«Химия в школе»: вчера, сегодня, завтра

Авторы:

Левина Л. С.. Адрес: Москва.

Аннотация

Статья написана по случаю 75-летнего юбилея журнала «Химия в школе».

Ключевые слова:

Журнал «Химия в школе», юбилей журнала.


Стереохимическое строение неорганических веществ

Авторы:

Белов Д. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Грабовский Е. А.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Аннотация

Статья посвящена стереохимии неорганических соединений. Рассказывается о теории ОЭПВО. Простой метод, позволяющий предсказывать форму ковалентных соединений – теория отталкивания электронных пар валентных орбиталей, которая состоит в том, что расположение атомов вокруг центрального атома определяется отталкиванием между электронными парами валентных орбиталей центрального атома.

Ключевые слова:

теория ОЭПВО, стереохимия неорганических веществ, циклические и нециклические неорганические структуры.

Список литературы
  • Гиллеспи Р. Геометрия молекул / Пер. с англ. Под ред. Ю. А. Пентина. – М.: Мир, 1975.

  • Картмелл Э., Фоулс Г. В. Валентность и строение молекул / Пер. с англ. Под ред. М. В. Базилевского. – М.: Химия, 1978.

  • Корольков Д. В. Основы неорганической химии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.

  • Лидин Р. А. Константы неорганических веществ: справочник / Р. А. Лидин, Л. Л. Андреева, В. А. Молочко / Под ред. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2006.

  • Минкин В. И., Симкин Б. Я., Миняев Р. М. Теория строения молекул / Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 1997.

  • Николаев Л. А. Современная химия: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1970.

  • Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2-х т. - Т. 1 / Пер. с англ. – М.: Мир, 2002.

  • Шрайвер Д., Эткинс П. Неорганическая химия. В 2-х т. - Т. 1 / Пер. с англ. – М.: Мир, 2004.


Как оценивать результаты проектной деятельности

Авторы:

Заграничная Н.А.. Адрес: Москва. Место работы: ИСМО РАО.

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты оценивания результатов проектной деятельности учащихся основной школы в соответствии c требованиями образовательного стандарта второго поколения.

Ключевые слова:

проектная деятельность, метапредметные результаты обучения, оценочные средства.

Список литературы
  • 1. Заграничная Н. А. К оценке результатов учебной экспериментальной деятельности // Химия в школе. — 2010. — №7.

  • 2. Заграничная Н. А. О метапредметных результатах изучения школьного курса химии // Химия в школе. — 2011. — № 4.

  • 3. Заграничная Н. А. Из опыта диагностики метапредметных результатов обучения // Химия в школе. — 2011. — № 8.

  • 4. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования. — Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2006.


Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся

Авторы:

Нечитайлова Е. В.. Адрес: Цимлянск, Ростовская обл.. Место работы: Лицей №1.

Аннотация

В статье говорится о необходимости мониторинга как предметных, так и метапредметных знаний и навыков учащихся на каждом этапе изучения. В качестве инструмента промежуточного контроля автор предлагает использование контрольно-диагностических материалов. Для разработки таких материалов в статье приведены критерии оценивания и психолого-педагогические требования. Автор приводит примеры контрольно-измерительных материалов по химии. Как итоговый этап мониторинга предложена разработка контрольной работы по химии на основе таксономии учебных целей Б.Блума.

Ключевые слова:

мониторинг, промежуточный контроль, контрольно-диагностические материалы, обучение химии, критерии оценивания.

Список литературы
  • 1. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  • 2. Божович Е. Д. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сборник научных трудов / Под ред. Е. Д. Божович. — М.: Новая школа, 1995.

  • 3. Иванов Д. А. Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе // Школьные технологии. — 2008. — № 1. — С. 149–158.

  • 4. Нечитайлова Е. В. Об использовании WEB-квестов в процессе обучения // Химия в школе. — 2007. — № 6. — С. 26–29.


Индивидуальные маршруты на коллективных учебных занятиях

Авторы:

Лебединцев В. Б.. Адрес: Красноярск. Место работы: ИПК и ППРО.

Рассохина Т. Г.. Адрес: Красноярский край. Место работы: Гляденская ОШ № 11.

Аннотация

Всё отчетливее осознаётся общественная потребность в обучении по индивидуальным программам, но в условиях совместной деятельности. Авторы раскрывают особенности коллективных учебных занятий, делятся опытом составления и реализации индивидуальных учебных маршрутов на занятиях по химии, представляют средства нелинейного структурирования содержания учебной программы (маршрутно-логические схемы), описывают некоторые методики организации учебной деятельности в парах и группах, приводят примеры дидактического материала.

Ключевые слова:

коллективное учебное занятие, индивидуальный учебный маршрут, индивидуальная программа, методики коллективных учебных занятий, маршрутно-логическая схема.

Список литературы
  • 1. Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. — Красноярск, 2010.

  • 2. Лебединцев В. Б., Горленко Н. М., Запятая О. В., Клепец Г. В. Новые модели обучения в малочисленных сельских школах: институциональные системы обучения на основе индивидуальных учебных маршрутов и индивидуальных образовательных программ учащихся: методическое пособие / Под ред. В. Б. Лебединцева. — Красноярск, 2010.

  • 3. Модифицированные программы для разновозрастных коллективов на ступени основного общего образования. Биология. Химия. География: методическое пособие / В. Б. Лебединцев [и др.]. — Красноярск, 2009.

  • 4. Мкртчян М. А. Методики коллективных учебных занятий // Справочник заместителя директора школы. — 2010. — № 12. — С. 50–63; 2011. — № 1. — С. 55–64. — URL: http://menobr.ru.

  • 5. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. — 2005. — № 4. — С. 102–112.

  • 6. Лебединцев В. Б., Горленко Н. М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам // Народное образование. — 2011. — № 9. — С. 224–231.


Урок-семинар «Природные источники углеводородов»

Авторы:

Анацко О. Э.. Адрес: Санкт- Петербург. Место работы: Гимназия № 399.

Аннотация

С целью воспитания информационной культуры гимназистов разработаны уроки-семинары по разным дисциплинам. Один из них предложен вниманию читателей. Он проводится после изучения темы «Углеводороды» и рассчитан на 2 ч.

Ключевые слова:

природный газ, нефть, каменный уголь.


Урок-аукцион по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»

Авторы:

Шакирова С. М.. Адрес: Г. Тетюши, Республика Татарстан. Место работы: СШ № 2.

Аннотация

Предложен урок в форме необычного аукциона – аукциона знаний.

Ключевые слова:

Периодическая система, химические элементы.


Химическая головоломка «От А до С»

Авторы:

Чинаева В. М.. Адрес: Республика Татарстан. Место работы: Актанышская СШ № 1.

Аннотация

Головоломка составлена на примере типичных заданий ЕГЭ по химии. Она поможет выпускникам в повторении и закреплении отдельных вопросов ЕГЭ.

Ключевые слова:

ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ.


Решение задач по стехиометрической схеме

Авторы:

Злотников Э. Г.. Адрес: Санкт-Петербург. Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена.

Аннотация

Рассмотрено решение некоторых задач с использованием стехиометрических схем.

Ключевые слова:

расчётная задача, стехиометрическая схема, химический процесс.


Из опыта формирования процедурных знаний в процессе решения задач

Авторы:

Тишкина Е. М.. Адрес: Видное. Место работы: СШ № 9.

Аннотация

В процессе обучения процедурные знания могут быть представлены в различных формах: индивидуальной стратегии решения задачи, памятки по управлению учебными действиями, обобщающей схемы, содержащей различительные действия для реализации успешной познавательной стратегии и т. д. В статье подробно рассмотрена такая форма процедурных знаний, как индивидуальная стратегия.

Ключевые слова:

типы знаний, типы задач.


Консультация

Вопрос из подслушанного разговора, или Почему фенолфталеин не изменил окраску?

Авторы:

Медведев Ю. Н.. Адрес: Москва. Место работы: МПГУ.

Аннотация

Для ответа на этот вопрос придётся сначала вспомнить, как работают кислотно-основные индикаторы. Большинство из них относятся к очень слабым органическим кислотам или основаниям. В водном растворе такие слабые кислоты незначительно диссоциируют. В растворе эти две формы находятся в равновесии. Добавление кислоты или щёлочи нарушает это равновесие, что вызывает накопление в растворе одной из форм индикатора, окраску которой мы и наблюдаем.

Ключевые слова:

водный раствор, гидролиз, индикатор, окраска индикатора, область перехода окраски индикатора, показатель титрования.


Химический эксперимент

Химический эксперимент как средство формирования критического мышления

Авторы:

Жилин Д. М.. Адрес: Москва. Место работы: СШ № 192.

Аннотация

Показан метод использования химического эксперимента для формирования критического мышления. Метод базируются на концепции фальсификации теорий (К. Поппер) и заключается в организации когнитивного конфликта (проблемной ситуации), т. е. такой ситуации, при которой наблюдения противоречат предсказаниям, которые учащийся может дать на основе имеющихся у него знаний. Приведено несколько примеров таких экспериментов.

Ключевые слова:

химический эксперимент, критическое мышление, когнитивный конфликт, проблемная ситуация.

Список литературы
  • 1. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.

  • 2. Perry W. G. Jr. Forms of Intellectual and Ethical Development in the Colledge Years: a Scheme. - N.Y.: Holt, Rinehart, and Winston, 1979.

  • 3. Finster D. C. Developmental Instruction. Part I. Perry's Model of Intellectual Development // J. Chem. Ed. - 1989. - 66. - № 8. - Р. 659-661.

  • 4. Finster D. C. Developmental Instruction. Part II. Application of the Perry Model to General Chemistry // J. Chem. Ed. - 1991. - 68. - № 9. - Р. 752-756.

  • 5. Felder R. M., Brent R. The Intellectual Development of Science and Engineering Students // J. Engineer. Educ. - 2004. - 93. - № 4. - Р. 269–277.

  • 6. Загашев О. И., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. Е. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Речь, 2003.

  • 7. Kogut L. Critical Thinking in General Chemistry // J. Chem. Ed. - 1996. - 73. - № 3. - Р. 218-221.

  • 8. Oliver-Hoyo. Designing a Written Assignment To Promote the Use of Critical Thinking Skills in an Introductory Chemistry Course // J. Chem. Ed. - 2003. - 80. - № 8. - Р. 899-903.

  • 9. DeWit D. Predicting Inorganic Reaction Products: A Critical Thinking Exercise in General Chemistry // J. Chem. Ed. - 2006. - 83. - № 11. - Р. 1625-1628.

  • 10. Berlyne D. E. A theory of human curiosity // Brit. J. Psychol. - 1954. - 45. - Р. 180-191.

  • 11. Ben-Zvi R., Silberstein J. The Use of Motivational Experiments in the Teaching of Quantitative concepts in Chemistry // J. Chem. Ed. - 1980. - 57. - № 11. - Р. 792-794.

  • 12. Baddock M., Bucat R. Effectiveness of a Classroom Chemistry Demonstration using the Cognitive Conflict Strategy // Int. J. Sci. Educ. - 2008. - 30. - № 8. - Р. 1115-1128.

  • 13. Roehrig G., Garrow Sh. The Impact of Teacher Classroom Practices on Student Achievement during the Implementation of a Reform-based Chemistry Curriculum // Int. J. Sci. Educ. - 2007. - 29. - № 14. - Р. 1789–1811.

  • 14. Жилин Д. М. Как на самом деле реагирует метан с хлором // Химия в школе. - 2011. - № 3. - С. 64-67.


Изучение хроматографии на занятиях элективного курса

Авторы:

Пильникова Н. Н.. Адрес: Челябинск. Место работы: Педагогический университет.

Аннотация

Автор представляет разработку нескольких занятий по изучению хроматографического метода анализа при организации элективного курса по химии для учащихся девятых классов.

Ключевые слова:

хроматография, ученический эксперимент, элективный курс.

Список литературы
  • Верзилина М. К., Котлярова О. С., Овчинникова Н. К., Нифантьев Э. Е. Из опыта использования тонкослойной хроматографии на внеклассных занятиях по химии в школе // Химия в школе. – 1976. - № 5. – С. 83.

  • Верзилина М. К., Овчинникова Н. Г., Нифантьев Э. Е. Тонкослойная хроматография и её применение в школе // Химия в школе. – 1975. - № 3. – С. 13-16.

  • Кабанова Л. Ф., Паули И. А. Адсорбция, хроматография и катализ: Метод. указ. для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2006.

  • Куделин Б. К. Хроматография на выеденном яйце // Химия и Жизнь. – 1981. - № 11. – С. 70-71.

  • Соловьёв Ю. И., Трифонов Д. Н., Шамин А. Н. История химии. Развитие основных направлений современной химии. — М.: Просвещение, 1984.


Проблемный ученический эксперимент при изучении химических реакций в растворах

Авторы:

Киселева Е. В.. Адрес: Серпуховской р-н, Московская обл.. Место работы: Оболенская СШ.

Аннотация

В статье рассмотрены методические аспекты подготовки учащихся к государственной аттестации с применением индивидуальных проблемных химических опытов, обучающих школьников грамотному и более глубокому пониманию химических процессов. В частности, рассмотрен пример структуры уроков, посвящённых изучению темы «Реакции ионного обмена», с применением проблемных химических опытов.

Ключевые слова:

содержание химического эксперимента, проблемный эксперимент, обменные реакции.


Поэтапное развитие исследовательских умений учащихся с задержкой психического развития

Авторы:

Нефёдова Т. В.. Адрес: Нижний Новгород. Место работы: Школа-интернат № 4.

Аннотация

Представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование внешних ресурсов для обеспечения развития умений исследовательской деятельности учащихся с ограничениями в когнитивном развитии (задержка психического развития). Выявлены условия обучения, содействующие выработке эффективных способов ведения исследовательской деятельности и являющиеся потенциалом для развития личности учащихся, их успешной социальной адаптации.

Ключевые слова:

исследовательские умения, познавательная самостоятельность.

Список литературы
  • Абасов З. А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников // Школьные технологии. – 2002. - № 5. – С. 56-61.

  • Выготский Л. С. Детская психология. - В 6 т. - Т. 4. - М., 1984.

  • Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности её проявления в образовательной технологии // Химия в школе. – 2004. - № 3. – С. 16-22.

  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. - М., 2002.

  • Петровский Г. Н. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор. – Мн.: ННО, 2000.

  • Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.


Из истории химии

Шахматы и другие увлечения в жизни Д. И. Менделеева

Авторы:

Рогожников С. И.. Адрес: Пермь. Место работы: Национальный исследовательский университет.

Аннотация

В статье рассказывается об увлечениях Д. И. Менделеева – игре в шахматы, любви к чтению литературных произведений и стихов, музыке и живописи, изготовлении и оклейке различных предметов, занятиях физическими упражнениями и полёте на воздушном шаре.

Ключевые слова:

Д И Менделеев, увлечения Д И Менделеева.

Список литературы
  • Гродзенский С. Я. Шахматы в жизни учёных. – М.: Наука, 1983.

  • Гродзенский С. Я. Менделеев и шахматы // Наука и жизнь. - 1980. - № 11.

  • Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников. – 2-е изд. – М.: Атомиздат, 1973.

  • Макареня А. А., Нутрихин А. И. Менделеев в Петербурге. - Л.: Лениздат, 1982.

  • Они играли в шахматы. – М.: Советская Россия,1982.

  • Смирнов Г. А. Менделеев. - М.: Молодая Гвардия, 1974.

  • Стариков В. И. Д. И. Менделеев. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984.


О пребывании Д. И. Менделеева на Удомельской земле

Авторы:

Разина Т. Ф.. Адрес: г. Удомля, Тверская обл.. Место работы: Средняя общеобразовательная А-школа им. Д. И. Менделеева.

Аннотация

одословная Д. И. Менделеева связана с Удомельским районом. Установлены и сохранены памятные места, связанные с именем учёного. Итоги краеведческих исследований ежегодно подводятся на Менделеевских праздниках.

Ключевые слова:

родословная Д И Менделеева, Дмитрий-студент, памятные места, Менделеевские праздники.


Внеклассная работа

Классный час «Алкоголь – болезнь нашего времени»

Авторы:

Дубова Л. В.. Адрес: Иваново. Место работы: Машиностроительный колледж.

Аннотация

Цель классного часа – убедить подростков, что безмерное употребление спиртных напитков вредно и приводит к заболеванию алкоголизмом. Использованы плакаты, раздаточный материал, презентации, фильм.

Ключевые слова:

алкоголизм, спиртные напитки.


Связь обучения с жизнью: экскурсия на предприятие

Авторы:

Пириева Г. А.. Адрес: Сальянский р-н, Азербайджанская Республика. Место работы: СШ № 7.

Аннотация

Статья рассказывает об экскурсии на производственный участок в целях повышения интереса учащихся к изучению химии и укрепления связи обучения с жизнью. Уделяется особое внимание антиалкогольной пропаганде.

Ключевые слова:

спиртовое брожение, опыты по брожению, технологический процесс, экскурсия на комбинат, антиалкогольная пропаганда.

Список литературы
  • Аббасов В. М. и др.: XI класс. Органическая химия, 2009.

  • Ерыгин Д. П., Грабовый А. К. Задачи и упражнения по химии с межпредметным содержанием. – М.: Высшая школа, 1998.

  • Макаров А. М. Химия и жизнь. – М.: Просвещение, 1995.

  • Яертков И. Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии, 2006.

  • Fərəcov M. S. Kimyanın tədrisində fənlərarası əlaqə. – Bakı, 1989.

  • Mehrabov A. və başqaları. Pedaqoji texnologiya, 2006.


ИКТ как инструмент индивидуализации процесса обучения

Авторы:

Багрова Н. В.. Адрес: г. Волжский, Волгоградская обл.. Место работы: СШ № 14 «Зелёный шум».

Аннотация

Специфика объекта химии - изменяющегося вещества, требует соответствующих наглядных, динамичных методов обучения, а организация процесса усвоения химических знаний - мобильной обратной связи "учитель - ученик". Выбор дистанционных методов средствами информационно-коммуникативных технологий позволил нам максимально интенсифицировать и индивидуализировать обучение химии. Для этого в профильной школе (классах) учащиеся обучаются по индивидуальным образовательным программам, основанным на выборе учебных предметов и элективных курсов в пределах допустимой учебной нагрузки. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в обучении химии потребовал использования информационного, организационно-коммуникативного потенциала дистанционного обучения. В статье отражен опыт применения дистанционных методов обучения химии, отражена практика сотрудничества учителя химии с учениками в рамках сетевого взаимодействия

Ключевые слова:

Дистанционное обучение, изучение химии на профильном уровне, индивидуальный учебный план.

Список литературы
  • 1. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения/ — М.: Педагогика, 1990.

  • 2. Чмыхова Е. В., Давыдов Д. Г. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий на основе оценки поисковой активности // Инновации в образовании. — 2011. — № 3. — С. 103–114.

  • 3. http://lomonosov300.ru

  • 4. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. — М.: Просвещение, 2011.

  • 5. Чернобай Е. В. Проектирование учебного процесса учителем в современной информационной образовательной среде. — М.: УЦ «Перспектива», 2011.