Вклад герценовцев-химиков в Великую Победу

Авторы:

Роговая О. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Орлова И. А.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

В статье речь идет о преподавателях и выпускниках педагогического института предвоенных лет, которые внесли неоценимый вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Ключевые слова:

военно-химические исследования, военно-химическая промышленность, герценовцы-химики в годы Великой Отечественной войны.

Список литературы
  • Фруменкова Т. Г. Мы вышли из блокадных дней: Герценовский университет в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) / Под общ. ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

  • Архивные материалы Музея истории РГПУ им. А. И. Герцена.


Наука и промышленность

Свинец: мифы и реальность

Авторы:

Кальная А. К.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный университет.

Лябин М. П.. Адрес: Волгоград. Место работы: Волгоградский государственный университет.

Аннотация

В статье в научно-популярной форме рассказывается об элементе Периодической системы с порядковым номером 82 – свинце. Приводятся сведения и факты, которые будут интересны широкому кругу читателей.

Ключевые слова:

элемент, свинец, история открытия, нахождение в природе, получение, свойства, применение.

Список литературы
  • Давыдова С. Л., Пименов Ю. Т., Милаева Е. Р. Ртуть, олово, свинец и их органические производные в окружающей среде. - Астрахань: Феникс, 2001.

  • Полянский Н. Г. Свинец. - М.: Наука, 1986.


Методика и обмен опытом

Направления воспитания при обучении химии

Авторы:

Заграничная Н. А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

В статье рассматриваются возможные направления воспитательной работы учителя химии. Обучение и воспитание в курсе химии рассмотрены в их единстве и взаимосвязи. Такой подход создаёт условия для реализации воспитательного потенциала предмета и способствует достижению личностных результатов образования.

Ключевые слова:

воспитание, личностные результаты обучения, воспитательный потенциал учебного предмета.

Список литературы
  • 1. Каган С. М. Философская теория ценности. — СПб., 1997.

  • 2. Риски введения ФГОС ООО. - М.: ИСМО РАО, 2013.

  • 3. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе / Под общ. ред. Н. Е. Щурковой. – М.: АРКТИ. 2012.

  • 4. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. — М., 1982.

  • 5. Краевский В. В., Лернер И. Я. Дидактические основания определения содержания учебника // Проблемы школьного учебника. (О конструировании учебника.) — М.: Просвещение, 1980.


Методика и обмен опытом

Из опыта формирования учебно-информационных умений

Авторы:

Зотова А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Московский государственный университет дизайна и технологии.

Аннотация

В данной статье предлагаются примеры обучающих заданий по теме «Углекислый и угарный газы», направленных на достижение личностных результатов обучения и формирование учебно-информационных умений школьников.

Ключевые слова:

личностные результаты обучения, метапредметные умения, учебно-информационные умения, углекислый газ, угарный газ.

Список литературы
  • 1. Уэллс Г. Война миров. Первые люди на Луне. – М.: АСТ, 2005.

  • 2. Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии. – М.: Книжный дом «Либроком», 2014.

  • 3. Фадеев Г. Н., Быстрицкая Е. В., Степанов М. Б., Матакова С. А. Задачи и тесты для самоподготовки по химии: Пособие для ученика и учителя. – М.: Бином, 2012.

  • 4. Маркосян А. А. Физиология: Учебник. - М.: Медицина, 1968.

  • 5. Мотузова Г. В., Карпова Е. А. Химическое загрязнение биосферы и его экологические последствия: Учебник. – М.: Изд-во Московского университета, 2013.

  • 6. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунина. – М.: Дрофа, 2012.

  • 7. Трофименко П. П. Закурим и подумаем? [Электронный ресурс.] Адрес: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8ffa9f88-3f3c-576e-dfe3-e6fe621eafde/view/

  • 8. Джалиль М. Костёр над обрывом. Стихи и поэмы. Письма. – М.: Правда, 1987.


Методика и обмен опытом

Как мы формируем и оцениваем логические УУД

Авторы:

Ковель М. И.. Адрес: Красноярск. Место работы: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Аннотация

В статье рассматривается формирование у учащихся логических универсальных учебных действий. В условиях внедрения Госстандарта нового поколения происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения школьников — появляется критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику достижений учащихся и обеспечить объективность оценки. Автором предлагаются задания, разработанные на основе cпособа диалектического обучения, позволяющие развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке, а также предложены критерии, позволяющие объективно подойти к оценке учебных достижений обучаемых.

Ключевые слова:

критериальное оценивание, критерии, способ диалектического обучения, логические универсальные учебные действия, объективная оценка.

Список литературы
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2014. — (Стандарты второго поколения).

  • 2. Бусев А. И., Ефимов И. П. Определения, понятия, термины в химии: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1981.

  • 3. Ковель М. И., Глинкина Г. В. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: Монография. — Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014.

  • 4. Еремеевская И. Д., Зорина В. Л. Способ диалектического обучения: Комплект учебно-методических материалов по теме «Кислородсодержащие производные углеводородов» (подтема «Оксисоединения»): Учебно-методическое пособие для учителей химии и студентов химических специальностей высших учебных заведений. — Красноярск: ККИПКРО, 2002.


Методика и обмен опытом

Интегрированный урок химии и биологии

Авторы:

Русецкая О. П.. Адрес: г. Ноябрьск. Место работы: СШ № 7.

Шалатонина В. В.. Адрес: г. Ноябрьск. Место работы: СШ № 7.

Аннотация

Создание проблемной ситуации и интеграция химико-биологических знаний не только позволяют решить образовательные задачи, но и формируют представления о взаимосвязи живой и неживой природы, единстве научного мировоззрения, что способствует развитию диалектического мышления учащихся. Активная подготовка эксперимента учащимися и самооценка способствуют развитию интереса к познанию. Урок направлен на здоровьесбережение учащихся, т.к. убеждает их в необходимости следить за своей осанкой и питанием. Использование презентации и фильмов придает уроку наглядность и современность.

Ключевые слова:

интегрированный урок, химия, биология, состав и строение кости.


Методика и обмен опытом

Контролирующий семинар по теме «Альдегиды и карбоновые кислоты»

Авторы:

Макаров Ю. Б.. Адрес: Клинский р-н, Московская обл.. Место работы: Малеевская СШ.

Аннотация

Предлагаю разработку урока - контролирующего семинара в 10-м классе, который провожу после изучения темы «Карбоновые кислоты». Урок разделён на пять этапов. Учащиеся заранее с вопросами не знакомы, получают их во время урока. На этапе самоподготовки учащийся по своему усмотрению может работать индивидуально или в паре, в группе. На всех других этапах урока школьники работают индивидуально. Такая организация урока позволяет учащимся приобрести навыки самоконтроля, самооценки, повышает мотивацию к обучению, воспитывает самостоятельность.

Ключевые слова:

урок-семинар, самоподготовка, самотестирование, самооценка.


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Оксиды»

Авторы:

Мусина Ф. Б.. Адрес: г. Учалы, Республика Башкортостан. Место работы: Лицей № 1.

Аннотация

Одним из способов достижения образовательных результатов, запланированных ФГОС, являются уроки, которые подталкивают детей самим делать выводы, логически размышлять. В связи с этим важно перед началом урока создавать проблемную ситуацию. Статья содержит описание такого урока по теме «Оксиды». Потому важно иметь продуманный материал и, что немаловажно, создать эмоциональный настрой. На уроке воспитывается чувство коллективизма (работа в «четвёрках»), умение соединять теоретические знания с их практическим применением.

Ключевые слова:

ФГОС, оксиды, коллективизм, теоретические знания, практическое применение.


Консультация

Элемент № … «единственный и самый»

Авторы:

Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Филиппова А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Аннотация

В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от меди до криптона, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.

Ключевые слова:

атом, элемент, медь, цинк, галлий, германий, мышьяк, селен, бром, криптон.


Химический эксперимент

Факультативное лабораторно-практическое занятие по теме «Комплексные соединения»

Авторы:

Серокурова Ю. Л.. Адрес: Курган. Место работы: Сельскохозяйственная академия им. Т. С. Мальцева.

Аннотация

В статье проанализированы различные определения понятия «комплексные соединения», рассмотрены строение, отдельные виды классификации комплексных соединений, их номенклатура, диссоциация, устойчивость и способы разрушения комплексного иона, представлена экспериментальная работа, позволяющая продемонстрировать получение и разрушение комплексов.

Ключевые слова:

комплексные соединения, двойные соли, внешняя и внутренняя, или координационная, сфера, комплексообразователь, лиганды, координационное число, нейтральный, катионный и анионный комплекс, номенклатура, первичная и вторичная диссоциация, константа нестойкости, разрушение комплексного иона, произведение растворимости.

Список литературы
  • 1. Некрасов Б. А. Основы общей химии. - Т. 1. - 3 изд., испр. и доп. –М: Химия, 1973.

  • 2. Гельфман М. И., Юстратов В. П. Химия. - 2 изд., стереотипное. - СПб.: Лань, 2001.

  • 3. Хомченко Г. П., Цитович И. К. Неорганическая химия: Учебник для с.-х. вузов. – 2 изд., перераб. и доп. (репринтное издание). - СПб.: ООО «ИТК ГРАНИТ», ООО «ИПК КОСТА», 2009.

  • 4. Общая химия в формулах, определениях, схемах: Справочное руководство. – Минск: Университетское, 1987.

  • 5. Химический энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц/ - М.: Советская энциклопедия, 1983.

  • 6. Князев Д. А., Смарыгин С. Н. Неорганическая химия: Учебник для вузов по спец. «Агрохимия и почвоведение» – М.: Высшая школа, 1990.


Химический эксперимент

Обнаружение крахмала в продуктах питания

Авторы:

Дмитриева А. В.. Адрес: Ульяновск. Место работы: СШ № 73.

Аннотация

В статье приведена исследовательская работа учащихся 5-го класса по теме «Крахмал. Как его обнаружить в продуктах питания», которая была проведена в рамках внеурочной деятельности «Химия для начинающих».

Ключевые слова:

химия, крахмал, иод, опыт, углевод, раствор.


Внеклассная работа

Игра «Морской бой» с химическим содержанием

Авторы:

Скорочкина О. А.. Адрес: с. Малый Узень, Саратовская обл.. Место работы: СШ с. Малый Узень.

Аннотация

Игровая форма позволяет повысить интерес к предмету, работа в группах позволяет развивать у ребят коммуникативные навыки. Игру «Морской бой» можно использовать как одну из форм внеклассной работы. Внеклассное мероприятие расширяет кругозор, школьники учатся творчески мыслить, быстро ориентироваться в новых ситуациях, находить правильные ответы. Эта игра направлена на развитие интереса учащихся к предмету, на расширение представлений об изученном материале, является средством обучения и развития интеллектуальных качеств личности школьников.

Ключевые слова:

игра, внеклассное мероприятие, нестандартный подход, формы, навыки, интерес.

Список литературы
  • Штремплер Г. И. Химия на досуге. – М.: Просвещение,1993.

  • Гусаков А. Х., Лазаренко А. А. Учителю химии о внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1978.

  • Тыльсепп А. А., Корк В. А. Мы изучаем химию. – М.: Просвещение, 1988.


Из истории химии

Газовая атака под Ипром: бесславный юбилей

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: Московский Педагогический Государственный Университет.

Борунова Е. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Московский Педагогический Государственный Университет.

Аннотация

Статья посвящена трагическому юбилею – 100-летию первой в мире массированной газовой атаки. Использование под Ипром ядовитого хлора в апреле 1915 г. стало первой страницей в истории создания и применения химического оружия. В статье прослеживается полная противоречий судьба нобелевского лауреата Фрица Габера, вошедшего в историю не только как изобретатель промышленного способа получения аммиака, но и как создатель химического оружия массового поражения.

Ключевые слова:

Фриц Габер, синтез аммиака, Первая мировая война, Ипр, химическое оружие, хлор.

Список литературы
  • Де-Лазари А. Н. Химическое оружие на фронтах Мировой войны 1914–1918 гг. – М.: Вузовская наука, 2008.

  • Зайончковский А. М. Первая мировая война. – С.-Пб.: Полигон, 2000.

  • Супотницкий М. В. Забытая химическая война // Офицеры. – 2010. - № 6. - С. 52.

  • Снегов С. А. Прометей раскованный. – М.: Детская литература, 1972.

  • Гордон А. Безродный патриот // Интернет-источник: http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=3798

  • Левит И. Любовь к Родине // Ришоним, информационно-публицистический портал, 14.10.2014.

  • Леенсон И. А. Фриц Габер // Энциклопедия «Кругосвет». Интернет-источник: http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/GABER_FRITS.html?page=0,3

  • Фриц Габер: гений или злодей? // Интернет-источник: http://isviniaus.livejournal.com/85546.html

  • Фриц Габер // Интернет-источник:

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80,_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D1%86