Методика и обмен опытом

Новые подходы к реализации дополнительных профессиональных программ

Авторы:

Шалашова М. М.. Адрес: Москва. Место работы: Институт дополнительного образования Московского городского педагогического университета.

Аннотация

Изменение требований к результатам обучения, определяемые ФГОС, обозначили необходимость существенных изменений в учебно-воспитательном процессе, ориентации на освоение не только предметных знаний и способов действий, но и метапредметных компетенций. Принятие новой методологии и разработка Программы достижения требований ФГОС является ключевой задачей всего педагогического коллектива. В этой связи целесообразно переходить к новым формам повышения квалификации педагогов, одна из которых и предложена в данной статье.

Ключевые слова:

новые подходы к обучению учителей, корпоративное обучение, программа повышения квалификации школьных команд педагогов.

Список литературы
  • 1. Moray House and Change in Higher Education. Edinburgh, Scottish Academic Press, 1995.

  • 2. Гаргай В. Б. Развитие системы повышения квалификации учителей в Великобритании (конец XIX — конец XX в.): Монографическое исследование. ‑ Новосибирск: НИПКиПРО, 2001.


А как по закону?..

Авторы:

Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования.

Аннотация

Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.


Наука и промышленность

Угольная кислота – слабая, но вездесущая

Авторы:

Мартыненко Б. В.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Козлова Г. Г.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Аннотация

В данной статье сделан детальный обзор материалов, освещающих важную роль угольной кислоты в некоторых планетарных процессах, а также в основных биохимических процессах человеческого организма. Приведённые материалы могут быть очень полезными в химико-экологическом образовании наших школьников.

Ключевые слова:

угольная кислота, выветривание, фотосинтез, миграция катионов, буферная система, клеточное дыхание.

Список литературы
  • 1. Краткая химическая энциклопедия / Ред. Кол. И. Н. Кнунянц (отв. ред.) и др. – М.: Советская энциклопедия, т. 5, 1967. – С. 327.

  • 2. Мартыненко Б. В. Химия: кислоты и основания. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. – С. 91-96.

  • 3. Биологическая химия с упражнениями и задачами: Учебник / Под ред. Чл.-корр. РАМН С. Е. Северина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 624 с.: ил.


Методика и обмен опытом

Школьное химическое образование в условиях построения нелинейного образовательного пространства

Авторы:

Аксёнова И. В.. Адрес: Липецк. Место работы: Липецкий институт развития образования.

Аннотация

Статья посвящена проектированию и организации нелинейного учебного процесса в области химического образования. Предложенная образовательная модель позволяет обеспечить построение индивидуального образовательного маршрута с учетом интересов и потребностей каждого школьника в соответствии с требованиями ФГОС. Автор рассматривает содержание компонентов нелинейного образовательного пространства.

Ключевые слова:

нелинейный процесс обучения, индивидуальные образовательные программы, индивидуальный учебный план, нелинейное учебное расписание с учётом обязательного и дополнительного образования, учебные модули, организация учебного занятия с использованием системно-деятельностного подхода, показатели эффективности структуры учебного занятия, самореализация и саморазвитие школьников, профильное обучение.

Список литературы
  • 1. Зачем российской школе новые стандарты образования? // Комсомольская правда (Москва). – 2008. ‑ № 154-п (24 ноября). – С. 2‑3.

  • 2. Акулова О. В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. – 2005. ‑ № 3 ‑ С. 10‑11.

  • 3. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18–22.

  • 4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.


Методика и обмен опытом

Периодическая система как средство формирования навыков работы с информацией

Авторы:

Снигирева Е. М.. Адрес: Москва. Место работы: Московский физико-технический институт (государственный университет).

Асанова Л. И.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Нижегородский институт развития образования.

Аннотация

Представлены примеры заданий на работу с различными видами текстов при изучении темы «Строение атома. Периодический закон и периодическая таблица Д.И. Менделеева».

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт, информация, Периодическая система химических элементов Д И Менделеева.

Список литературы
  • 1. Снигирева Е. М. Справочник по химии. – Нижний Тагил, 1998.

  • 2. Снигирева Е. М. Тематическое и поурочное планирование по химии. 9 класс. – М.: Экзамен, 2006.

  • 3. Снигирева Е. М., Зеленцова С. А. Справочник физико-химических величин. – М.: МФТИ, 2007.


Методика и обмен опытом

Как сформировать связь между коротко- и длиннопериодными вариантами Периодической системы.

Авторы:

Жилин Д. М.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 192.

Аннотация

Для формирования связи между коротко- и длиннопериодным вариантом Таблицы Менделеева предлагается провести работу, в которой школьники разрезают бумажную копию короткопериодного варианта Таблицы и составляют из него длиннопериодный.

Ключевые слова:

таблица «Периодическая система химических элементов Д И Менделеева», обучение химии, средняя школа.

Список литературы
  • 1. IUPAC Periodic table of the elements. http://www.iupac.org/fileadmin/user_upload/news/IUPAC_Periodic_Table-1May13.pdf

  • 2. Leigh G. J. Periodic Tables and IUPAC. Chemistry International, v. 31, No 1, http://www.iupac.org/publications/ci/2009/3101/1_leigh.html

  • 3. Жилин Д. М. Химия. Учебник для 8-го класса общеобразовательных школ. – М., Бином – Лаборатория знаний, 2012.


Методика и обмен опытом

К формированию проектно-исследовательской компетенции

Авторы:

Трактирникова А. И.. Адрес: Москва. Место работы: Гимназия № 1551.

Аннотация

Проектно-исследовательская компетентность учащихся – одна из важнейших составляющих в обучении, где закладывается способность к профессиональной деятельности, направленной на формирование логического и пространственного мышления.

Ключевые слова:

компетентность, формирование компетентности, проект, проектно-исследовательская деятельность учащихся, логика.

Список литературы
  • Гордеева Н. А. Педагогические условия формирования проектной компетентности студента // Педагогический журнал. – Оренбург: Изд-во ОГПУ. – 2004. – № 4 (13). – С. 25-27.

  • Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.

  • Пахомова Н. Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы // Методист. – 2004. – № 3. – С.44-49.


Методика и обмен опытом

О растворении меди в кислотах

Авторы:

Шульчус А.. Адрес: Каунас, Литва. Место работы: Каунасский технологический университет.

Аннотация

В школе в качестве примера окислительно-восстановительных реакций (ОВР) приводятся реакции растворения меди в различных кислотах. В статье показана возможность применения потенциалов металлов для более глубокого изучения профильного курса „Химия металлов: растворение металлов в кислотах“ и сложность образования продуктов растворения меди в серной кислоте в зависимости от условий реакции. Расчёт электродвижущей силы реакций даёт теоритическую основу образованию различных продуктов меди в кислотах.

Ключевые слова:

медь, соляная и серная кислоты, потенциал, ЭДС, ОВР.

Список литературы
  • 1. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия. Учебник для 9 класса. – М.: Вентана-Граф, 2002.

  • 2. Шелинский Г. И., Юрова Н. М. Химия – 11. Учебник для 11 класса. – СПб.: Книжный мир, 2005.

  • 3. Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. Н., Лёвкин А. Н. Химия. 11 класс: Учебник для учащихся образоват. yчрежд. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  • 4. Бердоносов C. C., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Mахаон, 2006. – 368 с.

  • 5. Шульчyс A. Расчёты с использованием стандартных потенциалов металлов // Химия в школе. – 2013. – № 2. – С. 42-46.

  • 6. Добош Д. Электрохимические константы. Справочник для электрохимиков. – М.: Мир, 1980. – С. 365.

  • 7. Chambers C., Holliday A. K. Modern inorganic chemistry. – Great Britain, Butterwoth&Co, 1975. – P. 405.

  • 8. Третьяков Ю. Д., Мартиненко Л. И., Григорьев А. Н., Цивадзе А. Ю. Неорганическая химия. Химия элементов: Учебник в 2 т., Т. 2.– М.: Изд-во МГУ, 2007. – С. 670.

  • 9. Неорганическая химия: В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. T. 3: Химия переходных металлов: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Дроздов, В. П. Зломанов, Г. Н. Мазо, Ф. М. Спиридонов.– М.: Академия, 2004. – 399 с.

  • 10. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ. – М.: Химия, 2000. – С. 286.

  • 11. Grishina E. P., Udalova A. M., Rumyantsev E. M. Anodic oxidation of copper in concentrated sulfuric acid solutions // Russian Journal of Electrochemistry. – Vol. 38. – № 9. – 2002. – P. 1041–1044.

  • 12. Справочник химика. 3 т. – М.: Химия, 1965. – С. 1003.

  • 13. Тестовые задания по общей и неорганической химии с решениями и ответами / Р. А. Лидин, Е. В. Савинкина, Н. С. Рукк, Л. Ю. Аликперова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.– С. 230.

  • 14. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Как организовать учебное исследование // Химия в школе. – 2010. – № 5. – С. 61-64.

  • 15. Рипан Р., Четяну И. Неорганическая химия. Химия металлов. – М.: Мир, Т. 1, 1972.– С. 871.

  • 16.http://www.nationalstemcentre.org.uk/dl/455a39e5f435302500978c4ec141f6bd62f757bd/28823-CCE-39-ReactionBetweenAMetalOxideAndDiluteAcid.pdf


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Нанотехнологии и наноматериалы в быту»

Авторы:

Ларина С. В.. Адрес: г. Нижнекамск, Республика Татарстан. Место работы: СШ № 26.

Аннотация

В последнее время нанотехнологии и их применение на слуху у всех. Но простой обыватель не совсем понимает, что такое нанотехнологии и где их применяют. Как оказалось, нанотехнологии часто встречаются в быту, они повсюду, просто мы об этом не знаем. Воздействие нанотехнологий на жизнь обещает иметь всеобщий характер, изменить экономику и затронуть все стороны быта, работы, социальных отношений. Приведен пример урока по этой теме.

Ключевые слова:

нанотехнологии: наночастицы, наночипы, нанодатчик, нанослой, применение наноматериалов в быту.

Список литературы
  • Основы нанотехнологий. Учебное пособие / Под ред. д. х. н. А. Ф. Дресвянникова. – Казань, 2011.

  • Шалдин А. В. Нанотехнологии: назад в будущее // Химия и жизнь. – 2010. – № 1.

  • http://www.nanonewsnet.ru/ 

  • http://www.nanometer.ru/

  • http://nauka.name/category/nano/

  • http://www.nanojournal.ru/ 

  • http://www.nanoware.ru/ 

  • http://kbogdanov1.narod.ru/


Методика и обмен опытом

Урок по теме «Соединения железа»

Авторы:

Минина С. Н.. Адрес: г. Азов. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

Организуя на уроке исследовательскую деятельность, автор стремится развить творческий потенциал учащихся. Достижение личностных результатов возможно через постоянный поиск, преодоление интеллектуальных трудностей, взаимодействие и плодотворное сотрудничество участников образовательного процесса: ученик - учитель - ученик. В технологической карте прослеживаются основные этапы и содержание урока.

Ключевые слова:

технологическая карта, интеллектуально-творческая деятельность, лабораторный практикум, химический эксперимент, групповая и индивидуальная работа.

Список литературы
  • Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. – Волгоград: Учитель, 2006.

  • Денедебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии. – М., 2007.

  • Поташник М. М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) – М.: Педагогическое общество России, 2008.

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23572/?interface=themcol

  • http://chemistry-chemists.com/Video.html


Методика и обмен опытом

Как непонятное становится понятным

Авторы:

Щукина Т. В.. Адрес: Казань. Место работы: Лицей № 116.

Аннотация

Автор рассказывает об использовании в учебном процессе приёмов, которые приобщают учащихся к активной познавательной деятельности, повышают эффективность обучения.

Ключевые слова:

приёмы обучения, активная познавательная деятельность, загадки.


Методика и обмен опытом

Как развить химические способности учащихся младшего школьного возраста

Авторы:

Шепелев М. В.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Вашурин А. С.. Адрес: Иваново. Место работы: Ивановский государственный химико-технологический университет.

Аннотация

В статье рассмотрены методические подходы к развитию химических способностей учащихся младшего школьного возраста на примере реализации образовательного проекта «Семейная химия». Показано, что применение практико-ориентированных химических заданий и использование групповой формы работы совместно с родителями учащихся способствуют развитию химических способностей детей, поскольку направлено на их активную учебно-познавательную деятельность и построение процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Ключевые слова:

пропедевтика химии, развитие химических способностей учащихся, практико-ориентированные задания, групповая форма работы.

Список литературы
  • 1. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

  • 2. Волкова Е. В. Развитие ментальных структур как основы специальных способностей: дис. ... д-ра псих. наук. – М., 2011.

  • 3. Эпштейн Д. А. Формирование химических способностей у учащихся // Вопросы психологии. – 1963. – № 6. – С. 106–116.

  • 4. Лисичкин Г. В., Коробейникова Л. А. Годитесь ли вы в химики? Часть первая, теоретическая // Химия и жизнь. – 1981. – № 4. – С. 13–17.

  • 5. Шепелев М. В. К вопросу о формировании методической системы педагогической поддержки одарённых детей на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2012. – № 4. – С. 121–124.

  • 6. Шепелев М. В., Вашурин А. С., Марфин Ю. С., Румянцев Е. В. Проект «Семейная химия» как форма социализации учащихся младшего школьного возраста // Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. – Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2013. – С. 167–169.

  • 7. Шепелев М. В. Методика использования качественных задач во внеурочной деятельности одарённых школьников на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2013. – № 1. – С. 96–99.

  • 8. Шепелев М. В. Формирование и развитие творческих способностей учащихся на практических занятиях по химии // Химия в школе. – 2013. – № 7. – С. 46–50.

  • 9. Садовничий В. А. О химии и её преподавании в школе // МГУ – школе. Всероссийский съезд учителей химии в МГУ. – М., 2012.

  • 10. Шепелев М. В., Румянцев Е. В., Вашурин А. С. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе «Школа – вуз»: опыт регионального университета // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 4. – № 3. – С. 210–214.


Химический эксперимент

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ с помощью химического эксперимента.

Авторы:

Гайдукова А. П.. Адрес: Брянск. Место работы: СШ № 63.

Аннотация

В статье представлена методика подготовки учащихся к выполнению заданий С2 с помощью химического эксперимента. Она включает в себя пять химических опытов и систему заданий к каждому из них. Задания, приводимые к опытам, направлены на фиксацию внимания на физических свойствах и химических операциях, систематизацию, обобщение и расширение знаний по химии. Выполнение данных опытов приведёт к отработке возможных проблем, связанных с незнанием физических свойств веществ и химических действий, описанных в тексте эксперимента.

Ключевые слова:

единый государственный экзамен, подготовка учащихся к ЕГЭ по химии, химический эксперимент.

Список литературы
  • 1. Денисова В.Г. Методика подготовки учащихся к решению заданий С2 (мысленный эксперимент) ЕГЭ по химии. http://www.it-n.ru.

  • 2. Титов Н.А., Гайдукова А.П. О подготовке учащихся к выполнению заданий С2. Химия в школе. – 2012. – № 8. – с.40-42


Химический эксперимент

Исследовательский подход при изучении органической химии.

Авторы:

Беспалов П. И.. Адрес: Москва. Место работы: Московский институт открытого образования.

Аннотация

В статье предложена методика использования количественного эксперимента с применением цифровых лабораторий, которая позволяет добиться понимания учащимися основных положений теории химического строения органических веществ и систематизации знаний по органической химии.

Ключевые слова:

химический эксперимент, цифровая лаборатория, водородная связь, сила кислот, взаимное влияние атомов в молекулах, индуктивный подход, дедуктивный подход, экстраполяция.


Химический эксперимент

К реализации практико-ориентированного проекта

Авторы:

Лыгин С. А.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Пурина Е. С.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Хазимуллина Ю. Ф.. Адрес: Бирск. Место работы: Бирский филиал Башкирского государственного университета.

Аннотация

В статье предлагается методика определения влияния тяжелых металлов на снежный покров различных точек города Бирска, а так же влияние тяжёлых металлов на прорастание семян огурцов.

Ключевые слова:

тяжёлые металлы, снег, биотестирование, талая снеговая вода, поллютанты, загрязняющие вещества, антропогенные источники, атмосфера.

Список литературы
  • Арустамов Э.А. , Леванова И.В. , Барналова И.В. Экологические основы природоиспользования. М. 2003 г

  • Валетдинов Р.К., Горшкова А.Т., Валетдинов А.Р. Эколого-геохимическая оценка загрязненности снежного покрова тяжелыми металлами. //Вестник ТО РЭА. - 2004. - №2. - С.43-46.

  • Василенко В.Н. и др. // Мониторинг загрязнения снежного покрова. Л.: Гидрометеоиздат, 1985.

  • Крайнюкова А.Н. Биотестирование в охране вод от загрязнения // Методы биотестирования вод. - Черноголовка, 1988. - С. 4-14.

  • Маврин Г. В., Дворяк С. В., Сиппель И. Я. Состояние снежного покрова в зоне промышленного воздействия // Вестник ТО РЭА. – Казань, 2005. № 2. С.51-54.

  • Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 112 с.:ил.

  • Савватеева О.А., Алексеева Л.И., Каманина И.З., Каплина С.П. Оценка загрязнения территории городского поселения от источников антропогенного воздействия на основе химического анализа снежного покрова на примере Дубны // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 5 – С. 115-123

  • Фирсов Н.Н. Микробиология // Словарь терминов. - М: Дрофа, 2006. – С. 45.

  • http://www.microbiotests.be/publications/publications.html (дата обращения 05.05.2012).

  • URL: www.science-education.ru/18-559 (дата обращения: 04.05.2011).

  • www.ecjsystema.ru. (дата обращения 17.07.2012)


Внеклассная работа

В Менделеевской гостиной за чашкой чая

Авторы:

Калимуллина Х. Х.. Адрес: Казань. Место работы: СОШ № 87.

Аннотация

Сюжетом сценария стали известные менделеевские «среды», которые учёный устраивал для своих друзей за чашкой чая. Цель данного мероприятия: раскрыть жизненный путь, кругозор личности Д.И.Менделеева - учёного, педагога, знатока искусства.

Ключевые слова:

Д И Менделеев, служба, Родина, химия, искусство.

Список литературы
  • Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. – М.: Правда, 1989.

  • Макареня А. А., Рысев Ю. В. Д. И. Менделеев. – М.: Просвещение,1988.

  • Манолов К. Великие химики. – М., 1986. ‑ С. 104.


Внеклассная работа

Олимпиадные задачи: по следам Гарри Поттера

Авторы:

Серебряков Е. А.. Адрес: г. Йошкар-Ола. Место работы: Марийский Государственный университет.

Аннотация

Статья посвящена составлению олимпиадных задач с привлечением «сказочных» фрагментов. Представлены два типа задач и способы их решения.

Ключевые слова:

расчётная задача, олимпиада, алгоритм решения.

Список литературы
  • Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Сажнева Т. В., Февралёва В. А. Химия: сборник олимпиадных задач. – Ростов н/Д: Легион, 2011.


Внеклассная работа

Химическое домино

Авторы:

Златопольский Д. М.. Адрес: Москва.

Аннотация

Необходимо расположить кости так, чтобы на смежных частях костей получились названия химических элементов.

Ключевые слова:

химия, внеклассная работа, учебное домино, химический элемент.


Из истории химии

История производства дымного пороха в России

Авторы:

Савиткин Н. И.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Авдеев Я. Г.. Адрес: Калуга. Место работы: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.

Аннотация

Рассмотрена история развития в России технологии производства дымного пороха, а также его составных компонентов селитры, серы и древесных углей. Проанализированы работы отечественных ученых посвященные свойствам и технологии производства дымного пороха.

Ключевые слова:

порох, история химии, химическая технология неорганических веществ.

Список литературы
  • Арбузов А. Е. Избранные работы по истории химии. – М.: Наука, 1975. – С. 107.

  • Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 2. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1951. – 726 с.

  • Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности в России. Т. I, II. / Под ред. С. И. Вольфковича. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1948, 1949.

  • Менделеев Д. И. Сочинения. Т. IX (Пороха). – Л.-М.: Изд. АН СССР, 1949. – 313 с.

  • Мусабеков Ю. С. Марселен Бертло. – М.: Наука, 1965. – 230 с.

  • Раскин Н. М. Аполлос Аполлосович Мусин-Пушкин – вице президент Берг – коллегии, химик и минералог (1760-1805). – М.-Л.: Наука, 1981. – 157 с.

  • Ушакова Н. Н., Фигуровский Н. А. Василий Михайлович Севергин (1765-1826) – М.: Наука, 1981. – 160 с.

  • Чельцов И. Взрывчатые вещества. / Энциклопедический словарь Т.VI. Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – С.-Пб., 1892. – С. 175-206.

  • Чельцов И. Порох. / Энциклопедический словарь. Т .XXIV. Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – С.-Пб., 1898. – С. 580-594.


Консультация

Элемент № … «единственный и самый».

Авторы:

Бабков А. В.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.

Попков В. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.

Филиппова А. А.. Адрес: Москва. Место работы: Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М. Сеченова.

Аннотация

В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от натрия до аргона, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.

Ключевые слова:

атом, элемент, натрий, магний, алюминий, кремний, фосфор, сера, хлор, аргон.