирующая белки во всех живых организмах. При этом рибосома считывает информацию, закодированную в молекуле матричной РНК (мРНК), используя для считывания молекулы транспортных РНК (тРНК), к которым присоединены аминокислоты. Рибосома полимеризует аминокислоты, образуя белки. Порядок соединения аминокислот в каждом белке предопределен порядком соединения нуклеотидов мРНК. Различные антибиотики ингибируют процесс синтеза белков рибосомой бактерии. В статье описаны стадии работы рибосомы и механизм их ингибирования несколькими антибиотиками.

Ключевые слова:

Рибосома, синтез белка, антибиотики.

Список литературы
  • 1. Ogle J. M., Carter A. P., and Ramakrishnan V. Insights into the decoding mechanism from recent ribosome structures // Trends Biochem Sci. — 2003. — 28. — P. 259-266.

  • 2. Carter A. P. et al., Functional insights from the structure of the 30S ribosomal subunit and its interactions with antibiotics // Nature. — 2000. — 407. — P. 340-348.

  • 3. Osterman I. A. et al. Madumycin II inhibits peptide bond formation by forcing the peptidyl transferase center into an inactive state // Nucleic Acids Res. — 2017. — V. 45. — P. 7507-7514.

  • 4. Polikanov Y. S. et al. Amicoumacin A Inhibits Translation by Stabilizing mRNA Interaction with the Ribosome // Mol. Cell. — 2014. — 56. — P. 531–540.


Методика и обмен опытом

Мартин Полякофф: учёный и популяризатор науки

Авторы:

Борунова Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный педагогический университет.

Аннотация

Одним из почётных гостей съезда стал сэр Мартин Полякофф. В статье рассказывается о научной работе учёного в области сверхкритического состояния газов и зелёной химии, о его участии в проекте по созданию и размещению в интернете коротких видеороликов о химических элементах.

Ключевые слова:

Мартин полякофф, популяризация науки, сверхкритическое состояние газа, зелёная химия, периодическая таблица в видеоформате.

Список литературы
  • Haran B., Poliakoff M. The Periodic Table of Videos // Science. — 2011. — Vol. 332. — Issue 6033. — Pp. 1046-1047.

  • Martyn Poliakoff // The Royal Society [Электронный ресурс.] — Режим доступа: https://royalsociety.org/people/martyn-poliakoff-12107/

  • Perks B. The worldwide chemist // Chemisrty World [Электронный ресурс.] — Режим доступа: https://www.chemistryworld.com/features/the-worldwide-chemist/7565.article

  • The Periodic Table of Videos. The University of Nottingham [Электронный ресурс.] — Режим доступа: www.periodicvideos.com


Методика и обмен опытом

Естествознание против естественных наук

Авторы:

Фадеев Г. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Двуличанская Н. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Карпов Г. М.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Гимназия № 1.

Аннотация

Авторы рассматривают особенности учебного предмета «Естествознание 10-11» и анализируют проблемы и возможные последствия, связанные с его введением в школах.

Ключевые слова:

Естествознание, ФГОС, преемственность обучения в школе и вузе.

Список литературы
  • 1. Стандарт среднего полного (общего) образования по естествознанию. Базовый уровень. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/300/39300/.

  • 2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543.

  • 3. Фадеев Г. Н. Интегративно-аксиологические основы конструирования и применения химической литературы для общего среднего образования // Дисс…док. пед. наук. — СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.

  • 4. Одинцова Н. И. Цели обучения естествознанию в условиях ФГОС // Наука и школа. — 2016. — № 3. — С. 61-68.

  • 5. Фрадкин В. Е. Проблемы школьного естественно-научного образования [Электронный ресурс.] — Режим доступа: https://newtonew.com/school/problems-school-science-education.


Методика и обмен опытом

Актуальные вопросы оценки качества школьного химического образования

Авторы:

Добротин Д. Ю.. Адрес: Москва. Место работы: Центр педагогических измерений ФГБНУ ФИПИ.

Аннотация

В статье изложены основные вопросы, которые стали темой для обсуждения на секции Съезда, посвящённой оценке качества образовательной подготовки учащихся по химии: содержание и процедура ОГЭ и ЕГЭ, национального исследования качества образования, современное состояние и перспективы совершенствования контрольных измерительных материалов по химии.

Ключевые слова:

Система оценки качества, государственная итоговая аттестация, преподавание химии, задания по химии, система оценивания.

Список литературы
  • 1. Каверина А. А., Добротин Д. Ю. и др. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен-2014. Химия: учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2014.

  • 2. Иванова Р. Г., Каверина А. А., Корощенко А. С. Контроль знаний учащихся по химии. 8-9 классы: Сер. Библиотека учителя. – М.: Дрофа, 2003.

  • 3. Медведев Ю. Н., Стаханова С. В. Контрольные измерительные материалы: реальность и перспективы // Химия в школе. – 2018. - № 1. - С. 23-29.

  • 4. Добротин Д. Ю. Проблема подготовки учителей к контрольно-оценочной деятельности // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. – Витебск, 2016. - С. 221-224.

  • 5. Добротин Д. Ю., Журин А. А. Интернет в обучении химии // Химия в школе. – 2001. - № 7. - С. 52-54.

  • 6. Добротин Д. Ю. К изучению первоначальных сведений об органических веществах в курсе 9 класса // Химия в школе. – 2012. - № 9. - С. 17-20.


Методика и обмен опытом

Исследования качества образования: от международных к российским

Авторы:

Асанова Л. И.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский институт развития образования.

Аннотация

При разработке контрольных измерительных материалов, используемых на ЕГЭ и ОГЭ, а также при проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР) и Национальных исследований качества образования (НИКО), учитываются мировые тенденции оценки образовательных достижений обучающихся и результаты российских школьников, которые они показывают в международных сравнительных исследованиях качества образования.

Ключевые слова:

Качество школьного образования, функциональная грамотность, применение предметных знаний в реальных жизненных ситуациях.

Список литературы
  • 1. Ковалева Г. С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования): тезисы доклада на заседании Президиума РАО 27 июня 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/public.html

  • 2. Решетникова О. Н. «Портрет» выпускника через призму требований КИМ: настоящее и формируемое будущее // Педагогические измерения. – 2018. - № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/journal/pi_02_2018.pdf

  • 3. Проект концепции национальных исследований качества образования (НИКО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eduniko.ru/--c20b5

  • 4. Аналитические материалы по результатам проведения Национального исследования качества образования по биологии и химии в 10 классе. Часть 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wixstatic.com/ugd/1a0110_fd637ba265c348719cd6d4237eb29fa7.pdf

  • 5. Рособрнадзор выявил серьёзные проблемы в преподавании химии и биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/4831615


Методика и обмен опытом

Наши проблемы нам и решать

Авторы:

Ахметов М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: УлГПУ им. И. Н. Ульянова.

Аннотация

В статье рассматривается круг наиболее важных проблем, стоящих перед учителями и преподавателями химии РФ: экспертиза учебников химии, качество заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Всероссийская ассоциация учителей и преподавателей химии представлена как организация, способная эффективно преодолевать накопившиеся проблемы, совершенствуя тем самым преподавание химии в образовательных учреждениях РФ.

Ключевые слова:

Съезд, учителя химии, олимпиада школьников, задания, учебники.


Методика и обмен опытом

Экспертиза учебников: проблема, требующая решения

Авторы:

Шипарёва Г. А.. Адрес: Москва. Место работы: СОШ № 1505 «Преображенская».

Хачатурян Р. Б.. Адрес: Раменский р-н. Место работы: Юровская СОШ.

Чуднова Е. И.. Адрес: г. Раменское. Место работы: СОШ № 4.

Шмелёва Л. Г.. Адрес: г. Раменское. Место работы: Гимназия № 2.

Аврамчикова М. В.. Адрес: г. Раменское. Место работы: Гимназия № 2.

Чудинова И. В.. Адрес: г. Кемерово. Место работы: КРИПКиПРО.

Аннотация

Критерии проведения экспертизы учебников нуждаются в доработке. Необходимо обеспечить широкое участие учительской общественности, Ассоциации учителей и преподавателей химии в проведении экспертизы учебников и разработать механизм, обеспечивающий её гласность.

Ключевые слова:

Учебники химии, экспертиза учебников.


Методика и обмен опытом

Участники съезда о преподавании химии в системе СПО

Авторы:

Овсиенко Л. В.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Аннотация

Химическое направление в системе среднего профессионального образования обеспечивает кадрами среднего звена ключевые, бюджетообразующие отрасли экономики. Однако качество знаний по химии у выпускников школ продолжает снижаться, и это влияет и на уровень подготовки студентов системы СПО. Действующие учебники по химическим общепрофессиональным дисциплинам морально устарели.

Ключевые слова:

Система среднего профессионального образования, специальности направления «Химическая технология», специальные курсы химии.


Методика и обмен опытом

Высшее профессиональное образование: проблемы и перспективы

Авторы:

Успенская И. А.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова.

Иванова М. С.. Адрес: Москва. Место работы: Российский cоюз химиков.

Аннотация

В статье затронуты важные вопросы высшего образования по химическим специальностям, в том числе сотрудничество вузов и работодателей, целевое обучение, оценка качества подготовки выпускников, профориентационная работа в школах.

Ключевые слова:

Профессиональное образование, сотрудничество вуза и работодателя, целевое обучение, качество подготовки выпускника, государственная итоговая аттестация.


Методика и обмен опытом

Проблемы преемственности общего и высшего образования

Авторы:

Лисичкин Г. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Рассматриваются проблемы преемственности среднего и высшего образования, в том числе качество подготовки абитуриентов, выпускные и вступительные испытания, необходимость коррекционных курсов по химии и математике для первокурсников.

Ключевые слова:

Обучение химии в вузе, вступительные испытания, коррекционные курсы для студентов, преемственность обучения в школе и вузе.


Методика и обмен опытом

Актуальные вопросы высшего педагогического образования

Авторы:

Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный педагогический университет.

Аннотация

В ходе дискуссии «Подготовка учителя химии в вузе» участники съезда обсудили ряд актуальных проблем: подготовку и отбор абитуриентов, адаптацию первокурсников, направленность подготовки учителя на выполнение требований профессионального стандарта «Педагог», итоговую аттестацию бакалавров.

Ключевые слова:

Подготовка учителя в вузе, коррекционные курсы для студентов, преемственность обучения в школе и вузе, профориентация.


Внеурочная деятельность

Всероссийская химическая олимпиада: трудный путь к успеху

Авторы:

Архангельская О. В.. Адрес: Москва. Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

В статье описаны этапы Всероссийской олимпиады школьников, особенности её организации и составления заданий, а также подготовки учащихся к участию в олимпиаде.

Ключевые слова:

Всероссийская олимпиада школьников, Всероссийская химическая олимпиада, этапы олимпиады, подготовка к олимпиаде.


Внеурочная деятельность

Скалярное сложение олимпиад

Авторы:

Пластинина Н. Б.. Адрес: Ижевск. Место работы: Институт развития образования Удмурстской республики.

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы подготовки школьников и организации олимпиад по химии, привилегии победителей олимпиад при поступлении в вуз, готовности учителей к выявлению одарённых учащихся и работе по их подготовке к олимпиаде.

Ключевые слова:

Олимпиады школьников, подготовка к олимпиаде, льготы при поступлении в вуз.