Как поддержать познавательный интерес к предмету
Щукина Т. В.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116.
Одна из главных задач учителя - продумать учебный процесс, чтоб не пропал интерес к изучению химии. Учебный материал воспринимается легче, если использовать элементы занимательности.
интерес к предмету, качество преподавания, элементы занимательности, игровые моменты, творчество учащихся.
-
Нечитайлова Е. В. Технология смешанного обучения: инклюзивное образование на основе модели «Автономная группа» // Химия в школе. – 2015. - № 2 – С. 10-11.
-
Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. - № 6 – С. 6-7.
Консультация
Комплексные соединения с полидентатными лигандами
Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
Доброхотов Д. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
Рассмотрены комплексные соединения ионов металлов с органическими лигандами в терминах электронной теории кислот и оснований. Дано описание хелатных комплексов, а также комплексов с макроциклическими лигандами – краун-эфирами и криптандами.
комплексные соединения, комплексоны, хелаты, криптанды, краун-эфиры.
-
1. Дятлова Н. М., Темкина В. Я., Попов К. И. Комплексоны и комплексонаты металлов. — М., «Химия» — 1988.
-
2. Вебер Э. и др. Химия комплексов «гость — хозяин». Под. ред. Фёгтле Ф., Вебер Э. — М, «Мир» — 1988.
Методика и обмен опытом
О самостоятельной постановке целей познания и их достижении
Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: Московский педагогический государственный университет.
Показана важность работы над проблемой осуществления обучающимися целеполагания своей учебной деятельности. Поиск путей решения этой проблемы можно признать как положительную тенденцию развития методики обучения химии. В статье рассматриваются условия возникновения у школьников личностных смыслов познания, а также приводятся примеры.
цели обучения химии, личностные смыслы познания, мотивация обучающихся.
-
1. Васюкова Е. Ю., Оржековский П. А. Повышение у учащихся осознанности знаний теории строения органических соединений путём формирования личностных смыслов познания // Химия в школе. – 2010. - № 6. - С. 18-23.
-
2. Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996.
-
3. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. — Новосибирск: НГПИ, 1987.
-
4. Семёнов И. Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983. — С. 27-61.
-
5. Степанов С. Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач. Диссертация ... канд. псих. наук. - М., 1984.
-
6. Маршанова Г. Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приёмы формирования // Химия в школе. – 2012. - № 2. – С. 4-10.
Методика и обмен опытом
К обновлению содержания школьного курса химии
Заграничная Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: Центр естественно-научного образования ИСРО РАО.
В статье рассматриваются возможные подходы к обновлению содержания учебного предмета «Химия». Выделены концептуальные подходы к обновлению как содержания школьного химического образования, так и структуры курсов 8-11 классов.
содержание учебного курса, результаты обучения, метапредметная интеграция, естественно-научная грамотность, научный метод познания.
-
1. Заграничная Н. А. О содержании химического образования в свете требований ФГОС // Химия в школе. - 2012. - № 10. - С. 18-23.
-
2. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Как формировать естественно-научную грамотность учащихся при изучении химии и биологии // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XXVII Международной научно-практической конференции. - Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2016. - С. 31-36.
-
3. Пентин А. Ю., Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Комплексные межпредметные задания с химической составляющей как инструмент формирования и диагностики естественно-научной грамотности учащихся // Международный журнал экспериментального образования. -2016. - № 9-2. - С. 196-200.
Методика и обмен опытом
О скрытом резерве времени при изучении химии на базовом уровне
Пильникова Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: СШ № 496.
В статье затрагивается проблема недостатка времени при изучении химии на базовом уровне в 10-11 классах школы. Рассмотрен вариант согласованного построения курсов химии и биологии с распределением соответствующего химического эксперимента, что позволяет выделить время для более детального изучения сложных вопросов химии.
изучение химии на базовом уровне, межпредметные связи химии и биологии, химический эксперимент.
-
1. Биология. 10-11 классы: Рабочие программы / Сост. И. Б. Морзунова, Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015.
-
2. Каменский А. А., Криксунов Е. А.,. Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015.
-
3. Химия. 10-11 классы: Рабочие программы к УМК О. С. Габриеляна: Учебно-методическое пособие / Сост. Т. Д. Гамбурцева. – М.: Дрофа, 2015.
-
4. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015.
-
5. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015.
Методика и обмен опытом
Из опыта обучения приёмам сравнения и прогнозирования
Игошева Е. В.. Адрес: Пермь. Место работы: СШ № 109.
Трапезникова Н. Н.. Адрес: Пермь. Место работы: Пермская ГСХА им. Д. Н. Прянишникова.
Предложен урок по теме «Сравнение физических свойств карбоновых кислот и сложных эфиров». На этом занятии важно объяснить некоторые физические свойства карбоновых кислот и эфиров с точки зрения строения их молекул, т. е. определить влияние функциональных групп на физические свойства соединений.
карбоновые кислоты, сложные эфиры, прогнозирование, сравнение.
Методика и обмен опытом
Из опыта использования технологии развития критического мышления
Трошина Г. В.. Адрес: Дзержинский р-н, Калужская обл.. Место работы: Жилетовская CШ.
Предложена методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Многоликий углерод» (9-й класс). Он построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Одна из основных задач этой технологии – научить школьников самостоятельно мыслить, анализировать, структурировать и передавать полученную информацию.
углерод, алмаз, графит, карбин, фуллерен.
-
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя химии. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010.
-
Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 9 классе. - М.: Блик и К, 2001.
-
Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
-
Рябов М. А., Невская Е. Ю. Тесты по химии. 9 класс. - М.: Экзамен, 2011.
Методика и обмен опытом
Как мы исследуем свойства воды
Мухаметшина Т. Г.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116.
Урок построен в формате исследования, которое выполняют сами ученики, направляемые учителем. Элементы занимательности, развитие образного и ассоциативного мышления, формирование экспериментальных навыков учащихся призваны пробудить и поддержать познавательный интерес.
дистиллированная и водопроводная вода, аномальные свойства воды, когезия, водородные связи.
-
Мустафин Д. И., Оганесян Е. С. Чтобы принимать правильные решения (интервью с профессором Р. Хофманном) // Химия в школе. -2014. - № 9. - С. 2-5.
-
Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления / Сост. М. Тируман. – Казань: ИРО РТ, 2014. – С. 120.
-
Сурин Ю. В. Роль проблемного эксперимента в совершенствовании теоретических знаний учащихся // Химия в школе. - 2014. - № 7. - С. 66-71.
-
Ширяева М. Ю. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» // Химия в школе. - 2014. - № 9. - С. 45-47.
Методика и обмен опытом
Формирование предметных умений: обучающие тренажёры
Костенчук И. А.. Адрес: Москва. Место работы: Центр естественно-научного образования издательства «Русское слово».
Для отработки базовых умений удобно использовать тренажёры. Их можно создавать, например в программе PowerPoint как презентации-тренажёры со скрытыми подсказками. В статье рассмотрено, каким образом можно составлять задания тестового типа с обратной связью в программе PowerPoint.
дистанционное обучение, тренажёр, обучающие задания.
-
1. Белохвостов А. А. Электронные дидактические материалы: методика разработки и использования // Химия в школе. – 2016. - № 8. – С. 31-34.
-
2. Дзенис А. В., Оржековский П. А. К методике обучения детей в условиях стационара // Химия в школе. – 2017. - № 3. – С. 11-16.
-
3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия: Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. – М.: Русское слово, 2013.
Химический эксперимент
Направления развития школьного химического эксперимента
Ахметов М. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова.
Ермакова Ю. А.. Адрес: Ульяновск. Место работы: Средняя школа № 35.
В статье проанализирована роль школьного химического эксперимента в обучении химии, дана критика методики проведения химических опытов в школьной практике. Определены основные направления развития школьного химического эксперимента: разработка опытов, которые могут быть использованы в качестве первоначального источника познания или средства проверки истинности или ложности суждений; подготовка программ деятельности учащихся, направленных на запоминание и осмысление демонстрационного эксперимента.
общеобразовательная школа, химический эксперимент, направления развития.
-
1. Габриелян О. С. Химия: 8 кл.: учебник для общеобраз. учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
-
2. Жилин Д. М. Химический эксперимент в российских школах // Рос. хим. ж. – 2011. – т. LV - № 4. – С. 48-56.
-
3. Экспериментальная химия в системе проблемно-развивающего обучения. 8-11 кл. Инструктивные карты практических работ и опытов / авт-сост. Е. В. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2015.
-
4. Верховский В. Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Т.1. – М: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1959.
-
5. Назарова Т. С. Химический эксперимент в школе / Т.С.Назарова, А. А. Грабецкий, В. Н. Лаврова. – М.: Просвещение, 1987.
-
6. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии: методика и техника. Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2000.
-
7. Ерёмин В. В. и др. Химия. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2012.
-
8. Кузнецова Н. Е. Химия: 8 кл: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара. – М.: Вентана-Граф, 2012.
-
9. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент. - М.: Школа-Пресс, 1998.
-
10. Беспалов П. И. Новое в методике химического эксперимента // Журнал «Химия». – 2003. - № 26. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://him.1september.ru/article.php?ID=200302601 – 02.03.2017.
-
11. Жилин Д. М. Как на самом деле реагирует метан с хлором // Химия в школе. – 2011. – №3. – С. 64-67.
-
12. Габриелян О. С. Химия: 9 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
-
13. Парменов К. Я. Химический эксперимент в средней школе. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959.
-
14. Пак М. С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов. – СПб: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2015.
-
15. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения / Под ред. проф. А. А. Красновского. - М.: Учпедгиз, 1955.
-
16. Борисов И. Н. Методика преподавания химии. – М.: Учпедгиз, 1956.
Химический эксперимент
Химические модели государственных флагов
Гильманшина С. И.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Амиров Р. Р.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Солодов А. Н.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Журавлёва Ю. И.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.
В статье представлен опыт разработки химических моделей Государственных флагов России и Татарстана. Даны теоретическое обоснование и методика получения многослойных жидкостей с разной окраской слоёв. Химическое моделирование флагов рассматривается в качестве новой живой формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащейся молодежи во внеурочное время.
химические модели флагов, многослойные жидкости, гражданственность.
-
1. Бургер К. Сольватация, ионные реакции и комплексообразование в неводных средах. – М.: Мир, 1984.
-
2. Райхардт К. Растворители и эффекты среды в органической химии. – М.: Мир, 1991.
Внеурочная деятельность
Мир вокруг нас через призму искусства и научных знаний
Сивкова Г. А.. Адрес: г. Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.
Белая Е. А.. Адрес: г. Бирск. Место работы: Лицей г. Бирска Республики Башкортостан.
В статье приведён сценарий интегрированного внеурочного мероприятия, показывающего учащимся красоту природы при помощи музыки, поэзии, живописи, демонстрационных химических опытов.
межпредметная интеграция, внеурочное мероприятие, природа, химия и искусство.
Внеурочная деятельность
Практико-ориентированный проект «Свойства чая»
Лыгин С. А.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.
Бахтегареева З. Р.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.
Пурина Е. С.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.
В статье предлагается разработка практико-ориентированного проекта для школьников, посвящённого сравнению разных видов чая. Представлены результаты органолептических исследований, эксперимента по определению кофеина, танина, витамина С и оценке влияния кислот и щелочей на окраску чая.
виды чая, pH, органолептические свойства, кофеин, танин, витамин С.
-
Краснодарский чай, вкусный, ароматный, бодрящий — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://worldofteacher.com/3977-1452.html.
-
Определение качества чайного сырья — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://znanie.podelise.ru (дата обращения 26.11.2015)
-
Чайный калейдоскоп — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://nsportal.ru
-
Турова А. Д., Сапожникова Э. Н. «Лекарственные растения СССР и их применение», М: «Медицина» — 1984.
Внеурочная деятельность
Научно-практическая конференция «Шоколад: польза или вред?»
Сайдуллин З. Г.. Адрес: г. Касли. Место работы: Каслинский промышленно-гуманитарный техникум.
Федотовских Н. В.. Адрес: г. Касли. Место работы: Каслинский промышленно-гуманитарный техникум.
В статье предложен сценарий научно-практической конференции, посвящённой шоколаду. Авторы приводят интересную информацию об истории открытия и применения, классификации, пищевой ценности, химическом составе шоколада, его воздействии на организм человека. Даны методики проведения экспериментов по определению некоторых свойств шоколада.
шоколад, классификация шоколада, качественные реакции, пищевая ценность, вкус, оценка качества, органолептические и физико-химические показатели, химический эксперимент.
-
Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества. — М.: Мир, 1988.
-
Пищевая химия / Под. ред. А. П. Нечаева. — СПб.: ГИОРД, 2012.
-
Скурихин И. М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика: Справочное издание. — М.: Высшая школа, 1991.
-
Угошева Е. В., Трапезникова Н. Н. Какой шоколад вкуснее и полезнее? // Химия в школе. — 2011. — № 10. —
-
С. 59–62.
Из истории химии
Из истории открытия элемента № 44 в Казанском университете
Мельникова Г. Ф.. Адрес: Казань. Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет.
В статье представлена история открытия химического элемента рутения Карлом Клаусом в стенах химической лаборатории Казанского университета. Описано значение этого открытия для мировой химической науки и промышленности.
история химии, Казанский университет, рутений, платиновая группа.
-
1. Федоренко Н. В. Развитие и исследований платиновых металлов в России. – М.: Наука, 1985.
-
2. Казанский университет хронология становления химической лаборатории и Казанской химической школы Т.1. / сост. А. В. Захаров. – Казань: Казанский университет, 2011.
-
3. Химия рутения. – М.: Наука, 1965.
-
4. Русский элемент. – М.: Изд-во МИТХТ им. М. В. Ломоносова, 2014.