Тюменская область – катализатор экономического развития России

Авторы:

Ройтблат О. В.. Адрес: Тюмень. Место работы: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Суртаева Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена, Институт педагогического образования и образования взрослых РАО.

Аннотация

Дана характеристика современного социально-экономического состояния Тюменской области.

Ключевые слова:

Тюменская область, Сибирь, система образования.


Наука и промышленность

Нефтегазохимический кластер: приоритеты и перспективы в развитии Тюменского региона.

Авторы:

Егорова Г. И.. Адрес: Тобольск. Место работы: Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Тобольске.

Аннотация

Раскрыта приоритетная роль нефтегазохимического кластера в развитии Тюменского региона с различных позиций: повышения качества сырья, продукции, внедрения инновационных проектов, энерго, ресурсоэнергосбережения, получения новых товаров, подготовки кадров.

Ключевые слова:

Кластер, кластреный подход, развитие нефтегазохимического кластера Тюменской области.

Список литературы
  • 1. Послание губернатора Тюменской области В. В. Якушева областной Думе [Электронный ресурс] «О положении дел в Тюменской области». 2012 г. [http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/block/important/poslanie2012.htm

  • 2. Материалы доклада «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года». – М., 2012. – С. 12–45.

  • 3. Развитие кластеров: сущность, актуальный подход, зарубежный опыт / Авт.-сост. С. Ф. Пятинкин, Т. П. Быкова. – Минск: Тесей, 2008.

  • 4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.


Методика и обмен опытом

Образовательные технологии в организации дифференцированного обучения.

Авторы:

Милованова Н. Г.. Адрес: Тюмень. Место работы: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Аннотация

В статье рассматривается способ организации процесса обучения на основе использования интеграции модульного обучения и технологии естественного общения. Представлены возможности данных технологий для организации дифференцированного обучения с учетом уровня обученности, обучаемости и типа мышления, на основе таксономии учебных задач.

Ключевые слова:

образовательные технологии, дифференцированное обучение, таксономия учебных задач.

Список литературы
  • 1. Суртаева Н. Н. О педагогических технологиях в теории и практике. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013.

  • 2. Суртаева Н. Н. Педагогические технологии: технология естественного обучения // Химия в школе. – 1998. – № 7.

  • 3. Бордовская Н. В. Новые технологии в образовании: истоки и причины активного развития и применения // Непрерывное образование. – 2012. – № 2.

  • 4. Современные образовательные технологии / Под ред. Н. В. Бордовской. – М.: Кнорус, 2010.


Методика и обмен опытом

Логико-графическое структурирование как метод развития творческого мышления.

Авторы:

Могильная Т. Ю.. Адрес: Тюмень. Место работы: Тюменский государственный университет, Гимназия.

Аннотация

Предлагается один из подходов развития творческого мышления учащихся при изучении и обобщении учебного материала по химии: систематизированное структурирование знаний на основе поиска творческих решений и проявлений творческих способностей по химии через логико-графическое структурирование текста.

Ключевые слова:

одарённые дети, методика преподавания химии, систематизация знаний, логико-графическое структурирование.

Список литературы
  • 1. Егидес А., Егидес Е. Лабиринты мышления, или Учёными не рождаются. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.

  • 2. Дегтярёв С. Н. Интеграция традиционных и инновационных подходов в учебно-познавательной деятельности старшеклассников / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть I «Традиции и инновации в системе образования: проблемы и пути интеграции». – Тюмень, ТОГИРРО, 2007.


Методика и обмен опытом

Формирование социальных компетенций при изучении спиртов.

Авторы:

Борисова С. П.. Адрес: г. Новый Уренгой. Место работы: СШ № 4.

Аннотация

В статье представлена методическая разработка системы уроков по теме «Спирты», направленных на развитие коммуникативных универсальных действий с использованием цифровых и электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова:

современный урок, компетентностный подход, социальная компетентность.

Список литературы
  • Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Учебное пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2007.

  • Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Настольная книга для учителя. – М.: Дрофа, 2007.


Методика и обмен опытом

Игровые технологии на уроках химии

Авторы:

Белкова Н. Т.. Адрес: Тюмень. Место работы: Гимназия № 5.

Можаев Г. М.. Адрес: Тюмень. Место работы: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Аннотация

В статье рассматриваются различные приёмы организации игровых ситуаций на уроках химии. В качестве примера предлагается план-конспект урока: «Дружное семейство солеродов».

Ключевые слова:

игровые технологии, методика преподавания химии.

Список литературы
  • 1. Аликберова Л. Ю., Степин Б. Д. Книга по химии для домашнего чтения. — М. Химия, 1995.

  • 2. Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. — М., Мир,1996.

  • 3. Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. — М., «5» за знания, 2007.

  • 4. Малышкина В. Занимательная химия. — Санкт-Петербург, Тригон, 1998.

  • 5. Можаев Г. М. Интерактивные игры-презентации // Контрен — химия для всех: сайт. URL: http://kontren.narod.ru/lttrs/ia_game.htm (дата обращения: 11.01.2013).


Методика и обмен опытом

Кислородсодержащие органические соединения в заданиях ЕГЭ.

Авторы:

Иоанидис Н. В.. Адрес: Тюмень. Место работы: Лицей № 93.

Аннотация

Предложен авторский подход к изучению строения и свойств различных классов кислородсодержащих органических соединений с целью подготовки учащихся к ЕГЭ по химии.

Ключевые слова:

ЕГЭ по химии, кислородсодержащие органические соединения, цепочки превращений.


Методика и обмен опытом

Из опыта использования компетентностно-ориентированных заданий.

Авторы:

Черных Е. Н.. Адрес: Тюмень. Место работы: Гимназия № 16.

Аннотация

В статье представлен цикл проблемных компетентностно-ориентированных заданий по химии для учащихся 8-9 классов, предложена система оценивания уровня сформированности ключевых компетенций.

Ключевые слова:

компетентностный подход, компетентностно-ориентированные задания.


Методика и обмен опытом

Из опыта оценки результатов обучения.

Авторы:

Бобкова Л. А.. Адрес: Голышмановский р-н, Тюменская обл.. Место работы: Гладиловская СШ.

Толстых А. Д.. Адрес: Голышмановский р-н, Тюменская обл.. Место работы: Гладиловская СШ.

Аннотация

В статье на примере решения задач по химии рассмотрены особенности системы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт, система оценки, решение задач.


Методика и обмен опытом

Из опыта информационного обеспечения процесса повышения квалификации учителей.

Авторы:

Ройтблат О. В.. Адрес: Тюмень. Место работы: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Суртаева Н. Н.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена, Институт педагогического образования и образования взрослых РАО.

Аннотация

Раскрыта деятельность ТОГИРРО по организации повышения квалификации учителей химии и включение неформального образования.

Ключевые слова:

информационное обеспечение, повышение квалификации учителей химии, база данных, неформальное образование.


Химический эксперимент

Химический эксперимент как средство развития рефлексивных умений учащихся.

Авторы:

Кривых С. В.. Адрес: Тюмень. Место работы: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Суртаев П. Б.. Адрес: Тюмень. Место работы: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Аннотация

На каком этапе познания мы приобретаем конкретное знание? При каких условиях? В статье авторы приходят к важному выводу, что необходимо создать действие, в результате выполнения которого приобреталось знание. Именно в рефлексии регистрируется не только содержание знаний, но и процессы (процедуры) нашей самоорганизации, т. е. мы приобретаем знание через познание себя.

Ключевые слова:

рефлексия, рефлексивные умения учащихся, химический эксперимент как средство развития рефлексивных умений учащихся.

Список литературы
  • 1. Суртаева Н. Н. Педагогическая рефлексия - необходимый компонент культуры педагога // Педагогическая культурология. Методические рекомендации для преподавателей учебных заведений. – Тюмень-Тобольск, 1995. – С. 47-48.

  • 2. Кривых С. В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средствам формирования рефлексивных умений при изучении химии в современной школе. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1998. – С. 90-91.

  • 3. Макареня А. А., Обухов В. Л. Методология химии: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

  • 4. Суртаева Н. Н. Навигатор в мире технологий. – Тюмень: ТОГИРРО.


Химический эксперимент

Организация научно-исследовательской работы на примере химии красителей.

Авторы:

Лосева Н. И.. Адрес: Тобольск. Место работы: Социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева.

Аннотация

Химия красителей рассматривается как одна из областей органической химии, на базе которой можно доступно и плодотворно организовать различные формы научно-исследовательской работы учащихся.

Ключевые слова:

исследовательская деятельность, методика преподавания, современный урок, химия красителей.

Список литературы
  • Бородкин В. Ф. Химия красителей. – М.: Химия, 1981.

  • Васильева Н. В. Теоретическое введение в органический синтез. – М.: Просвещение, 1979.

  • Васильева Н. В. Практические работы по органической химии. Малый практикум: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1978.

  • Головнер В. Н. Химия. Интересные уроки из зарубежного опыта преподавания. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

  • Гордон П., Грегори П. Органическая химия красителей // Пер. с англ.– М.: Мир, 1987.

  • Евстигнеева Р. П. Тонкий органический синтез: Учебное пособие для вузов. – М.: Химия, 1991.

  • Енаковская Т. М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.

  • Радецкий А. М. Крашение хлопчатобумажной ткани анилиновым красителем // Химия в школе. – 1991. – № 1. – С. 50.

  • Чекалин М. А., Пасет Б. В., Иоффе Б. А. Технология органических красителей и промежуточных продуктов. – Л.: Химия, 1972.


Химический эксперимент

Кружок «Мир химии» для учащихся 5–6-го классов.

Авторы:

Золотавина Е. А.. Адрес: г. Заводоуковск, Тюменская обл.. Место работы: СШ № 1.

Аннотация

В статье представлена программа кружка «Мир химии», ориентированная на учащихся 5-6 классов. Цель реализации программы заключается в подготовке учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе на основе формирования устойчивого познавательного интереса к предмету.

Ключевые слова:

программа кружка, познавательный интерес, методика преподавания.

Список литературы
  • 1. Балабанова В. В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002.

  • 2. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2002.

  • 3. Колычева З. И. Химия и питание // Химия в школе. – 1997. – № 4. – С. 86-88.

  • 4. Предметные недели в школе. Химия. Физика. Волгоград: – Учитель, 2002.

  • 5. Золотавина Е. А. План кружка «Мир химии» // Сеть творческих учителей: Химоза: сетевое сообщество. 2011. URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=260595 &d_no=266444&ext=Attachment.aspx?Id=126378 (дата обращения: 11.01.2013).


Химический эксперимент

Мини-исследование: необычные опыты с обычными веществами

Авторы:

Беркалиева Л. Т.. Адрес: с. Ембаево, Тюменский р-н, Тюменская обл.. Место работы: Ембаевская СШ им. А. Аширбекова.

Faizulina A. R.. Адрес: Тюмень. Место работы: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Аннотация

В статье рассматривается метод интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников – мини-исследование. Метод позволяет интегрировать урочную и внеурочную деятельность учащихся и достигать высоких метапредметных и личностных результатов образования.

Ключевые слова:

исследовательская деятельность, метод проектов, метапредметный подход.

Список литературы
  • Криволапова Н. А. Программно-методические материалы внеурочной деятельности по курсу «Учимся учиться». – Курган, 2010.

  • Педагогика и психология: теория и технологии: курс лекций. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. Л. И. Гриценко. – М.: Планета, 2012.

  • Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.

  • Стивен У. Мойе. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. – М.: АСТ Астрель, 2007.


Внеклассная работа

Методы формирования экологической культуры школьников.

Авторы:

Арканова В. Н.. Адрес: Тобольск. Место работы: Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева.

Ключко О. М.. Адрес: Тобольск. Место работы: СШ № 9.

Аннотация

В статье анализируется состояние экологического воспитания на всех ступенях образования в общеобразовательных учреждениях г. Тобольска Тюменской области. Авторами предлагается подробный сценарий проведения внеклассного форум «Экологический набат».

Ключевые слова:

экологическая культура, внеклассная работа.


Внеклассная работа

Из опыта подготовки учащихся к химическим олимпиадам.

Авторы:

Бакланова И. И.. Адрес: Тюменская обл.. Место работы: Боровская СШ № 1.

Аннотация

В статье описан опыт работы сельской школы по развитию интеллектуальной одаренности, и подготовке школьников к химическим олимпиадам на уроках и во внеурочное время через реализацию индивидуального образовательного маршрута изучения курса химии.

Ключевые слова:

одарённые дети, подготовка к олимпиадам по химии.

Список литературы
  • 1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2012.

  • 2. Лидин Р. А., Молочко В. А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2002.

  • 3. Ушкалова В. Н., Иоанидис Н. В. Химия: конкурсные задания и ответы. – М.: Просвещение, 2000.

  • 4. Воловик В. Б., Крутецкая Е. Д. Школьная химия. Вопросы и упражнения. Самое необходимое: Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М.: Авалон, Азбука-классика, 2004.

  • 5. Хомченко Г. П. Задачи по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2002.

  • 6. Штремплер Г. И., Хохлова А. И. Методика решения расчётных задач по химии. – М.: Просвещение, 2001.

  • 7. Слета Л. А., Чёрный А. В., Холин Ю. В. 1001 задача по химии с ответами, указаниями, решениями. – М., 2005.

  • 8. Косова О. Ю. Химия в расчётных задачах. – Челябинск: Взгляд, 2006.

  • 9. Задачи всероссийских олимпиад по химии / Под общ. ред. академика РАН профессора В. В. Лунина. – М.: Экзамен, 2003.

  • 10. Руководство к лабораторным занятиям по органической химии / Под ред. Н. А. Тюкавкиной – М.: Дрофа, 2002.